Вестник Челябинского государственного университета. 2023. № 4 (474). С. 109-118. ISSN 1994-2796 (print). ISSN 2782-4829 (online)
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2023;(4(474):109-118. ISSN 1994-2796 (print). ISSN 2782-4829 (online) Научная статья УДК 101.1
doi: 10.47475/1994-2796-2023-474-4-109-118
КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И ПРОБЛЕМА
РАЗУМНОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ФИЛОСОФСКОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Павел Евгеньевич Бойко1, Андрей Николаевич Муравьев2, Михаил Олегович Орлов3
1 Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия, pboyko@mail.ru, OCRID 0000-0001-5903-4617
2 Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, a.n.muravev@spbu.ru, ORCID 0000-0001-56-1317
3 Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского, Саратов, Россия, orok-saratov@mail.ru, ORCID 0000-0001-7312-5881
Аннотация. Авторами представлено оригинальное видение реформирования системы философского образования в высшей школе, основанное на многолетнем педагогическом опыте. Разумное реформирование философского образования предполагает увеличение объёма нагрузки в целом до 8 з. е., аудиторных занятий — до 4 з. е. Предложены примерные содержание и структура общеобразовательной дисциплины «Философия».
Ключевые слова: философские науки, система философского образования, реформирование, классическая философия
Для цитирования: Бойко П. Е., Муравьев А. Н., Орлов М. О. Классическая философия и проблема разумного реформирования системы философской науки и образования в современной России // Вестник Челябинского государственного университета. 2023. № 4 (474). С. 109-118. doi: 10.47475/1994-27962023-474-4-109-118
Original article
CLASSICAL PHILOSOPHY AND THE PROBLEM OF REASONABLE REFORM OF THE SYSTEM OF PHILOSOPHICAL SCIENCE AND EDUCATION IN MODERN RUSSIA
Pavel E. Boyko1, Andrey N. Muravyev2, Mikhail O. Orlov3
1 Kuban State University, Krasnodar, Russia, pboyko@mail.ru, OCRID 0000-0001-5903-4617
2 St. Petersburg State University, St. Petersburg, Russia, a.n.muravev@spbu.ru, ORCID 0000-0001-56-1317
3 Saratov National Research State University named after NG Chernyshevsky, Saratov, Russia, orok-saratov@mail.ru, ORCID 0000-0001-7312-5881
Abstract. The authors present an original vision of reforming the system of philosophical education in higher education, based on many years of pedagogical experience. A reasonable reform of philosophical education involves an increase in the workload as a whole to 8 s. e., classroom classes — up to 4 s. e. The approximate content and structure of the general education discipline «Philosophy» is proposed.
Keywords: philosophical sciences, system of philosophical education, reformation, classical philosophy
For citation: Boyko PE, Muravyev AN, Orlov MO. Classical philosophy and the problem of reasonable reform of the system of philosophical science and education in modern Russia. Bulletin of Chelyabinsk State University. 2023;(4(474):109-118. (In Russ.). doi: 10.47475/1994-2796-2023-474-4-109-118
© Бойко П. Е., Муравьев А. Н., Орлов М. О., 2023
Введение
«Одним из немногих по-настоящему ценных даров того времени, в которое наша страна живёт уже около тридцати лет, является исчезновение в ней единообразия мнений о философии, установленного силой партийно-государственной машины и опиравшегося на авторитет марксистско-ленинского учения. < ..> Однако исчезновение в 1990-х годах марксистско-ленинского догматизма не только открыло возможность свободного преподавания философии в постсоветской России, но и породило серьёзную проблему, состоящую в том, что эта лишь возможная свобода преподавания философии обернулась безграничным произволом множества мнений о том, что такое философия, каков её предмет, есть ли у философии собственный метод, имеет ли её история определённый результат и т. д.
Во-первых, необходимо заметить, что в теоретическом отношении плюрализм мнений о философии не лучше их догматического однообразия. Он есть, по сути, не что иное, как догматизм, т. е. вера в чьё-то учение или мнение, только не в какое-то одно, а во множество мнений или учений.
Во-вторых, не подлежит сомнению, что в практически-педагогическом отношении плюрализм хуже догматизма. В отличие от марксистско-ленинской философии, которая, по крайней мере, претендовала на объективную истинность, научность и доказательность своих положений, философия в её плюралистической трактовке открыто выступает как филодоксия, т. е. как любовь отнюдь не к истинной мудрости, а лишь к субъективным мнениям. В этом виде она предстаёт как что-то эклектическое и, главное, лишённое необходимости, без раскрытия которой нет и не может быть ни действительной свободы преподавания философии, ни серьёзного интереса к её содержанию со стороны студентов» [1].
В-третьих, если говорить о содержании и происхождении этих мнений, получивших в учебных аудиториях довольно широкое распространение, то следует признать, что большей частью они принадлежат современным западным философам, причём мыслившим преимущественно в англосаксонском духе (как, например, Карл Поппер, наверное, самый влиятельный у нас в конце ХХ в. мыслитель, который считал главными врагами защищаемого им так называемого «открытого общества» Платона, Гегеля и Маркса).
Нельзя не заметить, что умонастроение, выраженное в работах названных и других авторов,
труды которых вошли в списки рекомендованных по курсу философии в нашей высшей школе, носило если не открыто антипатриотический, то индифферентный к патриотическим ценностям абстрактно-космополитический характер.
Всё это не может не наносить существенного ущерба интеллектуальному суверенитету россии и её духовной безопасности и национальной образовательной традиции.
«Злокачественный характер текущего момента в истории нашего образования состоит в том, что при официальном количественном благополучии ситуация в этой сфере с каждым годом стремительно ухудшается. Более 15 лет проводится образовательная реформа, сознательной целью которой является стандартизация российского образования по американскому образцу, принятому в прошлом веке, а на деле в результате этих усилий происходит быстрое разложение и тем самым уничтожение образования как единого процесса развития человеческого духа — процесса формирования разумной логики мышления. Искусственную и потому губительную "модернизацию" несколько замедляет лишь естественный консерватизм, присущий образованию как общественному институту. Поскольку же итогом всего образовательного процесса выступает философское образование, более всего от происходящих перемен страдает именно оно. Конечно, не случаен тот факт, что по мере удаления от времени неограниченного господства в СССР марксизма-ленинизма, в составе которого философия признавалась первой наукой, сохранение дисциплины с этим названием в высшей школе всё более радикально ставится под вопрос. Нельзя не заметить, что радикальность вытеснения философии из учебных программ лишь отчасти объясняется неоспоримым догматизмом её преподавания в советский период российской истории и растерянностью нашей философской общественности после неожиданного для многих крушения материального базиса ортодоксальной марксистской идеологии. Освобождающееся место решительно занимают эмпирическое, абстрактно-рассудочное здравомыслие и, в качестве его необходимого дополнения, не менее ортодоксальный религиозный догматизм. Эта откровенно реакционная тенденция грозит полным исключением из процесса образования духа всего, что связано с его высшей целью — философским познанием истины, ибо с точки зрения рассудочного рационализма и иррациональной веры такое познание не представляется возможным» [2].
«Так что же такое настоящая философия? Сразу скажем, что это — не философия какого-то одного философа, пусть даже величайшего. Настоящая философия есть как раз то единое философское содержание и соответствующая ему единая философская форма, которые формировались на всём протяжении мировой истории философии от Фалеса и Парменида до Гегеля включительно. Вот это и есть то сокровище, которое нужно не потерять за различием философских учений, входящих в историю мировой философии. Именно его в ней нужно суметь понять. Понимание, точнее, понятие другого способа отношения к этой единой философии, которая, разумеется, не лежит на поверхности истории философии, нет. От нас сегодня требуется понять, что история философии есть внутренне единый и закономерный процесс развития самой философии как разумного способа мышления. Вот что такое эта единая философия, и именно она должна быть положена в основу всеобщего процесса образования сегодня в России и в мире. Это отнюдь не будет идеологическим произволом, потому что другой философии кроме той, которая развивалась исторически, ни у кого из философов нет! Признанными высочайшими вечными вершинами этого исторического развития единой философии являются учения Платона, Аристотеля, Декарта, Спинозы, Лейбница, Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля. Если мы сможем это единое содержание этих учений понять и сделать основой современного образования, то тем самым произойдёт то, что с необходимостью должно произойти, а потому рано или поздно всё равно произойдёт, мы ли это сделаем, или другие. Только так современное российское образование станет тем, чем оно должно сегодня стать — не простым восстановлением античной пайдейи, но и восстановлением пайдейи на этом гораздо более развитом, чем только античная и европейская философия основании» [2].
Российская нация должна совершить революцию в образовании своего духа. Для этого ей необходимо свободно прервать своё непрерывное историческое развитие — обратить поток своей жизни вспять, пуститься восвояси и вернуться к себе самой как её истинному истоку. Переродиться, возродиться, то есть родиться заново, во второй раз, или, как иначе говорят по-русски, родиться свыше, значит, по-новому продолжить течение жизни духа народа в русле, каким эта жизнь изначально стремилась углубиться в себя, чтобы найти в себе самой своё всеобщее основание и раскрыть его. Из этого ясно, что известное
положение Христа «Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин. 3:3) обращено не только к единичным индивидам, но и к особенным народам. «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Бо-жие: Рождённое от плоти есть плоть, рождённое от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» (Ин. 3:5-7).
Таким образом, проблемное состояние философии и философского образования в современной России свидетельствует о насущной и объективной необходимости обращения к принципам и ценностям мировой классической философии, нашедшей своё творческое развитие в русской философской традиции, содержание которой оказалось во многом утраченным в разнообразных вариантах вузовских программ по учебной дисциплине «Философия» как для нефилософских специальностей, так и для системы философского образования в современной России.
Трудность и внутренняя противоречивость данной проблемы обусловлена в первую очередь кризисом самого абстрактно-рассудочного мышления, включённого в англосаксонскую позитивистскую парадигму науки, которое в своей фанатичной погоне за единичным и особенным не усматривает ничего всеобщего, или единого. Образно говоря, эта парадигма в состоянии видеть лишь единичные деревья, но не лес как всеобщее, единое целое.
Именно системный сбой рассудочного мышления англосаксонской цивилизации и её сателлитов является главной причиной мирового кризиса 2022 г. В ситуации, когда России противостоит весь так называемый «коллективный Запад» (провоцируемый его «американо-британским ядром»), представляется совершенно немыслимым использовать его собственный «идейно-философский потенциал (рассудочные принципы англосаксов, выраженные в идеях нео- и постпозитивизма, прагматизма, аналитической философии, постмодернизма и тому подобных «измов»). Но ведь именно эти ценности во многом определяют облик философских исканий многих современных российских столичных философских школ.
С точки зрения духовного опыта русской культуры, историческая миссия России как постви-зантийско-евразийской наследницы восточно-христианской цивилизации заключается в интеллектуализации и универсализации национального самосознания, преодолении абстрактно-позитивистской рассудочности англосаксонского духа и созданного им мира, то есть в развитии
культуры конкретно-всеобщего разумного мышления, выработанного многотысячелетним историческим развитием классической философии.
Все вышеуказанные проблемные моменты настоятельно требуют радикального обновления содержания учебного курса философии в высших школах нашей страны и разработки для этого новой примерной программы по философии. Она должна опираться на классическую (то есть первоклассную, главным образом, древнегреческую и немецкую) философскую мысль, с которой неразрывно связана действительно современная отечественная философская традиция. Если её выдающиеся представители (Н. А. Бердяев, И. А. Ильин, А. Ф. Лосев, Е. С. Линьков и др.) именно благодаря этой связи написали немало работ, до сих пор не утративших своей ценности для укрепления национальной государственности, формирования у юношества сознания гражданской идентичности и патриотического умонастроения, то не приходится сомневаться, что обращение к классическому философскому наследию в тяжёлых для нашей страны современных политических обстоятельствах остаётся насущно необходимым. Очевидно, что реформирование системы российского образования требует идеи, отвечающей потребности россиян, российского общества и государства в сохранении самоидентичности, автономности и суверенности.
Для формирования такой идеи следует вспомнить платоновскую метафору хоровода как воспитательно-образовательной среды: «Кто не упражнялся в хороводах, тот человек невоспитанный, а кто достаточно в них упражнялся, тот воспитан. Поэтому хорошо воспитанный человек должен уметь прекрасно петь и плясать» (Платон. Законы. 654Ь). Цикличность хорового действа олицетворяет собой всеобщий космический порядок, установленный разумом, или логосом. Участие в хороводе — миметический процесс, направленный на воспроизводство всеобщего, но таким образом, когда каждый индивидуум делает это в гармонии с другими самостоятельно и непринуждённо, отдаваясь данным ему от природы (согласно Платону, дарованным богами) чувствам ритма и гармонии, получая при этом индивидуальное удовольствие от приобщения ко всеобщему, то есть переживая радость от удовлетворения естественного стремления подражать космосу, от переживания всеобщей гармонии и обнаружения её в самом себе. Участие в хоре, таким образом, делает душу разумной, позволяя ей оставаться собой и в то же время непринуждённо обнару-
живать себя в качестве персонализации всеобщей разумности. Хор и хоровод есть то место, где индивид обретает способность удерживать себя в круге своего духовного образования и само-омообразования. Такой процесс и привычка пребывания в нём на древнегреческом языке были обозначены выражением еукикХю^ лшSsía, впоследствии трансформированным в привычный для нас термин enkyklopаideiа («энциклопедия») как латинизированный вариант данного выражения. Образ хора как образовательной среды тем самым трансформировался в энциклопедический принцип разумно-научной организации разумного развития человека. В ней всеобщее и особенное (единое и многое) взаимно гармонизированы и определены в автономной системе образования, которая сама определяет идеалы, ценности и категории, формирующие мироустройство и предметные сферы бытия как её единое духовное содержание, никогда не становящееся мёртвым грузом разрозненных сведений и накопленной информации, требующей лишь механической памяти для их внешнего, насильственного усвоения. Энциклопедическое образование есть идея национального образования, ибо оно в состоянии стать субстанцией воспитания российского гражданина как такого субъекта, который автономно, суверенно и разумно созидает действительность российского общества и государства.
Общий вывод
Только приобщение с помощью курса философии будущих учёных и специалистов, становящихся в наших высших учебных заведениях, к разумному и системно-энциклопедическому способу мышления как логическому результату исторического развития классической философии от Фалеса и Парменида до Шеллинга и Гегеля включительно, в состоянии направить мощный потенциал философии как системообразующей академической дисциплины на творческое и эффективное решение актуальных проблем развития российской государственности. На современном этапе и в условиях СВО содержание этого курса требует его преобразования в общенародный проект Защиты Отечества и ценностей русского мира как российской цивилизационной идентичности. В создаваемом по проекту «ДНК России» академическом курсе «Основы российской государственности» вузовская учебная дисциплина «Философия» может и должна занять адекватное ей место мировоззренческой и системно-методологической базы.
Список источников
1. Муравьёв А. Н. Отношение философии и опыта в истории философии и культуры : автореф. дис. ... д-ра филос. наук : 09.00.03. СПб., 2017. 18 с.
2. Выступление Андрея Николаевича Муравьёва. URL: http://rhga.ru/science/conferences/rusm/ Stenogramm s/logos_10 0/muravj ev.php.
References
1. Murav'yov AN. Otnoshenie filosofii i opyta v istorii filosofii i kul'tury. Thesis. Sankt-Peterburg, 2017. 18 p. (In Russ.).
2. Vystuplenie Andreya Nikolaevicha Murav'yova. Available at: http://rhga.ru/science/conferences/rusm/ stenogramm s/logos_10 0/muravj ev.php
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРОЕКТ
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
«ФИЛОСОФИЯ» (2022+)
1. Место дисциплины (модуля) в структуре ОПОП ВО: относится к обязательной части ОПОП ВО.
2. Входные требования для освоения дисциплины (модуля), предварительные условия (если есть): отсутствуют.
3. Результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесённые с требуемыми компетенциями выпускников.
Компетенции выпускников (коды) Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесённые с компетенциями
УК-5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах - уметь: постигать позитивное многообразие знаний о мире и его абстрактно-рассудочные определения в форме их разумного взаимоопределения — в форме научного понятия; - владеть методом возведения позитивного многообразия знаний о мире и его абстрактно-рассудочных определений к форме их разумного взаимоопределения — к форме научного понятия; - знать: принципы и метод научного (разумного) осмысления всех сфер бытия (природной, духовной, собственно научной)
4. Формат обучения: аудиторные занятия, дистанционные образовательные технологии не используются.
5. Объём дисциплины (модуля) составляет не менее 288 академических часов, из них 144 часа отведено на контактную (аудиторную) работу обучающихся с преподавателем и 144 часа — на самостоятельную работу обучающихся.
6. Цель курса заключается в том, чтобы содействовать развитию разумного способа мышления студентов.
7. Задачи курса.
1. Феноменологически ввести студентов в философию как всеобщий разумный способ мышления и понятия истины.
2. Приобщить студентов к разумному содержанию основных эпох исторического развития классической философии и её рецепции в современной западной и отечественной философской мысли.
3. Приобщить студентов к логическому методу разумного мышления и понятия истины как результату исторического развития классической философии, вступающей в качестве действительного основания современных философских парадигм.
4. Приобщить студентов к философскому мировоззрению и энциклопедии философских наук как единой основе системы наук о природе и духе.
8. Место курса в системе современного образования.
Курс состоит из двух частей: 1) вводной, то есть феноменологической и историко-философской
и 2) логико-систематической, методологической. Такое деление логически необходимо и опирается на классическую (то есть первоклассную), философию и её рецепцию современной западной и российской философской мыслью. Только преподавание в курсе философии разумного способа мышления, ставшего логическим результатом исторического развития классической философии от Фалеса и Пар-менида до Шеллинга и Гегеля (и её рецепции в русской, советской и западной философской мысли ХХ в.) в состоянии направить мощный потенциал философии как системообразующей академической дисциплины на творческое решение актуальных проблем развития российского общества, государства, науки и духовной культуры.
9. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведённого на них количества академических часов и виды учебных занятий:
Наименование и краткое содержание разделов и тем дисциплины (модуля) Форма промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) Всего (часы) В том числе
Контактная работа (работа во взаимодействии с преподавателем) Виды контактной работы, часы Самостоятельная работа обучающегося, часы (виды самостоятельной работы — эссе, реферат, контрольная работа и пр. — указываются при необходимости)
Занятия лекционного типа* Занятия семинарского типа* Всего
Тема 1. Феноменологическое введение в философию 24 6 6 12 12
Тема 2. Историческое развитие философии. Понятие мировой философской мысли: европейская классика 56 14 14 28 28
Тема 3. Историческое развитие философии. Классическая философия в России 32 8 8 16 16
Тема 4. Историческое развитие философии. Современная западная философия как рецепция философской классики 32 8 8 16 16
Тема 5. Логический метод разумного мышления и понятия истины. Философия и методология науки 56 14 14 28 28
Тема 6. Философское мировоззрение. Основы энциклопедии философских наук 64 16 16 32 32
Тема 7. Философия образования и процесс формирования личности 24 6 6 12 12
Промежуточная аттестация экзамен
Итого 288 144 144
* Часы, отводимые на проведение промежуточной аттестации, выделяются из часов самостоятельной работы обучающегося.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1. Феноменологическое введение в философию.
1.1. Опыт (обыденный и научный) как процесс истины — процесс отношения сознания и предмета, мышления и бытия.
1.2. Искусство как творческое созерцание истинной красоты.
1.3. Религия как представление о Боге — единой истине всего сущего и мыслимого.
1.4. Философия как способ разумного мышления и понятия истины — отношения мышления и бытия.
Тема 2. Историческое развитие философии. Понятие мировой философской мысли: европейская классика.
2.1. Античная философия от Фалеса и Парменида до Плотина и Прокла включительно как преимущественно отрицательное отношение философии к обыденному и мифологическому опыту человеческого духа. Отрицая опыт, философия в первую эпоху своего исторического развития утверждает себя как превосходящий опыт способ духа.
2.2. Средневековая и новая философия от Ансельма Кентерберийского до Дэвида Юма включительно как преимущественно положительное отношение философии к опыту религиозного духа и эмпирических наук о природе и человеке. Такое отношение к опыту философия занимает в эту эпоху потому, что христианское вероучение и эмпирические науки о природе и человеке возникли под влиянием античной философии.
2.3. Немецкая классическая философия от Канта до Гегеля включительно как конкретное отношение философии к опыту вообще. Это отношение делает классическую философию в эту последнюю эпоху её истории способом философского обоснования и вполне разумного переосмысления истинного содержания опыта духа.
Тема 3. Историческое развитие философии. Классическая философия в России.
3.1. Общее понятие русской философии. Русская религиозно-философская мысль как опыт развития европейской философской классики. Христианские основания русской философии и процесс их становления в русской средневековой культуре.
3.2. Интуитивный этап истории русской философии: П. Я. Чадаев, западники и славянофилы.
3.3. Рефлективный этап истории русской философии: В. С. Соловьёв. Развитие Соловьевым философии всеединства в русской философии серебряного века. Философия имени, софиология и философия соборности в России.
3.4. Становление спекулятивного этапа истории русской философии. Абсолютная диалектика — абсолютная мифология А. Ф. Лосева. Советская философии как развитие принципов всеобщей диалектики мышления и бытия: Э. В. Ильенков, М. К. Мамардашвили, А. А. Зиновьев. Всеобщая диалектика Е. С. Линькова. Философская мысль в современной России.
Тема 4. Историческое развитие философии. Современная западная философия как рецепция философской классики.
4.1. Логика классической философии как бесконечной актуальности.
4.2. Формы откровения классический философии в истории постклассической мысли:
- диалектика бытия в реализме, психологизме, логицизме, первом позитивизме;
- диалектика сущности в волюнтаризме, интуитивизме, философии жизни, материализме, эмпириокритицизме, неокантианстве, феноменологии, прагматизме, экзистенциализме;
- диалектика понятия в логическом позитивизме, структурализме, постмодернизме.
Тема 5. Логический метод разумного мышления и понятия истины. Философия и методология науки.
5.1. Категории бытия: качество (бытие, ничто, становление, реальность, идеальность), количество (количество как таковое, определённое количество, степень), мера (конечная и бесконечная).
5.2. Отношения сущности: тождество, различие, основание, существование, вещь, явление (мир явлений, содержание и форма, отношение целого и части, силы и её обнаружения, внешнего и внутреннего), возможность, действительность, субстанциальное отношение, причинное отношение, взаимодействие.
5.3. Моменты развития понятия: всеобщее, особенное, единичное, суждение, заключение, объект (механизм, химизм, телеология), идея жизни, теоретическая идея познания (аналитического и синтетического методов) и практическая идея воли, идея истины в полноте логического метода её мышления и понятия.
5.4. Философия как всеобщая методология науки. Идея науки философии.
5.5. Система всеобщей диалектики мышления и бытия.
Тема 6. Философское мировоззрение. Основы энциклопедии философских наук.
6.1. Философия природы как внешнего духу бытия истины.
6.1.1. Механическая природа: пространство, время, движение, материя, толчок, падение, небесная механика (тяготение и солнечная система).
6.1.2. Физическая природа: свет, стихии, удельный вес, сцепление, звук, теплота, электричество индивидуального тела, химический процесс.
6.1.3. Органическая природа: геологическая природа и жизнь земли, растительная природа, животный организм, половое отношение, болезнь и смерть живого индивида.
6.2. Философия духа как истины, из природы обращающейся на себя.
6.2.1. Антропологический дух как душа человеческого тела (природная, чувствующая и действительная душа).
6.2.2. Генезис духа: сознание (чувственное сознание, восприятие, рассудок), самосознание (вожделеющее, признающее, всеобщее), разум.
6.2.3. Дух как таковой: теоретический дух (созерцание, представление, мышление) и практический дух (влечение и произвол, счастье, воля как свободный дух).
6.2.4. Правовой дух: собственность, договор, преступление и наказание.
6.2.5. Моральный дух: умысел, намерение и благо, добро и зло.
6.2.6. Нравственный дух: семья, гражданское общество и государство.
6.2.7. Патриотическое умонастроение (моменты философского понятия патриотизма, ложный и истинный патриотизм).
6.2.8. Мировая история: дух народа, роль личности, всемирно-исторические эпохи (восточный мир, греко-римский мир, романо-германский мир, русский мир).
Тема 7. Философия образования и процесс формирования личности.
7.1. Философия как образование духа в качестве самой себя знающей истины.
7.2. Принцип и содержание энцикличности формирования личности как основы формирования научного энциклопедизма.
7.3. Всеобщая история образования духа и развитие идеи философской энциклопедии.
7.4. Феноменология русского духа: отечественная история борьбы за логос на пути к новой пайдейе.
10. Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу
1. Идея философии как науки о всеобщем. Предмет, основные задачи, общая логика и систематика философского знания.
2. Природа обыденного и научного опыта.
3. Форма и содержание искусства как художественного творчества.
4. Форма и содержание религиозного духа.
5. Философский дух в его отношении к предфилософским фазам духовного развития.
6. Происхождение и характер античной философии. Основные идеи и этапы развития античной философской мысли.
7. Форма и содержание Средневековой и Новой философии.
8. Форма и содержание классической немецкой философии.
9. Происхождение и характер современной западной философии.
10. Содержание и формации отечественной философской мысли.
11. Диалектика категорий бытия.
12. Диалектика отношений сущности.
13. Диалектика моментов развития понятия.
14. Форма и содержание логического метода мышления и понятия истины.
15. Философское понятие природы.
16. Определённость содержания механической природы.
17. Определённость содержания физико-химической природы.
18. Определённость содержания органической природы.
19. Философское понятие духа.
20. Определённость содержания антропологической фазы духовного развития.
21. Определённость содержания феноменологической фазы духовного развития.
22. Определённость содержания психологической фазы духовного развития.
23. Определённость содержания правового духа.
24. Определённость содержания морального духа.
25. Определённость содержания нравственного духа.
26. Философское понятие мировой истории и эпох всемирно-исторического процесса.
27. Философия как образование духа: опыт самопознания истинного в человеке.
28. Духовный универсализм формирования личности как основы научного энциклопедизма.
29. Всеобщая история образования духа и развитие идеи философской энциклопедии.
30. Феноменология русского духа: отечественная история борьбы за логос на пути к новой пай-
31. Философские и духовно-исторические основания разумного понимания российской государственности. Философская сущность национально-государственного самосознания, гражданской идентичности и патриотизма.
32. Пути и перспективы духовного развития России в мире. Русская философия в глобальных процессах современности.
11. Ресурсное обеспечение
Перечень основной и дополнительной литературы
Основная литература
Античная философия : энциклопедический словарь / редколлегия: П. П. Гайденко, М. А. Солопова и др. М., 2008.
Новая философская энциклопедия : в 4 т. / ред. совет: Степин В. С., Гусейнов А. А., Семигин Г. Ю., Огурцов А. П. и др. М. : Мысль, 2010. 744 с. URL: https://iphlib.ru/library/library/collection/newphilenc/page/about.
Русская философия : энциклопедия / под ред. М. А. Маслина. 4-е изд. М., 2022.
Линьков Е. С. Лекции разных лет. СПб., 2012. Т. 1. URL: https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/ istorija_nemeckaja_klassicheskaja/linkov_e_s_lekcii_raznykh_let_t_1/12-1-0-3446.
Линьков Е. С. Лекции разных лет по философии. СПб., 2017. Т. 2. URL: https://www.klex.ru/ua0
Линьков Е. С. Лекции разных лет по философии. СПб., 2022. Т. 3.
Муравьев А. Н. Философия и опыт: Очерки истории философии и культуры. СПб., 2015.
Дополнительная литература
Власов А. Д. Словарь по философии Гегеля : в 2 т. Т. 1: Феноменология духа. М., 1997. T. 2. Наука логики. М. : Заря, 2000. URL: https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/slovari_ehnciklopedii/vlasov-slovar-po-filosofii-gegelya
Гегель Г. В. Лекции по истории философии. М. : Директ—Медиа, 2009. URL: http://biblioclub.ru/index. php?page=book_red&id=36276.
Гегель Г. В. Ф. Наука логики. СПб., 2005.
Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук : в 3 т. М., 1977.
Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика. М., 2000.
Зеньковский В. В. История русской философии : в 2 т. М. : Директ — Медиа, 2017. URL: http:// biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=36337.
Зотов А. Ф. Западная философия XX века : учебное пособие. М. : Директ — Медиа, 2009. URL: http:// biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=36327.
Зотова И. В. Идея образования субъекта в спекулятивной философии Г. В. Ф. Гегеля : монография. Краснодар : КубГУ, 2016.
Жан И. Логика и существование. Очерк логики Гегеля. СПб., 2016. URL: https://platona.net/load/knigi_ po_filosofii/logika/ippolit_logika_sushhestvovanie_ocherk_logiki_gegelja/18-1-0-3835.
Лосев А. Ф. Вещь и имя. Самое само. СПб., 2016.
12. Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
1. Национальная философская энциклопедия. URL: http://terme.ru
2. Философский портал. URL: http://www.philosophy.ru
3. Портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование». URL: http://www.humanities. edu.ru
4. Федеральный портал «Российское образование». URL: http://www.edu.ru
5. Портал «Философия online». URL: http://phenomen.ru
6. Электронная библиотека по философии. URL: http://filosof.historic.ru
7. Электронная гуманитарная библиотека. URL: http://www.gumfak.ru
8. Электронная библиотечная система «Университетская библиотека ONLINE». URL: http://www. biblioclub.ru
Информация об авторах
П. Е. Бойко — доктор философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии. А. Н. Муравьев — доктор философских наук, профессор кафедры истории философии.
М. О. Орлов — доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой теологии и религиоведения, декан философского факультета.
Information about the authors
P. Ye. Boyko — Doctor of Philosophical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Philosophy.
A. N. Muravyev — Doctor of Philosophy, Professor of the Department of History of Philosophy.
M. O. Orlov — Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Head of the Department of Theology and Religious Studies, Dean of the Faculty of Philosophy.
Статья поступила в редакцию 20.04.2023; одобрена после рецензирования 01.06.2023; принята к публикации 12.06.2023.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
The article was submitted 20.04.2023; approved after reviewing 01.06.2023; accepted for publication 12.06.2023.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article.
The authors declare no conflicts of interests.