ИСТОРИЯ
Вестн. Ом. ун-та. 2015. № 1. С. 139-142.
УДК 281.93(571.12 =512.154)
С.В. Голубцов
КИРГИЗСКАЯ МИССИЯ ТОБОЛЬСКОЙ ЕПАРХИИ
Рассматривается миссионерская деятельность среди киргизов в Тобольской епархии. Уделяется внимание становлению миссии, условиям её деятельности, расположению станов. Приведена хронология развития миссии, даны сведения о служащих миссии.
Ключевые слова: Киргизская миссия, стан, миссионер, крещение.
Вопрос об учреждении в пределах Тобольской епархии христианской миссии для служения среди киргизов был открытым на протяжении 30 лет и получил своё разрешение в 1894 г.
Указом Святейшего Синода от 30 апреля 1994 г. № 1922 в Тобольской епархии разрешено было открыть православную миссию среди киргизов, проживающих в Акмолинской и Семипалатинской областях Тобольской епархии, в составе трёх станов: Акмолинского и Атбасарского в Акмолинской области и Каракалинского в Семипалатинской [1]. Первый стан расположился в городе Акмолинске на берегу реки Ишим, в 600 верстах от города Петропаловска [2]. Второй стан находился в городе Атбасаре на берегу несудоходной речки Джебайки, в 360 верстах от города Петропавловска и в 610 верстах от города Омска [3]. Третий стан расположился в городе Каракалы на речке Каракалинке, которая летом почти высыхает, в 355 верстах от города Павлодара, в 745 верстах от города Омска [4].
Расходы на содержание Киргизской миссии были определены Тобольскому епархиальному комитету Православного миссионерского общества. Миссия начала действовать со второй половины 1894 г. в составе двух станов: Акмолинского и Каракалинскаго. В Акмолинский стан старшим миссионером был назначен бывший благочинный Берёзовских церквей протоиерей Михаил Путинцев, служивший ранее в Кульдже среди китайцев и калмыков и в Алтайской миссии среди калмыков и киргизов, а также исполнявший должность настоятеля в Обдорской миссии. Его псаломщиком стал владеющий киргизским языком Ф. Власов - сын казака и киргизки. В Каракалинский стан назначили двух выпускников миссионерских курсов при Казанской духовной академии: миссионером - Сергея Целерицкого, а псаломщиком и переводчиком - Александра Миропольско-го [5]. В Атбасарский стан соответствующих кандидатов не нашлось.
Назначенные миссионеры были профинансированы комитетом Православного миссионерского общества и снабжены необходимыми предметами для своей деятельности - книгами, богослужебной утварью и т. д.
[6]. Официальным открытием станов считается время прибытия миссионеров к месту служения: 10 сентября - в Акмолинске и 1 октября - в Ка-ракалинске [7].
С 1 января 1895 г. вместо уволенного псаломщика Ф. Власова в Акмолинский стан на свободную должность был назначен знающий киргизский язык Василий Корнилов, учитель Зерендинского станичного училища, выпускник Омской учительской семинарии. Еще до прибытия миссионеров в станы местные татары распространили среди киргизов слухи, что их будут крестить насильно, не желающие крестится подвергнутся телесному наказанию, им запретят обрезать детей, на мечетях повесят колокола, что все русские священники - колдуны, и один их взгляд заставляет всякого правоверного мусульманина перейти в русскую веру. Несмотря на очевидную нелепость слухов киргизы вполне им доверяли. В результате миссионеры по своему прибытию увидели, что киргизы их бо-
© С.В. Голубцов, 2015
140
С. В. Голубцов
ятся, сторонятся и избегают любых отношений. От природы любопытные, киргизы в разговоры о вере с миссионерами не вступали, но если вопросы не касались религии, охотно беседовали, не выказывая при этом какой-либо враждебности.
Местные татары при встрече священника не приветствовали и на приветствие либо не отвечали вовсе, либо отвечали крайне неохотно. Некоторые русские имели превратное понятие о миссии и рассказывали иноверцам, что миссионеры будут крестить насильно при содействии полиции или вербуя в православие за деньги. Такие суждения русских, дойдя до киргизского народа, служили подтверждением слухов о миссии, распущенных татарами, и тем самым усиливали отчуждение киргизов от миссионеров. В этих условиях нельзя было сразу начать проповедь, напротив, нужно было выждать время, дать киргизам успокоится и привыкнуть к миссионерам.
Первенцем в деле обращения мусульман к Христу был татарин Хуснаддин Гиматуд-динов Хабибуллин, двадцатилетний житель Петропавловска. Из семьи и рода Хуснад-дина никто не принимал христианства. Главной причиной своего желания креститься он считал ложность ислама и истинность веры христианской. Это убеждение сложилось у него в связи с познанием веры через разговоры с русскими, наблюдения и чтение духовно нравственных книг. Хуснаддин хотел креститься ещё в мае 1893 г., но об этом узнали акмолинские татары и написали его родителям в Петропавловск, а те, в свою очередь, приняли меры, чтобы воспрепятствовать намерению молодого человека. С помощью влиятельных петропавловских татар и акмолинских киргизов родители Ху-снаддина угрозами и всеми возможными способами отговорили его от принятого решения. Между тем Хуснаддин поступил в работники к акмолинскому купцу А.А. Кузнецову, здесь под влиянием доброго примера намерение принять христианскую веру ещё более укрепилось. С этим временем совпал приезд в Акмолинск миссионера новой учреждённой миссии протоиерея Путинцева. Узнав о прибытии миссионера, Хуснаддин, по его словам, почувствовал сильное желание скорее креститься, но идти к миссионеру долго не решался и сделал это только после беседы с местным купцом, церковным старостой И.С. Силиным. В разговорах с Хуснад-дином протоиерей Михаил убедился в искренности и чистоте его намерений. В беседе миссионер научил неофита основным истинам православной веры. 6 ноября 1894 г. перед литургией в акмолинской Константи-но-Еленинской церкви протоиерей Михаил Путинцев совершил крещение Хуснаддина с наречением имени Николай [8].
Вопреки проискам татар, агитирующих против Киргизской миссии, первым принявшим святое крещение был татарин. Вскоре после этого события крестились два киргиза: 21 декабря 1894 г. - 25-летний Джесук Байгузов с наречением имени Макарий, а 15 января 1895 г. - 17-летний Нис-пай Кудбаев с наречением имени Иоанн [9]. Оглашение последнего было проведено ещё 15 декабря, но вследствие активных преследований со стороны родственников, противящихся его крещению, Ниспай скрыл своё намерение как от киргизов, так и от некоторых русских, которые помогали его родственникам, желавшим увезти Ниспая в степь, для того чтобы его невозможно было найти и крестить. Еще три киргиза выразили протоиерею Михаилу намерение креститься, но было решено не спешить, а дать время, чтобы убедиться в искренности их желаний. Держа своё намерение принять православие в секрете от киргизов, они ходили на собеседование к миссионеру.
В Каракалинском стане в 1894 г. ввиду проведённой агитации татар и отчуждения киргизов от миссионеров крещений не было. Миссионер Сергей Целерицкий и его сотрудник Александр Миропольский, пользуясь случаем, знакомились с киргизами, так как знали арабский язык [10], читали и переводили Коран не только киргизам, но и татарам, при этом проводили беседы, показывая превосходство православной веры перед исламом. Знание арабского вызывало удивление среди киргизов, потому что многие киргизские и татарские муллы могли только читать, а переводить тексты были не в состоянии [11]. Препятствием к успеху христианской проповеди среди киргизов следует отнести и то, что станы находились в местах оживлённой торговли, какими были города Акмолинск и Каракалинск, в таких населённых пунктах всегда было достаточно богатых и влиятельных татар как среди соплеменников, так и среди киргизов, мешающих христианской проповеди. Помимо этого, в них были мечети с муллами и большими школами при них. Конечно, шла и помощь. В 1894 г. Киргизской миссии Томским епископом Преосвященным Макарием была пожертвована икона Преподобного Макария Египетского; Бийский епископ Преосвященный Мефодий подарил икону Христа Спасителя; протоиерей Иоанн Сергиев (Кронштадский) подарил Влахерн-скую икону Божией Матери, а также свой портрет, фотографию со своей подписью. Он же пожертвовал миссии 200 рублей. Основное финансирование миссии с 1894 г. до момента слияния Тобольской и Томской киргизских миссий производилось Тобольским епархиальным комитетом Православного миссионерского общества [12]. 18 февраля 1895 г. Святейший Синод принял ре-
Киргизская миссия Тобольской епархии
141
шение об учреждении самостоятельной Омской епархии [13]. Это событие привело к слиянию Тобольской и Томской киргизских миссий в одну структуру - Киргизскую миссию Омской епархии, Акмолинский и Кар-калинский станы были упразднены как неудобные по расположению. Таким образом, из станов Тобольской миссии дальнейшее развитие в новой структуре получил только Атбасарский стан, практически не участвовавший в миссионерской работе Тобольской миссии по причине отсутствия миссионеров. Первыми миссионерами Атбасарского стана были прибывшие в октябре 1895 г. священник о. Михаил Максимов, рукоположенный из псаломщиков в Бухаре и закончивший миссионерские курсы при Казанской духовной академии [14], а также псаломщик Порфирий Семёнович Красков родом из киргизов Семипалатинской области, воспитанник Бийского катихизаторского училища [15].
В ходе деятельности Тобольской Киргизской миссией в 1895 г. были крещены всего пять киргизов: в Атбасарском стане - 1, в Акмолинском - 2, в Каракалинском - 2 [16]. Такое малое число было обусловлено мощным противодействием со стороны фанатически настроенных татар. Так, миссионер протоиерей Михаил Путинцев познакомился с живущими оседло близ Акмолинска джа-таками (так называли бедняков киргизов). Довольно быстро миссионеры сблизились с ними и стали желанными гостями. Причем они часто вели беседы на религиозные темы. Из их среды несколько человек изъявляли намерение креститься, а трое даже были немного наставлены в вопросах веры, казалось, что очень скоро они войдут в ограду церкви Христовой. В середине марта вдруг все отношения прекратились. Все три мусульманина после трех недель бесед стали избегать встреч, прятаться и наконец объявили, что не будут креститься и даже ходить к миссионерам, потому что боятся татар. После наведения справок выяснилось, что один из киргизов, желавших креститься, оставил своё намерение частично из-за угроз со стороны акмолинских татар, а частично потому, что киргизы и татары подарили ему 20 баранов, дали денег и нашли невесту, за которую ему не нужно было платить калым. Второй был работником у богатого купца - мусульманина, за беседы у миссионеров с позором и побоями был выгнан хозяином, а через неделю уже сидел на базаре и торговал в балагане собственным товаром, полученным от своих единоверцев за то, что он оставил мысли о крещении. Третий прямо заявил, что не будет креститься, потому что тогда его убьют татары. В это же время среди киргизов активно проповедовали муллы и ходжи. Выходцы из Туркестана буквально наводнили степь под
видом торговцев или просто путешественников. Они разжигали среди киргизов мусульманский фанатизм, подкрепляя проповедь угрозами и материальной помощью колеблющимся в исламе [17]. Наблюдая за жизнью киргизов и учитывая предыдущий опыт миссионерской деятельности, старший миссионер Тобольской Киргизской миссии протоиерей Михаил Путинцев пришел к выводу, что для успеха миссии станы нужно основывать не в городах, а в русских деревнях и посёлках, жители которых значительно религиознее и нравственнее горожан. Он совершенно правильно считал, что добрый пример христиан важен и нужен для неофитов, а надзор за новокрещёнными со стороны миссии в городских условиях затруднителен. Важно также, что в русских деревнях и их окрестностях нет татар, мулл и мечетей, а киргизов кочует и оседло живет довольно много. Им были присмотрены селения для размещения станов. Ещё до прибытия первого Омского архипастыря протоиерей Михаил имел встречу с главным начальником края степным генерал-губернатором, генералом от кавалерии, бароном М.А. Таубе, всегда благосклонно относившимся к миссионерам. Он одобрил намерение Путинцева относительно переноса станов из городов в селения и обещал финансовую помощь. 27 мая 1895 г. в Омск прибыл первый епископ новой епархии Преосвященный Григорий. Уже 29 мая он принял с отчётом о деятельности Киргизской миссии, бывшей прежде в ведомости Тобольской епархии, её старшего миссионера протоиерея Михаила Путинцева, от которого выслушал, помимо отчёта, доклад о необходимости перенесения станов миссии из городов в селения [18]. Владыка с пониманием отнёсся к докладу и распорядился о скорейшем перенесении станов: Каракалинско-го - в станицу Баян-Аульскую, расположенную в 180 верстах от Каркалов, Атбасар-скую - в посёлок Донской в 100 верстах от Атбасара, Акмолинского - в село Александровское в 25 верстах от Акмолинска [19]. Дальнейшая история Тобольской Киргизской миссии напрямую связана с Омской епархией, станы которой вместе со станами Киргизской миссии Томской епархии вошли в состав Киргизской миссии Омской епархии, ее начальником был назначен архимандрит Сергий, в миру Стефан Алексеевич Петров [20].
Несмотря на небольшой срок существования Тобольской Киргизской миссии и малое число принявших православие, анализ ее деятельности привёл старшего миссионера протоиерея Михаила Путинцева к выводу о необходимости размещения станов в селениях вне городов, в дальнейшем это обстоятельство учитывалось при работе Киргиз-
142
С. В. Голубцов
ской миссии, и новые станы открывались в селениях Омской епархии.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Тобольские епархиальные ведомости. Тобольск. 1895. № 13-14. С. 138.
[2] Климент Скальский, прот. Омская епархия. Омск, 1990. С. 104.
[3] Там же. С. 365.
[4] Там же. С.175.
[5] Тобольские епархиальные ведомости. 1895. № 18. С. 189.
[6] Там же. № 13-14. С. 139.
[7] Там же. № 18. С. 189.
[8] Присоединения к православной Церкви // Прибавление к церковным ведомостям. СПб. 1895. № 4. С. 140-141.
[9] Тобольские епархиальные ведомости. 1895. № 18. С. 211.
[10] Там же. С. 211.
[11] Там же. С. 212.
[12] Тобольские епархиальные ведомости. 1895. № 20. С. 238.
[13] Голубцов С. В. История Омской епархии: Образование Омской епархии. Предстоятельство Преосвященного Григория на Омской кафедре (1895-1900 гг.). Омск, 2008. С. 44.
[14] Тобольские епархиальные ведомости. 1896. № 4. С. 69.
[15] Климент Скальский, прот. Указ. соч. С. 366.
[16] Тобольские епархиальные ведомости. 1896. № 4. С. 69.
[17] Там же. С. 71.
[18] Там же. С. 73.
[19] Там же. С. 74.
[20] Там же. С. 69.