УДК 378.005
Н. П. Чурляева
КЛАССИФИКАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЦЕЛЕЙ В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ, ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ И СВЯЗЬ С ОСНОВНЫМИ СОСТАВЛЯЮЩИМИ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКА
Приведены классифицируемые категории учебных целей для модулей дисциплин технического университета, обеспечивающих технические, функциональные и общие знания. Анализ этих категорий показывает необходимость применения родственных технологий обучения внутри междисциплинарного учебного модуля. Достижение учебных целей связывается с развитием тех профессиональных и личностных качеств, которые определяют доминирующие вклады в компетентность выпускника.
Применение на практике любой образовательной технологии начинается с того, что в педагогике называется построением системы целей и педагогических таксономий, необходимых для описания ряда педагогических категорий, расположенных в порядке возрастания сложности. В техническом университете для модулей дисциплин, обеспечивающих технические знания, таковыми являются не только приобретаемые студентами знания, умения и навыки, но и должное возникнуть у них понимание сущности вещей, анализ и синтез, как способность идти от сложного к простому, и от простого к сложному, систематизирует типы целей в когнитивной области для дисциплин, связанных с получением технических знаний (табл. 1, 2).
Наличие и отсутствие отдельных учебных целей в учебных модулях разных типов сгруппировано в табл. 3.
Анализ категорий учебных целей свидетельствует о том, что внутри отдельно взятого междисциплинарного
модуля наиболее целесообразно использовать одинаковые или родственные технологии обучения в силу имеющихся совпадений учебных целей. Однако при выборе этих технологий [3] следует учитывать преследуемые учебные цели не только в когнитивной, но и в аффективной области. В табл. 4 приведены категории учебных целей в аффективной области для технических и функциональных модулей.
Категории учебных целей в аффективной области для технических и функциональных учебных модулей совпадают, в то время как для модуля общеобразовательных дисциплин категории учебных целей в аффективной области имеют некоторые отличия. В приведенных выше таблицах учебные цели сформулированы в самом общем виде. Если рассмотреть схему конкретизации целей обучения для модуля произвольного типа, то этот процесс будет представлять из себя постепенный перевод
Таблица 1
Категории учебных целей в когнитивной области для технических дисциплин
Основные педагогические категории Обобщенные типы учебных целей
1 2
Знание. Означает запоминание и воспроизведение материала модульных дисциплин Знать (запоминать и воспроизводить) междисциплинарные термины. Употреблять технические термины. Знать конкретные факты, законы, формулы. Знать методы, процедуры. Знать основные понятия. Знать правила и принципы
Понимание. Означает преобразование усвоенного материала из одной формы выражения в другую Понимать формулы, правила, принципы. Интерпретировать схемы, графики, диаграммы и т. п. Использовать принципы формализации. Прогнозировать последствия, вытекающие из имеющихся данных
Применение. Означает умение использовать изученный материал для решения производственных и технических задач Использовать понятия и принципы для описания производственных ситуаций. Применять законы и теории для разрешения производственных ситуаций и решения производственных задач. Выбирать наиболее приемлемое с технической точки зрения решение
Анализ. Означает умение вычленять частности из целого, выявлять взаимосвязь между ними, осознавать принципы организации технических систем в целом Выделять неявные тенденции. Видеть ошибки и упущения в логике суждений. Проводить разграничение между теоретическим и практическим уровнями. Оценивать достоверность и значимость данных.
Синтез. Означает умение комбинировать различные элементы, разделы, дисциплины для описания технических систем, их моделирования и проектирования Выполнять на этой основе курсовые работы. Составлять план инженерных экспериментов. Комбинировать знания из разных областей для решения стоящей задачи
Оценка. Означает умение выдвигать критерии оценки и с их помощью оценивать значение разделов дисциплин, входящих в тот или иной модуль Оценивать результаты на совпадение с реальными данными, исходя из выделенных критериев. Оценивать практическую пригодность полученных результатов
Таблица 2
Категории учебных целей в когнитивной области для подмодуля базовых дисциплин
Основные педагогические категории Обобщенные типы учебных целей
Знание. Означает знание учебного материала и припоминание соответствующих сведений, необходимых для освоения технических дисциплин специальности Знать термины. Знать основные понятия. Знать методы и процедуры
Понимание. Означает правильную интерпретацию материала базовых дисциплин для разрешения ситуаций, являющихся предметом изучения в технических модулях Понимать правила и принципы. Интерпретировать схемы, графики, диаграммы
Применение. Означает применение изученных правил, методов, понятий, законов базовых дисциплин при решении технических проблем Использовать понятия и принципы в новых ситуациях. Применять законы и теории в решении технических задач
Анализ. Означает способность вычленять из материала базовых дисциплин части, непосредственно связанные с техническими дисциплинами Проверять разграничения между фактами и следствиями. Ограничивать значимость данных
Таблица 3
Наличие (+) и отсутствие (-) учебных целей в модулях дисциплин
Категории учебных целей Знание Понимание Применение Анализ Синтез Оценка
Модули дисциплин, обеспечивающие технические знания + + + + + +
Модули дисциплин, обеспечивающие функциональные знания + + + + + +
Модули дисциплин, обеспечивающие общие знания, в том числе - подмодуль базовых дисциплин + + + +
- подмодуль смежных дисциплин + + - - - -
- подмодуль общекультурных дисциплин + - - - - -
Таблица 4
Категории учебных целей в аффективной области для технических и функциональных модулей
Основные педагогические категории Обобщенные типы учебных целей
Восприятие. Означает способность студента воспринимать достижения научно-технического прогресса как собственные стимулы. Основными субкатегориями здесь выступают готовность и желание воспринимать Проявлять осознание важности изучаемых дисциплин. Внимательно слушать материал, излагаемый на аудиторных занятиях
Реагирование (отклик). Означает активные внешние проявления со стороны студента. Субкатегории: - добровольный отклик; - удовлетворение от реагирования Выполнять самостоятельные работы. Не пропускать аудиторные занятия. Самостоятельно знакомиться с материалом, предложенным преподавателем. Проявлять активность при выполнении лабораторных работ, и т. п.
Усвоение прогрессивной технической ориентации. Означает выработку соответствующего отношения к тем или иным объектам, явлениям, видам деятельности. Субкатегории: - принятие прогрессивной ориентации при решении любой производственно-технической задачи; - предпочтение прогрессивных технических решений традиционным решениям; - приверженность прогрессивным техническим идеям Проявлять устойчивое желание осваивать прогрессивные научные и технические направления. Изучать различные научно-технические направления. Проявлять интерес к тому или иному конкретному направлению научно-технического прогресса
Организация форм прогрессивной ориентации. Означает ознакомление, осмысление, объединение различных форм, выявление расхождений между уровнем научно-технического прогресса и производственными возможностями. Субкатегории: - организация системы критериев оценки эффективности; - осмысление собственного отношения к прогрессивным направлениям и возможности эксплуатации изделий этих направлений Стремиться определить основные особенности производства и эксплуатации изделий выбранного прогрессивного в техническом смысле направления. Понимать недостатки выбранного прогрессивного направления. Выбирать темп курсовой работы (проекта) и дипломного проекта, производственной практики в зависимости от соответствия выбранному прогрессивному направлению
Распространение прогрессивной ориентации или их комплекса на деятельность. Означает уровень усвоения, при котором в выборе производственно-технического решения видится весь комплекс работ и проблем по внедрению прогрессивных технологий. Субкатегории: - полное усвоение (реализация) прогрессивных направлений в конкретных инженерных решениях Проявлять самостоятельность при выработке инженерного решения. Проявлять готовность пересмотреть свои решения в направлении их улучшения. Проявлять способность работать в коллективе
абстрактных образовательных целей в конкретные учебные (рис. 1).
Существует целый ряд взаимосвязанных учебных целей, причем в зависимости от используемой на практике технологии обучения различные категории целей наполнены разным содержанием и задействованы в неодинаковой степени. Для эффективной педагогической технологии теоретически возможные связи в когнитивной и аффективной области схематично иллюстрируются рис. 2.
Рис. 2. Схема теоретически возможной и достижимой взаимосвязи учебных целей в когнитивной и аффективной областях в техническом университете
Эффективная педагогическая технология, удачно встроенная в учебный процесс и обеспечивающая достижение поставленных учебных целей, в то же время при переходе от одного учебного состояния к другому должна обеспечивать выход на заданный уровень компетентности, определяемый интегральным коэффициентом компетентности, совпадающим по своему количественному значению с аддитивной функцией компетентности [1]. Следствием этого является то обстоятельство, что эффективная стратегия обучения легко вписывается в оптимальную траекторию учебного процесса, как движения в направлении повышения уровня компетентности, задаваемого аддитивной функции компетентности,
учитывающего всю предысторию образовательного процесса [2] и отслеживаемого в определенных точках, связанных с прохождением модулей дисциплин. Эти точки представляют собой выделенные (особые) состояния [4] в многошаговом учебном процессе, реализующемся посредством использования педагогических технологий. Наглядность тому, каким образом множество различных учебных целей при использовании родственных педагогических технологий в одном модуле учебных дисциплин сопрягается с множеством личностных качеств студента, определяющих доминирующие вклады в интегральный коэффициент компетентности выпускника, иллюстрирует рис. 3.
Если использовать принципиально различные технологии в одном и том же учебном модуле, то это будет означать прежде всего существенное различие в категориях учебных целей в аффективной области, кроме того, некоторые отличия в идентифицируемых целях обучения в когнитивной области. В этом случае модульная функция компетентности теряет свой аддитивный вид и перестает формироваться на основе усеченных дисциплинарных функций компетентности, в результате чего траектория многошагового учебного процесса распадается на отдельные, слабо связанные отрезки. При этом не обеспечивается оптимальность стратегии обучения, а общий уровень компетентности начинает удаляться от максимально возможного значения. Это происходит в основном по той причине, что цели в когнитивной области, ориентированные на обеспечение требуемого уровня компетентности, фактически становятся недостижимыми. Это прежде всего касается таких категорий целей, как анализ, синтез и оценка. Кроме того, в аффективной области практически невозможна становится организация прогрессивной технической ориентации и ее распространение на весь комплекс инженерной деятельности. В этом случае модуль технических и функциональных дисциплин из-за невозможности реализации учебных целей в когнитивной области опускается до уровня общеобразовательных дисциплин, расположенного ниже уровня базовых дисциплин, но выше смежных. В аффективной области они будут совпадать по целям с общеобразовательным модулем дисциплин, т. е. будет иметь место формирование компетентности по упрощенной схеме. В случае использо-
Рис. 1. Начало конкретизации целей обучения 193
вания разнородных педагогических технологий уровень компетентности выпускника технического университета, в конечном счете определяющийся через интегральный коэффициент компетентности, будет формироваться не через аддитивную, а через усеченную функцию компетентности. Очевидно, что эффект от использования неоднородных педагогических технологий будет существенно снижать оптимальный уровень компетентности, который в этом случае недостижим, как результат многошагового учебного процесса. Вместе с тем нельзя не отметить тот факт, что исключительное использование однородных педагогических технологий само по себе является лишь необходимым, но далеко не достаточным условием достижения оптимума. Действительно, применение хотя бы и однотипных, но малоэффективных педагогических технологий на всей траектории выбранной стратегии обучения приведет к такому уровню компетентности, определяемому через аддитив-
ную функцию, который в данном случае будет существенно отличаться от того уровня, который задается профессиональной сферой опосредованно, т. е. посредством требований рынка труда через интегральный коэффициент компетентности. Некоторые теоретически возможные связи учебных целей в когнитивной и аффективной области в этом случае распадаются, что схематично для случая использования, например, технологии полного усвоения иллюстрируется на рис. 4.
Таким образом, на данном этапе задачей первоочередной важности для вузов технической направленности является критическое рассмотрение и анализ существующих педагогических технологий, как традиционных так и инновационных, отбор среди них наиболее приемлемых для реализации изначально поставленных учебных целей и формирование на их основе технологических модификаций для отдельных модулей дисциплин.
Рис. 3. Сопряжение множества учебных целей при использовании родственных педагогических технологий в одном модуле учебных дисциплин с множеством личностных качеств, влияющих на компетентность
Рис. 4. Схема взаимосвязей учебных целей при использовании технологии полного усвоения для технических и функциональных модулей:
—► - устойчивая связь; -->- неустойчивая связь
Библиографический список
1. Гринберг, Г. М. Методика оценки компетентности, как многофункционального показателя качества обучения выпускников высшей школы / Г. М. Гринберг, М. В. Лукьяненко, Н. П. Чурляева // Материалы Между-нар. конф. «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов» / Краснояр. гос. акад. цв. металлов и золота. - Красноярск, 2004.
2. Чурляева, Н. П. Многошаговый процесс обучения как движение в направлении увеличения компетентности студента по траектории, заданной учебными модулями / Н. П. Чурляева // Вестн. Сиб. гос. аэрокосмич. ун-та / под ред. проф. Г. П. Белякова ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. - Вып. 7. - Красноярск, 2005.
3. Лукьяненко, М. В. Опыт использования инновационных педагогических технологий / М. В. Лукьяненко, Н. П. Чурляева // Решетневские чтения : материалы IX Междунар. науч. конф., посвящ. 45-летию Сиб. гос. аэрокосмич. ун-та им. акад. М. Ф. Решетнева, 10-12 нояб. 2005, г. Красноярск / Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. - Красноярск, 2005.
4. Чурляева, Н. П. Особые точки на траектории учебного процесса / Н. П. Чурляева // Вестн. Сиб. гос. аэрокосмич. ун-та / под ред. проф. Г. П. Белякова ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. - Вып. 1 (8). - Красноярск, 2006.
N. P. Churlayeva
A CLASSIFICATION OF THE EDUCATIONAL GOALS IN A TECHNICAL UNIVERSITY, THEIR INTERDEPENDENCE AND THEIR INFLUENCE ON THE MAIN COMPONENTS OF STUDENT’S COMPETENCY
The categories of the educational purposes for the modules of disciplines of a technical university providing technical, functional and general knowledge are classified. The analysis of these categories shows necessity of application of related or similar technologies of training inside a particular interdisciplinary educational module. Achievement of the educational purposes conjugates with development of those professional and personal qualities, which determine dominating contributions to competence of the graduate.