Научная статья на тему 'Россия и Китай как опоры нового мирового порядка'

Россия и Китай как опоры нового мирового порядка Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
4287
940
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
новый мировой порядок / многополярный мир / Азиатско-Тихоокеанский регион / глобальное управление / межцивилизационный диалог / Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) / РИК / БРИКС. / new global (world) order / multi-polar world / Asia-Pacific region / global governance / dialogue of civilizations / Shanghai Cooperation Organization / RIC / BRICS.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Титаренко Михаил Леонтьевич, Петровский Владимир Евгеньевич

Существующий мировой порядок не выдерживает испытания реальностью. Все большее влияние на ход мировых событийоказывает группа стран с быстроразвивающейся экономикой,добивающихся более справедливого мирового устройства, изменениясложившейся финансово-экономической системы, реформыглобального управления. Этому препятствуют действия США и ряда западных стран, направленные на ревизию и произвольноетолкование базовых норм международного права, на подрывпринципа суверенитета и территориальной целостности государств,права народов на самостоятельный выбор общественной системы и пути развития.Констатация того, что современный мировой порядок разбалансировани нуждается в реформировании, закономерно ведет к необходимости укрепления его фундаментальных «опор», основанныхна многополярности. Именно такого курса придерживаются Россия, Китай, Индия, страны ШОС, БРИКС и ряд развивающихся стран. Все более возрастает значение стратегического партнерства и конструктивного взаимодействия России и Китая в решении глобальныхпроблем. Российско-китайские отношения являются важнейшимфактором мира и стабильности в АТР и мире в целом. Между двумя странами установилось равноправное партнерство, не направленноепротив какой-либо третьей стороны и способное стать образцом межгосударственных отношений в XXI веке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIA AND CHINA AS MAINSTAYS OF THE NEW WORLD ORDER

The current world order failed the test of reality. The group of countries with rapidly developing economies strive to achieve a more just world order, changes in the global financial and economic system, and reformation of the global governance. Actions of the USA and certain Western countries, aimed at revision and arbitrary interpretation of the basic rales of the International Law, at undermining of sovereignty and territorial integrity of states and the right of peoples to choose their own social systems and ways of development, confront this tendency. If to agree that the current global order is unbalanced and needs reformation, then one needs to strengthen its fundamental mainstay based on multi-polarity. Russia, China, India, SCO and BRICS States, as well as a number of developing countries, follow exactly this course. Strategic partnership and constructive interaction of Russia and China in solving global problems become even more important. Russian-Chinese relations are the fundamental factor of peace and stability in Asia Pacific and the globe. Both countries established an equal partnership, not aimed against a third party and able to become a standard of international relations in the XXI century.

Текст научной работы на тему «Россия и Китай как опоры нового мирового порядка»

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ КНР

М.Л. Титаренко, В.Е. Петровский

РОССИЯ И КИТАЙ

КАК ОПОРЫ НОВОГО МИРОВОГО ПОРЯДКА

Аннотация. Существующий мировой порядок не выдерживает испытания реальностью. Все большее влияние на ход мировых событий оказывает группа стран с быстроразвивающейся экономикой, добивающихся более справедливого мирового устройства, изменения сложившейся финансово-экономической системы, реформы глобального управления. Этому препятствуют действия США и ряда западных стран, направленные на ревизию и произвольное толкование базовых норм международного права, на подрыв принципа суверенитета и территориальной целостности государств, права народов на самостоятельный выбор общественной системы и пути развития.

Констатация того, что современный мировой порядок разбалансирован и нуждается в реформировании, закономерно ведет к необходимости укрепления его фундаментальных «опор», основанных на многополярности. Именно такого курса придерживаются Россия, Китай, Индия, страны ШОС, БРИКС и ряд развивающихся стран. Все более возрастает значение стратегического партнерства и конструктивного взаимодействия России и Китая в решении глобальных проблем. Российско-китайские отношения являются важнейшим фактором мира и стабильности в АТР и мире в целом. Меж-

8

Международные отношения КНР

ду двумя странами установилось равноправное партнерство, не направленное против какой-либо третьей стороны и способное стать образцом межгосударственных отношений в XXI веке.

Ключевые слова: новый мировой порядок, многополярный мир, Азиатско-Тихоокеанский регион, глобальное управление, межцивилизационный диалог, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), РИК, БРИКС.

Обстановка в мире в последние годы претерпевает глубокие потрясения, ведущие к обострению ранее существовавших противоречий и нарастанию напряженности и различных угроз. С одной стороны, продолжаются ускоренные глобализацией процессы интеграции государств, на основе принципов полицентризма идет поиск оптимальной модели международного общения, с другой — не утихают последствия глобального финансово-экономического кризиса, в различных регионах — в Европе (Украина), на Ближнем Востоке, в Северо-Восточной Азии (СВА) — имеют место серьезные вызовы региональной и глобальной безопасности. Периодически возникают обострения, связанные как с унаследованными от прошлого нерешенными вопросами территориального, пограничного разграничения, так и с последствиями гегемонистской политики США и их союзников.

США подготовили и спровоцировали конфликт на Украине с целью изоляции и ослабления России. Единственным относительно стабильным регионом, который к тому же сравнительно успешно преодолевает последствия кризиса, является Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), хотя и здесь тлеет ряд очагов напряженности — трудности корейского урегулирования и территориальные споры между рядом стран.

В мире нарастают новые вызовы и угрозы. Невиданные размеры принял международный терроризм, политика Запада поощряет «столкновение цивилизаций», насилие над собственным народом порождают масштабные протестные движения, справиться с которыми все труднее, а применяемые для этого методы зачастую лишь усугубляют положение.

В условиях дальнейшего углубления процессов глобализации и связанного с ними роста взаимозависимости государств, а также не-

Россия и Китай как опоры нового мирового порядка

9

гативного воздействия на международную ситуацию мирового экономического кризиса все очевиднее становится необходимость реформы механизмов глобального управления, повышается значение построения новых равноправных отношений между развитыми странами во главе с США и развивающимся миром. Но при этом сохраняется тенденция развития мира к многополярности. Как отметил министр иностранных дел РФ С. Лавров, «идет процесс перераспределения мощи и влияния в мире, растет роль Азиатско-Тихоокеанского региона, который становится одним из ведущих локомотивов экономического роста»1.

В мировом сообществе крепнет убеждение, что нужны принципиально иные подходы к урегулированию мировых проблем, такие решения, которые отвечали бы интересам безопасности и развития. Все большее влияние на ход мировых событий оказывает группа стран с быстроразвивающейся экономикой, добивающихся справедливого миропорядка, изменения сложившейся финансово-экономической системы, обеспечивающей ныне в первую очередь интересы развитых стран.

В последнее время дает о себе знать и другая тенденция — тенденция, порождающая опасные новые вызовы и угрозы процессам мирного развития и придающая происходящим переменам турбулентный, труднопредсказуемый характер. По-прежнему актуальным является урегулирование в целом ряде «горячих точек». Обращает на себя внимание неравномерность посткризисного «глобального восстановления». Не ослабевают и террористические угрозы, а также новые вызовы, связанные с трансграничной преступностью, энергетической, экологической и продовольственной безопасностью, глобальными климатическими изменениями.

Напоминают о себе и определенные действия, направленные на ревизию и произвольное толкование базовых норм международного права, на подрыв принципа суверенитета и территориальной целостности государств, права народов на самостоятельный выбор общественной системы и пути развития. Некоторые силы пытаются воспрепятствовать объективным изменениям в мировом балансе экономического и политического влияния.

Г. Киссинджер в своей новой книге «Мировой порядок» констатирует: «Ливия охвачена гражданской войной, армии фундаментали-

10

Международные отношения КНР

стов строят самопровозглашенный халифат в Сирии и Ираке, а молодая демократия Афганистана — на грани паралича. К этим бедам добавились возобновление напряженных отношений с Россией, в то время как обещания сотрудничества с Китаем вступают в противоречие с публичными обвинениями в адрес его руководства. Концепция порядка, лежавшая в основе современной эпохи, не выдерживает новых реалий... огромные регионы мира никогда не разделяли западную концепцию порядка, и лишь вынужденно соглашались с ней... Порядок, провозглашенный и установленный Западом, подошел к поворотному моменту».

Мнение Киссинджера по этому вопросу, безусловно, заслуживает внимания. Он обосновывает его тремя фундаментальными обстоятельствами:

«Во-первых, сама природа государства — этой базовой формальной ячейки мирового сообщества — подверглась многочисленным попыткам ревизии. Европа решила, что переросла старое понятие государства с его независимостью и суверенным правом, и взялась строить внешнюю политику преимущественно на принципах «мягкой силы»....Столкновение между мировой экономикой и политическими институтами, которые якобы ею управляют, также приводит к потере чувства общей цели, что необходимо для мирового порядка. Экономика становится все более глобальной, а политическое устройство по-прежнему основано на национальном государстве.... Третья слабость нынешнего мироустройства — в отсутствии эффективного механизма взаимодействия, консультаций и возможного сотрудничества между великими державами по наиболее важным вопросам мировой повестки дня»2.

Однако Г. Киссинджер забывает еще об одном важном факторе — стремлении США укрепить свою гегемонию и политику прямого вмешательства, «право» на устранение неугодных режимов и лиц. Что это как не политика глобального терроризма, возведенная в ранг государственной? В своем ежегодном послании к Конгрессу США в январе 2015 г. Барак Обама заявил: «Вопрос не в том, должна ли Америка руководить миром, а в том, как это делать», и добавил при этом, говоря об антироссийской санкционной политике, что «сегодня Америка сильна и едина со своими союзниками, а Россия

3

изолирована, и ее экономика в руинах» .

Россия и Китай как опоры нового мирового порядка

11

Констатация того, что современный мировой порядок разбалансирован и нуждается в реформировании, закономерно ведет к необходимости укрепления его фундаментальных «опор», основанных на многополярности и полицентричности современного мира. Именно такого курса придерживаются Россия, Китай, Индия, страны ШОС, БРИКС и ряд развивающихся стран.

«На фоне фундаментальных перемен в международной среде, нарастания неуправляемости и самых разнообразных угроз нам необходим новый глобальный консенсус ответственных сил. Речь не может идти ни о каких-то локальных сделках, ни о разделе сфер влияния в духе классической дипломатии, ни о чьём-то полном доминировании... Это тем более актуально — учитывая укрепление и рост отдельных регионов планеты, — что формирует объективный запрос на институциональное оформление таких полюсов, на создание мощных региональных организаций и выработку правил их взаимодействия. Кооперация этих центров серьёзно добавила бы устойчивости мировой безопасности, политике и экономике», — заявил В.В. Путин в выступлении на заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай» в октябре 2014 г.4

В такой общей турбулентной ситуации продолжает проявлять себя одна из основных особенностей современного мира — динамичный рост новых центров влияния, прежде всего в Азии и АТР. Они обретают все больший удельный вес в мировых делах, меняют привычный баланс сил и на этой основе объективно претендуют на роль, соизмеримую с «весом» традиционных мировых центров, представленных ранее лишь, как правило, Западом. Все это предопределяет устойчиво высокое место Азии и АТР в мировой политике.

В этой противоречивой и сложной обстановке еще больше возрастает значение стратегического партнерства и взаимодействия в решении глобальных проблем России и Китая — двух соседних государств, придерживающихся сходных либо близких позиций по основным вопросам мировой политики.

Что касается России, то она в силу объективных и цивилизационных причин придает первоочередное значение в своей политике пространству новых государств бывшего СССР — членов СНГ, где проживает около 30 млн соотечественников, активизирует курс на евразийскую интеграцию, связанный с развитием Евразийского эко-

12

Международные отношения КНР

номического союза (ЕАЭС). Одновременно Россия как великая держава ведет активный курс практически «по всем азимутам». Новой особенностью последних лет, причем исключительно важной для судеб страны, стал выдвинутый президентом В.В. Путиным курс, преследующий далеко идущую цель — повернуть Россию лицом к Азии и АТР, в целом мобилизовать материальные и духовные силы страны и сознание граждан РФ на подъем и развитие восточных регионов, углубление сотрудничества с нашими дальневосточными и азиатскими соседями, прежде всего с Китаем, Индией, государствами АСЕАН.

Страна взяла решительный курс на усиление своих позиций в СВА и АТР в целом, скорейшую интеграцию в экономическую и политическую жизнь региона, что рассматривается как одна из первоочередных задач, имеющих огромное значение для ее выживания, развития и безопасности. Среди граждан и, что особенно важно, в общественной и политической элитах крепнет осознание самоидентификации России как евроазиатской тихоокеанской державы, что в полной мере отвечает особенностям самосознания многонационального населения и геополитическому положению страны.

Обращаясь 4 декабря 2014 г. с ежегодным Посланием Федеральному Собранию, Владимир Путин подчеркнул: «Наша цель — приобрести как можно больше равноправных партнёров — как на Западе, так и на Востоке. Будем расширять своё присутствие в тех регионах, где сейчас набирают силу интеграционные процессы, где не смешивают политику и экономику, а, наоборот, снимают барьеры для торговли, для обмена технологиями и инвестициями, для свободного передвижения людей»5.

Важнейший фактор, приковывающий к себе внимание мирового сообщества, — происходящее в течение нескольких последних десятилетий стремительное «возвышение» Китая на основе стратегии мирного развития, содействия совместному развитию и поиску взаимного выигрыша. Китайские руководители неустанно подчеркивают исключительно мирные цели подъема своей страны. Начав с глубоких экономических преобразований, которые вывели КНР на позиции одной из главных мировых держав, страна оказывает сейчас все более ощутимое воздействие и на ход политических процессов в мире.

Россия и Китай как опоры нового мирового порядка

13

Принятые на XVIII съезде КПК (ноябрь 2012 г.) и на 1-й сессии ВСНП 12-го созыва (март 2013 г.) установки свидетельствуют о стремлении Китая активизировать свою роль в решении глобальных проблем. В докладе председателя КНР Ху Цзиньтао на съезде указывалось, что Китай намерен активнее участвовать в международных делах «в целях продвижения рационального и справедливого развития международной системы», «играть роль большой и ответственной страны, на совместных началах реагировать на вызовы глобального характера»6. В заявлении нового руководителя Китая Си Цзиньпина в ноябре 2012 г. поставлена цель добиться «великого возрождения китайской нации», осуществления вековой «китайской мечты» .

Регионом, где наиболее отчетливо видны возросшие вес и влияние Китая, является АТР. Пекин активно продвигает не только многостороннюю дипломатию, но и двусторонние связи, сфокусированные на трех направлениях — с крупными, соседними и развивающимися странами, стремится к налаживанию конструктивного диалога и недопущению прямой конфронтации, развивая, в частности, отношения экономической взаимозависимости.

Китай намерен «развивать и укреплять отношения с соседними странами», в чем можно видеть оценку взаимодействия между Китаем и Россией. Если следовать этой логике, то можно сказать, что отношения с Россией остаются для Китая важными и необходимыми. Об этом в том числе свидетельствуют заявленные на партийном съезде приоритеты политики КНР на мировой арене. Эти приоритеты проглядываются в следующей формуле, изложенной в отчетном докладе съезду партии: «Мы будем активно участвовать в многосторонних проектах, поддерживать ООН, страны «двадцатки», ШОС, БРИКС и другие организации, направлять международный порядок в сторону рациональности и справедливости»8.

Вместе с тем аналитики китайской внешней политики прогнозируют, что в ближайшие годы основным дипломатическим объектом КНР останутся Соединенные Штаты Америки. С этой целью в американском секторе китайской дипломатии будут предприниматься попытки выстраивания новых отношений Китая с США и недопущения перерастания возникающих политико-экономических, военных и региональных (прежде всего с точки зрения столкнове-

14

Международные отношения КНР

ния китайско-американских интересов в АТР) противоречий с Вашингтоном в острые противостояния и конфронтации.

На протяжении последних лет на Западе активно обсуждают возможность формирования геополитического альянса между США и КНР, создания Вашингтоном и Пекином коалиции в виде так называемой Большой двойки (G-2), экономического и политического блокирования двух стран в формате так называемой Кимерики. При этом, по мнению экспертов, в руках Китая сосредоточились бы сильные рычаги экономического воздействия на США (огромные валютные ресурсы, американские долговые обязательства, положительный баланс в двусторонней торговле и пр.). Однако сама по себе взаимосвязь двух крупнейших экономик вполне объективна и отнюдь не обязательно чревата конфликтом: более того, сам процесс глобализации понуждает обе страны к взаимодействию.

Переосмысление администрацией Б. Обамы итогов китайской политики Дж. Буша-мл. привело Вашингтон к выводу, что заставить Пекин скорректировать его курс (как политический, так и валютный) в пользу США вряд ли возможно. Отсюда возникла мысль предложить ему некий большой проект, в данном случае двуполюс-ность, в рамках которого необходимые Вашингтону действия могли бы трактоваться не как уступки, а как шаги по налаживанию совместного управления и создания соответствующих структур мирового порядка.

В то же время развернуто масштабное наступление Соединенных Штатов по «возвращению в Азию» — дальнейшему наращиванию американского военного присутствия в АТР, укреплению их политических и экономических позиций, усилению влияния в региональных организациях Тихоокеанской Азии в опоре на американских военно-политических союзников, формированию так называемого Транстихоокеанского партнерства, где США играли бы ведущую роль. При этом в Вашингтоне не скрывают, что одна из целей американских действий — «сдерживание» Китая. Заявлено, что XXI век будет «тихоокеанским веком» в политике.

К идее G-2 в Пекине изначально отнеслись весьма осторожно. Для обоих государств является характерным внутреннее убеждение в обоснованности претензии каждого из них на ведущую глобальную роль, и альянсы типа «двойки» или «Кимерики» могут возникать из

Россия и Китай как опоры нового мирового порядка

15

тактических соображений, но никогда не будут иметь долговременной стратегической перспективы.

Экономические и геополитические интересы Китая и США объективно требуют согласования позиций и координации усилий в целях избежания общих для сторон негативных последствий в мировой экономике и политике. Поэтому в определенных, хотя и фрагментарных, аспектах и ракурсах, концепция G-2 может быть реализована для выработки совместных подходов к разрешению двусторонних и глобальных финансово-экономических проблем, региональных и локальных кризисных и конфликтных ситуаций.

Выступая 10 ноября 2014 г. в Пекине, президент США Б. Обама призвал Китай «участвовать в установлении мирового порядка», а не в его «подрыве». А один из ведущих американских стратегов Збигнев Бжезинский считает, что надо идти дальше и формализовать американо-китайское партнерство в «Тихоокеанском акте». «Китай понимает, что нет больше гегемона, на котором лежала бы вся ответственность за поддержание глобальной стабильности. Мы должны разделить обязательства. Только две самые большие и влиятельные державы смогут установить мировой порядок, в который будут включены и другие страны — Европа, Япония, Индия, АСЕАН, Латинская Америка», — заявил Бжезинский в интервью The World Post (делая при этом оговорку о том, что «было бы хорошо, если бы и Россия приняла участие в укреплении стабильности»)9.

В РФ считают, что улучшение двусторонних американо-китайских отношений не угрожает российским экономическим и геостратегическим интересам, а, напротив, создает новые (и в перспективе более благоприятные) условия для их защиты и продвижения. Любые многосторонние структуры диалога и сотрудничества с участием КНР и США в АТР и за пределами региона, которые предполагают участие нашей страны, укрепляют позиции России и пополняют ее дипломатический инструментарий.

Опыт Евро-Атлантического региона показывает, что механизм СБСЕ оказался пригодным и эффективным (а также сравнительно долговременным и малозатратным) как рамочная структура диалога различных по идеологии двух мировых систем и регулирования биполярной конфронтации. Можно понять разочарование в СБСЕ и особенно в ОБСЕ тех, кто связывает их деятельность с последовав-

16

Международные отношения КНР

шим за этим распадом СССР и исчезновением мировой социалистической системы.

Однако китайская экономика, демонстрирующая устойчивость и уверенные темпы роста, закрепляет лидирующую роль КПК в политической системе Китая и не дает оснований для прогнозов об эволюции КНР, в обозримой перспективе, в сторону «западной» модели. Поэтому в АТР (хотя холодная война там, как и в Европе, уже закончилась) можно предвидеть исторически длительное сосуществование «двух систем» с разными экономическими и политическими моделями (китайской и западной) и альтернативными идеологическими и ценностными установками.

Европейская модель «мирного сосуществования» с использованием принципов и механизмов СБСЕ/ОБСЕ может оказаться в Северо-Восточной Азии и АТР весьма востребованной и уместной. В Пекине это отчетливо понимают: не случайно в докладе генерального секретаря ЦК КПК Ху Цзиньтао на XVIII съезде КПК подчеркнуто, что Китай будет строить отношения со всеми странами на основе пяти принципов мирного сосуществования, и говорится: «Мы будем принимать активное участие в многосторонних делах...стиму-лируя развитие международного порядка и международных систем в справедливом и разумном направлении»10.

Китайский опыт построения конвергентного многоукладного общества, в котором сочетается многовековой позитивный мировой опыт развития рыночной экономики с социалистической направленностью социальной политики государства и развитием консультативной демократии, приобретает все большее международное звучание и значение.

Россия и Китай создали новую модель отношений между странами с различными социально-экономическими системами. Она закреплена в российско-китайских официальных документах, включая Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве 2001 г. Российско-китайские отношения являются важнейшим фактором мира и стабильности в АТР и в мире в целом. Между двумя странами установилась атмосфера подлинного доверия и взаимопонимания, настоящее равноправное партнерство, не направленное против какой-либо третьей стороны и способное стать образцом межгосударственных отношений двух крупных соседних держав в XXI веке.

Россия и Китай как опоры нового мирового порядка

17

Усиление КНР не представляет угрозы для российских интересов на региональном и глобальном уровне. Россия и Китай — несущие опоры многополярной международной конструкции, равно заинтересованные в ее стабильности и устойчивости. Сфера близости или совпадения их интересов существенно шире сферы возможных разногласий или несовпадений. Российско-китайское стратегическое партнерство из политической декларации последовательно трансформируется в конкретную политическую практику, в том числе в крупные совместные международные инициативы по упорядочению и гармонизации международных отношений, формированию многополярности, отстаиванию принципов международного права и Устава ООН, противодействию политике гегемонизма и диктата.

Как подчеркнул В.В. Путин в своей программной статье «Россия и меняющийся мир», опубликованной 27 февраля 2012 г. в газете «Московские новости»: «Своим поведением на мировой арене Китай не дает повода говорить о его претензиях на доминирование. Китайский голос действительно звучит в мире все увереннее, и мы приветствуем это, поскольку Пекин разделяет наше видение формирующегося равноправного миропорядка»11.

Более того, Китай выступает объективным союзником и надежным партнером России в деле продвижения инициатив по созданию многосторонних механизмов безопасности и сотрудничества. В последние годы Пекин заметно активизировал деятельность в этом направлении с целью обеспечить безопасность и стабильность по периметру своих границ и создать благоприятные внешние условия для социально-экономического развития страны. Причем Китай не просто стремится интегрироваться в существующие международные механизмы на региональном и глобальном уровне, но, по мере роста своей роли в мировой экономике и политике, претендует также на участие в выработке новых «правил игры» в сфере глобального управления и построения нового международного порядка.

Сотрудничество России и Китая в решении международных вопросов путем политического диалога позволило предотвратить осложнение ситуации на Корейском полуострове, активизировать интеграционные тенденции в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Россия и Китай активно взаимодействуют в решении сложных во-

18

Международные отношения КНР

просов, связанных с иранской и ближневосточной проблемами, реформой международной финансовой системы и другими глобальными проблемами в рамках Организации Объединенных Наций12.

Углубление стратегического взаимодействия и партнерства на мировой арене привело к тому, что Россия и Китай активизировали выработку согласованных планов и акций по обеспечению взаимной безопасности и международной стабильности. Об этом наглядно свидетельствуют позиции по вопросам территориальной целостности каждой из стран, а также по урегулированию конфликтных ситуаций вокруг Сирии, Ирана, ядерной проблемы на Корейском полуострове. Обе стороны выступили с инициативой построения в АТР открытой, транспарентной, равноправной архитектуры безопасности и сотрудничества, за реализацию совместной российско-китайской инициативы о сотрудничестве по укреплению безопасности в АТР, выдвинутой главами двух стран в сентябре 2010 г.

По инициативе лидеров России и Китая возник целый ряд диалоговых структур и организаций нового типа, которые позволяют продвигать и отстаивать жизненные интересы безопасности, территориальной целостности и суверенитета наших стран политическими средствами, не прибегая к военной конфронтации, кроме, разумеется, случаев прямой военной угрозы. Примером таких совместных реализованных инициатив является создание Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), образование диалоговых структур Россия—Индия—Китай (РИК), а затем — БРИКС (Брази-лия—Россия—Индия—Китай—Южная Африка).

В феврале 2015 г. министры иностранных дел стран РИК провели в Пекине свою 13-ю китайско-российско-индийскую встречу. По ее итогам министр иностранных дел КНР Ван И заявил, что «за 13 лет механизм встреч глав МИД Китая, России и Индии непрерывно развивался, и главным образом он способствовал трем факторам. Во-первых, он стимулировал благоприятные двусторонние отношения стран, являющихся стратегическими партнерами друг для друга...Во-вторых, механизм встреч способствовал схожести внешнеполитических концепций трех стран, единству или близости позиций по основным важным международным и региональным во-просам...В-третьих, он стимулировал переплетение интересов и требований трех стран, способствующих развитию как государств, так и

Россия и Китай как опоры нового мирового порядка

19

их народов, что является движущей силой укрепления трехсторон-

13

него сотрудничества» .

РИК как диалоговая структура — новый тип взаимодействия стран в условиях глобализации — подчеркивает значение суверенности каждой из взаимодействующих сторон и вместе с тем раскрывает потенциал сотрудничества в интересах развития каждой из сторон, взаимодействия на международной арене, в том числе в урегулировании нерешенных проблем двусторонних отношений и конфликтных ситуаций.

БРИКС развивается с использованием накопленного в рамках платформы РИК опыта «трёх не»: не союзничество, не конфронтация, не присоединение. Это — ответ развивающихся стран на вызовы кризиса, на вызовы политики военного, экономического и культурного диктата со стороны крупных высокоразвитых стран. В связи с этим можно с полным основанием сказать, что создание БРИКС явилось одним из наиболее значимых геополитических событий последнего десятилетия.

Основу влияния БРИКС на международной арене составляют растущая экономическая мощь государств-участников, значимость их деятельности как одной из главных движущих сил развития глобальной экономики, значительная численность населения, наличие богатых природных ресурсов. На страны БРИКС приходится 42 % от общемировой численности населения, 26 % от общемировой площади территории, 14,6 % от мирового суммарного ВВП14. БРИКС сможет получить позитивное развитие и будет иметь растущее влияние, если эта «площадка» создаст модель взаимовыгодных, равноправных, не-конфронтационных, конструктивно соревновательных отношений в экономической, политической, гуманитарной и военной сферах.

БРИКС — это не иерархия стран, а диалоговая структура достойных, равноправных представителей великих культур, уважающих интересы друг друга, строящих отношения на основе взаимодействия, синергии, взаимоучета интересов друг друга или, как говорят наши китайские друзья, на основе достижения взаимного выигрыша. Речь идет о формировании и продвижении в международные отношения новой философии мироустройства, гармонизации международных экономических, политических и межцивилизационных

20

Международные отношения КНР

отношений. Перед странами БРИКС и их правящими элитами стоит грандиозная задача взаимного познания, формулирования широчайшей платформы взаимопонимания, гуманитарных обменов, взаимной учебы, взаимного стимулирования развития.

В области международных экономических и финансовых отношений страны БРИКС последовательно и с растущей настойчивостью выступают в пользу реформирования устаревшей международной финансово-экономической архитектуры, не учитывающей возросший экономический вес стран с формирующейся рыночной экономикой и развивающихся стран, за создание новой, более справедливой, надежной и стабильной финансовой системы, содействующей устойчивому развитию всех стран и обменов между ними.

На встрече глав государств и правительств стран БРИКС накануне саммита G-20 в ноябре 2014 г. в Брисбене В.В. Путин отметил, что успешно выполняются решения по созданию в БРИКС собственных финансовых институтов — Банка развития и Пула условных валютных резервов с суммарным объёмом капитала 200 млрд долл. У БРИКС появляются общие механизмы, способные стабилизировать национальные рынки капитала в случае кризисных ситуаций в глобальной экономике; новые возможности для совместного кредитования позволят расширить торговые и инвестиционные связи15.

Взаимодействие между участниками «пятёрки» укрепляется и по другим направлениям. Более эффективной становится промышленная и технологическая кооперация. Появляются новые совместные проекты в таких областях, как энергетика, добыча и переработка полезных ископаемых, агроиндустрия, высокие технологии (атомная энергетика, самолетостроение, космос, микроэлектроника и пр.). Мы выступаем с общих позиций по вопросам международной информационной безопасности, обмениваемся опытом в решении острых социальных проблем развития здравоохранения, образования и науки.

В международных отношениях страны БРИКС содействуют формированию полицентричной системы мироустройства, выступают против монополярной политической системы, политики силового давления и ущемления суверенитета других государств, за твердое соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права, Устава ООН, решений Совета Безопасности, за совершенст-

Россия и Китай как опоры нового мирового порядка

21

вование структуры и повышение действенности и представительности Совета Безопасности в обеспечении справедливого мирового порядка, всеобщей безопасности.

Еще одна важная особенность БРИКС как фактора, содействующего становлению новых правил и цивилизованных норм глобального управления, заключается в том, что эта система полифо-нично объединяет и структурирует конструктивный диалог нескольких крупных мировых цивилизаций — китайской, индийской, евроазиатско-российской, африканской и латиноамериканской. Подобная диалоговая цивилизационная структура может выступать фактором взаимообогащения культур и мощной «мягкой силой» сдерживания и противодействия культурной экспансии, политике сплошной вестернизации, проводимой странами «золотого миллиарда».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В гуманитарной сфере страны БРИКС выступают за утверждение социальной ответственности личности, обеспечивают условия для соблюдения прав человека, уделяют особое внимание совершенствованию межличностных нравственных отношений, последовательно прилагают усилия для развития и совершенствования роли гуманитарных факторов внутри общества и в международных отношениях.

Особенностью стратегии стран БРИКС является их готовность решать международные проблемы в тесном взаимодействии с экономически развитыми странами в рамках таких структур, как «Группа двадцати» (G-20), «Группа восьми» (G-8), АТЭС, СНГ и др. В этом плане страны БРИКС поддерживают усилия G-20 как главного на сегодняшний день механизма международного экономического сотрудничества, направленного на смягчение или ликвидацию разного рода «чрезмерных глобальных дисбалансов», включая вопросы регулирования уровня государственного долга, экономических дисбалансов, бюджетных дефицитов, доходов населения, торговых балансов, инвестиционного климата и содействия притоку инвестиций.

Как полагает известный американский политолог А. Рар, «В рамках G-20 Россия является важным субъектом формирования нового многополярного миропорядка. Наряду с ЕС, Китаем, Индией Россия составляет равноправный с США политический полюс....

22

Международные отношения КНР

Для поддержки идеи многополярного мироустройства Россия нуждается в Китае — и наоборот. Только вместе они могут обеспечить трансформацию G-8 в G-20 и изменить действующий Вашингтонский консенсус либеральной мировой торговли, ввести альтернативные доллару валюты в мировой торговле и реформировать ВТО»16.

Россия и Китай координируют свои усилия, содействуя региональной экономической интеграции в АТР, в частности в рамках Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Саммит АТЭС в Пекине в ноябре 2014 г. дал старт процессу создания зоны свободной торговли в АТР (АТЗСТ). «Дорожная карта по содействию продвижению создания АТЗСТ», утвержденная лидерами АТЭС, стала важной вехой в истории организации и развития региональной экономической интеграции.

Как отмечается в комментарии агентства Синьхуа, «в противовес стагнирующим торговым переговорам ВТО по вопросам многосторонней торговли и запутанной многообразными двусторонними торговыми соглашениями торговой среде данная зона свободной торговли может стать моделью построения глобальной свободной

торговли, что в конечном счете изменит экономический ландшафт

17

всего мира» .

Необходимо значительно повысить внимание к проблемам Шанхайской организации сотрудничества, учитывая исключительное значение этой организации для России. Имея огромный потенциал, ШОС пока мало чем может похвастаться в плане достижения значимых практических результатов, тогда как тревожная ситуация в мире и в Центральной Азии, как зоне ответственности ШОС, требует более активных действий. Представляется целесообразным подвергнуть специальному анализу нынешние процессы в Центральной Азии, разработав (возможно, в сотрудничестве с ОДКБ) конкретные меры по стабилизации обстановки в регионе, оказанию помощи странам, переживающим особые трудности (Киргизия, Таджикистан).

Возникла настоятельная необходимость изыскания путей эффективного сотрудничества между ШОС, ЕАЭС, ОДКБ. Очевидно, следует также переосмыслить политику ШОС в афганском вопросе, где организация, по сути, занимает позицию стороннего наблюдателя, хотя угрозы, исходящие с территории Афганистана, непосредст-

Россия и Китай как опоры нового мирового порядка

23

венно затрагивают интересы центральноазиатских стран, России и Китая, ставят под вопрос стабильность и безопасность большей части азиатского континента.

Обеспечение региональной безопасности и стабильности будет способствовать реализации предложенного Китаем проекта «Экономического пояса Великого шелкового пути». Это — комплексный мега-проект нового типа, нацеленный на углубление торговых связей и экономического сотрудничества между центральными и западными районами КНР и Центральной, Южной и Западной Азией, призванный дать толчок экономическому взаимодействию в Евразии, осуществить перераспределение региональных ресурсов в энергетике, продуктах минерального происхождения, туризме, культуре, промышленности и сельском хозяйстве.

Динамика отношений России со странами Восточной Азии убедительно доказывает, что в этом регионе все более отчетливо осознают две основные причины кризиса современной системы мироустройства (их триггером и стал украинский кризис), которые весьма точно характеризировал обозреватель «Гардиан»: «Вот-вот развернутся две гигантские пружины. Первая «пружина» — обида России на уменьшение ее империи за последние 25 лет. Вторая — обида в странах BRICS и G-20 на многовековое колониальное господство Запада. В XXI веке «Украин» прибавится»18.

В свою очередь, министр иностранных дел России С.Лавров с трибуны 69-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН дал аналогичную, но дипломатически выверенную формулировку: «Сегодня все отчетливее проступает противоречие между потребностью в коллективных, партнерских действиях в интересах выработки адекватных ответов на общие для всех вызовы и стремлением ряда государств к доминированию, к возрождению архаичного блокового мышления, основанного на казарменной дисциплине и ущербной логике

•и ч 19

свой—чужой » .

В настоящее время система международных отношений и существующий мировой порядок проходят «испытание Украиной». В КНР, которую связывают с Россией отношения всеобъемлющего конструктивного партнерства и стратегического взаимодействия, с пониманием и сочувствием относятся к действиям России в отношении украинского кризиса.

24

Международные отношения КНР

Более того, в Китае говорят о необходимости помочь России в этой трудной ситуации как своим опытом выхода из западных санкций, введенных после событий на площади Тяньаньмэнь в июне 1989 г. (тогда попытка изолировать Китай полностью сорвалась), так и позитивным сотрудничеством, позволяющим нивелировать действие уже введенных санкций (как это произошло после введения санкций против Ирана).

Не следует заблуждаться по поводу того, что официальный Пекин воздерживается от открытой поддержки России в украинском вопросе — там считают, что это могло бы быть расценено как косвенное поощрение сепаратистских настроений в Тибете и Синь-цзян-Уйгурском автономном районе (по этой же причине Китай ранее воздержался от признания независимости Абхазии и Южной Осетии). Кроме того, Китаю не хочется рисковать открытой конфронтацией с Западом из-за России и Украины.

В связи с этим в России заговорили даже о возможности создания российско-китайского военно-политического альянса в стиле 1950-х годов. Но в это верится с трудом — обе страны не готовы ущемлять свои национальные интересы в угоду партнеру или ограничивать суверенитет в принятии ключевых решений (именно это подразумевает классический военно-политический альянс). Но Россия и Китай могут и действительно идут на более тесное сближение и координацию усилий в сфере политики и дипломатии, военно-технического сотрудничества и пр.

Для российско-китайских отношений это будет означать дополнительный мощный стимул к «повороту на Восток», который уже декларировался российским руководством, но практическая реализация которого пока заставляет себя ждать. Можно предвидеть активизацию усилий по развитию российско-китайского диалога во всех сферах: торгово-экономических отношений, приграничного и межрегионального сотрудничества, контактов в культурно-гуманитарной сфере.

И за этим будет стоять не желание «дружить против Запада», а попытка обеспечить взаимными усилиями свои национальные и геополитические интересы в создавшихся условиях. Попытка выстроить новую игру с позитивной суммой, влияя на выработку правил этой игры. Неприятие попыток изолировать Россию на международной арене будет побуждать и Китай, и РФ более активно настаивать

Россия и Китай как опоры нового мирового порядка

25

на реформе системы глобального управления, существующего мирового порядка и современного международного права.

Как отмечается в комментарии агентства Синьхуа от 12 октября 2014 г., «Хотя взаимовыгодные китайско-российские отношения приносят пользу не только самим странам, но также региону и миру в целом, тем не менее, некоторые видят в данном сотрудничестве своего рода антизападную коалицию.... В китайско-российской дружбе они видят ответ на так называемый «поворот к Азии» США и санкции против России. Подобного рода мировоззрение иначе как анахроничным и ошибочным и не назовешь.... В действительности, Китай и РФ являются лишь рациональными партнерами, кроме всего прочего страны придерживаются схожих точек зрения на международные дела, а также обладают взаимодополняемостью в плане

наличия ресурсов, способных положительно сказаться на обоюдном

20

развитии» .

Печальный опыт развития советско-китайских отношений 1960— 1970-х годов диктует необходимость взаимного учета и взаимного уважения интересов и выбора каждой из сторон, невмешательства во внутренние дела друг друга, доверительной открытости и взаимной терпимости. Но даже соблюдение вышеназванных принципов отнюдь не исключает возможности появления каких-либо неожиданных осложнений.

Это ставит перед обеими сторонами важную, принципиальную задачу правильного отношения к возникающим различиям в подходах к текущим проблемам, дружеской терпимости к различиям в менталитете и системе цивилизационных ценностей. Существование таких различий — это не угроза, а норма. При правильном подходе они становятся фактором взаимного обогащения, взаимной учебы. Тезис Конфуция о том, что человеколюбие проявляется в умении создавать гармонию различий, «единство различного», должен стать методологической основой в обеспечении и сохранении многообразия культур и талантов.

Теоретическое осмысление кризиса нынешней системы мироустройства еще предстоит. Однако события вокруг Украины показали, что современный мировой порядок и его международно-правовое оформление, рассчитанные на сосуществование унитарных «национальных государств», не отвечают очевидным реалиям. События

26

Международные отношения КНР

на Украине свидетельствуют о том, что там еще не завершили процесс формирования нации и строительства национального государства, чтобы обеспечить условия для равноправного развития всех народов, проживающих на территории Украины, — и тех, кто считает себя «коренными» украинцами, и русских, и венгров, и румын, и словаков, и других.

Подтверждается концепция «второго нового миропорядка», с которой выступил российско-американский политолог Николай Злобин: «Распад СССР еще не закончился.... Империи распадаются долго и мучительно. Особенно если они состояли из соседствующих территорий и перемешанного по множеству критериев населения... Границы внутри СССР носили прикладной политический характер. Сегодня они часто выглядят нелогично, противоречат реальности. Они не могут стать долгосрочной основой новой политической географии Евразии. Существующие ныне на постсоветском пространстве границы неизбежно будут меняться»21.

Понимание этого (которое проявляется на Востоке) помогло бы Западу более адекватно реагировать на то, что происходит на Украине, и на обстоятельства, побудившие Крым вернуться в Россию. С формальной точки зрения это действительно выходит «за рамки», установленные ранее для стандартных «национальных государств» и игнорирующие права и интересы тех, кто пока в них по объективно-историческим причинам не вписывается. Большее понимание, готовность проявить терпение, а не бить во все колокола и угрожать изоляцией — вот что помогло бы нормализовать ситуацию и восстановить отношения России и Запада.

Партнеры России по укреплению многополярных основ современного миропорядка полностью разделяют такую позицию. Так, помощник российского президента Юрий Ушаков сообщил журналистам, что на встрече в Брисбене все лидеры стран БРИКС заявили о незаконности санкций в отношении России, которые нарушают Устав ООН и препятствуют экономическому восстановлению. Он подчеркнул, что российская сторона не поднимала тему санкций во время встречи. Лидеры стран БРИКС сами затронули ее, «без какого-либо намека с нашей стороны»22.

Взаимное уважение выбора друг друга и невмешательство во внутренние дела, поддержание атмосферы доверия, равноправного

Россия и Китай как опоры нового мирового порядка

27

взаимодействия и сотрудничества стали основой для формирования новой платформы отношений России и ее партнеров по нарождающемуся миропорядку. Это не союзнические отношения: они не направлены против какой-либо третьей державы. Фактор всеобъемлющего стратегического партнерства и взаимодействия играет синергетическую роль резонатора, объективно способствующего росту глобального влияния и совокупной мощи, безопасности и стабильности каждого из партнеров как субъектов мировой политики.

Примечания

1 Выступление министра иностранных дел России С.В.Лаврова в рамках «правительственного часа» в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, М., 10.10.2012. URL: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/B9C3B5A 73C9D66 5144257A93003F945A

2 Киссинджер Г. Как сконструировать новый мировой порядок. Цит. по: URL: http://www.globalaffairs.ru/print/global-processes/Kak-skonstruirovat-Novyi-m irovoi-poryadok-16911

3

Цит. по: URL: http://www.whitehouse.gov/the-press-office/2015/01/20/remar ks-president-state-union-address-january-20-2015

4

Заседание Международного дискуссионного клуба «Валдай» 24 октября 2014 г. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/46860

5 Послание Президента Федеральному Собранию. URL: http://www.kremlin. ru/news/47173

6 Ху Цзиньтао. Твердо продвигаться вперед по пути социализма с китайской спецификой и бороться за полное построение среднезажиточного общества. Доклад на XVIII Всекитайском съезде Коммунистической партии Китая 8 ноября 2012 г. Цит. по URL: http://www.cntv.ru/2012/11/19/ARTI1353295607045239.shtml

7 Цит. по: URL: http://ru.theorychina.org/xsqy_2477/201409/t20140915_3125 15.shtml

8 URL: http://www.cntv.ru/2012/11/19/ARTI1353295607045239.shtml

9

Бжезинский: нам нужен американо-китайский пакт стабильности. Цит.

по: URL: http://www.infox.ru/authority/foreign/2014/11/12/Bzhyezinskiy__nam_n

u_print.phtml

10 URL: http://www.cntv.ru/2012/11/19/ARTI1353295607045239.shtml

1 Путин В.В. Россия и меняющийся мир // Московские новости. 27.02.2012.

28

Международные отношения КНР

12 URL: http://m.russian.china.org.cn/russian/doc_1_26356_229327.html

13 URL: http://russian.news.cn/china/2015-02/03/c_133965674.htm

14 URL: http://www.brics.mid.ru/brics.nsf/0/68660EECB2508E27C3257856003 DF115

15 Встреча глав государств и правительств стран БРИКС. URL: http://news. kremlin.ru/news/47017

16 Рар А. Россия и новый мировой порядок // Янтарный мост. Международный журнал. 2013. № 4 (12). URL: http://www.amberbridge.org/userfiles/file/ambeq ournal/issue12/rus/13_4_RU4.pdf

17 Комментарий: Встреча АТЭС в Пекине укрепила партнерские связи АТР. URL: http://russian.news.cn/china/2014-11/12/c_133785199.htm

18

Garton Ash, Timothy. Putin has more admirers than the west might think // The Guardian. URL: http://www.theguardian.com/commentisfree/2014/apr/17/vladimir-p utin-admirers-india-china-ukraine

19 Выступление министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова на 69-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Нью-Йорк. 27.09.2014. URL: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/42A12ECFF2162A4B44257D6000655B82

20 Китайско-российское партнерство основано на сотрудничестве и взаимном выигрыше. URL: http://ru.china-embassy.org/rus/gdxw/t1201415.htm

21

1 URL: http://www.snob.ru/selected/entry/19044

22 URL: http://lenta.ru/news/2014/11/15/ushakov/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.