РО! 10.24411/9999-008А-2019-10006 УДК 612.39
М.А. Николаева, доктор технических наук, профессор
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, кафедра международной коммерции М.С. Худяков, управляющий ООО «Бэйс Кейтеринг»
О.Д. Худякова, кандидат технических наук, доцент
Омский государственный технических университет, кафедра «Биотехнология, технология общественного питания и товароведение»
Ultima тс
NUTRITION"
классификация Продуктов спортивного питания в россии и за рубежом
m л
В статье рассматривается классификация одной из групп продуктов специализированного назначения, направленной на увеличение продолжительности здоровой жизни - продуктов для питания людей, ведущих здоровый образ жизни, занимающихся физической культурой и спортом - продуктов спортивного питания. Рассмотрена классификация этих продуктов в России, странах Евросоюза и США.
The article discusses the classification of one of the groups of specialized products aimed at increasing the duration of healthy life - food for people leading a healthy lifestyle, engaged in physical culture and sports - sports nutrition products. The classification of these products in Russia, the European Union countries and the USA is considered.
Ключевые слова: продукты специализированного назначения, здоровый образ жизни, спортивное питание, классификация.
Keywords: specialized products, healthy lifestyle, sports nutrition, classification.
В настоящее время наряду с продуктами массового потребления, все больше внимания уделяется продуктам специализированного назначения, то есть продуктам с заданными потребительскими свойствами, предназначенными для различных категорий населения (детей, беременных женщин, пожилых людей, спортсменов и других групп населения).
Спортивное питание, как самостоятельное направление развития нутрициологии, сформировалось относительно недавно. Развитие данного направления обусловлено социальной полити-
кой государства, направленной на укрепление здоровья нации, в том числе за счет развития физической культуры и спорта и пропаганды здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни пропагандируется на всех уровнях, начиная от государственного (федеральные программы по оздоровлению населения и ужесточение законов по продаже табака, алкоголя и т.п.) и заканчивая частным уровнем (социальные сети).
Как отмечается в «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» [1], в сфере физической культуры и спорта страны возник комплекс проблем. Основной проблемой явилось ухудшение здоровья, физического развития и физической подготовленности населения.
По данным Food and Agriculture Organization (Продовольствен-
ная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), опубликованным в Российском статистическом ежегоднике за 2018 год, среднесуточное потребление калорий россиянами составляет 3361 ккал, при этом потребление белков и жиров составляет 103 и 106 граммов соответственно, то есть основное количество калорий приходится на углеводы -1995 ккал (498,47 граммов). Такой рацион не может обеспечить здоровый образ жизни, особенно для людей, занимающихся различными видами спорта и ставящими перед собой задачи по повышению выносливости и увеличению мышечной массы.
Поэтому необходимо создание условий, обеспечивающих возможность для граждан страны вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и
№2 май 2019
Пищевая Индустрия
спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре, а также повысить конкурентоспособность российского спорта.
Одной из национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года, определенных в Указе Президента от 07 мая 2018 года, выделена цель повышения уровня жизни граждан, создание условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека.
Для реализации национальных целей предусмотрена разработка двенадцати национальных программ, в том числе в сфере демографического развития. Данная программа направлена на решение таких задач, как:
• формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек;
• разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения;
• создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовка спортивного резерва.
Решение этих задач предполагает увеличение к 2024 году ожидаемой продолжительности здоровой жизни до 67 лет; увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни, а также увеличение до 55 процентов доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом [2].
Для пропаганды физической культуры и спорта, как важнейшей составляющей здорового образа жизни, необходима реализация комплекса мер, среди которых - осуществление исследований по выявлению интересов, потребностей и мотиваций различных групп населения, определению эффективности работы по пропаганде физической культуры и здорового образа жизни, организация оптимального питания российских спортсменов, способствующая увеличению ихспортивных достижений.
В последние годы в крупных городах России появились предприятия розничной торговли, специализирующиеся на продаже продуктов спортивного питания. Ассортимент этих предприятий сформирован как за счет продукции зарубежных компаний, так и отечественных производителей продуктов спортивного питания.
При реализации продукции возникает ряд проблем, обусловленных отсутствием единой классификации продуктов спортивного питания, недостатком необходимой информации о составе и потребительских свойствах продуктов спортивного питания, отсутствием нормативных документов, в которых были бы прописаны единые требования к качеству продуктов спортивного питания, что, в свою очередь, создает предпосылки к появлению на рынке продукции, не отвечающей ожиданиям потребителей, а иногда и фальсифицированной.
В этой связи изучение вопросов классификации, потребительских свойств, формирования ассортимента продуктов спортивного питания с учетом предпочтений потребителей, является актуальной задачей.
Согласно ТР ТС 027/2012 под пищевой продукцией для питания спортсменов подразумевается «...специализированная пищевая продукция заданного химического состава, повышенной пищевой ценности и (или) направленной эффективности, состоящая из комплекса продуктов или представленная их отдельными видами, которая оказывает специфическое влияние на повышение адаптивных возможностей человека к физическим и нервно-эмоциональным нагрузкам» [3].
Питание спортсменов должно решать следующие задачи:
• обеспечивать достаточное поступление энергии, основных пищевых веществ, макро- и микронутриентов, жидкости в зависимости от поставленной задачи;
• активизировать и нормализовать метаболические процессы в организме за счет использования биологически активных пищевых веществ;
• способствовать увеличению, уменьшению или поддержанию массы тела спортсмена, а также изменению состава тела за счет повышения доли мышц и уменьшения жировой прослойки;
• создавать оптимальный гормональный фон, позволяющий максимально реализовать физические возможности спортсмена;
• обеспечивать благоприятный психоэмоциональный настрой спортсмена и др.
Спортивное питание состоит из комплекса пищевых добавок, каждая из которых обладает повышенной физиологической и биологической ценностью, научно обоснованной, точно выверенной повышенной эффективностью по сравнению с обычными продуктами здоровой пищи.
Таким образом, спортивное питание позволяет значительно увеличить количество потребляемых питательных веществ, витаминов, микроэлементов и нутриентов, необходимых организму при занятиях различными видами спорта.
В настоящее время пищевую продукцию для питания спортсменов принято классифицировать по таким признакам как - назначение, состав и форма выпуска. При этом выбор, как правило, основывается на первых двух признаках, назначение определяет составспортивно-го питания, соответственно от состава будет зависеть достижение желаемого результата.
Изучив мнения разных авторов [4,5], относительно классификации продуктов спортивного питания, приведем обобщенную классификацию, представленную в таблице 1.
В Концепции спортивного питания в РФ, утвержденной Министерством спорта, туризма и молодежной политики РФ (приказ от 24.12.2010 № 1414) предлагается подразделять продукты спортивного питания на следующие группы [6]:
• высокоуглеводные (энергетические) напитки;
• регидратационные напитки (изотонические растворы);
• нежидкостное углеводное питание;
• натуральные белки (протеины) животного и растительного происхождения (мясо животных, рыба, молочные - казеин и сывороточные белки, яичный белок, белок сои);
• гидролизованные белки с различной степенью их деструкции (смесь пептидов различной структуры и аминокислот);
• отдельные аминокислоты или смеси 2 - 3 аминокислот;
• смеси для снижения массы тела;
• комплексы витаминов и минеральных добавок;
• спортивныедиетическиедобав-ки - отдельные препараты белковой и небелковой природы, активизирующие биохимические процессы (карнитин, креатин, сукцинат, рибоза и др.);
• добавки для восстановления после интенсивных нагрузок и травм.
По данным аналитических отчетов ведущих маркетинговых агентств США продукты спортивного питания подразделяют на такие категории как протеиновые
Таблица 1. Классификация пищевой продукции для питания
спортсменов
Признак классификации Виды спортивного питания Характеристика
препараты для наращивания мышц обладают высоким анаболическим эффектом, богаты протеинами и аминокислотами (1,-креатином), содержат сложные углеводы
препараты для снижения ввеса пон™р5::кжа=)ко"'
Назначение препараты для увеличения интенсивности и длительности тренировок в составе присутствуют медленно усваиваемые углеводы (изо-мальтоза)
богаты компонентами ускоряю-препараты для предохранения щими заживление травм мышц и суставов от повреждений связок (глюкозамин, хондроитин, оксид азота и пр.)
препараты для общего укрепления организма витаминно-минеральные комплексы
углеводные препараты
белковые препараты
белково-углеводные (смешан-Состав ные) препараты («гейнеры»)
витаминно-минеральные комплексы
аминокислоты
сухие смеси сухие напитки, легкорастворимые в воде или молоке
таблетированные/капсулиро- сап ванные д
Консистенция и форма геле- и пастообразные концентраты
порошкообразные концентраты
батончики
Особенности использования
напитки и готовые к употреблению коктейли
спортивное питание в дни соревнований;
спортивное питание на дистанции; спортивное питание в условиях жаркого климата; спортивное питание на сборах; спортивное питание в зависимости от уровня тренированности; спортивное питание в зависимости от вида спортивной физической активности и др.
порошки, протеиновые батончики, аминокислоты с разветвленной цепью (ВСАА), смеси для тренировок, усилители оксида азота и креатиновые добавки [7].
В Европейском союзе единой общепринятой классификации продуктов спортивного питания для всех участников европейского рынка не существует, как и нет общепринятого определения того, что представляет собой «спортивное питание». Директива 2009/39 / ЕС включает в себя группу продуктов питания под названием «продукты, предназначенные для покрытия затрат интенсивных мышечных усилий, особенно для спортсменов», но не дает определения [8].
В таблице 2 представлена классификация продуктов спортивного
питания, разработанная в Евросоюзе самостоятельно каждым участником процесса товародвижения [8].
Сравнивая данные классификации, следует отметить, что российская классификация продуктов спортивного питания самая полная, включает 10 групп продуктов, в основе которой лежит состав и назначение продуктов питания. Она близка к классификации интернет - торговли, что оправдано с точки зрения потребителей, приобретающих продукцию через интернет-магазины по всему миру.
Выбор определенных продуктов, их комбинации и применяемое количество зависят от характера фактического питания, цикла подготовки и направленности тренировочной работы.
№2 май 2019
Пищевая Индустрия
Таблица 2. Классификация продуктов спортивного питания в Европейском союзе
Национальный комитет
по продуктам питания
• Богатые углеводами • энергетические продукты •
• Растворы углеводных электролитов •
• Белок и белковые компоненты
• Дополнения: • » Основные питатель- •
ные вещества » Другие пищевые компоненты
Литература:
Промышленность Ассоциация спортсменов
Интернет-торговля
Рыночная классификация
Растворы углеводных электролитов Продукты с высоким содержанием белка
Богатые углеводами энергетические продукты
Дополнения
Углеводно-белковые
продукты
Порошкообразные продукты питания, батончики и напитки
Углеводные напитки Белковые порошки Аминокислоты Креатин
Микроэлементы: » Витамины и минеральные вещества » Поддержка потери веса » Гормональные продукты
Протеин Батончики Напитки: » до тренировки » во время тренировки » после тренировки Гейнеры Оксид азота Креатин
Восстановление Аминокислоты Энергия и выносливость
Протеин в виде: » батончики » порошок » готов к употреблению небелковое спортивное питание Спортивные напитки.
«Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_90500/. (Дата обращения: 28.03.2019).
Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/71937200/. (Дата обращения: 02.04.2019). Технический регламент таможенного союза ТР ТС 027/2012 «О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания» [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/902352823. (Дата обращения: 22.03.2019).
Сидоренко М.Ю. Научное обоснование принципов проектирования состава и потребительских характеристик продуктов персонифицированного питания: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. док. техн. наук: 05.18.15 / Сидоренко Михаил Юрьевич; ФГБОУ ВПО Московский государственный университет пищевых производств. - М., 2013. - 50с.
Штерман С.В. Научное обоснование состава и формирование потребительских характеристик продуктов интенсивного спортивного питания: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. док. техн. наук: 05.18.15 / Штерман Сергей Валерьевич; ФГБОУ ВПО Московский государственный университет пищевых производств. - М., 2013. - 50с.
Концепция спортивного питания в РФ, утвержденной Министерством спорта, туризма и молодежной политики РФ (приказ от 24.12.2010 № 1414) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/71937200/. (Дата обращения: 02.04.2019).
Sports Nutrition Market: Size, trends and analysis [Electronic resource]. - Access mode: https://www.lumina-intelligence.com/.../sports-nutrition-mar. (date accessed: 03.04.2019).
Directive 2009/39/EC of the European Parliament and of the Council of 6 May 2009 on foodstuffs intended for particular nutritional uses [Electronic resource]. - Access mode: http://data.europa.eu/eli/dir/2009/39/oj. (date accessed: 03.04.2019).
Российская конференция «Модернизация
молокоперерабатывающих производств 2019»
Дата проведения: 20 ноября 2019г.
Стратегические темы конференции:
• Развитие отечественного рынка молока: тренды, прогнозы, вызовы.
• Развитие экспортного потенциала: собственными силами или механизмами государственной поддержки и регулирования.
• Обеспечение надлежащего качества продукции: борьба с фальсификатами как стратегический императив развития рынка.
• Меры по обеспечению добросовестной конкуренции для всех участников рынка.
• Строительство новых и модернизация существующих производственных мощностей.
Участники: более 200 человек
Представители молочной промышленности
Поставщики оборудования и технологических решений
Более подробная информация:
intekprom.ru/milk2019 +7 (495) 777-96-71
Для участия необходима предварительная регистрация!