Научная статья на тему 'КИТАЙСКАЯ СИСТЕМА ТОТАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ЗА ОБЩЕСТВОМ'

КИТАЙСКАЯ СИСТЕМА ТОТАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ЗА ОБЩЕСТВОМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
932
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Кронос
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВОЕ МОШЕННИЧЕСТВО / ПРЕФЕРЕНЦИИ И ШТРАФЫ / ЧЕРНЫЙ СПИСОК / СТЯЖАТЕЛЬСТВО / ПАРТИЙНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ РУКОВОДСТВО / ДОСТУП К БЛАГАМ / ЗАКОНЫ РОБОТОТЕХНИКИ / FINANCIAL FRAUD / PREFERENCES AND FINES / BLACKLISTING / MONEY-GRUBBING / PARTY AND STATE LEADERSHIP / ACCESS TO BENEFITS / LAWS OF ROBOTICS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петров Александр Арсеньевич

В основу китайской системы надежности положено учение русского, советского ученого И.П.Павлова с учетом китайской специфики. Ведется непрерывный контроль за бизнес-активностью с целью заставить бизнес-структуры соблюдать рыночные правила и принципы и требования рыночного регулятора. За несоблюдение этих правил компанию вносят в черный список с соответствующими ограничениями ведения бизнеса. Система преференций и штрафов должна очистить бизнес-сообщество Китая от недобросовестных предпринимателей и повысить рейтинг Китая как крупного мирового производителя и поставщика качественной продукции на мировой рынок. Добиться поставленных целей мешает коррупция и стяжательство чиновников. Система контроля жестко нейтрализует все источники критики партийно-государственных структур от их геолокации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Петров Александр Арсеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHINESE SYSTEM OF TOTAL CONTROL OVER SOCIETY

The Chinese system of reliability is based on the teachings of the Russian, Soviet scientist I.P. Pavlov, taking into account the Chinese specifics. Continuous monitoring of business activity is carried out in order to force business structures to comply with market rules and principles and requirements of the market regulator. For non-compliance with these rules, the company is blacklisted with the appropriate restrictions on doing business. The system of preferences and fines should clear the Chinese business community of unscrupulous entrepreneurs and raise China's rating as a major global manufacturer and supplier of quality products to the world market. Corruption and money-grubbing of officials interfere with achieving the set goals. The control system strictly neutralizes all sources of criticism of party and state structures from their geolocation.

Текст научной работы на тему «КИТАЙСКАЯ СИСТЕМА ТОТАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ЗА ОБЩЕСТВОМ»

КИТАЙСКАЯ СИСТЕМА ТОТАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ЗА ОБЩЕСТВОМ

Петров Александр Арсеньевич

доктор экономических наук, профессор Московский государственный юридический Университет имени О.Е.Кутафина.

Москва

CHINESE SYSTEM OF TOTAL CONTROL OVER SOCIETY

Petrov Alexander Arsenievich

Doctor of Economics, Professor Moscow State Law University named after O.E. Kutafin.

Moscow

Аннотация. В основу китайской системы надежности положено учение русского, советского ученого И.П.Павлова с учетом китайской специфики. Ведется непрерывный контроль за бизнес-активностью с целью заставить бизнес-структуры соблюдать рыночные правила и принципы и требования рыночного регулятора. За несоблюдение этих правил компанию вносят в черный список с соответствующими ограничениями ведения бизнеса.

Система преференций и штрафов должна очистить бизнес-сообщество Китая от недобросовестных предпринимателей и повысить рейтинг Китая как крупного мирового производителя и поставщика качественной продукции на мировой рынок. Добиться поставленных целей мешает коррупция и стяжательство чиновников.

Система контроля жестко нейтрализует все источники критики партийно-государственных структур от их геолокации.

Annotation. The Chinese system of reliability is based on the teachings of the Russian, Soviet scientist I.P. Pavlov, taking into account the Chinese specifics. Continuous monitoring of business activity is carried out in order to force business structures to comply with market rules and principles and requirements of the market regulator. For non-compliance with these rules, the company is blacklisted with the appropriate restrictions on doing business.

The system of preferences and fines should clear the Chinese business community of unscrupulous entrepreneurs and raise China's rating as a major global manufacturer and supplier of quality products to the world market. Corruption and money-grubbing of officials interfere with achieving the set goals.

The control system strictly neutralizes all sources of criticism of party and state structures from their geolocation.

Ключевые слова: Финансовое мошенничество, преференции и штрафы, черный список, стяжательство, партийно-государственное руководство, доступ к благам, законы робототехники.

Keywords: Financial fraud, preferences and fines, blacklisting, money-grubbing, party and state leadership, access to benefits, laws of robotics.

1. Система ССК-SCS и бизнес

С 2019 г. требования системы социального рейтинга были распространены на бизнес, включая иностранные компании. Контроль за бизнес-активностью является одним из четырех направлений системы CCK-SCS, содержащихся в документе Госсовета «О планировании строительства системы социального кредита (2014—2020)» - коммерческая целостность.

Эти требования насчитывают 300 позицией, включая налоговый контроль, охрану окружающей среды, безопасность труда, качество продукции, кибербезопасность и т. д. [1]

Особое место в китайском обществе заняли финансовое мошенничество, микрокоррупция, антисанитария, массовое производство контрафактных и некачественных товаров.

Наладить трудовую, производственную, финансовую дисциплину в предпринимательской среде, заставить соблюдать рыночную этику требует огромных усилий и времени. Китай вышел на мировой рынок как крупнейший производитель некачественной и контрафактной продукции, доля которой, по данным OECD, составляет примерно 63% [2].

Значительная часть рейтинговых требований относится к соблюдению рыночных принципов и правил, соблюдение которых зависит не только от самой компании, но также от её партнеров и их рейтинга. Сегодня половина договоров, заключенных между китайскими предпринимателями, выполняется по правилам нравственности.

Народная мудрость гласит: от тюрьмы и от сумы не зарекайся. Так и в бизнесе. Любой предприниматель может столкнуться с непреодолимыми обстоятельствами и обанкротиться, оцениваемое низкими баллами. Обанкротившемуся предпринимателю Цзя Юэтин - учредителю и владельцу китайской

технологической компании LeEco и одной из крупнейших онлайн-видео компаний в Китае, запрещено проводить финансовые транзакции, пользоваться самолетами и скоростными поездами, брать банковский кредит, останавливаться в престижных отелях и делать крупные покупки. Эти ограничения распространяются и на членов его семьи [3].

В бизнес-секторе от системы ССК-SCS ожидают наведения порядка и принуждения всех бизнес -структур к соблюдению установленных правил и принципов ведения предпринимательской деятельности, соблюдению налоговых требований и своевременной уплате налогов, поставок на потребительский рынок качественной продукции, соответствующей принятым стандартам, соблюдению норм нравственности и честности во взаимоотношениях с представителями властных структур и выполнения требований регуляторов рынка.

Системы ССК-SCS должна способствовать воспитанию и перевоспитанию китайских предпринимателей, чистке китайского рынка от недобросовестных предпринимателей и повышению рейтинга Китая как крупного мирового производителя и поставщика качественной продукции на мировой рынок. Успехи видны. Электронная продукция (смартфоны, ноутбуки, планщетники, телевизоры) китайского производства соответствует мировым стандартам и теснит мировые бренды.

Система социального кредита охватывает все 33 млн. предпринимательских организаций страны независимо от их размера - от малого до крупного бизнеса. При расчете/определении социального рейтинга учитываются соблюдение рыночных правил, налоговые отчеты и своевременная уплата налогов, судебные решения, качество продукции, государственное лицензирование, условия найма работников, количество сотрудников-членов компартии, безопасность труда, вопросы охраны окружающей среды, административные наказания со стороны регуляторов рынка [4].

При определении рейтинга компании учитываются многообразные параметры: степень соблюдение и нарушения законодательства, социальная ответственность, уровень общественного рейтинга, наличие лицензий на ведение того или иного вида производственно-торговой и иной предпринимательской деятельности, регистрация в органах контроля, срок рыночной жизни организации, структура акционеров, взаимоотношения с госорганами, финансовая прочность и налоговая дисциплина, управление финансами и кредитами, уровень дохода и прибыли, договорная дисциплина, производственные отношения, состав трудового коллектива и его квалификация, безопасность труда и охрана окружающей среды, соблюдение принятых стандартов и качество продукции, деловая репутация.

При низком рейтинге компания лишается льготного кредита и доступа к госзаказам, ужесточаются налоговые и финансовые требования, возникает угроза отзыва лицензии и ведения экспортно-импортных операций.

Высокий рейтинг - это льготное кредитование и льготное налогобложение, привилегии на рынке госзаказов, господдержка экспортно-импортных операций.

По мнению профессора Ван Шуцзин пекинского Столичного педагогического университета, вести бизнес в Китае без социальной системы доверия слишком рискованно, поскольку примерно половина всех контрактов не выполняются. Система гражданского рейтинга оценивает финансовые данные и моральные качества человека, воспитывая честное отношение и повышая уровень доверия всего населения с целью повысить общую конкурентоспособность национальной экономики [5].

По словам заместителя председателя NDRC Лянь Вэйлян, существующие в бизнесе меры стимулирования и наказания в рамках системы социального кредита основаны на законах и нормативных актах. За серьезные нарушения, особенно угрожающие жизни и имуществу, к компании применяются жесткие меры наказания, такие как временный или постоянный запрет на доступ к рынку и даже тюремный срок [2].

Предприниматель Ву Сяньгуаня приговорен к тюремному заключению и штрафу за незаконную продажу доступа к услугам VPN-сетей - виртуальная частная сеть, пропускающая интернет-трафик пользователей через сервера, расположенные в других странах, на которые не распространяется юрисдикция китайских регуляторов [6].

Экс-председатель правления China Telecom Чан Сяобин приговорен за взяточничество к шестилетнему тюремному заключению и штрафу в размере 72,6 тысячи долл. [7]

Вопрос доверия в китайской бизнес-среде приобретает все большее значение в современном обществе. Поступательное прогрессивное развитие предпринимательской деятельности и соответственно национальной и мировой экономики возможно в условиях общественного доверия, соблюдения принципов и правил рынка. За несоблюдение этих правил компанию вносят в черный список с соответствующими ограничениями ведения бизнеса. Компания, честно ведущая бизнес, получает привилегии при прохождении бюрократических процедур. Этой важной информацией государственные учреждения делятся между собою, чтобы выявлять компании-нарушителей и «правильные» компании с последующим введением санкций против нарушителей и поощрением других всеми государственными учреждениями и службами.

Любая компания - это прежде всего люди: руководители, ведущие специалисты, сотрудники, обслуживающий персонал. И естественно возникает вопрос: можно им доверить или нет, они подведут или нет.

Система балльно-рейтингового контроля за деятельностью компаний распространяет надзор на руководителей и официальных представителей компании, связывает поведение частных лиц с их деловой деятельностью. Нарушителей заносят в черные списки.

Применение штрафных санкций к компаниям и их руководителям может нанести при определенных условиях социально-экономический ущерб территории, на которой расположены предприятия компании, и стране, подорвав ее репутацию в глазах мирового сообщества. Ограничительно-штрафные санкции могут привести к сокращению и даже сворачиванию производственной деятельности компании, что автоматически увеличивает безработицу, отражающейся на социальной обстановке, снижению налоговых поступлений в бюджет, нарушению поставок и партнерских отношений.

Болезненно восприняли систему ССК-8С8 иностранные предприниматели, ведущие бизнес в Китае. Они стремятся понять требования системы ССК-8С8 к ведению бизнеса в Китае. Руководство иностранных компаний понимает, что игнорирование и/или непонимание этих требований означает уход с китайского рынка и, как следствие, приведет к значительным потерям.

Система ССК-8С8 для иностранных компаний в Китае может стать инструментом в международных торговых спорах и инструментом предоставления преимуществ китайским компаниям.

Новая система также создает серьезные неудобства для иностранных компаний, которые обеспокоены тем, что она может использоваться в качестве оружия в ходе международных торговых споров или для предоставления преимуществ отечественным компаниям.

Последствия социального рейтингования для компаний могут быть различными: при «положительном поведении» компания получит льготный налоговый режим, лучшие условия кредитования, лучшие отношения с властными структурами. Им будет легче работать на китайском рынке. Недостаточное количество социальных баллов может привести к противоположным последствиям, вплоть до отзыва разрешения работать в Китае.

Открытость рынка для зарубежного капитала требует от иностранных предпринимателей бескомпромиссного соблюдения формулы «иностранные инвестиции - китайская эксплуатация -китайское владение». В соответствии с законом иностранные компании могут работать на китайском ИКТ-рынке, если постоянно делятся с местными производителями своей передовой технологией. Сегодня эта стратегия применяется в сфере ИИ-технологий.

Требования системы ССК-8С8 распространяются и на иностранные и китайские компании, действующие в СЭЗ. Масштабно поощряется стратегия «Опоры на собственные силы» с акцентом на высокие затраты на НИОКР. В 2015 г. в Китае насчитывалось 238 СЭЗ, в том числе 7 - специальных экономических зон, 90 зон технико-экономического развития государственного уровня, 114 зон новых и высоких технологий, 13 свободных таможенных зон, 14 зон приграничного экономического сотрудничества государственного уровня и Шанхайская зона свободной торговли [8].

Эти зоны источник китайских «инноваций», сотрудничества с ведущими зарубежными специалистами.

2. Менеджмент и система ССК-8С8

Любая организация, предприятие, компания - это прежде всего люди: исполнители и руководители низшего, среднего и высшего уровня. Как известно из теории и практики менеджмента успех компании, её процветание и прибыль во многом зависит от руководителя: как организует работу, какую систему взаимоотношений выстроит, какие условия создаст для выполнения своих решений. Можно смело сказать, что 90% успеха организации обеспечивает руководитель.

Руководство бизнес-структур - это собственники и топ-менеджмент компаний - являются непосредственными двигателями развития национальной экономики и лицом китайского бизнеса, представляющего Китай в мировом бизнес-сообществе. Они занимают особое место в ССК, требуя к себе и особого отношения. Ограничение прав и возможностей собственников-руководителей компаний может негативно сказаться на занятости (это масса населения), на экономическом развитии, на ВВП, на торгового-экономических отношениях с зарубежными контрагентами и как бумеранг на внутреннем положении страны. Введение санкций против бизнес-структур значит рубить сук, на котором сидишь. Применяемый к этой группе система ССК-8С8 не может быть такой же, как и к первой группе - группе рядовых исполнителей. Ущерб может измеряться не только количественно в финансовом измерении, но и в социальном - в результате закрытия предприятия, в переносе бизнеса в другой регион страны или переноса в другую страну. Поэтому в отношении этой категории китайских граждан система ССК-8С8 может быть только мягкой, естественны некоторые исключения. Но как говорится, рынок не знает чести. Бизнес не будет бизнесом, если однажды не обманет рынок. Компании и их руководство нарушают принятые правила ведения бизнеса, выпуская некачественную и/или контрафактную продукцию, задерживая погашение кредита, срывая выполнение договора и принятых обязательств, забывая о спонсорской деятельности. За эти серьезные нарушения руководителей и ответственных исполнителей согласно системе ССК-8С8 заносят в черные списки, снижают у них уровень доверия, лишают их права создавать и/или владеть бизнес-структурами в финансовой сфере, выпускать акции и облигации, проводить внешнеторговые операции, получать фондовые опционы и участвовать в тендерах на национальном и местном уровнях, блокируют доступ к правительственным субсидиям и государственной

поддержке. Снижение рейтинга доверия лишает руководителей бизнес-структур права переходить на высокопоставленные управленческие должности в государственных, партийных и военных структурах. При установлении нарушения местный чиновник приглашает руководство бизнес-структуры на беседу и предлагает разработать план устранения возникшего недоразумения. В отдельных случаях руководству и ответственным исполнителям может быть закрыт доступ к некоторым общественным благам. При этом учитывается возможный ущерб на экономику от принятия такого запретительного решения.

В отчете 2018 г. Государственного центра информации о системе социального кредита сообщается о внесении в «черные списки» почти 4 млн. юридических лиц, которые попадают под запрет участия в госзакупках, аукционах на землю, проведения операций на фондовом рынке, проведения экспортно-импортных операций [9].

Из мер поощрения предусматривается предоставлять высокорейтинговым руководителям и владельцам бизнеса дополнительные возможности льготного кредитования, дополнительные преференции при проведении тендеров на госзакупки и экспортно- импортных операций.

3. Руководящая и направляющая сила Китая и социальный самоконтроль

Цель и задачи формирования нового благонадежного человека были сформулированы руководством правящей партии страны, а механизмы формирования нового человека (системы CCK-SCS) были разработаны по ее заданию и под ее руководством. Правящая партия формирует руководство страны и считается незапятнанной честью и совестью китайского общества. Этот статус требует супер особой системы рейтингования (системы CCK-SCS), поскольку затрагивается репутация правящей партии. Неизлечимой болезнью партийно-государственного руководства являются вечные спутники государства: монополизация власти, стремление удержаться у власти, карьеризм, лицемерие, коррупция, стяжательство.

В первые годы социально-рейтингового эксперимента партийно-государственное руководство страны пользовалось иммунитетом от системы CCK-SCS. В 2018 г. на совместном заседании Главного управления ЦК КПК и Главного управление Госсовета Китая властям провинций было рекомендовано использовать одобренный опыт наказания руководящих партийно-государственных работников на уровне провинций и ниже с учетом показателей их социального рейтинга при переходе от экспериментальной к крупномасштабной проектируемой модели CCK-SCS и с 2020 г. публиковать черные списки партийно -государственных руководителей и партийных работников, владельцев бизнеса и топ-менеджеров, также было рекомендовано при соединении посредством любой мобильной или иной телефонной связи с лицами из черного списка предупреждать абонента с помощью автоматизированных информаторов, что он звонит человеку из черного списка и согласно системе CCK-SCS не вызывает полного доверия. Под контроль системы CCK-SCS попадают руководители низшего и среднего звена. Для руководителей высшего звена сохраняется иммунитет.

При падении рейтинга руководители партийно-государственных структур низшего и среднего звена лишаются права приобретать землю и недвижимость. В силу действия круговой ответственности запрет распространяется также на членов их семей, взрослых самостоятельных детей и разведенных супругов, несмотря на их положительные рейтинги. Они все автоматически заносятся в черные списки, что существенно ограничивает их права, в том числе возможность приобретать и/или легально вывозить валюту за рубеж, участвовать в бизнесе горнодобывающих компаний, вести внешнеторговую деятельность и операции на бирже.

Партийно-государственным руководителям среднего и низового звена с пониженным рейтингом и членам их семей ограничивается доступ также к общественным благам, включая престижное потребление, возможность путешествовать бизнес-классом и первым классом на высокоскоростных поездах и самолетах, останавливаться в престижных отелях, отдыхать на элитных курортах, запрещается посещать любые рестораны и ночные клубы, отдыхать за рубежом и обучать детей в платных престижных школах.

Из мер поощрения предусмотрено включать партийно-государственных работников среднего и низового звена с положительным социальным рейтингом в кадровый резерв государственного и муниципального значения и в специальные программы переподготовки кадров с последующим кадровым продвижением [9].

Как быть с высшим партийно-государственным руководством, сохранится ли у него иммунитет от системы CCK-SCS? При лишении иммунитета возникает вопрос: а судьи кто? Останется или нет каста неприкасаемых покажет время или достижение цели системы CCK-SCS снимет проблемы.

Ошибаться свойственно всем, не ошибается только ленивый. Но не все могут увидеть, осознать ошибку, тем более её автор. Ошибки, просчеты власти хорошо видны со стороны и особенно остро на них реагирует оппозиция. Однако критиковать центральную власть, плохо отзываться о ней это игра против себя. В тоже время критика местной власти, местных руководителей, местной экономики поощряется [11].

За критику и обвинение чиновника в коррупционных сделках журналист Лю Ху (Liu Hu) оказался в черном списке и соответственно был лишен доступа к общественным благам, включая право приобретать авиа- и железнодорожные билеты, что автоматически существенно ограничило его профессиональную деятельность [12].

Согласно введенным в 2016 г. правилам главные редакторы китайских интернет-сайтов несут персональную ответственность за их содержание. Считается, что введение этих требований стало реакцией власти на критику лидеров государства и ведет к усилению государственной цензуры. Оппозиция считает, что государственная власть Китая цензурирует интернет, удаляет и блокирует информацию, которую, по её мнению, гражданам не следует знать и обсуждать [13].

Критика системы социального рейтингования, как и власти не допускается. В 2009 г. власти Китая закрыли Facebook за критические комментарии пользователей в адрес руководства страны, размещаемые в ее соцсетях. Условием возврата на китайский рынок стало согласие Facebook соблюдать и работать по установленным в Китае правилам, передавать информацию китайскому руководству, обеспечить предварительную цензуру размещаемых материалов.

Kenneth Roth, Executive Director of Human Rights Watch (уйгур-мусульманин - заморский китаец) считает, что в Китае выстроена суперсовременная оруэлловская сеть тотальной государственной электронной слежки и изощренная система интернет-цензуры для выявления и пресечения любой несанкционированной критики [14].

Система позволяет власти нейтрализовать источники критики независимо от их геолокации.

Руководство страны намерено добиться увеличения уровня доверия внутри общества. И не скрывает своих намерений от населения, которое проинформировано о слежке через запущенные программы социального кредита. Часть населения воспринимает данный контроль нормальным, получая определенные льготы, другая образованная часть видит в ССК вторжение в частную жизнь и обеспокоена, что рано или поздно собранная информация может обернуться против.

Создание общества благонадежных граждан может завершиться установлением тотальной цифровой диктатуры.

Практическое применение системы ССК- SCS делит общество с позиции государства (правящей партии) на послушных, надежных граждан, которым за их послушание и надежность государство открывает доступ к общественным и коммерческим благам, и ненадежных граждан - людей «второго сорта», которым государство закрывает доступ к общественным и коммерческим благам, обрекая их на нищенское существование и постепенную деградацию. В таком обществе неизбежно поселяются доносительство, подозрительность и недоверие.

Рейтингуется все рядовое население, компании, служащие партийных и государственных органов, партийно-государственные чиновники низшего и среднего звена, различного рода некоммерческие и управленческие структуры и организации, и их руководство.

Общекитайская система социального кредита может трансформироваться в систему бюрократического контроля в интересах руководящей партийно-государственной элиты.

Проблема доверия правящей партии не снимается с повестки дня. Самоочищение идет уже второе десятилетие. Особенно усилилась борьба с коррупцией и вздоимством в верхних эшелонах партийно -государственного руководства страны в последние десять лет. К пожизненному заключению за коррупцию приговорен бывший член политбюро ЦК Компартии Китая, секретарь парткома мегаполиса Чунцина Сунь Чжэнцая, который обвиняется в получении взяток и использовании служебного положения в корыстных целях [15].

Чжан Ци - бывший мэр города Ганьчжоу и бывший член провинциального комитета Хайнаня КПК установил личный мировой коррупционный рекорд. В подвале его дворца обнаружено почти 13 тонн золота и сотни миллионов в долларовом эквиваленте. По оценке этих запасов с лихвой хватило бы для спасения двух Греций от дефолта [16].

Бесконечная чистка партийно -государственных рядов порождает у населения скепсис в отношении эффективности системы ССК-SCS.

4. Политика кнута и пряника

Вступление человечества в век робототехники преобразует все взаимоотношения и роли участников: человек, общество, государство.

Развитие робототехники является прямым результатом деятельности человека, роста его образования и образованности. Четвертая промышленная революция придала новый импульс развитию робототехники, которая вытесняет человека из процесса труда, тогда как предыдущие промышленные революции облегчали труд человека. Именно в процессе труда развивался, развивается и будет развиваться человек, его ум, логика мышления. Робототехника, вытесняя человека из процесса труда, подрывает прогрессивное развитие человека, что является угрозой человеку и не отвечает требованиям безопасности человека.

Уместно привести три закона робототехники, сформулированные ученым-биохимиком, профессором, писателем-фантастом Айзеком Азимовым (1920-1992) в рассказе «Хоровод» (1942): 1) робот не должен причинить вред человеку своим действием или бездействием; 2) робот должен выполнять все указания человека кроме направленных против человека; 3) обеспечивая свою безопасность, робот не должен навредить человеку.

Робототехника подобно двуликому богу Янусу имеет двойное назначение. Все зависит от ее использования и в чьих интересах она используется.

В преломлении воздействия трех законов робототехники на современное развитие и в условиях роста образования (приобретений знаний и компетенций в процессе обучения и/или эмпирическим путем) и образованности (результат образования, объем имеющихся у человека знаний, навыков, компетенций) населения наблюдается постоянная трансформация взаимоотношений между человеком/гражданином, обществом и государством/властью.

Законы из фантастики шагнули в жизнь и изменяют соотношения между человеком, обществом и государством/властью: 1) государство/власть не должна действовать во вред человеку - обществу, должны содействовать их развитию; 2) государство/власть, защищая интересы одной социальной группы, должно учитывать интересы всех остальных социальных групп общества на базе консенсуса; 3) обеспечивая свою безопасность, государство/власть не должны делать это в ущерб населению - обществу.

У любого явления имеется всегда две стороны. Вторая часть гласит 1) действия человека не должны подрывать устои государства; 2) человек должен соблюдать принятые правила общественного поведения; 3) защищая свои права, человек не должен подрывать устои государства/власти.

Фантастические законы робототехники противоречат интересам бизнеса и политики. Их соблюдение в бизнесе, в частности, повышение безопасности и экологичности продукции, удорожает выпускаемую продукцию, подрывает конкурентоспособность компании. В тоже время это забота о безопасности и здоровье человека.

Функционирование системы ССУ-SCS основано на современных достижениях ЧПР, включая умные девайсы и искусственный интеллект.

Официально утвержденного перечня показателей системы ССК- SCS в период реализации пилотных проектов не существовало. Ее основные контуры и базовые положения были обозначены идеологами правящей партии.

В Китае для рейтингования населения используют 1) пожизненный электронный идентификатор личности, 2) биометрическую идентификацию, 3) официальные показатели госорганов, 4) контрольные данные, 5) сигнальные данные, 6) ведомственная и локальная информация, 7) контекстные индикаторы.

Пожизненный электронный идентификатор личности (ПЭИЛ) присваивается каждому китайцу на основании закона об удостоверении личности 2003 г. и служит в качестве паспорта/удостоверения личности. ПЭИЛ имеют 90% городского населения и 50% сельского, предполагается до 2025 г. его будет иметь все население Китая. Вносить изменения в идентификатор могут только соответствующие госорганы. Идентификатор представляет собой 18-разрядный код с указанием имени, фамилии, даты рождения и иной информации о человеке.

ПЭИЛ служит важным источником и критерием надежности китайца, выполняя важную роль в системе CCK-SCS и сборе информации о владельце благодаря своему всеохватывающему использованию, которым наделил его закон.

Китаец не может провести анонимно ни одной операции, связанной с куплей/продажей/арендой собственности, техники, технических устройств, гаджетов, получением доступа к интернету, устройством или сменой работы. При этом в городе любые операции можно проводить только с использованием ПЭИЛ, который невозможно подделать, тогда как в сельской местности допускаются и бумажные документы. С 2021 г. использование ПЭИЛ приобретает обязательный характер при совершении в онлайн и оффлайн любых экономических, социальных и бытовых действия. ПЭИЛ дает полную детализированную информацию о жизнедеятельности каждого представителя 140-миллиардного населения Китая и населения в целом, а также отдельных народностей и социальных групп. Это порождает проблему архивации, обработки и хранения огромных массивов информации. По мнению Е.Лариной и В.Овчинского, на создание центра архивации и обработки этих постоянно пополняющихся данных потребуется не менее 10-15 лет [9].

Применение электронного идентификатора личности имеет технические ограничения. Как отмечалось выше, не все городское население имеет идентификатор личности, а в сельской местности почти у половины жителей его нет. К тому же небольшие города и сельские поседения не охвачены полностью сетью специальных электронных устройств для считывания электронного идентификатора личности.

Благодаря электронному идентификатору личности система ССК- SCS может работать с пятью типами показателей оценки надежности китайского гражданина:

1) официальные показатели;

2) контрольные данные;

3) сигнальные данные;

4) ведомственная и локальная информация;

5) контекстные индикаторы. И соответственно давать оценку человеку по его законопослушности и соблюдению законов, честности, аккуратности погашения задолженности, потребительскому поведению, активности в интернете и соцсетях, по контактерам, знакомым, друзьям и близким, поведению в общественных местах, по деловым связям.

Создается система тотального контроля над жизнью и поведением населения, отдельных групп и отдельной личности. Сдерживающим фактором является, во-первых, сложность охвата всей территории

страны и особенно сельской местности и небольших городов специальным smart-оборудованием, способным считывать электронные идентификаторы и обеспечить доступ к интернет сетям и терминалам, и во-вторых, нерешенная проблема хранения и обработки больших объемов данных.

Вводимая биометрическая идентификация делает любые транзакции абсолютно проницаемыми, являясь важным источником информации.

Официальные показатели госорганов включают ФИО гражданина, данные о его рождении, прописки/регистрации, учебе, месте работы, семейном положении, собственности, данные судебных и правоохранительных органов. Степень их правдивости зависит от физического и юридического лица, предоставляющего эти данные.

Контрольные данные уточняют официальные данные, степень их соответствия реальности. В случае несоответствия с подавшего такие данные снимаются баллы, а доносчик/информатор получает дополнительные баллы.

Сигнальные данные представляют сведения, поступающие в систему CCK-SCS после обработки и анализа информации с камер видеонаблюдения и интернета вещей. При негативных данных (нарушение норм порядка, морали, нравственности) рейтинг человека понижается, при благородном поступке рейтинг человека повышается.

Ведомственная и локальная информация сосредотачивается в базах данных компаний, организаций, предприятий, местных органов власти и включает данные о надежности, платеже- и кредитоспособности человека, его проступках и ошибках, взаимоотношениях в семье и с соседями, трудовой и производственной дисциплине, его поведении и активности в жизни местной общины.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Система CCK-SCS по замыслу должна интегрировать федеральные, ведомственные и местные базы сведений о гражданах.

Контекстные индикаторы - это данные о здоровье человека, его семейных отношениях, участии в воспитании детей и заботе о престарелых родителях .

В первые два года запущенные в разных регионах Китая экспериментальные скоринговые системы социального рейтингования работали с разными схемами поощрений и ограничений. По мере накопления и обобщения данных скорингового эксперимента проводилась корректировка системы поощрений и ограничений. В 2016 г. уточненный перечень ограничений граждан с низким рейтингом включал 1) запрет на работу в госучреждениях; 2) запрет занимать руководящие должности в пищевой и фармацевтической промышленности; 3) отказ в соцобеспечении; 4) повышенный досмотр на таможне; 5) запрет на бронирование и приобретение билетов на авиарейсы и спальные места в ночных поездах; 6) запрет бронировать номера в престижных гостиницах и ресторанах; 7) запрет обучаться в престижных вузах и обучать детей в элитных частных школах.

Результаты не заставили ждать. В 2018 г. 12 млн.человек были лишены доступа к общественным благам, в том числе 9 млн. граждан с низким рейтингом было запрещено пользоваться внутренним транспортом и 3 млн.человек были лишены права бронировать и приобретать железнодорожные билеты бизнес-класса [2]. Санкции, ограничивающие доступ к общественным благам, нарушают права человека и не соответствуют принципам рыночной экономики.

Социальный маховик ограничений и штрафов раскручивается и набирает силу. Уже в 2019 г. число «штрафников» почти удвоилось. Итог функционирования системы ССК-SCS в 2019 г. ужасен с точки зрения социального развития и доступа к общественным благам: 17,5 млн. чел. были лишены права приобретать авиабилеты, 5,5 млн. чел. - железнодорожные билеты, 2 млн. чел. лишились права обучать своих детей в престижных школах и университетах, 0,8 млн. чел. были лишены права - поступать в высшие учебные заведения. Лишаются права поступать в высшие учебные заведения уклонисты от военной службы [9].

Согласно информации Национальной комиссии развития и реформ Китая (National Development and Reform Commission of the People's Republic of China - NDRC) - государственного агентства, ответственного за планирование экономического развития КНР - на середину 2019 г., было отказано продать 26,82 млн. авиабилетов и 5,96 млн. железнодорожных билетов на высокоскоростные поезда ненадежным китайцам из черного списка. В то же время 4,37 млн. потерявших доверие китайцев предприняли попытку восстановить свой положительный рейтинг [10].

В период 2014-2020 гг. введенный бальный рейтинг, сохраняя общую концепцию поощрений граждан с высоким рейтингом и ограничений граждан с низким рейтингом, количественно и качественно значительно разнился как по городам, так и по схемам частных компаний, получивших лицензию на проведение социального рейтингования. В каждом проекте учитывались исторические и этнические особенности территории, численность и половозрастная структура населения, его образование, соотношение молодого и старшего поколений, сформировавшийся образ жизни.

В одних городах устанавливался количественный бальный рейтинг, в других - внутри бального рейтинга вводились категории. Балльный диапазон, находящийся в пределах 300-850 баллов, разбит на категории: положительная категория включает «А» и «В», негативно-штрафуемая - «С» и «D». Система создает комфортные условия для благонадежных, входящих в категории «А» и «В», и ущемляет интересы людей категорий «С» и «D».

Люди категории «С» и особенно «D» имеют низкий рейтинг и попадают под санкционный социальный пресс. Они лишаются возможности 1) получать какие-либо льготы, 2) работать в государственных структурах, 3) занимать руководящие должности в фармацевтической и пищевой промышленности, 4) пользоваться социальным обеспечением, 5) учиться в престижных вузах, 6) обучать детей в престижных частных школах, 7) бронировать и приобретать авиа- и железнодорожные места в скоростных поездах и спальные места в ночных поездах, 8) бронировать места в престижных отелях и люксовых ресторанах; 9) льготного прохождения таможни.

Alibaba при определении социального рейтинга учитывает пять факторов: 1) кредитную историю человека - своевременную оплату счетов за электричество или телефон; 2) исполнительность -возможность пользователя исполнять свои обязательства по контракту; 3) точность и правильность предоставленных персональных данных; 4) предпочтения и поведение - активность в соцсетях, виды покупок, что позволяет установить образование и социальны статус пользователя, семейное положение, финансовый достаток, возраст, ответсвтенность; 5) отношения - круг контактеров, знакомых и друзей. Компания Sesame Credit оценивает своих пользователей по шкале 350-950 баллов [5].

Власти Жунчэна в ходе реализации пилотного проекта решили применить проверенные тысячелетиями методы в новой системе CCK-SCS. Все население города было поделено на группы по 400 семей в каждой группе. Специально назначенные старшие таких секторов следят за жителями и собирают фото- и видеодоказательства недостойного поведения и отправляют эти данные в специальный городской информационо-аналитический центр, получая за это баллы.

Политические эффекты подобного механизма социального контроля в Китае описаны давно. Еще живший в II-I веках до н.э. классик китайской историографии Сыма Цянь писал, что баоцзя с ее круговой порукой и взаимной слежкой нередко использовалась властями в целях борьбы с оппозицией и выколачивания налогов с населения.

Время покажет, превратится ли система социального кредита в невиданную ранее цифровую диктатуру XXI века, всевидящего Большого брата, который неусыпно следит за тобой.

По данным NDRC, к концу мая 2018 года людям с плохим кредитом в Китае было заблокировано бронирование более 11 миллионов авиарейсов и 4 миллионов поездок на высокоскоростных поездах [17]. «Плохим» гражданам остаётся перемещаться по стране на менее комфортном транспорте или пешком. Фактически китайцы с низким рейтингом блокируются территориально. Действие системы CCK-SCS распространяется также на родственников штрафника.

В Китае человек, отказавшийся служить в армии или с пониженным рейтингом, лишается возможности учиться в старших классах, продолжить обучение, получить высшее образование. Более того, такой человек лишается права обучать своих детей в престижной частной школе и университете. В итоге возникает социальный замкнутый круг. В Китае отсутствует развитая пенсионная система, поэтому содержание престарелых родителей ложится на плечи детей. Без образования устроиться на работу и тем более хорошо оплачиваемую проблематично. Получается замкнутый круг: по системе CCK-SCS человек, попавший в черный список, не только в настоящем сам лишается многих возможностей, но лишается их и в будущем, поскольку блокирует своим детям доступ к качественному образованию, обрекая их на мизерный доход.

Закрыть доступ к образованию, значит лишить будущего подрастающее поколение, нацию, общество и государство.

Отсутствие должного образования закрывает путь к управленческим должностям в госучреждениях, банках и крупных промышленных предприятиях, но выталкивает его на социальное дно. Человек из черного списка не может рассчитывать на работу со стабильным нормальным заработком.

Вопрос - кто определяет рейтинг: человек или компьютерная программа. В случае с человеком не избежать субъективной оценки. На рейтинге может сказаться повышенное или пониженное эмоциональное состояние оценивающего, сведение счетов, «убедительная просьба», некомпетентность. Компьютерная программа не всегда может оценить причину несоблюдения установленных правил: переход улицы в неположенном месте неосознанно или сознательно с целью предотвращения наезда.

Люди с заниженным балльным рейтингом относятся к категории неблагонадежных -низкорейтинговым и обречены на принудительное маргинальное существование и принудительную деградацию.

Население и общество обучаются жить по балльной системе. Количество баллов в системе CCK-SCS влияет на настоящее и будущее человека и его семьи, его детей и внуков. Количество баллов определяют возможность доступа к общественным благам, включая транспорт, образовательные учреждения, кредитно-финансовые и страховые организации, социальные структуры,...

Балльный рейтинг влияет и определяет все стороны жизни человека и его семьи: возможность получить ипотеку или кредит, пользоваться общественным транспортом, возможность учиться в престижных учебных заведениях или учить в них своих детей, возможность обеспечить старость

Согласно принятому в 2016 г. документу «Руководящие рекомендации Госсовета КНР по становлению и совершенствованию механизмов поощрений лиц с высоким рейтингом доверия, и наказаний лиц, утративших доверие, для ускорения создания системы социального кредита» был, во -

первых, расширен список наказаний и, во-вторых, санкции за нарушение в одной сфере (например, переход улицы в неположенном месте) распространялись на все сферы - ипотеку, обучение, транспорт, социалка,...

Нарушители (по определению системы CKK-SCS) лишаются возможности работать и занимать управленческие должности в государственных структурах, журналистике, банках. Государство может снизить лицам с низким социальным рейтингом скорость интернета, закрыть доступ в престижные рестораны и гостиницы, запретить выезжать из страны.

На рейтинг предпринимательских структур влияют забота об экологии, состояние техники безопасности в организации, достоверность финансовой отчетности.

Поражение в правах согласно правилам и принципам системы CCK-SCS лишает гражданина и членов его семьи доступа к общественным благам, делает его изгоем и лишает его и его семью будущего. Действует принцип - коллективной ответственности и отвергается принцип - дети не отвечают за родителей.

C воспитательной целью и оказания психологического давления на нарушителей из черного списка определенная персональная информация о них размещается в Интернете и общественных местах (кинотеатрах, автобусах), также их дети лишаются возможности обучаться в частных престижных школах и университетах. Фактически у будущего поколения нет будущего.

Вокруг «неугодного» человека с пониженным социальным рейтингом создается атмосфера отчуждения. Такое психологическое давление не каждый может выдержать. Не приведет ли подобная атмосфера к суициду?

Поменять статус с негативного на положительный и вырваться из черного списка возможно, если последующие действия человека в течение 2-5 лет будут соответствовать установленным системой CCK-SCS правилам и принципам и окружающие оценят эти положительные изменения.

В отличие от нарушителей правил и принципов системы CCK-SCS китайцы с высоким социальным рейтингом имеют существенные привилегии и льготы: 1) возможность получать банковские кредиты с процентной ставкой на треть ниже установленной за счет государственной компенсации; 2) скидки до 25% цены на приобретение билетов на самолеты и скоростные поезда; 3) доступ к интернету с максимальной скоростью, 4) преимущества на получение лучших рабочих мест, возможность бесплатного повышения квалификации и включение в программы кадрового резерва; 5) обучение детей в лучших школах и возможность обучать детей за рубежом; 6) руководящие партийные и государственных работники получают возможность пройти переподготовку кадров по специальной программе с последующим продвижением и включением в кадровый резерв федерального и муниципального уровня; 6) топ менеджерам и владельцам бизнеса предоставляются дополнительные льготы при получении кредитов, предоставляются преференции при участии в тендерах на госзакупки, предоставляется государственная поддержка в экспортно-импортных операциях [9].

^танцы с повышенным (более высоким) социальным рейтингом имеют расширенный доступ к общественным благам и вознаграждениям: льготный прием у врача и в государственных учреждениях, определенные скидки в гостиницах, большая возможность трудоустройства, возможность обучать детей в престижных частных школах и ускоренного получения шенгенской визы.

Повышению социального рейтинга способствуют сдача крови, пожертвования на благотворительность, волантерство, общественные работы.

Вся информация об активности гражданина и его взаимоотношениях с домашними, соседями, сослуживцами, подчиненными, руководством, государственными и частными структурами, также как и о бизнес-активности компании из всех частных и государственных источников всех уровней, из соцсетей, из переписки по e-mail, месенджерах, интернета, от операторов сотовой связи, из систем видеонаблюдения должна поступать в единый информационно-аналитический центр, где должна аккумулироваться, обрабатываться и архивироваться.

Повышенное внимание уделяется деловым транзакциям физических и юридических лиц и их взаимоотношений с банковскими, финансовыми и налоговыми органами. Анализируется несколько сот тысяч параметров.

Теоретически и практически система CCK-SCS охватывает все население всех возрастов и без тендерного различия, но с учетом статуса гражданина и партийной принадлежности, а также распространяется на предпринимательское сообщество, состоящее из

организаций/предприятий/компаний, исполнителей и руководителей низшего, среднего и высшего звена.

Остается открытым вопрос степени/уровня справедливого применения системы CKC-SCS - кнута и пряника (поощрения и наказания) ко всем гражданам независимо от их статуса: крестьянину, горожанину, инженеру, гос.служащему, государственному и партийному руководителю. Роль, значение и влияние каждого из них на развитие страны или тяжести причиненного ущерба - разные. Будут ли какие исключения с учетом статуса гражданина? Нерешенным остается вопрос - чему отдать предпочтение: кнуту или прянику, наказанию или поощрению. По мнению Лариной Е. и Овчинскова В., на данной этапе развития Krnua предпочтение отдано системе наказания [9].

Утверждают, что система CCK-SCS знает о человеке больше, чем он сам.

Венцом системы ССК-SCS, ее инструментом наказаний выступают черные списки, в которые записывают людей, нарушивших принятые нормы поведения. До 2020 г. в черные списки не вносились имена руководящих государственных и партийных работников, владельцев и топ-менеджеров бизнеса.

В общекитайские черные списки заносятся физические и юридические лица - нарушители установленных рыночных правил и принципов, стандартов общественной и бытовой жизни.

Цель общекитайских черных списков отслеживать нарушителей установленных норм и правил и принудить их соблюдать введенные нормы и правила посредством применения к нарушителям штрафных санкций: запрет на использование своих денежных средств на текущих счетах для покупки автомобиля или предметов роскоши, отказ в выдаче загранпаспорта, запрет на полеты и поездки на поездах повышенной комфортности.

Система социального кредита предусматривает и ряд привилегий для граждан с высоким рейтингом. Они могут получить скидки на оплату ЖКХ, право на ускоренное оформление виз для поездок за границу, бронировать билеты и номера в гостиницах без залога.

Создавать собственные системы социального рейтингования разрешено частным финансовым и другим коммерческим учреждениям, которые используют наряду с данными о финансовом состоянии физических и юридических лиц информацию из социальных сетей. Последние являются важным бездонным источником информации о пользователе, включая его общественные интересы и индивидуальные предпочтения.

Частные системы социального рейтингования учитывают 1) данные о наличии кредита, его использовании и своевременном и регулярном погашении, 2) особенности поведения клиента при совершении коммерческой сделки, 3) имущество, активы и личную информацию о клиенте, 4) поведение и предпочтения клиента, 5) социальное поведение и социальный статус клиента, 6) информацию, связанную с мобильными платежами клиента, 7) данные о пожертвовании и благотворительности, 8) информацию о друзьях и знакомых с высокими кредитными рейтингами , 9) доброжелательность поведения в социальных сетях, 10) частую смену адреса (отрицательный фактор), 8) излишнюю увлеченность видеоиграми (отрицательный фактор), 9) мошенничество в онлайн играх.

Искусственное замедление скорости интернета — еще одно наказание для обладателей низкого социального рейтинга. По информации журнала Wired, эту меру применяют к гражданам, которые отметились частой покупкой видеоигр, долгим сидением в соцсетях или распространением фейковых новостей.

Частные системы социального кредитования сотрудничают с государством, которое дифференцирует клиентов частных систем социального кредитования с учетом набранных баллов на привилегированных и изгоев. Первым предоставляются льготы, вторые вносятся в черный список. Из предоставляемых государством льгот следует выделить возможность доступа к государственному медицинскому обслуживанию и визам для зарубежных поездок, возможность на получение лицензии на ведение внешнеторговой деятельности, возможность экспортировать и/или импортировать отдельные товары.

Одной из проблем вводимой системы остается вопрос подрастающего поколения. Как быть «неправильным» подросткам и юношам (особенно из сельской местности), совершивших незначительные правонарушения и не получивших нужного образования. У них уже априори заложен низкий рейтинг. Высокорейтинговые будут избегать общения с ними и с другими никорейтинговыми, чтобы не уронить собственный рейтинговый балл и не потерять доступ к общественным благам. Такой подход порождает кастовость и подталкивает общество к деградации. Китайский политолог Дэн Юйвэнь писал, что в современном обществе с размывающимися морально-этическими границами «происходит распад личности, нет даже элементарных сдержек - что добродетель, что бесчестие, когда вся нация руководствуется лишь интересами, такое общество деградирует до уровня борьбы за существование, до животного уровня» [19].

Применение системы социального кредита порождает некоторые серьезные проблемы: 1) должна ли система ССК- системы ССК распространяться на все население страны без исключения или существуют отдельные социальные группы, которые выводятся из-под её действия, или имеют некоторый иммунитет; 2) качественно и количественно система поощрения и наказания - привилегий и штрафов должна быть для всех социально-статусных групп населения равнозначной или дифференцированной с учетом социально -статусных различий; 3) должно ли соотношение между поощрениями и наказаниями быть сбалансированным или нет.

Симметричность равносильно признанию равенства между положительными и отрицательными качествами человека и соответственно мера поощрения уравновешивается мерой наказания.

Ассимметричность предполагает доминирование положительных или отрицательных качеству у населения. Ассимметричность определяет соотношение между системой поощрения и системой наказания.

Экспериментально запущенные в 2014 г. пилотные проекты в 30 городах не содержали единой оценочной системы. В систему ССК-SCS изначально был заложен социально-дифференцированный характер с учетом социальной структуры общества: рядовые граждане, руководство партийно -государственных структур высшего, среднего и низового звена, собственники и руководители бизнес-

структур. Естественно роль и значение каждой группы в развитии, укреплении и реализации поставленных задач разные: одни - исполнители, вторые трансформируют и организуют реализацию принимаемых решений, третьи - принимают решения и четвертые - руководят и конкретно обеспечивают социально-экономическое развитие. Дифференцированный подход, заложенный в оценочную систему, был подтвержден принятым в 2016 г. специальным меморандумом о необходимости использовать иную систему ограничений и наказаний руководящих партийных и государственных работников и представителей бизнеса.

Исполнители представлены рядовыми гражданами, составляющими общую и основную массу населения от разнорабочих до интеллигенции, от необразованных и малообразованных до специалистов-профессионалов высшей квалификации, от безропотных до критически думающих. Эта масса - очень разношерстная и разнокалиберная, которая однажды как цунами ведет себя неадекватно, становясь неуправляемой и взрывоопасной. Поведение, послушание и приверженность к национальным традициям и обычаям представителей этой массы населения определяется культурой, образованием, материально -финансовым обеспечением, местом в социальной иерархии общества.

Для этой массы населения система поощрения и наказания связана, во-первых, с поведением в общественных местах, занесением в черный список, ограничивающий возможности гражданина, взаимоотношения с близкими, соседями, друзьями и знакомыми, во-вторых, с доступом к общественным благам: бронирование и приобретение билетов на авиарейсы и железнодорожных билетов в спальных вагонах и скоростных поездах, в том числе со скидками до 25%, бронирование мест и проживание в люксовских отелях, возможность свободно передвигаться по стране, получать образование в университетах и обучать своих детей в престижных учебных заведениях, возможность пользоваться соцобеспечением и открывать кредитные карты, пользование возможностями интернета и соцсетей, возможность арендовать велосипед/автомобиль.

Лица с высоким социальным рейтингом пользуются преимуществами на конкурсах вакансий на лучшие рабочие места, получают возможность бесплатного повышения квалификации и включения в программы кадрового резерва, а также получают доступ к льготным банковским кредитам с пониженной на треть процентной ставкой.

В отчете 2018 г. Государственного центра информации о системе социального кредита сообщалось о 14 млн. нарушений, совершенных рядовыми гражданами Китая. В число нарушителей не попали руководящие партийно-государственные работники, средние и крупные предприниматели и топ-менеджеры. Значительная часть нарушений связана с просрочкой и задолженностью по кредиту, недостоверной рекламой, незаконной уличной торговлей, бытовым насилием, жестоким обращением с членами семьи и родственниками, нарушениями правил общежития и т.п. Гражданам с низким рейтингом ограничивают свободу передвижения. По данным Национального центра публичной кредитной информации Китая (National Public Crédit Information Center, NPCIC) 17,5 млн.китайских граждан лишены возможности бронирования и покупки авиабилетов и 5,5 млн. не имеют права покупать железнодорожные билеты, у 2 млн. чел. были ограничены возможности обучать детей в лучших школах и 0,8 млн. были лишены права поступать в высшие учебные заведения [9, 20].

Кредитные системы отслеживают своевременность оплаты счетов, мониторят кредитную историю, оценивают моральную сторону расходов. К таким нарушениям относится слишком большая трата времени и денег на видеоигры или легкомысленные непонятные онлайн-покупки. На снижение рейтинга влияет и fake news. Однако кто будет определять их правдивость - неизвестно.

Наказания включают запрет на авиаперелеты и использование скоростных поездов, частное школьное образование, заселение в дорогие отели, покупку предметов роскоши в онлайн-магазинах. Другие санкции включают отмену государственных субсидий, запрет на получение званий, госслужбу или работу в руководстве госпредприятий.

К серьезным нарушениям, за которые нарушителя вносят в черный список, относятся

1) отказ выполнять судебные предписания,

2) проигранный гражданский иск,

3) задолженность по уплате штрафов,

4) мошенническая деятельность.

По данным Верховного народного суда Китая (февраль 2017 г.) 6,15 млн. гражданам - нарушителям общественного порядка запрещено покидать страну в течение следующих четырех лет. Помимо этого, 1,65 млн. граждан из черного списка запрещено пользоваться железнодорожной системой страны [5].

Система штрафует тех, кто нарушает правила пользования общественным транспортом: ездит без билета, курит в поезде и просто ведет себя неподобающе

По словам главного управляющего Sesame Credit Ху Тао, система заблокирует ненадежному человеку возможность арендовать автомобиль, получить работу, взять кредит. Санкции постепенно ужесточаются. Согласно принятой поправке (25.09.2016) к документу «Механизмы предупреждения и наказания людей, склонных к нарушению доверия», ограничения на лицо, нарушившее доверие в одной области, распространяются на все области. В частности, запрещается посещать хорошие рестораны, клубы, отдавать детей в хорошие и частные школы, снижается скорость интернета, осложняется ведение бизнеса

с зарубежными партнерами и соответственно ледовые поездки за рубеж, запрещается свободный выезд и отдых за границей. Человек, потерявший доверие или попавший в черный список, теряет возможность получить образование за рубежом.

Скрытая сторона всех ограничений убрать на генетическом уровне инакомыслящих по принципу: дети отвечают за родителей, родители отвечают за детей. Такая система породит лицемерное поколение и скрытое сопротивление со стороны другой части [5].

Человек, соблюдающий установленные правила, получает привилегии, нарушившего правила -наказывают. В основу системы социального доверия положена методика дрессировки академика Павлова: за хорошее благонадежное поведение - поощрения и привилегии, за нарушения - наказание.

Система несовершенна и требует серьезной доработки. Многие лишаются социальных льгот из-за недоработки рейтинговой системы, которая не учитывает обстоятельства несоблюдения правил: один находится в больнице и не может оплатить счет, уведомление, другой уклоняется от уплаты.

Идеологической основой системы СКС-SCS является страх и надежность. Считается, что страх потери доверия движет людьми.

Список источников

1. Социальный рейтинг в Китае. 2020/05/28 https://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F:%D0%A1%D0% BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%80%D0%B5%D0% B9%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B3_%D0%B2_%D0%9A%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B5.

2. Китайское общество искренности. https://etika.nplus1.ru/privacy/dictatura

3. Может ли ваш цифровой профиль сработать против вас? 14.07.2019 https://www.e-xecutive.ru/finance/novosti-ekonomiki/1990700-mozhet-li-vash-tsifrovoi-profil-srabotat-protiv-vas

4. Китай продвигает противоречивую систему социального кредита для 33 млн компаний. 18.09.2019. https://www.vestifinance.ru/articles/125168

5. В мире. Китай: социальный кредит доверия на базе тотального наблюдения Posted on20.02.2019. http://guardinfo.online/2019/02/20/v-mire-kitaj-socialnyj-kredit-doveriya-na-baze-totalnogo-nablyudeniya/

6. Китайца посадили на 5,5 года за продажу УР^сервисов.22.12.2017 https://www.interfax.ru/world/593036

7. Экс-глава China Telecom приговорен к 6 годам тюрьмы за взяточничество. 31.05.2017. https://www.interfax.ru/business/564645

8. Цифровая экономика Китая: «Ассимиляция! Сопротивле-ние бесполезно!» Шульцева В. http://www.lastmile.su/journal/article/4702

9. Китайская система социального кредита: традиции и технологии в Китае всерьёз опасаются приближения нового смутного времени. 04.09.2019. Елена Ларина Владимир Овчинский. http://zavtra.ru/blogs/kitajskaya_sistema_sotcial_nogo_kredita_traditcii_i_tehnologii

10. Social Credit System. https://en.wikipedia.org/wiki/Social_Credit_System

11. Что такое цифровой тоталитаризм и возможен ли он в России. https://trends.rbc.ru/trends/industry/5e8efb879a79471cf805f2b3

12. Китайский журналист арестован за критику чиновника в Twitter. https://lenizdat.ru/articles/1115183/

13. В Китае вводят обязательное сканирование лиц пользователей смартфонов. 02 12.2019. https://www.bbc.com/russian/news-50623956

14. Китай как источник глобальной угрозы правам человека. https://www.hrw.org/ru/world-report/2020/country-chapters/337324

15. Бывший член политбюро ЦК КПК приговорен к пожизненному заключению. 08.05.2018. https://www.interfax.ru/world/611712

16. Китайский чиновник прятал в подвале дома 13 тонн золота. 26.09.2019 https://www.m24.ru/news/za-rubezhom/26092019/91374

17. Social Credit System. https://en.wikipedia.org/wiki/Social_Credit_System

18. Пекин введёт социальный рейтинг для жителей города в 2020 году. https://habr.com/ru/post/430866/

19. Большой брат 2.0. Как Китай строит цифровую диктатуру. Китайский путь 18.07.2017. https://carnegie.ru/commentary/71546

20. Система социального кредита в Китае: утопия или Большой Брат? 08.08.2019. Супрунюк Наталья. https://itc.ua/articles/sistema-soczialnogo-kredita-v-kitae-utopiya-ili-bolshoj-brat/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.