УМАВОВ Ю.Д.
КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД К РАЦИОНАЛЬНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА АГРАРНОГО
СЕКТОРА АПК РЕГИОНА
В статье обосновывается необходимость формирования аграрных кластеров, как важной составляющей повышения эффективности использования ресурсного потенциала аграрной сферы региона и перехода на инновационный путь развития. Аграрные кластеры позволят реализовать конкурентные преимущества, объединив гибкость специализированных средних и малых производителей с устойчивостью крупных компаний, обеспечить доступ сельскохозяйственных производителей к новым рынкам, предоставить им возможность использования новых технологий и средств производства.
UMAVOV т.л.
THE CLUSTER APPROACH TO THE RATIONAL USE OF THE RESOURCE POTENTIAL OF THE AGRARIAN SECTOR OF THE AGROINDUSTRIAL COMPLEX OF THE REGION
The article substantiates the necessity of formation of agrarian clusters, as an important component of increasing the efficiency of use of the resource potential of the agrarian sector of the region and the transition to the innovative way of development. Agrarian clusters will help us to achieve a competitive advantage by combining the flexibility of specialized medium-sized and small producers to the sus-tainability of large companies, to ensure the access of agricultural producers to new markets, and give them the opportunity to use new technologies and means of production.
Ключевые слова: кластер, ресурсный потенциал, сельское хозяйство, агропромышленный комплекс, аграрный сектор, механизма хозяйствования, агропромышленные предприятия, государственная поддержка, этноэкономи-ка.
Keywords: cluster, the resource potential of agriculture, the agro-industrial complex, agricultural sector, mechanism of economic management, agro-industrial enterprises, state support, ethnoeconomy.
В современных условиях эффективность использования ресурсного потенциала сельского хозяйства во многом зависит от эффективности государственной поддержки отрасли. Однако уровень господдержки сельского хозяйства в России в сравнении с развитыми странами один из самых низких.
Особое значение в настоящее время имеет разработка конструктивной региональной политики в области развития сельскохозяйственного производства, что в полной мере отвечает нынешней тенденции регионализации экономики и перемещения в субъекты Федерации ответственности за рост и раз-
витие хозяйствующих субъектов. В смешанной экономике, как показывает зарубежный опыт, регионы планируют межрегиональные отношения, координируют деятельность отдельных предприятий, непосредственно реализуют социально-экономическую политику государства [6].
В первую очередь, необходима адекватная политика государства в отношении такого важнейшего элемента природно-ресурсного потенциала сельского хозяйства как земля. Политика государства сегодня направлена на переход от долевой к частной собственности на землю. Однако, как убедительно доказывает Г. Беспахотный, организация системы управления земельными ресурсами в условиях частной собственности требует более высоких транзакционных издержек, чем при государственной собственности на землю. [4]
На нынешнем этапе земельной реформы имеются возможности вернуть значительную часть сельскохозяйственных земель в государственную собственность путем выкупа неиспользуемых сельскохозяйственных угодий.
В этой связи законодателей следует переориентировать на разработку механизмов передачи земель долевой собственности под контроль государства. В некоторых регионах уже встали на этот путь. При этом земля неплатежеспособных хозяйств передается на основе договоров аренды. Образование районных агропромышленных объединений с государственной поддержкой позволило сельским товаропроизводителям обеспечить доступ к таким рыночным институтам финансирования, как лизинг и кредит. В результате начался рост производства сельскохозяйственной продукции, частные инвесторы стали проявлять заинтересованность к сотрудничеству с районными агропромышленными объединениями (РАО).
Кроме того, необходимо упростить процедуру оформления прав на землю в рамках закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, иначе неурегулированность отношений между агробизнесом и властью ряда субъектов РФ может снизить потенциал их социально-экономического развития.
Развитие ресурсного потенциала сельского хозяйства ряда регионов России обусловлено влиянием совокупности отношений, складывающихся в процессе регионального воспроизводства на основе трудовых традиций этноса, его производственного опыта, культуры, менталитета, то есть развитием этноэкономической составляющей региона.
В научной литературе сформировались два подхода к определению категории «этноэкономика». Наиболее распространенным является трактовка этноэкономики, предложенная А.Х. Тамбиевым, как традиционных видов трудовой деятельности, развитых в соответствующих этнических сообществах и тесно связанных с традиционным образом жизни, хозяйственной ориентацией, семейно-бытовым укладом населения на данной территории [16]. Этот подход нашел отражение в работах Ю.С. Колесникова, который понимает под этноэкономикой «территориально-локализованный исторически сложившийся на базе хозяйственного этноса сегмент экономики, характеризуемый господством традиционных, преимущественно аграрных форм хозяй-
ственной деятельности, натуральных и мелкотоварных форм производства с доминированием ручного труда, неразвитостью обмена, замкнутостью домо-хозяйств, использованием кустарных ремесел, надомного труда, «охотниче-ства» [10].
Ю.С. Колесников выделяет следующие характерные черты этноэкономики [9]:
❖ доминирование эмпирического хозяйственно-трудового опыта, передаваемого из поколения в поколение;
❖ неформальный характер обмена ресурсами и услугами;
❖ экстенсивный тип занятости с использованием сырьевой хозяйственной инфраструктуры и преобладанием ручного труда;
❖ регулирование рынка труда преимущественно неформальными институтами;
❖ низкая социальная и пространственная мобильность населения.
В соответствии с другим подходом выделяются две относительно самостоятельные и в тоже время взаимообусловленные, взаимоувязанные в единой экономической системе составляющие этноэкономики: традиционная, связанная с наследованием этносом типов, форм и способов хозяйствования, и новационная, обусловленная адаптационными способностями этно-экономики в условиях ее включения в глобальные воспроизводственные процессы [11, 19].
Данный подход позволяет определить этноэкономику как совокупность отношений, складывающихся в процессе регионального воспроизводства на основе трудовых традиций этноса, его производственного опыта, культуры, менталитета в условиях их включения в глобальную экономику.
В последнее десятилетие аграрная составляющая этноэкономики обрела импульс к расширенному воспроизводству.
О росте этноэкономической составляющей агросферы региона свидетельствует обращение к традиционному аграрному укладу, ведению хозяйства в рамках отдельной крестьянской семьи.
По справедливому замечанию В.Н. Овчинникова, будучи наиболее устойчивым к различным внешним воздействиям вековым укладом хозяйственной жизнедеятельности, этноэкономика (особенно ее аграрная компонента) в кризисной фазе циклическо-волновой макродинамики выполнила роль амортизационно-буферного, демферного устройства в механизме реформа-ционных преобразований, смягчившего разрушающее воздействие кризисно-деструктивных явлений [13]. Однако сохранение доминанты традиционной составляющей этноэкономики в долгосрочной перспективе приводит к тому, что высокая инерционность воспроизводственной структуры региона не по зволяет своевременно реагировать на изменившиеся потребности общества. В конечном итоге, экономический рост вырождается в застой.
Таким образом, этноэкономика играет двоякую роль в обеспечении устойчивого развития социально-экономической системы региона: с одной стороны, обладает потенциалом антикризисной защиты; с другой - создает
инерцию социально-экономического развития, замедляет инновационное время.
Попытки модернизации воспроизводственной структуры этнических регионов без учета национальных особенностей в экономической жизни, интересов этноса приводят лишь к масштабным социально-экономическим издержкам. Неэффективность экономической политики, проводимой в целях модернизации полиэтнических регионов, обусловлена недооценкой роли эт-ноэкономики как сегмента национального хозяйства, обеспечивающего относительную экономическую устойчивость этносов [10].
Следует согласиться с Л. Абалкиным в том, что закономерности социально-экономического развития необходимо искать в объективно обусловленной генетической структуре факторов деятельности основных субъектов общественно-хозяйственного процесса [1]. В такой структуре запечатлен своеобразный генетический код процесса саморазвития хозяйственной системы, формируются импульсы ее устойчивого развития на основе преемственности различных исторических форм общественно-хозяйственной жизни.
В связи с этим ключевой задачей развития ресурсного потенциала сельского хозяйства России является переход от традиционной этноэкономи-ки, связанной с наследованием этносом исторически сложившихся типов, форм и способов хозяйствования, к новационной, обусловленной ее адаптационными способностями; создание институциональных условий по модернизации этноэкономической компоненты и ее интеграции в региональный воспроизводственный процесс.
Прежде всего, следует пересмотреть институциональные условия функционирования личных подсобных хозяйств населения. Как отмечают З.Исаев и Д. Гаджиев, более двух третей сельскохозяйственной продукции, производимой в личных подсобных хозяйствах Республики Дагестан, принимая товарную форму, реализуется на местных и региональных рынках республики и за ее пределами [8]. При этом закон «О личном подсобном хозяйстве населения» трактует действие граждан по производству, переработке и реализации продукции в личном подсобном хозяйстве не как предпринимательскую деятельность. Действительно, если продукция производится в личном подсобном хозяйстве с целью удовлетворения потребностей семьи, то такая деятельность не является предпринимательством. Однако если личное подсобное хозяйство ведется с целью насыщения местных или региональных рынков сельскохозяйственной продукцией, то такая деятельность является предпринимательской, т.е. инициативной деятельностью граждан в сфере производства, торгового посредничества и оказания услуг с целью получения прибыли. Продукция, производимая этими личными подсобными хозяйствами и носящая товарный характер, должна, на наш взгляд, облагаться налогом. Налогообложение доходов от реализации этой товарной продукции, с одной стороны, расширит налогооблагаемую базу и обеспечит рост налоговых поступлений в бюджет; с другой, сформирует институциональную среду, стимулирующую развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, и позволит более эффективно использовать ресурсный потенциал, накопленный личны-
ми подсобными хозяйствами. Как справедливо отмечают Л.З. Гукежева и Н.Х. Каирова, фермерство должно формироваться путем продуманного создания его из «симбиоза» коллективных сельскохозяйственных предприятий и личных подворий граждан [5].
Императивы интеграции этноэкономической компоненты аграрной сферы в региональный воспроизводственный процесс требуют формирования сетевой экономики путем создания вертикально интегрированных систем, реализующих полный воспроизводственный цикл, и развития функционально интегрированных структур в виде кластеров.
Специализированные провайдеры инфраструктуры
предприятия транспортной системы; предприятия бизнес-инфраструктуры; связь, телекоммуникации, информационные сети
Поставщики специализированных факторов производства
машиностроение;
образовательные организации; исследовательские организации;
финансовые институты
Средства производства
Трудовые ресурсы
Информация, технологии
Финансовый
капитал -
ия I
Условия | предпринимательства ---1
ЯДРО КЛАСТЕРА
Сельскохозяйственное производство
Пищевая промышленность
Сельскохозяйственное сырьё
Продовольственные I товары
I
Каналы сбыта и потребители
1 предприятия общественного питания; торговые организации; 1 учреждения санаторно-курортного комплекса; 1 государство (государственный заказ)
Сопутствующие -
товары
Сопутствующие отрасли
■ химическая промышленность (минеральные удобрения, пищевые добавки};
■ производство тары и упаковки
■ ТЭК (ГСМ, электроэнергия).
я
я
я
я
я
Рис. 1. Структура аграрного кластера
Теоретические подходы к формированию кластеров представлены в работах М. Портера, Л. Маркова, М. Ягольницера и других авторов [12, 14]. Обобщение основных положений этих работ позволило представить схематично модель аграрного кластера (рис. 1), ядром которого выступают сельское хозяйство и пищевая промышленность. Поставщиками специализированных факторов производства, входящих в кластер являются:
❖ предприятия машиностроения, являющиеся поставщиками средств производства;
❖ образовательные и научно-исследовательские учреждения, обеспечивающие воспроизводство трудовых ресурсов, в том числе интел-
лектуального капитала, сортового фонда, технологий, информации и т.д.;
❖ специализированные финансовые учреждения, выступающие в качестве инвесторов.
К отраслям, аффилированным с кластером, относятся:
❖ химическая промышленность;
❖ топливная промышленность и электроэнергетика;
❖ инфраструктурные отрасли: транспорт, связь, торговля и общественное питание.
Приоритет формирования аграрного кластера обусловлен рядом причин.
Во-первых, вклад отрасли в рост промышленного производства существенно превышает долю отрасли в инвестициях [2]. Это свидетельствует о более эффективном использовании имеющихся основных фондов и рабочей силы, т.е. о высокой совокупной производительности факторов производства.
Во-вторых, отрасль выпускает конечный продукт, имеющий перспективный спрос и возможность импортозамещения на региональном и российском рынках при условии его конкурентоспособности.
В-третьих, сельское хозяйство и пищевая промышленность являются трудоемкими производствами, что важно, учитывая высокий уровень безработицы в сельских территориях регионов. Развитие кластера АПК позволит создать рабочие места в сельской местности путем образования малых предприятий.
В-четвертых, этот кластер обладает сравнительными конкурентными преимуществами за счет более низких издержек по заработной плате, составляющих в этих отраслях главную статью затрат, и богатой сырьевой базы.
Массированные инвестиции в аграрный кластер, сопровождаемые инвестиционными налоговыми кредитами, увеличением нормативов амортизационных платежей (в отрасли достаточно изношенное оборудование), окупятся в короткие сроки. В результате они способны обеспечить расширение инвестиционной активности в масштабах всей экономики региона:
❖ кластер будет приносить в региональные бюджеты достаточные доходы для инвестирования других отраслей;
❖ предприятия кластера способны будут инвестировать средства посредством заказа машиностроению (технология), стекольной промышленности (тара), химической промышленности (удобрения);
❖ для усиления эффекта от инвестиций в сельское хозяйство возможны госзаказы для отдельных предприятий, выпускающих для нее продукцию (например, госзаказ стекольному заводу, машиностроительным предприятиям). Если бюджеты регионов не имеют на эти госзаказы возможности, то при предоставлении льготного кредита участникам кластера может выдвигаться условие: они должны закупать технологию, тару и т.д. у местных производителей.
Формирование аграрного кластера позволит охватывать весь технологический цикл (от добычи сырья до его переработки) и обеспечивать опреде-
ленный приток инвестиций в критически важные точки производства, т.е. в этот процесс вовлекаются предприятия сельского хозяйства, которые в настоящее время являются малоэффективными. Это увеличит интенсивность производства, повысит его эффективность и конкурентоспособность за счет сокращения издержек и в конечном итоге поднимет налогооблагаемую базу. Основу аграрного кластера составляют альянсы, союзы, ассоциации, объединения предприятий-производителей и предприятий - поставщиков сырья. Субъекты малого и среднего предпринимательства на основе субподряда подключаются к обслуживанию технологических цепочек базовых предприятий. Для этого необходимо заинтересовать колхозы, фермерские хозяйства, частных лиц, занимающихся сельским хозяйством и первичной обработкой сырья, в сотрудничестве путем заключения долгосрочных договоров по поставке сельскохозяйственного сырья и др.
Создание данных кластеров поможет решить такую центральную проблему пищевой промышленности, как недостаток сырья, что позволит в свою очередь расширить ассортимент и повысить качество выпускаемой продукции, углубить комплексную переработку сырья и материалов, использовать вторичные сырьевые ресурсы - отходы и побочные продукты, увеличить выпуск фасованных и готовых к употреблению товаров. Все это в итоге позволит снизить общие издержки производства, а полученный эффект равномерно распределить между всеми звеньями технологического процесса.
Инвестиционные возможности кластеров позволят построить хранилища с прогрессивными методами хранения сельскохозяйственной и конечной продовольственной продукции. Их строительство даст возможность сократить вывоз сельскохозяйственного сырья и расширить ассортимент выпускаемой продукции. Создание кластером собственной торговой сети в городах и районах и дилерской сети по продаже собственных товаров за пределами региона даст возможность устанавливать ценовой паритет на продукцию кластера.
Создание многоуровневой структуры производства в виде аграрных кластеров с большой долей конкурирующих производителей позволит стимулировать перелив материальных и трудовых ресурсов из сферы спекулятивных операций в сферу реального производства.
Аграрные кластеры позволят реализовать конкурентные преимущества, объединив гибкость специализированных средних и малых производителей с устойчивостью крупных компаний, обеспечить доступ сельскохозяйственных производителей к новым рынкам, предоставить им возможность использования новых технологий и средств производства.
По характеру основного ресурса, передаваемого между элементами системы, региональные аграрные кластеры могут классифицироваться на кластеры, основанные на торговле и основанные на знании. Первый тип предполагает усиление возможностей для развития бизнеса либо за счет непосредственных торговых сделок, либо путем объединения ресурсов с целью увеличения конкурентоспособности на внешних рынках. Торговые кластеры, в свою очередь, могут подразделяться на горизонтальные и вертикальные.
Создание горизонтальных кластеров, в которых все участники действуют на одном рынке конечной продукции, кооперируются и конкурируют в сфере маркетинга и закупок, нам видится оправданным в регионально-институциональных «полюсах роста», в то время как в аграрно-институционально-дефицитных регионах с высокой долей этноэкономики целесообразно создание вертикальных кластеров (гало-кластеров), в которых крупные предприятия аграрного сектора привлекают мелких поставщиков этноэкономического сектора, т.е. личные подсобные хозяйства.
В регионально-институциональных «полюсах роста» России перспективным направлением развития сельского хозяйства является создание аграрных кластеров, основанных на знании. Здесь следует различать кластеры, развивающиеся вокруг институтов производящих знания (аграрные университеты, сельскохозяйственные научно-исследовательские институты, опытные станции), и кластеры, в которых доступ к новому знанию осуществляется посредством контактов между фирмами, поставщиками и потребителями. В развитых странах высокопроизводительный аграрный комплекс представляет сектор народного хозяйства, тесно интегрированный со сферой образования, наукой. Он включает в себя исследовательские центры университетов, промышленных корпораций, национальные государственные лаборатории, всевозможные кооперативные организации, объединяющие ресурсы правительства, частного капитала и университетов вокруг решения главной задачи - ускорения научно-технического прогресса и освоения инноваций в сельском хозяйстве [15].
В качестве основного императива развития южно-российского аграрного кластера выступает эффективность действия формальных и неформальных механизмов сведения воедино участников кластера. В условиях кластера видоизменяются формы сетей, выходя за традиционные границы их иерархических структур и превращаясь в решетки многочисленных перекрывающихся и подвижных взаимосвязей между участниками кластера [14]. Однако исследование аграрной сферы России показывает, что связи между существующими в этой сфере фирмами и институтами развиты слабо.
Ключевым фактором, сдерживающим развитие аграрных кластеров в регионах, является фрагментарность экономики России. Основой предлагаемой концептуальной модели развития сетевой структуры южно-российских кластеров являются следующие составляющие:
❖ определение формы участия в развитии кластера федеральных, региональных и муниципальных органов власти. В качестве таких форм могут выступать: организация исследовательской работы в местных вузах по разработке связанных с кластером технологий; улучшение транспортной, коммуникационной и другой инфраструктуры; спонсирование форумов для сбора участников кластера; поощрение направленных на интересы кластера усилий по привлечению поставщиков и провайдеров из других регионов; организация департамента, координирующего деятельность участников кластера;
❖ консолидация инвестиционных ресурсов его участников: формирование банка данных инвестиционных проектов и банка данных потенциальных инвесторов, разработка схемы инвестиционного сотрудничества участников кластера;
❖ создание системы маркетинга регионального продукта как системы действий участников кластера, целью которой является совместное продвижение продукта региона на национальный и мировой рынок;
❖ развитие отраслей новационной экономики, которые должны пронизывать кластеры, существенно повышая эффективность экономической деятельности на уровне корпоративного управления, на уровне рыночных взаимодействий, снижая трансакционные издержки и открывая новые информационные возможности.
В развивающейся экономике инструментом, способствующим росту кластеров, является создание особых экономических зон, которые формируют благоприятные условия для привлечения капиталов как отечественных, так и зарубежных инвесторов в развитие региональных кластеров, способствуя тем самым повышению устойчивости социально-экономической системы региона. На наш взгляд, следует согласиться с А.Г. Зельднером относительно того, что назрела необходимость в принятии решения о формировании особых аграрных зон по типу особых экономических [7]. Речь идет о специализированных товарных зонах, обеспечивающих стабильное производство определенного вида продовольствия, работающих на гарантированных госзаказах и пользующихся не только льготами, предоставляемыми экономическим зонам, но и целевой бюджетной поддержкой.
Важной составляющей повышения эффективности использования ресурсного потенциала аграрной сферы региона выступает переход на инновационный путь развития. По мнению И.Г. Ушачева, в основе устойчивого роста аграрного сектора экономики должно лежать освоение научно-технического прогресса и инноваций, которые позволят вести расширенное воспроизводство и улучшить социальные условия жизни людей на селе [18]. Подтверждением этому выступает опыт, накопленный передовыми регионами России.
Рост доли инновационной составляющей в структуре ресурсного потенциала обеспечивает снижение себестоимости сельскохозяйственной продукции.
Стимулирование технологической модернизации сельского хозяйства должно осуществляться через финансовую поддержку самого слабого и затратного звена, а именно на стадии подготовки и серийного производства новых видов сельскохозяйственной техники. На наш взгляд, этому будет способствовать гарантированный заказ и субсидирование процентной ставки по кредитам, полученным для постановки на производство новой техники. Следует поддержать позицию И.Ушаева, предлагающего осуществлять субсидирование организациям-разработчикам техники как минимум 50% затрат на проектирование и изготовление опытных образцов [18].
Для решения данной задачи в дополнение к Государственным программам развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на региональном уровне разработать и принять целевую программу «Повышение технологического и технического потенциала сельского хозяйства региона».
Представляется также целесообразным придать статус региональных целевых программ мерам, направленным на экономическое стимулирование хозяйствующих субъектов, приобретающих семена высших репродукций, новые машины и оборудование.
Важным институтом, формирующим инновационный потенциал аграрной сферы России, должны выступать региональные информационно-консультационные службы, оказывающие помощь сельскохозяйственным товаропроизводителям в освоении инноваций. Информационно-консультационная служба аграрной сферы должна служить инструментом инновационной системы для разработки бизнес-планов и бизнес-проектов, а также распространения информации об инновациях на местах [3]. Следует отметить, что определенный опыт работы данных институтов имеется в российских регионов.
В современных условиях улучшение положения сельского хозяйства невозможно без обновления и интенсивного использования его материально-технического потенциала, сосредоточиваемого, в первую очередь, в машинно-технологических станциях (МТС). Организация работы МТС направлена на достижение двух основных целей: с одной стороны - оказание сельскохозяйственным предприятиям многочисленных услуг, в первую очередь в полеводстве (вспашка, заготовка кормов, уборка урожая и т.д.) и животноводстве, а с другой - освоение прогрессивных технологий возделывания сельскохозяйственных культур, т.е. развитие инновационного потенциала сельского хозяйства региона.
Практика создания МТС может рассматриваться как существенный резерв повышения ресурсного потенциала ряда регионов России, обладающих хорошим природно-ресурсным и трудовым потенциалом при практически полностью разрушенной инженерно-технической сфере села.
Одним из направлений совершенствования системы технологического обслуживания является расширение функциональных возможностей МТС от выполнения отдельных энергоемких технологических операций до полного завершения технологического цикла производства сельскохозяйственной продукции. При расширении сети станций возможен уклон в сторону их специализации, как по технологиям возделывания отдельных культур, так и по видам работ. Это позволит наиболее эффективно использовать материально-технические, трудовые ресурсы, снизить стоимость работ и услуг, что способствует увеличению спроса на них со стороны сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Приоритетным направлением развития ресурсного потенциала аграрной сферы регионов является рост производительности труда. Чем выше производительность труда, тем рациональнее расходуются все остальные ре-
сурсы. Поскольку всякий овеществленный труд прежде является живым трудом, то рост его производительности косвенно отражает снижение фондо- и энергоемкости продукции.
Поэтому одним из главных механизмов развития ресурсного потенциала аграрных регионов должна стать мотивация труда. В большинстве регионов России в сельском хозяйстве существует, по сути дела демпинговая цена рабочей силы, что серьезно подрывает основы ее воспроизводства. В этой связи необходимо, прежде всего, обеспечить поддержание платежеспособного спроса работников отрасли на уровне воспроизводства минимума оплаты труда, с тем, чтобы приостановить демографическое вырождение населения.
Одним из инструментов государственной регионального политики федерального центра, ориентированной на повышение качественных характеристик трудового потенциала аграрной сферы регионов, должно стать внесение поправок в Бюджетный кодекс РФ с целью разбивки социально-инфраструктурных расходов на городскую и сельскую местность, что обеспечит рост качества общественных услуг в сельской «глубинке», превратив проживание в сельской местности в привлекательный образ жизни, и, как следствие, повысит качество трудовых ресурсов аграрной сферы.
Рассматривая приоритеты в региональной аграрной политике и механизмы повышения эффективности использования ресурсного потенциала сельского хозяйства, следует отметить, что формы государственной поддержки не могут быть одинаковыми для регионально-институциональных «полюсов роста» аграрной экономики России и для аграрно-институционально-дефицитных регионов. Для первых необходим доступ на региональные агропродовольственные рынки, вторые при любых объемах внутренней государственной поддержки будут неконкурентоспособными. Первая группа регионов нуждается в государственной поддержке, направленной на модернизацию технологического процесса и повышению конкурентоспособности своей продукции; вторая - в обеспечении социального развития сельской местности, где сельское хозяйство - отрасль, обеспечивающая трудовую занятость и соответствующий уровень жизни сельского населения. Такой подход находится в русле концепции много функциональности сельского хозяйства. В соответствии с этой концепцией аграрное производство рассматривается как специфическая сфера жизнедеятельности современного человека, в которой производство товаров важная, но не единственная функция. Сельские районы следует рассматривать как сферы традиционного уклада жизни.
Поэтому принципы хозяйствования в аграрно-институционально-дефицитных регионах должны представлять определенную систему общест -венного производства в виде решения конкретных экономических и социальных задач по воспроизводству основных видов ресурсов: в первую очередь трудового, природно-ресурсного, материально-технического потенциала, развитию рыночной инфраструктуры, а затем по формированию инновационного потенциала и созданию инвестиционных институтов для обеспечения эффективного воспроизводственного процесса.
Особую важность для аграрно-институционально-дефицитных регионов представляют инвестиционные субсидии и дотации на реализацию программ, связанных с жизнедеятельностью человека. К сожалению, на федеральном и региональном уровнях этому не уделяется должного внимания. Большинство программных проектов сводятся к развитию аграрного производства как типичной отрасли без учета ее особой роли в воспроизводственном процессе.
_Литература_
1. Абалкин Л.И. Эволюционная экономика в системе переосмысления базовых основ обществоведения // Абалкин Л.И. Избранные труды: В 4 т. Т. IV - М.: Экономика, 2000. С.251-261.
2. Аренд Р. Источники посткризисного экономического роста в России // Вопросы экономики. 2005. №1. С. 35.
3. Баутин В.М. и др. Инновационная деятельность в сельскохозяйственном консультировании региона. - М.: ФГНУ «Роспнформагротех», 2003.
4. Беспахотный Г. Новые механизмы приоритетного развития сельского хозяйства // Экономист. 2008. №7. С.93.
5. Гукежева Л.З., Каирова Н.Х. Тенденции институциональных и экономических преобразований в сельских поселениях Кабардино-Балкарии // Международный сельскохозяйственный журнал. 2004. №2. С.33.
6. Дохолян С.В., Петросянц В.З. Системный подход к формированию концепции развития агропродовольственного комплекса региона // Проблемы развития АПК региона. - 2012. №3, - С. 121-129
7. Зельднер А.Г. Устойчивое развитие аграрной сферы: состояние и приоритеты // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2006. №6. С. 16.
8. Исаев 3., Гаджиева Д. Личное подсобное хозяйство как уклад // Экономист. 2004. №12. С.85.
9. Колесников Ю.С. Многоукладность национального хозяйства этноэконо-мики и процессы ее модернизации // Этноэкономика Юга России: концепции, параметры, механизмы (материалы всероссийской научной конференции). - Домбай, 2005. С.37.
10. Колесников Ю.С. Этноэкономика в судьбах модернизации Юга России // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2003. Т.1. №2.
11. Кочетов Э. Геоэкономический атлас мира (новейшая конфигурация глобального пространства) // Общество и экономика. 1999. №7-8. С.187;
12. Марков Л.С., Ягольницер М.А. Мезоэкономические системы: проблемы типологии // Регион: экономика и социология. 2008. №1. С. 18-43.
13. Овчинников В.Н. Циклический рост и этноэкономика в контексте модернизации // Этноэкономика в модернизационной парадигме развития национального хозяйства: ресурсы устойчивости и резервы адаптивности. -Ростов-на-Дону, 2004. С. 11.
14. Портер М. Конкуренция: Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. С.291.
15. Савенко В. Освоение инноваций в ведущих странах мира и возможности использования их опыта в России // Международный сельскохозяйственный журнал. 2007. №3. С. 11.
16. Тамбиев А.Х. Регион в системе национальной экономики: экономические модели и механизмы регулирования: дисс. ... д-ра экон. наук. - Ростов н/Д., 2000. С. 134.
17.Ушачев И.Г. Развитие агропродовольственного сектора: основные направления и проблемы // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2006. №1. С.6-10.
18. Ушачев И.Г. Формирование системы управления инновационной деятельностью в АПК // АПК: экономика и управление. 2005. №3. С.48.
19. Шандиров М.О. Этноэкономика в системе регионального воспроизводства (на материалах Кабардино-Балкарской республики): дис. ... канд. экон. наук. - Ростов н/Д, 2003.