ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
КЛАССИФИКАЦИЯ СУБЪЕКТОВ ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ КРИТЕРИЯМ
Т.Ю. РУДЕНКО,
соискатель кафедры гражданского права и процесса Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право;
семейное правo; международное частное право E-mail: [email protected]
Аннотация. На основе международной и российской практики приведена одна из первых классификаций графического дизайна с экономической точки зрения.
Ключевые слова: стафф-дизайн, веб-дизайн, рекламные агентства полного цикла, производство наружной рекламы, полиграфические предприятия, традиционные носители.
CLASSIFICATION OF SUBJECTS OF GRAPHIC DESIGN
BY ECONOMIC CRITERIA
T.JU. RUDENKO,
competitor of the scientific degree at the department of civil law and procedure of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Annotation. On the basis of the international and Russian practice one of the first classification of graphic design from the economic point of view is resulted.
Keywords: staff-design, web design, advertizing agencies of a full cycle, outdoor advertizing manufacture, the polygraphic enterprises, traditional carriers.
Существующий мировой и российский рынок, несмотря на экономический кризис, активно использует деятельность субъектов графического дизайна. Общественные отношения, формирующиеся в процессе деятельности этой категории, регулируются правом. Данных субъектов принято классифицировать по экономическим критериям.
Интересен тот факт, что в настоящее время в мире существует несколько сотен крупных и мелких фирм и бюро, продающих дизайн как таковой, как специализированный труд, и несколько тысяч отделов дизайна в промышленных предприятиях крупнейших фирм1.
В. Глазычева, Н. Кавешникова выделяют две основные формы коммерческого дизайна2.
Первая из них — так называемый стафф-дизайн, внутри которого существует одновременно множество
форм организации дизайнерской деятельности, в частности графического: от отделов дизайна, существующих в лице единственного дизайнера, до сложных бюрократических систем, насчитывающих сотни специалистов. Это различные по количеству сотрудников отделы стафф-дизайна различаются по способу организации решения задач и по способу их постановки. Виды службы дизайна на предприятии зависят от рода деятельности самих фирм.
В зависимости от рода деятельности, субъекты графического дизайна можно разделить на следующие категории.
Предприятия, осуществляющие добычу и обработку промышленного сырья. Характерным предста-
1 Глазычев В. О дизайне. Очерки по теории и практике дизайна на Западе. М., 1971.
2 Ковешникова Н.А. Дизайн: История и теория. М., 2006. С. 169.
вителем этого типа является служба стафф-дизайна фирмы «Алюминиум компании оф Америка» (АЛКОА), одного из крупнейших в мире производителей алюминия всех видов и назначений. Руководство этой фирмы организовало собственный отдел дизайна, когда все остальные производители полуфабрикатов для промышленности считают это ненужной роскошью. Отдел дизайна невелик и подчинен вице-президенту, что подчеркивает его значение внутри иерархии фирмы.
Естественно, что наиболее распространенной формой реализации готового продукта для фирмы, производящей металл, является контрактация на длительные сроки. Это обстоятельство выдвигает задачу создания особых фирм рекламы, дизайна, планирования. Перспективное планирование для таких фирм приобретает особое значение — в связи с этим АЛКОА ведет непрерывный поиск идей, стремится максимально использовать суммарный опыт, накопленный в дизайне и промышленной рекламе во всех областях производственной практики.
«Именно поэтому для создания фирменного стиля АЛКОА привлекает независимых дизайнеров-консультантов, для разработки упаковки и рекламы — независимые фирмы графического дизайна, работающие в соответствии с общей программой, разработанной дизайнерами-консультантами. Поэтому фирма рекламирует не столько свою продукцию (хотя и продукцию тоже), сколько свой фирменный стиль, способности своих дизайнеров решать сложные задачи»3.
Большинство фирм этой группы подстраивает свою политику в области графического дизайна под эту модель, но наблюдаются исключения разного характера. Иногда дизайнерская группа выполняет весь объем не только графического дизайн-проектирования: фирменный стиль, упаковку и ярлыки, промышленные и офисные интерьеры для всех отделений фирмы и экспозицию фирмы на выставках. Зачастую функцией службы дизайна становится специальная высококвалифицированная реклама, а не непосредственно проектная деятельность. В этом случае дизайнер выступает скорее как эксперт коммерческой и плановой деятельности фирмы.
Штат дизайнеров в фирмах, работающих на производителей, невелик и одновременно приобретает статус крупнейших основных отделов управления, что дает дизайнерам материальные, моральные и престиж-
ные преимущества. Специфика условий продукции и сбыта фирм этой группы приводит к тому, что все чаще профессиональный художник-проектировщик выполняет, помимо собственно проектной работы, другие функции, внешне с проектированием не связанные.
Фирмы, которые производят свою продукцию почти исключительно для массового потребителя4. Количество крупных фирм, работающих на массового потребителя, постепенно сокращается — промышленные компании стремятся застраховаться от случайностей массового рынка производством специальных «непотребительских» продуктов. Все-таки, хотя и не в чистом виде, как утверждают исследователи, этот тип остается достаточно распространенным5, если отнести к нему фирмы, значительная доля продукции которых рассчитана на массовый рынок.
Такова фирма «Вестингауз» — один из крупнейших в США производителей бытового оборудования — холодильников, кухонного оборудования, радио- и телевизионной аппаратуры. В течение нескольких десятилетий все дизайнерские разработки для «Вестингауза» осуществлялись независимыми дизай-фирмами на основе длительных контрактов. Еще в 1960-е гг. на нескольких предприятиях фирмы были организованы дизайн-группы, представленные более 40 специалистами, которым была предоставлена значительная свобода действий.
Однако, фирма «Вестингауз» не ограничивается развитием собственного стафф-дизайна и стремится максимально использовать возможности независимых дизайн-фирм.
Ученые отмечают, что чем сложнее структура фирмы, работающей на массового потребителя, чем больше и разнообразнее ее продукция, тем более сложные формы приобретает организация службы стафф-дизайна. «Дженерал моторс» или «Форд» нельзя назвать фирмами, работающими только на массовый рынок; производство легковых и грузовых автомобилей остается основной областью их интересов. При этом конструкторские бюро крупнейших автомобильных компаний насчитывают в своем составе сотни дизайнеров, в том числе графических.
Служба дизайна «Дженерал моторс» отличается большой сложностью и рядом специфических осо-
3 Там же. С. 170.
4 Там же.
5 Там же. С. 171.
бенностей, общих для автомобильных компаний, продукция которых измеряется миллионами машин в год и насчитывает более тыс. сотрудников. Они обеспечивают ежегодную разработку более 100 новых моделей легковых автомобилей для пяти отделений корпорации, десятков новых моделей грузовых и специальных машин, холодильников и других бытовых изделий, а также выполнение специальных графических проектных заданий по поддержанию бренда, многочисленных рекламных кампаний самой фирмы и продукции, оформление экспозиций корпорации на выставках и т.д. Вся работа дизайнеров осуществляется в многочисленных самостоятельных студиях, которые не только поддерживают непосредственный контакт между собой, но чаще всего являются конкурентами и производят параллельную разработку проектов по единой программе в строгой секретности. В общей структуре дизайна «Дженерал моторс» специализация дизайнерских студий доведена до совершенства. Так, одна студия осуществляет координацию художественно-проектных разработок по созданию взаимозаменяю-щихся кузовов для различных производственных отделений; другая студия занимается перспективными моделями; третья студия работает над элементами графики, такими как фирменный стиль; четвертая — над оформлением выставок; пятая — над рекламой и т.д.
Студии графического дизайна в крупных корпорациях США, выпускающих продукцию для массового потребления, к каким условно можно отнести автомобильные компании, входят в разветвленную сеть дизайн-службы и специализируются на создании присущих им объектов.
Фирмы, производящие продукцию для специального потребителя, представляющего коммерческую, производственную, научную, военную или бюрократическую организацию. Представляют такие фирмы промышленные компании, работающие почти исключительно на специального потребителя; как правило, они не заинтересованы в широкой рекламе. Дизайнерские разработки для этого типа фирм выполняются независимыми дизайн-фирмами. Иногда фирма имеет штатного дизайнера, в задачи которого входит художественное проектирование продукции, упаковки, промышленной графики и сопроводительной документации, оформление выставок и, в отдель-
ных случаях, выбор независимой дизайн-фирмы для выполнения специального заказа.
Дизайн-служба компаний имеет, как правило, небольшое количество специалистов, что сразу увеличивает их индивидуальные профессиональные возможности, персональный статус. В то же время в компаниях этого рода деятельность профессионального дизайнера-графика жестко ограничена однородностью проектных заданий, четко ориентированных по нескольким видам однородной продукции.
Фирмы, обслуживающие как массовых, так и специальных потребителей. Естественно, что объединение в рамках одной хозяйственной организации разных производств ставит перед администрацией фирмы сложные задачи, которые решаются различным образом.
«Истмен кодак» является одной из немногих фирм, которые первыми обратились к дизайнерам для решения коммерческих задач. Уолтер Дорвин Тиг, первый официальный дизайнер мира, с 1928 по 1941 гг. оставался главным консультантом фирмы, и его бюро выполняло весь объем дизайнерского проектирования для «Кодака». С 1945 г. фирма организовала собственный отдел дизайна — «Истмен кодак», финансовое объединение двух разнородных организаций, обладающих существенной автономностью. Дизайн представляют две самостоятельные службы. Производство любительской аппаратуры требует особых форм изучения рынка, имеет дело с особой формой конкуренции, рекламы, дизайна, рассчитанных на массового потребителя. Производство офисного оборудования, конкурирующего с другими фирмами, также представляет собой специфическую задачу. В каждой организации «Кодака» выполняются все виды объектов графического дизайна как художественно-конструкторской деятельности, в том числе рекламные и оформительские.
«Дженерал электрик» — одна из крупнейших корпораций мира; номенклатура изделий выпускаемых всеми ее предприятиями достигает 200 тыс. наименований. Это электроприборы и силовые трансформаторы, комплексное оборудование электростанций, электровозы и космические летательные системы. На 18 отделениях фирмы существуют собственные отделы дизайна, тогда как в 1930-е гг., когда «Дженерал электрик» только начала развертывать дизайнерские работы, отдел дизайна был создан только на отделении бытовых изделий.
Относительно российской практики следует отметить, что субъекты стафф-дизайна также существовали на предприятиях и до 1990-х гг. Как правило, это были малочисленные бюро. Так, в Тульской области на заводах военно-промышленного комплекса, которые в дальнейшем были реорганизованы в акционерные компании, численность стафф-дизайнеров, которые занимались созданием объектов технической эстетики и графического дизайна, составляла два человека. По результатам акционирования дополнительно были созданы лишь службы рекламы, а в отдельных случаях такими службами руководство и ограничилось.
Разные виды и формы организации субъектов дизайнерской деятельности в организациях, предложенные Н.А. Ковешниковой6, позволяют сделать некоторые выводы.
Характер дизайнерской деятельности в рамках стафф-дизайна всегда конкретен в определенных условиях и во многом конкретизируется организационной структурой производственной фирмы. Отношение фирмы к потребителю, политика ее руководства в значительной степени диктуют формы работы графического дизайнера. В частности, от этого зависит текущая или перспективная проектная работа, разделение проектной работы с независимыми дизайн-фирмами или самостоятельное выполнение всех видов дизайнерских работ, относительная свобода творчества или выполнение частных заданий, универсальный характер деятельности дизайнера или его узкая специализация.
Специалисты выделяют одновременно с мощной системой стафф-дизайна существующую и развивающуюся в мире систему «независимого дизайна». Имеются в виду дизайн-фирмы или меньшие по размерам дизайн-бюро, которые осуществляют все виды дизайнерского проектирования на свой страх и риск. Представители таких фирм и бюро должны сами завоевывать клиентуру и самостоятельно удерживать ее.
В настоящее время независимые дизайн-фирмы предпринимают энергичные усилия в овладении всей искусственной средой, создаваемой человеком, вместо проектирования отдельных элементов этой среды. Очевидно, что среда не является просто суммой отдельных элементов; это сложные системы связей между элементами. А проектирование связей отличается от проектирования элементов. В то время когда
содержанием американского дизайна была, в первую очередь, коммерческая стилистическая обработка продукции, не находившей потребителя в обстановке кризиса и депрессии, Раймонд Лоуи демонстрировал работой для «Гештеттнер» экономическую эффективность стайлинга.
Именно Раймонд Лоуи, по мнению исследователей, впервые осуществил программу комплексного дизайна для Пенсильванской железной дороги. В частности, он начал с проектирования сборной железнодорожной станции. Дизайнер сумел доказать руководству компании необходимость последовательной модернизации всего — от локомотива до кассового аппарата. Фирма Раймонда Лоуи впервые выполнила сложнейшую проектную задачу для «Лаки страйк». Было необходимо изменить упаковку популярных сигарет таким образом, чтобы, приобретая новых потребителей, не потерять старых, поскольку консерватизм в потреблении табачных изделий высок.
Не случайно, что фирма Лоуи, особенно когда ее компаньоном стал Снайт, которого называли «одним из лучших в мире авторитетов относительно практически всего»7, была в числе лидеров. Снайт в большей степени заботился о видах услуг, которыми могут воспользоваться клиенты фирмы, чем тем, называются эти услуги дизайном или нет. Он утверждал, что хотя фирма проектирует множество продуктов и упаковку, она выполняет также другие услуги, которые являются необходимостью.
Самостоятельно дизайнеры не проводят работы без контакта с другими специалистами; важно то, что дизайн-фирма берет на себя функции организатора и координатора общей программы работ, выступает в роли высшего эксперта.
На современном этапе квалифицированные дизайнеры высшего класса, работающие в системе независимых дизайн-фирм, имеющие значительный опыт решения задач «классического» дизайна, приобретают достаточный опыт, необходимые профессиональные средства для решения новых, особых задач, которые невозможно решить традиционными средствами.
Исследователи справедливо отмечают, что между независимым дизайном и стафф-дизайном проходит определенная линия раздела в вопросе о фирменном
6 Там же. С. 169.
7 Там же. С. 174.
стиле. За редкими исключениями задачу проектирования фирменного стиля выполняют независимые дизайн-фирмы. Это оправданно, поскольку фирменный стиль — товарное лицо фирмы. Он должен быть построен в соответствии с общими тенденциями мирового рынка. Стафф-дизайнер оказывается менее способным решать такую задачу по самому факту своей принадлежности к компании из-за невозможности выйти в профессиональном мышлении за уровень самой компании.
Еще более существенное различие между независимыми и стафф-дизайнерами заключается в том, что входящие в организационную структуру фирмы отделы стафф-дизайна обязательно должны считаться с результатами исследований рынка, проводимых соответствующими отделами этих же организаций, независимо от того, согласны они с результатами или методами их получения или нет. Такова структура современной корпорации. Независимые дизайн-фирмы, напротив, выступают в роли экспертизы, компенсирующей ограниченность собственной службы исследований рынка корпорации. Они действуют, полагаясь исключительно на профессиональные художественно-проектные средства, и часто выигрывают, чтобы завоевать соответствующее право в глазах промышленной администрации8.
По признаку основной деятельности, полноты предоставления услуг графического дизайна рекламные агентства подразделяют на три группы: 1) рекламные агентства полного цикла; 2) рекламные агентства, специализирующиеся на изготовлении наружной рекламы; 3) дизайн-студии в составе типографий, предоставляющих услуги по разработке и производству полиграфии.
Рекламное агентство полного цикла предоставляет полный комплекс рекламных услуг; это в основном большие кампании с филиалами во многих городах, часто имеющие представителей за рубежом. Клиентами такого агентства являются как широко известные фирмы, такие как МТС, «Аэрофлот», которые могут позволить себе дорогостоящие рекламные компании, так и малоизвестные небольшие фирмы и компании, которые тратят на рекламу во много раз меньше.
Рекламное агентство полного цикла в соответствии со своим названием представляет клиентам полный комплекс рекламных услуг. Эти услуги включают в себя:
• стратегию маркетингового развития. Создают стратегию построения и продажи торговой марки для целевой аудитории;
• создание рекламы. Это работа арт-директоров, которые и создают саму рекламу и копирайтеры, составляют рекламные тексты, способствующие увеличению объемов продаж;
• медиа-планирование, при котором проводятся исследования с тем, чтобы определить целевую аудиторию для рекламной кампании;
• покупку рекламы в СМИ, основанную на выбранной целевой аудитории для рекламной кампании;
• планирование, заключающееся в определении количественных и качественных факторов, затрагивающих восприятие и отношение потребителя к рекламируемому товару. Например, определенный автомобиль позиционируется как «женский», тем самым сокращается мужская аудитория;
• производство. Процесс физического преобразования рекламной стратегии в реальную рекламу в печати, рекламу на радио и телевидении или любой другой вид рекламы.
До начала 1970-х гг. рекламные агентства гордились тем, что они предоставляют дополнительные услуги, такие как стимулирование сбыта (sales promotion), прямой ответ (direct response) и связи с общественностью (public relations). Профессионалы в области рекламы создавали рекламу, включая прямой ответ (direct response) и стимулирование сбыта (sales promotion), как часть одной комплексной работы. В середине 1970-х гг. произошли изменения в работе рекламных агентств после того, как они поняли, что услуги, которые они предоставляли бесплатно и включали в комплекс разработки и производства рекламы, могут самостоятельно приносить прибыль.
Современные агентства полного цикла концентрируются только на рекламировании. Если клиенту нужна разработка прямого ответа, связи с общественностью или другие нерекламные услуги, он должен оплатить эти услуги отдельно.
Иногда заказчики заключают договор с одним агентством на творческую работу (creative), с другим на медиа-планирование, и с третьим на разработку прямого ответа. Можно заказать все услуги и в одном агентстве полного цикла.
8 Глазычев В. Указ. соч.
Услуги рекламных агентств, специализирующихся на изготовлении наружной рекламы, как, например, рекламное агентство «Афиша» представлены в следующих этапах изготовления наружной рекламы:
1) постановка задачи, выяснение потребностей;
2) дизайн, проектирование, конструирование;
3) регистрация наружной рекламы в органах местного самоуправления;
4) производство и монтаж.
Представители данного направления утверждают, что наружная реклама — это специфический сегмент рынка и в большинстве случаев представляет собой эксклюзивные конструкции. При производстве объектов наружной рекламы задействовано множество профессий, но ключевой остается дизайнер. В свою очередь, дизайн-проект и дальнейшее изготовление дизайн-макета — основа коммерческого предложения9.
Пример дизайн-студии в составе типографий, предоставляющих услуги по разработке и производству полиграфии — типография «Авангард» в г. Санкт-Петербурге, предоставляющая широкий спектр полиграфических услуг — от дизайна до печати и постпечатной обработки тиража10. Типография имеет собственную дизайн-студию. Дизайнеры разрабатывают концепцию полиграфической продукции, фирменный стиль, оригинал-макет.
В зависимости от вида технических носителей и используемых материалов различают рекламные агентства, которые подразделяются на следующие:
Организации графического web-дизайна. В этой группе субъектов следует назвать «Студию Артемия Лебедева». Интернет-сообщество признает за Лебедевым право на звание web-дизайнера номер один в русской сети. М. Гельман считает, что Лебедев «создал рынок web-дизайна в России» и «моду на профессию в компьютерной индустрии». Недоброжелатели объясняют это его умением правильно организовать саморекламу. Тем не менее в настоящее время А. Лебедев справедливо остается самым известным российским дизайнером — «Мерседес в мире дизайна», по выражению одного из его клиентов. Артемий по праву считается одним из пионеров и патриархов интернет-сообщества. Его студия, кроме прочего, известна скандальным разрывом договорных отношений с «МТС», «Nokia».
В 1995 г. Лебедев основал студию «WebDesign». В 1998 г. она была переименована в «Студию Артемия
Лебедева», которая является одной из первых и крупнейших студий web-дизайна в рунете. В штате состоит 160 человек. Лебедев не только дизайнер; большую часть времени он тратит на постановку и придумывание задач, разработку информационной архитектуры, исследования в области эргономики и удобства пользования сайтами11.
Услугами известной и дорогой дизайн-студии всего постсоветского пространства пользуются в основном крупные заказчики. На счету студии более 1800 работ, среди которых фирменные стили, книги, журналы, знаки, логотипы, графические и физические интерфейсы, сайты и др.
Лебедев утверждает, что он и его студия являются авторами ряда технических находок и решений, используемых сегодня по всему рунету. Одна из таких находок — изобретение «резиновых» — растягивающихся по ширине окна сайтов, которые на Западе до сих пор являются большой редкостью. Другой пример — пиктограммы «домик» — ссылка на главную страницу, которая получила широкое распространение в предложенном Лебедевым графическом решении.
По поводу ситуации, складывающейся на отечественном рынке web-дизайна, Лебедев утверждает, что из всех студий около 70% студиями не являются, поскольку это частные лица, среди которых «студенты и школьники, которые пришли в Интернет, написали: «Мы занимаемся веб-дизайном» и сразу попали во все каталоги, Желтые страницы, журналы и т.д. Все считают, что они дизайнеры, а у них нет ничего. У них даже нет своего телефона, номер которого можно разместить на сайте, потому что они сидят дома, и мама будет ругать, если будут звонить. Они дают только e-mail. Существуют и другие, но с ними трудно работать, определять картину профессионального рынка, потому что они не хотят играть в профессиональный рынок».
Относительно перспектив ближайшего будущего, А. Лебедев прогнозирует, что будет происходить на данном сегменте рынка услуг графического дизайна, а именно слияние каких-то студий, слияние компаний из разных областей, создание новых студий на базе рекламных агентств, рекламные агентства выйдут в сеть.
Как, например, поступили фирма «Махаон» и дизайн-студия «Е-программа», которая занимается ди-
9 URL: http://www. outdoortula/ru/services/production/steps/
10 URL: http//www. avangard1.ru
11 URL: http: //www.netlor.ru/artemij-lebedev
зайном и всегда занималась им, а «Махаон» только в Интернете сидит, и его не видно на рынке профессионального дизайна. Они объединились под названием «Бюро виртуальных услуг» и сделали несколько хороших сайтов. Это очень правильный путь развития12», потому что, во-первых, агентства будут предлагать, как правило, полное решение, а не только бумажную рекламу, во-вторых, межпартнерские связи станут цивилизованнее.
Организации, использующие в производстве металл и современные материалы, например, рекламные агентства г. Москвы «Аэрополиграфия», «Пикдизайн», «Неоновый знак».
Организации, использующие традиционные носители, например, ЗАО «ГРАНП полиграф», «Компания рекламных спичек», «Типография Light в Перово», «Иван-Пресс РГ».
Таким образом, с позиции зарубежного и российского опыта субъектов графического дизайна можно классифицировать по экономическим критериям. Принято различать организации, использующие стафф-дизайн, независимые фирмы, рекламные агентства полного цикла и производителей отдельных видов рекламы, использующих веб-дизайн и традиционные носители.
Литература
1. Мурадова М. Фриланс: Когда сам себе начальник. М., 2007. С. 23.
2. Глазычев В. О дизайне. Очерки по теории и практике дизайна на Западе. М., 1971.
3. Дедов В.И. Понятие и виды предпринимательской деятельности / / Предпринимательское право / под ред. Е.П. Губина, П.Г. Лахно. М., 2004. С. 132.
4. Дойников И.В. Предпринимательское право. М., 1997.
5. Ковешникова Н.А. Дизайн: История и теория. М., 2006.
6. Литвинов Д. Я б в фрилансеры пошел, лучше на аутсорсинг // Мол. коммунар. 2010. 21 мая.
7. Отнюкова Г.Д. Общие положения о субъектах предпринимательского права // Российское предпринимательское право / под ред. И.В. Ершова, Г.Д. От-нюкова. М., 2009.
8. Портная К.Я. Правовое положение холдингов в России: автореф. ... дисс. канд. юрид. наук. М., 2003.
9. Стребков Д.О., Шевчук А.В. Фрилансеры в информационной экономике. М., 2009.
12 URL: http.//citforum.ru/marketing/im98/lebedev.shtml.
Конституционно право России; 4-е изд., перераб. и доп.: учебник / под ред. А.С. Прудникова, Б.С. Эбзеева, В.И. Авсеенко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 615 с.
Конституционное право России
В учебнике подробно рассматриваются вопросы, традиционно относящиеся к предмету науки конституционного права. В частности, в нем нашли отражение такие институты, как конституционные основы гражданского общества, юридические механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройство, система органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации и др. При рассмотрении названных институтов использованы как традиционные подходы к их исследованию, так и обращение к общественной практике, обусловливающей действие Конституции Российской Федерации. Большое внимание уделено избирательной системе с учетом изменений, произошедших в избирательном законодательстве.
Для преподавателей, аспирантов (адъюнктов), студентов юридических вузов и факультетов, практических работников, а также для всех, кто интересуется проблемами отечественного конституционного права.
ш
юн и т и
UNITY
ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА» Адрес редакции: 123298, Москва, ул. Ирины Левченко, д. 1. Тел./факс: 8-499-740-60-14, 8-499-740-60-15 E-mail: [email protected], www.unity-dana.ru