УДК 796.078
С.А. Архипова, доц., 89105592039, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)
КЛАССИФИКАЦИЯ ФАКТОРОВ, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИХ РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Выполнение ПНИР в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009- 2013 гг.» мероприятия 1.3.1 Проведение научных исследований молодыми учеными - кандидатами наук.
Рассматриваются организационно-педагогические факторы, влияющие на развитие физической культуры и спорта. Приводится их классификация по критерию «направленность на развитие отрасли».
Ключевые слова: физическая культура и спорт; отрасль; организационно-педагогическиефакторы; развитие; ресурсная основа
Развитие физической культуры и спорта вызвано взаимным влиянием определенных причин - факторов развития. Учитывая педагогическую направленность физической культуры и спорта, можно говорить об организационно-педагогических факторах. Выявление их состава следует осуществлять с позиции системного подхода, предполагающего, что отрасль является открытой системой и ее развитие зависит не только от изменения внешних условий функционирования, но и от разрешения внутренних противоречий. С этих позиций, на наш взгляд, организационно-педагогические факторы следует объединить в две группы по критерию «направленность на развитие отрасли» (рисунок):
- первая группа - организационно-педагогические факторы, обуславливающие условия для развития отрасли. К этой группе относятся правовой, политический, экономический и социальный факторы;
- вторая группа - организационно-педагогические факторы, обеспечивающие развитие физической культуры и спорта. К ним относятся: состояние материальной базы учреждений физической культуры и спорта, кадровый потенциал отрасли и государственное управление физической культурой и спортом. Вся эта совокупность факторов обуславливает функционирование физкультурно-спортивных учреждений и относится к факторам внутренней среды.
Исследуем факторы, обуславливающие развитие физической культуры и спорта более подробно.
Организационно-педагогические факторы, формирующие общие условия развития отрасли
Успешное решение проблем функционирования и развития отрасли физической культуры и спорта возможно только на правовой основе. Как показал анализ, российское законодательство в области физической культуры и спорта нацелено на обеспечение и защиту прав граждан на
занятия физической культурой и спортом; создание правовых гарантий для функционирования и развития системы физической культуры и спорта Российской Федерации; определение прав, обязанностей и ответственности физических и юридических лиц в области физической культуры и спорта, а также правовое регулирование их отношений.
Классификация факторов, обуславливающих развитие физической культуры и спорта
Экономические факторы, определяющиеся экономическими условиями жизнедеятельности общества и экономическими возможностями удовлетворения его потребностей, разнообразны по составу. Их целесообразно рассматривать по группам: общие и специфические факторы. К общим экономическим факторам относятся факторы, воздействующие на все сферы общественной жизни, характеризующие темпы экономического роста и общее состояние экономики: уровень безработицы, инфляцию, среднедушевые доходы населения и др. К специфическим экономическим условиям можно отнести динамику ассигнований на развитие физической культуры и спорта со стороны государства; уровень зарплаты работников физической культуры и спорта; предоставление налоговых льгот физкультурно-спортивным организациям и т. п.
Факторы социальной среды определяют развитие любого общественного движения, в том числе и физкультурно-спортивного. Население представляет собой определенную совокупность лиц, проживающих на конкретной территории и способных принимать участие в занятиях физкультурой. Половая и возрастная структуры населения серьезно сказывается на возможностях вовлечения жителей к занятиям физической культурой и спортом. Это объясняется тем, что различные социально-демографические группы (мужчины, женщины, молодежь, пенсионеры, жители города и села и т.д.) обладают разными возможностями для реализации своих потребностей в сфере физкультурного движения. Основными социально-демографическими характеристиками населения являются: численность населения, доля лиц пожилого возраста (особенно женщин), состояние здоровья населения разных возрастных групп, число работающих женщин и т.д.
Как показывает отечественный и зарубежный опыт развития отрасли, рост культурного уровня населения и материального достатка, а также наличие свободного времени являются важными условиями повышения интереса к занятиям физической культурой и спортом. Важным также является отношение населения к занятиям физической культурой и спортом, определяемое престижностью здорового образа жизни в обществе, популярностью занятий физической культурой и спортом у различных групп населения.
Названные факторы рассматриваются в качестве исходных предпосылок и условий развития физической культуры и спорта. Экономическая, политическая и социальная стабильность в обществе выступает в качестве важнейшего условия эффективного государственного управления социальной сферой, в том числе физической культурой и спортом.
Проведем анализ факторов, обеспечивающих развитие физической культуры и спорта.
Организационно-педагогические факторы государственного управления определяются приоритетами государственной политики в сфере физической культуры и спорта, а именно:
- организацией системы государственной власти и управления, взаимодействием с заинтересованными в развитии физической культурой и спортом ведомствами;
- состоянием аппарата органа управления физической культурой и спортом, приоритетными направлениями его деятельности, профессионализмом кадров и т.д.;
- государственной поддержкой и финансированием отрасли;
- установлением нормативов;
- организацией пропаганды физической культуры и спорта.
Государственное финансирование физической культуры и спорта является важнейшим условием развития отрасли, а ограниченность финансовых ресурсов физкультурно-спортивных организаций создает трудности в реализации их основных функций - в первую очередь, препятствует оказанию качественных услуг населению.
Государственная поддержка развития физической культуры и спорта предполагает использование прямых и косвенных методов воздействия.
К прямым формам государственного воздействия на физическую культуру и спорт можно отнести: разработку и реализацию программ развития физической культуры и спорта; финансовую поддержку эксплуатации спортивных сооружений; подготовку специалистов для отрасли физической культуры и спорта; оказание финансовой помощи специалистам в области физической культуры и спорта и спортсменам.
Наряду с прямыми методами регулирования, государство прибегает к косвенной поддержке сферы физкультурно-спортивных услуг, к которой относится льготное налогообложение, льготные тарифы на коммунальные услуги, предоставление инвентаря и спортивного оборудования на льготных условиях и др.
Одной из задач органов управления является пропаганда здорового образа жизни и формирование потребности населения в физической активности. Цель пропагандистской деятельности в области физической культуры - это вовлечение в занятия физкультурой тех, кто ранее не занимался физической культурой, а также стимулирование тех, кто занимается в настоящее время.
Пропаганда осуществляется по трем направлениям:
- повышение информированности населения об оздоровительных возможностях физической культуры и спорта;
- популяризация в средствах массовой информации познавательных и развлекательных программ, стимулирующих население заниматься физической культурой и спортом;
- формирование престижного имиджа спортивного стиля жизни.
Органам исполнительной власти в целях дальнейшего развития
физической культуры и спорта при формировании проектов, органам исполнительной власти Правительством РФ рекомендовано опираться на «Социальные нормы и нормативы» (таблица).
Показатели физической культуры и спорта в «Социальных нормах и нормативах»
Норматив Единица измерения Количественная величина
Спортивные залы тыс. кв. м на 10 тыс. чел. 3,5
Плоскостные сооружения кв. м на 10 тыс. чел. 19494
Норматив единовременной пропускной способности тыс. чел. на 10 тыс. чел. 1,8
Норматив обеспеченности спортивными сооружениями по видам:
Спортивные залы тыс. чел. на 10 тыс. чел. 3,5
Плавательные бассейны кв. м зеркала воды на 10 тыс. чел. 750
Плоскостные сооружения тыс. чел. на 10 тыс. чел. 19,5
Норматив численности тренерско-преподавательского состава чел. на 10 тыс. чел. 26
Значительная часть законодательно установленных и закрепленных нормативно-правовыми актами социальных норм и нормативов определяет гарантии предоставления социальных услуг в отраслях социальной сферы, в том числе и в отрасли физической культуры и спорта. Большинство этих норм и нормативов являются обязательствами государства перед различными категориями и группами населения и должны обеспечиваться за счет бюджета.
Материальная база физкультурно-спортивных сооружений
определяет качественную и количественную составляющую обеспеченности населения услугами организаций физической культуры и спорта, а также степень загрузки их мощностей. В зависимости от характера использования выделяют материальную базу общего пользования (сооружения по месту жительства, в парках, местах общего пользования) и сеть ограниченного пользования (сооружения и спортивные залы учебных заведений).
Важнейшим фактором, определяющим функционирование физической культуры и спорта, является кадровый потенциал отрасли.
Труд работников отрасли физической культуры и спорта по содержанию является одним из видов педагогического труда и в силу этого требует высокого уровня квалификации и профессионального специального образования. Профессиональная деятельность специалиста по физической культуре и спорту направлена на изучение и совершенствование физических, психических и функциональных возможностей человека, на разработку и утверждение принципов активного и здорового образа жизни, их практическую реализацию средствами физической культуры и спорта, на формирование личности, ее приобщение к общечеловеческим ценностям, ценностям физической культуры и спорта.
Работники физической культуры и спорта по характеру своей деятельности могут быть отнесены к следующим четырем группам:
- работники аппарата управления;
- работники отрасли, принимающие непосредственное участие в подготовке физкультурников и спортсменов (преподаватели и учителя образовательных учреждений, инструкторы-методисты, тренеры);
- спортсмены-профессионалы;
- работники отрасли, принимающие участие в создании условий для занятий физической культурой и спортом (массажисты, технические работники). Состав работников отрасли постоянно пополняется и обновляется.
Учитывая, что субъекты РФ заинтересованы в привлечении максимальной численности населения к занятиям физической культурой и спортом, следует отметить, что организационно-педагогические факторы, обеспечивающие ресурсную основу развития отрасли, зависят от органов региональной власти, то есть являются управляемыми. Организационно-педагогические факторы, формирующие общие условия развития физической культуры и спорта, являются неуправляемыми со стороны региональных органов власти. Следовательно, при управлении физической культурой и спортом приоритет отдается факторам, обеспечивающим ресурсную основу развития отрасли.
Список литературы
1. Бескровная В. А. Государственное регулирование и управление в сфере физической культуры и спорта: монография. Великие Луки, 2006. 80с.
2. Золотов М. И. Формирование системы управления ресурсным обеспечением массового спорта в России // Теория и практика физической культуры. 2003. №5. с.61-63
S.A. Arhipova
TEACHER'S CREATIVE ACTIVITY IN THE CLASSICAL UNIVERSITY
The organizational-pedagogical factors influencing development of physical training and sports are considered. Their classification by criterion «an orientation on branch development»is resulted.
Key words: physical training and sports; branch; factors; development; a resource
basis.
Получено 30.10.2011 г.