БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ярославцев А.В., Ярославцева Т.А. Проблемы реализации реформ в ЖКХ современной России и прав граждан на качественное обслуживание жилья (на примере Хабаровского края) // Вестник ИрГТУ. 2014. № 7. С. 263-268.
2. Электронный журнал «M24.ru» [Электронный ресурс]. URL: http://www.m24.ru/
3. Сайт федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/
4. Дедюхина Е.С., Добышева Т.В., Неудачин Е.А. Источники и способы финансирования капитального ремонта и общего имущества многоквартирных домов с использованием инновационных механизмов // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2014. № 2 (7). С. 13-19.
5. Закон Иркутской области № 6/24 ЗС от 25 дек. 2013 г.
6. Сайт Реформа ЖКХ [Электронный ресурс].URL: http://www.reformagkh.ru/
7. Официальный сайт Фонда капитального ремонта многоквартирных жилых домов Иркутской области [Электронный ресурс]. URL: http://www.fkr38.ru/
Информация об авторах
Котельников Николай Владимирович, кандидат технических наук, доцент кафедры «Управление промышленными предприятиями», тел.: 89148702381, e-mail: [email protected]; Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Марченко Ольга Александровна, магистрант группы ИНИм-14 кафедры «Управление промышленными предприятиями», тел.: 89247003525, e-mail: [email protected]; Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Information about the authors
Kotelnikov N.V., Candidate of Technical Sciences, associate professor, Department of Administration of industrial enterprise, tel.: 89148702381, e-mail: [email protected]; Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
Marchenko O.A., undergraduate, Department of Administration of industrial enterprise, tel.: 89247003525, e-mail: [email protected]; Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
УДК 332.122
КЛАСТЕРИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА
В.А. Кудрявцева
Повышению конкурентоспособности России на мировом уровне может способствовать политика стимулирования инвестиционной активности, которая должна быть направлена на улучшение не только общероссийского, но и регионального инвестиционно-
го климата. Кластеры являются привлекательным инструментом для осуществления полноценного диалога между заинтересованными в развитии региона сторонами - властью и бизнесом.
Ключевые слова: регион; инвестиционный климат; строительный кластер; производство строительных материалов.
CLASTERIZATION OF A BUILDING COMPLEX IN IRKUTSK REGION AS THE INSTRUMENT OF CREATION OF INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE
REGION
V.A. Kudriavtseva
The politics of stimulation the investment activity can encourage the increase of com-petiveness of Russia at the world level. This politics must be aimed at the improvement of not only Russia-wide but regional investment climate. Clusters are the attractive instrument to perform full-fledged dialogue between the parts interested in the development of the region - authority and business.
Key words: region; investment climate; building cluster; production of building materials.
Состояние инвестиционного климата любого региона подвергается влиянию общероссийских и мировых инвестиционных тенденций.
Формированию привлекательного инвестиционного климата на уровне субъектов РФ препятствуют следующие факторы [3,7,8]:
- недостаточность собственных источников средств региона для инвестирования;
- наличие административных барьеров;
- недостаточная проработанность в области инвестиционного законодательства;
- недостаточный уровень результативности мер по привлечению инвестиций и заинтересованности в них органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления;
- неравномерность экономического и инвестиционного роста в региональном аспекте;
- проблема обеспечения прозрачности федеральных и региональных инвестиционных программ;
- неурегулированность правовых отношений;
- недостаточный уровень развития инфраструктуры;
- недостаточно благоприятный имидж инвесторов.
Инструментом комплексной оценки инвестиционного климата является рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России.
С ноября 2014 года ведется разработка и формирование полномасштабного Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации на всей территории страны, которые осуществляются Агентством стратегических инициатив совместно с ведущими деловыми объединениями.Цель рейтинга - оценить ключевые факторы создания благоприятного инвестиционного климата - эффективность усилий региональных властей по улучшению состояния инвестиционного климата регио-на[8].
В 2011-2012 годах рейтинговое агентство «Эксперт РА» составило рейтинг инвестиционной привлекательности регионов, согласно которому Иркутской области был присвоен рейтинг 2В («средний потенциал - умеренный риск»). Среди субъектов РФ по инвестиционному риску регион занимал 47-е место, по инвестиционному потенциалу - 18-е место. В 2013 году по итогам этого же рейтинга Иркутская область вошла в двадцатку
наиболее инвестиционно-привлекательных регионов. По инвестиционному риску среди субъектов Российской Федерации регион занял 29-е место, улучшив свои позиции на 18 пунктов по сравнению с предыдущим годом. По инвестиционному потенциалу Иркутская область поднялась на одну ступень, заняв 17-е место[2].
В июне 2014 года аналитики международного рейтингового агентства Standard&Poor's подтвердили кредитный рейтинг Иркутской области на уровне ВВ+.Однако прогноз изменения рейтинга пересмотрен со «стабильного» на «негативный». Необходимо отметить, что макроэкономическая нестабильность проявляется в реальных условиях достаточно ярко:у большинства субъектов Российской Федерации значительно ухудшились финансовые показатели, в связи с чем рейтинговыми агентствами были пересмотрены не только прогнозы по рейтингу, но и уровни кредитных рейтингов. Например, среди субъектов Сибирского федерального округа уровень кредитного рейтинга был снижен у Красноярского края (с ВВ+ до ВВ-), у Томской области (с ВВ до ВВ-). Кроме того, понижены кредитные рейтинги Москвы и Санкт-Петербурга - с ВВВ до ВВВ- [2].
Кроме этого, в экономике страны и регионов появились новые явления и понятия, такие как санкции и импортозамещение. При этом санкции не оказали никакого прямого действия на некоторые региональные комплексы. Косвенно, так же как и на всю экономику, санкции повлияют через снижение доступности кредитных ресурсов, как по объему, так и по стоимости [5].
Говоря о влиянии санкций на строительную индустрию, можно отметить, что они не оказали существенного влияния на рынок. Это связано с тем, что рынок строительства и строительных материалов по своей природе локальный. В большинстве регионах РФ предприятиями строительной отрасли были проведены мероприятия по модернизациии техническому обновлениюпроизводства, что позволило им выпускать продукцию по европейским стандартам, которая еще 10 лет назад импортировались.
Поэтому промышленности строительных материалов не угрожают ни экономические санкции, ни отказ России от потребления продукции зарубежного производства. Если страны Запада перестанут поставлять материалы, российский рынок только выиграет -есть возможности производить строительные материалы внутри страны.
Кроме того, эксперты сходятся во мнении, что Россия будет налаживать контакты с азиатскими поставщиками строительных материалов. Так, например, Россия может начать ввозить из Китая сухие смеси, лакокрасочные материалы и чугунные изделия, необходимые товары для строительства также могут поставляться из Кореи и ОАЭ.
В настоящее время в странах Европейского союза существенное внимание уделяется развитию кластерных стратегий, как эффективному инструменту развития регионов и производств.
Строительный комплекс - мощная, наиболее перспективная и передовая отрасль экономикиИркутской области, на развитие которой следует ориентироваться. По внедрению передовых технологий, современных проектных решений и по активности на строительном рынке область находится в числе лидеров среди субъектов Сибирского Федерального округа. Поэтому было бы целесообразным осуществить кластеризацию строительного комплекса, которая способствовала бы повышениюконкурентоспособности и инновационности в строительной отрасли.
Согласно Методическим рекомендациям, основной целью реализации кластерной политики является обеспечение высоких темпов экономического роста и диверсификации экономики за счет повышения конкурентоспособности предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, образующих территориально-производственные кластеры.
В рамках реализации поставленной цели основными задачами кластерной политики в Методических рекомендациях названы[4]:
1. Формирование условий для эффективного организационного развития кластеров, включая выявление участников кластера, разработку стратегии развития кластера, обеспечивающих устранение «узких мест» и ограничений, подрывающих конкурентоспособность выпускаемой продукции в рамках цепочки производства добавленной стоимости, а также обеспечивающих наращивание конкурентных преимуществ участников кластера.
2. Обеспечение эффективной поддержки проектов, направленных на повышение конкурентоспособности участников кластера за счет фокусирования и координации, с учетом приоритетов развития кластеров, мероприятий экономической политики по направлениям:
-поддержки развития малого и среднего предпринимательства;
-инновационной и технологической политики;
-образовательной политики;
-политики привлечения инвестиций;
-политики развития экспорта;
-развития транспортной и энергетической инфраструктуры;
-развития отраслей экономики.
3. Обеспечение эффективной методической, информационно-консультационной и образовательной поддержки реализации кластерной политики на региональном и отраслевом уровне. Обеспечение координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти[4].
Отличительной особенностью строительного кластера является возникновение в его рамках ряда положительных эффектов, обеспечивающих сравнительные преимущества данной формы организации межфирменных взаимосвязей.
1. Образуемый кластер будет выступать определяющей силой в отрасли, способной лоббировать и обеспечивать реализацию принимаемых решений (обеспечивается за счет включения в кластер наиболее значимых игроков рынка по объему и ассортименту выпускаемой продукции, доли основных фондов).
2. Создаваемый кластер будет экономически состоятельным и устойчивым образованием, как в текущий момент времени, так и в перспективе (обеспечивается за счет включения в кластер финансово устойчивых предприятий и организаций, обладающих существенным запасом ликвидности и инвестиционно-привлекательных).
Для предприятий-производителей выгоды от развития кластера и вхождения в него могут заключаться в росте эффективности и снижении издержек от текущей деятельности, повышении инновационного потенциала при создании новых продуктов. Предприятия получают выгоды от принадлежности к кластеру посредством:
• доступа к различным финансовым ресурсам;
• повышения эффективности системы поставок сырья и комплектующих изделий;
• построения взаимосвязанных отношений по циклу «заготовка сырья - переработка сырья (производство полуфабрикатов) - производство готовой продукции - реализация готовой продукции», следовательно, способны произвести больший эффект, чем работая-самостоятельно;
• создания системы для выявления коллективных выгод и опасностей, формирования общего видения и продуктивной стратегии развития кластера, взаимоотношений биз-нес-власть[1].
На рисунке представлено влияние регионального строительного кластера на формирование инвестиционного климата.
Эксперты считают, что создание кластера будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности Иркутской области как региона, обеспечивающего качественное и удовлетворяющего современным требованиям строительство объектов для реализации инвестиционных проектов.
РЕГИОНАЛЬНОГО
<
т о
ё к
о
е
о н ч о И н н
Б)
К О
1-1 о
КЛАСТЕРА
УЛУЧШЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА
Роль строительного кластера в улучшении регионального инвестиционного климата
Создание регионального строительного кластерабудет способствовать и другим целям стратегического развития региона: ликвидации ветхого и аварийного жилья и строительству нового жилья, реализации прочих федеральных, межрегиональных и региональных инвестиционных проектов, предполагающих строительство, развитию малого и среднего предпринимательства, а также активизации работыпредприятий приоритетных отраслей, обеспечивая достаточный темп экономического роста. Все вышеперечисленное позволит повысить конкурентоспособность региона, что в комплексе приводит к росту благосостояния жителей региона.
Функционированиерегионального строительного кластера обеспечитнаиболее приемлемый вариант развития, установленный в Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года, в которой говорится о выделении 3 групп субъектов Российской Федерации в зависимости от уровня социально-экономического развития.
Иркутская и Кемеровская области, Красноярский край, Республика Хакасия находятся во второй группе субъектов - это промышленные регионы, характеризующиеся ярко выраженной специализацией, относительно высоким уровнем развития перерабатывающей промышленности и ресурсных отраслей [6].
Статья поступила 28.01.2015 г.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бузырев В.В., Селютина Л.Г. Жилищная проблема и пути ее решения в современных условиях: монография. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2013. 335 с.
2. Инвесторы не теряют к нам интереса // Эксперт. 2014. №41. С. 54-56.
3. Кузнецов A., Кузнецова О. Федеральные инвестиции в регионах: актуальные проблемы и подходы к их решению // Рос. экон. журн. 2005. № 9,10. С. 29-31.
4. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации (подписаны заместителем Министра экономического развития Российской Федерации А.Н. Клепачем от 26.12.2008 г. No 20636-АК/Д19).ШК : http://do.gendocs.ru/docs/index-354647.html (дата обращения : 01.02.2015).
5. Стратегия развития промышленных предприятий. Все прекрасно или мы падаем? // Промышленно-строительное обозрение. 2014. №7-8 (161-162). С. 47-50.
6. Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года. URL. : http://www.sibfo.ru/strategia/strdoc.php (дата обращения : 23.01.2015).
7. Халиков Р.З. Формирование эффективной инвестиционной политики развития региона // Деньги и кредит. 2005. № 3. С. 43-46.
8. http : //www. asi.ru/regions/rating/
Информация об авторе
Кудрявцева Вера Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экспертиза и управление недвижимостью», тел.: (3952) 40-54-12; e-mail: [email protected]; Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Information about the author
Kudryavtseva V.A., Candidate of Economical Sciences, associate professor, Department of Real Estate Expertise and Management, tel.: (3952) 40-54-12; e-mail: [email protected]; Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
УДК У9(2Рос)421.52
К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ В ОБЪЕКТЫ НЕЗАВЕРШЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
О.В. Никишина
В статье рассматривается ситуация с объектами незавершенного строительства, сложившаяся на рынке недвижимости. Автором предложена стратегия развития инвестиционного процесса в сфере незавершенного строительства. Разработаны рекомендации, создающие привлекательные условия для введения в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства. Предложена система мер, способных оказывать эффективное воздействие на повышение инвестиционной привлекательности сферы незавершенного строительства на основе согласования интересов заинтересованных сторон - власти, населения и бизнеса.
Ключевые слова: инвестиции; долгострой; инвестиционный процесс; стратегия; незавершенное строительство; инвестиционная привлекательность.