m
а в
о р
е р
15
с
о р
с
о
m
www.hjournal.ru DOI: 10.17835/2078-5429.2016.7.2.124-132
КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
ЧЕРКАСОВА ТАТЬЯНА ПАВЛОВНА,
доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономической теории и предпринимательства, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Южно-Российский институт управления), г. Ростов-на-Дону,
e-mail: [email protected]
МЕЛИХОВА БЕЛЛА СЕРГЕЕВНА,
аспирант кафедры менеджмента, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Южно-Российский институт управления), г. Ростов-на-Дону,
e-mail: [email protected]
В статье представлены результаты исследований, связанные с вопросами эффективности со нового инструментария публичного управления инновационным развитием, в качестве ° которого выступает региональная кластерная политика. Проанализирован опыт реализации csi кластерной политики в Ростовской области, выявлены проблемы и определены z: первоочередные задачи, решение которых позволит обеспечить повышение ^ конкурентоспособности региона. Устранение выявленных проблем необходимо проводить в |2 два этапа: на первом этапе (2016-2017 гг.) важно завершить реализацию мероприятий по • совершенствованию нормативно-правовой базы Ростовской области в сфере кластерного и инновационного развития, инвестиционной и социально-экономической политики; на втором s (2018-2020 гг.) - провести мероприятия, направленные на формирование органами публичного о управления региона благоприятных экономических и правовых условий для развития ° кластерной инфраструктуры. Предложена схема инновационного кластера с
государственным участием, удовлетворяющая таким принципам публичного управления, как транспарентность, эффективность, подконтрольность и подотчетность, демократичность, синергичность.
< Ключевые слова: инструменты публичного управления; кластерная политика; институты.
CLUSTER POLICY AS AN INSTRUMENT OF PUBLIC MANAGEMENT: REGIONAL ASPECT
z CHERKASOVA TATIANA, P.,
о ' '
Doctor of Economics (DSc),
з Professor of the Department "Economic Theory and Entrepreneurship",
ш Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
Q (The South Russian Institute of Management), Rostov-on-Don,
^ e-mail: [email protected]
§ MELICHOVA BELLA, S.,
о
^ Graduate Student of the Department "Management",
о Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
< (The South Russian Institute of Management), Rostov-on-Don,
^ e-mail: [email protected]
ZD -
° © Черкасова Т. П., Мелихова Б. С., 2016
The paper presents the research results related to the effectiveness of the new public management instruments of innovative development, which is a regional cluster policy. The experience of implementation of cluster policy in the Rostov region is analyzed, problems are identified and priorities are defined, the solution of which will allow to increase the competitiveness of the region. The identified problems should be carried out in two stages: at the first stage (2016-2017) it is important to complete the implementation of measures to improve the regulatory framework of the Rostov region in the field of cluster and innovation development, investment and socio-economic policy; in the second (2018-2020) to conduct activities aimed at the formation of public authorities of the region a favorable economic and legal conditions for development of cluster infrastructure. Scheme of innovation cluster with government participation that satisfies the principles of public administration is proposed.
Keywords: instruments of public management; cluster policy; institutions.
JEL: G28, O21, O38, R11.
Постановка проблемы
Тренд регионального развития предопределен как общенациональным
вектором экономического развития, так и спецификой современного этапа, кроме
того, имеющимся ресурсным потенциалом региона и его вовлеченностью в т-н
инновационные процессы. Следует также отметить, что инновационно см
ориентированный рост региона требует, с одной стороны, наличия необходимых cn
ресурсов, а с другой — эффективного механизма управления ими в соответствии с °
целевыми ориентирами развития региональной системы. Безусловно, справедливым К
является высказывание профессора О. Ю. Мамедова (Мамедов, 2009. C. 5)
относительно того, что проблема формирования инновационной экономики связана ф
не только с технологическими изменениями, но и с изменениями принципов ее
экономической организации. В основе экономических механизмов воздействия ||
находятся экономические интересы и ответственность бизнес-структур (субъектов |
регионального развития) за результаты принятых решений и участие в реализации °
целей регионального экономического развития. В этой связи требуется новый °
<п
организационно-управленческий инструмент, позволяющий через региональный
механизм публичного управления реализовать национально-общественные и i
частные интересы развития. В рамках концепции New Public Management (Бачило, g
2009. С. 13; Вульфович и Гимельштейн, 2009. С. 101; Тютин, 2014. С. 24) и с учетом ^
мирового опыта передовых держав (Абдулкадыров и Самигулова, 2013. С. 138; f?
Никитаева, 2015. С. 72) таким инструментом может выступать кластерная о.
политика (Горячев и Ромашова, 2013. С. 54; Щепкова, 2012. С. 126). g
Публичное управление и кластерная политика о
Новым направлением публичного управления инновационным развитием "
является кластерный подход, ориентированный на реализацию задач устойчивого о
роста региона, модернизации его отраслевой структуры и повышения ^
эффективности взаимодействия субъектов региональной инновационной системы: з
государства, научно-исследовательских и учебно-образовательных организаций и ш
бизнес-структур. Передовой зарубежный опыт показывает, что наиболее ^
эффективным инструментом, обеспечивающим рост отечественной Ц
конкурентоспособности как национальной системы в целом, так и ее региональных ®
подсистем, становится инновационно-кластерная политика. Она обеспечивает §
решение проблем транспарентности, целостности и эффективности публичного ^
управления. о
До появления современных кластерных структур в развитых странах мира <с
бурно развивались различные формы кооперации, наиболее успешной из которых ее
стала интеграция малых и средних фирм, сгруппировавшихся вокруг крупной о
корпорации—лидера на базе производственно-технологической, научно-технической и коммерческой платформ взаимосвязей в рамках пространственно ограниченных территорий.
Отличительным признаком современных кластеров как производственно-кооперационных и иных взаимосвязей бизнес-структур, научно-исследовательских и образовательных организаций становится их инновационная ориентация. Кластерные структуры обычно создаются там, где ожидаются «прорывные» сдвиги в технической и технологической сферах деятельности с последующим выходом на новые рынки (Черкасова, 2013. С. 93).
По мнению авторов, кластер можно считать системой, в которой внедрение нового элемента улучшает ее работу в целом, а изъятие не приводит к определенным негативным последствиям.
Помимо системных признаков целостности и транспарентности, кластерные взаимоотношения обладают еще одним признаком — признаком синергетичности. Синергетический подход можно считать как частью системного подхода, так и самостоятельной областью научных исследований, в которой доминируют идеи самоорганизации.
Кластеры, в отличие от простых систем, существующих только за счет внешних воздействий, функционируют в основном за счет внутренних ресурсов. Таким образом, кластеры обладают повышенной устойчивостью к внешним 2 воздействиям, что является преимуществом (Миргородская, 2005. С. 57; 8 Каньковская, 2013. С. 150).
Ы Основные задачи инновационного кластера:
2 - создание партнерской сети, включающей все стадии реализации I4-" инновационных и инвестиционных проектов в области энергосбережения, о альтернативной энергетики, а также глубокой переработки угля;
Ф - формирование инвестопроводящей среды региона;
- вовлечение в кластер российских и иностранных организаций, ^ осуществляющих деятельность в области альтернативной энергетики, | энергосбережения и создания новых материалов;
§ - представление кластера на глобальных рынках товаров и услуг;
§ - организация участия кластера в тендерах и конкурсах;
ск - представление интересов региональных и муниципальных органов
^ власти, которые войдут в состав кластера;
о - привлечение инвестиционных ресурсов в проекты, реализуемые
ё" участниками кластера;
Ег - содействие использованию специализированных фондов, бюджетных
^ ресурсов, других инвестиционных источников финансирования инновационных
о программ и проектов. о с^ а
Кластерный инструментарий публичного управления " в Ростовской области
о В Ростовской области уже начато формирование кластеров в разных отраслях
и имеются определенные результаты, которые подлежат анализу с целью
3 уменьшения негативных последствий при организации новых кластеров на ш территории области.
0 Только через повышение эффективности использования действующих
2Е институтов — технопарков, увеличение поддержки инновационных кластеров в § рамках софинансирования из федерального бюджета областной программы о поддержки малого бизнеса возможно обеспечить развитие федеральной и ¡^ региональной составляющих инновационной системы публичного управления ° (Мальсагов, 2012. С. 398; Ковальчук и Степнов, 2014. С. 123).
< В целях реализации государственной программы Ростовской области
«Экономическое развитие и инновационная экономика» разработана Концепция о кластерного развития Ростовской области на 2015-2020 годы (Постановление
Правительства Ростовской области от 12 марта 2015 года № 164 «Об утверждении концепции кластерного развития Ростовской области на 2015-2020 годы»). Данная концепция определяет цели, содержание и принципы кластерной политики Ростовской области, а также основные направления и механизм реализации мер государственной поддержки, предоставляемой кластерам, включающий производственный, научно-образовательный и инновационный потенциал хозяйствующих субъектов, малого и среднего бизнеса, учебных заведений и научных организаций, объектов инновационной инфраструктуры, сервисных компаний.
Целевые программы развития инновационной деятельности Ростовской области
(2004 - 2009 гг.)
Рис. 1. Инновационное развитие Ростовской области см
Источник: по данным авторского анализа региональных программ развития.
Российский и мировой опыт показывает, что в условиях обострения конкурентной борьбы между регионами за привлечение инвестиций, трудовых и
иных ресурсов необходимо применять новые инструменты поддержания и >
повышения конкурентоспособности территорий, в том числе на основе ® использования кластерного подхода — поддержки кластеров в передовых сферах
региональной экономики как групп территориально близких и взаимосвязанных ^
предприятий и организаций, которые характеризуются общностью деятельности и о
взаимодополняют друг друга. Результатом применения кластерного подхода станет о
максимальное использование конкурентных преимуществ региона и, как следствие, £
общий экономический рост. Включение кластеров в глобальные цепочки создания ^
добавленной стоимости позволяет существенно повысить уровень технологической ш
базы, скорость и качество экономического роста за счет усиления международной &
<
конкурентоспособности предприятий, входящих в состав кластера, путем внедрения наилучших доступных технологий, использования новейшего оборудования;
получения доступа к современным методам управления и специальным знаниям, з возможностей выхода на высококонкурентные международные рынки. о
Формирование и развитие региональных кластеров является эффективным механизмом определения внешнеэкономической интеграции за счет ускоренного наращивания инфраструктурного и кадрового потенциала; развития сети конкурентоспособных поставщиков и сервисных организаций, включая малые и средние предприятия; обеспечения необходимого учета потребностей бизнеса в рамках механизмов территориального планирования. Развитие кластеров о
ш
стимулирует повышение производительности труда, формирование новых компаний о:
и создание новых рабочих мест, содействует росту инновационного потенциала у
региона, формированию конкурентных преимуществ Ростовской области, о
способствующих привлечению отечественных и иностранных инвестиций. о Следовательно, кластер — это совокупность размещенных на ограниченной ш
территории предприятий и организаций, которая характеризуется наличием о
- объединяющей участников кластера научно-производственной цепочки в ^
одной или нескольких отраслях (ключевых видах экономической деятельности); ^
о
со ■н о см
см
О
о
х
О
т
го ш
о ^
< ф
с^
15 о О с^ с
о т
о ш сп о
о о ш
о <
СП 3
о
- механизма координации деятельности и кооперации участников
кластера;
- синергетического эффекта, выраженного в повышении экономической эффективности и результативности деятельности каждого предприятия или организации за счет высокой степени их концентрации и кооперации.
В структуре кластера следует выделять два уровня:
1) центр кластерного развития — структура, обеспечивающая содействие координации проектов и принятию решений, направленных на развитие кластеров; кооперационное взаимодействие участников кластеров между собой, а также создание условий для эффективного взаимодействия организаций-участников кластеров, учреждений образования и науки, некоммерческих и общественных организаций, органов государственной власти Российской Федерации, Ростовской области и органов местного самоуправления, инвесторов в интересах развития кластера; обеспечение реализации совместных кластерных проектов;
2) участники кластера — юридические лица или индивидуальные предприниматели, подписавшие в установленном порядке меморандум о вхождении в кластер (участвующие в реализации кластерных проектов).
Рис. 2. Схема кластерной структуры, реализующей принципы публичного управления Источник: составлено авторами на основе анализа научной литературы (Осипов, 2015. С. 57; Черкасова, 2011. С. 359).
Основной целью реализации кластерной политики является обеспечение высоких темпов экономического роста за счет повышения конкурентоспособности предприятий, научно-исследовательских и образовательных организаций, образующих территориальные кластеры.
Основными задачами кластерной политики являются
формирование условий для эффективного организационного развития
кластеров;
формирование механизмов поддержки проектов, направленных на повышение конкурентоспособности участников кластера, за счет фокусирования и координации, с учетом приоритетов развития кластеров, мероприятий экономического характера, способствующих поддержке развития малого и среднего предпринимательства; инновационному и технологическому развитию; развитию образовательной деятельности; привлечению инвестиций; развитию экспорта; развитию транспортной и энергетической инфраструктуры; развитию отраслей экономики; формированию системы обеспечения методической, информационно-консультационной и образовательной поддержки реализации кластерных проектов и инициатив.
Механизм реализации кластерной политики предполагает согласованные и скоординированные действия всех участников кластерного развития Ростовской области: хозяйствующих субъектов; образовательных, научных и конструкторских организаций; органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области; институтов развития; участников инновационной деятельности; специализированных организаций; объектов инновационной инфраструктуры (Русакова, 2012. С. 35; Черкасова и Узденов, 2014. С. 90).
На первом этапе реализации кластерной политики (2016-2017 годы) предполагается реализация следующих мероприятий:
1) совершенствование нормативно-правовой базы Ростовской области в сфере кластерного и инновационного развития, инвестиционной и социально-экономической политики;
2) содействие специализированным организациям в разработке программ (стратегий) развития кластеров в соответствии с требованиями Министерства экономического развития Российской Федерации;
3) содействие развитию центра кластерного развития Ростовской области, в том числе в части привлечения средств федерального бюджета на обеспечение его развития;
4) содействие интеграции кластеров в региональную инвестиционно-
со
инновационную систему; .н
О
5) содействие продвижению и реализации инновационной продукции см участников кластеров на отечественном и мировом рынках; см
6) реализация проектов участников кластеров с привлечением ° федеральных и региональных институтов развития, центра кластерного развития Ростовской области;
7) установление информационного взаимодействия и сотрудничества ф между участниками кластера, а также кластеров между собой;
8) создание новых инновационных компаний в рамках кластеров, включая ^ предоставление консультационной поддержки на этапе их создания; |
9) привлечение бюджетного и внебюджетного финансирования, в том числе о
путем содействия участию кластеров в проводимых федеральными и §
т
региональными институтами развития, органами государственной власти ^
Российской Федерации и Ростовской области конкурсов и мероприятий. х
Второй этап реализации кластерной политики (2018-2020 годы) будет т
включать непосредственно мероприятия, направленные на формирование органами ^
государственной власти и органами местного самоуправления муниципальных ^
образований Ростовской области благоприятных экономических и правовых условий о.
для дальнейшего развития кластеров, и прогнозирование потребностей участников з кластеров в трудовых ресурсах, содействие в подготовке и переподготовке кадров на
базе образовательных организаций, расположенных на территории Ростовской о
области. —■
Органом исполнительной власти Ростовской области, ответственным за реализацию кластерной политики, был определен Департамент инвестиций и предпринимательства Ростовской области.
Анализ социально-экономического развития Ростовской области позволил определить ряд направлений, на базе которых могут развиться кластеры. Предприятия потенциальных и действующих кластеров уже оказывают влияние на
развитие экономики Ростовской области, обеспечивая значительный вклад в о
формирование ее конкурентоспособности. Тем не менее стадии практической о
реализации достигла только малая часть кластерных проектов. ш
Для решения задач кластерной политики необходимо преодолеть о
имеющиеся проблемы, среди которых следует выделить: <
1) недостаток квалифицированных кадров; ^
з О
о £ 3
о ш СП
о
5 О
2) слабую ориентированность предприятий на инновации, медленные темпы модернизации и обновления линейки ассортимента производимой товарной продукции, низкий уровень ее конкурентоспособности;
3) недостаточное качество отдельных элементов транспортной, социальной и инженерной инфраструктуры; недостаточный уровень организационного развития кластеров;
4) финансовые и иные барьеры (санкции, ограничения, связанные с законодательством в сфере экспортного контроля; нестабильность на валютно-финансовом рынке) для приобретения дорогостоящего производственного оборудования, материалов и технологий; низкую интенсивность научно-исследовательской деятельности по отдельным направлениям развития кластеров.
Таким образом, повышение транспарентности, эффективности и синергии публичного управления может быть достигнуто развитием функциональных возможностей кластерного инструментария региональной политики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абдулкадыров А. С. и Самигулова Р. З. (2013). Анализ мирового и отечественного опыта в разработке и реализации кластерной политики // Экономика и предпринимательство, № 12-4(41-4), с. 138-140.
Бачило И. Л. (2009). Предпосылки укрепления правового регулирования со инновационных процессов в публичном управлении на основе информационных о технологий // Труды Института государства и права Российской академии наук, ™ № 5, c. 10-23.
^ Вульфович Р. М. и Гимельштейн Я. Г.(2009). Публичное управление:
механизмы и закономерности // Управленческое консультирование, № 3 (35), с. 98107.
Горячев Р. А. и Ромашова И. Б (2013). Кластерный подход в инновационной ® политике хозяйствующих субъектов как требование времени // Вестник
Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского, № 3, с. 53-59. s Каньковская А. Р. (2013). Проблемы кластерного подхода в региональной
о инновационной политике Северо-Западного федерального округа // Россия в о глобальном мире, № 3(26), с. 149-159.
m Ковальчук Ю. А. и Степнов И. М. (2014). Кластерная концепция
^ эффективной специализации регионов в условиях единства научно-технической, инновационной и промышленной политик России // Региональные проблемы преобразования экономики, № 11(49), с. 120-126. < Мальсагов А. И. (2012). Кластерный подход в региональной политике //
cd Инженерный вестник Дона, Т. 20, № 2, с. 397-403.
15 Мамедов О. Ю. (2009). Тайна инновационной экономики — в ее
о инновационной организации! // TERRA ECONOMICUS. Пространство экономики, | Т. 7, № 2, с. 5-8.
Миргородская Е. О. (2005). Роль кластеров в обеспечении z конкурентоспособности региона // Известия высших учебных заведений. Северо-р Кавказский регион. Общественные науки, № 1, с. 55-60.
Никитаева А. Ю. (2015). Мировой опыт взаимодействия государства и cd бизнеса в инновационной сфере: новые механизмы промышленного развития // се Наука Красноярья, № 4(21), с. 70-86.
У Осипов В. А. (2015). Создание и развитие кластеров как инновационный
о способ интенсификации региональной социально — экономической политики (на о примере Калужской области) // Вестник образовательного консорциума tf Среднерусский университет. Серия: Экономика и управление, № 6, с. 56-59.
Постановление Правительство Ростовской области «Об утверждении концепции кластерного развития ростовской области на 2015-2020 годы» от 12 марта 2015 года № 164. (http://donland.ru/documents/Ob-utverzhdenii-Koncepcii-klasternogo-razvitiya-Rostovskojj-oblasti-na-2015-%E2%80%93-2020-gody?itemId=304&mid=134977 &pageid= 128483 - Дата обращения: 31.03.2016).
пз со о
Русскова Е. Г. (2012). Управление изменениями в системе инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности // TERRA ECONOMICUS, Т. 10, № 1-3, с. 34-37.
Тютин Д. В. (2014). Новое государственное управление: от управления эффективностью и результативностью к менеджменту публичных ценностей // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, № 4(64), с. 22-28.
Черкасова Т. П. (2011). Инновационный экономический рост в посткризисной России: институциональная модель и механизм государственной политики. Волгоград: ВолГУ, 459 с.
Черкасова Т. П. (2013). Государственное управление посткризисным экономическим ростом России // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС, № 2, с. 91-99.
Черкасова Т. П. и Узденов А. Д. (2014). Человеческий капитал как базовый элемент механизма управления инновационно-ориентированным ростом региона // Вопросы регулирования экономики, Т. 5, № 3, с. 88-96.
Щепкова И. В. (2012). Кластерная политика как инструмент повышения конкурентоспособности региона // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта, № 3, с. 125-129.
REFERENCES S
Abdulkadyrov A. S. and Samigulova R. Z. (2013). Analysis of international and см domestic experience in the development and implementation of cluster policy. Economy and Entrepreneurship, no. 12-4(41-4), pp. 138-140. (In Russian). g
Bachilo I. L. (2009). The prerequisites for the strengthening of legal regulation of innovative processes in the public administration on the basis of information technologies. Proceedings of the Institute of State and Law, Russian Academy of Sciences, vol. 5, pp. 10-23. (In Russian).
Cherkasova T. P. (2011). Innovation-based economic growth in post-crisis Russia: an institutional model and mechanism of public policy. Volgograd, Publ. House of Volgograd State University, 459 p. (In Russian).
Cherkasova T. P. (2013). The State Management of the Post-Crisis Economic Growth in Russia. State and Municipal Management. Proceedings of the SKAGS, no. 2, pp. 91-99. (In Russian).
Cherkasova T. P. and Uzdenov A. D. (2014). Human capital as a base element of regional management mechanism of innovation-oriented growth. Journal of Economic Regulation, vol. 5, no. 3, pp. 88-96. (In Russian). ^
Goryachev R. A. and Romashova I. B. (2013). Cluster approach in innovative policy of economic entities as a call of the times. Vestnik of Lobachevsky University of Nizhni Novgorod, no. 3, pp. 53-59. (In Russian).
Kanikowska A. R. (2013). Problems of the cluster approach in the regional о innovation policy of the northwestern Federal district. Russia in Global Affairs, " no. 3(26), pp. 149-159. (In Russian).
Kovalchuk Y. A. and Stepnov I. M. (2014). The cluster concept is an efficient specialization of regions in the conditions of the unity of scientific-technical, innovative and industrial policy of Russia. Regional Problems of Transformation of Economy, no. 11(49), pp. 120-126. (In Russian).
Malsagov A. I. (2012). Cluster approach in regional policy. Engineering Journal of Don, vol. 20, no. 2, pp. 397-403. (In Russian). °
Mamedov O. Y. (2009). The Secret of innovative economy - in its innovative g organization! TERRA ECONOMICUS, vol. 7, no. 2, pp. 5-8. (In Russian). £
Mirgorodskaya E. O. (2005). The role of clusters in competitiveness of region. о News of Higher Educational Institutions. The North Caucasus Region. Social Sciences, с no. 1, pp. 55-60. (In Russian). o:
о
Nikitaeva A. Y. (2015). The international experience of interaction between government and business in innovation: new tools for industrial development. The Science of Krasnoyarie, no. 4(21), pp. 70-86. (In Russian).
Osipov V. A. (2015). The creation and development of clusters as an innovative way of intensification of regional socio — economic policy (on the example of Kaluga region). Bulletin of the Education Consortium of Central Russian University. Series: Economy and Management, no. 6, pp. 56-59. (In Russian).
Resolution of the Government of the Rostov Region "On Approval of the Concept of Cluster Development of the Rostov Region for 2015-2020" from March 12, 2015 no. 164. (http://donland.ru/documents/Ob-utverzhdenii-Koncepcii-klasternogo-razvitiya-Rostovskojj-oblasti-na-2015-%E2%80%93-2020-gody?itemId=304&mid=134977&pageid= 128483 - Access Date: 31.03.2016). (In Russian).
Russkova E. G. (2012). Change management in the system of infrastructural support of innovative activity. TERRA ECONOMICUS, vol. 10, no. 1-3, pp. 34-37. (In Russian).
Sakova I. V. (2012). Cluster policy as a tool to improve the competitiveness of the region. Bulletin of Baltic Federal University, no. 3, pp. 125-129. (In Russian).
Tyutin D. V. (2014). New public management: performance management and performance management to public values. Management of Economic Systems: Electronic Scientific Journal, no. 4(64), pp. 22-28. (In Russian). 2 Vulfovich M. R. and Himmelstein J. G. (2009). Public administration:
8 mechanisms and patterns. Management Consulting, no. 3(35), pp. 98-107. (In Russian). c\i
s о
о
x О ü m
te со о œ
s <
CD Œ
15 о О Œ с О
m
о ш cu о
о о ш
Ll_
о
_J <
СП ZD О