Научная статья на тему 'Кинотуризм как основа формирования перспективных туристских продуктов'

Кинотуризм как основа формирования перспективных туристских продуктов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
4317
539
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ВПЕЧАТЛЕНИЙ / КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ / КИНОТУРИЗМ / ТИПЫ КИНОТУРОВ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Джанджугазова Елена Александровна, Христов Тодор Тодорович

Статья посвящена кинотуризму, который может предложить качественно новые туристские продукты, сформированные на стыке разных индустрий. В основу разрабатываемых кинотуров ложатся живые впечатления и эмоции, способные пробудить интерес потребителей. Также рассматривается типология кинотуров, выделяются специфические особенности построения нитки маршрута, приводятся практические примеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кинотуризм как основа формирования перспективных туристских продуктов»

Кинотуризм как основа формирования перспективных туристских продуктов.

Film tourism as a basis for the development of promising tourist products

Джанджугазова Е.А., Христов Т.Т.

E. Dzhandzhugazova, T. Christov

Статья посвящена кинотуризму, который может предложить качественно новые туристские продукты, сформированные на стыке разных индустрий. В основу разрабатываемых кинотуров ложатся живые впечатления и эмоции, способные пробудить интерес потребителей. Также рассматривается типология кинотуров, выделяются специфические особенности построения нитки маршрута, приводятся практические примеры.

The article considers the film tourism that can offer new quality tourist products which formed in a cross-sectoral way. The film tours are based on vivid impressions and emotions that can arouse the consumers' interest. The typology of film tours is considered, the specific features of route construction are highlighted, the practical examples are provided.

Ключевые слова: Экономика впечатлений, креативные индустрии, кинотуризм, типы кинотуров.

Keywords, experience economy, creative industries, film tourism, types of film tours.

Настоящее время можно назвать временем бурного роста креативных индустрий, развивающих идеи экономики впечатлений. Впечатление как след, оставляемый в сознании людей, стало особым «продуктом», составляющим суть коммерческого предложения. В чем же заключается отличие этого особого предложения от обычного? Прежде всего, креативным

подходом, в отличие от ремесленного, на котором основано производство традиционных товаров и услуг.

Этот тезис подтверждается утверждением авторов очень известного и неординарного исследования, посвященного экономике впечатлений Б.Джозеф Пайна и Джеймса Х. Гилмора: «Сырье равноценно, товары материальны, услуги нематериальны, а впечатления незабываемы. Покупатели впечатлений ценят свое участие в действе, которое организуется той или иной компанией. Как люди экономят на товарах, чтобы купить больше услуг, так они экономят время и средства на услугах, чтобы приобрести более ценные для них впечатления». [1]

Кроме того, креативность позволяет посмотреть на проблему с неожиданной точки зрения и принять оригинальное решение. В свою очередь, впечатление стало своеобразным ядром креативных индустрий и, прежде всего, индустрии досуга и развлечений, включающей широкий спектр предложений от театральных пьес, концертов, разнообразных телешоу до масштабных произведений киноискусства. Вообще кино как одно из самых демократичных и массовых видов творчества является великолепным полем для проявления возможностей современных креативных технологий, а сочетание двух массовых и необыкновенно привлекательных индустрий: туризма и кино - дает нам очень интересный продукт из новой линейки коммерческого предложения, основанный на стыке двух индустрий и названный кинотуризмом.

Кинотуризм - это сравнительно новая область туристской деятельности, предлагающая продукт, основой которого являются новые впечатления в сочетании с романтическим настроением, теплыми ностальгическими воспоминаниями, хранящими отзвуки бурных страстей, приятных ощущений и еще многих десятков малейших нюансов и полутонов человеческих чувств, вызываемых удачно спланированным кинотуром.

Кинотур как комплексный продукт достаточно гармоничен, так как в основе индустрий туризма и кино лежит сбалансированный проектный

подход, позволяющий на основе испытанных технологий туристского проектирования приготовить качественное «блюдо», слегка «приправив» его, как редкой ароматной пряностью, необыкновенной атмосферой кино.

Сегодня вообще отмечается всплеск интереса к оригинальным продуктам, и в этой связи кинотуризм востребован развивающимся туристским бизнесом как идеологическая основа для нового туристского предложения. Активизирует этот интерес и насыщенное событийное поле. В частности, 2016г. отмечается как год Российского кино, который нацелен на развитие отечественной киноиндустрии и популяризации лучших советских, российских и зарубежных кинолент.

«Кинотур» - это особый вид туристского продукта, нитка маршрута которого выстраивается по трем основным позициям:

• по наиболее интересным местам и достопримечательностям, где проходили съемки;

• по наиболее известным объектам индустрии кино и, прежде всего, киностудиям;

• по местам наиболее значимых кинособытий (фестивалям, слетам и пр.). Из перечисленных вариантов формирования маршрута кинотура наиболее популярным является первый - кинотур по местам съемки, так как он проектируется на топографической основе с соблюдением всех классических приемов и методов туристского проектирования. [2].

Вместе с тем специфические жанровые особенности этого продукта нельзя не учитывать, и вытекают они из ключевых характеристик кинокартины: сюжетной линии, сценарной идеи, киножанра, географии и бюджета картины и пр. В этой связи можно выделить основные типы кинотуров, исходя из главной ценностной компоненты киноленты, на которой строится замысел тура. В случае с классическим турпродуктом мы называем такую компоненту «искомыми выгодами», именно они и формируют потребительские свойства самого продукта. [2].

В случае с кинотуром мы выделяем «ценности», которые формируют и акцентируют впечатления потребителей. Для проектирования кинотура, где в качестве ценностной компоненты выступает «атмосфера», мы выбираем тонкую и очень романтичную мелодраму, в которой окружающие пейзажи прописаны в нежных и нечетких полутонах, за кадром звучит мягкая фоновая музыка, где мало текста и действий, но много смысла и чувств. Эту особую атмосферу фильма передает и закрепляет кинотур.

Если кинотур формируется на основе известных географических и товарных брендах, то обычно выбирается очень яркая и насыщенная кинолента с живыми и образными кадрами, очень известными актерами и легко узнаваемыми достопримечательностями. Это «фильм - бренд», выступающий неким путеводителем по памятным местам фильма и его прекрасным рекламным материалом.

В случае проектирования кинотура, раскрывающего большие временные периоды, сопровождаемые активными действиями, очень важно показать перемены, происходящие с людьми, городами или странами во временном контексте. Перемены, происходящие в моде и стиле, бытовом и социальном поведении, видовых характеристиках ландшафта, очень интересны и в то же время познавательны. Подобный киноматериал можно условно назвать как «фильм - время\действие». Он является отличной энциклопедией повседневности и богатым материалом для формирования целой линейки кинотуров. В качестве примера, иллюстрирующего эту неформальную типологию кинотуров, можно привести самые известные киноленты, которые уже успешно состоялись как смысловая и топографическая основа новых туристских кинопродуктов (табл. 1).

Таблица 1.

Типология кинофильмов как основа для формирования кинотуров

N п\ п Тип кинотура Наименова ние кинокартин ы Жанр Характеристика

1. «фильм-атмосфера» «Мужчина и Женщина» Франция (Париж- Довиль), 1966г. Драма, мелодрама. «Мужчина и Женщина» - французская романтическая драма 1966г. Режиссер, оператор и продюсер Клод Лелуш. Композитор Франсис Лей. В главных ролях Анук Эме и Жан-Луи Трентиньян. Фильм получил «Оскар», «Золотую пальмовую ветвь и др. призы. [4]

2. «фильм- бренд» «Римские каникулы» США (Италия, Рим), 1953г. Комедия с элементами мелодрамы «Римские каникулы» — американская романтическая комедия с элементами мелодрамы 1953 года. Режиссер и продюсер Уильям Уайлер . В главных ролях Грегори Пек и Одри Хепбёрн. Фильм получил несколько премий «Оскар» и внесен в «Национальный реестр фильмов», США. [5]

3. «фильм-время\действие» «Москва слезам не верит» СССР, (Москва), 1979г. Советская мелодрама «Москва слеза не верит» - советский мелодраматический художественный фильм, снятый режиссёром Владимиром Меньшовым. Лидер проката 1980г. в СССР (около 90 млн. зрителей). Главные герои: Вера Алентова и Алексей Баталов. Получил премию «Оскар» в 1981г. [6]

Для формирования успешных кинопродуктов необходимо использовать самые известные киноленты, ставшие настоящими национальными и мировыми брендами. Проиллюстрируем основные подходы к формированию кинотура на примере одного из самых романтичных мировых кинофильмов «Мужчина и женщина», которому в мае 2016 г. исполняется 50 лет.

Романтическая кинематографическая основа фильма «Мужчина и женщина»

50 лет назад в прокат вышел фильм «Мужчина и женщина», снятый в курортном городке Довиль в Нормандии на берегу Ла-Манша. Этот курорт особенный: в нем обычные прогулки по песчаному пляжу вдоль кромки воды

всегда были утонченным светским развлечением. Именно этот фильм совершенно неожиданно стал главной рекламой Довиля - чудесного курорта на берегу Атлантики. Кажется невероятным то, что самая красивая киноистория о любви началась с безмерного отчаянья!

Поначалу молодой французский режиссер Клод Лелуш не задумывал никакого любовного сюжета, его очередной фильм с треском провалился, и он был уже на грани нервного срыва, а главное - у него не было никаких мыслей и перспектив. Спасаясь от депрессии, он, не раздумывая, прыгнул в свой «Мерседес» и, нажав до отказа педаль газа, с рёвом вонзился в унылую мартовскую ночь. Лелуш помчался из Парижа на Запад в свою родную Нормандию.

Панорама Довиля

Не замечая времени, он долго колесил по дорогам, пока не оказался на пустынном пляже Довиля. Понимая, что дальше дороги нет, он в изнеможении заснул под монотонный шум океана. Утром его разбудил рассвет. Сквозь запотевшее лобовое стекло Лелуш увидел пустой пляж. Солнце едва выглянуло из серой дымки, кричали чайки, а вдоль песчаной пляжной полосы прибоя медленно шла красивая молодая женщина, держа за руку маленькую девочку. По радио играла тихая и очень знакомая мелодия, и

в этот момент в сознании режиссера произошла какая-то перемена: он увидел необыкновенную гармонию этой утренней картины, ставшей предтечей фильма о любви вопреки его прежним планам снять фильм об автогонках.

«Мужчина и женщина» (кадры из фильма)

Сначала в голове Лелуша возникли вопросы: Кто эта женщина? Как она оказалась с девочкой на пустынном утреннем пляже? Возможно, она одна, хотя красива и, наверно, умна. От этих мыслей Лелуш почувствовал себя одиноким отчаявшимся мужчиной, ему в этот момент была очень нужна любовь и забота женщины, и он с надеждой наблюдал за этой романтичной сценой из своего автомобиля. Всего несколько десятков шагов разделяло их - мужчину и женщину, и, если бы Клод Лелуш не был великим кинорежиссером, он, наверное, вышел бы из машины, но он поступил иначе -открыл блокнот и написал романтический сюжет, пожалуй, самой знаменитой киноистории о любви.

Главные герои истории любви (актеры Анук Эмме и Жан-Луи

Трентиньян)

По местам событий кинофильма в Довиле

Довиль - это фешенебельный аристократический курорт и настоящая кинематографическая столица Нормандии. Коко Шанель открыла здесь один из своих первых бутиков. А известные актеры, побывавшие на курорте: Грегори Пек, Грейс Келли, Джек Николсон, Омар Шариф, Лана Тернер, Барбара Стрейзанд и мн. др. - оставили память о себе названием кабинок на пляже.

Знаменитый пляж в Довиле

Заслуженным вниманием в Довиле пользуется отель «Le Normandy», где снимался этот замечательный фильм.

Отель «Le Normandy»

На самом деле это фильм совсем не топографичен, в нем не так много мест для построения насыщенной нитки маршрута, но он наполнен мощной энергетикой любви и романтичной атмосферой, которая делает маршрут этого кинотура незабываемым и очень привлекательным. Эта картина построена на удивительных художественных ассоциациях и метафорах, фильм весь как бы пронизан тонкой эстетикой 1960-х.

Старик с собакой, гуляющий по знаменитому деревянному настилу пляжа в Довиле

Работа скульптора Альберта Джакометти

Чего только стоит сцена наблюдения главных героев за гуляющим по пляжу стариком с собакой. Отмечая схожесть походки старика и его собаки, они рассуждают о гуманизме необыкновенно пластичной скульптуры швейцарского живописца и скульптора Альберта Джакометти. Размышляя о добре и зле, о роли искусства в жизни людей, они мысленно задают себе вопрос: Зачем и почему произошла их встреча и как жить дальше?

Конечно, по сравнению с современной высокотехнологичной кинопродукцией фильм Клода Лелуша кажется очень мягким и даже наивным, но его художественная канва безупречна, а атмосфера мелодрамы наполнена такой мощной энергетикой любви, которая по-прежнему продолжает привлекать внимание большого количества людей, готовых отправиться в романтическое путешествие в Довиль.

Следует отметить, что недавно состоявшийся юбилей фильма удачно использовала Радиостанция «На 7 холмах», объявившая конкурс на лучшую романтическую историю любви, главный приз в котором - поездка в Довиль в тот самый отель, где снимался фильм «Мужчина и женщина». Конкурс заинтересовал многих любителей кино и путешествий. Конечно, выиграть удастся только одной паре, но зато у остальных появится новая мечта -посетить Довиль. [7]

Литература

1. Б. Джозеф Пайн II, Джеймс Х. Гилмор «Экономика впечатлений. Работа как театр, а каждый бизнес - сцена». Издательство «Вильямс». М.; 2005.

2. Джанджугазова Е.А. Туристско-рекреационное проектирование. М.: Издательский центр «Академия» (издание 2-е дополненное), 2016, с. 267.

3. Разлогов К. «Мировое кино. История искусства экрана». М.: Издательство «Эксмо», 2011.

4. http://www.kinopoisk.ru/film/19334/vk/1/ (дата обращения: 11.05.2016)

5. http://www.kinopoisk.ru/film/497/vk/1/(дата обращения: 11.05.2016)

6. https:// afisha.mail .ru/cinema/movies/517557_moskva_slezam_ne_verit/ (дата обращения: 11.05.2016)

7. http://radio7.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.