ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В БОЛГАРИИ*
И.В. Челышева, кандидат педагогических наук, доцент, Таганрогский государственный педагогический институт им. А.П.Чехова
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы развития медиаоб-разования в современной Болгарии, вопросы внедрения медиаобразования в учебно-воспитательный процесс работы школ и вузов. Автором исследуются основные перспективы использования медиаобразования в воспитании, образовании и развитии подрастающего поколения.
Ключевые слова: медиаобразование, медиакультура, медиакомпетент-ность, критическое мышление, Болгария.
Major tendencies of media education development in Bulgaria*
Dr. Irina Chelysheva,
Docent of Anton Chekhov Taganrog State Pedagogical Institute
(Taganrog, Russia)
Abstract: the problems of media education development in modern Bulgaria, questions of introduction of media education in the educational process of schools and universities. An author is investigate the basic prospects of the use of media education in education in parenting, education and development of the younger generation.
Keywords: media education, media culture, media competence, critical thinking, Bulgaria.
* Статья написана при финансовой поддержке НИР по государственному заданию Министерства образования и науки Российской Федерации (2012-2014), Наименование НИР: «Сравнительный анализ развития медиаобразования в странах Восточной Европы (1992-2012)», № 6.377.2011. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор А.В.Федоров.
Сегодня трудно переоценить роль, которую играют медиа в воспитании, образовании, культурном развитии подрастающего поколения. Средства массовой коммуникации активно участвуют в процессах управления, в формировании общественного мнения. Виртуальные образы и модели поведения, предложенные в медиа, оказывают значительное влияние на детей и подростков во всем мире.
Современные педагоги, психологи, социологи исследуют различные аспекты, связанные с влиянием масс-медиа на подрастающее поколение, перспективами использования потенциала медиакульту-ры в учебно-воспитательном процессе и т.п. Болгария не стала здесь исключением.
Попытаемся выявить тенденции развития школьного и вузовского медиаобразования в Болгарии, определить векторы современных научных исследований по тематике медиапедагогики.
Различным проблемам меди-аобразования, освоения медиами-ра современным подрастающим поколением посвящены труды болгарских исследователей М.Молхо-вой, Д.Иовчевой, Н.Огняновой, С.Петкова, Е.Стояновой, К.Христо-вой и др.
Как свидетельствую исследования, болгарские школьники ежедневно общаются с медиа в среднем 3-3,5 часа [Огнянова, 2002, с. 38]. Неслучайно в последние десятилетия в Болгарии заметно усилился интерес к проблемам развития информационного общества, влияния медиа на подрастающее поколение.
В Болгарии, как и во многих других странах Восточной Европы, су-
ществует несколько концептуальных подходов к проблеме медиа и медиаобразования. Последние годы главные ключевые роли в болгарском медиаобразовании играют теоретическая концепция развития критического мышления, «защитный» и практический теоретические подходы к медиапедагогике.
Согласно мнению сторонников «защитной» («инъекционной», «прививочной») теории, зрители, слушатели, посетители различных чатов и т.п. (в особенности - молодое поколение адресатов медиа-текстов), при общении с различными медиа получают так называемый «негативный заряд» (сцены насилия, преступления, коррупция и т.д.). Главная задача медиапеда-гогики, по мнению сторонников данной теории, состоит в том, чтобы защищать, ограждать их от вредного влияния медиаинформации, смягчить негативные эффекты, которые оказывают произведения медиакультуры на аудиторию. Для реализации данной задачи аудитории в процессе изучения медиатек-стов предлагаются конкретные примеры вредного влияния медиа. Сторонники данного подхода есть практически во всех странах мира, в том числе - и в Болгарии.
К примеру, по данным опроса, проведенного в 2007 году профессором А. В. Федоровым, в котором приняли участие педагоги из России, Украины, Грузии, Австрии, США, Норвегии, Германии, Великобритании, Болгарии и других стран, в числе болгарских экспертов выступила К.Христова, доктор наук из Софийского университета национальной и мировой экономики, которая
предлагает рассматривает медиа-образование как «важный механизм в защите детей от вредного влияния телевидения» [Цит. по: Федоров, 2007, с. 44].
С одной стороны, справедливость данного замечания вполне очевидна, так как согласно многочисленным современным исследованиям, медиаобразование, в самом деле, может служить эффективным средством для развития полноценного восприятия произведений медиакультуры, способствует совершенствованию поисковых умений аудитории, позволяющих осознанно выбирать медиапроизведе-ния, оказывающие положительное влияние на развитие личности.
С другой стороны, - современные медиаканалы предлагают огромное количество негативной информации самого разного толка, и совершенно очевидно, что она влияет не самым лучшим образом на детей и молодежь. Но, как нам кажется, для того, чтобы подрастающему поколению научиться жить в современном информационном мире, только вскрытия негативного влияния медиа явно недостаточно, так как от этого количество негатива на экранах, в прессе, на сайтах, увы, не станет меньше. Куда более продуктивным путем, по нашему мнению, может стать разработка методик и технологий работы с медиапроизведениями, направленных на развитие у подрастающего поколения самостоятельного, критического осмысления произведений медиакультуры, использования положительного потенциала медиа для воспитания, развития и образования.
В свободном демократическом обществе на первое место выходит способность и готовность человека оценивать ситуацию самостоятельно, без предубеждения, распознавать приемы психологического манипулирования в медийном пространстве. Неслучайно в большинстве медиаобразовательных моделей одной из центральных задач выступает развитие критического мышления.
Как известно, аналитическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное, связанное со способностью ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Во все увеличивающемся потоке самой разнообразной медиаин-формации становится очевидным, что односторонняя или искаженная информация, несомненно, нуждается в самостоятельном осмыслении. Возникновение глобальной и интерактивной системы коммуникации, широкое проникновение в жизнь многих слоев общества средств массовой коммуникации и информации порождают новые проблемы в образовании, направленные на развитие умений анализировать и оценивать медиаинфор-мацию. Поэтому в качестве основной цели теоретического подхода развития критического мышления в медиаобразовании выдвигается следующая: научить школьников и молодежь ориентироваться в информационном потоке, а также нейтрализовать возможность манипуляции сознанием аудитории со стороны медиаисточников.
Данные позиции имеют достаточно много сторонников среди болгарских медиаисследователей, как, впрочем, и во многих других странах мира. Актуальность теоретического подхода развития критического мышления признается, в частности, Е. Стояновой: «Медиаоб-разование будет наиболее эффективным, если родители, педагоги, средства массовой информации и лица, ответственные за принятие решений, осознают свою роль в развитии критического мышления слушателей, зрителей и читателей» [Стоянова, 2002].
Болгарские исследователи отмечают актуальность критического подхода к осмыслению произведений медиакультуры, считая, что медиаоб-разование должно способствовать развитию критического понимания природы средств массовой информации, должно учить аудиторию распознавать методы и приемы, которые используют СМИ, выявлять положительное и отрицательное влияние этих методов и т.д. «В конечном счете, медиаобразование должно обучать студентов пониманию медиа, знанию их сильных и слабых сторон, проявления предвзятости и основных приоритетов, их роли и влияния» [Медийното..., 2008].
В Болгарии также много сторонников так называемого «практического» подхода к медиаобразованию, основная целью которого - освоение и использование медиа в различных сферах жизнедеятельности, в том числе - и в образовательном процессе. Значительное усиление интереса к практическому использованию медиаресурсов в последние десятилетия связано, конечно
же, с развитием компьютерной техники и расширением возможностей глобальных сетей.
Одна из распространенных тем дискуссий среди болгарских медиа-педагогов - использование медиа в образовательных целях. Например, Е.Стоянова считает, что «мультимедийные средства становятся сегодня эффективным источником информации, средством связи, отдыха, развлечений и т.д.» [Стоянова, 2002].
В работе С. Петкова «Цифровая изоляция и новая медиагра-мотность» определяются основные образовательные перспективы и возможности, связанные с расширением сетей глобальной информации. К ним относится: скорость и простота обмена и хранения информации, виртуальные библиотеки, он-лайн дистанционное обучение, электронное управление и т.д. [Петков, 2008].
В Болгарии придают большое значение интернет-образованию школьников и молодежи, тем возможностям, которые возникли благодаря сетевой интеграции медиа (прессы, фотографии, телевидения, радио, кино, рекламы и т.д.). Новые цифровые технологии способствовали изменению характера современных СМИ, открыв возможности гипертекстовых ссылок, объединения текста, звука и изображения, интерактивного характера общения с медиатекстом и его авторами, осуществления обратной связи, постоянного обновления информации и т.д. Таким образом, Интернет обладает «мощным экономическим, культурным и политическим влиянием» [Медийното., 2008]. Многие болгарские медиапедагоги уверены,
что освоение глобального информационного пространства и возможности Интернет позволяют открыть новые перспективы для образования и развития личности в условиях информационного общества.
Вместе с тем, отсутствие необходимых умений, касающихся владения новыми медийными ресурсами создает «технологический барьер», препятствующий свободному доступу к информации, значительно сужает возможности для самообразования, свободного общения в виртуальных сетях и т.п. Именно поэтому современному человеку необходимо быть готовым к освоению информационного пространства, которое включает в себя определенные требования для работы в этой среде -знание как минимум двух языков, хорошие технические знания, способность к межкультурной коммуникации, мотивации работать самостоятельно [Петков, 2008].
Актуальной в этой связи становится создание инфраструктуры для использования интернет-ресурсов, обеспечения доступа к глобальным сетям различных социальных групп, в том числе - людей с ограниченными возможностями, пожилых людей и т.п. Расширение сети Интернет актуализировало проблему информационной (цифровой) компетентности, которая представляет собой социально-культурный феномен, тесно связанный с образованием, поиском своего места в жизни в условиях жесткой конкуренции.
Анализ трудов болгарских коллег позволил нам определить ряд научных проблем, которые наиболее активно исследуются в после-
дние годы. Различные теоретические медиаобразовательные платформы, как правило, не встречаются в болгарской медиапедагогике в «чистом» виде, а синтезируются, преимущественно, с подходом развития критического мышления.
Интерес многих исследователей обращен к проблеме влияния произведений медиакультуры на аудиторию разных возрастных групп. В частности, данной теме было посвящено диссертационное исследование К.Христовой: « Общественное телевидение и детская аудитория», где рассматривалось влияние телевизионных медиатек-стов на детей младшего школьного возраста [Христова К., 2006].
Еще одна важная проблема -экранное насилие (медианасилие) и его влияние на подрастающее поколение. Нужно отметить, что эта проблема становится сегодня одной из самых обсуждаемых и актуальных в исследованиях болгарских медиа-педагогов. Злые герои мультфильмов, убитые во имя абстрактной цели; изображения, тонущие в крови; мертвые тела в новостях, взрывы, землетрясения или объявления войны - все это, отнюдь, не редкость для современных СМИ. Медианасилие порой становится настолько обыденным зрелищем, и «зрители к этому привыкли до такой степени, что им кажется очень странным, если в вечерних новостях ничего не сообщают об аварии или нападении» [Медийното..., 2008].
Негативное влияние сцен насилия и жестокости в СМИ меняет характер отношения к окружающему миру, влечет за собой смещение ценностных ориентаций, формиру-
ет равнодушие к существующим социальным проблемам. Все это может привести к необратимым изменениям, неумения различить хорошее и плохое, вызвать эмоциональные стрессы. «Самое худшее, кажется, уже произошло - мы начали принимать все, что мы видим по телевизору, не как прецедент, а как норму. Жертвы войн и стихийных бедствий стали частью пугающей статистики, которая, кажется, приводит современного homo sapiens к состоянию легкой скуки и равнодушия. Сцены насилия становятся обыденностью, как прогноз погоды на завтра. Но запечатлевшись в нашем сознании, они постепенно приводят к «вырожденному» мировоззрению [Медийното..., 2008].
В болгарских средствах массовой информации неоднократно поднималась дискуссия об ограничении показа сцен насилия, которая выявила как сторонников ограничительных мер, так и их противников: «с одной стороны, выступает основное право каждого человека на получение информации, с другой - опасность морального кризиса и изменения человеческих ценностей» [Медийното., 2008].
Актуальной темой научных дискуссий становится и взаимодействие СМИ и образования. Например, Е.Стоянова считает, что для Болгарии, также, как и для многих других стран Европы, актуальны рекомендации ЮНЕСКО в области медиаоб-разования, среди которых наиболее важными выступают следующие:
1) инициировать и поддерживать разработку и внедрение различных программ по медиаобразо-ванию на различных уровнях - от
дошкольного до высшего образования, включая медиаобразование взрослых людей с целью распространения знаний о медиакультуре, формирования критического сознания и повышения уровня медиаком-петенции. Содержательные компоненты данных программ должны включать анализ различных медиа-текстов, их использование в качестве инструмента для творческого самовыражения личности;
2) организовать курсы переподготовки учителей, углубить их знания в области средств массовой информации и использования соответствующих методов обучения;
3) стимулировать исследования в области психологии, социологии, коммуникативистики, содействующих развитию медиаобразования;
4) оказывать поддержку деятельности ЮНЕСКО в развитии
международного сотрудничества в области медиаобразования [Стоянова, 2002].
Но, несмотря на актуальность проблем освоения медиапростран-ства подрастающим поколением, в учебные программы школ Болгарии медиаобразование не включено. В болгарских университетах оно изучается в рамках факультативных учебных курсов (например, в Софийском университете на факультетах журналистики и массовых коммуникаций читается курс «Медиа для Детей»).
В 2005 году в Болгарии был осуществлен интересный медиаобра-зовательный проект: «Медиаобразование в школе: возможности и вызовы», направленный на поиск путей внедрения медиаобразования в школах [http://pgtht-razlog.org/
Ьд/еигореап-рго]е^8/тесПа-education.html]. В данном проекте принимали участие школьники и учителя из ряда школ Болгарии.
Организаторами данного проекта на первый план были выдвинуты задачи развития медиакомпе-тентности учащихся, как важной составной компоненты гражданского воспитания. Кроме того, реализация проекта была направлена на развитие критического мышления и умений молодых людей ориентироваться в потоке массовой информации, для того, чтобы подготовить их к общественной жизни и т.д. Учебные заведения , принявшие участие в данном проекте смогли в процессе его реализации определить общие интересующие их проблемы, связанные с медиапедагогикой, обменяться идеями и определить основные приоритетные направления дальнейшей работы.
Конечным продуктом проекта «Медиаобразование в школе: возможности и вызовы» стало создание веб-сайт проекта, где была представлена вся информация о проекте и его основных участниках: размещены презентации и тексты выступлений преподавателей и школьников, представлены мини-выставки, предложены методические разработки по медиаобразова-нию на нескольких языках. Также на данной веб-странице были размещены видео, коллажи, плакаты (как профессиональные, так и созданные школьниками) и т.п. Кроме того, основные результаты проекта были представлены на компакт-диск, выпушенном на четырех языках [http://pgtht-razlog.org/bg/ european-projects/media-education.html].
В реализации этого медиаоб-разовательного проекта приняли участие и школьники, и учителя школ. Перед педагогами стояла важная цель - определить, в какие предметные области учебного плана могут быть интегрированы ме-диаобразовательные компоненты. Кроме того, важным аспектом деятельности учителей стала разработка различных управленческих методов обучения для решения проблем, возникающих в связи с включением медиаобразования в учебно-воспитательный процесс школы. В целом, участие в проекте позволило учителям обменяться педагогическим опытом, сравнить используемые методы и приемы, совершенствовать свое педагогическое мастерство и т.д.
Достаточно обширная программа в рамках проекта предлагалась и болгарским школьникам. Они проводили интервьюирование одноклассников, учителей, родителей, друзей о медиапредпочтениях, участвовали в просмотрах фильмов и т.д.
В рамках проекта школьниками было изучено несколько тем, среди которых - современная клип-культура; роль музыки в рекламе; этнические, расовые, гендерные и профессиональные стереотипы в рекламных медиатекстах и т.д.
Важным компонентом деятельности школьников стало меди-атворчество. Например, в ряде других творческих заданий им было предложено проанализировать визуальные эстетические элементы видео, их звуковое оформление, после чего учащимися были подготовлены небольшие творческие проекты. Особое внимание было
уделено роли музыки в рекламе. Юные участники смогли попробовать свои силы в создании собственных мультимедийных продуктов, музыкальных клипов и т.д.
Изучение темы «Клише и стереотипы» было посвящено выявлению существующих этнических, расовых, гендерных и профессиональных стереотипов в рекламе. В результате ее изучения школьники подготовили коллажи на тему рекламных медиатекстов.
Реализация проекта «Медиа-образование в школе: возможности и вызовы», включала в себя несколько важных мероприятий, среди которых наиболее интересными, на наш взгляд, стали:
- заседания участников (цель - оценка результатов проделанной работы и обсуждение будущей деятельности);
- проведение семинара, на котором были определены и обсуждены предметные области учебных программ, содержащих элементы медиаобра-зования; уточнение имеющихся возможностей для учителей, внедряющих элементы медиаобразования, а также обмен идеями и мнениями по проектной деятельности;
- презентации, плакаты, передвижные выставки, подготовленные для преподавателей и школьников, которые не смогли принять участие в работе проекта. Кроме того, данные материалы были представлены родителям школьников на родительских собраниях;
- изучение участниками проекта работы экспертов и организаций, работающих в средствах массовой информации: журналистов, фотографов, специалистов в области
рекламы и связей с общественностью, учителей и т.п. Данное направление работы осуществлялось в процессе образовательных экскурсий на радиостанции и в телевизионные центры, редакции газет и журналов и т.д.;
- выпуск буклетов, брошюр, видео на тему: «Реклама моей школы» и т.д. [http://pgtht-razlog.org/bg/ еигореап-р^е^э/тесПа-education.html].
Практическая реализация внедрения медиаобразования в работу с школьниками осуществляется и путем создания клубов для учащихся разных возрастных групп. В качестве примера здесь можно привести интересный опыт медиапедаго-гов из Димитровграда, организовавших школьный клуб «Молодой журналист» в рамках программы «Кадры» Министерства образования и науки Болгарии. Участниками клуба стали старшеклассники (112 человек в возрасте от 15 лет).
Деятельность клуба «Молодой журналист» направлена на создание условий для успешной социализации школьников из этнических меньшинств, укрепления их мотивации для участия в образовательном процессе. Реализация данного проекта, рассчитанного на 15 месяцев, включала изучение школьниками основ медиаобразо-вания, знакомство с азами журналистики [http://www.sbj-bg.eu/ index.php?t=11822].
В 2009 году начал свою работу Европейский медиаобразователь-ный проект ОпАщ в котором приняли участие многие европейские страны: Великобритания, Германия , Норвегия , Польша, Румыния и
др. В рамках данного проекта М. Молхова и Д.Иовчева провели исследование «Использование медиа в образовании» [Molhova, lovcheva, 2009], в котором приняли участие 50 преподавателей и 104 студента.
В ходе данного исследования было выделено несколько главных задач современного медиаобразо-вания в Болгарии, среди которых:
- осознание степени распространения СМИ и его роли в жизни молодого поколения;
- необходимость развития автономии, умения ориентироваться и управлять информационным потоком СМИ;
- развитие кругозора, самостоятельного мышления на материале медиа, умение использовать приобретенные знания в реальной жизни и т.д. [Molhova, lovcheva, 2009].
В финальном отчете Европейского медиаобразовательного проекта OnAir, в котором, как мы уже упоминали, принимали участие и болгарские ученые, отмечается: «Европа должна быть в авангарде меди-аграмотности. Исторически сложилось так, что Европа стала колыбелью медийной цивилизации, центром для координации дискуссий философского, литературного и технического развития средств массовой информации. Поэтому естественно, что Европа должна взять на себя инициативу в решении проблем развития медиаграмотнос-ти...» [Molhova, lovcheva, 2009].
Многие болгарские медиапеда-гоги активно изучают зарубежный опыт медиаобразования, резонно полагая, что адаптация лучших ме-диаобразовательных моделей, ус-
пешно апробированных в школах и вузах, сможет способствовать расширению проблемного поля научных исследований в области медиапедагогики, выработке новых методик и технологий, которые можно было бы успешно использовать в медиа-образовательном процессе.
Болгарскими педагогами предпринимаются попытки включения элементов медиаобразования в изучение учебных предметов, медиа/киноклубные занятия, факультативы и т.д. Понимая важность развития медиакомпетентности современного подрастающего поколения, вся жизнь которого тесно связана с медиа, медиакультурой, медиаре-сурсами и т.п., болгарские исследователи убеждены в эффективности как автономного, так и интегрированного медиаобразования. Об этом могут свидетельствовать результаты опроса экспертов в области медиаобразования, в котором приняли участие и болгарские ме-диапедагоги [Федоров, 2007, с. 47].
Выводы. В общем виде, модели медиаобразования в современной Болгарии можно представить следующим образом: образовательно-информационные модели, которые включают в себя изучение теории и истории медиа; модели развивающего обучения, предполагающие развитие творчества, воображения, самостоятельного мышления и т.д.
Анализ научных работ болгарских исследователей в сфере медиакультуры и медиаобразования позволил нам выявить наиболее важные задачи, созвучные с актуальными проблемами медиаобразовательного процесса в России. Сюда можно отнести:
- акцентирование внимания ученых, педагогов, общественности на проблемы развития медиакомпетент-ности подрастающего поколения;
- организация работы по информированию учителей и родителей о том, что такое медиаобразование, медиаграмотность, какие факторы положительного и негативного влияния медиа необходимо рассматривать в процессе воспитания, образования и развития детей и подростков и т.п.;
- дальнейшая разработка наиболее эффективных медиаобразова-тельных методик и технологий, которые могут быть использованы в интегрированном и автономном школьном и вузовском медиаобра-зовании.
По мнению К. Христовой, к началу XXI века «болгарское общество только начинает использовать термин медиаграмотность» [цит. по: Федоров, 2007]. Поэтому думается, что у медиаобразования в Болгарии
- широкие перспективы, связанные с дальнейшим расширением круга научных дискуссий и практических разработок.
Литература
Медийното образование и форми-ране на критическо мислене. 2008. Электронный ресурс: [http:// studentskigrad. eu/ index.php?option=com_content&view=article&id =2938:2012-02-21 -13-10-04&catid=82:2011 -03-24-21-06-18&Itemid=116].
Огнянова Н. Сигурността на деца-та в информационното общество // ДАЗД, Правата на децата в информа-ционното общество. София, 2002.
Петков С. Дигиталната изолация и новата медийна грамотност. 2008. Электронный ресурс: https:// mail.yandex.ru/page/document/pdfimage? filetype=pdf&hid=1.2&ids=2110000003711280641 &name
Стоянова Е. Медийното образование: какво, как и защо? 2002. Электронный ресурс: http:// www.onair.medmediaeducation.it/_casestudies/ ..%5Cfiles%5C4112009164956-567-62.pdf
Федоров А. В. Состояние медиаобразования в мире: мнения экспертов // Медиаобразование. 2007. № 1. С. 44-82.
Христова К. Обществена телеви-зия и детска аудитория. Дис. ... д-ра наук. София, 2005. 138 с.
Molhova M., lovcheva D. Use of Media in Education. Bullgariian Report. Zinev Art Technologies, Ltd. Sofia, 2009. 41 p.
References
Fedorov A. The state of media education in the world: expert opinion / / Media Education. 2007. № 1, p. 44-82.
Hristova K. Public Television and children's audience. Ph.D. Diss.. Sofia, 2005. 138 p.
Media education and on the critical thinking. 2008. Electronic resource: [http:// studentskigrad.eu/index.php? option=com_content&view=article&id=2938:2012-02-21-13-10-04&catid=82:2011 -03-24-21 -06-18<emid=116].
Molhova M., lovcheva D. Use of Media in Education. Bulgarian Report. Zinev Art Technologies, Ltd. Sofia, 2009. 41 p.
Ognianova N. Child safety in the information society / / DAZD. Sofia, 2002.
Petkov C. Digital insulation and new media literacy. 2008. Electronic resource: [http://mail.yandex.ru/page/document/pdfimage? filetype=pdf&hid=1.2&ids=2110000003711280641& name].
Stoyanova E. Media Education: What, How and Why? Electronic resource:
[http://www.onair.medmediaeducation.it/ _casestudies/..%5Cfiles%5C4112009164956-567-62.pdf].