Научная статья на тему 'Деятельность Киргизской миссии в Тобольской епархии'

Деятельность Киргизской миссии в Тобольской епархии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
248
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ЕПАРХИЯ / КИРГИЗСКАЯ МИССИЯ / ЕПИСКОП / СТАН / МИССИОНЕР / ПСАЛОМЩИК / ТОЛМАЧ / КРЕЩЕНИЕ / ДУХОВНАЯ МИССИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Голубцов Сергей Владимирович

В статье рассматривается миссионерская деятельность Русской Православной Церкви во второй половине 19 века, среди киргизов в Тобольской епархии. Выясняется позиция светских властей по отношению к миссионерской деятельности среди киргизов проживающих в пределах епархии. Взаимоотношения власти с миссионерами. Уделяется внимание формированию штатных сотрудников и процессам становления миссии, направлению прилагаемых усилий, условий её деятельности. Отражена отправная точка начала деятельности миссии крещение инородца татарина миссионером священником. Отслеживается динамика процессов открытия и развития миссионерских станов миссии, с описанием территориального расположения открывающихся новых станов. Описывается отношение местного населения (киргизов, татар) к членам миссии. Приведена хронология развития миссии, представлены биографические сведения о миссионерах и других служащих миссии, приведены места служения отдельных её членов. Рассматривается последовательное расширение состава и деятельность миссии с момента открытия до вхождения в состав Омской епархии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность Киргизской миссии в Тобольской епархии»

Иерей Сергей Владимирович Голубцов «Деятельность Киргизской миссии в Тобольской епархии»

удК 266:281.93(512.154)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КИРГИЗСКОЙ МИССИИ В ТОБОЛЬСКОЙ ЕПАРХИИ

Иерей Сергей Владимирович Голубцов, кандидат богословия, докторант аспирантуры и докторантуры имени Кирилла и Мефодия РПЦ Московского Патриархата, настоятель прихода в честь Архистратига Михаила села Мельничного

Аннотация: В статье рассматривается миссионерская деятельность Русской Православной Церкви во второй половине 19 века среди киргизов в Тобольской епархии. Выясняется позиция светских властей по отношению к миссионерской деятельности среди киргизов, проживающих в пределах епархии. Взаимоотношения власти с миссионерами. Уделяется внимание формированию штатных сотрудников и процессам становления миссии, направлению прилагаемых усилий, условий её деятельности. Отражена отправная точка начала деятельности миссии крещение инородца татарина миссионером священником. Отслеживается динамика процессов открытия и развития миссионерских станов миссии с описанием территориального расположения открывающихся новых станов. Описывается отношение местного населения (киргизов, татар) к членам миссии. Приведена хронология развития миссии, представлены биографические сведения о миссионерах и других служащих миссии, приведены места служения отдельных её членов. Рассматривается последовательное расширение состава и деятельность миссии с момента открытия до вхождения в состав Омской епархии.

Ключевые слова: Русская Православная церковь, епархия, Киргизская миссия, Епископ, стан, миссионер, псаломщик, толмач, крещение, Духовная миссия.

ACTIVITIES OF THE KYRGYZ MISSION IN TOBOLSK DIOCESE

Priest Sergey Golubtsov, Candidate of theology, Omsk and Tavricheskoe Diocese

Annotation. The article discusses the missionary activity of the Russian Orthodox Church during the second half of the 19th century among the Kyrgyz in the Tobolsk diocese. It reveals the position of secular authorities to the missionary work among the Kyrgyz people residing within the diocese, the relationship of authorities with the missionaries. The article pays attention to the formation of the staff and the process of becoming a mission, the direction of its activities and their conditions. It reflects the starting point of the mission's activities when a missionary priest baptized a Tatar. It tracks the dynamics of the processes of setting up and developing new missionary camps with the description of the location of the new opening camps. The attitude of the local population (Kyrgyz, Tatars) to the members of the mission is described. A chronology of the mission's development is given, biographical information about missionaries and other mission members is presented, and places of ministry for some individual members. It considers a gradual expansion of the staff and activities of the mission from the moment of its opening up to its entry into the Omsk diocese.

Keywords: Russian Orthodox Church, Diocese, Kyrgyz mission, Bishop, camp, missionary, parish clerk, interpreter, baptism, spiritual mission.

Tf

|!стория императорской России - это в значительной степени история освое-■I ния новых территорий и пространств. Процесс включения в орбиту Империи _11_новых народов был довольно сложным и противоречивым. Здесь сосуще-

ствовали и конкурировали, казалось бы, взаимоисключающие тенденции. С одной стороны, имело место стремление к постепенной русификации населения и приобщение его к русской культуре, с другой - при управлении огромной страной удобнее было, не трогая национальных обычаев, опираться на местную элиту. В этом контексте следует рассматривать историю деятельности русских миссионеров, которым приходилось выстраивать отношения не только с местным населением, среди которого предстояло проповедовать, но и с представителями центральной власти, которые далеко не всегда поддерживали миссионерские проекты. Общая история миссионерской деятельности Русской Церкви пока не написана, и приступить к ее созданию будет возможно только после того, как появятся истории миссионерской деятельности в различных регионах. Следует признать, что здесь еще остается немало белых пятен, к числу которых относится и Киргизская миссия в Тобольской епархии.

Исследований, специально посвященных деятельности этой миссии, до настоящего времени не предпринималось. Материалы, посвященные «предыстории» миссии, можно найти в работах, посвященных истории Алтайской миссии, а также деятельности преп. Макария (Глухарева). Большую ценность представляют исследования, посвященные общим проблемам православия в Киргизии. Укажем книгу митрополита Владимира (Иким) «Земля потомков патриарха Тюрка». Книга рассказывает об истории христианства на Киргизской земле1, а также статью И.Ю. Бартеневой2, рассматривающую состояние православия Туркестана во второй половине 19-го начале 20-го века, также диссертационное исследование Е.Е. Озмитель3, где рассмотрен ряд вопросов истории православия в Киргизии с середины 19 века до 1917 года. Однако история собственно Киргизской миссии Тобольской епархии остается ненаписанной.

Основными причинами, приведшими к отсутствию в течение длительного времени христианской проповеди среди киргизского народа, следует считать удалённость степи от епархиальных городов Тобольска и Томска, слабость и малочисленность русского населения на границах степи, незнание жизни и быта киргизов, а также недостаток финансовых средств и людей, способных быть миссионерами. Мощным препятствием был не лишённый основания взгляд на киргизов как на народ неспокойный, непокорный и разбойный, а на степь - как на далеко не безопасную местность.

Вопрос об учреждении в пределах Тобольской епархии христианской миссии для служения среди киргизов был открытым на протяжении 30 лет и получил своё разрешение в 1894 году. Впервые вопрос на высоком уровне рассматривался в 1864 году и был поднят в докладной записке Екатеринбургского гражданина купца Стефана Ивановича Пшенишникова на имя Санкт-Петербургского митрополита Высокопреосвященного Исидора.4 Он предлагал в городе Петропавловске, одном из главных торговых

2019 (6)

1Митрополит Владимир (Аким) Земля потомков патриарха Тюрка. М., 2002.

2Бартенева И.Ю. Православие в Кыргызстане (вторая половина 19 - начало 20 вв.)// Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2010. № 7 (38). С. 10-17.

3Озмитель Е.Е. История Православной культуры Киргизии (середина 19 века - 1917 год). Автореф. дис. На соиск. степ. докт. ист. наук. Бишкек, 2011.

4ТФ ГАТО Фонд Тобольской духовной консистории - 156. Оп. 1. Д. 763. Л. 3-4. Дело об учреждении в Петропавловской крепости духовной миссии для обращения киргизов к православию.

Иерей Сергей Владимирович Голубцов «Деятельность Киргизской миссии в Тобольской епархии»

центров степи, устроить миссию, снабдив её священными и богослужебными книгами на татарском языке, относительно понятном киргизам5. В своей записке Пшенишни-ков докладывает, что киргизы, обитающие в степи, не исповедают православной веры только потому, что она им неизвестна, и что они считаются мусульманами несправедливо, так как ислам они не знают вовсе, а держатся обычаев, относящихся к шаманству. Киргизы по его словам, имеют симпатии к Христовой вере и зачастую в день Богоявления выходят на приготовленную и освященную на реке Ишим местным священством иордань (прорубь в виде креста), где погружаются в воду, несмотря на мороз. Но, с прискорбием сообщает Стефан, торгующие в степи татары начинают проповедовать киргизам пагубное учение ислама, и чтобы оно не укоренилось в степи, надлежит послать туда достойных проповедников слова Божия.

Гражданское и военное начальство, подключившись к поднятому вопросу, выяснило, что киргизы занимают площадь до 750 тысяч квадратных вёрст, и на этой территории их проживает свыше 263 тысяч душ обоего пола (по отчёту 1863 года мужского пола 140 013 душ и женского 123 202 души)6.

Кочевой этот народ первоначально следовал языческой религии, но с начала 19-го столетия среди них стал распространяться ислам. Эту религию киргизы приняли лишь внешне, среди киргизов укоренилось многожёнство и ненависть к непочи-тающим пророка, всю же обрядовую сторону: посты, омовения и прочее они практически не выполняют. По причине кочевого образа жизни они не имеют мечетей.

В этом виде мусульманство начало укореняться лишь в южной половине степи, по ту сторону реки Ишим и в Каркаралинском округе, а на севере киргизы придерживались шаманства. В тех местностях, где киргизы соприкасались с русскими, они зачастую подчинялись их влиянию, и были случаи принятия христианства.7

Несмотря на это, военное и гражданское начальство, опасаясь волнений среди киргизов, высказалось против учреждения христианской миссии. Они предлагали епархиальному начальству крайнюю осторожность и осмотрительность в деле распространения в степи христианской веры. Генерал-губернатор заявил, что в южной части степи, где русского населения меньше и киргизы фанатичнее, проповедь христианства небезопасна. В северной же части хотя проповедь возможна, но встретит сильное противодействие среди мулл и биев, а, следовательно, должна проводиться с крайней осторожностью. Поэтому Тобольское епархиальное начальство рапортом от 22 ноября 1865 года за № 5275 сообщило Высокопреосвященному митрополиту Исидору, что устройство миссии среди киргизов преждевременно8.

В конце 1866 года Миссионерское Общество, состоящее под покровительством Государыни Императрицы, затребовало отношением от 22 ноября 1866 года за № 26079 от Тобольского епархиального начальства сведения о том, существует ли

5 Тобольские епархиальные ведомости №15. 1894 г.//Киргизская противомусульманская мисссия Тобольской епархии. С. 242.

'Тобольские епархиальные ведомости № 22. 1894 г.//Отчёт о деятельности Тобольского Епархиального Православно-Церковнаго Братства Святаго Великомученика Димитрия Солунского за 1893/4 год. С. 243.

7ТФ ГАТО Фонд Тобольской духовной консистории - И 156. Оп. 12. Д.109. Л. 32об-33.

"Тобольские епархиальные ведомости № 15. 1894 г.//Киргизская противомусульманская мисссия Тобольской епархии. С. 242.

'Тобольские епархиальные ведомости № 15. 1894 г.//Киргизская противомусульманская мисссия Тобольской епархии. С. 243.

^ 82 /^^С^&ХЙС^

^иЧгО -дЛ^оЧгО С

2019 (6)

среди киргизов миссия, а если нет, то на каких условиях она может быть открыта, есть ли пригодные для миссионерского дела люди и какие для этого нужны средства. При этом указывалось на крайнюю необходимость устройства среди киргизов миссии. Преосвященный Варлаам, епископ Тобольский и Сибирский, ответил, что хотя случаи обращения киргизов в христианство (благодаря влиянию сельских священников соседних с местами проживания киргизов приходов) есть, организованной миссии не существует. Хотя желание открыть миссию имеется, но сделать это нельзя, потому что нет средств и людей, способных к миссионерскому деланию, да и местное начальство считает открытую проповедь христианства среди киргизов опасной и несвоевременной.

Поэтому епископ Варлаам просил Миссионерское Общество само запросить генерал-губернатора Западной Сибири по вопросу устройства миссии. К сожалению, ответ губернатора был отрицательным. Преосвященный Варлаам, желая удостовериться, на самом ли деле открытие Киргизской миссии - дело невозможное, во время посещения приходов в 1869 году лично сам беседовал с киргизами и убедился, что они не расположены к принятию христианства. Не довольствуясь личными впечатлениями во время этой же поездки, владыка поручил исполняющему дела старшего помощника уездного начальника Сары-Суйского уезда, коллежскому асессору Безверхову и священнику города Акмолинска о. Михаилу Никольскому собрать нужные сведения и на основании их представить свои соображения по вопросу об открытии среди киргизов миссии. Безверхов в своей докладной записке писал, что хотя выходцы из Средней Азии обратили киргизов в мусульманство, но и проповедь христианства будет иметь среди них успех, особенно если новообращённым предоставить льготы от податей, дать участки земли и денежные пособия на устройство хозяйства. Священник Никольский в своём рапорте высказал мысль, что проповедь христианства в степи небезопасна в виду того, что киргизы мало знакомы с русскими, и что недавнее взятие русскими города Ташкента враждебно настроило странствующих по степи мулл - выходцев из Средней Азии. Они могли воспользоваться открытием миссии как поводом к восстанию киргизов против русской власти.

Акмолинский военный губернатор, узнав о поручении, данном г. Безверхову Преосвященным Варлаамом, официально 27 августа 1869 года письмом за № 113 предупредил, что ввиду недавно введенных в степи преобразований, с которыми киргизы ещё не освоились, даже переписку по такому щекотливому вопросу, как устройство миссии, заводить не следует, чтобы не возбуждать киргизов против рус-ских10.

Ввиду этих причин Тобольское епархиальное начальство определением от 27 ноября 1869 года11 решило для открытия христианской миссии среди киргизов ожидать более благоприятного времени, о чём и сообщено было Высокопреосвященному Исидору и председателю Миссионерского Общества князю Голицыну. В 1870 году Святейший Синод поручил Миссионерскому Обществу снова обсудить вопрос об открытии Киргизской миссии. Миссионерское Общество высказалось, что по причине недавнего взятия русскими Ташкента и введенных среди киргизов преобразований, открытие миссии неудобно.

10 Тобольские епархиальные ведомости № 15. 1894 г.//Киргизская противомусульманская мисссия Тобольской епархии. С. 244.

11ТФ ГАТО Фонд Тобольской духовной консистории - И 156. Оп. 12. Д. 109. Л. 33 об.

Иерей Сергей Владимирович Голубцов «Деятельность Киргизской миссии в Тобольской епархии»

В начале 1872 года, когда был поставлен вопрос об открытии в городе Тобольске Комитета Миссионерского Общества, Преосвященный Варлаам обратился к генерал-губернатору Западной Сибири с просьбой предоставить сведения о настроении киргизов по отношению к христианству. Ответ был получен уже преемником Варлаама Преосвященным Ефремом. В нём, как и ранее, говорилось, что проповедь христианства если и может вестись среди киргизов, то только с крайней осторожностью12. С тех пор на протяжении 8 лет вопрос об открытии Киргизской миссии не поднимался.

29 августа 1880 года Миссионерское Общество сделало запрос Тобольскому епископу Преосвященному Василию, возможно ли теперь открыть в киргизской степи миссию.

30 апреля 1881 года Тобольская Духовная Консистория постановила: просить военных губернаторов Семипалатинской и Акмолинской областей предоставить необходимые для открытия миссии сведения. Тобольское епархиальное начальство снеслось по этому поводу с военными губернаторами Семипалатинской и Акмолинской областей. Те же в свою очередь высказали опасение, что появление православных миссионеров в степи произведёт волнение среди киргизов. Выводы губернаторов были представлены Совету Миссионерского Общества, а он - вследствие изложенного - решил миссию не открывать.

В дальнейшем вопрос о Киргизской миссии не поднимался до вступления на Тобольскую кафедру в 1885 году Преосвященного Авраамия. За это время опасения администрации в вопросе открытия миссии уменьшились. В соседней Томской епархии в 1881 году была открыта киргизская противомусульманская миссия, и её действия не вызвали каких либо волнений среди киргизов. Степной генерал-губернатор Колпаковский, в ведомстве которого проживали киргизы Акмолинской и Семипалатинской областей, отзывался томскому епископу Исакию о деятельности миссии с похвальной стороны. Кроме того, в своих отчётах на Высочайшее имя, а также в записке на имя Председателя Миссионерского Общества Высокопреосвященного Иоани-кия генерал-губернатор Колпаковский желал иметь миссию в Акмолинской области и расширить деятельность Семипалатинской миссии13.

22 декабря 1889 года Преосвященный Авраамий, указав на необходимость и своевременность открытия миссии среди киргизов просил Степного генерал-губернатора сообщить ему, нет ли с его стороны возражений к открытию миссионерского стана. Ожидая официального отзыва от Степного генерал-губернатора, епископ Авраамий, распорядился открыть в станице Щучинской киргизскую церковно-миссио-нерскую школу.

На её содержание средства решено было взимать с находящихся вблизи поселения церквей: Щучинской - 250 рублей, Акмолинской - 150 рублей, Атбасарской -100 рублей, Кокчетавской - 100 рублей, Кочуркульской - 50 рублей. Кроме того, Православное Миссионерское Общество на содержание школы решило отпускать по 300 рублей в год.14

12 Тобольские епархиальные ведомости № 15. 1894 г.//Киргизская противомусульманская мисссия Тобольской епархии. С. 245.

13 Тобольские епархиальные ведомости № 15. 1894 г.//Киргизская противомусульманская мисссия Тобольской епархии. С. 246.

14 ТФ ГАТО Фонд Тобольской духовной консистории - И 156. Оп. 12. Д. 109. Л. 34 об.

2019 (6)

В августе 1889 года, проезжая по Кокчетавскому уезду, Преосвященный Авра-амий на основе полученных впечатлений решил, что миссия среди киргизов может иметь значительные успехи. Тогда же он решил открыть в станице Щучьей первый миссионерский стан, не дожидаясь официального разрешения. Обязанности миссионера были возложены на священника станицы Щучинской Тверитина (4 сентября 1889 года), помощницей ему была назначена учительница местной церковно-мисси-онерской школы Глазкова. Таким образом, было положено впервые начало миссии в Акмолинской области.

Отзыв Степного генерал-губернатора на запрос епископа Авраамия затянулся и был получен в июне 1890 года следующим предстоятелем Преосвященным Иусти-ном. В отзыве губернатор советовал соблюдать крайнюю осторожность, осмотрительность и сдержанность, предлагая миссионерам проповедовать православную веру, выдавая себя за купцов или ходячих лекарей. Путешествуя по степи, они должны ничем не отличаться от киргизов в одежде, пище и образе жизни. Только скрытая, по мнению губернатора, проповедь христианства могла быть успешной, открытая же проповедь могла вызвать волнения в степи. Губернатор также сообщил, что после бесед о христианской вере Преосвященного Авраамия с киргизами началось брожение умов, велись разговоры о насильственном обращении в христианство, проходили не санкционированные властями сборища киргизов с целью ходатайствовать перед правительством о назначении особого муфтия, который был бы защитником мусульманской веры15.

В то же время миссионер священник Щучинской церкви Тверитин рапортом от 19 мая 1890 года докладывал Преосвященному Иустину, что обязанности приходского священника препятствуют ему заниматься миссионерской деятельностью и он, выполняя обязанности миссионера, не встретил поддержки от местной гражданской власти, своими же силами он много сделать не может.

Открытая в станице Щучинской миссионерская школа намеченной цели не достигла, только бедные киргизы отдавали туда учиться своих детей, рассчитывая, что в школе их будут кормить, одевать, обувать. Часто экипированного ребёнка брали обратно и уже в школу не возвращали; дошло до того, что в школе обучались лишь три мальчика. Между тем причты и старосты церквей, с которых собирались средства на содержание школы, были недовольны этим обстоятельством и желали скорейшего закрытия школы. Миссионер Тверитин также рекомендовал закрыть школу как малоэффективную, а оставшиеся средства положить под проценты в отделение государственного банка.

Владыка Иустин решил, с одной стороны, ходатайствовать перед Святейшим Синодом об открытии Киргизской миссии, а с другой стороны, он в августе 1890 года в переписке с томским Преосвященным Исакием просил доставить сведения о Семипалатинской Киргизской миссии, чтобы по её образцу открыть такую же в Тобольской епархии16. Обо всех этих обстоятельствах Тобольский Преосвященный епископ Иустин доложил Святейшему Синоду рапортом от 18 августа 1891 года за №239517.

15 Тобольские епархиальные ведомости № 16. 1894 г.//Киргизская противомусульманская миссия Тобольской епархии. С. 265.

16Тобольские епархиальные ведомости № 16. 1894 г.//Киргизская противомусульманская миссия Тобольской епархии. С. 266.

17ТФ ГАТО Фонд Тобольской духовной консистории - И 156. Оп. 12. Д. 109. Л. 35 об.

Иерей Сергей Владимирович Голубцов «Деятельность Киргизской миссии в Тобольской епархии»

Также епископ Иустин доложил, что в пропаганде ислама гражданские власти не чинят препятствий, а между тем мусульманские проповедники из добродушного кочевого населения степи готовят для нас население враждебное; только распространение среди них христианства может стать оплотом против разлива азиатского изуверства и фанатизма. Открытие христианской миссии среди киргизов будет делом христианской любви и государственной мудрости.

Он предложил Святейшему Синоду для киргизов, обитающих в Тобольской епархии, учредить православную христианскую миссию. Для реализации цели миссии открыть три стана: в Каракалах, Акмолинске и Атбасаре, в каждый стан назначить по миссионеру и его помощнику, псаломщику. Один из миссионеров по назначению будет главным и обязан будет представлять от себя и своих сотрудников необходимые отчёты по делам миссии. При каждом стане открыть школу для малолетних киргизов, учителем в которой должен быть псаломщик стана. Ввиду того, что, особенно первое время, найти миссионеров, знающих киргизский язык, будет сложно, определить каждому миссионеру переводчика. Содержание миссионерам было предложено назначить по примеру Томской миссии: по 950 рублей каждому, включая квартирные, псаломщику по 300 рублей, переводчикам по 150 рублей. В дальнейшем, по прошествии пяти лет, миссионер получал бы прибавку по 60 рублей, а псаломщик по 20 рублей. Главному миссионеру сверх того назначалось 150 рублей на канцелярские расходы, а на вещи при крещении и на пособие бедным новокрещёным ежегодно по 120 рублей на каждый стан.18

Владыка Иустин большое значение придавал открытию при миссионерских станах школ и уже на начальном этапе размышлял, как устроить достаточное финансирование этих учебных заведений. Он считал: необходимые средства для открытия школ при каждом предполагаемом миссионерском стане должны взиматься с Тобольского комитета Православного Миссионерского Общества, Тобольского братства Св. Великомученика Димитрия Солунского, нужная учебная литература - от Совета по церковно-приходским школам. Следует также, считал Иустин, просить потомственного почётного гражданина горнозаводчика Стефана Александровича Попова, желавшего предоставить на дело Киргизской миссии 2000 рублей19, направить эти деньги в распоряжение Братства Св. Великомученика Димитрия Солунского, с тем условием, чтобы указанный капитал оставался неприкосновенным, а на дело миссии шли проценты. Причём капитал этот должен был называться капиталом почётного гражданина Стефана Попова, а сам он должен был считаться пожизненным почётным членом братства. Отчёты о деятельности предлагаемая к созданию Киргизская миссия, по предложению Преосвященного, должна была предоставлять в Миссионерское отделение вышеуказанного братства, а тот, в случае необходимости сноситься с Духовной Консисторией по поводу каких-либо распоряжений.

Рассмотренный рапорт Преосвященного Иустина определением Святейшего Синода был направлен на рассмотрение Совета Православного Миссионерского Общества. Председатель этого Общества митрополит Леонтий в представлении от 5 марта 1892 года за № 21820 доложил, что совет ПМО, рассмотрев и обсудив на собрании,

18ТФ ГАТО Фонд Тобольской духовной консистории - И 156. Оп. 12. Д. 109. Л. 36 об. 19ТФ ГАТО Фонд Тобольской духовной консистории - И 156. Оп. 12. Д. 109. Л. 38 об. 20 ТФ ГАТО Фонд Тобольской духовной консистории - И 156. Оп. 12. Д. 109. Л. 39 об.

прошедшем 24 февраля 1892 года, дело об открытии миссии среди киргизов, обитающих в Тобольской епархии, решил: ежегодный расход на содержание Киргизской миссии в сумме четырёх тысяч четыреста семидесяти рублей (4470) принять на средства Миссионерского Общества, с условием предварительного открытия миссионерских станов Киргизской миссии и назначением в эти станы Тобольским епархиальным начальством миссионеров. В соответствии с требованием параграфа № 9 устава Православного Миссионерского Общества, совет этого Общества во главе с председателем митрополитом Московским Сергием согласился со своевременностью открытия миссии и станов и принятия расходов по устройству станов на средства ПМО.21

Указом Святейшего Синода от 30 апреля 1894 года22 за № 1922 в Тобольской епархии разрешено было открыть православную миссию среди киргизов, проживающих в Акмолинской и Семипалатинской областях Тобольской епархии, в составе трёх станов: Акмолинского, Атбасарского в Акмолинской области и Каракалинского в Семипалатинской23. Акмолинский стан расположился в городе Акмолинске на берегу реки Ишим в 600 верстах от города Петропавловска24. Атбасарский стан расположился в городе Атбасаре на берегу несудоходной речки Джебайки в 360 верстах от города Петропавловска и в 610 верстах от города Омска25. Каракалинский стан расположился в городе Каракалы Семипалатинской области на речке Каракалинке -до города Павлодара 355 вёрст, до Омска 745 вёрст26.

Расходы на содержание Киргизской миссии были определены Тобольскому Епархиальному комитету Православного Миссионерского Общества (ПМО). Миссия начала действовать со второй половины 1894 года до момента перехода в юрисдикцию Омской епархии в 1895 году в составе двух станов: Акмолинского и Каракалинского. В Акмолинский стан миссионером был назначен бывший благочинный Берёзовских церквей протоиерей М. Путинцев (1843 - 1902 г.). Он же был назначен старшим миссионером.

Родился Михаил Петрович Путинцев, первый миссионер миссии, в 1843 году, штабс-офицерский сын, по окончании Сибирского кадетского корпуса высочайшим приказом 13 июня 1862 года был произведён в хорунжии в 6-й конный полк Сибирского Казачьего войска. Был женат, жена Елисавета Михайловна. 14 августа 1866 года он был уволен из военного звания для поступления в духовное ведомство. После собеседования на знание богословских наук, проведённого Преосвященным Варлаамом, архиепископом Тобольским и Сибирским, 21 августа 1866 года Михаил был рукоположен во диакона, а 26 августа рукоположен во священника к Михай-ло-Архангельской церкви г. Тюкалинска.27

В этом же городе отец Михаил с 20 октября 1866 года по19 марта 1867 года выполнял обязанности законоучителя Тюкалинского приходского училища. 4 февраля

21 ТФ ГАТО Фонд Тобольской духовной консистории - И 156. Оп. 12. Д. 109. Л. 40.

22ТФ ГАТО Фонд Тобольской духовной консистории - И 156. Оп. 12. Д. 109. Л. 41.

23 Тобольские епархиальные ведомости. Тобольск. 1895. № 13-14. С.138.

24Скальский Климент прот. Омская епархия. 1900. С. 104.

25Скальский Климент прот. Омская епархия. 1900. С. 365.

26Скальский Климент прот. Омская епархия. 1900. С. 175.

27ТФ ГАТО Клировые ведомости церквей г. Берёзова и Берёзовского уезда за 1893 г. - И 156. Оп. 19. Д. 43. Л. 2 об.

2019 (6)

Иерей Сергей Владимирович Голубцов «Деятельность Киргизской миссии в Тобольской епархии»

1867 года он был переведён в г. Тару и был приписан к кладбищенской Тихвинской церкви28. С 19-го марта 1868 года Путинцев был поставлен на должность законоучителя мужского и женского Тарских училищ 2-го разряда. 22 февраля 1868 года был назначен благочинным Тарских церквей 1-го благочиния. В дальнейшем от должности благочинного его уволили по собственному прошению для более удобного прохождения законоучительных должностей и перевели 12 февраля 1869 года в г. Ишиме, где священник был приписан к Богоявленскому собору. С 10 мая 1869 года он выполнял обязанности законоучителя Ишимского приходского училища. 23 апреля 1870 года отец Михаил был переведен в город Омск и приписан к тюремной городской церкви. В Омске он исполнял обязанности законоучителя: во-первых, в омской военной прогимназии с 28 ноября 1872 года по 1 сентября 1873 года; во-вторых, в омском училище для бедных детей с 1 июля 1870 по 28 сентября 1873 года; в-третьих, в писарском классе 71-го пехотного резервного батальона с 17 августа 1870 по 23 сентября 1873 года. 9 ноября 1872 года Путинцев был награжден набедренником за усердие по службе и успешное преподавание закона Божия. 21 октября 1873 года по собственному прошению отец Михаил Преосвященным епископом Туркестанским и Ташкентским был принят в Туркестанскую епархию и определен настоятелем кафедрального собора, а также членом туркестанской Духовной Консистории.

8 ноября 1873 года Путинцев был возведен в сан протоиерея и назначен депутатом в комиссию по постройке кафедрального собора города Верного.

10 декабря 1873 года он был благословлен черной бархатной скуфьей. 30 марта 1874 года за добросовестное и безвозмездное служение в должности законоучителя в омском училище для бедных детей высочайше награжден фиолетовой скуфьей. 5 октября 1875 года согласно его прошению из-за расстроенного здоровья переведен в город Кульджу настоятелем Пророко-Ильинской церкви, вместе с тем назначен миссионером по Кульджинскому району и благочинным третьего округа Семиреченской области. Указом Святейшего Синода за номером 3199 от 2 октября 1876 года:

- 5 октября 1875 года назначен законоучителем кульджинского городского училища;

- 5 октября 1875 года назначен членом комитета по постройке церквей в городе Кульджи;

- 5 октября 1875 года назначен директором кульджинского отделения семире-ченского областного тюремного комитета.

20 марта 1877 года за труды на должности благочинного и за участие в комитете по постройке в городе Кульджи нового каменного храма отец Михаил высочайше награжден камилавкой. Распоряжением епископа Туркестанского и Ташкентского Александра согласно прошению 5 июля 1879 года его перевели настоятелем военной церкви Св. Марии Магдалины города Ходжента, Сырь-Дарьянской области. 5 ноября 1879 года Путинцев был назначен членом ходжентского комитета общественного здоровья, а также законоучителем ходжентского городского училища. 30 ноября 1879 года он был назначен директором ходжентского попечительного комитета о тюрьмах. 2 ноября 1881 года согласно прошению протоиерей Путинцев был принят епископом Томским и Семипалатинским Петром в Томскую епархию с назначением миссионером алтайской духовной миссии. 15 февраля 1884 года согласно прошению о. Михаил был принят епископом Тобольским и Сибирским Василием в Тобольскую

28ТФ ГАТО Фонд Тобольской духовной консистории - И 156. Оп. 11. Д. 862. Л. 9.

^ 88

^иЧгО -дЛ^оЧгО С

2019 (6)

епархию и определен настоятелем в Николаевскую церковь села Юдинского, Тюка-линского уезда, Каинской волости.

С 15 февраля 1884 года по 8 сентября 1886 года он выполнял обязанности законоучителя юдинского сельского училища. 8 сентября 1886 года согласно его прошению был переведен в станицу Баян-Аульскую, Павлодарского уезда и причислен к Стефановской церкви. С 8 сентября 1886 года по 28 апреля 1889 года Путинцев состоял заведующим и законоучителем Баян-Аульской церковно-приходской школы.

28 апреля 1889 года согласно прошению протоиерей Михаил был переведен в село Булашевское, Тобольского округа и причислен к Петровской церкви, а также состоял законоучителем булашевского сельского училища. 21 марта 1890 года согласно собственному прошению он был переведен на протоиерейскую вакансию в город Бе-резово к Воскресенскому собору. 8 сентября 1890 года по прошению о. Михаил перемещен к Богородице-Рождественской церкви города Березово. С 9 января 1891 года он состоял председателем комитета по постройке кладбищенской церкви города Березово.29 13 февраля 1891 года Путинцев вновь был причислен к Воскресенскому собору г. Березово, а также был назначен председателем березовского уездного отделения епархиального училищного совета. 20 марта 1891 года он был назначен законоучителем березовского уездного училища. Резолюцией Его Преосвященства от 14 августа 1892 года о. Михаил был переведен в город Тобольск с причислением к тобольскому кафедральному собору и назначением благочинным градотобольских церквей.

26 ноября 1892 года, согласно собственному прошению, резолюцией Преосвященного Иустина, епископа Тобольского и Сибирского, он был освобожден от должности благочинного тобольских городских церквей с перемещением к Христорож-дественской церкви города Тобольска. 1 декабря 1892 года Путинцев был назначен законоучителем тобольской Мариинской женской школы. С 26 октября 1892 года он состоял помощником председателя миссионерского отдела епархиального братства. С 1 августа 1893 по 11 октября 1893 года о. Михаил состоял членом временного ревизионного комитета по отчетности тобольской духовной семинарии и окружных училищ. 15 мая 1893 года за отличную, полезную и ревностную службу по епархиальному ведомству Путинцев был награжден от Святейшего Синода золотым наперсным крестом. 11 августа 1893 года определением Духовной Консистории он был назначен, согласно проявленному согласию, настоятелем градоберезовского Воскресенского собора, благочинным березовских городских и окружных церквей, а также временно исполняющим дела начальника Низовской миссии. С 11августа1893 года о. Михаил уже состоит директором березовского тюремного комитета. 14 февраля 1894 года протоиерей Михаил Путинцев в своем рапорте в Духовную Консисторию докладывал о назначении в Обдорскую Петропавловскую церковь просфорницей вдовы псаломщика Феклы Артеевой30.

5 апреля 1894 года из Градо-Берёзовского Воскресенского собора согласно прошению за № 1654 с резолюцией Его Преосвященства Путинцев был уволен по расстроенному здоровью за штат с причислением к Крестовой церкви Архиерейского дома сверх штата.31

29ТФ ГАТО Клировые ведомости церквей г. Берёзова и Берёзовского уезда за 1893 г.- И 156. Оп. 19. Д. 43. Л. 7 об.

30 ТФ ГАТО Ф.- И 156. Оп. 14. Д. 228. Л. 526.

31 ТФ ГАТО Журнал Тобольской духовной консистории - И 156. Оп. 14. Д. 230. Л. 222.

Иерей Сергей Владимирович Голубцов «Деятельность Киргизской миссии в Тобольской епархии»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17 июня 1894 года в Тобольской Духовной Консистории слушали прошение протоиерея градоберезовского Воскресенского собора Михаила Путинцева от 16 мая следующего содержания: «По изменившимся семейным обстоятельствам я вынужден утруждать Ваше Преосвященство нижайшею просьбою о назначении меня вместо увольнения за штат и причисления к Крестовой Вашего Преосвященства церкви начальником Низовской миссии. Если же это невозможно, то миссионером в один из станов новоучреждаемой в Акмолинской области Тобольской епархии Киргизской миссии. К миссионерскому делу я имею давнюю и особенно сердечную любовь. Миссионерское служение более соответствует моему настроению, нежели служба приходского священника, и Господь Бог сподобил меня уже дважды служить миссионером: в городе Кульджи Туркменской епархии среди китайцев и калмыков и в Алтайской миссии Томской епархии среди калмыков и частью киргизов, что видно из моего послужного списка. Если же неблагоугодно Вашему Преосвященству назначить меня в одну из названных миссий, то благопокорнейше прошу оставить меня по-прежнему настоятелем березовского Воскресенского собора с оставлением благочинным березовских городских церквей и с увольнением от окружного благочиния, которое с пользой можно передать священнику Евдокиму Никитину. В случае назначения меня начальником Низовской миссии, осмелюсь просить разрешения Вашего Преосвященства теперь же явиться в город Тобольск для необходимых личных докладов Вашему Преосвященству по миссионерскому делу». На этом прошении 7 июня за № 2374 последовала следующая резолюция архипастыря: «Протоиерея Михаила Путинцева определить старшим миссионером в один из станов новооткрываемой Киргизской миссии по усмотрению Консистории».32

Решение Духовной Консистории было следующим: Согласно резолюции архипастыря, заштатного протоиерея Михаила Путинцева определить старшим миссионером Киргизской миссии, назначить местом пребывания для него г. Акмолах, причем обязать о. протоиерея в возможно непродолжительном времени открыть действия миссии. Вместе с тем поручить ему, как несколько знакомому уже с миссионерским делом по предыдущей службе составить инструкцию, в которой определялись бы права и обязанности миссионеров и их псаломщиков. Проект этой инструкции предоставить на рассмотрение миссионерского отделения братства и утверждения её архипастырем. О настоящем определении Консистории и утверждённым её архипастырем сообщить к сведению распорядительному отделению братства на предмет удовлетворения членов миссии жалованием, старшего миссионера канцелярскими и частью суммами на вещи при крещении и пособиями».33

Псаломщиком к протоиерею Михаилу был назначен Фёдор Николаевич Власов, сын казака и новокрещённой киргизки Анны, владеющий киргизским языком. Он родился в 1869 году, 8 февраля 1870 года был крещён с наречением имени Фёдор. Он закончил Каракалинское городское училище, в котором обучался 4 года при хорошем поведении и удовлетворительных успехах. Священник Каракалинской церкви Алексей Шестаков отзывался о Фёдоре как о человеке, могущем быть хорошим псаломщиком и полезным для миссионерского дела в Киргизской степи. Жители

32ТФ ГАТО Журнал Тобольской духовной консистории - И 156. Оп. 14. Д. 230. Л. 220-221. 33 ТФ ГАТО Журнал Тобольской духовной консистории - И 156. Оп. 14. Д. 230. Л. 222 об.

2019 (6)

станицы Каракалинской характеризовали Фёдора Власова как человека трезвого, нравственного, под судом не состоящего. Сам Власов дважды, от 21 июня 1889 года и 20 июня 1894 года, пишет прошения с просьбой принять его в духовное звание и определить псаломщиком в какой-либо православный приход, находящийся в Киргизской степи, а по открытии миссии причислить к нему. Тобольская Духовная Консистория, принимая во внимание, что Власов знает киргизский язык и может быть полезным помощником миссионера как псаломщик и переводчик, полагает допустить Власова к временному исполнению должности псаломщика, с назначением ему места при Акмолинском стане34. Уже 5 октября 1894 года в Тобольской Духовной Консистории слушали рапорт временно исполняющего дела псаломщика при Акмолинском стане Киргизской миссии Фёдора Власова о выдаче ему прогонных и порционных денег от станицы до места его назначения.35

Преосвященный Агафангел, заинтересованный миссионерским делом, обратился за содействием к протоиерею Е.А. Малову, руководителю миссионерскими курсами при Казанской Духовной Академии, и практикующему восточные языки на этих же курсах профессору Машанову, прося их рекомендовать достойных по своей нравственности, уровню знаний, любви и призванию к миссионерскому делу кандидатов36. Благодаря содействию этих лиц в Каракалинский стан Киргизской миссии назначили двух выпускников миссионерских курсов при Казанской Духовной академии: миссионером Сергея Целерицкого, а на должности псаломщика и переводчика -Александра Миропольского37. Резолюции об их назначении за подписью архипастыря вышли 28 апреля 1894 года за № 1891 и 1890.38 В Атбасарский стан соответствующих кандидатов не нашлось, места миссионера-священника и псаломщика были не заняты39.

Назначенные миссионеры были профинансированы комитетом ПМО и снабжены необходимыми предметами для своей деятельности - книгами, богослужебной утварью и т.д.40. Официальным открытием станов считается время прибытия миссионеров к месту служения: 10 сентября в Акмолинске и 1 октября в Каракалинске 41. Хотя деятельность миссионера Путинцева как возглавляющего миссию началась, конечно, ранее, он представился в городе Омске степному генерал-губернатору, генералу от кавалерии, барону М.А.Таубе, который сочувственно и благосклонно дал старшему миссионеру много добрых советов. Столь же сочувственно отнёсся к миссии и одобрил план первоначальных действий военный губернатор Акмолинской области генерал-майор Н.И. Санников42.

34ТФ ГАТО Журнал Тобольской духовной консистории - И 156. Оп. 14. Д. 230. Л. 223-225.

35ТФ ГАТО Журнал Тобольской духовной консистории - И 156. Оп. 14. Д. 231. Л. 608.

36Тобольские епархиальные ведомости № 22. 1894 г.//Отчёт о деятельности Тобольского Епархиального Православно-Церковнаго Братства Святаго Великомученика Димитрия Солунского за 1893/4 год. С. 249.

37Тобольские епархиальные ведомости № 18. 1895 г.// Епархиальные известия. С. 189.

38ТФ ГАТО Журнал Тобольской духовной консистории - И 156. Оп. 14. Д. 230. Л. 222.

39Тобольские епархиальные ведомости № 16 1894 г.// Епархиальные известия. С. 192.

40Тобольские епархиальные ведомости № 13-14. 1895 г.// Епархиальные известия. С. 139.

41Тобольские епархиальные ведомости № 18. 1895 г.// Епархиальные известия. С. 189.

42Тобольские епархиальные ведомости № 18. 1895 г.//Киргизкая миссия. С. 191.

Иерей Сергей Владимирович Голубцов «Деятельность Киргизской миссии в Тобольской епархии»

Рапортом за № 3 от 4 августа 1894 года протоиерей Михаил просил Консисторию заготовить ему для Акмолинского, Атбасарского и Каракалинского миссионерских станов метрические и обыскные книги.43 14 октября 1894 года в Тобольской Духовной Консистории слушали рапорт старшего миссионера Киргизской миссии протоиерея Михаила Путинцева, написанный 8 августа 1894 года за № 7. В нем он просил в устранение нежелательных, но возможных со стороны благочинных и причтов недоразумений в отношении его как старшего миссионера, так и прочих миссионеров Киргизской миссии, назначенных миссионерами, дать знать в Акмолинский и Атбасарский уезды Семипалатинской области о порядке подчиненности, а также чтобы причты этих уездов не препятствовали миссионерам иногда совершать в приходских храмах литургии в сослужении с приходскими священниками или отдельно, по взаимному согласию. Равно также совершать крещение, венчание, отпевание умерших из новокрещеных, а также совершать молебны и панихиды для них. На этом рапорте была наложена резолюция Его Преосвященства Просвященного Агафанге-ла от 9 августа за № 3278 следующего содержания: «Консистории не оставить сделать по сему надлежащее распоряжение»44. Духовная Консистория, учитывая пожелание правящего архиерея и желание помочь действию Киргизской миссии, приказало принять следующее:

1) Объявить через указы благочинным Акмолинского и Атбасарского уездов об открытии Киргизской миссии.

2) Киргизскую миссию и её членов подчинить непосредственному ведению Епархиального начальства и миссионерского отделения братства без всякого вмешательства в действия миссии благочинных в районах, в которых будут находиться и действовать означенные миссионеры.

3) Хотя инструкции о взаимных отношениях между членами миссии ещё не составлены, но во всяком случае помощники старшего миссионера и все остальные члены миссии должны находиться в подчинении ему и во всех своих действиях руководствоваться его указаниями и советами.

4) Формулярные списки о служебной деятельности кого-либо из членов миссии должны представляться через старшего миссионера его засвидетельствами и должными отметками в 3 экземплярах: Преосвященному, в Консисторию и для хранения в архив старшего миссионера.

5) Предписать причтам дозволять совершать литургии по взаимному на то согласию, а равно совершать только для новокрещенных прозелитов все требы: крещение, венчание, погребения, молебны, панихиды и проч. О сем постановлении по утверждении его архипастырем объявить надлежащим порядком через посыл указов старшему миссионеру и благочинным, в ведении которых должна действовать Киргизская миссия45.

С 1 января 1895 года вместо уволенного из епархиального ведомства псаломщика Ф. Власова в Акмолинский стан на свободную должность был назначен знающий киргизский язык Василий Корнилов, учитель Зерендинского станичного училища, выпускник Омской учительской семинарии. Еще до прибытия миссионеров в

43ТФ ГАТО Журнал Тобольской духовной консистории - И 156. Оп.14. Д. 230. Л. 641 об. 44ТФ ГАТО Журнал Тобольской духовной консистории - И 156. Оп.14. Д. 232. Л. 8-8 об. 45ТФ ГАТО Журнал Тобольской духовной консистории - И 156. Оп.14. Д. 232. Л. 9 об-10 об.

2019 (6)

станы местные татары распространили среди киргизов слухи, что их будут крестить насильно, не желающие креститься подвергнутся телесному наказанию, им запретят обрезать детей, на мечетях повесят колокола, что все русские священники-колдуны, и один их взгляд заставляет всякого правоверного мусульманина перейти в русскую веру. В результате миссионеры по своему прибытию увидели, что киргизы их боятся, сторонятся и избегают любых отношений. Местные татары при встрече священника не приветствовали и на приветствие либо не отвечали вовсе, либо отвечали крайне неохотно. Некоторые русские поселенцы имели превратное понятие о миссии и рассказывали инородцам, что миссионеры будут крестить насильно при содействии полиции или вербуя в православие за деньги. В этих условиях нельзя было сразу начать проповедь, напротив, нужно было выждать время, дать киргизам успокоиться и привыкнуть к миссионерам. Старший миссионер протоиерей Путинцев в таком смысле преподал наставления членам Каркаралинского стана миссии, подчеркнул сложившийся настрой киргизов, пожелав терпения и молитвы, используя время на изучение киргизского языка, вероучения и истории мусульманства46.

Первенцем в деле обращения мусульман ко Христу был татарин Хуснаддин Ги-матуддинов Хабибуллин - 20-летний житель Петропавловска. Он свободно говорил по-русски, знал грамоту татарскую и русскую, был холост. Имел в Петропавловске родителей и много родственников татар47. Из семьи и рода Хуснаддина никто не принимал христианства. Главной причиной своего желания креститься он считал искренне ложность ислама и истинность веры христианской. Это убеждение сложилось у него в связи с познанием веры через разговоры с русскими, наблюдений и чтения духовно-нравственных книг. Хуснаддин хотел креститься ещё в мае 1893 года, но об этом узнали акмолинские татары и написали его родителям в Петропавловск, а те в свою очередь приняли меры, чтобы воспрепятствовать намерению молодого человека. С помощью влиятельных петропавловских татар и акмолинских киргизов родители Хуснаддина угрозами и всеми возможными способами отговорили его от принятого решения. Между тем Хуснаддин поступил в работники к Акмолинскому купцу А.А. Кузнецову. Здесь под влиянием доброго примера намерение принять христианскую веру у него ещё более укрепилось. С этим временем совпал приезд в акмолинск миссионера новой учреждённой миссии протоиерея Путинцева. Узнав о прибытии миссионера, Хуснаддин, по его словам, почувствовал сильное желание скорее креститься, но идти к миссионеру долго не решался и сделал это только после беседы с местным купцом, церковным старостой И.С. Силиным. В разговорах с Хуснаддином протоиерей Михаил убедился в искренности и чистоте его намерений. В беседе миссионер научил неофита основным истинам православной веры. Крещение совершил старший миссионер протоиерей Михаил Путинцев 6 ноября 1894 года перед литургией в акмолинской Костантино-Еленинской церкви с наречением именем Николай48. Крестными восприемниками при крещении были петропавловский купеческий сын А.А. Кузнецов (у которого Николай жил в услужении) и жена акмолинского купца Н.И.

46Тобольские епархиальные ведомости № 23. 1894 г.//Первое присоединение к христианской Православной церкви в Киргизской миссии Тобольской епархии. С. 424.

47 Тобольские епархиальные ведомости № 23. 1894 г.//Первое присоединение к христианской Православной церкви в Киргизской миссии Тобольской епархии. С. 425.

48Присоединения к православной церкви.//Прибавление к церковным ведомостяи. СПб. 1895. № 4. С.140-141.

Иерей Сергей Владимирович Голубцов «Деятельность Киргизской миссии в Тобольской епархии»

Силина. Впервые причастившись, Николай получил от миссионера Путинцева Евангелие на русском языке, молитвенник, разные духовно-нравственные книги, брошюры, а также икону Святителя Николая49.

Вопреки проискам татар, агитирующих против Киргизской миссии, первым принявшим святое крещение был татарин. Вскоре после этого события крестились два киргиза. 21 декабря 1894 года 25-летний Джесуп Байгузов с наречением имени Макарий, в честь преподобного Макария Египетского. Восприемниками при крещении были акмолинский мещанин Д.Н. Мокин и жена купца 2-й гильдии М.В. Кубрина. 15 января 1895 года крестился 17-летний Ниспай Кулбаев с наречением имени Иоанн50, в честь Иоанна Кронштадтского. Восприемниками при крещении были купец В.Н. Попов и жена старшего миссионера протоиерея Михаила Путинцева Елисавета Михайловна51. Оглашение последнего было проведено ещё 15 декабря, но вследствие активных преследований со стороны родственников, противящихся его крещению, Ниспай скрыл своё намерение, как от киргизов, так и от русских, некоторые из которых помогали его родственникам, желавшим увезти Ниспая в степь, для того, чтобы его невозможно было найти и крестить.

Преосвященный Макарий, епископ Томский, в письме благословил новокрещёных и подарил Макарию нательный серебряный крестик и икону Святителя Воронежского Митрофана (в схиме Макария), а Иоанну также серебряный нательный крестик52. Еще три киргиза выразили старшему миссионеру протоиерею Михаилу намерение креститься, но было решено не спешить, а дать время, чтобы убедиться в искренности их желаний. Скрывая своё намерение принять православие в секрете от киргизов, они ходили на собеседование к миссионеру.

В Каракалинском стане в 1894 году, ввиду проведённой агитации татар и отчуждения киргизов от миссионеров, крещений не было. Миссионер Сергей Целерицкий и его сотрудник Александр Миропольский, пользуясь случаем, знакомились с киргизами, зная арабский язык53, читали и переводили Коран не только киргизам, но и татарам; при этом проводили беседы, показывая превосходство православной веры перед исламом. Знание арабского вызывало удивление среди киргизов, потому что многие киргизские и татарские муллы могли только читать, а переводить тексты были не в состоянии54.

Препятствием к успеху христианской проповеди среди киргизов следует отнести и то, что станы находились в местах оживлённой торговли, какими были города Акмолинск и Каракалинск. В таких населённых пунктах всегда было достаточно богатых и влиятельных татар, как среди соплеменников, так и среди киргизов, мешающих христианской проповеди. Помимо этого в них были мечети с муллами и большими школами при них. Конечно, шла и помощь. В 1894 году Киргизской миссии Преосвя-

49Тобольские епархиальные ведомости № 23. 1894 г.//Первое присоединение к христианской Православной церкви в Киргизской миссии Тобольской епархии. С. 427.

50Тобольские епархиальные ведомости. Тобольск. 1895. № 18. С. 211.

51Тобольские епархиальные ведомости № 4. 1895 г.//Письмо из Киргизской миссии. С. 69.

52Тобольские епархиальные ведомости № 4. 1895 г.//Письмо из Киргизской миссии. С. 72.

53Тобольские епархиальные ведомости. Тобольск. 1895. № 18. С. 211.

54 Тобольские епархиальные ведомости. Тобольск. 1895. № 18. С. 212.

щенным Макарием, епископом Томским, была пожертвована икона Преподобного Макария Египетского; Преосвященный Мефодий, епископ Бийский, подарил икону Христа Спасителя; протоиерей Иоанн Сергиев (Кронштадтский) подарил икону Божьей матери Влахернской, выполненную на кипарисе прекрасного письма, а также свой литографический портрет с подписью под ним: «Акмолинской Киргизской миссии с искренним благопожеланием ей успехов во славу Божию и спасения душ человеческих. Протоиерей Кронштадтского собора Иоанн Сергиев 5 ноября 94 г.». На обратной стороне иконы было написано: «От протоиерея Иоанна Сергиева, в благословение Акмолинской Киргизской Миссии 5 ноября 94 г.». Им же было пожертвовано миссии 200 рублей денег. Большим утешением послужили миссионерам дары и благословение почтенного пастыря, с благословения Преосвященного Агафангела, епископа Тобольского и Сибирского, было решено икону и портрет всегда хранить при Акмолинском стане миссии, а деньги положить под проценты.55

5 декабря 1894 года протоиерей Михаил получил от Преосвященнейшаго Макария епископа Томского и Семипалатинского, большую изящной живописи икону Преподобного Макария Египетского. На обратной стороне иконы была сделана надпись: «В благословение Киргизской миссии Тобольской епархии от Макария, епископа Томского. Молитвами преподобного и богоносного отца нашего Макария Египетского, пошли, Господи, благодать Твою перводелателям Киргизской миссии, якоже благословил еси первопроповедника Алтайскаго, блаженной памяти архимандрита Макария. 19 октября 1894 года»56.

Основное финансирование миссии с 1894 года до момента слияния Тобольской и Томской Киргизских миссий производилось Тобольским Епархиальным Комитетом Православного Миссионерского Общества57.

18 февраля 1895 года Св. Синод принял решение об учреждении самостоятельной Омской епархии58. Это событие привело к слиянию Тобольской и Томской Киргизских миссий в одну структуру - Киргизскую миссию Омской епархии. Акмолинский и Каракалинский станы были упразднены как неудобные по расположению. Первыми миссионерами Атбасарского стана были прибывший в октябре 1895 года священник о. Михаил Максимов, рукоположенный из псаломщиков в Бухаре и закончивший миссионерские курсы при Казанской Духовной Академии59, а также прибывший в этом же году псаломщик Красков Порфирий Семёнович, родом из киргизов Семипалатинской области, воспитанник Бийского катехизаторского училища60.

В Киргизской миссии Тобольской епархии в 1895 году крестилось всего пять киргизов: в Атбасарском стане - 1, в Акмолинском - 2, в Каракалинском - 261. Такое малое число было обусловлено мощным противодействием со стороны фанатически настроенных татар.

55 Тобольские епархиальные ведомости № 24. 1894 г.//Корреспонденция С. 447-448.

56Тобольские епархиальные ведомости № 4. 1895 г.//Письмо из Киргизской миссии. С. 64.

57Тобольские епархиальные ведомости № 20. 1895 г.//Корреспонденция С. 238.

58Голубцов С.В. История Оиской епархии: Образование Омской епархии. Предстоятельство Просвященно-го Григория на Омской кафедре (1895-1900 гг.) Омск 2008. С. 44.

59Тобольские епархиальные ведомости № 4. 1895 г.//Корреспонденция С. 69.

60Скальский Климент прот. Омская епархия. Омск. 1990. С. 366.

61 Тобольские епархиальные ведомости. Тобольск. 1896. № 4. С. 69.

2019 (6)

Иерей Сергей Владимирович Голубцов «Деятельность Киргизской миссии в Тобольской епархии»

В это же время среди киргизов активно проповедовали муллы и ходжи. Выходцы из Туркестана буквально наводнили степь под видом торговцев или просто путешественников. Они разжигали среди киргизов мусульманский фанатизм, подкрепляя проповедь угрозами и материальной помощью колеблющимся в исламской вере62. Наблюдая за жизнью киргизов и учитывая предыдущий опыт миссионерской деятельности, старший миссионер Тобольской Киргизской миссии протоиерей Михаил Путинцев пришел к выводу, что для успеха миссии станы нужно основывать не в городах, а в русских деревнях и посёлках, жители которых значительно религиознее и нравственнее горожан. Он совершенно правильно считал, что добрый пример христиан важен и нужен для неофитов, и надзор за новокрещёнными со стороны миссии в городских условиях затруднителен. Важно также, писал отец Михаил, что в русских деревнях и их окрестностях нет татар, нет мулл, нет мечетей, а киргизов кочует и живет оседло довольно много. Им были присмотрены селения для размещения станов. Ещё до прибытия первого Омского архипастыря протоиерей Михаил имел встречу с главным начальником края степным генерал-губернатором, генералом от кавалерии, бароном М.А. Таубе, всегда благосклонно относившимся к миссионерам. Он одобрил намерение Путинцева относительно переноса станов из городов в селения и обещал финансовую помощь.

27 мая 1895 года в Омск прибыл первый епископ новой епархии Преосвященный Григорий. Уже 29 мая он принял с отчётом о деятельности Киргизской миссии, бывшей прежде в ведомости Тобольской епархии, её старшего миссионера протоиерея Михаила Путинцева, от которого принял, помимо отчёта, ещё и доклад о необходимости перенесения станов миссии из городов в селения63. Владыка с пониманием отнёсся к докладу и распорядился о скорейшем перенесении станов: Каракалинско-го в станицу Баян-Аульскую, расположенную в 180 верстах от Каркалов, Атбасарско-го - в посёлок Донской в 100 верстах от Атбасара, Акмолинского - в село Александровское в 25 верстах от Акмолинска64.

Дальнейшая история Тобольской Киргизской миссии напрямую связана с Омской епархией, станы которой вместе со станами Киргизской миссии Томской епархии вошли в состав Киргизской миссии Омской епархии; начальником её был назначен архимандрит Сергий, в миру Стефан Алексеевич Петров65.

Несмотря на короткий период своего существования в Тобольской епархии с 30 апреля 1894 по 18 февраля 1895 года, миссия была переподчинена Омской епархии и реально сохранилась. Малое число принявших православие, обусловленное активным противодействием мусульманских проповедников, анализ деятельности Тобольской Киргизской миссии позволили сделать важный вывод, что необходимо размещать станы миссии вне городов, в посёлках и сёлах с православным населением, где сведена к нулю мусульманская агитация и противодействие; в дальнейшем полученный опыт учитывался в работе Киргизской миссии, что позволило избежать новых ошибок и сделать работу более эффективной: новые станы открывались вне городов Омской епархии.

62Тобольские епархиальные ведомости. Тобольск. 1896. № 4. С. 71.

63 Тобольские епархиальные ведомости. Тобольск. 1896. № 4. С. 73.

64Тобольские епархиальные ведомости. Тобольск. 1896. № 4. С. 74.

65 Тобольские епархиальные ведомости. Тобольск. 1896. № 4. С. 69.

^ 96

^иЧгО -дЛ^оЧгО С

5 ТгV <I? С!Л5 (*А9 \pVil С!л5 (гУЧТ (•

библиографический список

Неопубликованные источники

Тобольский филиал Государственного архива Тюменской области (ТФ ГАТО)

1. ТФ ГАТО Фонд Тобольской духовной консистории - 156. Оп.1.Д.763.Л.3-4. Дело об учреждении в Петропавловской крепости духовной миссии для обращения киргизов к православию.

2. ТФ ГАТО Фонд Тобольской духовной консистории - И 156. Оп.12.Д.109.Л.32 об. -33-33 об.; 35 об.; 36 об.: 38 об.; 39 об-41.

3. ТФ ГАТО Клировые ведомости церквей г. Берёзова и Берёзовского уезда за 1893 г. - И 156. Оп.19.Д.43.Л.2 об.; 7об.

4. ТФ ГАТО Фонд Тобольской духовной консистории - И 156. Оп.11.Д.862.Л.9.

5. ТФ ГАТО Фонд Тобольской духовной консистории - И 156. Оп.14.Д.228.Л.526.

6. ТФ ГАТО Журнал Тобольской духовной консистории - И 156. Оп.14.Д.230. Л.220-225; 641об.

7. ТФ ГАТО Журнал Тобольской духовной консистории - И 156. Оп.14.Д.231. Л.608.

8. ТФ ГАТО Фонд Тобольской духовной консистории - И 156. Оп.12.Д.109.Л.34 об.

9. ТФ ГАТО Клировые ведомости церквей г. Берёзова и Берёзовского уезда за 1893 г.- И 156. Оп.19.Д.43.Л.2об.; 7об.

10. ТФ ГАТО Журнал Тобольской духовной консистории - И 156. Оп.14.Д.232.Л.8-8 об.; 9 об-10 об.

Опубликованные источники

1. Голубцов С.В. История Омской епархии: Образование Омской епархии. Пред-стоятельство Преосвященного Григория на Омской кафедре (1895-1900 гг.) Омск 2008. С. 44.

2. Скальский Климент прот. Омская епархия. 1900. С. 104; 175; 365-366.

3. Прибавление к церковным ведомостяи. СПб. 1895. № 4.//Присоединения к православной церкви.С.140-141.

4. Тобольские епархиальные ведомости № 4. 1895 г.//Письмо из Киргизской миссии. С. 64.

5. Тобольские епархиальные ведомости № 15. 1894 г.//Киргизская противому-сульманская миссия Тобольской епархии. С. 241-242.

6. Тобольские епархиальные ведомости № 15. 1894 г.//Киргизская противому-сульманская мисссия Тобольской епархии. С. 242.

7. Тобольские епархиальные ведомости № 22. 1894 г.//Отчёт о деятельности Тобольского Епархиального Православно-Церковнаго Братства Святаго Великомученика Димитрия Солунского за 1893/4 год . С. 243.

8. Тобольские епархиальные ведомости № 15. 1894 г.//Киргизская противому-сульманская мисссия Тобольской епархии. С. 242-247.

9. Тобольские епархиальные ведомости № 16. 1894 г.//Киргизская противому-сульманская мисссия Тобольской епархии. С. 192; 263-266.

10. Тобольские епархиальные ведомости. Тобольск. 1895. № 13-14. С. 138.

с>|

97

Иерей Сергей Владимирович Голубцов «Деятельность Киргизской миссии в Тобольской епархии»

11. Тобольские епархиальные ведомости № 22. 1894 г.//Отчёт о деятельности Тобольского Епархиального Православно-Церковнаго Братства Святаго Великомученика Димитрия Солунского за 1893/4 год. С. 249.

12. Тобольские епархиальные ведомости № 23. 1894 г.//Первое присоединение к христианской Православной церкви в Киргизской миссии Тобольской епархии. С. 424-427.

13. Тобольские епархиальные ведомости № 24. 1894 г.//Корреспонденция. С. 447-448.

14. Тобольские епархиальные ведомости № 4. 1895 г.//Письмо из Киргизской миссии. С. 64; 69; 72.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Тобольские епархиальные ведомости № 13-14. 1895 г.// Епархиальные известия. С.139.

16. Тобольские епархиальные ведомости № 18. 1895 г.// Епархиальные известия. С. 189.

17. Тобольские епархиальные ведомости № 18. 1895 г.//Киргизская миссия С. 191; 211-212.

18. Тобольские епархиальные ведомости № 20. 1895 г.//Корреспонденция С. 238.

19. Тобольские епархиальные ведомости. № 4. 1896 г.// Отдел неофициальный. С. 69; 71; 73; 74.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.