УДК 338:346 © Т.А. Скворцова
Т. А. Скворцова
КЛАСТЕРНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ
Затронуты экономические и правовые аспекты механизмов государственной поддержки инновационных промышленных кластеров как фактора развития малого и среднего бизнеса и привлечения иностранных инвестиций в регионы России. Рассмотрены мероприятия по государственному стимулированию регионального кластерного развития на примере Ростовской области. Обоснована необходимость формирования эффективной системы государственной поддержки кластерного развития и совершенствования правового регулирования деятельности кластерных структур.
Ключевые слова: кластер, промышленный кластер, инновационный территориальный кластер, инновации, инновационные технологии менеджмента.
Современные условия выводят на передний план задачу диверсификации экономики, чего, на наш взгляд, невозможно достичь без осуществления комплексной модернизации хозяйствующих субъектов, перехода к инновационным технологиям менеджмента. Стратегия долгосрочного социально-экономического развития России, общую цель которой можно выразить как придание экономике большей динамики и устойчивости, требует не только максимально эффективного использования национальных ресурсов, но и привлечения передовых иностранных технологий, управленческих навыков и финансовых потоков из-за рубежа.
Так, в своем выступлении на пленарном заседании XIX Петербургского Международного экономического форума (18-12 июня 2015 г., г. Санкт-Петербург) Президент РФ В.В. Путин, формулируя системные задачи долгосрочного развития, указал: «Наша задача - обеспечить устойчивый рост, повышение эффективности экономики, производительности труда, приток инвестиций» [9].
Во многом достижение указанных задач связано с развитием кластерной политики государства и успешной ее реализацией. Создание системы кластеров призвано содействовать оптимизации позиций отечественных предприятий в производственных цепочках и росту уровня неценовой конкурентоспособности отечественных товаров и услуг.
Эффективно действующие кластеры становятся объектом крупных капиталовложений и пристального внимания региональных властей, так как объединение в кластер на основе вертикальной интеграции формирует не спонтанную концентрацию разнообразных научных и технологических изобретений, а определенную систему распространения новых знаний и технологий[1 , с. 52].
Большинство статей российских и зарубежных авторов по тематике кластеризации подчеркивает необходимость создания и развития кластерных структур для повышения конкурентоспособности отраслей экономики, развития технологического и инновационного потенциала. Кластеризация представляет собой современное явление в развитии хозяйственных систем, способствующее объединению усилий различных предприятий в рамках определенного
рынка для достижения общих целей. В результате образования кластеров происходит укрепление рыночных позиций всех участников, входящих в их состав [11, с. 6].Отмечается также благоприятное влияние кластерного развития на повышение инвестиционной привлекательности российской экономики[7]. Реализация кластерной политики способствует росту конкурентоспособности бизнеса за счет реализации потенциала эффективного взаимодействия участников кластера, связанного с их географически близким расположением, включая расширение доступа к инновациям, технологиям, «ноу-хау», специализированным услугам и высококвалифицированным кадрам, а также снижением транзакционных издержек, обеспечивающим формирование предпосылок для реализации совместных кооперационных проектов и продуктивной конкуренции.
Действующее российское законодательство (статья 3 Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации») содержит легальное определение понятия «промышленный кластер» - это «совокупность субъектов деятельности в сфере промышленности, связанных отношениями в указанной сфере вследствие территориальной близости и функциональной зависимости и размещенных на территории одного субъекта Российской Федерации или на территориях нескольких субъектов Российской Федерации» [10].
Данное определение отражает основные особенности кластера как экономического явления, которые состоят в следующем:
- присутствие крупного предприятия-лидера или двух-трех лидирующих компаний, выпускающих сходные продукты, которые определяют долговременную прогнозируемую хозяйственную, производственную и иную стратегию, по сути, являясь институцией данной локальной системы;
- географическая локализация основного количества кластерообразующих предприятий;
- устойчивость и прогнозируемость производственно-хозяйственных связей предприятий -участников промышленного кластера;
- долговременное планирование и координация действий предприятий, входящих в промышленный кластер на основе ее производственных программ,
инновационных задач, имеющихся систем управления и контроля качества готовой продукции.
Таким образом, привлечение потока иностранных инвестиций в регионы России связано с необходимостью создания привлекательных инвестиционных условий именно в пределах инновационных промышленных кластеров.
Развитие кластерных инициатив не возможно без проведения государственной кластерной политики, представляющей собой систему мероприятий, проводимых на федеральном и региональном уров-
нях, направленных на поддержку и стимулирование создания кластеров.
В рамках реализации политики кластерного развития регионов в Ростовской области утверждена Концепция кластерного развития Ростовской области на 2015 - 2020 годы[3],в которой выделены 2 самостоятельных этапа, предусматривающие необходимые меры, направленные на стимулирование кластерного развития области (см. Таблицу 1).
Таблица 1
1 этап (2015 - 2017 годы) 2 этап (2018 -2020 годы)
совершенствование нормативной правовой базы Ростовской области в сфере кластерного и инновационного развития, инвестиционной и социально-экономической политики мониторинг и прогнозирование потребностей участников кластеров в трудовых ресурсах и содействие в подготовке и переподготовке кадров на базе образовательных организаций, расположенных на территории Ростовской области
содействие специализированным организациям в разработке программ (стратегий) развития кластеров в соответствии с требованиями Министерством экономического развития Российской Федерации развитие социальной, транспортной, энергетической инфраструктуры, а также объектов инвестиционной и инновационной системы (индустриальные и технопарки, инвестиционные площадки, инновационные, инжиниринговые и иные центры)
содействие развитию Центра кластерного развития Ростовской области, в том числе в части привлечения средств федерального бюджета на обеспечение его развития формирование системы налогового стимулирования участников кластеров при реализации инвестиционных и инновационных проектов
содействие интеграции кластеров в региональную инвестиционно-инновационную систему снижение административных барьеров для реализации инвестиционных и инновационных проектов
содействие продвижению и реализации инновационной продукции участников кластеров на отечественном и мировом рынках содействие привлечению инвестиций для реализации инвестиционных, инновационных и инфраструктурных проектов
реализация проектов участников кластеров с привлечением федеральных и региональных институтов развития, Центра кластерного развития Ростовской области поддержка развития внешнеэкономической деятельности участников кластеров
установление информационного взаимодействия и сотрудничества между участниками кластера, а также кластеров между собой учет интересов участников кластеров при реализации научной, инновационной и образовательной политики
создание новых инновационных компаний в рамках кластеров, включая предоставление консультационной поддержки на этапе их создания
привлечение бюджетного и внебюджетного финансирования, в том числе путем содействия участию участников кластеров в проводимых федеральными и региональными институтами развития, органами государственной власти Российской Федерации и Ростовской области конкурсов и мероприятий
В качестве результатов проведения политики созданных новых рабочих мест в организациях-участ-кластерного развития в Ростовской области предпола- никах кластеров - 12000 человек. гается создание на территории региона не менее 25 На федеральном уровне пока на сегодняшний кластеров, кластерных проектов и кластерных иници- момент преобладающей мерой государственной по-атив, с количеством участников кластеров не менее литики в области поддержки кластерных инициатив 150. При этом запланирован ежегодный прирост со- является субсидирование. Так, в 2015 году из феде-вокупной выручки бизнес-структур, являющихся рального бюджета в региональные на поддержку ин-участниками кластеров, на 5%, совокупный объем новационных территориальных кластеров предостав-выручки от реализации товаров, работ, услуг участ- лено 1250000000 рублей, из них наибольший размер никами кластеров в 2020 году - более 370 млрд. ру- субсидий получен регионами, в которых территори-блей, а объем инвестиционных вложений в предприя- альные инновационные кластеры уже получили наития, входящие в кластеры - 25,5 млрд. рублей, число большее развитие (республика Татарстан - 158632693
руб.; Самарская область - 135967666 руб.; Новосибирская область - 103832495 руб.) [8].
Но, как отметил Уполномоченный по правам предпринимателей в РФ Б. Титов в своем выступлении на Российском форуме малого и среднего предпринимательства (15 июня 2016 г., г. Санкт-Петербург) «На сегодняшний день в малом и среднем предпринимательстве со стороны государства сделано очень многое. Мы двигаемся вперед, но в целом пока проблем больше, чем решений: высокие налоги, административные барьеры, запредельные штрафы — все это необходимо решать и устранять. Бизнесу нужна новая кредитно-денежная политика для развития» [2].
Полагаем, что наряду с предоставлением субсидий важным направлением государственной поддержки должна стать направленная на развитие территориальных кластеров государственная налоговая политика. В качестве мер налогового стимулирования инновационной деятельности может стать создание режимов льготного налогообложения в отношении инновационных промышленных кластеров. Например, возможно освобождение субъектов, входящих в кластер от уплаты определенных налогов, либо создание специального налогового режима для предприятий, входящих в кластер по типу единого сельскохозяйственного налога.
Не менее важным направлением государственной поддержки кластеров выступает, по нашему мнению, инфраструктурная нефинансовая поддержка. В качестве передового зарубежного опыта в рассматриваемой сфере полезен опыт Австрии. Вернер Пам-мингер, генеральный директор Центра кластерного развития Верхней Австрии, привел в качестве примера следующие направления такой нефинансовой поддержки для участников кластеров и сетей:
1) Информационная платформа: базы данных, консультирование, ежеквартальные журналы, справочники компаний;
2) Трансфер занятия и менеджмент в рамках сети: регулярные специализированные мероприятия; всего организовано 1770 мероприятий с участием 67000 человек;
3) Организация и поддержка совместных проектов: 432 совместных проекта с участием 1748 партнеров; 66% новых продуктов; 26% новых производственных процессов; 8% новых квалификаций;
4) Поиск и подбор партнеров дома и за границей: презентации технологий, продвижение имиджа, профессиональные выставки-ярмарки;
5) Поддержка компаний, выходящих на новые рынки: сотрудничество с европейскими регионами, выход на рынки ЕС [5].
Но основополагающим механизмом кластерного развития и привлечения иностранных инвестиций по нашему мнению должно стать создание адекватной системы нормативно-правового регулирования деятельности кластеров.
Несмотря на то, что категория «кластер» прочно закрепилась в современной позитивной правовой материи России и наблюдается стойкая тенденция последующего развития соответствующего законодательства, «из-за отсутствия четкой научной юридической проработки сущности и признаков кластеров наблюдается отсутствие единообразия в их нормативном опосредовании, а действующие профильные нормативные акты вряд ли можно охарактеризовать в качестве последовательного, системного образования» [6, с. 135].
В научной литературе справедливо указывается на недостаточную правовую регламентацию процедур государственного субсидирования кластерных структур [4, с. 46].
На данный момент финансирование инновационных территориальных кластеров за счет средств федерального бюджета посредством субсидирования мероприятий по важнейшим направлениям деятельности кластеров представляет собой двухуровневую систему: федеральный и региональный уровни, между которыми устанавливаются отношения по распределению и расходованию средств федерального бюджета, конечными получателями которых являются инновационные территориальные кластеры и их органы управления.
В то же время распределение и предоставление соответствующих субсидий на данный момент урегу -лировано не в полной мере. Так, в процессе отбора программ развития инновационных территориальных кластеров, которым необходима государственная поддержка в форме предоставления субсидий из федерального бюджета, существует неопределенность в части оценки поданных заявок. Данный пробел необходимо разрешить путем закрепления детально разработанной процедуры анализа предоставленных заявок и соответствующей их оценки в соответствии с разработанными критериями и условиями.
Также встает вопрос, касающийся порядка осу -ществления контроля и надзора за деятельностью субъектов РФ и инновационных территориальных кластеров по реализации программ развития, субсидированных из федерального бюджета, включая участие представителей общественного контроля, в части использования данных субсидий по целевому назначению. На данный момент имеется недостаточное правовое регулирование финансового контроля за такой деятельностью и, как следствие, сложность и недостаточная урегулированность процедуры привлечения соответствующих субъектов к ответственности за нецелевое использование выделенных им средств.
Так, на практике возникает проблема определения принадлежности того или иного субъекта малого предпринимательства к кластеру. Исходя из этого актуальным вопросом является создание четкой системы, дающей возможность определить состав хозяйствующих субъектов, входящих в кластер. Полагаем, что решением данной проблемы может стать созда-
ние надлежащей правовой основы деятельности кластеров, а именно придание данному виду предпринимательского объединения статуса организационно-правовой формы. Это могло бы стать основой для распространения режима государственной регистра-
ции в отношении порядка создания таких объединений, что послужит основой ведения государственного реестра предпринимательских объединений, в том числе, кластеров.
Библиографический список
1. Ашинова М.К., Яхутль С.М. Экономический механизм снижения инвестиционных рисков с учетом развития региональных производственных кластеров [Текст]/ М.К.Ашинова, С.М.Яхутль // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2009. - № 1. - С. 49 - 53.
2. Выступление Бориса Титова, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам предпринимателей на Российском форуме малого и среднего предпринимательства «Большой спрос на малый бизнес» (15 июня 2016 г., г. Санкт-Петербург)[Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://smeforum.ru/quotations/
3. Постановление Правительства Ростовской области от 12.03.2015 № 164 «Об утверждении Концепции кластерного развития Ростовской области на 2015 - 2020 годы» // Правовая справочно-информационная система «Консультант Плюс».
4.Мошкова Д.М., Сакалинская Е.В. Правовые основы государственного финансирования инновационных территориальных кластеров в России [Текст]/Д.М.Мошкова, Е.В.Сакалинская// Юрист. 2014. № 14. -С. 42 - 46.
5. Паммингер Вернер Управление территориальными кластерами: лучшие международные практики [Электронный ресурс] /Паммингер Вернер - Режим доступа: http://www.hse.ru
6. Поморцев К.И. Краткий обзор законодательства Российской Федерации о кластерах[Текст]/К.И. Поморцев // Бизнес, Менеджмент и Право. 2015. № 1. - С. 132 - 135.
7. Попкова Е.Г., Романова М.К. Совершенствование механизмов привлечения иностранных инвестиций с учетом кластерного развития[Электронный ресурс] / Е.Г.Попкова, М.К. Романова- Режим доступа: http://www.marka-volga.ru/klastery/236-sovershenstvovanie-
8.Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2015 № 1737-р «О распределении субсидий, предоставляемых в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию комплексных инвестиционных проектов по развитию инновационных территориальных кластеров» [Электронный ресурс]. - Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 07.09.2015.
9.Стенограмма выступления Владимира Путина на ПМЭФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2015/06/19/putin-vistuplenie.html
10. Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации»[Текст] // Российская газета. № 1. 12.01.2015.
11. Dinu, M., Marina>, M.-C.,Socol, C., Socol, A.G. Clusterization, persistence, dependency and volatility of business cycles in an enlarged euro area[Text] / M.Dinu, M.-C.Marina>, C.Socol, A.G.Socol //Romanian Journal of Economic Forecasting, 2012. 15 (2), р. 5-23.
References
1. Ashinova M.K., Jahutl' S.M. Jekonomicheskij mehanizm snizhenija investicionnyh riskov s uchetom razvitija regional'nyh proizvodstvennyh klasterov. [Economic mechanism to reduce investment risks, taking into account the development of regional industrial clusters]. Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. 2009. no № 1. pp 49 - 53.
2. Vystuplenie Borisa Titova, Upolnomochennogo pri Prezidente Rossijskoj Federacii po pravam predprinimatelej na Rossijskom forume malogo i srednego predprinimatel'stva «Bol'shoj spros na malyj biznes» (15 ijunja 2016 g., g. Sankt-Peterburg) [Speech by Boris Titov, Authorized the President of the Russian Federation on entrepreneurs rights in the Russian forum of small and average business "the huge demand for small business"]. Mode of access: http://smeforum.ru/quotations/
3. Postanovlenie Pravitel'stva Rostovskoj oblasti ot 12.03.2015 № 164 «Ob utverzhdenii Koncepcii klasternogo razvitija Rostovskoj oblasti na 2015 - 2020 gody» [The resolution of the Government of the Rostov region from 12.03.2015 No. 164 "On approval of the Concept of cluster development of the Rostov region for 2015 - 2020"]. Pravovaja spravochno-informacionnaja sistema «Konsul'tant Pljus».
4. Moshkova D.M., Sakalinskaja E.V. Pravovye osnovy gosudarstvennogo finansirovanija innovacionnyh territorial'nyh klasterov v Rossii [The legal basis of state financing of innovative territorial clusters in Russia]. Jurist. 2014. no 14. pp 42 - 46.
5. Pamminger Verner Upravlenie territorial'nymi klasterami: luchshie mezhdunarodnye praktiki[Management of regional clusters: international best practice]. Mode of access: http://www.hse.ru
6. Pomorcev K.I. Kratkij obzor zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii o klasterah [A brief overview of the legislation of the Russian Federation on the cluster]. Biznes, Menedzhment i Pravo. 2015. no 1. pp 132 - 135.
7. Popkova E.G., Romanova M.K. Sovershenstvovanie mehanizmov privlechenija inostrannyh investicij s uchetom klasternogo razvitija [Improvement of mechanisms to attract foreign investment to the cluster development]. Mode of access: http://www.marka-volga.ru/klastery/236-sovershenstvovanie-
8. Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 04.09.2015 № 1737-r «O raspredelenii subsidij, predostavljaemyh v 2015 godu iz federal'nogo bjudzheta bjudzhetam sub#ektov Rossijskoj Federacii na realizaciju kompleksnyh investicionnyh proektovpo razvitiju innovacionnyh territorial'nyh klasterov» [The decree of the RF Government from 04.09.2015 No. 1737-R On the distribution of subsidies in 2015 from the Federal budget to budgets of subjects of the Russian Federation on the implementation of complex investment projects for development of innovative territorial clusters"]. Mode of access: http://www.pravo.gov.ru, 07.09.2015.
9. Stenogramma vystuplenija Vladimira Putinana PMJeF [Transcript of Vladimir Putin at the SPIEF]. Mode of access: http://www.rg.ru/2015/06/19/putin-vistuplenie.html
10. Federal'nyj zakon ot 31.12.2014 № 488-FZ «O promyshlennoj politike v Rossijskoj Federacii». Rossijskaja gazeta. no 1. 12.01.2015.
11. Dinu, M., Marina>, M.-C., Socol, C., Socol, A.G. Clusterization, persistence, dependency and volatility of business cycles in an enlarged euro area.Romanian Journal of Economic Forecasting, 2012.no 15 (2), pp 5-23.
CLUSTER MODEL OF DEVELOPMENT OF REGIONAL ECONOMY
Tatyana A. Skvortsova,
associate professor, Rostov State Transport University
Abstract: The author discussed the economic and legal aspects of the mechanisms of state support of innovative industrial clusters as a factor in the development of small and medium-sized businesses and the attraction of foreign investments in Russian regions. The article considers measures to stimulate the state of regional cluster development on the example of the Rostov region and the necessity of creating an effective system of state support for cluster development and improvement of legal regulation of activity of cluster structures.
Keywords: cluster, industrial cluster, innovation cluster, innovation, innovation management.
Сведения об авторе:
Скворцова Татьяна Александровна — кандидат юридических наук, доцент Ростовского государственного университета путей сообщения «ФГБОУ ВО РГУПС» (г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация), e-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию 01.09.2016.