Научная статья на тему 'Кластерный подход к формированию профессиональных образовательных программ в условиях развития национальной рамки квалификаций'

Кластерный подход к формированию профессиональных образовательных программ в условиях развития национальной рамки квалификаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ РАМКА КВАЛИФИКАЦИЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / КЛАСТЕР ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аничкин Евгений Сергеевич, Брюханова Наталья Владимировна

Рассмотрены актуальные вопросы формирования кластера образовательных программ профессионального образования для обеспечения требований государственных стандартов, индивидуализации образовательных траекторий обучающихся, обеспечения конкурентоспособности учебного заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аничкин Евгений Сергеевич, Брюханова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кластерный подход к формированию профессиональных образовательных программ в условиях развития национальной рамки квалификаций»

УДК 378.1

Евгений Сергеевич Аничкин

(доктор юридических наук, заведующий кафедрой трудового, экологического права и гражданского процесса, первый проректор по учебной работе Алтайского государственного университета, г. Барнаул)

Наталья Владимировна Брюханова

(доктор экономических наук, заведующая кафедрой менеджмента, начальник учебно-методического управления Алтайского государственного университета,

г. Барнаул)

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ РАМКИ КВАЛИФИКАЦИЙ

Ключевые слова: Национальная рамка квалификаций, профессиональные стандарты, индивидуальная образовательная траектория, кластер образовательных программ.

В настоящее время в Российской Федерации формируется Национальная рамка квалификаций, базирующаяся на профессиональных стандартах и предусматривающая создание целостной системы развития профессиональных компетенций и квалификаций на основе консолидированных интересов общества, работодателей, обучающихся и системы образования [1]. Национальная рамка квалификаций была разработана в 2008 г. как совместный рекомендательный документ Федерального института развития образования (ФИРО) Министерства образования и науки РФ и Национального агентства развития квалификаций Российского союза промышленников и предпринимателей (НАРК).

«Национальная рамка квалификаций Российской Федерации (НРК) является инструментом сопряжения сферы труда и сферы образования и представляет собой обобщенное описание квалификационных уровней, признаваемых на общефедеральном уровне, и основных путей их достижения на территории России. НРК является составной частью и основой разработки Национальной системы квалификаций Российской Федерации, в которую должны войти также отраслевые рамки квалификаций, профессиональные и образовательные стандарты, национальная система оценки результатов образования и сертификации, предусматривающая единые для всех уровней профессионального образования ме-

ханизмы накопления и признания квалификаций на национальном и международном уровнях» [2].

Основой НРК является система профессиональных стандартов, определяющих требования к уровню квалификаций, профессиональному образованию и компетенциям работника. Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов утверждены Постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. №23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» [3]. Минтруда РФ обеспечивает ведение реестра профессиональных стандартов, которые применяются работодателями при формировании кадровой политики, а образовательными организациями при разработке профессиональных образовательных программ. Предполагается, что профессиональные стандарты должны выполнять ведущую роль при формировании профессиональных образовательных программ.

Анализ существующих профессиональных стандартов (по состоянию на начало мая 2016 г. их уже более 900) позволяет утверждать о необходимости индивидуализации подготовки обучающихся и применения кластерного подхода к формированию образовательных программ профессионального образования (как основного, так и дополнительного) для обеспечения соответствия полученных вы-

пускниками компетенций требованиям рынка труда. Студенты, обучающиеся по основной образовательной программе, вправе выбрать и получить профессиональную подготовку, отвечающую требованиям не одного, а нескольких профессиональных стандартов, в основу которых положено данное направление подготовки (специальность). Такой подход обеспечит востребованность и конкурентоспособность выпускников образовательной организации, высокий уровень адаптивности к изменениям на рынке труда, индивидуализацию их образовательных траекторий [3].

Все это предъявляет высокие требования и к образовательной организации в части формирования основных и дополнительных образовательных программ, способных удовлетворить личностным целям обучающихся, требованиям профессиональных стандартов, обеспечить их взаимную интеграцию, качество подготовки выпускников и возможность прохождения ими независимой оценки квалификаций [4]. Одновременное выполнение данных задач возможно при реализации кластерного полхода к разработке образовательной стратегии, формированию образовательных программ основного и дополнительного профессионального образования.

Как правило, профессиональные стандарты предусматривают некоторую вариативность в части требований к профессиональному образованию, необходимому для данной профессии. Это позволяет комбинировать образовательные программы разного уровня (например, СПО и ВО, бакалавриат и магистратура), а также основные и дополнительные профессиональные образовательные программы (например, бакалавриат и программа профессиональной переподготовки), сформировать кластер образовательных программ по одному или нескольким направлениям подготовки, представляющий собой совокупность профессиональных образовательных программ, ориентированных на несколько профессиональных стандартов и включающих основные и дополнительные профессиональные программы, направленные на развитие приобретенных и/или получение дополнительных профессиональных компетенций.

Образовательным программам дополнительного профессионального образования

должно отводиться особое место в реализации кластерного подхода и индивидуализации профессионального образования обучающихся. Повышение роли дополнительного образования обусловлено рядом причин.

Во-первых, основные образовательные программы профессионального образования, как правило, не позволяют полностью обеспечить соответствие полученных квалификаций требованиям профессионального стандарта. В лучшем случае, это может быть ориентация на 2-3 базовых трудовых функции. К тому же получаемое профессиональное образование (особенно бакалавриат) должно дать основные профессиональные компетенции для построения успешной карьеры, а не быть ориентированным на конкретную профессию.

Во-вторых, для повышения уровня квалификаций в рамках одного профессионального стандарта или возможности профессиональной реализации по другой профессии необходимы повышение квалификации или профессиональная переподготовка, возможность прохождения которых в настоящее время имеется еще в процессе получения основного профессионального образования.

В-третьих, существующее в современном мире достаточно быстрое устаревание приобретенных знаний определяет необходимость их постоянной актуализации, что желательно предусмотреть в рамках кластерного подхода и образовательной стратегии.

Таким образом, развитие образовательной деятельности вуза в условиях усиливающейся конкуренции, формирования новых требований к подготовке выпускников должно быть направлено на оказание дополнительных образовательных услуг студентам, повышающих их профессиональную и личностную ценность, а также способствующих их ранней профессиональной социализации и адаптации.

Необходимость развития данного направления для вуза обусловлена рядом факторов, представленных на рисунке 1.

Реализация дополнительных образовательных программ за рамками основных образовательных программ обеспечивает преимущества и выгоды всем участникам процесса: вузу, студентам, работодателям и обществу.

Угрозы и вызовы: Причины и требования:

- высокий уровень конкуренции - недостаточность (по оценкам

среди образовательных работодателей) знаний и навыков,

организаций; получаемых по основным образовательным

- насыщение рынка труда программам для практической деятельности

специалистами с высшим выпускников;

образованием; - желание и потребности студентов

- повышение требований в получении современных знаний

к качеству и практическим в нескольких областях для более успешной

навыкам выпускников; профессиональной адаптации и расширения

- усиление требований возможностей трудоустройства и развития

к образовательным организациям карьеры;

и изменение порядка оценки - существенная дифференциация в уровне

их деятельности знаний среди студентов

Рис. 1. Факторы, определяющие необходимость развития дополнительного профессионального образования для студентов

Выгоды для образовательной организации:

- повышение качества подготовки и востребованности образовательных программ среди студентов;

- возрастание уровня трудоустройства выпускников и интеграция с работодателями;

- поступление дополнительных денежных средств и рост экономической эффективности образовательной деятельности;

- усиление конкурентоспособности вуза.

Выгоды для потребителей образовательных услуг (обучающихся и работодателей):

- повышение интеллектуального, культурного уровня и профессиональных знаний;

- возможность раннего начала профессиональной деятельности и формирование широкого спектра профессиональных компетенций, как по основному направлению подготовки, так и в смежных направлениях;

- повышение шансов выпускников на трудоустройство и успешную карьеру, признание профессиональным сообществом;

- отсутствие необходимости дополнительного обучения на рабочих местах, готовность выпускников к практической деятельности сразу после окончания вуза.

Данное направление деятельности можно обозначить как развитие квалификаций обучающихся, что в полной мере соответствует современной концепции непрерывного образования, формируемой НРК и профессиональными стандартами.

Развитие этого направления является основным трендом современной государственной политики профессионального образования, концептуальные и нормативные правовые основы которого представлены рядом документов, принятых в последние годы:

- Национальная рамка квалификаций;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. №23 «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» [4];

- Постановление Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. №286 г. «О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги» [5];

- Методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций [6];

- Приказ Минтруда и соцзащиты от 12 апреля 2013 г. №148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» [7].

Выделим наиболее важные положения данных документов.

1. Национальная рамка квалификаций формирует подходы к созданию национальной системы квалификаций и компетенций на основе международных стандартов.

2. Создаваемая в настоящее время система профессиональных стандартов определяет направление развития кадровой политики и

профессионального образования в соответствии с установленными квалификационными уровнями (Постановление №23 и Приказ №148н).

3. Предполагается активное участие работодателей в формировании образовательных программ и оценке качества обучения (Постановление №286 и Методические рекомендации по проведению независимой системы

Реализуемые в рамках кластерного подхода дополнительные образовательные программы и услуги не заменяют, а дополняют основные образовательные программы с целью повышения их качества и востребованности для всех участников. Можно выделить следующие задачи образовательной организации в развитии квалификаций обучающихся и соответствующие им дополнительные образовательные услуги и программы:

1. Формирование квалификаций в рамках основной образовательной программы, обеспечивающих раннюю профессиональную социализацию и высокое качество профессиональной подготовки (на углубление профессиональных компетенций). Для решения данной задачи предназначены дополнительные образовательные

оценки качества работы образовательных организаций).

Данные документы задают новый вектор развития профессионального образования, формируют качественно новые требования к подготовке студентов и являются основой для реализации кластерного подхода. При этом необходимо учитывать, что это направление деятельности имеет свои особенности и ограничения (см. рис. 2).

программы, направленные на углубление профессиональных компетенций по основным образовательным программам (без изменения квалификации), ориентированные на студентов всех курсов и форм обучения. Например, углубленное изучение иностранного языка, бухгалтерского учета, права, информационных технологий и т.д. Целевая аудитория - студенты всех курсов.

2. Развитие квалификаций в смежных областях профессиональной деятельности, увеличивающих шанс на успешное трудоустройство и предоставляющих дополнительные возможности для развития карьеры (на получение дополнительных компетенций, не предусмотренных основной образовательной программой). Решению этой задачи способствуют программы, направленные на получение дополнительных

Особенности:

- добровольный характер;

- ориентация

на профессиональные стандарты и требования;

- индивидуализация обучения;

- модульность

и вариативность обучения;

- применение электронных обучающих комплексов

и дистанционных технологий;

- использование виртуальных

образовательных платформ и инновационных образовательных технологий

Ограничения:

- дополнительные профессиональные компетенции должны быть ориентированы на трудовые функции профессиональных стандартов;

- содержание дополнительных образовательных услуг не должно совпадать с содержанием дисциплин

и модулей основной образовательной программы, по которой обучается студент;

- дополнительные образовательные услуги могут быть направлены на расширение получаемых по основной образовательной программе компетенций и/или получение дополнительных компетенций,

что способствует развитию квалификаций;

- оказываемые дополнительные образовательные услуги могут соответствовать направлению подготовки

и профилю обучения студента или не соответствовать;

- дополнительные образовательные услуги должны не только повышать качество подготовки студента, но и быть востребованы работодателями;

- должно быть обеспечено прохождение выпускниками и обучающимися процедур независимой оценки квалификации

Рис. 2. Основные особенности и ограничения в реализации кластерного подхода к разработке образовательных программ профессионального образования

профессиональных компетенций, не предусмотренных основными образовательными программами для студентов всех форм обучения. Например, введение на экономических специальностях дополнительных курсов в области права, социологии, информационных технологий и других, не предусмотренных основной образовательной программой. Целевая аудитория - студенты 2-го и последующих курсов.

3. Развитие квалификаций, соответствующих представлениям о современном образованном человеке, в области 1Т-технологий, знания иностранных языков, психологии и других сферах (курсы по развитию общей деловой культуры). Решение данной задачи возможно, например, посредством таких дополнительных образовательных программ, как «Разговорный иностранный язык», «Компьютерная грамотность и современные 1Т-технологии», «Деловое общение и деловой этикет», «Основы конфликтологии», «Тайм-менеджмент» и др. Целевая аудитория - студенты 1-го и последующих курсов.

4. Получение дополнительных квалификаций в иных областях профессиональной деятельности (программы дополнительной квалификации). Решению этой задачи способствуют программы профессиональной переподготовки, позволяющие дополнительно к основной квалификации получить диплом, подтверждающий получение дополнительной квалификации без изменения уровня образования. Например, пользующееся спросом сочетание экономических и юридических знаний. Студентам экономических направлений может быть предложена программа профессиональной переподготовки по юридическим направлениям и наоборот. Целевая аудитория - только студенты выпускных курсов.

5. Профессиональная адаптация и развитие за счет сетевого взаимодействия с работодателями, обеспечения возможности стажировок, дополнительного обучения на рабочих местах, участия в программах профессионального мастерства (мастер-классах, семинарах, тренингах), обучения по дополнительным профессиональным программам, прошедшим профессиональную аккредитацию у работодателей (объединений работодателей) (программы дополнительного профессионального образования). Решению этой задачи способствуют программы дополнительного профессионального образования, разработанные и утвержденные

работодателями (их представителями), соответствующие установленным профессиональным стандартам и/или прошедшие соответствующую профессиональную аккредитацию. Например, программы института профессиональных бухгалтеров, программы в области стоимостного инжиниринга, оценки и другие. Целевая аудитория - студенты старших курсов.

6. Подготовка к оценке и профессиональной сертификации квалификаций. Существует достаточно много примеров профессиональной сертификации. Например, аттестация профессиональных бухгалтеров (помощников), аудиторов и др. Сертификация квалификаций представляет собой форму подтверждения профессионального статуса и независимой оценки качества образования профессиональным сообществом. Участие студентов в программах обучения и последующей сертификации квалификаций предоставляет возможность стать членом профессионального сообщества и получить признание еще на этапе обучения в вузе. Целевая аудитория - студенты старших курсов.

7. Подготовка к освоению образовательных программ более высокого уровня или в других областях (подготовительные курсы для поступающих в магистратуру не по профилю). Сегодня законодательство об образовании не запрещает поступление в магистратуру бакалавров, получивших диплом по другому направлению подготовки. При этом возникают определенные, вполне закономерные сложности при поступлении и дальнейшем освоении ими образовательных программ магистратуры. Помочь в решении этих проблем могли бы образовательные программы, включающие базовые знания по направлению магистратуры. Например, основы базового курса по экономике и т.п. Целевая аудитория - студенты старших курсов бакалавриата.

Развитие перечисленных дополнительных образовательных услуг должно осуществляться на возмездной основе с полным возмещением затрат со стороны обучающегося и/или заказчика. При этом стоимость образовательных услуг должна быть приемлемой для большинства студентов, что можно достигнуть посредством широкого применения электронных обучающих комплексов и дистанционных технологий. Например, возможно сочетание дистанционного обучения с интенсивными формами обучения (типа мастер-класс).

При реализации кластерного подхода должна быть обеспечена модульность и вариативность обучения. Например, программы профессиональной переподготовки могут быть разбиты на несколько модулей, обучаться по которым студент может, начиная с 3-го курса. Продолжительность обучения и порядок освоения модулей (там, где это возможно) студент выбирает самостоятельно. При прохождении всех модулей ему предоставляется право пройти итоговую аттестацию и получить диплом о профессиональной переподготовке. Каждый модуль может рассматриваться как самостоятельная образовательная программа.

Для развития дополнительных образовательных услуг необходимо выделить организационно-структурное звено (например, центр развития квалификаций), координирующее деятельность факультетов и кафедр по данному направлению. Регламентация деятельности данного структурного подразделения обеспечивается соответствующим положением. Направление деятельности должно определяться

концепцией развития квалификаций, которая может быть сформулирована следующим образом: «От первых шагов в профессию до профессионального мастерства».

Набор компетенций, лежащих в основе подготовки обучающихся по основным профессиональным образовательным программам, достаточно широк, но не дает возможности получения необходимого набора знаний и навыков, соответствующих трудовым функциям профессиональных стандартов. Достичь конечного результата развития квалификаций - полного соответствия требованиям профессиональных стандартов, подтвержденного независимой оценкой (например, сертификацией), возможно за счет широкого применения дополнительных образовательных программ в процессе всего обучения студентов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На рисунке 3 представлен пример развития квалификаций обучающихся по направлению «Экономика» (профиль «Финансы и кредит») и индивидуализации образовательной траектории, с ориентацией на профессиональную деятельность в банковской сфере.

Рис. 3. Пример индивидуализации образовательной траектории в развитии квалификаций студентов, обучающихся по направлению «Экономика» (профиль «Финансы и кредит»), основанный на дополнительном профессиональном образовании

Студенты, обучающиеся по данной основной образовательной программе, получают определенный набор компетенций, позволяющий строить карьеру в различных сферах финансовой деятельности: банковское обслуживание, инвестиционная и брокерская деятельность, финансовое консультирование и др. Для построения успешной карьеры им необходимо развить определенные компетенции и получить дополнительные. В данном примере представлена индивидуальная образовательная траектория, ориентированная на работу в банковской сфере.

Поэтапное введение профессиональных стандартов в практику подбора и аттестации персонала, начавшееся уже в 2016 г., дает возможность адаптироваться и работодателям, и образовательным организациям к новым условиям работы и новым требованиям. Но деятельность по формированию образовательных программ должна быть начата уже сейчас, так как процесс их внедрения достаточно продолжителен по времени. Для реализации поставленных задач и обеспечения направлений развития квалификаций образовательной организации необходимо проведение целого ряда мероприятий:

1. Создание структурного подразделения, отвечающего за развитие квалификаций обучающихся, и регламентация его деятельности.

2. Анализ потребностей и определение направлений развития квалификаций на основе профессиональных стандартов, потребностей работодателей в рамках каждого направления подготовки.

Библиографический список

3. Оценка существующих образовательных программ и разработка стратегии их развития и совершенствования.

4. Проведение анкетирования и консультаций со всеми заинтересованными сторонами (обучающимися, профессорско-преподавательским составом, работодателями) с целью выявления их потребностей и ожиданий от участия в образовательных программах.

5. Формирование перечня образовательных программ, подлежащих разработке и модернизации, и формирование плана мероприятий с указанием сроков, ответственных лиц и планируемых результатов.

6. Привлечение работодателей к разработке и экспертизе образовательных программ на соответствие профессиональным стандартам и требованиям.

7. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ.

8. Реализация образовательных программ.

9. Независимая оценка квалификаций обучающихся и выпускников как базовый элемент признания их качества и соответствия профессиональным требованиям.

Выполнение данных мероприятий обеспечит реализацию кластерного подхода к формированию профессиональных образовательных программ для обучающихся, соответствующих основным направлениям формирования Национальной рамки квалификаций, индивидуализацию образовательных траекторий и конкурентоспособность образовательной организации.

1. Временные методические рекомендации по разработке отраслевой рамки квалификаций на основе Национальной рамки квалификаций Российской Федерации // ГАРАНТ.РУ. - URL : http://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/70035136/#ixzz48ySv1CnL

2. Батрова, О.Ф. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации: Рекомендации / О.Ф. Батрова, В.И. Блинов, И.А. Волошина, Е.Ю. Есенина, А.Н. Лейбович, Б.А. Сазонов, И.С. Сергеев. - М. : ФИРО, 2008. - 14 с.

3. Шваков, Е.Е. Разработка и реализация индивидуальных образовательных траекторий формирования профессиональных компетенций у обучающихся в условиях региональных вузов / Е.Е. Шваков // Экономика. Профессия. Бизнес. - 2015. - №1. - С. 49.

4. Ан, Е.А. Современные интеграционные процессы в сферах науки, образования и производства (бизнеса) / Е.А. Ан // Экономика. Профессия. Бизнес. - 2014. - №1. - С. 31.

5. О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов : постановление Правительства РФ от 22 января 2013 г. №23. - URL : rk.gov.ru.

6. Там же.

7. О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги : постановление Правительства РФ от 30 марта 2013 г. №286 (утратило силу) // ГАРАНТ.РУ. - URL : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/.

8. Методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций / Министерство образования и науки Российской Федерации. - URL : www. minobr.orb.ru.

9. Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов : приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. №148н. - URL : rosmintrud.ru>docs/mintrud/orders/48.

References

1. Vremennyie metodicheskie rekomendatsii po razrabotke otraslevoy ramki kvalifikatsiy na osnove Natsionalnoy ramki kvalifikatsiy Rossiyskoy Federatsii // GARANT.RU. - URL : http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/70035136/#ixzz48ySv1CnI.

2. Batrova, O.F. Natsionalnaya ramka kvalifikatsiy Rossiyskoy Federatsii: Rekomendatsii / O.F. Batrova, V.I. Blinov, I.A. Voloshina, E.Yu. Esenina, A.N. Leybovich, B.A. Sazonov, I.S. Sergeev. - M. : FIRO, 2008. -14 s.

3. Shvakov, E.E. Razrabotka i realizatsiya individualnyih obrazovatelnyih traektoriy formirovaniya professionalnyih kompetentsiy u obuchayuschihsya v usloviyah regionalnyih vuzov / E.E. Shvakov // Ekonomika. Professiya. Biznes. - 2015. - №1. - S. 49.

4. An, E.A. Sovremennyie integratsionnyie protsessyi v sferah nauki, obrazovaniya i proizvodstva (biznesa) / E.A. An // Ekonomika. Professiya. Biznes. - 2014. - №1. - S. 31.

5. O pravilah razrabotki, utverj deniya i primeneniya professionalnyih standartov : postanovlenie Pravitelstva RF ot 22 yanvarya 2013 g. №23. - URL : rk.gov.ru.

6. Tam je.

7. O formirovanii nezavisimoy sistemyi otsenki kachestva rabotyi organizatsiy, okazyivayuschih sotsialnyie uslugi : postanovlenie Pravitelstva RF ot 30 marta 2013 g. №286 (utratilo silu) // GARANT.RU. - URL : http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/.

8. Metodicheskie rekomendatsii po provedeniyu nezavisimoy sistemyi otsenki kachestva rabotyi obrazovatelnyih organizatsiy / Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii. - URL : www.minobr. orb.ru.

9. Ob utverjdenii urovney kvalifikatsii v tselyah razrabotki proektov professionalnyih standartov : prikaz Ministerstva truda i sotsialnoy zaschityi RF ot 12 aprelya 2013 g. №148n. - URL : rosmintrud.ru>docs/mintrud/ orders/48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.