КИНОИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО СМЫСЛОВОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ ЛИЧНОСТИ
А. И. Скринник
В статье рассматривается структура реакции и внутренней деятельности личности при восприятии образов киноискусства. Образ кинофильма трактуется как доминанта, которая в отношении зрителя переносится в область экзистенциальных структур его личности. Высшее проявление воздействия киноискусства связывается с феноменом катарсиса.
The article discusses a structure of reaction and internal action of a person on cinematic image perception. Movie cinematic image is treated as a dominant that is transferred by the audience to the area of existential structures of a personality. The highest demonstration of cinematography's impact is connected to the phenomenon of catharsis.
Ключевые слова: киноискусство, культурный диалог, реакция совместности, переживание, катарсис, духовное преображение.
Key words: cinematography, cultural dialogue, compatibility reaction, experience, catharsis, inner transformation.
Особенность восприятия зрителем кино в том, что для личности это процесс активный, творческий и совместный. Формируя суждения и становясь на путь интеллектуализации, зритель становится соучастником совместного с автором процесса рождения образа. Просмотр кинофильма осуществляется зрителем диалогично в позиции «вненаходимости» (понятие М.М. Бахтина), которая предполагает особую индивидуальную позицию, взгляд со стороны. Диалогичность образов киноискусства запускает процесс внутреннего поиска зрителем собственного смысла происходящих событий. Включенность в этот процесс происходит бессознательно, вне желания зрителя. Эту мысль мы находим у Л.С. Выготского: «то, чего мы не в состоянии понять прямо, мы можем понять окольным путем, путем иносказания, и все психологическое действие художественного произведения без остатка может быть сведено на эту окольность пути» [3]. Зритель начинает с автором внутренний диалог, который рождает переживание. Описывая процесс переживания, Ф.Е Василюк утверждает, что «во внутреннюю картину переживания человека вовлечено несколько персонажей, как реальных, так и воображаемых» [4]. Кинофильм задает для личности временной диапазон и возможность длительности процесса переживания. Образы кинофильма позволяют личности обнаружить собственную психическую идентичность, неизвестную рациональному сознанию.
Высшее проявление воздействия искусства на эмоциональную сферу человека связывают с феноменом катарсиса. Существует несколько интерпретаций понятия «катарсис». Древнегреческие философы - Аристотель, Платон - описывают катарсис как процесс, ведущий от тяжких, мрачных переживаний к состоянию облегчения, освобождения (слезы и смех), к положительным просветленным чувствам. Понимание катарсиса З. Фрейдом как «отреагирования» вытесненных влечений означает ликвидацию напряжения влечений, энергетический разряд. Посредством катарсиса, как полагает Л.С. Выготский, осуществляется переход непосредственной эмоции на уровень духовно-эмоционального отношения, на уровень «умных чувств». Катар-
425
сис как преобразование рассматривает Д.А. Леонтьев: «очищение» эмоций, в форме которого эффект катарсиса переживается субъектом, является отражением процесса глубинной смысловой перестройки, диалектического разрешения на новом уровне внутреннего противоречия в смысловой сфере личности [5]. Мысль о том, что катарсис сопровождается смысловой перестройкой личности, мы находим у Т.А. Флоренской, которая определяет катарсис как духовное преображение. Катарсис невозможен, утверждает Т.А. Флоренская, без осознания вызвавшей его ситуации в свете усвоенных человеком социальных ценностей. «Эмоциональная трансформация - превращение отрицательных эмоций в положительные - важна для нас не как область психологии чувств, а в связи с целостным изменением личности, преодолением страданий и претворением их в радость. ...Катарсис - не просто "трансформация чувств", это - духовное преображение личности» [6]. Катарсис отражает социальные установки и представления, и не сводится лишь к своей эмоциональной составляющей, а включает познавательные процедуры. Таким образом, мы можем рассматривать катарсис как процесс, выполняющий работу переживания и одновременно развивающий личность. Катарсис, вызванный произведением киноискусства, является реальным переживанием, порожденным восприятием виртуальной критической ситуации. Возможность ощутить эмоциональные состояния и услышать скрытые диалогические высказывания предоставляет зрителю шанс в новой продуктивной форме пережить старые проблемы, обрести новый смысл и выйти из кризиса.
Переживание киноискусства связано с интеллектуальной включенностью (возможность найти смысл) и творческой эмоционально-личностной от-кликаемостью, что характеризует «глубокое переживание» в понятиях Ф.Е. Василюка. «По тенденции к смысловой интеграции глубокое переживание стремится найти и определить себя в широком горизонте жизне- и мироустройства, и потому оно - философично. По тенденции к личностной включенности глубокое переживание поэтично (если поэзию мыслить как дар творческой личностной откликаемости на жизнь» [4]. Учитывая, что катарсис связан с духовным преображением личности, можно рассматривать киноискусство в качестве художественного средства личностного роста, важного канала социализации, направленного на утверждение определенных социальных и моральных ценностей личности. Поскольку в акте восприятия образа начинается управление действием, киноискусство может влиять на оценочный процесс, поведенческий аспект личности, изменение ценностной составляющей его мировоззрения. Образы киноискусства позволяют проявиться внутреннему миру личности, а наблюдение за ними дает возможность понять то, что они провоцируют, на что воздействуют. Внутреннее содержание зрителя провоцируется и поэтому проявляет себя, что и позволяет его «увидеть».
Не любое кино является произведением киноискусства и не всякое кино может вызывать катарсическое переживание. Если коммерческое кино, ориентировано на интересы и ценности потребителя и предлагает человеку идеалы, к которым можно было стремиться, то киноискусство безоценочно - это игра смыслами, многосмысленность, это отсутствие критического начала. Образ киноискусства формируется «здесь и сейчас» при взаимодействии
426
зрителя с кинотекстом автора, в отличие от однозначных и развлекательных образов коммерческого кино. Неоднозначность образов киноискусства содержит разные варианты того, каким должно быть человеческое «я», и катарсис дает импульс к поиску личности в себе своего «я». Киноискусство предполагает для человека возможность самому завершить катарсическое переживание уже за пределами художественной реальности. Сущность эстетического катарсиса Л.С. Выготский видит в «уничтожении содержания формой». «...Именно формой достигает художник того эффекта, что содержание уничтожается, как бы погашается» [3]. Киноискусство создается автором -личностью, имеющей опыт переживания, для которой кино есть послание, адресованное зрителю, для воссоздания собственных смыслов или их поиска посредством образов. Вся совокупность механизмов произведения киноискусства используется автором на создание собственной действительности: возникает эффект погружения, эффект влияния. С точки зрения Андре Базе-на «кинематограф как средство выражения создан интуицией, отсюда можно с уверенностью надеяться, что кинематограф станет выразителем той силы (или той способности), которая его создала» [7].
Киноискусство стимулирует проявление тех психических элементов, которые сокрыты внутри зрителя, и он получает возможность увидеть и понять собственные проблемы; зная их, обретает свободу действия и способность принятия решений в своей жизни. Данное положение разделяет Ю.С. Шевчук, подчеркивая, что «поскольку катарсис - феномен социально-психический, обязательным компонентом которого являются нравственные чувства, катарсическое переживание способно влиять на установки, позиции, отношения, что, в свою очередь, ведет к изменению в поведении субъекта данного переживания» [8].
Список литературы
1. Арнхейм Р. Кино как искусство. - М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1960. - 206 с.
2. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. - М.: Худож. лит-ра, 1975. - 504 с.
3. Выготский Л.С. Психология искусства / общ. ред. В.В. Иванова. - 3-е изд. - М.: Искусство, 1986. - 573 с.
4. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 200 с.
5. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд.- М.: Смысл, 2003.- 487 с.
6. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. Наука о душе. - М.: Владос, 2001. -208 с.
7. Базен Андре. Что такое кино? Сборник статей. - М.: Искусство, 1972. - 382 с.
8. Шевчук Ю.С. К вопросу о катарсисе художественного кино / Вестн. С-Петерб. гос. ун-та культуры и искусств. - Вып. № 1 (18). - 2014.
427