Сегодня необходим во многом принципиально новый подход к теоретическому и методологическому обоснованию взаимодействия региональных коммерческих банков и реального сектора экономики, который бы соответствовал специфике рыночных отношений и полнее раскрывал возможности региональных коммерческих банков, как финансовых посредников с реальным сектором экономики, способствовал достижению устойчивого экономического роста.
Примечания
1 Как уже отмечалось, развитый рынок финансовых услуг в регионе создает предпосылки для инвестиционной деятельности, концентрации капитала внутри региона, увеличения платежеспособного спроса, что определяет перспективы развития регионального бизнеса, а следовательно, и региональной экономики. Помимо публикуемых ЦБ данных о банковской активности и концентрации капитала в регионе, значительный интерес представляет вопрос качества предоставляемых в регионе финансовых услуг. И в этой связи считаем отметить целесообразность и обоснованность подхода, предлагаемого И.К. Осяниным [2].
2 Вопрос, является ли уровень просроченной задолженности по кредитам в 5% критическим, сегодня широко обсуждается. Некоторые эксперты считают, что даже рост доли просроченной задолженности до 10% подавляющему большинству банков не создаст проблем. Малые, средние и региональные кредитные организации обладают необходимым запасом прочности в форме накопленных резервов, прибыли по итогам года и избытка капитала сверх минимального уровня.
Библиографический список
1. Гудов М.М., Гудов А.М., Федоткина О.П. Взаимодействие коммерческих банков и реального сектора в условиях инновационного развития экономики региона // Регионология. - 2011. - №4.
2. Осянин И.К. Оценка качества финансовых услуг в сфере кредитования региона // Ярославский педагогический вестник. Том I: Гуманитарные науки. - 2011. - № 1.
3. Шумакова О.Д. Проблемы капитализации банковской системы в условиях роста кредитных рисков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. kstu.edu. ru/science/misc/rio
УДК 334.7
Савельев Иван Александрович
Костромской государственный технологический университет
isa vele v@yandex. ru
КЛАСТЕРНАЯ ФОРМА ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ
Статья посвящена актуальной теме — кластерной форме пространственной организации экономических взаимодействий как важнейшему инструменту повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов в современных условиях. Кластерная модель развития является наиболее эффективной с точки зрения усиления конкурентоспособности, повышения кооперации и инновационной активности хозяйственных субъектов.
Ключевые слова: кластер, интеграция, экономические взаимодействия, конкурентоспособность.
В настоящее время кластерная политика и процесс кластеризации национальной экономики занимают одно из центральных мест в современной экономической науке. Кластеры рассматриваются в качестве интеграционных форм организации производства, обеспечивающих быстрые темпы экономического развития, а сам процесс кластеризации рассматривается как рыночный механизм качественного преобразования локальных экономических систем. Перспективы кластерной организации зависят от наметившихся макроэкономических тенденций в экономике, доминирующих на данной территории сегментов производства и существующих категорий потребителей. На основе формирующихся связей между участниками кластера образуется конкурентная среда.
Существующие точки зрения на понятие «кластер» можно условно разделить на две группы: в пер-
вую входят авторы, которые уделяют большое внимание на географическую составляющую кластера и во вторую, - которые при определении «кластера» географическую составляющую считают малозначительной. Основоположник теории кластерного развития М. Портер дает следующее определение кластеру: «кластер, или промышленная группа, - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга»1. Кластер представляет собой сеть поставщиков, производителей, потребителей, элементов промышленной инфраструктуры, исследовательских институтов, взаимосвязанных в процессе создания добавочной стоимости2. Формирование такой сети предполагает наличие положительных синергетических эффектов вслед-
ствие географической близости потребителя и производителя, концентрации определенных компетенций, знаний и технологий и пр. Границы кластера не зависят от границ административных образований и устанавливаются в соответствии с распространением экономических связей кластерной структуры. Достоинством этой теории является выделение принципиально нового структурного элемента в совокупности субъектов конкуренции, где «кластеры представляют новый и дополнительный способ организации экономики, её динамичного развития и принцип проведения государственной политики в регионах. Понимание состояния кластеров обеспечивает важное видение внутренних свойств производственного потенциала экономики кластеров и ограничений, существующих для их будущего развития». Следует заметить, что М. Портер не дает четких и однозначных ответов на вопросы о размере кластера, его качественном составе, границах. Кроме того, непонятно, почему «кластер-это система взаимосвязанных фирм и институтов, оказывающаяся в целом больше простой суммы своих составных частей»3. Этот вывод не подтвержден расчетами экономической эффективности и поэтому в достаточной мере интуитивен. Дэн Хааг определяет кластер как «индустриальный комплекс, сформированный на базе территориальной концентрации сетей специализированных поставщиков, основных производителей, связанных технологической цепочкой, и выступающих альтернативой секторальному подходу»4. Понятие «кластер» также может трактоваться в иной форме. Кластеры - группы взаимосвязанных отраслей промышленности, которые создают богатства в регионе, путем экспорта товаров и услуг. Понятие «промышленный кластер» отличается от классического определения «промышленный сектор» тем, что первое - представляет полную цепочку отраслей промышленности начиная от поставщиков, и заканчивая конечным продуктом, включая вспомогательные услуги и специализированные инфраструктуры. Предприятия в кластере географически сконцентрированы и связаны потоком товаров и услуг. По мнению С. Лозинского, кластер - это сочетание лидирующих фирм, которые производят продукты и услуги, поставщиков, которые существуют в регионе а также бизнес-климата5. С.И. Соколенко под кластером понимает территориальное объединение взаимосвязанных предприятий и «учреждений в пределах соответствующего промышленного региона, направляющих свою деятельность на производство продукции мирового уровня»6. Автор выделил детерминанты формирования кластеров: близость к рынкам; обеспечение специализированной рабочей силой; доступность специфических природных ресурсов; экономия за счет масштаба производства; низкая стоимость операция; возможность полного доступа к информации; возможность
привлекать к сотрудничеству фирмы, дисперсно распределенные на территории региона. Характерной чертой такого трактования является то, что границы кластера определяются промышленным регионом, который уже сформировался ранее.
Вторая группа точек зрения на сущность кластера. В противоположность первой группе определений, по мнению В.М. Кутьина, «кластер - есть объединение регионов с похожим социально-экономическим положением»7. В своем исследовании он классифицировал уже существующие регионы России и воссоздал карту регионов заново, разбив их на семь кластеров с похожим экономическим положением. За основу классификации им были выбраны такие показатели как индекс промышленного производства, строительство жилья, продукция сельского хозяйства, оборот розничной торговли. В понимании В.М. Кутьина кластеры не обладают географическим детерминизмом, что он объясняет во-первых слабостью подавляющего большинства регионов России, а во-вторых, отмечается, что даже близко находящиеся на географической карте регионы настолько сильны отличаются ресурсным, людским потенциалами, что не позволяет отнести их к одному экономическому кластеру. А. Воронов, изучая данный вопрос, пришел к выводу, что кластер есть «упорядоченная совокупность специализированных предприятий, выпускающих конкурентоспособную продукцию»8. Отличным выглядит определение Р. Коха, который трактует понятие «кластер» как образующиеся внутри фирмы группы, куда входят работники различных функциональных профилей, работающие вместе на постоянной основе.
По предпосылкам формирования выделяют две категории кластеров9: 1. Самопроизвольные (спонтанные) кластеры. Такие структуры являются результатом спонтанной концентрации ключевых факторов возникновения кластеров. 2. Политически обусловленные кластеры. Возникновение таких кластерных организаций связано с принятием решением органов власти по формированию условий, благоприятствующих возникновению кластеров в экономике страны (региона). В зависимости от вида реализуемой политики они подразделяются на две группы кластеров: - политика промышленной реструктуризации; - политика промышленного развития. Спонтанные кластеры являются результатом спонтанной концентрации специфичных условий, без прямого вмешательства общественных агентов. Наиболее распространенными условиями для формирования таких кластеров являются: хорошая научно-исследовательская база, являющаяся результатом значительных общественных инвестиций в предшествующие годы; развитый механизм трансферта технологий, в том числе наличие фондов поддержки предпринимательства, технологических центров, венчурных структур, тесной связи
организаций с университетами и научными центрами; уровень распространенности предпринимательской культуры; распространение механизмов инновационных фондов; наличие соответствующей законодательной базы.
В научной экономической литературе существует несколько классификаций кластеров по различным признакам. По принципу устойчивости конкурентных позиций различают следующие виды: сильный кластер - его эффективная структура отражает важнейшие этапы производственного цикла. Активное взаимодействие между участниками создает устойчивое конкурентное преимущество; устойчивый кластер - его структура стабильно развивается, однако в настоящее время не накоплена критическая масса производственного потенциала для получения значительных преимуществ от агломерации, есть активные внутрикластерные взаимодействия; потенциальный кластер - его структура пока еще весьма фрагментирована, но интенсивно развивается; латентный кластер - существуют лишь отдельные кластерные структуры, не хватает коммуникативных взаимосвязей. Кластеры подразделяют также: на географические (региональные), соответствующие концентрации по территориальному принципу; различающиеся по характеру структурообразующей организации (чаще всего здесь речь идет о предприятии крупного масштаба и хорошо известном, но возможно и объединение вокруг организации, определяющей экономическое развитие, ассоциации, регионального агентства); различающиеся по ядру (три типа организаций): а) базирующиеся на сложной технологической основе, часто новой для данной территории; б) основанные на традиционных для этого региона видах деятельности; в) связанные подрядными отношениями; боковые (межотраслевые), охватывающие сразу несколько отраслей экономики, например мультимедийный кластер; мегакластеры -образованные сетью, т.е. большим количеством фирм, относящихся к различным секторам экономики и характеризующихся высокой степенью агрегации (например, «автомобильный мегакластер»).
Поскольку М. Портер считается основоположником теории кластеров, его позиция особо значима для нашего исследования. Согласно его мнению, кластеры - это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, а также торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу. Географические масштабы кластера могут варьироваться от одного города и или штата до страны или даже ряда соседствующих стран. Кластеры принимают различные
формы в зависимости от своей глубины и сложности, но в большинстве случаев включают компании готового продукта, или сервисные компании; поставщиков специализированных факторов производства, компонентов, машин, а также сервисных услуг; финансовые институты; фирмы в сопутствующих отраслях. Кластеры часто включаю также фирмы, работающие в низовых отраслях (т.е. с каналами сбыта или потребителями) производителей побочных продуктов; специализированных провайдеров инфраструктуры; правительственные и другие организации, обеспечивающие специальное обучение, образование, поступление информации, проведение исследований, и предоставляющие техническую поддержку (такие как университету, структуры для повышения квалификации в свободное время); а также агентства, устанавливающие стандарты. Правительственные агентства, оказывающие существенное влияние на кластер, могут рассматриваться как его часть. И наконец, многие кластеры включают торговые ассоциации и другие совместные структуры частного сектора, поддерживающие членов кластера. Определение составных частей кластера лучше начинать с рассмотрения крупной фирмы или концентрации сходных фирм, а затем выявить наличие цепочки связанных с ними по вертикали ниже- и вышестоящих фирм и организаций. Далее надо найти по горизонтали отрасли, проходящие через общие каналы или производящие побочные продукты и услуги. Дополнительные горизонтальные цепочки устанавливаются на базе использования похожих специализированных факторов производства или технологий или связанны между собой через поставки. Следующий шаг после установления входящих в кластер отраслей и фирм состоит в выделении организаций, обеспечивающих для него специальные навыки, технологии, информацию, капитал или инфраструктуру, а также любых групповых образования, в которые входят участники кластера. Завершающий шаг -это поиск правительственных или других законодательных структур, оказывающих существенное влияние на членов кластера.
Нанесение границ кластера достаточно часто оказывается непростой задачей, требующей творческого процесса на базе понимания наиболее важных связей и взаимного дополнения для разных отраслей и организаций. Границы кластеров достаточно редко подчиняются стандартным системам отраслевой классификации, неспособным охватить многих важных участников конкурентной борьбы и связи между отраслями. Границы кластеров постоянно изменяются по мере появления новых фирм и отраслей, сужения или спада существующих отраслей, а также с развитием и изменением местных организаций.
М. Портер выделил ряд причин, по которым, по его мнению, экономику следует рассматривать
Таблица 1
Сравнительный анализ традиционного и кластерного подхода
Параметры для сравнения Кластеры Традиционное группирование компаний
Отношение к конкуренции Лучше согласуются с самим характером конкуренции и источником достижения конкурентных преимуществ. Большинство участников кластера не конкурируют между собой непосредственно, просто они обслуживают разные сегменты отрасли. В отраслях из-за непосредственной конкуренции большой части участников существует вполне реальная опасность снижения интенсивности соперничества.
Связи Кластеры лучше охватывают важные связи, взаимодополняемость между отраслями, распространение технологии, навыков, информации, маркетинг и осознание требований заказчика по фирмам Слабо охватываются связи.
Значение инвестиций, дотация Государственные и частные инвестиции, направленные на улучшение условий функционирования кластера, приносят пользу сразу многим фирмам. В противоположность этому рассмотрение ситуации в мире с точки зрения отраслей или достаточно узких секторов, таких например, как продукты автомобильной промышленности, часто сводится к лоббированию интересов по вопросам выделения субсидий или облегчения налогового давления на участвующие в этих процессах компании. Получаемые в результате государственные инвестиции создают лихорадочное перетекание выгод в другие отрасли, и поэтому могут деформировать рынок
через призму кластеров, а не через более традиционное группирование компаний (см. табл. 1).
Также М. Портер дает ответ на вопрос о том, как кластеры влияют на конкурентную борьбу. Для этого существует три способа: а) посредством повышения производительности входящих в них фирм и отраслей; б) посредством повышения способности к инновациям и, таким образом, к повышению производительности; в) посредством стимулирования новых бизнесов, поддерживающих инновации и расширяющих границы кластера. Далее М. Портер замечает, что каждое их трех влияний кластеров на конкуренцию зависит в некоторой степени от межличностных взаимоотношений, личных контактов, а также взаимодействия между сетями частных предпринимателей и организаций. Еще один ключевой момент, который затрагивается в работе М. Портера, - это процесс рождения, эволюции и упадка кластеров. Выделяются следующие мотивы для образования кластера. Во-первых, это доступность общих фондов факторов, таких как специализированные навыки, ведение университетских исследований, удобное географическое положение или же особенно хорошая или подходящая для данного случая инфраструктура. Во-вторых, кластеры могут также возникать в результате необычного, сложного или повышенного местного спроса. В-третьих, это предшествующее существование отраслей по поставкам, родственных отраслей, или даже полностью связанных кластеров. В-четвертых, новые экономические корни кла-
стера могут возникать из одной или двух новаторских компаний, стимулирующих рост многих других компаний. В-пятых, для зарождения кластера часто оказываются существенными и случайные события. Первоначальный этап формирования компаний в регионе часто отражает действия предпринимателей, которые невозможно полностью объяснить только наличием благоприятных местных условий. Несмотря на то, что гарантий развития кластера не существует, после начала процесса наблюдается нечто вроде цепной реакции, в которой достаточно быстро начинают прослеживаться причинно-следственные связи. Происходящий при этом процесс сильно зависит от эффективности действующих связей или цепочек обратных связей, от того, насколько хорошо, например, местные образовательные, законодательные и другие структуры реагируют на нужды кластера, или от того, насколько быстро откликаются на его потребности возможные поставщики. Особого внимания заслуживают три специальные области: интенсивность конкуренции в местных масштабах, общая среда для формирования нового вида экономической деятельности в данной местности, а также эффективность действия формальных и неформальных механизмов сведения вместе участников кластера. Существенной движущей силой в быстром совершенствовании и развития предпринимательства является сильная конкурентная борьба. Климат, в котором происходит развитие предпринимательства, очень важен, поскольку создание новых фирма
и институтов является неотъемлемой частью развития кластера. И наконец, необходимы механизмы организации и построения взаимосвязей. Поскольку существующие в кластере преимущества сильно зависят от связей и взаимодействия между индивидуалами и группами.
Внимание ученых и специалистов к кластеризации экономики как инструменту повышения ее конкурентоспособности объясняется эффективностью и гибкостью кластеров, что определяется следующими их преимуществами по сравнению с другими формами организации экономической деятельности: 1) значительное упрощение доступа предприятий к различным видам ресурсов; 2) снижение финансовых и кредитных рисков с одной стороны, и повышение стабильности и прогнози-руемости денежных потоков - с другой; 3) повышение эффективности сбыта за счет устойчивости логистических потоков между предприятиями кластера; 4) снижение трансакционных издержек, которые рассматриваются как расходы на организацию бизнеса, получение информации, ведение переговоров, поиск поставщиков, заключение и оформление контрактов, обеспечение юридической защиты, выстраивание взаимоотношений как с внешними контрагентами предприятия, так и с внутренними участниками; 5) осуществление качественного скачка в инновационном развитии предприятий, входящих в кластер. Увеличение инновационной активности участников кластера связано с тем, что кластер выступает в роли своеобразного «хранилища» знаний, навыков и опыта талантливых людей, являющихся специалистами в сфере основной деятельности кластера. Накапливаясь и концентрируясь, новые знания становятся общепринятыми и подталкивают участников к генерации новых идей и созданию новых разработок, что значительно ускоряет осуществляемые в кластере инновационные процессы; 6) формирование внутри кластеров не только формальных, но и неформальных, личных взаимосвязей между его участниками, облегчающее ведение бизнеса и помогающее более эффективно координировать усилия для приспособления к постоянно меняющимся условиям внешней среды10; 7) осуществление прогнозирования и планирования инноваций на основе своевременного определения технологических тенденций; 8) развитие информационных и маркетинговых связей между предприятиями кластера на основе современных технологий, формирование в рамках межрегиональной экономической интеграции недостающих звеньев цепочки создания стоимости, общих стандартов производства, поставок и управления, активное развитие кластерных брендов. Однако кластеры по мимо преимуществ имеют ряд недостатков, а именно: 1) излишняя концентрация предприятий на внутренних связях и игнорирование среды за пределами кластера могут привести к
устареванию технологий и снижению их конкурентоспособности; 2) замкнутость кластера может стать причиной снижения гибкости предприятий-участников; 3) отсутствие конкурентов в рамках отдельного кластера «уничтожает» необходимость постоянного совершенствования производственного и сбытового процесса; 4) уникальность каждого кластера приводит к значительному усложнению оценки эффективности его функционирования, так как отсутствует возможность для сравнения с другими кластерами; 5) зависимость результатов работы всего кластера от эффективности деятельности каждого из его участников.
Следует отметить, что кластеризация российской экономики не является абсолютно новым механизмом регионального развития, а является прообразом созданных в условиях административнокомандной экономики территориально-производственных комплексов (ТПК). Формирование кластеров в национальной экономике, по сути, является «клоном» территориально-производственного подхода к размещению производительных сил в регионе. Таким образом, в российской экономике накоплен определенный опыт формирования подобных структур, однако в условиях создания и развития национальной инновационной системы процесс кластеризации приобретает особое значение и служит механизмом формирования национальную инновационную систему.
Итак, можно сделать вывод о том, что, во-первых, кластер - это принципиально новый элемент в структуре конкурентоспособности, во-вторых, это неформальное объединение хозяйствующих субъектов, в-третьих, именно кластерная форма пространственной организации экономических взаимодействий является фактором увеличения эффективности хозяйствующих субъектов и повышения уровня их конкурентоспособности.
Примечания
1 Портер Майкл Э. Конкуренция. - М.: ИД Вильямс, 2003. - С. 207.
2 Портер М. Международная конкуренция. - М.: Международные отношения, 1993.
3 Портер Майкл Э. Конкуренция. - М.: ИД Вильямс, 2003. - С. 275.
4 Cluster specialization patterns and innovation styles. - Den Haag, 1998. - P. 5.
5 Лозинский С. О пользе кластеров // Невское время. - 25.02.2003 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nv.vspb.ru.
6 Соколенко С. Промышленная и территориальная кластеризация как средство реструктуризации // Безопасность Евразии. - 2002. - № 1. - С. 435.
7 Кутьин В.М. Территориальная экономическая кластеризация (классификация) регионов России: социально-географический аспект // Безопасность Евразии. - 2003. - № 1. - С. 525.
8 Воронов А., Буряк А. Кластерный анализ - база управления конкурентоспособностью на макроуровне // Маркетинг. - 2003. - № 1. - С. 13.
9 Chiesa Vittorio. Industrial Clusters in Biotechnology: Driving Forces, Development
Processes and Management Practices, NJ, USA: World Sc ientific Publishing Company, 2004.
10 Van den Berg L., Braun E., van Winden W. Growth Clusters in European Cities: An Integral Approach. Urban Studies, 2001.