УДК 65.014
КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ИННОВАЦИЙ ПО ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ ПОДСИСТЕМАМ ПРЕДПРИЯТИЯ
© А.О. Глухов1, Е.Ю. Чуракова2
Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова, 426069, Россия, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Студенческая, д. 7.
Рассматриваются различные классификации организационных инноваций. Авторами предложена классификация организационных инноваций по функциональным подсистемам предприятия. Табл. 3. Библиогр. 5 назв.
Ключевые слова: инновации; организационные инновации; классификация организационных инноваций.
ORGANIZATIONAL INNOVATION CLASSIFICATION BY FUNCTIONAL ENTERPRISE SUBSYSTEMS А.О. Glukhov, E.Yu. Churakova
Izhevsk State Technical University named after M. T. Kalashnikov, 7 Studencheskaya St., Izhevsk, Udmurt Republic, Russia, 426069.
The article deals with the various classifications of organizational innovation. The authors suggest the classification of organizational innovations by functional subsystems of enterprises. 3 tables. 5 sources.
Key words: innovations; organizational innovations; dassification of organizational innovations.
В отечественной и зарубежной практике используется большое разнообразие организационных инноваций. Так, приказ Росстата №373 от 25.08.2011 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере науки и инноваций» [1] выделяет следующие виды организационных инноваций:
• разработка и реализация новой или значительно измененной корпоративной (акционерной) стратегии;
• внедрение современных (на основе информационных технологий) методов управления организацией;
• разработка и внедрение новых или значительно измененных организационных структур в организации;
• нововведения в использовании сменного режима рабочего времени;
• применение современных систем контроля качества, сертификации товаров, работ, услуг;
• внедрение современных систем логистики и поставок сырья, материалов, комплектующих («точно в срок»);
• создание специализированных подразделений по проведению научных исследований и разработок, практической реализации научно-технических достижений (технологические и инжиниринговые центры, малые инновационные предприятия);
• внедрение корпоративных систем управления знаниями;
• реализация мер по развитию персонала (ор-
ганизация корпоративного и/или индивидуального обучения, создание/развитие структур по обучению и повышению квалификации персонала);
• реализация новых форм стратегических альянсов, партнерств и прочих видов кооперационных связей с потребителями продукции, поставщиками, российскими и зарубежными производителями;
• передача ряда функций и бизнес-процессов специализированному подрядчику (аутсорсинг);
• прочие организационные инновации.
Таким образом, в российском законодательстве не только нет четкой трактовки понятия «организационные инновации», но и перечень данного вида инноваций является открытым. Следовательно, сведения об инновационной деятельности предприятий, полученные в ходе статистического наблюдения, могут быть неточными и/или недостоверными.
Необходимость разработки классификации организационных инноваций объясняется следующими причинами. Во-первых, классификация позволяет упорядочить многообразие организационных инноваций. Во-вторых, разделение организационных инноваций по каким-либо признакам дает возможность выявить особенности управления и оценки каждого вида, что, в свою очередь, позволит определить затраты на их внедрение, а также оценить результат инновационной деятельности.
С целью выявления общих и специфических черт в научной литературе предложены различные критерии классификации организационных инноваций. Например, основой классификации управленческих инноваций3 Борисовой З.Н. [2] выступают инноваци-
1Глухов Артем Олегович, аспирант кафедры менеджмента, e-mail: [email protected] Glukhov Atyom, Postgraduate of the Department of Management, e-mail: [email protected]
2Чуракова Екатерина Юрьевна, доцент кафедры экономической теории, тел.: 89097144900, e-mail: [email protected] Churakova Ekaterina, Associate Professor of the Department of Economical Theory, tel.: 89097144900, e-mail: [email protected]
3По мнению авторов, организационные инновации и управленческие инновации - тождественные понятия.
онные проблемные ситуации или области инновационных изменений. Системный классификатор инновационных проблемных ситуаций определяется в пространстве трех основных классов факторов (областей изменения):
• факторов внешней среды;
• факторов внутренней среды;
• факторов менеджмента.
Каждый из этих факторов так же, как и предыдущие, носит агрегированный характер и может быть сконструирован по-разному, например, цели менеджмента можно сформулировать различным образом. Потенциал также может включать различные составляющие (стратегии, функции, структуру, процессы). Однако при всех возможных комбинациях составляющих должно выполняться главное требование - фак-
торы должны быть существенными для формирования инновационной стратегии менеджмента и определять требования к ней.
Для классификации управленческих инноваций Соколов Д.В., Юркан Е.И. [3, с. 24] предлагают использовать два признака: уровень воздействия и форму адаптационного механизма (табл. 1).
Гетманова Г.В. предлагает классифицировать управленческие инновации по функциям управления [4, с. 58-59]:
1. Планирование (стратегическое, тактическое, оперативное): организационно-деятельностные, инновационные, деловые игры; использование методов экономико-математического моделирования; методы организационного развития; самообучающаяся организация; управление по целям.
Таблица 1
Классификация управленческих инноваций по уровню воздействия _и форме адаптационного механизма_
Форма адаптационного механизма Уровень воздействия
Трансформационные изменения Значимые изменения Эволюционные изменения
1. Структурный механизм 1.1 .Трансформационные изменения, связанные со структурным механизмом 1.2. Значимые изменения, связанные со структурным механизмом 1.3. Эволюционные изменения, связанные со структурным механизмом
2. Механизм принятия решений 2.1. Трансформационные изменения, связанные с механизмом принятия решений 2.2. Значимые изменения, связанные с механизмом принятия решений 2.3. Эволюционные изменения, связанные с механизмом принятия решений
3. Информационный механизм 3.1. Трансформационные изменения, связанные с информационным механизмом 3.2. Значимые изменения, связанные с информационным механизмом 3.3. Эволюционные изменения, связанные с информационным механизмом
Таблица 2
Классификация управленческих инноваций по основанию «объект управленческой _инновации - реализуемый подход»_
Объект Виды управленческих инноваций
Поведенческий подход Социотехнический подход
Технические процессы Внедрение социотехнических конструкций (автономные рабочие группы, участие персонала в принятии решений и т.п.), переструктуризация работы (изменение и «обогащение» содержания труда)
Социальные процессы Формирование Т-групп (лаборатория человеческих отношений и др.); метод формирования команд; использование ролевого анализа
Социотехнические процессы Использование ролевого анализа; обследование с обратной связью Внедрение социотехнических конструкций, организация кружков по контролю качества, переструктуризация работы
Межгрупповые и межличностные взаимодействия Использование методов формирования команд (метод конфронтации, организация межгрупповых встреч); формирование Т-групп; использование ролевого анализа
Индивидуальная подготовка Формирование Т-групп; метод формирования команд; новые методы планирования карьеры
Организационная структура Формирование параллельной организации Внедрение социотехнических конструкций; переструктуризация работы; улучшение качества трудовой жизни; организация управления по целям
Бизнес-процесс Формирование Т-групп и групп инструментального обучения (Д-группы); консультирование по процессу
Диагностика Использование метода конфронтации; метод «ИД» («исследование действием»)
2. Организация (комплекс мероприятий по выполнению планов): программно-целевое управление; реинжиниринг бизнес-процессов; выбор оптимальной структуры организации (линейно-функциональной, штабной, матричной, сетевой) в соответствии со стратегией; маркетинг, позволяющий переориентироваться на перспективные сегменты рынка; бюджетирование; анализ стоимостной цепочки; портфельное управление; системы управления качеством продукции; «точно-в-срок»; использование услуг рекрутинго-вых агентств; аутсорсинг.
3. Руководство (лидерство, мотивация и стимулирование, управление конфликтами): кружки качества, внутрифирменное предпринимательство, методы формирования рабочих групп (Т-группы, Д-группы и т.д.); автономные многофункциональные рабочие группы; качество рабочей жизни, в том числе гибкие формы занятости; переструктуризация работ (изменение и «обогащение содержания работ»); организационные программы борьбы со стрессом; центры оценки персонала; гибкие системы стимулирования труда.
4. Координация и контроль: управление информационными системами, системы управления качеством продукции, управленческий учет, менеджмент путем обхода рабочих мест.
Классификация организационных инноваций по
Использование данного критерия в наибольшей степени подходит для прикладного исследования восприимчивости предприятия к инновациям, выявления наиболее внедряемых и востребованных инноваций, а также тех функций управления, которые меньше всего подвержены изменениям. Главным достоинством классификации управленческих инноваций, предложенной Гетмановой Г.В., является распределение инноваций на непересекающиеся множества.
Наиболее полной, на наш взгляд, является классификация, предложенная Вагановым П.И. [5, с. 191], на основе двух подходов - поведенческого и социо-технического (табл. 2).
Разнообразие критериев классификации организационных инноваций, используемых авторами, объясняется различными целями исследования, для которого используется классификация. Следует отметить, что в анализируемых классификациях организационные инновации рассматриваются как самостоятельные и не связаны с технологическими. По нашему мнению, внедрение технологических инноваций, обладающих высокими потребительскими и экономическими параметрами, представляет собой сложный процесс, требующий больших затрат ресурсов и охватывающий все сферы деятельности предприятия.
Таблица 3
функциональным подсистемам предприятия
Функциональная подсистема Характеристика Организационные инновации
I. Производство Внедрение организационных инноваций в данной сфере позволит обеспечить рациональное использование ресурсов и повысить эффективность организации подготовки процесса производства. Кроме того, управление производственным процессом включает изменения в технологии и организации принятия управленческих решений. Аутсорсинг; реинжиниринг бизнес-процессов; создание специализированных подразделений по проведению НИОКР, изменения в организационной структуре управления, изменения в технологии и методах принятия решений, нововведения в методах управления (на основе информационных технологий), разработка и реализация новой или значительно измененной корпоративной (акционерной) стратегии, изменение структуры и содержания информационных потоков, корпоративная интеграция и дезинтеграция и т.д.
II. Реализация и сбыт готовой продукции Включает формы и методы управления сбытом и реализацией готовой продукции. Разработка и реализация стратегии сбыта; организация сбытовой сети; формирование системы управления издержками обращения и пр.
III. Материально-техническое снабжение Эффективное промышленное освоение технологических инноваций предполагает своевременное и в полном объеме обеспечение предприятия необходимыми материальными и техническими ресурсами. Формирование стратегии управления контрактами и поставками; организация тендеров и аукционов; реорганизация внутрикорпоративной системы администрирования контрактов; организация внутрикорпоративной системы входного контроля качества поставок и пр.
IV. Финансы Данная подсистема предприятия связана с формированием и использованием финансовых ресурсов для обеспечения проектов коммерциализации технологических инноваций. Реорганизация внутрикорпоративной системы финансового учета; введение системы бюджетирования; разработка внутрикорпоративной финансовой политики и пр.
V. Персонал Процесс внедрения технологических инноваций требует развития системы управления персоналом, в т.ч.: - поиска новых средств, методов, механизмов работы с сотрудниками; - подготовки и мотивации персонала к овладению новыми средствами труда или методами работы; - развитие компетентности и квалификации. Введение подходов «управление командой проекта»; Реализация образовательных программ для участников проекта; Введение новой системы оплаты труда персонала (например, аккордное премирование, элементы бестарифной системы оплаты труда); иное.
Преодолению проблем организационно-экономического характера и, следовательно, успешной реализации технологических инноваций, как процессных, так и продуктовых, должно предшествовать внедрение организационных инноваций.
Характеризуя организационные инновации как сопутствующие технологическим, необходимо учитывать функциональные подсистемы, соответствующие управлению отдельными ресурсами. В рамках данной статьи под организационными инновациями будут пониматься нововведения в управлении и организации производства, сбыта, материально-технического снабжения, финансов, персонала, обеспечивающие эффективное промышленное освоение технологических инноваций.
Таким образом, организационные инновации включают освоение новых инструментов, форм и методов в управлении и организации в следующих функ-
циональных подсистемах предприятия: производство;
реализация и сбыт готовой продукции; материально-техническое снабжение; финансы; персонал.
Авторская классификация организационных инноваций по функциональным подсистемам предприятия приведена в табл. 3.
Особенности организационных инноваций каждой функциональной подсистемы необходимо учитывать при внедрении продуктовых и процессных технологических инноваций. Предложенная классификация позволяет разграничить разнообразные виды организационных инноваций, что, в свою очередь, облегчит процесс оценки эффекта от внедрения, повысит управляемость соответствующими процессами.
1. Приказ Росстата №373 от 25.08.2011 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере науки и инноваций». [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi7req =doc;base=LAW;n=119681 (дата обращения: 10.11.2012).
2. Борисова З.Н. К разработке метода классификации управленческих инноваций. Проблемы современной экономики. 2008. №2(26). [Электронный ресурс]. URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=1973 (дата обраще-
Библиографический список
ния: 12.11.2012).
3. Соколов Д.В., Юркан Е.И. Управленческие инновации: механизмы реализации. Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. 106 с.
4. Гетманова Г.В. Диагностика и внедрение управленческих инноваций в деятельности предприятия: дис....канд. экон. наук. СПб., 2005. 190 с. гб! 01002830561.<^1е\«.
5. Ваганов П.И. Теория и методология инновационного управления и управленческих инноваций: дис.докт. экон. наук. СПб., 2003. 355 с. гб! 01002613599^е^е\«.
УДК 332.1
ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И РЕГИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ (НА ПРИМЕРЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ)
© И.Д. Гребенщикова1
Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет, 630008, Россия, г. Новосибирск, ул. Ленинградская, 113.
Анализируются социально-экономические показатели Новосибирской области (НСО), развитие предпринимательства в НСО, его внешняя среда. Рассматривается возможность развития предпринимательства в Новосибирской области до фактора разрешения проблемы регионального неравенства.
Цель исследования - выявление путей преодоления (ослабления) региональной асимметрии через её взаимосвязи с уровнем развития предпринимательства в регионе. Табл. 3. Библиогр. 9 назв.
Ключевые слова: региональная асимметрия; малое и среднее предпринимательство; доля малого и среднего бизнеса в ВРП НСО ВВП; региональное агентство по развитию предпринимательства (РАРП).
INTERRELATION BETWEEN THE ENTREPRENEURSHIP DEVELOPMENT LEVEL AND REGIONAL ASYMMETRY (ON THE EXAMPLE OF THE NOVOSIBIRSK REGION) I.D. Grebenshchikova
Novosibirsk State University of Architecture and Civil Engineering, 113 Leningradskaya St., Novosibirsk, 630008.
The article analyzes social and economic rates of the Novosibirsk Region (NR), development of entrepreneurship and its external environment. It deals with the possibility to develop the entrepreneurship in the Novosibirsk region up to the factor solving the problem of regional inequality. The goal of the study is to show the ways of overcoming (weakening) regional asymmetry through its interrelation with the development level of entrepreneurship in the region.
1Гребенщикова Ирина Дмитриевна, доцент кафедры экономики строительства и инвестиций, тел.: 89237021844, e-mail: [email protected]
Grebenshchikova Irina, Associate Professor of the Department of Construction Economics and Investments, tel.: 89237021844, e-mail: [email protected]