Евгений Васильевич Попов
Доктор экономических наук, доктор физикоматематических наук, заместитель директора по научным вопросам Института экономики УрО РАН, заведующий отделом политэкономии
Виктория Львовна Симонова
Экономист Института экономики УрО РАН
КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕОРИЙ ПРЕДПРИЯТИЯ
К началу нынешнего столетия экономическая наука сумела аккумулировать значительный арсенал экономических теорий фундаментального и прикладного значения, описывающих различные стороны деятельности предприятия. Возникла теоретическая и практическая необходимость в формировании классификации разнообразных подходов для выявления общих и специфических аспектов теорий предприятия.
Подобная позитивная тенденция нашла яркое отражение на страницах авторитетного журнала «Вопросы экономики», в котором были опубликованы три замечательных обзора по рассматриваемой проблеме.
В обзоре французского профессора О. Фавро представлена отличная классификация экономических теорий организации в пространстве внутреннего и внешнего рынков, а также субстантивной и процедурной рациональности принятия решений [1]. Статья А. Шаститко посвящена достаточно полному обзору современных институциональных теорий [2], а обзор Н. Розановой рассматривает эволюцию теоретических взглядов на природу фирмы в экономической науке [3].
Вместе с тем отмеченные выше обзоры не содержат анализа прикладных экономических теорий и не формируют вектора направленности развития теоретической мысли в области экономики отдельно взятого предприятия.
Целью настоящей работы является систематизация современных экономических подходов к описанию деятельности хозяйствующих субъектов для дальнейшего возможного решения проблемы формирования единого подхода к теории предприятия.
Обособление предприятий в отдельные субъекты хозяйственной деятельности является одним из условий нормального функционирования рыночной экономики. Прежде всего определим сущность экономической категории «предприятие».
Предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект экономической деятельности [4]. Координация хозяйственной деятельности между предприятиями осуществляется рынком и государственным регулированием, а координация действий внутри предприятия - его администрацией. Таким образом, сущность предприятия заключается в организации производственной деятельности по преобразованию имеющихся ресурсов в готовый, востребованный потребителями продукт.
Категория «предприятие» является широко употребляемым понятием для анализа хозяйственной деятельности любых экономических систем [5]. Следует провести различие между данной категорией и родственными ей понятиями «фирма» и «организация».
Фирма - это юридически оформленный субъект экономической деятельности, возможно включающий в свой состав несколько предприятий (например, концерны или фирмы холдингового типа). Следовательно, фирма и предприятие могут являться синонимами лишь в одном случае - при хозяйственном представлении фирмы в виде единственного предприятия.
Организация - это субъект социальной деятельности, возможно, и не выполняющий хозяйственные функции по преобразованию ресурсов в производственные продукты. Например, к организациям можно отнести общественные объединения, клубы по интересам, которые не являются предприятиями по своей сути. Следовательно, организация и предприятие могут выступать синонимами лишь в случае явной хозяйственной деятельности организации.
Таким образом, говоря математическим языком, объединением множеств фирм и организаций являются именно предприятия, вобравшие в себя все характеристики первых двух категорий (рис. 1). Следоваетльно, обсуждение теории предприятий является первичным звеном в цепи построения теории организаций и фирм.
Фирма
Организация
Предприятие
Рис. 1. Предприятие как объединение фирмы и организации
Рассмотрим основные теории, моделирующие экономику предприятия, наработанные к сегодняшнему дню современной экономической наукой.
Простейшая классификация по уровню обобщений делит дисциплины экономики предприятия на фундаментальные и прикладные (рис. 2). Фундаментальные теории в свою очередь принято делить на институциональные (контрактные) и технологические (не контрактные) [6. С. 51-62].
Технологические теории по признаку исторической преемственности можно разделить на неоклассические и альтернативные, появившиеся в качестве дополнения к традиционному классическому анализу деятельности хозяйствующих субъектов.
Прикладные
Максимизация прибыли (МП) Максимизация выручки (МВ) Максимизация полезности менеджера (ММ)
— Альтернативные
Х-эффективность (ХЭ) Информационная теория (ИТ) Эволюционная теория (ЭТ) Теория бихевиоризма (ТБ) Экспериментальной экономики (ЭЭ)
Имитационного моделирова ния (ИМ)
Теория игр (ТИ)
_ Маркетингового анализа (МА)
Трансакционной экономики
(ТЭ)
Направляющих структур (ТЭн) Комплементарности ресурсов (ТЭк)
Когнитивная теория (КТ)
Прав собственности (ПС)
Экстерналий (ПСэ)
Институтов бартеров (ПСб) Инсайдеров/аутсайдеров (ПСа) Институциональных ловушек (ПСл)
Разработки товаров
(РТ)
Ценообразования товаров (ЦТ)
Маркетинговых коммуникаций (МК)
7 составляющих (ТМс) Z-теория (ТМр)
Менеджмента (ТМ) I
Финансового анализа
(ФА)
Логистики (ТЛ)
Контроллинга (ТК)
Стратегического маркетинга /менеджмента (СМ)
Жизненного цикла товара (ЖЦ)
Рис. 2. Классификация теорий предприятия
В неоклассической теории предприятие рассматривается как абстрактный объект анализа без акцентирования внимания на внутреннем состоянии. Важной характеристикой является производственная функция, в соответствии с которой исходные ресурсы трансформируются в готовые продукты.
Предприятие, с точки зрения анализа, ассоциируется с одним управляющим, который принимает решения относительно выпуска и объема затрат, соответствующие условию максимизации экономической прибыли. В соответствии с теорией максимизации прибыли (МП), данная целевая функция навязывается предприятию внешней средой и является условием долгосрочного выживания [4].
82
Модификация целевой функции на условиях максимизации общей выручки (теория максимизации выручки - МВ) связана с необходимостью реализации стратегии выживания на рынке за счет увеличения рыночной доли предприятия [7], а также с выделением особого типа предприятия, управляемого работниками.
Дальнейшее развитие неоклассический подход нашел в теории максимизации полезности менеджера (ММ), которая иллюстрирует новый уровень разделения труда: появляются экономические агенты, которые принимают оперативные и стратегические решения и при этом не являются собственниками предприятия. Управляющие наделяются полной рациональностью. При этом менеджеры имеют специфический набор предпочтений, побуждающий их отклоняться от стратегии максимизации прибыли.
Среди альтернативных теорий одной из наиболее популярных является теория Х-эффективности (ХЭ), предложенная более 30 лет назад Х. Лейбен-стайном [8]. В соответствии с этой теорией, существует некая Х-эффектив-ность, являющаяся важным источником увеличения выпуска продукции. К важнейшим элементам Х-эффективности были отнесены внутризаводская мотивационная эффективность, внешняя мотивационная эффективность и эффективность нерыночных ресурсов.
Информационная теория предприятия (ИТ) исходит из того, что влияние использования информационного ресурса на выпуск продукции также важно как влияние капитала и трудовых ресурсов [9]. Следует отметить, что в своем обзоре О. Фавро отмечает появление моделей новой информационной экономики в экономической литературе [1].
Эволюционная экономическая теория (ЭТ) оперирует такими понятиями, как наследственность, изменчивость, отбор. Данная теория представлена исследованиями по жизненным циклам предприятий, организаций, нововведений; разработкой и построением эволюционных моделей развития общественных процессов. В эволюционной теории основным элементарным объектом исследования является популяция, т.е. некоторая однородная и обособленная совокупность индивидуумов. В этом смысле предприятие является типичной популяцией работников определенного направления деятельности, и к ней вполне применим формализм эволюционных моделей.
Теория бихевиоризма (ТБ), возникшая как альтернатива неоклассическому подходу к анализу деятельности предприятий, основана на отказе от предварительных гипотез и предположений о рациональном характере производственной деятельности. Предметом исследования теории бихевиоризма становится процесс принятия решений на уровне предприятия и его подразделений. Поскольку предприятие рассматривается как коалиция индивидов, имеющих разные предпочтения, то процесс принятия решений заключается в согласовании множества существующих целей и потребностей индивидов. Толчком к развитию данной теории послужила модель иерархии потребностей, предложенная А. Маслоу [11. Р. 80-106].
Альтернативная теория экспериментальной экономики опирается на достаточно разработанные в литературе процедуры анализа внутренней и внешней среды предприятия. К таковым можно отнести SWOT-анализ по-
тенциала предприятия, PEST-анализ макросреды и другие подходы эмпирических исследований [12].
Теория игр (ТИ), являющаяся инструментом изучения экономических объектов, вместе с тем может являться удобным способом моделирования деятельности предприятия. Стратегическое поведение предприятия предопределяется вариантами дальнейшего поведения конкурентов, партнеров и других факторов рыночной микросреды. В этом случае, аппарат теории игр позволяет исследовать большое число рыночных стратегий - от соглашений до ценовой дискриминации, грабительского ценообразования или вертикальных ограничений, выявляя весь спектр конкурентных и монопольных процессов [3].
Возможным направлением оптимизации деятельности предприятий является применение теории имитационного моделирования (ИМ), позволяющей выявить зависимости реальных переменных на основе абстрактного математического представления экономических ситуаций.
В противовес неоклассической теории предприятия, опирающейся на анализ производственной функции, ограниченной рамками маржиналистско-го подхода, для объяснения возникновения и существования предприятий как целостных коллективов работников в условиях воздействия внешней и внутренней среды был разработан институциональный подход.
Институциональная теория агентских отношений (АО) описывает ex-ante систему взаимодействия экономических агентов внутри предприятия. Данная теория не предполагает специального исследования проблемы выполнения контрактов после их заключения. Для разработки эффективного контракта необходимым и достаточным условием считается настройка стимулов экономических агентов [13. P. 37-51; 14].
Особое развитие институциональные подходы получили при формировании теории трансакционной экономики (ТЭ). В соответствии с трансакционным подходом, процесс переговоров между экономическими агентами является перманентным, и принципиальное значение приобретает механизм частного упорядочения отношений через ex-post институты. Управленческая версия трансакционного подхода (теория направляющих структур - ТЭн) акцентирует внимание на проблемах предотвращения оппортунистического поведения через поиск наиболее адекватной структуры управления. Другое развитие теории трансакционной экономики, так называемый измерительный подход, анализирует проблему снижения внепроизводственных издержек исходя из предпосылки о комплементарности используемых ресурсов (теория комплементарности ресурсов - ТЭк) [17].
Как отмечено в обзоре Н. Розановой [3], современная интерпретация теории трансакционной экономики получила свое развитие в когнитивной теории (КТ) предприятия. Согласно этой теории, экономическая среда функционирования предприятия рассматривается с позиции когнитивной неопределенности, когда только доверие способствует минимизации трансакционных издержек взаимодействия экономических агентов и, как следствие, достижению равновесия в экономической системе. Институт доверия в интерпретации когнитивной теории трактуется как основной фактор стабильности индустриальной рыночной системы - предприятия [15].
Значительное развитие среди институциональных теорий в последнее десятилетие получила теория прав собственности (ПС). Под правами собственности понимаются санкционированные поведенческие отношения между людьми, возникающие в связи с существованием ограниченных благ и их использованием [16]. К настоящему времени основными направлениями развития теории прав собственности принято считать теории экстерналий, инсайдеров/аутсайдеров, институтов барьера и институциональных ловушек.
Теория экстерналий (ПСэ) описывает побочные эффекты благ, которые стимулируют потребителей, не обладающих данным благом, к его потреблению. В этом смысле общественные и частные блага отличаются именно объемом экстерналий. В отечественной экономической науке теория экстерналий широко обсуждалась в связи с анализом природоохранной тематики [17].
Теория инсайдеров/аутсайдеров [18. Р. 407-416] (ПСа) определяет переход части собственности к инсайдерам (менеджменту и персоналу), вовлеченным в процесс производства благ представителям общества, от аутсайдеров (собственников предприятий), не принимающих непосредственного участия в производственном процессе. В исследованиях отечественных ученных по проблемам собственности в постсоветской экономике отмечается, что большая часть государственной собственности перешла не к аутсайдерам, а к инсайдерам, и поэтому в России не возникло эффективного частного собственника. В деятельности предприятия краткосрочный аспект преобладает над долгосрочным, а мотив личного обогащения новых владельцев доминирует над целями развития производства.
Теория институтов бартера (ПСб) возникла благодаря отечественной практике бартерных обменов в условиях отсутствия достаточного количества оборотных средств у предприятий в середине 90-х годов ХХ века. Вместе с тем институциональный подход к анализу подобного феномена переходной экономики позволил выявить ряд интересных направлений применения теории прав собственности [19].
Теория институциональных ловушек (ПСл) была предложена В. Полте-ровичем для объяснения динамики институционального развития отечественной экономики. Негативные количественные изменения, накапливаясь, переходят в новое качественное состояние, и возникают так называемые «институциональные ловушки», приводящие к тому, что дальнейшее развитие экономики идет не в сторону рынка, а в направлении псевдорыночных форм и воспроизводства неотрадиционных отношений [20].
Параллельно с развитием неоклассических, институциональных и альтернативных теорий предприятия формировались прикладные теории предприятия с необходимым инструментарием.
Прежде всего к прикладным теориям следует отнести дисциплины, описывающие маркетинговую (рыночную) деятельность предприятий. Теория маркетингового анализа (МА) опирается на разработанную еще Н. Кондратьевым теорию конъюнктурного анализа рынка, а также включает закономерности и методы оценки внутренней среды предприятия, факторов маркетинговой микросреды и макросреды хозяйствующего субъекта [21].
Теория разработки товаров (РТ) опирается на многовековую историю создания экономических инструментов наиболее разумного предложения то-
вара на рынке. К разделам данной теории следует отнести закономерности, принципы и методы инновации товаров, разработки дизайна товара, формирования упаковки и товарной марки. В последнее время в качестве инструментов разработки товаров эффективно применяются модели рыночной адекватности товаров, такие как модель Розенберга, модель с идеальной точкой, многомерные модели адекватности, АВС-анализ структуры сбыта и покрытия затрат, стоимостные и временные подходы к формированию товарной политики предприятия [22; 23].
Теория ценообразования товаров (ЦТ) - одна из наиболее применимых в практической деятельности предприятий, поскольку именно цены формируют структуру производства, оказывают решающее воздействие на движение материальных потоков, распределение товарной массы, уровень доходности предприятия. Следует отметить, что современная теория ценообразования включает в себя оценку внешних факторов, определение целей и выбор методов ценообразования, разработку стратегий и применение широкого арсенала тактических приемов ценовой дифференциации [24].
Не менее насыщенной закономерностями и экономическими моделями представляется современная теория маркетинговых коммуникаций (МК). Она включает эффекты и принципы рекламной деятельности, формирования общественного мнения, прямых продаж товаров и стимулирования сбыта [25]. Обсуждаемый в последнее время синергизм коммуникационного инструментария предприятий позволяет оценивать вклад продвижения продукции в формирование «гудвилла» хозяйствующего субъекта.
Особое место среди прикладных теорий предприятия занимает теория менеджмента (ТМ), аккумулирующая в себе передовые идеи наиболее разумного управления коллективом работников. Из современных теорий менеджмента можно выделить теорию «7-С» (ТМс), которая утверждает, что эффективная организация формируется на базе семи взаимосвязанных составляющих, изменение каждой из которых требует соответствующего изменения остальных шести. Развитие теория менеджмента получила в работах У. Огучи, который предложил так называемую теорию «2», в основе которой лежит обращение к каждому работнику предприятия (ТМр) [26].
Теория финансового анализа (ФА) построена на выявлении небольшого числа ключевых, наиболее информативных, параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами [27].
В последние годы стала активно развиваться теория логистики (ТЛ), предметом исследования которой является движение товарных потоков от поставщиков сырья через предприятие до конечных потребителей. Теория логистики изучает внутрифирменную оптимизацию связанных с производством и покупателями потоков материалов и товаров. Наряду с этим логистика занимается вопросами оптимального сокращения складских мощностей, запасов сырья и материалов, а также созданием наилучших возможностей для утилизации отходов [28].
Современной и стремительно развивающейся прикладной дисциплиной является и теория контроллинга (ТК). Контроллинг - это деятельность по
оперативному и стратегическому планированию, бюджетированию и контролю расходования финансовых средств предприятия. Поскольку контроллинг как прикладная дисциплина имеет смысл инструментального обеспечения оперативного и стратегического управления предприятием, то теория контроллинга аккумулировала в себе значительный арсенал методов и средств оценки и прогнозирования развития экономических параметров [29].
Динамично развивается и аппарат стратегического менеджмента/маркетинга (СМ). Экономический инструментарий разработки стратегий развития предприятия включает в себя различного рода матричные подходы, такие как матрицы Томпсона-Стрикланда, БКГ, GE, И. Ансоффа, М. Портера, оценки СПЕ и многие другие. Аппарат матричного анализа насчитывает более 40 различных вариантов оценки стратегий развития предприятия. Помимо матричных подходов в стратегическом менеджменте/маркетинге развиты различные модели оценки миссии предприятия, целей ведения бизнеса, размеров целевого рынка и других экономических параметров [30].
В представленной классификации прикладных экономических дисциплин следует также выделить теорию жизненного цикла товара (ЖЦ), предложенную Т. Левиттом более 35 лет назад [31]. Выявленные к сегодняшнему времени различные модификации кривых жизненного цикла товара позволяют достаточно четко определять место товара (а в общем смысле - стратегических производственных единиц) в рыночном пространстве, прогнозировать развитие товарной политики, проводить типологию потребителей [32. Р. 246-261].
Как видно из представленной классификации, комплекс теорий предприятия не имеет законченного вида. Действительно, экономика предприятия может быть отнесена к наиболее динамично развивающейся отрасли знаний среди других разделов экономической науки. Это обусловлено как стремительным развитием организационно-правовых форм предпринимательских объединений, так и самой динамикой рыночных отношений, предопределяющих богатое разнообразие методов и средств производственной деятельности.
Анализ представленной классификации позволяет сделать один очень важный вывод. Фундаментальные и прикладные теории предприятия описывают одни и те же экономические объекты и, следовательно, могут быть объединены. Примером подобного уже устоявшегося на практике объединения является прикладной метод ценообразования по фундаментальной модели кривой спроса и на основе анализа предельных доходов и издержек [33].
На основе результатов проведенного исследования попробуем выделить основные направления формирования единого подхода к теории предприятия.
Во-первых, актуальным представляется выявление общих закономерностей и моделей во всех разработанных фундаментальных и прикладных теориях и создание на этой основе единого свода закономерностей и моделей теории предприятия с выделением специфического экономического инструментария по отдельным направлениям деятельности хозяйствующих субъектов.
Во-вторых, необходимым для практического применения является разработка единых моделей поведения экономических агентов, учитывающих широкий арсенал различных теоретических построений. В качестве примера
создания подобного интегрального экономического показателя можно отметить разработку категории рыночного потенциала предприятия на основе интеграции всего прикладного экономического инструментария [12]. Оценка рыночного потенциала предприятия позволяет обеспечивать целенаправленное и обоснованное стратегическое планирование развития предприятий [34].
В-третьих, очень актуальна теоретическая и практическая потребность в формировании отдельной экономической дисциплины - миниэкономики, предметом изучения которой явилось бы фундаментальное и прикладное развитие и использование теории предприятия.
Литература
1. Фавро О. Экономика организаций // Вопр. экономики. 2000. № 5.
2. Шаститко А. Механизм обеспечения соблюдения прав // Вопр. экономики. 2002.№ 1.
3. Розанова Н. Эволюция взглядов на природу фирмы в западной экономической науке // Вопр. экономики. 2002. № 1.
4. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. СПб.: Экономическая школа, 1998. Т. 1.
5. Клейнер Г. Эволюция и реформирование промышленных предприятий // Вопр. экономики. 2000. № 5.
6. Уильямсон О. Сравнение альтернативных подходов к анализу экономической организации // Уроки организации бизнеса. СПб.: Лениздат, 1994. С.51-62.
7. Шаститко А.Е. Новая теория фирмы. М.: Экономический факультет МГУ, ТЭИС, 1996.
8. Leibenstein H. Allocative Efficiency vs. X-Efficiency // American Economic Review. 1966. Vol. 56. № 3. June.
9. Stigler G.J. The Economics of Information // Journal of Political Economy. 1961. Vol. 69. № 3. June.
10. Stigliz J. Information and Economic Analysis: Perspectives // Economic Journal. 1985. Supplement.
11. Maslow A.H. Motivation and Personality. N.Y.: Harper and Row, 1954.
12. ПоповЕ.В. Рыночный потенциал предприятия. М.: Экономика, 2001.
13. Arrow K. Economics of Agency // Principals and Agents: The Structure of Business. Boston: Harvard Business School Press, 1985.
14. Шаститко А. Неполные контракты: проблемы определения и моделирования // Вопр. экономики. 2001. № 6.
15. Фукуяма Ф. Доверие. Социальные добродетели и созидание благосостояния / Под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999.
16. Капелюшников Р.И. Экономическая теория прав собственности. М.: Экономика, 1990.
17. Голуб А., Струкова Е. Экономика природопользования. М.: Аспект-Пресс, 1995.
18. Lindbeck A., Snower D. Efficiency Wage versus Insiders and Outsiders // European Economic Journal. 1987. February-March.
19. Макаров В.Л., Клейнер Г.Б. Бартер в России: институциональный этап // Вопр. экономики. 1999. № 4.
20. Полтерович В. Институциональные ловушки и экономические реформы // Экономика и математические методы. 1999. Т. 35. № 2.
21. Попов Е.В., Татаркин А.И. Теория анализа рынка. Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 2000
22. Дихтель Е., Хершген Х. Практический маркетинг. М.: Высшая школа, 1995.
23. БагиевГ.Л., ТарасевичВ.М., АннХ. Маркетинг. М.: Экономика, 1999.
24. Цены и ценообразование / Под ред. В.Е. Есипова. СПб.: Питер, 2000.
25. Попов Е.В. Продвижение товаров и услуг. М.: Финансы и статистика, 1999.
26. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М: Изд-во МГУ. 1995.
27. Шеремет А.Д. Методика финансового анализа предприятия. М.: Финансы и статистика, 1992
28. Логистика / Под ред. проф. А.Б. Аникина. М.: ИНФРА-М, 1997.
29. Фольмут Х.Й. Инструменты контроллинга: Пер. с нем. М.: Финансы и статистка, 2001.
30. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг: Европейская перспектива. СПб.: Наука, 1996.
31. Levitt Th. Exploit the Product Life Cicle // Harvard Business Review, 1965. Vol. 43. Nov.-Dec.
32. RogersE.M. Diffusion of Innovation. N.Y.: Free Press, 1983. P. 246-261.
33. Ноздрева Р.Б. Основные методы ценообразования японских фирм // Маркетинг. 1995. № 2.
36. Ханжина В.Л., Попов Е.В. Структура рыночного потенциала предприятия // Проблемы теории и практики управления. 2001. № 6.