удк З94.з н. Н. ВЕЗНЕР
Сибирский филиал Российского института культурологии,
г. Омск
классификация народных танцев немцев омской области
XX - начала XXI вв.
На основании проведённых исследований разработана классификация танцев немцев Омской области, исполняемых в XX — начале XXI вв. В статье выделено две группы танцев: традиционные и современные. В традиционных мы выделяем обрядовые и бытовые. Такое деление позволяет более полно рассмотреть народные танцы немцев Омской области, а также выявить их специфику исполнения.
Ключевые слова: немцы, этнохореография, классификация, традиционные и современные танцы.
Народный танец — это один из древнейших видов искусств. Он зародился вместе с человеком. С древности человек с помощью жеста, позы, мимики выражает свое настроение, отношение к определённой ситуации, человеку или обществу. Всё это складывается в определённый комплекс движений, который мы называем танцем. Танец отражает не только общественные отношения, но и жизнь народа и общества в целом. Посредством этнических контактов культура одного народа приобретает черты другого. Таким образом, в традиционных танцах одного народа появлялись элементы, а порой и целые группы движений танцев другого народа.
В последнее время интерес к народной хореографии растёт не только в среде хореографов, но и историков. Появляется такое междисциплинарное исследование, как этническая хореография. Этнохореография сформировалась на стыке двух наук — хореографии и этнографии. Как отмечает В. Е. Баглай, «...этнохореография объясняет причины общего и особенного в этнической танцевальной традиции разных народов мира» [1].
Цель и задача нашей работы заключается в том, чтобы классифицировать народные танцы немцев Омской области.
Источниками для нашей работы послужили материалы этнографических экспедиций в г. Омске и области. Мы используем в своей работе материалы Филиала государственного архива Саратовской области в г. Энгельсе и архив РАН в г. Санкт-Петербурге. Это связано с тем, что большая часть немцев, проживающих на территории Омской области, — переселенцы с Поволжья. Национальные танцы сохранились в том же виде, в каком они исполнялись в Поволжье. На сегодня названия танцев утеряны, но исполнение сохранено. Материалы архивов позволяют нам восстановить не только названия определённых танцев, но и их принадлежность к определённому обряду.
Проблема классификации танцев является одной из задач этнохореографии. Исследования в этой области дают возможность полноценно воссоздать праздничную обрядность народа. Танец как «живой» элемент культуры требует постоянного изучения и
сохранения. На современном этапе этнический танец в том исполнении, которое он имел ранее, постепенно уходит из повседневной жизни, поэтому изучение традиционного танца актуально и сегодня.
Изучением народной хореографии занимаются в разных странах мира. Существует ряд работ, в которых учёные — искусствоведы, хореографы и этнохо-реографы изучают танцы народов мира. Систематические исследования в области традиционной хореографии народов СССР и России начались в ХХ веке. Труд С. С. Лисициан по армянским танцам составил основу этнической хореографии [2]. Ею была разработана новая система записи танца — кинетография, которую использовали в дальнейшем многие учёные, занимающиеся изучением традиционной хореографии народов СССР и России. В своём труде автор дал классификацию армянским танцам, где проследил отдельные движения или группы движений, сохранившиеся до наших дней.
Особый вклад в изучение народной хореографии внесла М. Я. Жорницкая, которая исследовала танцы народов Сибири [3]. Через танец она выявляла черты этнического единства народов в прошлом. Она записала охотничьи, шаманские, тотемические пляски, а также танцы, связанные с промысловым культом, народными праздниками и различными магическими обрядами.
Исследователь танцев малых народов юга Дальнего Востока С. Ф. Карабанова [4] пишет о танцах как историческом источнике. Ещё одной работой по этнической хореографии является «Белорусский хореографический фольклор» Ю. Чурко, где описывается белорусский танец. В своей работе автор подчёркивает значение традиционной хореографии как источника информации, рассматривает белорусскую хореографию на ранних ступенях истории человечества [5].
В 1990-х гг. начинают появляться различные работы по исследованию русского танца. Основной труд по русской хореографии составляет книга А. А. Климова «Основы русского народного танца»[6], в которой автор классифицирует танец по принципу исполнения определённых элементов. Позже выходит в
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (78) 2009 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (78) 2009
свет книга И. И. Заикина и И. А. Заикиной «Областные особенности русского народного танца» [7], где авторы классифицировали русский танец по географическому принципу, чтобы показать взаимовлияния соседствующих регионов и областей России, а также авторы дали описание композиций танцев разных областей, а также зарисовали положения рук и музыкально-песенный материал.
Исследованием традиционной хореографии некоторых народов Западной Сибири занялись и омские ученые. В 2002 г. вышла в свет работа Н. А. Лёвочки-ной «Традиционная хореография сибирских татар Барабинской степи и Омского Прииртышья (конец XIX — XX вв.)» [8]. Н. А. Лёвочкина классифицировала и дала сравнительный анализ танцев татар, живущих в разных районах Западной Сибири.
Этнохореография российских немцев является малоизученной областью. Упоминание о народных танцах мы встречаем у таких учёных, занимающихся исследованием культуры, как Я. Е. Дитц, Е. М. Ерина, С. А. Рублевская, Т. Б. Смирнова [9]. В работах этих авторов отсутствует полное описание и классификация.
Народная хореография сибирских немцев очень специфична. В Россию в разные времена приглашалось много иностранцев, также часто из Германии, чтобы обучать танцевальному искусству русское дворянство. Поэтому в народной хореографии российских немцев на современном этапе можно найти как редкие деревенские танцы типа «Бабки-польки», так и танцы, близкие к бальной хореографии. Это связано с тем, что уже во второй половине XX в. возрастает взаимовлияние городской танцевальной культуры и сельской. В Германии же этот переход начался раньше. В целом немцы любили веселиться, поэтому все танцы очень подвижны.
Немецкие танцы относятся к разряду парных. Первоначально они носили массовый характер. Основой в таких танцах была массовость исполнения — это могли быть как отдельно мужские или женские, так и смешанные. К парным танцам причисляют танцы с индивидуальным исполнением пары. Особо ярким примером таких танцев является кадриль (Quadrille), где смысл рисунка построен на взаимодействии пар между собой. К подобным танцам можно причислить и вальс, где основа всего пара и движения, исполняемые в паре. Помимо парных существуют одиночные танцы. Одиночные — исполняемые сольно, импровизированные. У разных народов можно встретить сольный танец, и в немецких танцах он тоже присутствовал. К таким танцам относится танец кай-раус или кираус (Keiraus). Но в XX в. постепенно исчезает одиночный танец, происходит его замена парными танцами.
Немецкая культура сохранила черты бальной и бытовой хореографии. В основу нашей работы взяты танцы сельского населения, так как оно при своём укладе жизни сохранило бытовую танцевальную культуру, а также позволяло развиваться городским танцам.
Этническая хореография каждого отдельно взятого народа настолько специфична, что, выделяя определённые группы, появляются ещё небольшие группы, характерные для изучаемого этноса. Сегодня существуют различные системы классификации этнического танца.
Исследователи, изучая народный танец, выстраивают классификацию отдельно взятого этноса так, чтобы удобней было отразить специфику исполнения данного танца. Были предприняты попытки классификации. Л.И. Нагаева в своей книге «Танцы восточ-
ных башкир» [10] классифицирует башкирские танцы, определяя общие и специфические черты в танцах различных этнических групп башкир, и рассматривает место традиционной хореографии в современном танцевальном искусстве.
А. Фокин типологизирует танец на: «обрядовый танец как один из древнейших видов творчества; светский (бытовой) танец, возникший в привилегированных классах рабовладельческого общества и выделенный ещё Платоном в специальную группу; бальный танец; балет; наконец гипотетически, прогнозируемая форма танца, которая может появиться в будущем — «экатанец» («эка...» означает следующий за.)» [11]. Нужно отметить тот факт, что определённый тип танца соответствовал историческому этапу жизни народа. Так, «обрядовый танец зародился ещё в первобытном обществе; светский (бытовой) — в рабовладельчестве; бальный танец и балет — при капитализме».
Исследователи придерживаются разных моделей классификации. Таким образом, целесообразно выделить несколько принципов классификации, в которых взгляды учёных на классификацию танца совпадают.
1. «Тематический». Изучая национальные танцы тех этносов, которые сохранили в своём исполнении ритуальные пляски, исследователи подразделяют танцы по тематике исполнения. За рубежом делят ритуальные танцы на абстрактные и подражательные или имитационные [12]. В России большинство исследователей разделяют взгляды этнохореографов этой группы. Они классифицируют танец по его содержанию, форме и основным движениям [13].
2. «Лексический». Его используют исследователи этнохореографии европейских народов, в культуре которых ритуальный танец почти исчез, разделяют танцы по роли в быту: социальные, ритуальные и современные [14]. Здесь под словом «социальный» понимается танец, не связанный с обрядами. Выделяя такие группы, появляется возможность более полно рассмотреть «эволюционное» развитие танцевальных движений, называемых лексикой. Используя этот принцип, появляется возможность рассмотреть развитие новых элементов движения в традиционных танцах.
3. «Комплексный» принцип позволяет классифицировать танцевальное искусство, комплексно, рассматривая его с разных позиций. Такие учёные, как К. Н. Гасанов, В. А. Лыткин, в своих исследованиях выделяют танцы по принадлежности к обрядам, жанровой тематике и по роли танцев в быту [15].
Выстраивая классификацию по роли танцев в быту, за основу берём классификацию английских танцев, которую предложил Р. Неттл. Он выделяет три группы танца: социальные, обрядовые и современные [16].
Выделим две большие группы: современные и традиционные. Рассматривая сегодня народную хореографию сибирских немцев, можно найти немало популярных танцев, которых мы отнесём в разряд современных. Традиционные танцы условно можно разделить на светские или бытовые и обрядовые. В обрядовых танцах, соответственно, выделим танцы, исполняемые на календарные праздники (календарные) и танцы, исполняемые на семейных торжествах, таких как свадьба (свадебные). В свадебном обряде «консервируется» национальная культура и сохраняются архаические элементы. К разряду светских, или бытовых танцев мы причисляем танцы, исполняемые на вечёрках в отдельно отведённых для этого домах, а позже в клубе.
Как и обрядовый, бальный танец, появившийся в средине XX в., чтобы перейти в разряд народного должен быть переосмыслен народом, и для этого требуется немало времени. Сегодня бальный танец — часть бытового танца. Из многих композиций были убраны лишние ненужные элементы чопорности, сложные фигуры и движения. В бытовом танце сохранились элементы танцев, исполнявшиеся ещё в Германии XVIII в., а иногда и весь танец, такой как хопса-полька (Hopsa-polka).
Календарными танцами можно назвать те танцы, которые исполнялись сибирскими немцами на календарные праздники, такие как Рождество (das Weihnachten), Новый год (Das neue Jahr), Масленица (die Fastnacht), Пасха (das Ostern), Троица (das Pfingsten), Праздник урожая (der Erntedankfest). Чаще всего на календарные праздники исполнялись сюжетные танцы, сохранившиеся в том же виде, в котором они бытовали в XVIII в. в Германии. Нужно отметить тот факт, что не на все праздники танцевали. Это связано с религиозным содержанием большинства праздников. К таким праздникам относится Рождество (das Weihnachten).
Издревле немцы танцевали на всех праздниках, и на Рождество тоже. Но со вступлением большинства немцев в лютеранскую и католическую веру Рождество стали отмечать в семейном кругу по религиозным законам. Перед Рождеством (Weihnachten) существует период Адвент (Advent), во время которого существовал запрет «устраивать свадьбы, и строго соблюдались запреты на танцы, песни, игры и вообще любое веселье» [17]. Праздник Рождества (Weihnachten) носил семейный характер. В рождественский вечер семья собиралась за столом, ужинала и пела песни. Танцы не устраивались. Сразу же после Рождества (Weih-nachten) отмечали Новый год (Das neue Jahr) — его праздновали шумно. Новый год считался общественным праздником. Ходили по дворам, пели песни, танцевали, чаще всего пританцовывали, исполнялись элементы разных танцев, таких как хопса-полька (Hopsa-polka), различные туши (Tusch). Тушем (Tusch) чаще всего называли проходки. Проходки — набор танцевальных элементов, исполняемых в продвижении вперёд, чаше всего исполняемые по отдельности, реже в парах.
На Пасху и Троицу не исполнялись танцы, которые можно назвать «пасхальными», или «троицкие». В праздник не разрешалось танцевать, но на следующий день собирались и веселились, исполняя Хопса-польку (Hopsa-polka) и быстрые танцы, основанные на различных поворотах и подскоках, названия которых, к сожалению, не сохранились. Такие танцы называют общим собирательным названием — польки [18]. Воззрения немцев не позволяли танцевать на религиозные праздники, поэтому танцы устраивались в воскресенье поздно вечером или в понедельник. На подобные гулянья собиралась только молодёжь [19].
Масленица (Die Fastnacht) праздновалась три дня. Как отмечает исследователь календарной обрядности немцев Сибири Рублевская С. А.: «Все три дня Масленицы сопровождались пением песен и танцами» [20]. Названия этих танцев, исполняемых сибирскими немцами на Масленицу, неизвестны. Брюхнова Е. А. пишет, что на Масленицу в Германии танцевали такие танцы, как «Танец сдобной бабы» (Topfkuchentanz) [21]. В России этот танец, возможно, танцевали, но уже в XX в. мы не находим даже упоминания о нём. На Масленицу водили различные хороводы, точнее, танцы хороводной формы. Под танцами хороводной формы мы понимаем те танцы, которые исполнялись
под песню, в закрытых рисунках, таких как круг и каре. Они исполнялись как в медленном, так и в быстром темпе. Чаще всего это был не конкретный танец, а определенный набор популярных движений, собранных из разных танцев, под определённую музыку.
К танцам, исполняемым на семейных праздниках, относятся свадебные танцы, такие как вальс (Walzer), марш (Marsch), шлайвр (Schlaiwr) и полька (Polka). На пороге церкви молодых встречали с музыкой и до «свадебного дома» исполняли туш (Tusch). Затем уже в «свадебном доме» продолжалось торжество. Музыканты играли в очень медленном темпе три шлайвера (Schlaiwr), жених и невеста танцуют одни, тем самым открывая танцы. Затем играют три туша (Tusch) для всех гостей. Далее продолжались танцы быстрого темпа, чаще всего полька (Polka). В полночь снимали венок с невесты. Во время этого водили хоровод и пели песню «Schön ist die Jugend». Заключительным танцем на свадьбе считался кайраус (Kei-raus). Музыканты играли мелодию «диритсдитс» (Di-ritsdits), все озорно и задорно танцевали, а хозяин дома танцевал с метлой, подражая тому, что подметал и выпроваживал гостей, приговаривал: «keiraus, kei-raus, keir aus all ege raus»[22]. (Вон, вон, выметай все углы). После такого танца гости расходились и свадьба заканчивалась.
К бытовым танцам мы относим такие танцы, как кадриль (Quadrille), ойро (Euro), тройка (Treuge), августин (Augustin), изабелла (Isabella). Тройка (Treuge) — это древний танец, под названием драйштайер (Dre-isteiher) — танец втроём. Ойро (Euro) — быстрый подвижный круговой танец в парах. В Омской области этот танец исполнялся первыми немецкими переселенцами.
Вторая группа, выделенная нами — современные танцы. Современные — популярные танцы, исполняемые всеми без исключения, как немцами, так и другими народами. Это такие танцы, как фокстрот (Foxtrot), танго (Tango), подиспанец (Padespan), краковяк (Krakowjak), цыганочка. Немцы танцуют их в клубах, но на семейных торжествах продолжают веселиться и исполнять те танцы, к которым они привыкли. В популярные танцы добавляются национальные элементы. Например, краковяк (Krakowjak) можно назвать немецким национальным танцем, так как многие элементы польского танца они заменили на национальные элементы: проходки, повороты. Появились новые элементы, основанные на движениях как польки, так и вальса. Таким образом, сложился новый национальный танец с польским названием краковяк (Krakowjak).
Классификация позволяет систематизировать танцы, исполняемые немцами Омской области. Нужно отметить тот факт, что в среде сибирских немцев сегодня часто проходят различные смотры, фестивали народного танца. Популярность народного танца растёт. Национальный танец продолжает жить, и подтверждением того является массовая заинтересованность зрителей, пришедших посмотреть фестиваль. Перед началом фестивалей всегда играет оркестр, часто поют фольклорные коллективы, зрители не могут устоять на месте и пускаются в пляс. Здесь можно увидеть знаменитую хопса-польку (Hopsa-polka) и вальс. Помимо этого почти в каждом селе есть своя танцевальная группа, которая исполняет национальные танцы. В этих коллективах не исполняются фольклорные танцы, а хореографы стилизуют народный танец, подчиняя его законам сцены. Таким образом появляется народно-сценический танец.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (78) 2009 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (78) 2009
В заключение необходимо отметить, что исследования в области народного танца сибирских немцев, проживающих на территории Омской области, необходимы и актуальны. Так как на территории Сибири существует два немецких национальных района: Немецкий национальный район Алтайского края и Азовский немецкий национальный район Омской области, где компактно проживают российские немцы. На сегодня администрации этих районов прилагают все усилия для сохранения и развития культуры, в частности немецкого народного танца. Из жизни уходят носители танцевальной культуры, унося с собой те уникальные танцы, сохранившиеся ещё с XVIII в. Наша работа вносит вклад в помощь работникам коллективов художественной самодеятельности и может помочь в правильном использовании танцевального материала в рамках определённого обряда или праздника.
Библиографический список
1. Баглай В.Е. Этническая хореография народов мира : учеб. пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — С. 6.
2. Лисициан С.С. Армянские старинные пляски. — Ереван : Изд-во Академии наук Арм. ССР, 1983. — 245 с.
3. Жорницкая М.Я. Народные танцы Якутии. — М. : Наука, 1966. - 168 с.
4. Крабанова С.Ф. Танцы малых народов юга Дальнего Востока СССР как историко-этнографический источник. — М. : На-ука,1979. - 141с.
5. Чурко Ю.М. Белорусский хореографический фольклор. — Минск : Вышэйш. шк., 1990. — 415 с.
6. Климов А.А. Основы русского народного танца. — М. : Изд-во Московск. гос. ин-та культуры, 1994. — 319 с.
7. Заикин Н.И. Заикина Н.А. Областные особенности русского народного танца. — Орёл, 1999. — 552 с.
8. Лёвочкина Н.А. Традиционная хореография сибирских татар Барабинской степи и Омского Прииртышья (конец XIX — XX вв.). — Новосибирск, 2002. — 178с.
9. Дитц Я.Е. История поволжских немцев-колонистов. — М. : Готика, 1997. — 496с. Рублевская С.А. Смирнова Т.Б. Традиционная обрядность немцев Сибири. — Омск : Изд-во ОмГПУ, 1998. — 154 с. Смирнова Т. Б. Немцы Сибири: этнические процессы. — Омск : ИЦ «РУСИНКО», 2002. — 210с.
10. Нагаева Л.И. Танцы восточных башкир. — М.: Наука, 1981. - 126с.
11. А. Фомин. Понятие «танец» и его структура // Народный танец: проблемы изучения : сб. науч. тр. — СПб., 1991. — С. 65.
12. Sachs K. Eine weltgeschichte des Tanzes. Mit zweiund-dreissing Tafeln. Dietrich Reimer / Ernst vonsen in Berlin, 1933. — 389с.; Гроссе Э. Происхождение искусства. — М., 1899. — 293 с.
13. Лисициан С.С. Старинные пляски и театральные представления армянского народа. — Ереван, 1958. — 613с.; Хачатрян Ж.К. Армянские народные пляски Джавахка : автореф. дис. ... канд. наук — Ереван, 1971. — 15с. Гуменюк А.И. Украинские народные танцы. Киев, 1969. — 630с. Жорницкая М.Я. Народные танцы Якутии. — М.,1966. — 168 с.; Королева Э.А. Хореографическое искусство Молдавии. — Кишинев, 1970. — 187 с.
14. Kraus R. History of the dance in art and education. New Jersey. — 1969. p. 1.; Nettel R. Folk-dancing. London. — 1962.; Frank
A. H. Social dance. London. — 1963.
15. Гасанов К.Н. К вопросу об азербайджанской народной хореографии : автореф. дис. ... канд. наук. — М., 1974.; Лыткин
B.А. Новая жизнь — новые песни. — Магадан : Магаданское книжное изд., 1970. — 159 с.
16. Карабанова С.Ф. Танцы малых народов юга Дальнего Востока СССР как историко-этнографический источник. — М., 1979. — С. 33-35.
17. Рублевская С.А. Календарная обрядность немцев Западной Сибири конца XIX — XX вв. — 2-е изд. — М. : Готика, 2000. —
C. 20.
18. Музей археологии и этнографии Омского государственного университета Ф. — I. 2006. Д. 188-2. Л. 7.
19. Архив МАЭ ОмГУ 2007. Фонд I. Дело 193-2. Лист 8.
20. Рублевская С.А. Календарная обрядность немцев Западной Сибири конца XIX — XX вв. — 2-е изд. — М. : Готика, 2000. — С. 37.
21. Брюхнова Е.А. Календарная обрядность у немцев в XIX — начале XX вв. Весенний цикл. — М. : Готика, 1998. — С.22.
22. ФГАСО в г. Энгельсе Ф. 1821. ОП.1. Л.46.
ВЕЗНЕР Наталья Николаевна, научный сотрудник.
Статья поступила в редакцию 04.03.2009 г.
© Н. Н. Везнер
Информация
Конкурс «Искусство книги. Традиции и поиск. 2009»
Ассоциация книгоиздателей России и Московский государственный университет печати объявляют конкурс «Искусство книги. Традиции и поиск. 2009».
Для участия в конкурсе приглашаются издательства, типографии, творческие организации, объединения художников и дизайнеров России.
Принимаются также книги и альбомы, представленные самими художниками и дизайнерами, художественными редакторами.
Издания рассматриваются и награждаются дипломами по следующим номинациям:
• художественная литература,
• издания по искусству (изопродукция и фотоальбомы),
• научные и научно-популярные издания,
• издания для детей,
• эксклюзивные издания (заказные издания не для продажи).
К рассмотрению принимаются издания, вышедшие в свет после предыдущего конкурса — с ноября 2008 по октябрь 2009 г.
Заявки на участие и издание (в двух экз.) просим доставлять или высылать до 1 ноября 2009 года по адресу: 121069, Москва, Большая Никитская ул., д. 44.
Условия конкурса и форма заявки: http://www.aski.ru/default.aspx?s = 0&p = 149 Итоги будут объявлены в дни работы книжной ярмарки «Non/Fiction».
Источник информации: www.rsci.ru