КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД КАК ИНСТРУМЕНТ СТРУКТУРНОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ ЭКОНОМИКИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
АЛИЕВА Е.М.
старший преподаватель, Чеченский государственный педагогический институт, e-mail: [email protected]
В статье автор рассматривает возможность и эффективность применения кластерного подхода развития производственной сферы в Чеченской Республике, создающего предпосылки конкурентоспособной экономической системы. Предложена организационная структура региональных органов управления, координирующая общее руководство и формирующая позитивную динамику, нацеленную на высокую эффективность региональных органов власти посредством реализации кластерного подхода развития производственной сферы.
Ключевые слова: кластерный подход; кластер; организационная структура; структурная перестройка; инновации; региональная экономика.
The author considers the possibility and efficiency of the cluster approach of the production sphere in the Chechen Republic, which creates prerequisites for a competitive economic system. Proposed organizational structure of regional governments, coordinating the overall direction and forming a positive development, aimed at the high efficiency of regional authorities by implementing the cluster approach of the production sphere.
Keywords: clusters approach; cluster; organizational structure; restructuring; innovation; regional economy.
Коды классификатора JEL: R11, R12.
Экономика рассматривает кластерный подход как эффективный инструмент структурной перестройки экономики, направленный на перераспределение долей между отраслями, с целью комплексного развития экономической системы региона. Кластерный подход основывается на закономерностях экономической интеграции, необходимости значительных финансовых средств, использовании потенциала региона (трудовые, природные, производственные ресурсы инфраструктура). Процесс кластеризации позволяет развивать взаимосвязанные отрасли, которые способствуют росту конкурентоспособности друг друга и формированию конкурентоспособной модели экономики.
В соответствии с теорией М. Портера конкурентоспособность и устойчивое развитие региона или страны следует рассматривать с точки зрения конкурентоспособности не отдельных ее элементов, а именно кластеров — объединений предприятий различных отраслей, способных эффективно использовать внутренние и привлекаемые ресурсы [3].
Кластер — это географически взаимосвязанные компании и связанные с ними институты, действующие в определенной сфере, способствующие развитию его конкурентоспособности с присущими признаками общности деятельности и комплементарности [2]. Кластеры стимулируют значительное повышение производительности и внедрение инноваций.
Структура экономики Чеченской Республики за последние годы существенно изменилась и продолжает трансформироваться. Основными причинами этого явились переход экономики на рыночные рельсы, разрушение предприятий народного хозяйства, политическая нестабильность, что привело к разрыву хозяйственных связей, снижению объемов производства продукции, уровня и качества жизни населения, увеличению численности безработных и в конечном итоге — к глубочайшему кризису экономики, состоянию депрессивности, изолировав регион от экономической жизни страны.
Существующие структурные диспропорции экономики Чеченской Республики потребовали государственной поддержки отраслей жизнеобеспечения на федеральном и региональном уровнях для создания
© Е.М. Алиева, 2011
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 1 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 1 Часть 3
политически стабильного общества и восстановления экономики и социальной сферы республики. Правительством Российской Федерации и органами государственной власти Чеченской Республики приняты нормативные правовые акты по стабилизации ситуации в республике: федеральные целевые программы «Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики (2002 г. и последующие годы)», «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2012 гг.» и др. [5].
Восстановление экономики и социальной сферы в рамках программ было направлено на обеспечение первоочередных мер систем жизнедеятельности населения и создание основ современной промышленности. В ходе реализации программ многие задачи пересматривались и корректировались, некоторые остались не решенными. Основная часть уцелевших и восстановленных предприятий экономики уже приступила к производственной деятельности, выпуская товары народного потребления, хотя они полностью еще не восстановлены.
По итогам реализации данных программ можно сделать следующий вывод: при программировании развития экономики Чеченской Республики не учтена специфика восстановительного роста экономики, заключающаяся в необходимости формирования каркаса будущей саморегулируемой экономической системы. Кроме того, поток инвестиций, направляемых на восстановление и развитие экономики и социальной сферы, завершится, а ориентиры будущего, позволяющие определить место республики в межрегиональном разделении труда, до сих пор не сформированы. Не реализована основная задача программирования — комплексное развитие экономики республики, стимулирующее ее структурную перестройку.
Чеченская Республика располагает уникальными возможностями для создания современной производственной сферы, на основе развития кластеров с использованием современного оборудования, кадрового потенциала и передовых технологий в целях повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности республики.
Применение кластерного подхода в условиях экономики восстановительного роста наиболее актуально вследствие необходимости восстановления предприятий реального сектора экономики и создания точек роста для дальнейшего устойчивого развития хозяйственной системы. Создание кластера предполагает некоторое территориальное ограничение, позволяющее оперативно решить задачи, которые присущи конкретной территории.
Вместе с тем существует ряд условий характерных для экономики восстановительного роста как способствующих, так и негативно влияющих на формирование кластеров. К позитивным условиям можно отнести: существование природных ресурсов; наличие трудовых ресурсов; готовность к интеграции, основанную на исторически сложившихся хозяйственных связях.
К негативным факторам относятся неблагоприятный инвестиционный климат и низкое качество уровня развития ассоциативных структур (торговых палат, промышленных ассоциаций) [1]; краткосрочность планирования кластерного развития согласно действующим нормативным правым актам, в то время как в условиях восстановительного роста требуется длительный период на формирование кластера; отсутствие доступа к дешевым ресурсам; недостаточная развитость малого бизнеса [4].
Максимально используя конкурентные преимущества и специализацию, в рамках кластерной политики в производственной сфере будет создана эффективная информационная среда, инновационная инфраструктура, особенно для развития бизнеса, включая доступ к новейшим технологиям и базе данных возможных партнеров по бизнесу, в том числе и за рубежом.
Успех развития кластера в условиях экономики восстановительного роста в значительной степени определяется состоянием предпринимательской и институциональной среды. Эти препятствия не просто сокращают количество новых видов бизнеса, но и в силу косвенных эффектов, связанных с недопроизводством валового продукта из-за неэффективного использования ресурсов, экономика теряет на порядок больше средств, в результате чего снижается качество развития [6].
Бизнес, государство и институциональные структуры принимают активное участие в развитии кластеров, что позволяет оптимизировать пропорции в макроэкономической структуре и создать условия для эффективной конкуренции. Кластерный подход выявляет взаимозависимость и коллективную ответственность указанных субъектов экономики в этом процессе.
Успешность реализации задач кластерного подхода выражается в структурной перестройке региональной экономики, реализованной посредством изменения организационной структуры органов власти, координирующей позитивную динамику и нацеленной на повышение эффективности функционирования региональных органов управления при использовании ресурсного потенциала региона, реализации долгосрочной стратегии социально-экономического развития, региональной инновационной политики, изменяющей экономические пропорции структурных элементов: увеличение доли обрабатывающих производств и инфраструктуры в структуре ВРП, снижении численности безработных, создании новых производств в структуре кластеров, перепрофилирование специализации региона.
Эффективность кластерного подхода развития производственной сферы экономики зависит непосредственно от организационной структуры, координирующей общее руководство группы и формирующей позитивную динамику, нацеленной на высокую эффективность региональных органов власти. В этой связи на практике для выбранной стратегии создаются соответствующие структуры — рабочие группы,
КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД КАК ИНСТРУМЕНТ СТРУКТУРНОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ.
127
координационные советы, независимые эксперты и т.д. Для координации действий и формирования предложений по разработке стратегии развития экономики Чеченской Республики представлена организационная структура на рис. 1.
В условиях экономики восстановительного роста региональный орган управления участвует в выборе приоритетных направлений, имеющих потенциал и способствующих повышению конкурентоспособности производственной сферы экономики, выявлению факторов, воздействующих на развитие конкурентных преимуществ территории, в целях формирования и развития кластеров производственной сферы экономики. Орган управления выступают в качестве организатора взаимодействия, согласовывая интересы государства, науки и бизнеса. В этой связи используются совещания любого уровня, на которых для ознакомления руководителей и специалистов с новыми видами техники, технологиями и технологическими приемами значительная часть времени предоставляется представителям науки, образования, инновационных фирм [8, 43-48], а также осуществляется проработка инновационных предложений.
Важной отличительной чертой кластера является его ориентация на инновационное развитие. Именно органы регионального управления создают инфраструктуру для деятельности кластера, способствующую обмену новыми знаниями и технологиями, а также способствуют развитию факторов конкурентоспособности.
Ценность концепции региональной кластеризации заключается в ее способности представлять систему региональной экономики в качестве единого взаимосвязанного комплекса, предоставляющего возможность принятия управленческих решений [7, 160-167].
Основным преимуществом экономики Чеченской Республики является необходимость восстановления разрушенной хозяйственной системы. Следовательно, региональные органы управления на начальном этапе могут выбирать экономические инструменты и подходы для создания конкурентоспособной экономики, которые на данном этапе менее затратные, чем на этапе сформированной экономики.
Рис. 1. Схема организационной структуры органов власти региона
Таким образом, региональные органы власти могут добиться успеха на рынке посредством применения кластерного подхода, создавая предпосылки конкурентоспособной производственной сферы экономики Чеченской Республики посредством формирования эффективной организационной структуры органов управления.
ЛИТЕРАТУРА
1. Блудова С. Н. Региональные кластеры как способ управления внешнеэкономическим комплексом региона // Вестник СевКавГТУ, Серия «Экономика». 2004. № 2 (13) // © Северо-Кавказский государственный технический университет // Интернет ресурс: http://www.ncstu.ru.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 1 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 1 Часть 3
2. Дынкин А., Кондратьев В., Газимагомадов Р. Региональная промышленная политика: зарубежный опыт. В сборнике «Современная национальная промышленная политика России: региональный аспект» // Под ред. В. Рудашевского, М.: РСПП, М., 2004.
3. Лизунов В.В. Кластеры как эффективный механизм реализации инновационной политики // Интернет-ресурс: http://www.o.vgteu.ru/donnloads/uploads/cont/2/l:zynov.doc.
4. МарковЛ.С. Проблемы реализации кластерной политики в России // Научный эксперт. 2007. № 4 // Интернет-ресурс: http://www.cluster-center.ru/about1.html.
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.2001 г. № 889 Федеральная целевая программа «Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики (2002 год и последующие годы)»; постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2010 г. № 583 Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2011 годы».
6. Симагина О. Вопросы качества экономического развития // Экономист. 2007. № 2. С. 29-36.
7. Скоч А.В. Эффективность кластеризации региональной экономики // Экономические стратегии. 2007. № 5/6. С. 160-167.
8. Суровцев В. Назревшие формы интеграции аграрного производства // Экономист. 2008. № 8. С. 43-48.