Научная статья на тему 'Классификационные характеристики интермодальных узлов городского пассажирского транспорта на примере г. Вены'

Классификационные характеристики интермодальных узлов городского пассажирского транспорта на примере г. Вены Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
470
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"БЕСШОВНАЯ" ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА / U-BAH / S-BAHN / КЛАССИФИКАЦИЯ ТРАНСПОРТНО-ПЕРЕСАДОЧНЫХ УЗЛОВ / PARKANDRIDE ПЕРЕХВАТЫВАЮЩАЯ ПАРКОВКА / "SMOOTH" TRANSPORT SYSTEM / CLASSIFICATION OF TRANSPORT AND STOP OVER CONNECTIONS / PARKANDRIDE INTERCEPT PARKING

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Михайлов А. Ю., Копылова Т. А.

Раскрыто понятие классификации интермодальных узлов. Определены пять классов транспортно-пересадочных узлов. Выделены элементы пересадок и характеристики, влияющие на качество пересадки с одного вида транспорта на другой. Характеристики систематизированы в табличную форму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Михайлов А. Ю., Копылова Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSIFYING CHARACTERISTICS OF INTERMODAL CONNECTIONS OF CITY PUBLIC TRANSPORT AT THE EXAMPLE OF VIENNA

We revealed the term of classification of intermodal connections. We defined five classes of transport and stop over connections. We structured the elements of stop overs and characteristics which influence the quality of this stop over from one means of transport to another. Characteristics are systematized into the table.

Текст научной работы на тему «Классификационные характеристики интермодальных узлов городского пассажирского транспорта на примере г. Вены»

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Пучков М.В. Архитектура университетских комплексов. Екатеринбург : Изд-во УрГУ, 2010.

2. Пучков М.В. Образовательные оффшоры // Архитектурный вестник УралНИИ-проект РААСН. 2010. № 3.

3. http://archvuz.ru/2012_2/3

4. http:// archi.ru/projects/world/533 0/kampus-venskogo-ekonomicheskogo-universiteta

5. Низамутдинова З.Ф., Большаков А.Г. Кампус - зеленый остров науки // Сборник доступное и комфортное жилье: проблемы, поиск, решения. Иркутск : Изд-во ИрГТУ, 2012. С. 77-78.

6. Козлова Л.В. Границы как метод оживления городского пространства // Вестник ИрГТУ. 2014. № 6 (89).С.117-122.

Информация об авторе

Дагданова Ирина Баторовна, доцент кафедры «Архитектурное проектирование», тел.: 89148874614; Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Information about the author

Dagdanova I.B., associate professor, Architecture Projection Department, tel.: 89148874614; Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

УДК 711.553.12/656.211

КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНТЕРМОДАЛЬНЫХ УЗЛОВ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА НА ПРИМЕРЕ Г. ВЕНЫ

А.Ю. Михайлов, Т.А. Копылова

Раскрыто понятие классификации интермодальных узлов. Определены пять классов транспортно-пересадочных узлов. Выделены элементы пересадок и характеристики, влияющие на качество пересадки с одного вида транспорта на другой. Характеристики систематизированы в табличную форму.

Ключевые слова: «бесшовная» транспортная система; U-bah; S-bahn; классификация транспортно-пересадочных узлов; ParkandRide - перехватывающая парковка.

CLASSIFYING CHARACTERISTICS OF INTERMODAL CONNECTIONS OF CITY PUBLIC TRANSPORT AT THE EXAMPLE OF VIENNA

A.Iu. Mikhailov, T.A. Kopylova

We revealed the term of classification of intermodal connections. We defined five classes of transport and stop over connections. We structured the elements of stop overs and characteristics which influence the quality of this stop over from one means of transport to another. Characteristics are systematized into the table.

Key words: «smooth» transport system; U-bah; S-bahn; classification of transport and stop over connections, ParkandRide - intercept parking.

Повышение привлекательности и эффективности городского пассажирского транспорта стало важнейшей составляющей муниципальной политики многих городов мира. В контексте «Комфортного города» (LivableCity) возникла концепция «бесшовной» транспортной системы (SeamlessTransportationSistem), которая предполагает высокие требования к взаимодействию различных видов транспорта, в том числе интермодальным городским узлам пассажирского транспорта, которые обеспечивают это взаимодействие. При этом в отличие от транспортно-пересадочных узлов (далее - ТПУ) авторами под интермодальным понимается любой узел, в котором происходит изменение способа передвижения. Следовательно, понятие интермодальный узел распространяется и как на крупнейшие аэропорты (такие как Хитроу или аэропорт Франкфурта-на-Майне) так и на обычные остановочные пункты общественного пассажирского транспорта. Каким образом можно классифицировать столь разнообразные по своим характеристикам интермодальные узлы городского пассажирского транспорта? В качестве города, на основе которого можно продемонстрировать принципы классификации интермодальных узлов, выбрана Вена. В связи с тем, что этот город обладает большим разнообразием видов городского рельсового транспорта (метро -U-bahn, пригородный поезд -S-bahn, трамвай -tram, WLB1). В отчетах Европейской комиссии «GreenPaper: Toward-sanewculturefomrbanmobility» (2007 г.) и «ActionPlanonUrbanMobility (2009 г.), определено несколько классификационных характеристик для определения категории интермодального узла:

1. Местоположение.

2. Сеть и доступность узла.

3. Виды общественного транспорта и инфраструктура в составе узла.

Для оценки первой характеристики выбран размер городаили размер обслуживаемой урбанизированной зоны и предложена следующая градация:

• крупнейшие города (или урбанизированныезоны) - население более 1 млн. чел.;

• большие города - население менее 1 млн. чел., но более 200 тыс. чел.;

• малые города - население менее 200 тыс. чел.

Для оценки второй характеристики предложено использовать уровни пересадки, характеризующиеся дальностью передвижения:

• главный или первый уровень пересадки в сети - локальная пересадка, т.е. пересадка для передвижения в пределах города, используются различные виды транспорта и различные их направления;

• второй уровень - региональная пересадка, т.е. пересадка между разными видами транспорта, следующего из пригородных районов в центр города и обратно. Чаще всего в такой пересадке всегда присутствует S-bahn;

• третий уровень - пересадки, осуществляемые при междугородних и международных передвижениях.

И, соответственно, для оценки третей характеристики выбраныследующие факторы:

• количество видов транспорта;

• инфраструктура пересадочного узла;

• сопутствующие услуги для пассажиров;

• формаи планировочные решения здания и прилегающей территории.

Пассажирские интермодальные узлы могут иметь различные пространственные решения в зависимости от занимаемой территории и ее площади, видов взаимодействующего в узле транспорта, а также от категорий пассажиров, которые пользуются общественным транспортом. Поэтому с учетом дополнительных характеристик (табл. 1) классификацию узлов можно представить в виде пяти классов.

1Скоростной трамвай, соединяющий Вену и близлежащий город Баден.

Таблица 1

Элементы пересадки н особые характеристики [2]

Городская сеть Зона, в которой начинается управление пас с ажиропотоками -зона охвата Территория застройки Зова пересадки Здание, в котором осуществляется пересадка Уровни пересадки Типы транспорта

Стратегии планирования землепользовании с учетом городской транспортной инфраструктуры

Городское развитие •

Транспортное развитие •

Планирование землепользования •

Инновационные подходы, касающиеся создания новых или модернизированных эффективных транспортных развязок

Городское проектирование •

Проектирование зданий дня пересадки • •

Элементы атмо сф еры/про екгиров анив дизайна • •

Доступность • •

Услуги • •

Безопасность и защищенность • • •

Интермодальные операторы н информативность

Интермодально сть •

Информационная доступность • •

Безопасность и защищенность • •

Доступность и комфорт • •

Контроль и наблюдение • •

Вме стимо сть/полезностъ •

>

X

Ч

Ф *

ч

<

0)

За

Ы 0)

X

Окончание табл. 1

Городская Зона, в которой начинается упр авление Территория Зона Здание, в котором осуществляется пересадка Уровни Типы

сеть пас с ажиропотоками -зона охвата застроики пересадки пересадки транспорта

Управление н бнзнес моделн

Управление пересадками

(модели)

Местная экономика • •

Услуги, несвязанные с

транспортам

Безопасность и

защищенность

Энергоэффектнвные н дружелюбные пересадки

Управление энергетики • • •

Управление водными

р е сурс ами и утилиз ации • • •

мусора

Климат-контр оль • • •

Использование

возобновляемых • • •

источников энергии

Материалы, возобновляемые из • • •

вторсырья

Экосистема •

Шум • • •

Городская Зона, в которой начинается упр авление Территория Зона Здание, в котором осуществляется пересадка Уровни Типы

сеть пас с ажиропотоками -зона охвата застроики пересадки пересадки транспорта

>

73 X

Ч

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ф *

Ч

<

0)

За

Ы 0)

X

1-й класс - транспортные узлы, обслуживающие междугородный транспорт

Этот класс транспортных узлов обслуживает пассажиров, совершающих передвижения между городами или международные передвижения. Основная характеристика -длительное ожидание транспорта и отслеживание расписания в суточном цикле. Специализация такого узла - взаимодействие нескольких из 4 видов междугороднего пассажирского транспорта: железнодорожный транспорт, автобусное сообщение, воздушный и водный транспорт. В качестве примеров таких пересадочных узлов приводим железнодорожные станции г. Вены (Австрия).

Таблица 2

Примеры интермодальных узлов, относящиеся к 1 классу

Название узла/НиЬ

Wien Hauptbahnhof

WienWestbahnhof

Пересадка/ Interchange

S-bahn, трамвай, автобус, U-bahn, поезда-дальнего следования

U-Bahn, S-Bahn, трамвай, поезда, дальнего следования

Схема

[GoogleEarth]

[GoogleEarth]

2-й класс - транспортный узел для пассажиров, регулярно совершающих поездки из пригорода в город и обратно

Пользователями такого транспортного узла являются «постоянные» пассажиры, которые нуждаются в удобно расположенном узле (транспортная доступность) и минимальных затратах времени на поездку (время). Основная характеристика - широкая вариативность видов транспорта и быстрая и удобная пересадка в течение всего дня. Такая характеристика обеспечивается благодаря грамотной внутренней планировке узла, а также прилегающей территории. Наличие обозначенных и выделенных направлений/переходов, разделяющих потоки пассажиров, конструктивных элементов, защищающих пользователей от неблагоприятных погодных условий, мест для ожидания, а также минимальное расстояние между платформами различного транспорта повышают уровень качества об-

служивания пассажиров в транспортно-пересадочном узле. Чаще всего такие пересадочные узлы располагаются в пригородных зонах и отличаются тем, что основная пересадка осуществляется с S-bahn на городской общественный транспорт.

В качестве примера такого узла можно привести станцию WienMeidling (рис. 1). Станция обслуживает пассажиров, прибывающих из пригородных районов на S-bahn, следующих по пяти маршрутам (S1, S2, S3, S60, S80). Здесь можно осуществить пересадку с S-bahn на U-Bahn (2 ветки -U3, U6), автобус(5 маршрутов - 7A, 8A, 9A, 59A, 62A), трамвай (1маршрут - 62) и трамвай WLB.

Рис. 1. Транспортно-пересадочный узел WienMeidling, г. Вена, Австрия [http://www. schicker. at/?p=2038]

3-й класс - узлы городского значения

Такие интермодальные узлы располагаются непосредственно в городе. Отличаются от узлов 2 типа наличием нескольких маршрутов одного вида транспорта, а также тем, что в составе узла может отсутствовать рельсовый пригородный транспорт (в случае Вены -S-bahn). Основная характеристики - пешеходная доступность узла, наличие в его составе автомобильных и велосипедных парковок.

Станция Karlplatz - одна из центральных станций Вены, на которой можно осуществить пересадку между тремя ветками U-Bahn (U1, U2, U4), пятью маршрутами трамвая (1, 2, 62, 71, D), двумя маршрутами автобуса (4A, 59A), а также трамваем WLB.

4-й класс - узлы, включающие перехватывающие парковки

Данный вид узлов (рис. 2) - остановка общественного транспорта, в радиусе пешеходной доступности которой находится одна или несколько «ParkandRide» - «перехватывающих'» парковок. Пересадка может осуществляться между различными видами пассажирского транспорта, а также с одного маршрута на другой одного вида транспорта, но обязательной является пересадка по принципу «индивидуальный транспорт - общественный пассажирский транспорт» (т.е. в таком узле происходит смена личного транспорта на общественный и наоборот при возвратных передвижениях).

Рис. 2. Схема расположения перехватывающих парковок «РагкапйШйе», г. Вена, Австрия

[http://www.parkandride.at/]

5-й класс - остановки общественного транспорта

Такой узел представляет собой городскую остановку общественного транспорта (рис. 3).

Рис. 3. Остановка общественного транспорта, г. Вена, Австрия [http://nikitak.de.tl/Wien--k1-A-k2-.htm]

Пересадка может осуществляться между различными видами транспорта, а также с одного маршрута на другой одного вида транспорта. Важными элементами обустройства этих узлов являются информационное обеспечение - динамические табло прибытия подвижного состава, маршрутные схемы. Такие остановочные пункты играют важную роль в транспортной системе города, так как обеспечивают доступность общественного пассажирского транспорта, в значительной мере формируют спрос на общественный транспорт, а также повышают привлекательность городской среды.

Предложенную классификацию предполагается дополнить количественными оценками, а также разработать модели качества функционирования интермодального узла городского пассажирского транспорта, основанные на количественных показателях.

Статья поступила 25.02.2015 г.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Magda Pitsiava-Latinopoulou, Panagiotis Iordanopoulos. Intermodal Passengers Terminals: design standards for better level of service//Transport Research Arena - Europe 2012.

2. Frank van der Hoeven, Patrick van Egmond, Stefan van der Spek, Akkelies van Nes, Ivo Cré, Helmut Berendsd&CarolineHoogendoorn. New tools for design and operation of urban transport interchange facilities, zones and development areas //Transport Research Arena 2014, Paris.

3. МихайловА.Ю., КопыловаТ.А. Система критериев оценки качества функционирования интермодальных узлов пассажирского транспорта // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. Иркутск: Изд-во ИрГТУ,2014. № 6(11). С. 74-80.

4. Никитина Т.А. Принципы планировки интермодального узла как элемента городского транспорта и городской среды:дис. магистра градостроительства. Иркутск, 2012. 121c.

5. Бобрышев Д.В. Закономерности функционально-планировочной организации долинного комплекса крупной реки как фактор устойчивого развития города (на примере Иркутской агломерации)// Вестник Иркутского Государственного технического университета. Иркутск , 2011. № 7. С. 22-28.

Информация об авторах

Михайлов Александр Юрьевич, доктор технических наук, профессор кафедры «Менеджмент и логистика на транспорте», тел.: (3952) 40-50-84, e-mail: [email protected]; Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, Лермонтова, 83.

Копылова Татьяна Александровна, аспирант, заместитель начальника управления научной деятельности, тел.: (3952) 40-50-70, e-mail: [email protected]; Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия г. Иркутск, Лермонтова, 83.

Information about the authors

Mikhailov A.Iu., Doctor of Technical Sciences, Professor, Automobile Transportation Management Department, tel.: (3952) 40-50-84, e-mail: [email protected]; Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

Kopylova T.A., Post-graduate, Deputy of the head of scientific management, tel.: (3952) 40-50-70, e-mail: [email protected]; Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.