УДК 378.14:364-78
ББК С.90р ГСНТИ
В. Д. Ширшов, М. А. Зыскина
Екатеринбург, Россия
КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД К СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
<■.43.43 Код ВАК 13.00.08
V. D. Shirshov, М. A. Zyskina Ekaterinburg, Russia
CLUSTER APPROACH TO SOCIAL WORK
Аннотация. В статье идет речь о кластерном подходе к социальной работе. Целью кластерного подхода является интеграция образовательных и социальных учреждений для подготовки специалистов к социальной работе. Появляется необходимость взаимодействия Министерства социальной защиты и университетов на базе Координационного совета. Раскрывается поэтапное взаимодействие между образовательными организациями и социальными учреждениями. Перспективными направлениями являются формирование знаний и умений студентов и социальных работников анализировать и ответственно решать практические задачи социальной работы. Отмечаются недостатки в подготовке социальных работников в вузе.
Ключевые слова: кластер, образовательный кластер, социальная сфера, социальная работа, модернизация, интеграция, компетентность, этапы взаимодействия, волонтеры.
Сведения об авторе: Ширшов Владимир Дмитриевич, доктор педагогических наук, профессор.
Место работы: кафедра безопасности жизнедеятельности Уральского государственного педагогического университета.
Контактная информация: 620017,
E-mail: [email protected].
Сведения об авторе: Зыскина Маргарита Алексеевна, кандидат медицинских наук, доцент.
Место работы: кафедра социальной педагогики Уральского государственного педагогического университета.
Abstract. The article deals with the cluster approach to social work. The aim of the cluster approach is the integration of educational and social institutions for training of specialists in social work. There is a need of cooperation between the Ministry of Labor and Social Protection and universities on the basis of the Coordinating Council. The article describes the proposed stages of cooperation between educational organizations and social institutions. Development of knowledge and formation of skills of students and social workers to analyze and responsibly solve practical tasks of social work are important perspectives of universities' activity. The article also highlights drawbacks in training social workers at modern universities.
Key words: cluster, education cluster, social sphere, social work, modernization, integration, competence, stages of cooperation, volunteers.
About the author: Shirshov Vladimir Dmitrievich, Doctor of Pedagogy, Professor.
Place of employment: Department of Life Safety, Ural State Pedagogical University.
'. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26.
About the author: Zyskina Margarita Alekseyevna, Candidate of Medicine, Associate Professor.
Place of employment: Department of Social Pedagogy, Ural State Pedagogical University.
116
Специальное образование. 2015. № 2
Контактная информация: 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26. E-mail: [email protected].
Результативность и эффективность решения множества задач в социальной сфере зависит от готовности и умения специалистов включаться в совместную деятельность на уровне взаимодействия и сотрудничества. Модернизация образования в социальной сфере является в настоящее время ведущей идеей и центральной задачей образовательной политики. В основе модернизации образования должна лежать идея совершенствования российской социокультурной динамики.
В настоящее время в социальном образовании достаточно полно актуализируются и формируются характеристики профессиональной компетентности специалистов, реализуется модель практико-ориенти-рованного обучения.
Методологической основой исследования выступает кластерный подход. Кластер (англ. claster — скопление) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определенными свойствами.
По словам профессора Гарвардского университета Майкла Портера, кластеры представляют собой системы взаимосвязей форм и организаций, значимость которых как целого превышает простую сумму составных частей.
Образовательный кластер социальной работы — совокупность взаимосвязанных учреяеде-
© Ширшов В. Д., Зыскина М. А., 2015
ний профессионального образования и учреждений социальной сферы [7, с. 62].
Кроме кластерного подхода, был использован системный подход к многоуровневой подготовке специалистов социальной сферы.
Целями образовательного кластера и системного подхода к социальной работе являются построение целостной системы многоуровневой подготовки специалистов для учреждений социальной сферы на основе интеграции образовательных учреждений и учреждений-работодателей; обеспечение качества, сокращения сроков подготовки и закрепления выпускников в социальных и других учреждениях; стимулирование совместных социально ориентированных фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований; создание гибкой системы повышения квалификации специалистов социальной сферы с учетом текущих и прогнозируемых требований общества.
Уральский государственный педагогический университет (УрГПУ) одним из первых в стране в 1991 г. начал подготовку социальных педагогов и специалистов социальной работы, сразу же после введения новых специальностей и включения их в нормативные документы.
За прошедшие годы в Институте социального образования УрГПУ накоплен достаточный опыт по подготовке специалистов социаль-
Специальное образование. 2015. № 2
117
ной сферы, сформированы отдельные научные направления, внедрены программы специализации, реализованы совместно с зарубежными партнерами международные проекты по внедрению супервизии в практику социальной работы и по концептуализации студенческих практик в рамках Болонских критериев.
В настоящее время Институт социального образования осуществляет подготовку по пяти лицензированным направлениям: социальная педагогика, социальная работа, реклама, связи с общественностью, международные отношения. В институте обучаются 558 студентов дневного отделения и более 2000 студентов заочного отделения.
Можно заключить, что в Уральском государственном педагогическом университете есть сложившаяся образовательная система: широкая и хорошо развитая научно-исследовательская база, система подготовки кадров, проводивших экспериментальную работу по различным образовательным программам.
Наш университет дает своим выпускникам фундаментальное академическое образование, но не всегда располагает квалифицированными педагогическими кадрами в какой-либо конкретной области, а потому порой не способен сформировать у них практические умения и навыки для того, чтобы они могли сразу и полноценно включиться в работу того или иного социального учреждения.
Мы считаем, что профессиональное социальное образование не
может развиваться изолированно от тех структур, для которых оно готовит специалистов. И не случайно в последнее время все чаще проводятся исследования, говорящие о необходимости интеграции разных форм партнерства в социальной сфере [4]. С методологической точки зрения интегративность различных форм партнерства является принципом и критерием эффективности работы образовательного кластера.
Проблемы интегративности в социальной работе отражены в п. 1.3. ГОС ВПО, где говорится, что специалист социальной работы должен содействовать интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений по оказанию необходимой социальной защиты и помощи населению.
В последние годы в Уральском регионе появились инновационные социальные учреждения: социальные поликлиники (не путать с медицинскими), реабилитационные центры для инвалидов, центры реабилитации наркозависимой молодежи и т. д. Начали работу специалисты участковой службы в микрорайонах по реабилитации детей и подростков, имеющих отрицательный социальный опыт, учреждения для женщин и детей, испытавших любые формы насилия, и т. д. Все эти учреждения оснащены информационной техникой, налаживается использование современных дистанционных технологий открытого образования. Важным аспектом в инновационных социальных учреждениях является то, что они соз-
118
Специальное образование. 2015. № 2
дают возможности дистанционного консультирования, когда клиент и специалист находятся на больших расстояниях, причем не только слышат, но и видят друг друга на мониторах.
К работе в таких учреждениях привлечены работники социальной сферы: социальные работники, социальные педагоги, психологи, юристы, священнослужители, а также медицинские работники. Чтобы воспитывать специалистов, готовых к работе в таких социальных учреждениях, в вузе нужно использовать инновационные возможности образовательного кластера социальной работы.
Эффективным средством преодоления этого разрыва является система производственной практики, построения на основе сотрудничества с работодателями, т. е. корпоративного образования за счет средств «заказчика» образовательных услуг, с привлечением его производственной, образовательной базы и узких специалистов.
Для улучшения ситуации в данной сфере в 2012 г. в Министерстве социальной защиты населения Свердловской области состоялся круглый стол с участием представителей министерства, руководителей социальных учреждений и организаторов практики студентов Уральского государственного педагогического университета, где были обсуждены актуальные вопросы кадровой политики и профессиональной подготовки студентов — будущих специалистов социальной сферы.
Это обсуждение послужило основанием для подписания Соглашение о взаимодействии Министерства и Уральского государственного педагогического университета в рамках образовательного кластера, в соответствии с которым сотрудничество реализуется через совместную научно-методическую, образовательную, проектную деятельность.
Включение учреждений, находящихся в подчинении Министерства и НКО, в образовательный кластер строилось на принципах:
- территориальной близости,
- взаимовыгодного сотрудничества,
- совместного использования имеющейся базы и ресурсов. Каждое учреждение, вошедшее в образовательного кластер, имеет свой опыт работы. Однако общая консолидация ресурсов позволила всем участникам образовательного процесса (педагогам, специалистам-практикам, представителям власти) пользоваться тем, чего в их учреждении не было.
Главная идея взаимодействия — развитие уникальности, активизация творческого потенциала, повышение эффективности деятельности в отдельных учреждениях, входящих в кластер, — осуществляется за счет создания единого развивающего пространства, включающего все звенья и ступени образования.
Для обеспечения стратегического руководства деятельностью образовательного кластера был создан координационный совет, разработана нормативно-правовая
Специальное образование. 2015. № 2
119
база, регулирующая деятельность кластера, определены основные направления деятельности, проведен мониторинг потребностей и возможностей участников образовательного кластера, проанализирован уровень ресурсной (материальной, методической, кадровой) оснащенности учреждений, входящих в кластер.
Проведен ряд совещаний различного уровня, где обсуждались проблемы и перспективы создания кластера. В ходе реализации кластерного подхода при взаимодействии вуза и социальных учреждений учитывали ряд моментов: для начала необходимо было согласовать со всеми заинтересованными лицами требования к профессиональной компетентности специалистов, специфическую организацию подготовки таких специалистов в вузе. Все это нужно для того, чтобы наладить ситуационное взаимодействие и краткосрочное дополнительное образование участников того или иного проекта. Затем совместными усилиями были определены возможные направления деятельности студентов-практикантов, которые бы отвечали не только задачам производственной практики студентов, но и были актуальны для специалистов-практиков .
В ходе реализации кластерного и системного подходов ко взаимодействию образовательных и социальных учреждений нужно иметь в виду ряд этапов:
- на первом этапе студентам и преподавателям вуза необходимо изучить структуру социального уч-
реждения, требования к профессиональной компетентности специалистов, специфическую организацию подготовки таких специалистов в вузе. Все это нужно для того, чтобы наладить ситуационное взаимодействие и краткосрочное дополнительное образование студентов. Уже на первом этапе необходимо ознакомить студентов с перечнем тем курсовых и выпускных квалификационных работ и с порядком их выполнения и защиты;
- на втором этапе необходимо определить периодичность совместной деятельности по подготовке специалистов широкого профиля, ориентированных на решение конкретных задач социального учреждения. На этом этапе предусматривается проведение аттестационных и сертификационных мероприятий, выполнение государственных стандартов в вузе и раскрывается профессионально-корпоративный информационный потенциал социального учреждения. Нам представляется, что в идеале в образовательном кластере социальных работников должны существовать электронная библиотека с материалами, учитывающими специфику учреждения; телевизионный центр с системой кабельной трансляции, с видеотекой лекций, докладов и типичных ситуаций с вариантами их решения; система информационного обмена научными, методическими и нормативными материалами и учебниками;
- на третьем этапе связи образовательного и социального учреждений должны быть направлены на
120
Специальное образование. 2015. № 2
разработку стратегических корпоративных планов, на индивидуализацию подготовки специалистов, на создание образовательных структур непрерывного образования с привлечением практических работников социальной сферы. На этом этапе необходимо координировать содержание корпоративно-профессиональной и исследовательской деятельности, включать изучение методологии профессиональной деятельности в конкретном социальном учреждении, изучение и решение профессиональных задач, развитие профессиональной компетенции, личностных и деловых качеств специалистов, прохождение социально-коммуникативной практики с реальными клиентами.
Сложность заключается в том, что порой социальные учреждения живут и действуют в замкнутых организациях, что затрудняет получение официальной и конфиденциальной информации для работы студентов. Проходящие практику студенты, изучив специфику социального учреждения, должны предлагать и выполнять специфические темы курсовых и выпускных квалификационных работ, совместно с сотрудниками определять стратегические цели совершенствования социальной помощи и защиты населения. Необходимо заметить, что в некоторых социальных организациях доминирует рутинная работа, отмечается «зацикленность» на ежедневных практических задачах, когда нет времени на повышение теоретических и методических знаний и умений. Современные сту-
денты имеют возможности найти нужную информацию и сообщить ее персоналу учреждения.
В социальных учреждениях студенты работают в лабораториях, выполняют конкретные задания, анализируют результаты, отчитываются о выполненной работе. Специалисту после такой практики не нужно будет «переучиваться».
Очень важно, что на этом этапе создаются возможности трудоустройства и четкие перспективы карьерного роста для наиболее талантливых и профессионально мотивированных молодых специалистов.
Образовательный кластер социальной работы в настоящее время ориентирован на формирование когнитивного компонента и недостаточно направлен на формирование практико-ориентированного образования. Перспективным направлением в практико-ориентиро-ванном образовании является развитие у студентов умений анализировать, проектировать, прогнозировать и ответственно решать задачи социальной среды.
Показателями успешности в кластере социального образования являются наличие спецкурсов, которые ведутся совместно преподавателями вуза и представителями социальных учреждений; участие представителей социальных учреждений в определении тематики курсовых и выпускных квалификационных работ, научное руководство и проведение экспертизы выполненных работ в виде рецензирования; использование практико-
Специальное образование. 2015. № 2
121
ориентированных форм обучения; использование информационно-образовательных и интеллектуальных ресурсов социальных учреждений; проведение корпоративных конференций, научно-методических тренингов, дискуссий в режиме онлайн, проведение мониторинга эффективности подготовки специалистов по социальной работе; проведение самостоятельной учебной и научной работы студентов, которая должна служить их физическому, интеллектуальному и нравственному самовоспитанию и гармонизации развития, и контроль за этой работой [7, с. 68].
Эффективность работы образовательного кластера вуза можно показать на примере реализации совместного муниципального проект «Поддержка молодых инвалидов средствами волонтерской деятельности». Именно эта категория инвалидов находится в наиболее тяжелой жизненной ситуации и имеет ряд специфических проблем не только экономического, но и социально-психологического характера. Часто они возникают по причине изолированности инвалидов от внешнего мира как вследствие имеющихся недугов, так и в результате неприспособленности окружающей среды для инвалидов, наличия различных барьеров.
Актуальность выявленных проблем определила цели и задачи проекта:
• оказание социально-психологической поддержки молодым инвалидам;
• минимизация информационных и коммуникативных барьеров;
• проведение реабилитационных мероприятий в домашних условиях, не требующих специальной профессиональной подготовки, для развития мелкой моторики рук, улучшения навыков артикуляции;
• расширение общего кругозора, представлений о реальной действительности, улучшение навыков общения;
• повышение профессиональной компетентности студентов и специалистов.
Реализация проекта проходила в несколько этапов:
- на подготовительном этапе были согласованы цели, задачи, содержание деятельности всех участников проекта, определены риски, ожидаемые результаты и критерии их оценки, составлены конкретные планы мероприятий, подготовлены сметы расходов в кластере, разработана учебная программа спецкурса по обучению студентов, подготовлены памятки для студентов и семей инвалидов, составлены и изданы учебно-методические пособия «Методические и нормативно-правовые материалы по организации работы волонтеров» и «Подготовка волонтеров к работе с инвалидами». Проведена презентация проекта и рекламная акция с целью привлечения волонтеров к работе в проекте;
- на организационном этапе осуществлялся подбор студентов, желающих работать с молодыми инвалидами. На основании диагно-
122
Специальное образование. 2015. № 2
стического теста выявлялась готовность студентов к работе с семьей молодого инвалида, определялись ожидания студентов от работы с молодыми инвалидами, проводились лекции, обучающие семинары и тренинги со студентами согласно разработанной программе.
Специалисты реабилитационного центра составили список семей с инвалидами, нуждающихся в дополнительной волонтерской помощи, выявили их потребности и ожидания. С учетом запроса семьи и индивидуальных особенностей и интересов студентов распределили по семьям. Закупили и обеспечили студентов проездными билетами, канцелярскими и расходными материалами (красками, пластилином, цветной бумагой и т. д.) для проведения занятий с подопечными;
- на основном, деятельностном этапе после знакомства студентов с клиентом и членами его семьи уточнялся график посещений (1 или 2 раза в неделю, в среднем не менее 4 часов работы в течение недели), составлялся и обсуждался с координаторами индивидуальный план досуговых, реабилитационных, бытовых мероприятий на период реализации проекта.
В процессе волонтерской помощи студенты проводили с подопечными занятия по развитию мелкой моторики рук (рисовали, лепили, мастерили поделки, готовили подарки, оформляли открытки для мам и бабушек ко Дню матери, обсуждали документальные и художественные фильмы, телевизионные передачи, работали с персо-
нальным компьютером в сети Интернет, расширяли личные контакты через общение в социальных сетях), помогали близким выполнять гигиенические процедуры по уходу за инвалидом, имеющим тяжелые ограничения в самообслуживании и передвижении.
Предварительный анализ результатов проекта показал его жизнеспособность и целесообразность дальнейшей реализации.
Родители молодых инвалидов отмечали положительные сдвиги у своих детей: появился интерес и желание к общению со студентами как со своими сверстниками, улучшилось настроение, развились навыки работы с персональным компьютером, инвалиды с большим энтузиазмом выполняли артикуляционные упражнения и пальчиковую гимнастику. У близких, особенно у мам, освободилось время для занятия другими неотложными делами и решения бытовых проблем.
Студенты в своих анкетах и эссе отмечали, что они научились понимать беду и проблемы других, испытали желание учиться, чтобы эффективнее решать социальные проблемы [1].
Таким образом, опыт показывает, что полученные знания и умения помогут учащимся в профессиональной деятельности. В настоящее время организовано совместное проведение научно-исследовательской, учебно-методической и образовательной деятельности учреждений, входящих в образовательный кластер.
Специальное образование. 2015. № 2
123
Однако при всей интенсивности формирования и развития профессионального социального образования существуют не только позитивные, но и проблемные аспекты с точки зрения эффективности и оптимальности управления процессом обучения:
- недостаточная преемственность содержания образования разных уровней профессиональной подготовки;
- разрыв между теорией и практикой;
- отсутствие устойчивых управленческих механизмов ориентации профессионального образования на реальные потребности социальной сферы и рынка труда;
- недостаточное обновление кадров социальной сферы за счет выпускников вузов, осуществляющих профессиональную подготовку специалистов.
При этом стартовой задачей, несомненно, является повышение качества образования. Решение этой задачи связано с преодолением ряда проблем:
• сохранения ориентации на ин-формационно-знаниевую модель обучения;
• преобладания дисциплинарной структуры над междисциплинарной;
• перегруженности содержания высшего образования академически ориентированными программами в ущерб профессионально ориентированным;
• недостаточной личностной направленности образовательного процесса;
• отстраненности от средовых параметров образовательного процесса [см.: 1; 5; 6]. Кроме того, функционирование образовательного кластера социальной работы наталкивается и на внутривузовские проблемы, которые обусловлены методологией современной философии, социальной работы и социальной педагогики, использованием социальных технологий, которые обеспечивают гарантированный уровень компетентности будущих социальных работников. Так, в наше время происходит утрата, до известной степени, четкости, завершенной очер-ченности профессии, теряется идентификация устойчивых специальностей, возникает гибкость характера труда. На место устойчивых профессий приходит динамичная профессиональность. Для того, кто получает профессиональное образование, это означает, что он должен стать универсальным специалистом (обладающим богатым набором компетенций).
Поэтому современный образовательный процесс должен быть направлен на развитие мобильной социально активной личности, готовой не только производить социальный опыт, но и расширять его и продуцировать новое в других, нестандартных условиях. Реализация этих зацач накладывает отпечаток на требования к процессу профессиональной подготовки специалистов.
Таким образом, формируемая модель выпускников вуза должна соответствовать требованиям их профессиональной деятельности и
124
Специальное образование. 2015. № 2
современному уровню социальных отношений в сфере кластерного и системного подходов. Для этого требуется новый характер подготовки будущего специалиста: субъ-ектно-субъектный, поисково-исследовательский, рефлексивный, ориентированный на формирование ключевых общепрофессиональных и специальных компетенций [2, с. 56—57].
Литературы
1. Загвязинский, В. И., Социальная педагогика : учеб. пособие для бакалавров / В. И. Загвязинский, О. А. Селиванова. —Юрайт, 2014. — 405 с.
2. Зыскина, М. А. Профессиональная адаптация студентов первого курса в процессе волонтерской практики / М. А. Зыскина // Опьгг организации практики студентов : материалы Всерос. науч.-пракг. конф. (Екатеринбург, 14нояб. 2006 г.) / ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». — Екатеринбург, 2007. —103 с.
3. Зыскина М. А. Социальная практика студентов в рамках реализации компетентностного подхода / М. А. Зыскина // Организация студенческих практик в рамках Болонских критериев : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 23 янв. 2008 г.) / Урал. гос. пед. ун-т ; сост. и общ. ред. И. А. Ахьямовой. — Екатеринбург, 2008. — Ч. 1, —164 с.
4. Коротаева, Е. В. Педагогика взаимодействий в современном образовательном процессе : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Коротаева Е. В. — Екатеринбург, 2000. — 39 с.
5. Ларионова, И. А. Интегративно-дифференцированный подход в профессиональной подготовке социальных педагогов и специалистов социальной работы : моногр. / И. А. Ларионова, Ю. Н. Галагузова ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2007. — 172 с.
6. Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика. / Л. В. Мардахаев. — М. : Гардарики, 2005. —269 с.
7. Социальная педагогика : учеб. для вузов / под общ. ред. М. А. Гала-гузовой. — М. : Владос, 2008. — 416 с.
8. Ширшов, В. Д. Образовательный кластер социальной работы / В. Д. Ширшов // Основные парадигмы современного социально-гуманитарного знания : материалы заоч. межрег. науч.-практ. конф. — Благовещенск : Изд-во АмГУ, 2013. — С. 62—70.
Literature
1. Zagvyazinskiy, V. I., Sotsial'naya pedagogika : ucheb. posobie dlya baka-lavrov / V. I. Zagvyazinskiy, O. A. Seli-vanova. —Yurayt, 2014. — 405 s.
2. Zyskina, M. A. Professional'naya adaptatsiya studentov pervogo kursa v prot-sesse volonterskoy praktiki / M. A. Zyskina // Opyt organizatsii praktiki studentov : materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. (Ekaterinburg, 14 noyab. 2006 g.) / GOU VPO «Ural. gos. ped. un-t». — Ekaterinburg, 2007. — 103 s.
3. Zyskina M. A. Sotsial'naya praktika studentov v ramkakh realizatsii kompe-tentnostnogo podkhoda / M. A. Zyskina // Organizatsiya studencheskikh praktik v ramkakh Bolonskikh kriteriev : materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Ekaterinburg, 23 yanv. 2008 g.) / Ural. gos. ped. un-t ; sost. i obshch. red. I. A. Akh'yamovoy. — Ekaterinburg, 2008. — Ch. 1. — 164 s.
4. Korotaeva, E. V. Pedagogika vzai-modeystviy v sovremennom obrazovatel'-nom protsesse : avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk / Korotaeva E. V. — Ekaterinburg, 2000. — 39 s.
5. Larionova, I. A. Integrativno-diffe-rentsirovannyy podkhod v professional'-noy podgotovke sotsial'nykh pedagogov i spetsialistov sotsial'noy raboty : mo-nogr. / I. A. Larionova, Yu. N. Gala-guzova ; Ural. gos. ped. un-t. — Ekaterinburg, 2007. — 172 s.
Специальное образование. 2015. № 2
125
6. Mardakhaev, L. V. Sotsial'naya pe-dagogika. / L. V. Mardakhaev. — M. : Gardariki, 2005. —269 s.
7. Sotsial'naya pedagogika : ucheb. dlya vuzov / pod obshch. red. M. A. Gala-guzovoy. — M. : Viados, 2008. — 416 s.
8. Shirshov, V. D. Obrazovatel'nyy klaster sotsial'noy raboty / V. D. Shirshov// Osnovnye paradigmy sovremen-nogo sotsial'no-gumanitarnogo znaniya : materialy zaoch. mezhreg. nauch.-prakt. konf. — Blagoveshchensk : Izd-vo Am-GU, 2013, —S. 62—70.
126
Специальное образование. 2015. № 2