Научная статья на тему 'Китай в современной системе многосторонних институтов'

Китай в современной системе многосторонних институтов Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
4377
1022
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / CHINA / ПОЛИТИКА РЕФОРМ И ОТКРЫТОСТИ / REFORM AND OPENING UP POLICY / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИНСТИТУТЫ / INTERNATIONAL INSTITUTIONS / МНОГОСТОРОННЕЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / MULTILATERAL COOPERATION / РЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / REGIONAL COOPERATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лисицкая Маргарита Валерьевна

В статье анализируется деятельность Китая в некоторых международных организациях и параорганизациях. Выделяются цели и задачи, обусловливающие участие КНР в различных многосторонних институтах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHINA IN THE CONTEMPORARY SYSTEM OF MULTILATERAL INSTITUTIONS

China’s activities in certain international organizations and soft organizations are analyzed in this article. The purpose and intent which determine participation of PRС in various multilateral institutions are emphasized.

Текст научной работы на тему «Китай в современной системе многосторонних институтов»

М.В. Лисицкая

КИТАЙ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ МНОГОСТОРОННИХ ИНСТИТУТОВ CHINA IN THE CONTEMPORARY SYSTEM OF MULTILATERAL INSTITUTIONS

В статье анализируется деятельность Китая в некоторых международных организациях и параорганизациях. Выделяются цели и задачи, обусловливающие участие КНР в различных многосторонних институтах.

Ключевые слова: Китай, политика реформ и открытости, международные институты, многостороннее сотрудничество, региональное сотрудничество.

China's activities in certain international organizations and soft organizations are analyzed in this article. The purpose and intent which determine participation of PRС in various multilateral institutions are emphasized.

Key words: China, reform and opening up policy, international institutions, multilateral cooperation, regional cooperation.

Китайская Народная Республика является членом всех возможных для нее международных институтов и принимает активное участие в создании региональных групп. В общей сложности подписано более 300 международных договоров [1]. На сегодняшний день Китай входит в состав таких международных институтов, как ООН и ее специализированные учреждения (является постоянным членом Совета Безопасности), ВТО, ШОС, БРИКС, форум АТЭС и форум сотрудничества Китай-Африка, активно взаимодействует с АСЕАН, являясь «партнером по диалогу», принимает участие в работе «Большой двадцатки» и т.д.

Гун Шаопэн, профессор Института по исследованию международных отношений Института дипломатии, отмечает, что многосторонняя дипломатия нового Китая начинается с 1949 г. В настоящее время наблюдается существенное повышение числа китайских представителей, занимающих высокие должности в различных международных институтах. Так, в 1984 г. китайский юрист Ни Чжэнъао впервые был избран судьей Международного суда ООН; в 2006 г. сянганка Маргарет Чэнь стала генеральным директором ВОЗ; в 2008 г. профессор Пекинского университета Линь Ифу был назначен старшим экономистом Всемирного банка [2].

Участие в международных институтах помогает Китаю решать как политические, так и экономические задачи. Если в политике одной из его целей является осуществление справедливой политики на многосторонней основе,

то в экономике он стремится к обеспечению стабильного экономического роста, получению доступа на мировые рынки и расширению экономических связей с другими государствами. Решению этих задач, без сомнения, призвано способствовать членство Китая в таких организациях, как ВТО, МВФ, Всемирный банк и др.

Бурный рост экономического развития стран Азиатско-Тихоокеанского региона побудил Китай к активному участию в региональных международных институтах. Особое значение в данной связи имеет участие в форуме Азиатско-тихоокеанского сотрудничества. Экономические интересы толкают Китай к поиску путей взаимодействия с АСЕАН посредством создания единого таможенного пространства, а также к развитию и совершенствованию сотрудничества в рамках ШОС, в поле деятельности которой входят такие области, как энергетика, сельское хозяйство, инфраструктура, финансово-банковская сфера и т.д. [3]

Таким образом, в настоящее время Китай взял курс на активное участие в международных институтах, расширение взаимодействия в многосторонних форматах и усиление своей роли в них. Рассмотрим некоторые из этих международных форматов более подробно.

Китай в ООН. Среди организаций, членом которых является Китай, одно из важнейших мест принадлежит ООН. В октябре 1971 г. на 26-й Сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята резолюция «Восстановление законных прав Китайской Народной Республики в ООН», согласно которой КНР как единственный законный представитель китайского народа заменила Тайвань, в том числе среди постоянных членов Совета Безопасности.

Изначально Китай не отличался активной деятельностью в рамках организации. Ситуация изменилась с началом политики реформ и открытости. С 1992 г. Китай начинает присоединяться к основным режимам и конвенциям ООН, в числе которых соглашения по вопросам защиты интеллектуальной собственности, биоразнообразия, прав человека, по морскому праву и ядерной безопасности. Постепенно Китай превратился в одного из самых активных участников международного взаимодействия в рамках ООН [4].

В основе официального подхода Китая к своей деятельности в рамках ООН лежат представления о ее центральной роли в обеспечении международной стабильности [5]. При этом КНР призывает «уважать многообразие мира», сотрудничая как с развивающимися, так и с развитыми странами, что способствует более эффективному решению важных международных вопросов. В частности, Пекин подчеркивает важность получения развивающимися государствами от развитых государств новых технологий и инвестиций [6].

Помимо этого, Китай поддерживает идею реформирования ООН в целом и Совбеза в частности, в том числе посредством расширения числа его постоянных членов за счет развивающихся государств. Впрочем, к этому вопросу Китай подходит достаточно осторожно. Важным аспектом его деятельности является участие в миротворческих операциях ООН. По мнению китайских политиков и экспертов, это, во-первых, способствует интеграции государства в глобальную систему безопасности, во-вторых, помогает обеспечению собственной безопасности.

Будучи постоянным членом Совбеза ООН, Китай весьма осторожно и продуманно использует право вето, как подчеркивает китайская сторона, для предотвращения вмешательства во внутренние дела государств. Так, в январе 2007 г. КНР вместе с Россией и ЮАР голосовала против проекта резолюции «О ситуации в Мьянме», что мотивировалось отсутствием угрозы со стороны этого государства миру и безопасности в регионе. На протяжении последних лет Китай неоднократно налагал вето на резолюции по Сирии [7].

Китай в ВТО. 11 декабря 2001 г. после длительных переговоров Китай стал членом ВТО. Присоединение к этой организации было обусловлено намерением, во-первых, активно осваивать внешний рынок, диверсифицировать внешнюю торговлю, налаживать сотрудничество с другими экономическими субъектами; во-вторых, привлекать иностранные инвестиции и передовые технологии.

Вступление в ВТО потребовало от Китая больших уступок: изменения принципов внешней торговли, пересмотра механизмов привлечения иностранного капитала, реформирования собственной промышленности, снижения протекционистских мер, модернизации внутреннего законодательства и приведения собственной правовой системы в соответствие с международной практикой. Вместе с тем оговаривалось, что КНР представляет собой развивающуюся страну, более того, страну с «нерыночной экономикой», поэтому выдвигаемые требования должны быть соответствующими. В процессе переговоров подчеркивалось, что вступление производится поэтапно, исходя из национальных интересов КНР, ее права и обязанности должны быть установлены на справедливых основаниях [8].

Более активное участие Китая в глобальном разделении труда, которое стало возможно после вступления в организацию, положительно сказывается как на мировой экономике, так и на сохранении экономического роста и продолжении реформ внутри страны. Членство в ВТО также позволяет Китаю участвовать в разработке правил, регулирующих международную торговлю и инвестиции. С другой стороны, КНР получает возможность защищать свои

экономические интересы, добиваясь справедливого, равного участия в международных торгово-экономических отношениях.

Вступление Китая в ВТО коренным образом поменяло облик его экономики и торговли. Сегодня страна выступает крупнейшим игроком на мировом рынке. Существенно увеличился торговый оборот с США, Японией, ЕС, Австралией, Бразилией, Россией. Как член ВТО, Китай гораздо более привлекателен для иностранных инвестиций, которые способствуют созданию дополнительного числа высокооплачиваемых рабочих мест, увеличению налоговых поступлений в государственную казну и доступу к современным технологиям [9].

Китай в АТЭС. Еще одной важной международной структурой, в которой принимает участие КНР, является Форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, начавший свое функционирование в ноябре 1989 г. Китай присоединился к АТЭС в 1991 г.: для него это, прежде всего, важная площадка развития сотрудничества с другими экономическими системами региона и способ упрочения влияния [10].

В то же время многие ученые считают, что участие КНР в АТЭС не только укрепляет ее позиции в регионе, но и представляет некий внутренний вызов. Дальнейшая интеграция может вызывать противодействие как противников экономических реформ, так и частного бизнеса и интеллигенции. Кроме того, в рамках АТЭС Китай часто сталкивается с противодействием Японии и США и обострением традиционных противоречий [11].

Несмотря на это, Китай продолжает уделять большое внимание взаимодействию в рамках АТЭС, принимать активное участие в неформальных встречах лидеров АТЭС и выдвигать инициативы по дальнейшему развитию форума. Так, в 2009 г. на неформальной встрече руководителей АТЭС в Сингапуре Ху Цзиньтао заявил, что правительство Китая выделит 10 млн долларов для учреждения фонда сотрудничества Китай-АТЭС, который призван поощрять и поддерживать экономическое и научно-техническое сотрудничество китайских предприятий с АТЭС. Значение этих инициатив велико еще и потому, что около 70 % внешнего товарооборота Китая и свыше 70 % привлеченных им прямых иностранных инвестиций приходятся на членов АТЭС [12].

Китай в ШОС. Наравне с Россией Китай сыграл ведущую роль в основании и развитии Шанхайской Организации Сотрудничества, куда, помимо них, входят Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан. Этому способствовало стремление Пекина упрочить контакты со странами Центральной Азии, необходимость обеспечения стабильности и безопасности в регио-

не, а также поиск путей решения проблемы энергетического дефицита. Китай поддерживает повышение уровня роста торговли и инвестирования в Центральную Азию, рассматривает своих партнеров по ШОС как новых поставщиков энергоносителей, хотя на данном этапе прочность экономических связей оставляет желать лучшего. По заявлениям китайских экспертов, политика Китая в отношении ШОС является важным компонентом стратегии формирования дружественного, мирного, процветающего региона [13].

Сотрудничество в рамках ШОС затрагивает целый ряд важных областей. В первую очередь, организация стала значимым элементом региональной политики, оказывая существенное влияние на развитие этой части мира. Страны-участницы могут обсуждать в рамках ШОС важные политические и экономические вопросы и, при необходимости, предпринимать коллективные меры по их решению. Важным аспектом является также противодействие усилению влияния США в регионе и их активному вмешательству в его международную жизнь.

В связи с появлением новых угроз, таких как терроризм, исламский экстремизм, рост трансграничного оборота наркотиков и т.д. особое значение приобретает сотрудничество стран ШОС в сфере безопасности. Необходимо учитывать, что для всех государств ШОС достаточно остро стоит проблема сепаратизма. Россия сталкивается с ним на Северном Кавказе, КНР - в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, происходят всплески нестабильности и в государствах Центральной Азии [14].

Нельзя отрицать, что существует ряд проблем, осложняющих взаимодействие в ШОС. Среди них недоверие участников, различия в подходах к целям организации, конфликт между интеграцией и суверенитетом, элемент соперничества Китая с Россией, несоответствие между ожиданиями, возлагаемыми другими странами на Китай, и тем, что Китай на самом деле считает приемлемым [15]. Тем не менее, все страны-участницы ШОС заинтересованы в поддержании мира и стабильности в регионе, в связи с чем роль этой организации только возрастает.

Китай в БРИКС. Участие в БРИКС рассматривается Пекином в качестве инструмента борьбы за справедливую, многополярную систему глобального управления. Члены группы не только схожи между собой по уровню и темпам экономического развития, но и имеют схожие цели на мировой арене.

Следует отметить, что Китай заинтересован преимущественно в экономической деятельности клуба и не стремится переносить его деятельность в политическую плоскость. Не случайно, оценивая итоги саммита в г. Санья, помощник министра иностранных дел КНР У Хайлун отметил, в первую оче-

редь, усиление роли стран с нарождающимися рынками и развивающихся государств в глобальной экономике [16].

Будучи, без сомнения, наиболее самодостаточным членом клуба, Китай осторожно относится к принятию новых обязательств. БРИКС важна для него скорее как влиятельная группа коллективного лоббирования при решении «прикладных задач» [17], как способ продвигать свои национальные интересы на мировой арене. Для Пекина БРИКС - это зримое воплощение концепции «не-американского» или «не-атлантического мира». Немаловажно, что неформальная, без жестких обязательств структура клуба позволяет осуществить переход к такому миру постепенно, без резких потрясений, что соответствует излюбленным методам китайской дипломатии [18].

Таким образом, параллельно с ростом международного влияния Китайской Народной Республики растет ее активность в международных институтах. Задачи сохранения устойчивого экономического роста, создания нового миропорядка, развития взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами подталкивают Китай к деятельному участию в самых разнообразных механизмах многостороннего сотрудничества.

Литература

1. Хачигян Н. Китай в современном мире // Голос России. -30.09.2009. - Режим доступа: http://rus.ruvr.ru/2009/09/30/1796464/

2. 60-летняя многосторонняя дипломатия: Китай переходит от роли участника к роли ведущего // Китайский информационный Интернет-центр. -07.08.2009. - Режим доступа: http://russian.china.org.cn/china/txt/2009-08/07/со^епМ 8295475_2.htm

3. Китай. Наличие и особенности развития свободных экономических зон страны // Страноведческий каталог Факультета международного бизнеса ОмГУ. - Режим доступа: http://catalog.fmb.ru/china13.shtml

4. Портяков В. КНР в ООН // Независимая газета. - 31.10.2011. -Режим доступа: http://www.ng.ru/courier/2011-10-31/9_knr_oon.html

5. Литвинова А.С. О позиции Китая и России в вопросе о роли ООН в современных международных отношениях // Россия и АТР. - 2006 - № 3. -С. 97 -104.

6. Кузык Б.Н., Титаренко М.Л. Китай-Россия - 2050: стратегия со-развития. - М.: Институт экономических стратегий, 2006. - С. 532 - 535.

7. Портяков В. КНР в ООН // Независимая газета. - 31.10.2011. -Режим доступа: http://www.ng.ru/courier/2011-10-31/9_knr_oon.html

8. Более подробно см.: Кузык Б.Н., Титаренко М.Л. Китай-Россия -2050: стратегия соразвития. - С. 528 - 532.

9. Вступление Китая в ВТО // Дальневосточное отделение РАН. -Режим доступа: http://www.febras.ru/partnery/kitaj/212-economics1 .html

10. Справка: Китай и Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества // Жэньминь жибао он-лайн. - 13.11.2010. - Режим доступа: http://russian.people.com.cn/95181/7198609.html

11. Китайский фактор в АТЭС: ограничитель или стимулятор? // Голос России. - 26.04.2012. - Режим доступа: http://rus.ruvr.ru/2012_04_26/73058045/

12. Справка: Китай и Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества // Жэньминь жибао он-лайн. - 13.11.2010. - Режим доступа: http://russian.people.com.cn/95181/7198609.html

13. Е Шулян. Шанхайская Организация Сотрудничества: активность Китая в региональной политике // Уральское востоковедение. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2011. - Вып. 4. - С. 84 - 103.

14. Киреев А.А. Основные направления внешней политики КНР в рамках ШОС. - Режим доступа: http://www.bgpu.ru/site/content/kafs/kitae/russiaandchina/2013/history/kireev.pdf

15. Е Шулян. Шанхайская Организация Сотрудничества: активность Китая в региональной политике // Уральское востоковедение. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2011. - Вып. 4. - С. 84 - 103.

16. Лукин А.В. Россия и Китай в РИК и БРИКС // Восходящие государства-гиганты БРИКС: роль в мировой политике, стратегии модернизации / Отв. редакторы Л.С. Окунева, А.А. Орлов. - М.: МГИМО-Университет, 2012. -С. 275 - 279.

17. Давыдов В.М. Особенности сотрудничества в формате БРИК и роль России // Россия в БРИКС. - Режим доступа: http://www.mid.ru/brics.nsf/WEBforumBric/CF0C12E70D1063B6C3257859005A82 9C

18. Толорая Г.Д. Россия и БРИКС: стратегия взаимодействия // Стратегия России. - 2011. - № 8. - Режим доступа: http://sr.fondedin.ru/new/fullnews_arch_to.php?subaction=showfull&id=131478964 8&archive=1314876917&start_from=&ucat=14&.html

Коротко об авторе

Лисицкая Маргарита Валерьевна - студентка Института истории и международных отношений Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Электронная почта: [email protected]

Briefly about author

Lisitskaya Margarita Valeryevna - student of Institute of History and International Relations, Saratov State University. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.