Научная статья на тему 'Классификация двигательных заданий игрового характера в программном материале по физической культуре школьников 5-х классов (на примере баскетбола)'

Классификация двигательных заданий игрового характера в программном материале по физической культуре школьников 5-х классов (на примере баскетбола) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
270
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / УЧАЩИЕСЯ 5-Х КЛАССОВ / УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА / БАСКЕТБОЛ / БЛОЧНО-МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ОПЕРАТИВНАЯ ЗАДАЧА / ТЕКУЩЕЕ УПРАВЛЕНИЕ / ДВИГАТЕЛЬНОЕ (ТРЕНИРОВОЧНОЕ) ЗАДАНИЕ / ЧАСТОТА СЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ ЧСС / КАРДИОМОНИТОРЫ "POLAR" / "POLAR" CARDIOMONITORS / COMPREHENSIVE SCHOOL / 5TH GRADE STUDENTS / PHYSICAL EDUCATION LESSON / COMPLEX PROGRAM / PHYSICAL EDUCATION / GAME / BLOCK-MODULE TECHNOLOGY / QUICK TASK / CURRENT CONTROL SET / TRAINING TASK / CARDIAC RATE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Германов Геннадий Николаевич, Машошина Ирина Викторовна

Технология построения урока физической культуры в школе может быть представлена как динамический процесс структурирования первичных элементов (двигательных заданий ДЗ) в более крупные фрагменты и компоненты учебно-воспитательного процесса: части урока, модули, блоки, кластеры, систему уроков, циклы подготовки. Определена пульсовая напряженность двигательных заданий игрового характера в программном материале по физической культуре учащихся в 5-х классах; осуществлена классификация заданий школьной программы физического воспитания учащихся 5-х классов на блоки и модули по реактивности сердечно-сосудистой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Германов Геннадий Николаевич, Машошина Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Classification of game-format impellent tasks in a program material on physical training of schoolboys of 5 grades (on a basketball example)

Technical process of lesson composition at school could be described as a dynamic process of initial data structured elements (training tasks) into the huger fragments and components of the educational process: parts of the lesson, modules, blocks, clusters, set of lessons, training cycles. The pulse intensity of games lessons was identified and the new classification of tasks based on blocks and modules was made depending on heart-vascular system reactivity.

Текст научной работы на тему «Классификация двигательных заданий игрового характера в программном материале по физической культуре школьников 5-х классов (на примере баскетбола)»

вляется переход на 2 блок для определения целей обучения, что является завершающим этапом реализации предлагаемого алгоритма.

Конечно, невозможно говорить об абсолютно верном измерении информационной компетентности обучающихся, в силу того что сфера будущей деятельности выпускников средней школы может быть сложна и многогранна. Однако надеемся, что опора преподавателей средней школы на выделенную систему показателей, критериев и уровней сформированности информационной компетентности учащихся профильных классов позволит более объективно подходить к оценке качества подготовки школьников.

1. Исаев И.Ф., Шеховская Н.Л. Колледж как инновационное образовательное учреждение. Белгород, 1997.

2. Назарова О.Г. К проблеме формирования экономической компетентности будущего специалиста // Вестн. Брянского гос. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. Брянск, 2005. Вып. 3. С. 23-25.

3. Ионова О.Н. Приемы и методы обучения в области информационных технологий в системе дополнительного профессионального образования // Дополнительное профессиональное образование. 2006. № 2. С. 7-30.

4. Гудкова Т.А. Формирование информационной компетентности будущего учителя информатики в процессе обучения в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Чита, 2007.

Поступила в редакцию 21.09.2009 г.

Kozyreva A.V. Criterions and levels of informational competence readiness of students in secondary school profile classes. The article is devoted to the criterions and levels of informational competence readiness of students in secondary school profile classes. Carried out the comparative analysis of approaches of various researchers to definition of criteria and levels of information competence readiness of the future experts on the basis of which the given concepts are specified and concretized concerning students of profile classes of high school. Interdependence between the four-point scale of estimation and the allocated criteria and levels is established.

Key words: information competence; secondary school; criterion; level.

УДК 371+796/799

КЛАССИФИКАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ИГРОВОГО ХАРАКТЕРА В ПРОГРАММНОМ МАТЕРИАЛЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ШКОЛЬНИКОВ 5-х КЛАССОВ (НА ПРИМЕРЕ БАСКЕТБОЛА)

© Г.Н. Германов, И.В. Машошина

Технология построения урока физической культуры в школе может быть представлена как динамический процесс структурирования первичных элементов (двигательных заданий - ДЗ) в более крупные фрагменты и компоненты учебно-воспитательного процесса: части урока, модули, блоки, кластеры, систему уроков, циклы подготовки. Определена пульсовая напряженность двигательных заданий игрового характера в программном материале по физической культуре учащихся в 5-х классах; осуществлена классификация заданий школьной программы физического воспитания учащихся 5-х классов на блоки и модули по реактивности сердечно-сосудистой системы.

Ключевые слова: общеобразовательная школа; учащиеся 5-х классов; урок физической культуры; комплексная программа; баскетбол; блочно-модульная технология; оперативная задача; текущее управление; двигательное (тренировочное) задание; частота сердечных сокращений - ЧСС; кардиомониторы «POLAR».

Введение. В организации физического воспитания в средней общеобразовательной школе основополагающим признается системно-структурный подход, который диктует логику построения учебно-воспитательного процесса от многолетних программ и годичных циклов обучения до этапных (полуго-

дичных, четвертных) циклов и конкретных уроков физической культуры. Подходы, основанные на применении методов комплекс -но-целевого планирования, доминируют в школьной практике физического воспитания все последние годы [1, 2]. В такой системе обучения цель в достижениях школьников

представлена как долгосрочный ориентир (в виде требований к качеству знаний и уровню подготовленности ученика), имеет размытый, неосязаемый характер, выражена как образовательные результаты прогностического вида (изучить, овладеть, достичь) и, главное, слабо контролируема.

Блочно-модульная технология построения учебно-воспитательного процесса

школьников принципиально не совместима с избыточно произвольной, малоопределенной или «размытой» постановкой цели. Реалистичное и четкое выражение прогнозируемой цели, в т. ч. расчетно-параметрическое, осуществимо лишь в оперативно-текущей форме

и, в первую очередь, в форме тренировочных заданий, выстраиваемых во взаимосвязи с целями и задачами этапной и многолетней подготовки учащихся. Иначе говоря, фактические управленческие воздействия осуществимы исключительно в текущем педагогическом процессе, когда оперативная задача, количественно характеризуемая, определяется точным сочетанием воздействующих факторов - длительностью, интенсивностью упражнения, числом повторений, интервалами отдыха, что предусматривает жесткую регламентацию нагрузки для достижения поставленной цели. Только в таком единственном варианте может быть достигнут ожидаемый эффект. Следовательно, технология построения урока физической культуры в школе вполне может быть представлена как динамический процесс структурирования первичных элементов (двигательных заданий -ДЗ) в более крупные фрагменты и компоненты учебно-воспитательного процесса: части урока, модули, блоки, кластеры, систему уроков, циклы подготовки и т. п. (Г.Н. Германов, 2000-2009) [3-5].

До недавнего времени считалось, что в основе построения педагогического процесса лежит тренировочное занятие - урок. Сочетаясь друг с другом в определенной последовательности, занятия выстраивались в микроцикл подготовки. Цикличность школьного физического воспитания предусматривала повторность уроков физической культуры, внеклассных и внешкольных форм занятий, мероприятий в режиме учебного дня [2]. Вместе с тем следует заметить, что в рамках отдельного урока выполняется множество разнообразных по структуре и ответным ре-

акциям двигательных действий, порой не только не выстроенных в логике кумулятивного наращивания тренированности (функциональной подготовленности), но и вызывающих отрицательную суммацию эффектов. Именно поэтому многие исследователи выделяют в качестве первоосновы в структурном построении школьного физического воспитания, а также спортивной тренировки подростков и юношей, т. н. «двигательные (тренировочные, учебные) задания», целесообразное комплексирование и сочетание которых обеспечивает эффективное построение каждого урока физической культуры [3, 6].

Методология и результаты исследований. В проведенном исследовании проанализирован комплекс уроков физической культуры годичной подготовки учащихся 5-6 классов с элементами спортивных игр - баскетбола, волейбола, русской лапты, а также легкой атлетики и гимнастики, в которых содержание материала соответствовало требованиям и рекомендациям Комплексной программы физического воспитания школьников среднего возраста [1]. В экспериментальной работе решалась задача: определить пульсовую напряженность двигательных заданий игрового характера в программном материале по физической культуре учащихся в 5-6 классах; осуществить классификацию заданий школьной программы физического воспитания учащихся 5-6 классов на блоки и провести их ранжирование по реактивности функциональных систем, физическому напряжению, остроте воздействия с учетом пульсовой напряженности двигательных заданий (ДЗ) (рис. 1).

Использовался комплекс инструментальных методик для анализа функционального состояния сердечно-сосудистой системы (ССС). Контроль ЧСС в условиях учебных занятий осуществлялся с помощью кардиомониторов «POLAR-S610, S810», а в отдельных случаях - с помощью командной системы «POLAR Team System».

Во всех расчетах пульсовое напряжение двигательного задания (ПН-ДЗ) приводилось к единой стандартной величине - минуте (по длительности). Поскольку длительность заданий во многих случаях различна и могла составлять менее минуты или более, а иногда и несколько минут, то для того чтобы получить реальное сравнение пульсового напря-

жения двигательных заданий, суммарная нагрузка задания (сумма ударов сердца) соотнесена с его длительностью, тем самым осуществлена стандартизация задания. Пульсовое напряжение задания приведено по ЧСС к относительной величине - 1 минуте. Так, объективно, появляется возможность сравнивать двигательные задания по их функциональному воздействию.

Уроки физической культуры с элементами баскетбола включены в I четверть годового планирования материала по предмету «Физическая культура». При анализе занятий были выявлены и определены основные блоки ДЗ, которые широко используются в рамках проведения уроков баскетбола с учащимися пятых классов: блок технико-тактических двигательных действий (ТТД) и заданий передвижений, блок ТТД и заданий в нападении, блок ТТД и заданий в защите. Здесь, как пример, приводится последовательность расчетов пульсовой напряженности (ПН-ДЗ) и величины пульсового прироста (ППП-ДЗ) двигательных заданий, выполняемых на уроке (табл. 1). Так, анализ протокола-таблицы 2 показывает, что «ДЗ: остановка двумя шагами и прыжком после бега» характеризуется зна-

чениями ПН-ДЗ - 122 уд./мин. и ППП-ДЗ -

0,24 усл. ед., которые определяют наличие в среднем 30 % прироста ЧСС от ее исходной величины при его выполнении, и, соответственно, данное задание имеет отношение к третьему кластеру выстраиваемой классификации.

Более высокое функциональное воздействие на организм фиксируется при выполнении «ДЗ: перемещение бегом в стойке: приставными шагами, вперед, назад, в стороны», которое на данном уроке определяется ПН-ДЗ равным 138 уд/мин и ППП-ДЗ равным 0,41 усл. ед. Эти показатели характеризуют его как ДЗ более высокого (4-го) уровня, определяемого 40 % приростом ЧСС от исходной. При выполнении же «ДЗ: ведение мяча бегом с изменением скорости передвижения» наблюдался типичный стандартный функциональный сдвиг, несколько больший по разряду (на 10 %), чем в предыдущем задании. Рассматриваемое действие характеризовано ПН-ДЗ равным 147 уд/мин, и ППП-ДЗ, равным 0,50 усл. ед., что указывает на 50 % прирост ЧСС от ее исходной величины и отношение к пятому кластеру.

Рис. 1. Пульсограмма функциональной активности учащегося 5-го класса на уроке физической культуры с элементами баскетбола (20051018-19/19)

В свою очередь, различные комбинации отдельных элементов и приемов, построенные в форме ДЗ с минимальной ординарностью и стандартностью их выполнения, оказывают более высокое функциональное воздействие на организм учащихся подготовительной группы и в тоже время вызывают стандартный однонаправленный сдвиг по показателям ЧСС. Так, на рассматриваемом уроке «ДЗ: комбинации из освоенных элементов передвижений» определено ПН-ДЗ -158 уд/мин, ППП-ДЗ - 0,61 усл. ед., «ДЗ: комбинации из освоенных элементов защиты» характеризуется ПН-ДЗ - 164 уд/мин, ППП-ДЗ - 0,67 усл. ед., а «ДЗ: комбинации из освоенных элементов нападения» - ПН-ДЗ равным 165 уд/мин и ППП-ДЗ - 0,68 усл. ед. Все отмеченные показатели определяют 70 % прироста ЧСС от ее исходной величины при выполнении указанных комбинаций, а в итоге результаты проектно-логического анализа позволяют отнести данный ряд заданий к единому седьмому кластеру выстраиваемой классификации (табл. 2).

Таким образом, очевидно, что ДЗ уроков с элементами баскетбола оказывают неодинаковое влияние на сердечную деятельность, вызывая как небольшой прирост ЧСС, так и сравнительно высокий. В целом можно сказать, что в своей основе 1 кластер выстраиваемой классификации ДЗ уроков баскетбола составляют стойки, имитационные задания, действия и задания, выполняемые без передвижений; 2 кластер - действия, выполняемые в ходьбе; 3 кластер - действия, выполняемые в беге или в сочетании бега и ходьбы; 4 кластер - в беге с изменением направлений; 5 и 6 кластер - в беге с изменением скорости и направления; 7 кластер - комбинации всех изучаемых приемов; 8 кластер -индивидуальные и командные действия двух, трех игроков и 9 кластер составляют игровые задания, эстафеты.

Выводы

1. Результаты модельно-конструктивного проектирования и математико-статистического анализа позволили нам классифицировать основные двигательные задания уроков баскетбола на девять кластеров, каждый из которых отличается от предыдущего по нагрузочной стоимости примерно на 10 %, т. е. 1-й кластер заданий соответствовал 10 % приросту ЧСС в сравнении с исходным ее значе-

нием, 2-й - 20 % и т. д. Группировка двигательных заданий проводилась в рамках соответствия десятичному измерению, когда 1-му кластеру соответствовали значения ППП-ДЗ от 0 до 0,1 усл. ед.; 2-му кластеру - от

0,11 усл. ед. до 0,2 усл. ед. и т. д. до 9 кластера, которому соответствовали значения ППП-ДЗ от 0,81 до 0,9 усл. ед. Кластеризация двигательных заданий проводилась с учетом показателей «пульсового прироста» (ППП-ДЗ), определяемого отношением пульсового напряжения ДЗ (ПН-ДЗ) к значению исходной ЧСС. Пульсовая реактивность организма при выполнении заданий с элементами баскетбола по приросту ЧСС в сравнении с исходной величиной определялась до 90 %. Каталог ДЗ имел разное количество представленных кластеров: ДЗ легкоатлетического материала и русской лапты получили 10-уровневую классификацию, ДЗ спортивных игр представлены 8 (волейбол) и 9 кластерами (баскетбол), ДЗ гимнастического содержания распределены на 7 кластеров.

2. Результаты анализа пульсовых показателей двигательных заданий в серии уроков с элементами баскетбола, полученные по результатам хронометрирования, мониторинга сердечного ритма и математико-статистических расчетов, указывают на довольно высокое функциональное воздействие данного вида упражнений на организм учащихся подросткового возраста. Значения средней ЧСС у школьников основной группы составили на уроках легкой атлетики -143 ± 3 уд/мин, баскетбола - 134 ± 8 уд/мин, гимнастики - 125 ± 7 уд/мин (Р < 0,01). Уроки баскетбола уступают по своему функциональному воздействию урокам легкой атлетики, но более эффективны, чем уроки гимнастики. Привнесенная функциональная нагрузка урока после выполнения стандартных ДЗ с элементами баскетбола составляет 1200-2000 % (или 12-20 усл. ед.) от исходной ЧСС, на уроках легкой атлетики -16-24 усл. ед., на уроках гимнастики -8-16 усл. ед. Вместе с тем и занятия русской лаптой близки по воздействию к легкоатлетическим упражнениям, поскольку их привнесенная функциональная нагрузка в урок составляет 14-22 усл. ед.

1. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-Х1 классов. М., 2006.

2. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. М., 2008.

3. Германов Г.Н., Никитушкин В.Г. Технологические аспекты проектирования тренировочных заданий в учебных программах по видам спорта для ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, УОР // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2006. № 2. С. 8-13.

4. Германов Г.Н., Готовцев Е.В., Машошина И.В. Русская лапта в основе построения вариативной части учебной программы по физической культуре учащихся 10-11-х классов // Культура физическая и здоровье. 2008. № 4 (18). С. 24-31.

5. Злобина М.Е. Построение уроков физической культуры с учащимися 5-6 классов подготовительной медицинской группы на основе стандартных двигательных заданий: автореф. дис. . канд. пед. наук. Волгоград, 2009.

6. Алабин В.Г. К проблеме тренировочных заданий как элемента структуры тренировочного процесса в спорте // Теор. и практ. физ. культуры. 1996. № 12. С. 30-31.

Поступила в редакцию 18.09.2009 г.

Germanov G.N., Mashonina I.V. Classification of game-format impellent tasks in a program material on physical training of schoolboys of 5 grades (on a basketball example). Technical process of lesson composition at school could be described as a dynamic process of initial data structured elements (training tasks) into the huger fragments and components of the educational process: parts of the lesson, modules, blocks, clusters, set of lessons, training cycles. The pulse intensity of games lessons was identified and the new classification of tasks based on blocks and modules was made depending on heart-vascular system reactivity.

Key words: comprehensive school; 5th grade students; physical education lesson; complex program; physical education; game; block-module technology; quick task; current control set; training task; cardiac rate; “POLAR” cardio-monitors.

УДК 371

КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

© О.В. Бескровная, Н.В. Милованова

В статье обоснована необходимость использования воспитательного потенциала краеведческой деятельности для формирования социально значимых качеств личности. Раскрыты особенности подросткового возраста как наиболее сензитивного ввиду расширения спектра деятельности, возрастающей активности и субъектности. Выявлены особенности использования музыкального краеведения в образовательном процессе школы.

Ключевые слова: социальная активность; подростковый возраст; краеведческая деятельность; музыкальное наследие; музыкальная культура; воспитательный потенциал.

Современное общество неуклонно движется в развитии своих гражданских характеристик и выдвигает настоятельную потребность в социально активной личности. Только социально активной личности открывается возможность для сознательной, созидательной, плодотворной деятельности во всем многообразии ее направлений на благо личное и общества. Проблема формирования социальной активности, актуальная во все времена, становится особо значимой в современный период перемен для всего общества и для каждой отдельной личности [1].

Преодоление социальной пассивности и формирование креативных начал в поведе-

нии каждого человека выступает как стержневая проблема развития российского общества в современных условиях. Рассмотрение феномена социальной активности применительно к школьному возрасту объясняется наличием у данной категории большого потенциала и склонности к активному поведению в силу психофизиологических особенностей. В этой связи особенно важно уберечь подрастающее поколение от проявления деструктивной активности, условия для которого предостаточные.

Проблема формирования социальной активности личности в различной ее структурной и функциональной интерпретации рас-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.