Научная статья на тему 'Киргизская миссия Тобольской епархии'

Киргизская миссия Тобольской епархии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
237
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИРГИЗСКАЯ МИССИЯ / СТАН / МИССИОНЕР / КРЕЩЕНИЕ / KIRGHIZ MISSION / STAN / MISSIONARY / BAPTISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Голубцов С. В.

Рассматривается миссионерская деятельность среди киргизов в Тобольской епархии. Уделяется внимание становлению миссии, условиям её деятельности, расположению станов. Приведена хронология развития миссии, даны сведения о служащих миссии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Considered missionary activities among the Kyrgyz in the Tobolsk diocese

Attention is paid to formation of the mission, direction, conditions of its activity, the location of the mills. See chronology of the mission provides information about the employees of the mission.

Текст научной работы на тему «Киргизская миссия Тобольской епархии»

ИСТОРИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2015. № 1. С. 139-142.

УДК 281.93(571.12 =512.154)

С.В. Голубцов

КИРГИЗСКАЯ МИССИЯ ТОБОЛЬСКОЙ ЕПАРХИИ

Рассматривается миссионерская деятельность среди киргизов в Тобольской епархии. Уделяется внимание становлению миссии, условиям её деятельности, расположению станов. Приведена хронология развития миссии, даны сведения о служащих миссии.

Ключевые слова: Киргизская миссия, стан, миссионер, крещение.

Вопрос об учреждении в пределах Тобольской епархии христианской миссии для служения среди киргизов был открытым на протяжении 30 лет и получил своё разрешение в 1894 г.

Указом Святейшего Синода от 30 апреля 1994 г. № 1922 в Тобольской епархии разрешено было открыть православную миссию среди киргизов, проживающих в Акмолинской и Семипалатинской областях Тобольской епархии, в составе трёх станов: Акмолинского и Атбасарского в Акмолинской области и Каракалинского в Семипалатинской [1]. Первый стан расположился в городе Акмолинске на берегу реки Ишим, в 600 верстах от города Петропаловска [2]. Второй стан находился в городе Атбасаре на берегу несудоходной речки Джебайки, в 360 верстах от города Петропавловска и в 610 верстах от города Омска [3]. Третий стан расположился в городе Каракалы на речке Каракалинке, которая летом почти высыхает, в 355 верстах от города Павлодара, в 745 верстах от города Омска [4].

Расходы на содержание Киргизской миссии были определены Тобольскому епархиальному комитету Православного миссионерского общества. Миссия начала действовать со второй половины 1894 г. в составе двух станов: Акмолинского и Каракалинскаго. В Акмолинский стан старшим миссионером был назначен бывший благочинный Берёзовских церквей протоиерей Михаил Путинцев, служивший ранее в Кульдже среди китайцев и калмыков и в Алтайской миссии среди калмыков и киргизов, а также исполнявший должность настоятеля в Обдорской миссии. Его псаломщиком стал владеющий киргизским языком Ф. Власов - сын казака и киргизки. В Каракалинский стан назначили двух выпускников миссионерских курсов при Казанской духовной академии: миссионером - Сергея Целерицкого, а псаломщиком и переводчиком - Александра Миропольско-го [5]. В Атбасарский стан соответствующих кандидатов не нашлось.

Назначенные миссионеры были профинансированы комитетом Православного миссионерского общества и снабжены необходимыми предметами для своей деятельности - книгами, богослужебной утварью и т. д.

[6]. Официальным открытием станов считается время прибытия миссионеров к месту служения: 10 сентября - в Акмолинске и 1 октября - в Ка-ракалинске [7].

С 1 января 1895 г. вместо уволенного псаломщика Ф. Власова в Акмолинский стан на свободную должность был назначен знающий киргизский язык Василий Корнилов, учитель Зерендинского станичного училища, выпускник Омской учительской семинарии. Еще до прибытия миссионеров в станы местные татары распространили среди киргизов слухи, что их будут крестить насильно, не желающие крестится подвергнутся телесному наказанию, им запретят обрезать детей, на мечетях повесят колокола, что все русские священники - колдуны, и один их взгляд заставляет всякого правоверного мусульманина перейти в русскую веру. Несмотря на очевидную нелепость слухов киргизы вполне им доверяли. В результате миссионеры по своему прибытию увидели, что киргизы их бо-

© С.В. Голубцов, 2015

140

С. В. Голубцов

ятся, сторонятся и избегают любых отношений. От природы любопытные, киргизы в разговоры о вере с миссионерами не вступали, но если вопросы не касались религии, охотно беседовали, не выказывая при этом какой-либо враждебности.

Местные татары при встрече священника не приветствовали и на приветствие либо не отвечали вовсе, либо отвечали крайне неохотно. Некоторые русские имели превратное понятие о миссии и рассказывали иноверцам, что миссионеры будут крестить насильно при содействии полиции или вербуя в православие за деньги. Такие суждения русских, дойдя до киргизского народа, служили подтверждением слухов о миссии, распущенных татарами, и тем самым усиливали отчуждение киргизов от миссионеров. В этих условиях нельзя было сразу начать проповедь, напротив, нужно было выждать время, дать киргизам успокоится и привыкнуть к миссионерам.

Первенцем в деле обращения мусульман к Христу был татарин Хуснаддин Гиматуд-динов Хабибуллин, двадцатилетний житель Петропавловска. Из семьи и рода Хуснад-дина никто не принимал христианства. Главной причиной своего желания креститься он считал ложность ислама и истинность веры христианской. Это убеждение сложилось у него в связи с познанием веры через разговоры с русскими, наблюдения и чтение духовно нравственных книг. Хуснаддин хотел креститься ещё в мае 1893 г., но об этом узнали акмолинские татары и написали его родителям в Петропавловск, а те, в свою очередь, приняли меры, чтобы воспрепятствовать намерению молодого человека. С помощью влиятельных петропавловских татар и акмолинских киргизов родители Ху-снаддина угрозами и всеми возможными способами отговорили его от принятого решения. Между тем Хуснаддин поступил в работники к акмолинскому купцу А.А. Кузнецову, здесь под влиянием доброго примера намерение принять христианскую веру ещё более укрепилось. С этим временем совпал приезд в Акмолинск миссионера новой учреждённой миссии протоиерея Путинцева. Узнав о прибытии миссионера, Хуснаддин, по его словам, почувствовал сильное желание скорее креститься, но идти к миссионеру долго не решался и сделал это только после беседы с местным купцом, церковным старостой И.С. Силиным. В разговорах с Хуснад-дином протоиерей Михаил убедился в искренности и чистоте его намерений. В беседе миссионер научил неофита основным истинам православной веры. 6 ноября 1894 г. перед литургией в акмолинской Константи-но-Еленинской церкви протоиерей Михаил Путинцев совершил крещение Хуснаддина с наречением имени Николай [8].

Вопреки проискам татар, агитирующих против Киргизской миссии, первым принявшим святое крещение был татарин. Вскоре после этого события крестились два киргиза: 21 декабря 1894 г. - 25-летний Джесук Байгузов с наречением имени Макарий, а 15 января 1895 г. - 17-летний Нис-пай Кудбаев с наречением имени Иоанн [9]. Оглашение последнего было проведено ещё 15 декабря, но вследствие активных преследований со стороны родственников, противящихся его крещению, Ниспай скрыл своё намерение как от киргизов, так и от некоторых русских, которые помогали его родственникам, желавшим увезти Ниспая в степь, для того чтобы его невозможно было найти и крестить. Еще три киргиза выразили протоиерею Михаилу намерение креститься, но было решено не спешить, а дать время, чтобы убедиться в искренности их желаний. Держа своё намерение принять православие в секрете от киргизов, они ходили на собеседование к миссионеру.

В Каракалинском стане в 1894 г. ввиду проведённой агитации татар и отчуждения киргизов от миссионеров крещений не было. Миссионер Сергей Целерицкий и его сотрудник Александр Миропольский, пользуясь случаем, знакомились с киргизами, так как знали арабский язык [10], читали и переводили Коран не только киргизам, но и татарам, при этом проводили беседы, показывая превосходство православной веры перед исламом. Знание арабского вызывало удивление среди киргизов, потому что многие киргизские и татарские муллы могли только читать, а переводить тексты были не в состоянии [11]. Препятствием к успеху христианской проповеди среди киргизов следует отнести и то, что станы находились в местах оживлённой торговли, какими были города Акмолинск и Каракалинск, в таких населённых пунктах всегда было достаточно богатых и влиятельных татар как среди соплеменников, так и среди киргизов, мешающих христианской проповеди. Помимо этого, в них были мечети с муллами и большими школами при них. Конечно, шла и помощь. В 1894 г. Киргизской миссии Томским епископом Преосвященным Макарием была пожертвована икона Преподобного Макария Египетского; Бийский епископ Преосвященный Мефодий подарил икону Христа Спасителя; протоиерей Иоанн Сергиев (Кронштадский) подарил Влахерн-скую икону Божией Матери, а также свой портрет, фотографию со своей подписью. Он же пожертвовал миссии 200 рублей. Основное финансирование миссии с 1894 г. до момента слияния Тобольской и Томской киргизских миссий производилось Тобольским епархиальным комитетом Православного миссионерского общества [12]. 18 февраля 1895 г. Святейший Синод принял ре-

Киргизская миссия Тобольской епархии

141

шение об учреждении самостоятельной Омской епархии [13]. Это событие привело к слиянию Тобольской и Томской киргизских миссий в одну структуру - Киргизскую миссию Омской епархии, Акмолинский и Кар-калинский станы были упразднены как неудобные по расположению. Таким образом, из станов Тобольской миссии дальнейшее развитие в новой структуре получил только Атбасарский стан, практически не участвовавший в миссионерской работе Тобольской миссии по причине отсутствия миссионеров. Первыми миссионерами Атбасарского стана были прибывшие в октябре 1895 г. священник о. Михаил Максимов, рукоположенный из псаломщиков в Бухаре и закончивший миссионерские курсы при Казанской духовной академии [14], а также псаломщик Порфирий Семёнович Красков родом из киргизов Семипалатинской области, воспитанник Бийского катихизаторского училища [15].

В ходе деятельности Тобольской Киргизской миссией в 1895 г. были крещены всего пять киргизов: в Атбасарском стане - 1, в Акмолинском - 2, в Каракалинском - 2 [16]. Такое малое число было обусловлено мощным противодействием со стороны фанатически настроенных татар. Так, миссионер протоиерей Михаил Путинцев познакомился с живущими оседло близ Акмолинска джа-таками (так называли бедняков киргизов). Довольно быстро миссионеры сблизились с ними и стали желанными гостями. Причем они часто вели беседы на религиозные темы. Из их среды несколько человек изъявляли намерение креститься, а трое даже были немного наставлены в вопросах веры, казалось, что очень скоро они войдут в ограду церкви Христовой. В середине марта вдруг все отношения прекратились. Все три мусульманина после трех недель бесед стали избегать встреч, прятаться и наконец объявили, что не будут креститься и даже ходить к миссионерам, потому что боятся татар. После наведения справок выяснилось, что один из киргизов, желавших креститься, оставил своё намерение частично из-за угроз со стороны акмолинских татар, а частично потому, что киргизы и татары подарили ему 20 баранов, дали денег и нашли невесту, за которую ему не нужно было платить калым. Второй был работником у богатого купца - мусульманина, за беседы у миссионеров с позором и побоями был выгнан хозяином, а через неделю уже сидел на базаре и торговал в балагане собственным товаром, полученным от своих единоверцев за то, что он оставил мысли о крещении. Третий прямо заявил, что не будет креститься, потому что тогда его убьют татары. В это же время среди киргизов активно проповедовали муллы и ходжи. Выходцы из Туркестана буквально наводнили степь под

видом торговцев или просто путешественников. Они разжигали среди киргизов мусульманский фанатизм, подкрепляя проповедь угрозами и материальной помощью колеблющимся в исламе [17]. Наблюдая за жизнью киргизов и учитывая предыдущий опыт миссионерской деятельности, старший миссионер Тобольской Киргизской миссии протоиерей Михаил Путинцев пришел к выводу, что для успеха миссии станы нужно основывать не в городах, а в русских деревнях и посёлках, жители которых значительно религиознее и нравственнее горожан. Он совершенно правильно считал, что добрый пример христиан важен и нужен для неофитов, а надзор за новокрещёнными со стороны миссии в городских условиях затруднителен. Важно также, что в русских деревнях и их окрестностях нет татар, мулл и мечетей, а киргизов кочует и оседло живет довольно много. Им были присмотрены селения для размещения станов. Ещё до прибытия первого Омского архипастыря протоиерей Михаил имел встречу с главным начальником края степным генерал-губернатором, генералом от кавалерии, бароном М.А. Таубе, всегда благосклонно относившимся к миссионерам. Он одобрил намерение Путинцева относительно переноса станов из городов в селения и обещал финансовую помощь. 27 мая 1895 г. в Омск прибыл первый епископ новой епархии Преосвященный Григорий. Уже 29 мая он принял с отчётом о деятельности Киргизской миссии, бывшей прежде в ведомости Тобольской епархии, её старшего миссионера протоиерея Михаила Путинцева, от которого выслушал, помимо отчёта, доклад о необходимости перенесения станов миссии из городов в селения [18]. Владыка с пониманием отнёсся к докладу и распорядился о скорейшем перенесении станов: Каракалинско-го - в станицу Баян-Аульскую, расположенную в 180 верстах от Каркалов, Атбасар-скую - в посёлок Донской в 100 верстах от Атбасара, Акмолинского - в село Александровское в 25 верстах от Акмолинска [19]. Дальнейшая история Тобольской Киргизской миссии напрямую связана с Омской епархией, станы которой вместе со станами Киргизской миссии Томской епархии вошли в состав Киргизской миссии Омской епархии, ее начальником был назначен архимандрит Сергий, в миру Стефан Алексеевич Петров [20].

Несмотря на небольшой срок существования Тобольской Киргизской миссии и малое число принявших православие, анализ ее деятельности привёл старшего миссионера протоиерея Михаила Путинцева к выводу о необходимости размещения станов в селениях вне городов, в дальнейшем это обстоятельство учитывалось при работе Киргиз-

142

С. В. Голубцов

ской миссии, и новые станы открывались в селениях Омской епархии.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Тобольские епархиальные ведомости. Тобольск. 1895. № 13-14. С. 138.

[2] Климент Скальский, прот. Омская епархия. Омск, 1990. С. 104.

[3] Там же. С. 365.

[4] Там же. С.175.

[5] Тобольские епархиальные ведомости. 1895. № 18. С. 189.

[6] Там же. № 13-14. С. 139.

[7] Там же. № 18. С. 189.

[8] Присоединения к православной Церкви // Прибавление к церковным ведомостям. СПб. 1895. № 4. С. 140-141.

[9] Тобольские епархиальные ведомости. 1895. № 18. С. 211.

[10] Там же. С. 211.

[11] Там же. С. 212.

[12] Тобольские епархиальные ведомости. 1895. № 20. С. 238.

[13] Голубцов С. В. История Омской епархии: Образование Омской епархии. Предстоятельство Преосвященного Григория на Омской кафедре (1895-1900 гг.). Омск, 2008. С. 44.

[14] Тобольские епархиальные ведомости. 1896. № 4. С. 69.

[15] Климент Скальский, прот. Указ. соч. С. 366.

[16] Тобольские епархиальные ведомости. 1896. № 4. С. 69.

[17] Там же. С. 71.

[18] Там же. С. 73.

[19] Там же. С. 74.

[20] Там же. С. 69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.