Научная статья на тему 'К вопросу о теоретико-методологическом обосновании кластерной организации региональной экономики'

К вопросу о теоретико-методологическом обосновании кластерной организации региональной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
157
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КЛАСТЕРЫ / ЭКСТЕРНАЛИИ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ТОЧКИ РОСТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лобова Светлана Владиславльевна, Ушакова Елена Павловна

Рассмотрены основы, особенности и значение кластерной организации в обеспечении устойчивого развития региональной экономики. Обоснована необходимость использования кластерной модели для повышения конкурентоспособности региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о теоретико-методологическом обосновании кластерной организации региональной экономики»

Доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономики, социологии труда и управления персоналом

ЛОБОВА Светлана Владиславльевна

Алтайский государственный университет

656049, РФ, г. Барнаул, пр. Ленина, 61 Контактный телефон: (3852) 26-05-74 e-mail: [email protected]

УШАКОВА Елена Павловна

Преподаватель кафедры менеджмента и маркетинга

Филиал Всероссийского заочного финансово-экономического института в г. Барнауле

656000, РФ, г. Барнаул, пр. Ленина, 54 Контактный телефон: (963) 526-78-43 e-mail: [email protected]

К вопросу о теоретико-методологическом обосновании кластерной организации региональной экономики1

Ключевые слова: кластеры; экстерналии; региональные точки роста.

Аннотация. Рассмотрены основы, особенности и значение кластерной организации в обеспечении устойчивого развития региональной экономики. Обоснована необходимость использования кластерной модели для повышения конкурентоспособности региона.

На современном этапе развития России одной из наиболее сложных экономических проблем является поиск решения задач сбалансированности между основными блоками отраслей промышленности - экспортно-сырьевым, обрабатывающим (потребительским с ориентацией на удовлетворение внутренних потребностей региона и страны) и наукоемким (инновационным с экспортной ориентацией на внешние рынки).

Подходом к формированию конкурентоспособной экономики, объединяющим такие особенности инновационного процесса, как синтез науки, техники, экономики, предпринимательства, управления, простирающимся от зарождения научной идеи до ее коммерческой реализации и охватывающим весь комплекс отношений - производство, обмен, потребление полученного в результате этого процесса новшества, является кластерный подход.

Результаты исследований М. Портера [1] подтверждают, что высокая конкурентоспособность современной экономики базируется на сильных позициях взаимодействующих групп компаний региона, представленных совокупностью фирм, сконцентрированных по географическому признаку и контактирующих на основе тесных взаимосвязей, способствующих росту конкурентоспособности друг друга и территории. Подобное межорганизационное взаимодействие получило достаточно устойчивое название - кластер. Наиболее подробный в теоретико-прикладном плане анализ взаимосвязи степени развития кластеров и конкурентоспособности региона или страны представлен в целом ряде работ Портера [2-4].

1 Работа выполнена в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2003-2013 гг. по госконтракту № 14.740.11.1385.

© Лобова С. В., Ушакова Е. П., 2011

Как отмечает А. Н. Скиба [5], возросший в последнее время интерес к кластерной проблематике имеет, как минимум, три видимых аспекта: теоретический, методологический и практический. Первый определяется развитием кластерного анализа как совокупности многомерных статистических процедур, позволяющей упорядочить объекты по однородным группам. Именно в таком аспекте термин «кластеры» вошел в экономический анализ и до сих пор используется в отчетах о результатах эмпирических исследований при описании объектов экономико-географического масштаба, однородных по тому или иному набору признаков [6]. Данная терминологическая трактовка позволяет перейти от исследований региональной экономики как совокупности микроэкономик к мезоэкономическим исследованиям, посвященным изучению поведения, содержания и сущности промежуточных, стоящих между микро- и макроэкономикой систем национального хозяйства, имеющих важное самостоятельное значение [7].

В методологическом плане кластеры представляют собой сочетание (синтез) системного подхода, теории территориально-отраслевых комплексов, сетевых принципов организации производства, а также концепций экономического «ядра» и «полюсов роста». Такое понимание обосновывает другое, не менее известное и широко применяемое значение термина «кластер» как формы межорганизационного взаимодействия.

Наконец, третий - практический - аспект связан с определенными успехами в использовании кластерного подхода к практике стратегического управления региональным развитием зарубежных стран: разработку и реализацию кластерной политики во многих странах считают важной государственной задачей, одним из способов стимулирования инновационной активности и обеспечения долговременной конкурентоспособности регионов.

Несмотря на то, что феномен «кластер» как объект экономической агломерации взаимосвязанных предприятий на некоторой территории известен со времен ремесленного производства, в разные периоды истории исследователи определяли его по-разному [8]

Одной из причин разночтений в толковании, как уже не раз доказывалось (например, см. [7]), в первую очередь является «многоликость» кластеров. Свои определения кластера давали М. Porter, G. Swann, M. Prevezer (как географически близкие группы взаимосвязанных отраслей промышленности); A. Marshall, O. Sorensen (как географически близкие группы фирм, специализирующихся на производстве однородных изделий или оказании услуг); G. Becattini (как сети производителей сильно взаимозависимых фирм, связанных друг с другом в добавляющей стоимость цепи производства); М. L. Tushman, L. Rosenkopf (как группы фирм, использующих одинаковые технологии производства, по средствам которых они связаны с другими группами фирм); М. Bergman, J. Feser (как образование, связующее сделки купли-продажи или общие технологии, общих покупателей или каналы распределения, или трудовые объединения); В. М. Кутьин (как объединение регионов со схожим социально-экономическим положением, не обладающее географическим детерминизмом) (см. [9]). В любом определении независимо от времени его появления либо прямо обозначено, либо подразумевается, что кластер представляет собой сетевую группу географически и технологически взаимосвязанных конкурирующих предприятий и обслуживающих организаций, объединенных вокруг научно-образовательного центра, связанных отношениями партнерства с местными учреждениями и органами государственного управления и способствующих взаимному росту конкурентоспособности.

При использовании кластеров в организации и функционировании региональной экономики важным аспектом является идентификация их конкурентоспособности. Конкурентоспособная отраслевая структура предполагает наличие множества компаний, конкурирующих на одном игровом поле, и гарантирует постоянное давление

с целью улучшения технологий, минимизации затрат, роста инновационности. Но простой индекс отраслевой концентрации не отображает адекватно уровень конкуренции в данной отрасли или регионе. Более важен конкурентоспособный характер самой отрасли. Также вероятно, что конкуренция будет сильнее среди соперничающих фирм, географически сконцентрированных в отдельной области. В одном регионе фирмы борются не только за потребителей, но и за труд, капитал, общественную и политическую поддержку [8]. Внутренние конкуренты при выходе на внешний рынок в кластере становятся партнерами, разрабатывая совместные программы маркетинга и обеспечивая рост объемов экспорта. Это способствует социально-экономическому развитию и повышению конкурентоспособности регионов и страны в целом.

Проведение идентификации конкурентоспособности регионального кластера возможно с использованием алгоритма, представленного на рис. 1.

Рис. 1. Алгоритм (этапы) формирования кластера

Почему же кластерная организация региональной экономики признается успешной во всем мире? Главным фактором является стимулирование инновационного развития региона. Во-первых, кластеры обеспечивают положительные экстерналии (внешние эффекты). Экстерналия возникает, если функция полезности, или производственная функция, некоторого экономического агента непосредственно зависит от деятельности других лиц в экономике. Внешние эффекты наблюдаются, когда одна или несколько фирм, становясь конкурентоспособной на мировом рынке, распространяют свое положительное влияние на ближайшее окружение (поставщиков, потребителей, конкурентов). В итоге успехи окружения оказывают влияние на дальнейший рост конкурентоспособности данной компании [10].

Во-вторых, «правильно организованные» кластеры обладают свойством проводника от фундаментальной науки и комплексных разработок, полученных в лабораториях научных центров, к промышленным технологиям производства, технологическому ноу-хау приборов, инструментальным системам нового класса, инновационной инфраструктуре и финансово-инжиниринговым схемам для различных отраслей промышленности. Кроме того, кластерная организация приводит к возникновению особой формы инновации - «совокупного инновационного продукта», предполагающего создание системы распространения новых знаний и технологий в сфере образования, науки и производства, а также стимулирование инновационной деятельности [10]. Таким образом, кластеры можно рассматривать как фабрики комплексного практикоориентированного знания, позволяющего определять зоны приоритетных инвестиционных вложений.

В-третьих, кластеры выполняют роль «точек роста» регионального рынка и освоения странового и международного рынков. Как заметил М. Портер, существующие конкурентоспособные отечественные компании формируют конкурентоспособные отрасли экономики страны, поддерживающие общую конкурентоспособность государства на мировых рынках. Благодаря взаимодействию с рядом родственных отраслей развивается контакт между деловыми кругами, ускоряется процесс изобретения и внедрения инновационного продукта на внутренний, а затем и на внешний рынок (рис. 2).

С

Инновационная идея, ноу-хау, проект

Г" Отбор идей Л

С

Научно-техническая разработка

^ Пробный маркетинг, выпуск промышленного образца ^

с

с

Массовое промышленное освоение продукта

Вывод товара на национальный рынок

Экспорт на мировой рынок

Рис. 2. Основные этапы создания и выведения инновационного продукта на рынок

В-четвертых, региональные кластеры имеют существенное значение для развития инновационного малого предпринимательства. Они создают спрос на специализированные материально-технические ресурсы и услуги, обеспечивая малым фирмам высокую степень специализации при обслуживании конкретной предпринимательской ниши; при этом облегчается доступ к капиталу промышленного предприятия, активизируются обмен идеями и передача знаний от специалистов к предпринимателям [11].

И наконец, конкуренция между производителями в кластере приводит к углублению специализации внутри него, поиску новых ниш и расширению кластера, в результате чего образуются новые субъекты бизнеса. Это повышает доходность регионального производства, решает проблемы занятости населения и усиливает интеграционный и экспортный потенциал региона [12].

Таким образом, в настоящее время стратегическое управление экономикой региона диктуется требованиями выбора конкурентоспособной модели развития территории с учетом устойчивой инновационной ориентации при максимальном использовании имеющегося потенциала производства и территории. Выработка региональной политики и стратегии регионов должна основываться на всестороннем анализе особенностей функционирования региональных компаний и непротиворечивости региональных и корпоративно-отраслевых стратегических целей, что впоследствии должно обеспечить устойчиво сбалансированное функционирование и развитие территории, а также повышение ее конкурентоспособности на национальном и мировом рынках.

Источники

1. Портер М. Конкуренция : пер. с англ. М. : Вильямс, 2002.

2. Портер М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость : пер. с англ. М. : Альпина Бизнес Букс, 2005.

3. Porter M. E. Location, Competition and Economic Development: Local Clusters in a Global Economy // Economic Development Quarterly. 2000. Vol. 14. No. 1.

4. Porter M. E. The Economic Performance of Regions // Regional Studies. 2003. Vol. 37. No. 6-7.

5. Скиба А. Н. Кластеры: реализация системного принципа в пространственноинституциональной организации производства // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 10.

6. Шерешева М. Ю. Формы сетевого взаимодействия компаний: курс лекций. М. : Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2010.

7. Марков Л. С., Ягольницер М. А. Мезоэкономические системы: проблемы типологии // Регион: экономика и социология. 2008. № 1.

8. Марков Л. С. Экономические кластеры: понятия и характерные черты. Режим доступа: http://www.globalteka.ru/referat/doc_details/6869--.html.

9. Пальцев В. В. Совершенствование механизмов создания промышленных кластеров как проблема современного менеджмента // Труды Нижегородского государственного технического университета им. Р. Е. Алексеева. 2010. № 4 (83).

10. Яшева Г. А. Кластерная политика в повышении конкурентоспособности национальной экономики: методика формирования // Государственное управление: электрон. вестник. 2007. № 11. Режим доступа: http://e-journal.spa.msu.ru/images/File/2007/11/ Jasheva.pdf.

11. Помитов С. А. Кластеры: характеристика и модели. Режим доступа: http://www. ekportal.ru/page-id-1805.html.

12. Меньшенина И. Г. Кластерообразование в региональной экономике. Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.