варианты ответа. Кроме того, у обучаемого имеется возможность собственной формулировки ответа. Результаты тестирования могут быть доступны обучаемому, преподавателю и различным контролирующим инстанциям, что способствует полной открытости и высокой степени объективности в оценке качества знаний.
Полное осуществление концепции информационной работы в институте позволит эффективно производить информацию и знания, обмениваться ими, совместно их использовать и передавать по сети. Широкое распространение, популяризация и совместное использование информации в вузе важно для поощрения инновационной деятельности и творчества, что, в свою очередь, будет способствовать повышению фундаментальности образования в сочетании с усилением практической направленности; интенсификации образовательного процесса за счет оптимального сочетания традиционных и нетрадиционных (инновационных) форм, методов и средств обучения, и в конечном счете - появлению качественно нового уровня образованности и являться одним из составных
элементов создания информационного общества в России.
Библиографический список
1. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации [Текст]. - М.: ВЛАДОС, 1994. -ISBN 5-87065-012-7.
2. Информационное общество [Сайт]. URL: http:// ru.wikipedia.org (дата обращения: 27.02.2009).
3. Миодушевская Т. Медведев: «В международных рейтингах Россия занимает 70-80-е место!» [Сайт]. URL http://www.aif.ru (дата обращения: 27.02.2009).
4. Концепция формирования информационного общества в России [Сайт]. URL http:// www.iis. ru/library/riss (дата обращения: 27.02.2009).
5. Федеральный Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Российская газета.- 2006. - 29 июля.
6. Шатило Я. С., Черкасов В. Н. Основы информационной культуры [Текст] : учеб. пособие. - Саратов: СЮИ МВД России, 2006. - ISBN
5-7485-0319-0.
КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ УГРОЗ БЕЗОПАСНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
© ©ГОРОВ Валерин Анатольевич
кандидат технических наук, доцент, начальник кафедры финансового права и судебно-экономических экспертиз Саратовского юридического института МВД России
8 (845-2) 379-274
В статье проведена группировка основных направлений угроз безопасности информационного общества, которые затрагивают социальные интересы человека, интересы общества и интересы государства, также дана характеристика каждого вида угроз и определена степень их опасности.
Ключевые слова/ информационное общество, информация, угрозы безопасности информационного общества
Ис
м
сточники угроз безопасности информационного общества рассмотрены в нормативных актах [1-5] и исследованы в трудах ученых-правоведов [6-10]. По мнению А. А. Стрельцова, именно «произвол и насилие составляют основное содержание угроз безопасности информации, информационной инфраструктуры, правового статуса субъектов информационной сферы, и их проявление
сопряжено с нанесением вреда социальным интересам личности, интересам общества или государства» [11].
На наш взгляд, для эффективного противодействия источникам угроз необходимо их сгруппировать по основным направлениям для того, чтобы в дальнейшем можно было выработать адекватные меры противодействия.
is
На современном этапе развития российского государства, по нашему мнению, следует выделить три группы источников угроз безопасности информационного общества, которые затрагивают социальные интересы человека, интересы общества и интересы государства.
Первая группа угроз - это угрозы социальным интересам человека. Они наиболее опасны, так как затрагивают права и свободы человека, которые в соответствии со ст. 2 Конституции РФ «являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» [12].
Социальные интересы человека, которые
человека образуется базовыми потребностями, обусловленными его генотипом (в питании, личной безопасности, потребности в продолжении рода, долголетии, а также потребности в общении с другими людьми), и производными потребностями, формируемыми действующей системой воспитания и образования. Способы и формы удовлетворения этих потребностей в значительной степени зависят от информации и знаний, получаемых из окружающего мира и, в частности, поступающих через информационную инфраструктуру. Направленность использования полученной информации и социальное поведение определяются прежде всего личностью
На современном этапе развития российского государства, по нашему мнению, следует выделить три группы источников угроз безопасности информационного общества, которые затрагивают социальные интересы человека, интересы общества и интересы государства.
необходимо охранять в информационном обществе, заключаются прежде всего в реальном обеспечении прав и свобод человека на доступ к открытой информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность, духовное и интеллектуальное развитие.
Наиболее опасным источником угроз этим интересам является существенное расширение возможности манипулирования сознанием человека за счет формирования вокруг него индивидуального «виртуального информационного пространства», а также возможности использования технологий воздействия на его психическую деятельность.
Важной особенностью образа жизни человека в информационном обществе является существенное сокращение «информационных» расстояний, т.е. времени доступа к требуемой информации. Это ведет к появлению новых возможностей по формированию личности, реализации ее интеллектуального потенциала. Человечество вплотную подходит к рубежу, за которым информационная инфраструктура становится, по существу, основным источником информации для человека и, соответственно, начинает оказывать непосредственное влияние на оценку им окружающей действительности, на его социальное поведение.
Проблема мотивации поддерживаемого обществом и государством социального поведения пока не имеет общего решения и является одной из наиболее сложных в современной психологической науке. В целом структура потребностно-мотивационной сферы личности
человека, его духовным потенциалом.
Сложность процедур, реализуемых в современных технологиях доступа к требуемым информационным ресурсам, критически увеличивает зависимость человека от других людей, осуществляющих разработку информационных технологий, определение алгоритмов поиска требуемой информации, ее предварительной обработки, приведения к виду, удобному для восприятия, доведение до потребителя. По существу данные люди во многом формируют для человека информационный фон его жизни. Они определяют «информационные» условия его жизни и деятельности. Именно поэтому представляется исключительно важным обеспечить безопасность взаимодействия человека с информационной инфраструктурой.
Другим опасным источником угроз социальным интересам человека является использование во вред его интересам персональных данных, накапливаемых различными структурами, в том числе органами государственной власти, а также расширение возможностей скрытого сбора информации, составляющей его личную и семейную тайну, сведений о его частной жизни. Это обусловлено дальнейшими успехами в области миниатюризации средств скрытого сбора и передачи информации. Для противодействия угрозам социальным интересам человека необходимо разработать и реализовать действенные правовые механизмы охраны этих сведений.
Вторую группу угроз составляют угрозы интересам общества. Интересы общества в информационной сфере заключаются в защите жизненно важных интересов личности в сообществе индивидов, в обеспечении социальной стабильности и экономического процветания
на базе упрочения демократии, поддержания общественного согласия и повышения созидательной активности населения.
Одним из источников угроз интересам общества в информационной сфере является непрерывное усложнение информационных и телекоммуникационных систем, сетей связи, информационной составляющей критически важных объектов инфраструктуры жизни общества.
Эти угрозы могут проявляться в виде нарушения устойчивости функционирования составляющих информационной инфраструктуры, несанкционированного доступа к охраняемой законом информации экономически и социально значимых структур со стороны преступных, в том числе террористических, организаций. Объектами реализации таких угроз могут выступать информационные системы энергетической, транспортной и некоторых других инфраструктур. Потенциал так называемой «киберпреступности» весьма высок. По имеющимся данным, только за последние три года общее количество зарегистрированных преступлений в сфере компьютерных технологий возросло в России более чем в 150 раз. Тенденция роста этого вида преступлений отмечается и в других странах. Угрозы в данной области могут проявляться в виде попыток осуществления мошеннических операций с использованием глобальных или отечественных информационнотелекоммуникационных систем, отмывания финансовых средств, полученных противоправным путем, получения неправомерного доступа к финансовой, банковской и другой информации, которая может быть использована в корыстных целях. Угрозы также могут проявляться и в виде нанесения ущерба информационной инфраструктуре с целью принуждения политического руководства страны к принятию определенных, выгодных террористам, решений.
Опасным источником угроз выступает возможность концентрации средств массовой информации в руках небольшой группы собственников. Эти угрозы могут проявляться в виде манипуляции общественным мнением по отношению к тем или иным общественно значимым событиям, а также разрушения духовных устоев общества путем навязывания ему чуждых ценностей.
Третья группа угроз - это угрозы интересам государства. Интересы государства в информационной сфере заключаются в использовании информации и информационной инфраструктуры для управления делами страны, разъяснения населению страны и международной общественности содержания и направленности государственной политики, в создании условий для гармоничного развития
личности, в безусловном исполнении законодательства, в поддержании правопорядка, в развитии международного сотрудничества на основе партнерства.
Наиболее опасными источниками угроз интересам государства в информационной сфере является неконтролируемое распространение «информационного оружия», которое представляет собой совокупность средств, методов и технологий, обеспечивающих возможность силового воздействия на информационную сферу противостоящей стороны с целью достижения определенных политических целей.
Разрушительное воздействие «информационного оружия» в информационном обществе может оказаться более мощным и эффективным, чем представляется сейчас. Это особенно опасно в условиях существования почти монопольного положения компаний небольшого количества стран мира на рынке информационных продуктов, так как способно спровоцировать желание использовать имеющееся превосходство для достижения тех или иных политических целей.
Эти угрозы могут проявляться также в виде получения противоправного доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, к другой конфиденциальной информации, раскрытие которой может нанести ущерб интересам государства.
Информационная сфера уже сейчас играет заметную роль в жизни общества. Трудно переоценить ее значение для экономического, политического, социального и духовного развития общества. Это обусловливает наличие национальных интересов в информационной сфере как сбалансированной совокупности социальных интересов человека, интересов общества и государства. Защищенность этих интересов характеризует информационную безопасность, обеспечение которой предполагает реализацию комплекса правовых, организационных, технологических и кадровых мероприятий.
В силу ряда причин политического и исторического характера, различия в уровне развития национальных экономик и общества, национальные интересы государств - членов международного сообщества могут не полностью совпадать между собой, что создает объективные предпосылки к формированию каждым государством своих национальных систем обеспечения информационной безопасности. В то же время глобальность процессов информационного взаимодействия между гражданами различных государств, трансграничность компьютерной преступности делают необходимым объединение усилий различных государств в борьбе с теми угрозами, с которыми они не в состоянии справиться самостоятельно.
Это делает необходимым поиск «точек сближения» между государствами - членами международного сообщества в области обеспечения информационной безопасности, закрепление совпадающих интересов и совместное проведение мероприятий по их защите преимущественно на основе двухсторонних и многосторонних договоров.
Устранение перечисленных выше информационных угроз личности, общества и государства позволит реализовать основную цель, поставленную в ст. 7 Конституции РФ: «.. .создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [12].
Библиографический список
1. Закон РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-1 (ред. от 24 июля 2007 года) «О средствах массовой информации» [Текст] // ВСНД и ВС РФ.
- 1992. - № 7. - Ст. 300.
2. Закон РФ от 5 марта 1992 года № 2446-1 (ред. от 26 июня 2008 года) «О безопасности» [Текст] // ВСНД и ВС РФ. - 1992. - № 15. - Ст. 769.
3. Федеральный закон от 27 мая 1996 года № 57-ФЗ (ред. от 14 июля 2008 года) «О государственной охране» [Текст]// СЗ РФ. - 1996.
- № 22. - Ст. 2594.
4. Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 года № 1300 (ред. от 10 января 2000 года) «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации» [Текст] // Российская газета. - 1997. - 26 дек.
5. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ
9 сентября 2000 года № Пр-1895) [Текст] // Российская газета. - 2000. - 28 сент.
6. Степанов О. А. Социальные и правовые аспекты внедрения новых информационных технологий в общественную практику [Текст] // Современное право. - 2001. - № 5. - ISSN 19916027.
7. Северин В. А. Правовое регулирование информационных отношений [Текст] // Юрист.
- 2001. - № 7. - ISSN 1812-3929.
8. Башкунов А. А. Социально-политическая безопасность региона Российской Федерации: состояние и тенденции [Текст] // Право и политика. - 2007. - № 8. - ISSN 1811-9018.
9. Полякова Т. А. Совершенствование информационного законодательства в условиях перехода к информационному обществу [Текст] // Журнал российского права. - 2008. - № 1. - ISSN 1605-6590.
10. Рассолов И. М. Киберпреступность: понятие, основные черты, формы проявления [Текст] // Юридический мир. - 2008. - № 2.
- ISSN 1811-1475.
11. Стрельцов А. А. Предмет правового обеспечения информационной безопасности [Текст] // Российский юридический журнал. - 2003. -№ 3.
12. Конституция Российской Федерации
(принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) [Текст] // Российская газета. - 1993. -25 дек.
1
I ПОДПИСНОЙ ИНДЕКС |
ПОДПИСНОЙ ИНДЕКС I ПО КАТАЛОГУ АГЕНТСТВА | | «РОСПЕЧАТЬ» 1
| З6829 |