УДК 159.9 Е. С. Ефимова*
Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, г. Москва, Россия *e-mail: [email protected]
КИБЕРБУЛЛИНГ КАК ПРОБЛЕМА ПСИХОПЕДАГОГИКИ ВИРТУАЛЬНЫХ СРЕД
В статье рассматривается проблема кибербуллинга с точки зрения нового направления психопедагогики виртуальных сред. Рассмотрена сущность девиантного поведения в Интернет-пространстве, причины и условия, обуславливающие возникновение данного явления.
Ключевые слова: кибербуллинг, девиантное поведение
Кибербуллинг новое явление, которое захватило Интернет-пространство. Проблемы, которые ранее были характерны для социальной среды перешли в виртуальную. Агрессия и хулиганство стало частью виртуального мира. Многие подростки и молодежь ежедневно проводят большое количество времени в социальных сетях тем самым подвергая себя опасности кибербуллинга и флейминга. Поэтому проблема психопедагогики виртуальных сред становится актуальной и требует поиска методов воспитания культуры молодежи в Интернет-пространстве.
Перед психологами и педагогами стоят вопросы: как обеспечить личностную безопасность молодых людей от «хулиганства» в Интернет-пространстве? Как не допустить проявлений кибербуллинга в виртуальном пространстве? Какие средства и методы воспитания следует использовать для формирования культуры общения в Интернет-пространстве?
Кибербуллинг можно определить как преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов. Исследования буллинга начались еще в 70-х годах прошлого века. В России же внимание кибербуллингу начали уделять совсем недавно, несмотря на то, что проблема на данный момент уже является крайне острой. По утверждениям психологов, в нашей стране, от кибербуллинга страдает каждый третий подросток. [1]
Кибербуллинг - это использование технологий с намерением ранить, расстроить или унизить кого-либо. Кибербуллинг может принять любую форму от неприятных текстовых и ММЗ сообщений до грубых записей в блоге или социальных сетях, а так же электронных сообщений и злобных сайтов созданных с целью унижения человека. Скорость распространения неприятных сообщений или изображения на порядок выше.
Анонимность кибербуллинга и безликая природа Интернета может вовлечь молодого человека в деятельность, о которой он не может подумать в реальность жизни, то есть стать нарушителем или наблюдателем.
Разновидностью кибербуллинга является флейминг, т.е. перепалки в виде обмена злыми, жестокими и грубыми сообщениями между двумя и более пользователями в публичных и приватных местах общения в сети Интернет.
Распространение кибербуллинга связанно с развитием Интернет-технологий. Главный фактор распространения этого явления стала анонимность личности обидчика. Перепалки, или флейминг как один из видов кибербуллинга является обменом короткими эмоциональными репликами между двумя и более людьми, разворачивающими обычно в публичных местах Сети.
По данным, полученным в исследовании «Дети России онлайн», в среднем по РФ 23% молодежи, которые пользуются интернетом, являются жертвой буллинга онлайн или офлайн. [2].
С 2007 года в США по инициативе Министерства образования проводились периодические кампании по борьбе с кибербуллингом. Обычно в них принимали участие такие сервисы, как MySpace, Facebook, Bebo, YouTube, ряд сотовых компаний и психологи. Они блокировали Интернет-каналы пользователей, которые «хулиганили» в Интеренет-сети.
Целью нашего исследования стало изучить отношение молодежи к существованию кибербуллинга. Перед нами встали такие задачи как изучение причин распространения данного явления в сети интернет; выявление факторов и условий возникновения кибербуллинга в Интернете; а также изучение отношения молодежи к явлению флейминг.
Нашей целевой группой была молодежь в возрасте от 16 до 25 лет. Мы опросили сто человек (из них юноши и девушки в возрасте от 16-25 лет) на предмет отношения к кибербуллингу и флеймингу и путей его устранения в сети
Интернет. Респонденты опрашивались нами дистанционно в рамках случайной выборки.
Первое, что необходимо было узнать -встречались ли вообще наши респонденты с перепалкой в виде обмена злыми, жестокими и грубыми сообщениями на сайтах в сети Интернет. В результате мы получили, что 93 % встречались с таким явлением в сети Интернет. Это говорит о том, что такого рода явление в настоящее время распространено в виртуальном пространстве. Каждый третий из опрошенных респондентов принимал участие в данных спорах.
Далее мы решили узнать причины вовлечения в агрессивную перепалку. Получилось, что приоритетной причиной вступления молодежи в подобный спор стало, как мы выяснили: «отстаивание верной точки зрения».
Основными причинами распространения такого рода споров, по мнению молодежи, является то, что люди не могут принять точку зрения другого человека (22 %), а также низкий культурный уровень (14%) и агрессия людей (10%). Это подтверждает выдвинутую нами гипотезу о том, что низкий уровень культуры молодежи является причиной распространения кибербуллига и его разновидности флейминга в сети Интернет.
На вопрос о реакции молодежи на такое явление больше половины опрошенных (54 %) не обращают на это внимание, у 26 % это вызывает дискомфорт и побуждает перейти на другой сайт. Среди опрошенных есть зачинщики, которые любят агрессивно спорить - это каждый десятый из нашей выборки.
Мы предоставили нашим респондентам возможность самим предложить пути разрешения данной проблемы. Они посчитали, что наиболее
благоприятным решением станет заблокировать пользователя (30%), который отпускает оскорбления по отношению к другим посетителям сайта. Кроме этого 15% посчитали, что данным вопросом должна заниматься администрация сайта, 7% опрошенных респондентов ответили, что борьба бесполезна.
Говоря в целом, об отношении молодежи к участию в перепалках в сети Интернет, можно сделать вывод, что 48% опрошенных относятся к этому отрицательно, 40% нейтрально и 2% положительно.
По результатам нашего исследования, мы можем сделать вывод, что кибербуллинг и один из его видов - флейминг является распространенным в сети Интернет среди молодежи. Пользователи Интернета чувствуют себя защищенными анонимностью, что приводит к вседозволенности в Сети.
Формирование нормативности и культуры поведения молодежи, в том числе и в виртуальной реальности, помогут в решении проблемы кибербуллинга.
Сегодня мы живём в обществе, где более половины работодателей признаются в том, что они производят проверку потенциального сотрудника в Интернете. Именно поэтому очень важно думать о своей онлайн репутации.
Проблема формирования культуры онлайн-общения становится важной педагогической задачей. Однако только традиционные способы здесь применять недостаточно, необходимо с одной стороны использовать ресурс виртуальной среды, с другой стороны создавать условия реального общения в процессе совместной деятельности.
Ефимова Екатерина Сергеевна, РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва
Литература
1. Что такое кибербуллинг? [Электронный ресурс]. URL:http://www.yamama.kz/articles/Shkolniki/CHto_takoe_kiberbulling/view (дата обращения: 27.03.14).
2. Зинцова А. С. Влияние кибербуллинга на личность подростка [Электронный ресурс]. URL: http://www.sworld.com.ua/konfer31/350.pdf (дата обращения: 27.03.14).
Efimova Ekaterina Sergeyevna*
D. I. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia. *e-mail: [email protected]
CYBERBULLING AS THE PROBLEM OF PSIHOPEDAGOGIC VIRTUAL ENVIRONMENTS
Abstract
The article considered the problem of cyberbullying from the point of a new view direction about the psiho-pedagogic virtual environments. The article considered the nature of deviant behavior in the Internet space, causes and conditions contributing to the emergence of this phenomenon.
Keywords: cyberbulling, deviant behavior.