Научная статья на тему 'Классификация затрат на качество образовательных услуг технического университета'

Классификация затрат на качество образовательных услуг технического университета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
269
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАТРАТЫ НА КАЧЕСТВО / КЛАССИФИКАЦИЯ И УЧЕТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / CLASSIFICATION AND RECORD / EDUCATIONAL SERVICES / EXPENSES FOR QUALITY / QUALITY CONTROL SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пахомова С. А.

Приведены сведения о традиционно используемой и о предложенной классификации затрат на качество в системе менеджмента качества образовательной организации. Рассмотрены основные составляющие затрат на качество в рамках пяти основных категорий предложенной классификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Classification of Expenses for Quality of Educational Services of Technical University

The information about the existing and proposed classification of expenses for quality in the system of quality control over educational institution is given. Basic elements of expenses for quality within the framework of five basic categories of the proposed classification are studied.

Текст научной работы на тему «Классификация затрат на качество образовательных услуг технического университета»

ББК Ч481.4

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ НА КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

С.А. Пахомова

Кафедра «Бухгалтерскийучет и аудит», ТГТУ Представлена членом редколлегии профессором С.В. Мищенко

Ключевые слова и фразы: затраты на качество; классификация и учет; образовательные услуги; система менеджмента качества.

Аннотация: Приведены сведения о традиционно используемой и о предложенной классификации затрат на качество в системе менеджмента качества образовательной организации. Рассмотрены основные составляющие затрат на качество в рамках пяти основных категорий предложенной классификации.

В настоящее время практическая работа по учету и анализу затрат на качество в образовательных организациях Российской Федерации только начинается. При этом, при планировании и осуществлении таких работ, специалисты образовательных организаций опираются на опыт, накопленный в промышленных отраслях, где наиболее часто используются следующие модели [1]:

1) модель PAF (Prevention, Appraisal, Failure - предупреждение, оценка, отказы), изложенная во второй части Британского стандарта BS 6143-2:1990 [2];

2) модель стоимости процесса, представленная в первой части Британского стандарта BS 6143-1:1992 [3];

3) комбинированные модели, например модель стоимости процесса по [3], дополненная элементами модели PAF по [2].

Проведенные исследования показали, что при учете и анализе затрат на качество образовательных услуг, традиционно рассматривают две большие группы таких затрат [1 - 3]:

а) затраты на достижение соответствия по качеству (полезные затраты, инвестиции в качество), включая:

- затраты на оценку достигнутого качества;

- затраты на предупреждение возникновения несоответствий;

б) затраты, связанные с имеющимися несоответствиями при достижении установленного качества, и именно:

- затраты, связанные с отказами (несоответствиями), проявившимися внутри организациями;

- затраты, связанные с отказами (несоответствиями), проявившимися вне организации.

Т акое подразделение затрат на качество предусмотрено Британским стандартом BS 6143-2:1990 [2] и вполне соответствует концепциям, которые были заложены в основу построения систем качества по требованиям предыдущей версии международных стандартов ИСО серии 9000 в редакции 1994 года. Однако, в настоящее время действует новая версия международных стандартов ИСО серии 9000 в редакции 2000 года, обращенная методом обложки в российские нацио-

нальные стандарты [4 - 6]. Одной из отличительных особенностей новой версии стандарта ИСО серии 9000 является следующее:

- в ГОСТ Р ИСО 9001-2001 [5] включен п. 8.5.1 «Постоянное улучшение», требующий, что «организация должна постоянно повышать результативность системы менеджмента качества...»;

- в п. 8.5.1 ГОСТ Р ИСО 9004-2001 [6] говорится «Руководству следует прежде всего постоянно стремиться к улучшению результативности и эффективности процессов организации, а не ожидать появления проблемы, чтобы выявить возможность улучшения.».

Таким образом, кроме традиционных для модели РЛГ [2] четырех категорий, логично ввести в рассмотрение еще одну категорию - затраты (инвестиции) в улучшение качества процессов организации.

Нами было принято решение, что классификацию затрат на качество образовательных услуг следует представить в виде:

а) полезные затраты на достижение соответствия и на улучшение качества (инвестиции), а именно:

1) затраты на оценку качества;

2) затраты на предупреждение несоответствий;

3) затраты на улучшение качества;

б) затраты, связанные с несоответствиями по качеству:

4) затраты, связанные с несоответствиями и отказами, проявившимися внутри образовательной организации (например, при пересдаче зачетов и экзаменов, при дополнительных занятиях с отстающими студентами);

5) затраты, связанные с несоответствиями и отказами, проявившимися вне образовательной организации (например, при отчислении студентов из-за неуспеваемости и других причин).

Предложенная классификация затрат на качество образовательных услуг графически проиллюстрирована на рис. 1.

1 Затраты на оценку качества - стоимость оценки достигнутого качества образовательных услуг.

В эту группу входят как затраты на оценку знаний студентов, так и затраты на оценку уровня процесса преподавания, осуществляемые в процессе обучения студентов и после его завершения, например, затраты на:

а) проведение вступительных экзаменов;

б) разработку тестов, вопросов и заданий (задач) для проведения зачетов и экзаменов;

Затраты на качество образовательных услуг

Затраты, связанные с несоответствием по качеству (потери из-за низкого качества)

Затраты на Затраты на

отказы отказы

внутренние внешние

4 1 ~п

Рис. 1 Классификация затрат на качество образовательных услуг

в) прием зачетов по лабораторным работам;

г) проверку контрольных работ, курсовых работ и проектов;

д) проведение предварительных защит дипломных проектов и магистерских диссертаций;

е) проверку оборудования, поверку приборов и средств измерений, используемых при проведении лабораторных работ;

ж) взаимное посещение занятий преподавателей;

з) контрольные посещения занятий заведующими кафедрами и членами специально назначаемых комиссий;

и) обсуждение, утверждение и одобрение результатов оценки знаний студентов и уровня преподавания на заседаниях кафедр;

к) ежегодные и внеплановые оценки (инвентаризации) запасов материалов, оборудования, комплектующих.

2 Затраты на предупреждение несоответствий - стоимость любых действий, направляемых на исследование, предупреждение или уменьшение количества неудач в достижении установленного качества, например, затраты на:

а) планирование мероприятий по обеспечению требующегося уровня качества;

б) разработку и конструирование лабораторных стендов, новых установок, измерительного и испытательного оборудования;

в) анализ достигнутого качества преподавания (для предупреждения неудач);

г) проверку работоспособности лабораторного оборудования и средств измерений, используемых при проведении лабораторных работ;

д) техническое обслуживание учебно-лабораторного оборудования;

е) подготовку и переподготовку кадров (преподавателей и сотрудников) для предупреждения неудач в достижении требующегося качества;

ж) анализ и доклад о результатах работ по предупреждению неудач;

з) утверждение и одобрение докладов о работах по предупреждению неудач и отказов;

и) подготовку и переподготовку уполномоченных по качеству и внутренних аудиторов в СМК образовательной организации и т.п.

3 Затраты на улучшение качества - стоимость выполнения любого вида мероприятий, имеющих целью повышения качества образовательных услуг, например, затраты на:

а) поиск узких мест в процессах предоставления образовательных услуг и/или проблем, решение которых позволит повысить результативность и эффективность деятельности образовательной организации;

б) генерирование вариантов решения найденных проблем и/или расшивки из них мест;

в) выбор оптимального варианта действий, проектирование конструктивных и технологических решений, планирование мероприятий по осуществлению ранее выбранного варианта разрешения проблемы;

г) осуществление в малом масштабе запланированных мероприятий по разрешению (преодолению) проблемы;

д) определение результативности и эффективности осуществленных мероприятий;

е) принятие решения о необходимости (возможности) полномасштабного внедрения ранее разработанного решения проблемы;

ж) полномасштабное внедрение достигнутого улучшения, или на поиск другого варианта действий;

з) поощрение специалистов, успешно решивших проблему улучшения качеств.

4 Затраты, связанные с отказами, проявившимися внутри организации -

внутренние расходы, которые несет образовательная организация в связи с неудачей в достижении установленного качества (когда отказы проявляются внутри организации и не приводят к отчислению студентов), например, затраты на:

а) дополнительные консультации и занятия с отстающими и неуспевающими студентами;

б) поиск причин неисправностей учебно-лабораторного оборудования, приборов, компьютеров;

в) замену и ремонт учебно-лабораторного оборудования, приборов, компьютеров;

г) анализ причин имевшихся неудач, дефектов и отказов;

д) проведение повторных экзаменов и зачетов;

е) проверку работоспособности, испытания и контроль отремонтированного оборудования;

ж) повторные предварительные защиты курсовых и дипломных проектов отстающих студентов;

з) рассмотрение жалоб и аппеляций студентов и других заинтересованных

лиц.

5 Затраты, связанные с отказами, проявившимися вне организации -

внешние затраты, возникающие за пределами образовательной организации (после отчисления студентов) в результате неудачи в достижении установленного качества, например, затраты, связанные с:

а) возвратом денег при отчислении студентов в связи с неуспеваемостью или по другим причинам;

б) с рассмотрением жалоб и претензий со стороны отчисленных студентов, их родителей и спонсоров;

в) с рассмотрением жалоб и претензий со стороны рецензентов и руководителей всех видов практик студентов на предприятиях;

г) с потерей имиджа специальности (упущенной выгодой) из-за неудачной профориентационной работы.

Изложенная классификация затрат на качество была положена в основу методики учета и анализа затрат на качество образовательных услуг, разработанной и внедряемой в настоящее время в Тамбовском государственном техническом университете.

Список литературы

1 Управление качеством продукции. Инструменты и методы менеджмента качества / Пономарев С.В. и др. - М. : Стандарты и качество, 2005. - 248 с.

2 Б86143:2 Руководство по экономике качества. Часть 2: Модель предупреждения, оценки и отказов (1990). - М. : НТК «Трек», 2001. - 24 с.

3 Б86143:1 Руководство по экономике качества. Часть 1: Модель затрат процесса (1992). - М. : НТК «Трек», 2001. - 26 с.

4 ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. - М. : ИПК Издательство стандартов, 2001. - 30 с.

5 ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Требования. -М.: ИПК Издательство стандартов, 2001. - 26 с.

6 ГОСТ Р ИСО 9004-2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. - М. : ИПК Издательство стандартов, 2001. - 52 с.

Classification of Expenses for Quality of Educational Services of Technical University

S.A. Pakhomova

Department “Accounting and Audit”, TSTU

Key words and phrases: classification and record; educational services; expenses for quality; quality control system.

Abstract: The information about the existing and proposed classification of expenses for quality in the system of quality control over educational institution is given. Basic elements of expenses for quality within the framework of five basic categories of the proposed classification are studied.

Klassifikation der Kosten auf die Qualitat der Ausbildungsdienstleistungen der technischen Universitat

Zusammenfassung: Es sind die Nachrichten uber die traditionell verwendeten und angebotenen Klassifikation der Kosten auf die Qualitat im System des Managements der Qualitat der Ausbildungsorganisation angefuhrt. Es sind die Hauptkomponenten der Kosten auf die Qualitat im Rahmen der funf Hauptkategorien der angebotenen Klassifikation untersucht.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Classification des depenses sur la qualite des services d’enseignement dans l’universite technique

Resume: Sont mentionnes les renseignements sur la classification traditionnelle des depenses sur la qualite et celle proposee par l’auteur en ce qui concerne le systeme du management de la qualite d’un organisme d’enseignement. Sont examinees cinq grandes categories de la classification proposee.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.