Научная статья на тему 'Киношкола Николая Ларина и ее вклад в кинообразование в Болгарии'

Киношкола Николая Ларина и ее вклад в кинообразование в Болгарии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
177
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КИНООБРАЗОВАНИЕ / КИНОДИДАКТИКА / КИНОШКОЛА / CINEMA EDUCATION / CINEMA DIDACTICS / CINEMA SCHOOL

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Терзиева Маргарита Тодорова

В статье рассматривается роль киношколы Николая Ларина в развитии болгарского кинематографического искусства. Проанализирована методическая система русского режиссера, выраженная в его лекционном курсе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Cinema School of Nikolay Larin and its Contribution to the Cinema Education in Bulgariac

The role of the cinema school of Nikolay Larin in the development of Bulgarian cinematographic art is discussed in the article. The methodic system of the Russian producer, covered in his lectures, is analyzed.

Текст научной работы на тему «Киношкола Николая Ларина и ее вклад в кинообразование в Болгарии»

Перспективы Науки и Образования. 2018. 1 (31)

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-01/ Дата публикации: 1.03.2018 № 1 (31). С. 202-204. УДК 378.016:81

М. Т. ТЕРЗИЕВА

Киношкола Николая Ларина и ее вклад в кинообразование в Болгарии

В статье рассматривается роль киношколы Николая Ларина в развитии болгарского кинематографического искусства. Проанализирована методическая система русского режиссера, выраженная в его лекционном курсе.

Ключевые слова: кинообразование, кинодидактика, киношкола

Perspectives of Science & Education. 2018. 1 (31)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-01/ Accepted: 18 January 2018 Published: 1 March 2018 No. 1 (31). pp. 202-204.

M . T. TERZi EVA

The Cinema School of Nikolay Larin and its Contribution to the Cinema Education in Bulgariac

The role of the cinema school of Nikolay Larin in the development of Bulgarian cinematographic art is discussed in the article. The methodic system of the Russian producer, covered in his lectures, is analyzed.

Keywords: cinema education, cinema didactics, cinema school

начале 20-х годов прошлого века в Болгарии делаются опыты создать киношколы со стороны частных лиц - государство все еще не осознало исключительного потенциала седьмого искусства и не принимает ангажемент развивать его. Работа в этих школах ведется разнообразная и специалисты по истории болгарского кино, по праву, называют их настоящими киношколами.

Мы остановимся на киношколе Николая Ларина, хотя по хронологии она является третьей с точки зрения ее возникновения. Ее предшественниками являются киношкола «Диана» Боя-на Рамова и Драматическая школа Константина Сагаева. На практике, однако, они не оставили никакой законченной кинопродукции. Их заслугой является объединение первых деятелей кино в Болгарии и подготовка почвы для появления Николая Ларина. [4, с. 25-37]

Николай Поликарпович Бугаенко-Ларин (1888-1944) это русский актер, сценарист и режиссер [5], оставивший свой след в нескольких национальных кинематографах, в том числе и в болгарском. Он приехал в Болгарию в 1921 году, имея профессиональный стаж, который в

глазах наших национальных деятелей кино был более чем солидным: он был режиссером нашумевшего документального фильма «Триста лет царствования династии Романовых» (1913), художественных «Дочь купца Башкирова» (1913), «Глиняный бог» (1918) и ряда других.

Осенью 1921 года эмигрировавший режиссер «Ермолаев фильм Москва» создает в Софии киношколу по профессиональной подготовке будущих кинематографистов. С помощью своих коллег-эмигрантов организует занятия по мимике, позе, пластике гриму; проводятся тренировки по верховой езде, фехтованию, бегу, боксу.

Сам Ларин ведет лекции по кинорежиссуре, но включает в них более широкий круг тем. О содержании лекционного курса можно получить представление из опубликованных в 1928 году конспектов одного из курсистов - киноактера Ивана Касабова. Они опубликованы под заглавием «Кинематографическое искусство и творчество». Книга состоит из 74-х страниц и текст сопровождается фотоматериалом, отражающим как душевное состояние киноперсонажей, так и моменты киносъемок. Присутствуют схемы и рисунки устройства «кино-фотографического аппа-

Перспективы Науки и Образования. 2018. 1 (31)

рата», человеческого лица с целью, как наложить сценический грим, расположение актеров перед объективом и др.

Судя по содержанию, мы можем сформулировать основные пункты методической системы Николая Ларина:

1. Обучение на примерах:

- даются практические указания о фильмовом ателье, исходя из сценария фильма, в которое приглашены участвовать все курсисты;

- при выборе сценария приводятся доводы в пользу поиска классических сюжетов как «Под игом» Ивана Вазова;

- даны результаты игры популярных актеров - напр. А. Басерман (1887-1952) - немецкий театральный и киноактер, носитель награды «Перстень Ифланда» в категории самый лучший немецкоязычный актер.

2. Корректно введена терминология - для слушателей на курсах, которые еще неподготовлены для восприятия новшеств в кинопроизводстве и кинотехнике, даются хорошо сбалансированные определения, взятые из тогдашней кинематографической практики. Они объясняются на доступном языке.

3. Разница между театрально-актерской и кино актерской игрой. В эпоху немого кино большое внимание уделялось выразительности лица, глаз, телодвижениям. Самое главное это естественность, так как жизнь в кино похожа на саму жизнь, учит Н. Ларин. Он не уменьшает роли дикции, которая должна быть связана с образовательным, возрастным и физическим статусом героя.

4. Приобретение широкой общей культуры -читаются лекции по истории искусства, истории костюма, роли музыки и т.п.

5. Неразрывная связь теории с практикой в процессе обучения:

- введение «мимо-драм» - постановка при помощи мимики и пластики известных сцен из театральных спектаклей с целью «войти в роль»;

- кинобеседы с введением проблемных ситуаций - проверяется адекватность реакций;

- работа каждого будущего киноактера над своей собственной индивидуальностью - он должен знать свои возможности и диапазон ролей, которые может исполнять, работать над своим артистическим амплуа;

- проведение открытых экзаменов в конце семестра, чтобы продемонстрировать то, что выучили;

- прямое участие в кинопроизводстве. [2, с. 9-69]

Киношкола Ларина связана с тремя «фильмовыми» проектами: фильмами «Лиляна» (1921), «Виновна ли она» (1921) и «Под старым небом» (1922).

Несмотря на то, что он заканчивает начатые до него съемки «Лиляны», Николай Ларин сумел ввести болгарский колорит в произведение, что

сильно отличает ее от опытов остальных культуртрегеров в кинематографе - прежде всего от Ва-сила Гендова - подражать европейской модели.

В неоконченной криминально-бытовой драме «Виновна ли она» роли статистов исполняют участники киношколы - Петко Чирпанлиев, Йохан Розенблат, Йордан Караферманов, Васил Бакырджиев, русская актриса и преподаватель Вера Набокова.

Самый большой успех, однако, имеет «Под старым небом», который добавляет интересный штрих в интимно-личный аспект житейской биографии Николая Ларина. Его супругой становится Севдалина Бакалова, вторая дочь сценариста Цанко Церковского, которая участвует во второстепенной роли в фильме. Она обучалась в Драматической школе К. Сагаева.

Фильм воспринят как «верная иллюстрация литературного текста, с хорошими актерскими достижениями и культурной операторской работой» [1, с.15]. В нем заложена конкретная кино дидактическая модель - осуществляется обучение по формированию кино-компетенций. Чтобы «вписаться» в роль, актеры живут в том месте, где проводятся съемки и знакомятся с бытовой средой, которая является фоном для развития кино действия. Таким образом, болгарский кинематограф выходит из стадии подражательства внешним образцам и делает ставку на самобытно-национальное. Любопытной подробностью является факт, что главную женскую роль в фильме исполняет звезда Народного театра Вела Ушева - будущая супруга писателя Ангела Каралийчева.

«Под старым небом» это первый болгарский фильм, показываемый и за границей. Он рекомендован Министерством народного просвещения на основании окружного постановления №1325 от 23.01.1923 года [2, с. 88], и снят с широкого экрана после переворота девятого июня в том же году. Рецепция фильма связана с судьбой сценариста. Цанко Церковски - министр просвещения в правительстве Александра Стамболий-ского, а впоследствии - политический заключенный.

Политические события 1923 года являются сигналом для русского режиссера, что в Болгарии предстоят серьезные общественные потрясения, а его опыт эмигранта подсказывает, что необходимо искать более спокойное место для своей творческой деятельности. Он покидает Болгарию, а его режиссерская карьера продолжается до 1928 года фильмами, снятыми в Чехии и Германии. Его последний фильм «Распутин» был показан в Германии, Финляндии, США, Венгрии, Франции.

Так был положен конец единственной киношколе первых десятилетий прошлого века, сумевшей совместить теорию кино с кино практикой. Ее заслуги можно определить в нескольких направлениях:

Perspectives of Science & Education. 2018. 1 (31)

Руководитель киношколы черпает опыт из настоящих «фильмовых» образцов европейского кинематографа, но утверждает самобытное, болгарское в национальном кинематографе и это гарантирует успех единственному, полностью снятому в духе этой творческой взыскательности, фильму «Под старым небом».

Киношкола готовит кадры для болгарского кино - актеров, операторов, режиссеров. Среди

них можем назвать имена Васила Бакырджиева, Златана Кашерова, Петко Чирпанлиева, Бориса Борозанова, Йохана Розенблата, Георгия Фрате-ва, Пенки Икономовой, Милы Савовой, Николы Балабанова.

Благодаря Николаю Ларину болгарские фильмы появляются на международной арене через кинопоказы за границей и получают ласковые отзывы со стороны кинокритиков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Грозев Ал. Киноискусство в Болгарии. От первых показов до национализации производства фильмов и кинораспространения. Болгарские художественные фильмы. Первый том (1915-1948). София, ДИ «Д-р Петер Берон», 1987. С.11-28.

2. Кырджилов П. Болгарские художественные фильмы. Первый том (1915-1948). София, ДИ «Д-р Петер Берон», 1987. 248 с.

3. Ларин Н. Кинематографическое искусство и творчество. Воспроизвел Ив. Касабов. София, 1928. 74 с.

4. Фиданова-Коларова В. Кинообразование в Болгарии. София, 2008, КЛМН, 96 с.

5. Погост Тегель / Николай Поликарпович Бугаенко-Ларин. URL: https://pogost-tegel.info/index.php?id=310 (дата обращения: 15.02.2018).

REFERENCES:

1. Grozev Al. Cinematography in Bulgaria. From the first shows to the nationalization of film production and film distribution. Bulgarian feature films. The first volume (1915-1948). Sofia, Dr. Peter Beron, 1987. P.11-28.

2. Kardzhilov P. Bulgarian art films. The first volume (1915-1948). Sofia, Dr. Peter Beron, 1987. 248 p.

3. Larin N. Cinematographic art and creativity. Reproduced by Eve. Kasabov. Sofia, 1928. 74 p.

4. Fidanova-Kolarova V. Film education in Bulgaria. Sofia, 2008, KLMN, 96 p.

5. Pogost Tegel / Nikolai Polikarpovich Bugaenko-Larin. Available at: https://pogost-tegel.info/index.php?id=310 (accessed 15 February 2018).

Информация об авторе

Маргарита Тодорова Терзиева

(Бургас, Болгария) Профессор, доктор педагогических наук Директор учебно-информационного центра Университет им. проф. Асена Златарова E-mail: [email protected]

Information about the author

Margarita Todorova Terzieva

(Burgas, Bulgaria) Professor, Doctor of Pedagogical Sciences Director of the Information and Training Center University Professor Asen Zlatarov E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.