УДК 621.879
Обухова Александра Андреевна,
аспирант кафедры экономики и управления на ж. -д. транспорте, Иркутский государственный университет путей сообщения, тел. 89021744346, e-mail: [email protected]
КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ _НА КАЧЕСТВО РЕМОНТА ВАГОНОВ_
A.A. Obukhova
THE CLASSIFICATION OF TRAIN CAR REPAIR QUALITY EXPENSES
Аннотация. Проанализированы наиболее известные подходы к классификации затрат на качество. Разработана методика учета затрат на качество ремонта вагонов.
Ключевые слова: затраты на качество, классификация, ремонт вагонов.
Abstract. The most well-known approaches to quality expenses classification are considered are methods of train car repair quality expenses accounting are elaborated.
Keywords: quality expenses, classification, train car repair.
Конкурентоспособность любого предприятия, независимо от его размеров, организационно -правовой формы и сферы деятельности, зависит в первую очередь от качества продукции и услуг, а также соизмеримости цены с качеством, т. е. от того, в какой степени продукция или услуги предприятия отвечают требованиям потребителей. Организационным средством достижения целей в области увеличения показателей хозяйственной деятельности выступает система менеджмента качества, которая внедряется на железнодорожном транспорте в соответствии с Функциональной стратегией управления качеством в ОАО «РЖД». Результатом реализации настоящей функциональной стратегии будет являться повышение финансово-экономической эффективности деятельности ОАО «РЖД» на основе непрерывного совершенствования внутренних бизнес- и технологических процессов, повышение уровня удовлетворенности
потребителей услуг ОАО «РЖД» и формирование динамично развивающейся транспортной организации, гибко реагирующей на запросы клиентов
[5].
Одно из видных мест в обеспечении качества и безопасности перевозочного процесса принадлежит вагонному хозяйству. В январе 2013 года на сети железных дорог сложилась чрезвычайная ситуация с обеспечением безопасности движения поездов. Произошел резкий рост тяжелых нарушений безопасности движения, допущено 18 случаев схода железнодорожного подвижного состава в организованных поездах (четверть от допущенных в 2012 году случаев), 8 из которых - в результате боковых рам. Треть сходов привели к крушениям поездов (6 случаев). (Протокол совещания у президента ОАО «РЖД» В.И. Якунина от 04.02.2013.)
В связи с этим сегодня актуальна тема, связанная с учетом и анализом затрат на обеспечение должного уровня качества продукции как часть бережливого производства. Важной задачей экономики качества является классификация затрат на обеспечение качества и выявление среди них не создающих добавленной ценности для организации с целью их устранения [1].
Конечно, эта проблема возникла не вчера, и можно выделить несколько этапов развития теории экономики качества (рис. 1).
1-й Этап. Традиционная классификация затрат на качество появилась одной из первых в период развития внутрифирменных систем управления качеством (рис. 2).
2-й этап 1970-1990 гг.
Классификация
затрат по Фейгенбауму (PAF-модель)
Японский подход Target Costing
Национальная стандартизация. Разработка британского стандарта BS 6143
Международная стандартизация ИСР/ТО 10014-1998 ГОСТ Р ИСО/ТО 10014-2005
Рис. 1. Развитие экономики качества
Современные технологии. Транспорт. Энергетика. Строительство _Экономика и управление_
Затраты на предупреждение дефектов
Затраты на обеспечение качества
Затраты на оценку уровня качества
Убытки
от брака
Обучение в области каче-
Контроль и испытания
Расходы отдела качества
Дефекты
Рекламации
Затраты на обеспечение качества
Г
Полезные затраты
Убытки
Расходы на предупреждение дефектов
Затраты на проведение оценки и расходы, связанные с браком
ш
Проверка деятельности по обеспечению качества
Рис. 2. Классификация затрат на обеспечение качества А. Фейгенбаума
Этот метод, ориентированный на конечный результат (продукцию), получил название PAF-модель (prevention - предупреждение, appraisal -оценивание, failure - дефект).
2-й Этап. Японские специалисты, развивая классификацию А. Фейгенбаума, предложили в основу классификации затрат на качество положить принцип полезности затрат, разделив их на две группы:
- расходы на проведение работ по обеспечению качества;
- убытки, вызванные неудовлетворительной деятельностью в области качества (рис. 3).
Рис. 3. Японская классификация затрат на обеспечение качества
Основную идею Target Costing (целевое планирование затрат) можно сформулировать следующим образом: в Target Costing проектирование конструкции и проектирование себестоимости являются неразделяемыми составляющими интегрированного процесса формирования потребительских свойств будущего товара.
3-й Этап. Данная модель затрат представлена в британском стандарте BS 6143:1992 «Руководство по экономике качества. Часть 1. Модель затрат на процесс». Указанный метод может применяться к любому процессу или услуге. В соответствии с этой моделью затраты на процесс подразделяются на затраты на соответствие и затраты вследствие несоответствия. Первая группа - это внутренние затраты на обеспечение наиболее эффективным способом соответствия продукции или услуг декларированным (заявленным) стандартам, определяемым заданным специфицированным процессом. Это минимальные затраты на специфицированный процесс. Вторая группа - это затраты из-за неэффективности специфицированного процесса, т. е. стоимость затраченного времени, материалов, ресурсов, связанных с процессом поступления, производства, отгрузки и исправления неудовлетворительной продукции и услуг.
4-й Этап. В 1998 г. ТК 176 ИСО выпустил технический отчет ИСО/ТО 10014 «Руководящие указания по управлению экономикой качества». В 2005 г. был выпущен отечественный аналог ГОСТ Р ИСО/ТО 10014-2005 «Руководство по управлению экономикой каче тва».
Сегодня многие предприятия, внедрившие систему менеджмента качества (СМК) и получившие сертификат, не смогли повысить рентабельность производства, так как не уделили должного внимания экономическим аспектам качества [2]. Для того чтобы СМК способствовала систематическому повышению рентабельности предприятия, необходимо наладить учет и анализ затрат на обеспечение качества и учет и анализ потерь.
Первыми на Восточно-Сибирской железной дороге стали внедрять стандарты СМК в локомотивном и вагонном депо станции Иркутск-Сортировочный. Телеграфным распоряжением ОАО «РЖД» от 18 августа 2008 г. № 13175 в качестве одного из объектов внедрения методик «8 D» и «Барьер» определено вагонное ремонтное депо Иркутск-Сортировочный.
Рассмотрим место ремонтного вагонного депо в формировании качества перевозок [3]. С одной стороны ВЧДр, является потребителем (запчасти), с другой - поставщиком для эксплуатационного вагонного депо, дирекции по управлению движения, собственникам подвижного состава (рис. 4).
В отчетах производственно-финансовой деятельности в ВЧДр анализируются следующие ка-
Рис. 4. Место ремонтного вагонного депо в формировании качества
чественные показатели: среднесуточный остаток неисправных вагонов, общий простой вагонов в деповском ремонте. Действующая система оценки качества работы вагонного хозяйства характеризуется, главным образом, количественным учетом случаев нарушения безопасности движения поездов. При этом величина затрат на устранение последствий отказов, браков в работе и неплановых ремонтов подвижного состава редко служит дополнительной характеристикой качества ремонта. Затраты на качество отдельно не выделяются. Данная ситуация обусловлена в том числе и тем, что ни существующая система бухгалтерского учета, ни система управленческого учета ОАО »РЖД» не ориентированы на ведение раздельного учета и анализа затрат на качество. В бухгалтерском учете, на счете 28 «Брак в производстве», отражаются только затраты по выявленному внутреннему и внешнему браку. Аналогично, в системе управленческого учета ОАО »РЖД» предусмотрено обособленное выделение лишь части затрат, вызванных непроизводительными потерями в производстве и эксплуатации, отражаемых в статьях общехозяйственных расходов без расходов на содержание аппарата управления. Аналитический учет затрат на предупреждение дефектов и контроль качества ремонта в депо отсутствует, что не позволяет судить об эффективности принимаемых мер по повышению качества и снижению эксплуатационных расходов. При современном состоянии учета затрат на качество их оптимизация затруднительна.
Учет расходов на качество организуется по двум основным направлениям: учет затрат на обеспечение качества и учет потерь. Рекомендуемым направлением совершенствования в данном случае является организация системы управленческого учета затрат на качество ремонта.
В основу подхода, предлагаемого автором в настоящей статье, положены три тезиса:
1. Затраты на качество образуются всеми расходами, необходимыми для обеспечения требуемого качества товара, поэтому теоретически они не могут быть равны нулю. Расходы на предупреждение и устранение дефектов являются только частью затрат на качество.
2. Затраты на качество следует оценивать через расходы на поддержание и улучшение качества процессов, обеспечивающее разработку, производство и использование товара.
3. Экономической мерой оценки достигнутого качества и мерой оценки эффективности затрат на качество служит прибыль, получаемая при реализации товара.
Подход, ориентированный на PAF-модель, имеет трудности применения на практике. Основным недостатком является то, что многие затраты с равным основанием можно отнести к любой из трех категорий. Сложности возникают и при сборе данных. Они связаны с внедрением сложных и дорогих систем сбора данных. Кроме того, не все данные на предприятии регистрируются. Еще одна причина: такая система недостаточно гибка для быстрой и легкой адаптации к изменениям в организации и концентрации усилий на сокращение затрат в наиболее важных текущих проблемах.
Наиболее перспективным является подход к учету и анализу затрат на качество на основе модели затрат на процесс. Такая классификация затрат позволяет создать модель затрат для любого процесса в организации путем идентификации всех ключевых работ, подлежащих контролю, установлению элементов затрат для каждого вида работ и отнесения их к затратам того или иного вида. Это разделение служит упрощению классификации по сравнению с традиционным подходом и объясняется тем, что обе области затрат располагают возможностью для улучшения. Некоторые процессы существуют только вследствие
Современные технологии. Транспорт. Энергетика. Строительство _Экономика и управление_
ш
несоответствия в другом месте, и необходимость в них отпадет, если это несоответствие устранить.
Для целей раздельного учета затрат на качество в вагонном ремонтом депо автором предлагается использовать статьи Номенклатуры расходов по видам деятельности ОАО «РЖД». В соответствии с Номенклатурой расходов по видам деятельности ОАО «РЖД» ремонт грузовых вагонов относится к 6-му виду деятельности «Ремонт подвижного состава». На предприятиях железнодорожного транспорта Номенклатура является основным документом, на основании которого осуществляется планирование, прогнозирование и учет текущих затрат по видам деятельности.
К затратам на соответствие, на обеспечение нормативного качества, с точки зрения автора, относятся следующие статьи затрат.
1. Специфические (прямые производственные) расходы.
№ ста- Наименование статей затрат
тьи
6001 Текущий ремонт порожних вагонов при подготовке под погрузку (ТР-1)
6002 Текущий ремонт грузовых вагонов с отцепкой (ТР-2)
6004 Деповской ремонт грузовых вагонов
6008 Капитальный ремонт грузовых вагонов
6031 Ремонт колесных пар со сменой элементов для грузовых вагонов
6040 Текущий ремонт порожних вагонов клиентов при подготовке под погрузку (ТР-1)
6041 Текущий ремонт грузовых вагонов клиентов с отцепкой (ТР-2)
6042 Ремонт со сменой элементов колесных пар грузовых вагонов клиентов
6044 Деповской ремонт грузовых вагонов клиентов
6045 Капитальный ремонт грузовых вагонов клиентов
2. Общепроизводственные расходы.
№ статьи Наименование статей затрат
0765 Содержание и эксплуатация оборудования, кроме оборудования и объектов природоохранного назначения
0771 Амортизация основных средств производственного назначения
3. Общехозяйственные расходы без расходов по содержанию аппарата управления.
№ статьи Наименование статей затрат
0785 Содержание персонала, не относящегося к аппарату управления
0796 Затраты по материально-техническому обеспечению структурных подразделений железных дорог
0797 Изобретательство и рационализация
0798 Подготовка кадров и выплаты, связанные с ней
0805 Научные исследования и опытно -конструкторские разработки
4. Расходы по содержанию аппарата управления.
№ статьи Наименование статей затрат
0830 Затраты по оплате труда работников аппарата управления
0831 Командировки персонала аппарата управления
0833 Прочие затраты по содержанию аппарата управления
К затратам вследствие несоответствия можно отнести:
1. Общехозяйственные расходы без расходов по содержанию аппарата управления.
№ статьи Наименование статей затрат
0813 Потери от простоев по внутрипроизводственным причинам
0815 Ликвидация последствий аварий и крушений
0816 Ликвидация последствий брака в работе, вызванного нарушением правил технической эксплуатации
0817 Перегрузка вагонов по технической и коммерческой неисправности
0818 Уплата за недостающие и ненормально изношенные части подвижного состава
0819 Недостачи и потери от порчи материальных ценностей
0820 Другие потери от нарушений процесса производства
0821 Прочие общехозяйственные затраты
2. Прочие расходы.
№ статьи Наименование статей затрат
0942 Уплаченные или признанные штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение хозяйственных договоров (кроме штрафов управления дороги)
0943 Суммы, причитающиеся в возмещение причиненных убытков
0952 Судебные расходы
Если затраты вследствие несоответствия можно полностью отнести на качество в категории «потери от брака», то в 1-й группе трудно выделить ту часть, которая относится на обеспечение качества, и разделить их на предупредительные затраты и затраты на оценку.
Цель определения и анализа затрат на качество - сократить общие затраты организации, а не затраты, связанные с качеством, так как иногда требуется увеличить затраты на качество в отдельных областях, чтобы снизить общие затраты организации, и наоборот, следует предотвращать видимое снижение затрат на качество, которое отягощает все остальные виды производственных затрат. Таким образом, система управления затратами на качество заключается в оптимизации цены качества на основе анализа и оценки уровня рентабельности качества за счет минимизации финансовых потерь.
Однако следует помнить, что система учета и анализа затрат на качество, не согласованная с существующими внутри организации особенностями, имеет мало шансов на успех. Эта система должна быть встроена в организацию.
Расходы на ремонт грузовых вагонов составляют значительную величину для перевозчика и оператора подвижного состава. Системная работа по внедрению механизма управления затратами
на качество позволит обеспечить объективный уровень цен на услуги ремонта, соблюсти обоюдные интересы всех участников перевозочного процесса [4].
Внедрение подхода к учету и анализу затрат на качество ремонта вагонов на основе модели затрат на процесс позволит усовершенствовать оценку качества ремонта вагонов, учет затрат на качество и улучшит процесс управления как качеством ремонта, так и безопасностью перевозочного процесса.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Кампанелла Дж. Экономика качества. Основные принципы и их применение. М. : Стандарты и качество, 2005. 232 с.
2. Лапидус Б. М. Концепция корпоративной системы управления качеством в ОАО «РЖД» // Экономика железных дорог. 2006. № 3. С. 1015.
3. Силичева Г. В., Обухова А. А. Методика оценки качества ремонта грузовых вагонов // Транспортная инфраструктура Сибирского региона : материалы Второй межвуз. науч.-практ. конф. (Иркутск, 16-18 мая 2011 г.). Т. 2. Иркутск: Изд-во ИрГУПС, 2011. С. 82-86.
4. Соколов Ю. И. Экономика качества транспортного обслуживания грузовладельцев. М. : УМЦ по образованию на ж.-д. трансп., 2011. 184 с.
5. Функциональная стратегия управления качеством в ОАО «РЖД» от 15 января 2007 г. [электронный ресурс] // СЦБИСТ : сайт URL: http://scbist.com/2005-2008-gody/17998-46r-ot-15-yanvarya-2007-g-ob-utverzhdenii-funkcio-nalnoi-strategii-upravleniya-kachestvom-v-oao-rzhd.html. (дата обращения 25.07.2013).