Научная статья на тему 'Кейс-метод в развитии профессиональной компетенции курсантов ведомственных вузов'

Кейс-метод в развитии профессиональной компетенции курсантов ведомственных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
484
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЕЙС-МЕТОД / КУРСАНТЫ / РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CASE-STUDY METHOD / CADETS / DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозова Анна Леонидовна

Статья посвящена актуальной проблеме использования кейс-метода в развитии профессиональной компетенции курсантов ведомственных вузов. Автор рассматривает не только специфику данного процесса, но и способы практического применения кейс-метода в образовательном пространстве ведомственного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морозова Анна Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Case-study method in the development of professional competence of cadets of departmental universities

The article is devoted to the problem of using the case-study method in the development of professional competence of cadets of departmental universities. The author examines not only the specifics of this process, but also the ways of practical application of the case-study method in departmental educational sphere of the University.

Текст научной работы на тему «Кейс-метод в развитии профессиональной компетенции курсантов ведомственных вузов»

20. Педагогика: Большая современная энциклопедия // под. ред. Е.С. Рапацевич. - Мн.: ИООО «Современное слово», 2005. - 720 с.

21. Педагогика : учебник / под общ. ред. А.А. Кочина. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2014. - 292 с.

22. Силкин, Н. Н., Осипенко, В. Д., Хоменко, А. В. Служебно-боевая подготовка сотрудников ОВД в вопросах и ответах : учебно-методическое пособие. - СПб.: Изд-во СПб университета МВД России, 2004. - 182 с.

23. Торопов, В. А., Науменко, С. В., Никифоров, М. Ю. Методика обучения огневому единоборству сотрудников правоохранительных структур в средствах индивидуальной броне защиты : учебно-методическое пособие. - СПб.: Изд-во СПб университета МВД России, 2010. - 175 с.

24. Юренкова, В. А., Душкин, А. С. Методические рекомендации по использованию активных и интерактивных форм проведения учебных занятий в образовательных организациях МВД России.

- СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2014. - 92 с.

25. Юренкова, В. А., Душкин, А. С. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России (дидактический аспект).

- СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2014. - 64 с.

26. Горбатов, В. В. Формирование физической подготовленности курсантов вузов МВД в процессе овладения боевыми приемами борьбы : автореф. дис. ... канд. пед. наук // Санкт-Петербургский университет МВД Российской Федерации. - СПб., 2006. - 24 с.

УДК 378

А.Л. Морозова *

Кейс-метод в развитии профессиональной компетенции курсантов ведомственных вузов

Статья посвящена актуальной проблеме использования кейс-метода в развитии профессиональной компетенции курсантов ведомственных вузов. Автор рассматривает не только специфику данного процесса, но и способы практического применения кейс-метода в образовательном пространстве ведомственного вуза.

Ключевые слова: кейс-метод, курсанты, развитие профессиональной компетенции, высшее образование.

A.L. Morozova*. Case-study method in the development of professional competence of cadets of departmental universities. The article is devoted to the problem of using the case-study method in the development of professional competence of cadets of departmental universities. The author examines not only the specifics of this process, but also the ways of practical application of the case-study method in departmental educational sphere of the University.

Keywords: case-study method, cadets, development of professional competence, higher education.

Вопросы повышения качества профессиональной подготовки курсантов всегда находились в центре внимания педагогических работников и выступают предметом современных научных исследований педагогов. Сегодня в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения (ФГОС-3) актуальным становится пересмотр подходов к вопросам профессиональной подготовки курсантов ведомственных вузов, в частности, поиска оптимальных методов формирования профессиональной компетенции выпускников. В данном контексте востребованным становится практическое владение преподавателями вузов современными методами обучения курсантов, нацеленными на профессиональное развитие самих курсантов.

В связи с этим одним из наиболее важных направлений реформирования высшего профессионального образования сегодня выступает развитие профессиональной компетентности курсантов, что предполагает внедрение в образовательный процесс современных методов обучения, отвечающих последним тенденциям развития не только нашего общества, но и педагогической науки. Данным методом в предлагаемом исследовании признается нами кейс-метод, чему посвящена эта статья.

Прежде чем перейти к рассмотрению исследуемого метода, считаем необходимым вкратце рассмотреть проблему профессиональной компетенции. С целью уточнения рабочих понятий данного

* Морозова, Анна Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент ФКОУ ВПО Кузбасского института ФСИН России. Адрес: Россия, 654066, Кемеровская обл., г. Новокузнецк, Октябрьский пр., д. 49. Тел.: 8-905-967-95-20. E-mail: alenushka-09@ya.ru.

* Morozova, Anna Leonidovna, PhD, senior lecture ofthe Kuzbass Institute of the federal penal service. Address: Russia, 654066, Kemerovo region, Novokuznetsk, Oktyabrsky str. 49. E-mail: llg04@yandex.ru.

© Морозова А.Л., 2015

Педагогика

исследования требуется провести краткий экскурс в их генезис. Научная отрасль, предметом изучения которой является профессиональное развитие и поведение того или иного специалиста, берет свое начало в эпоху античности, при этом только в XIX в. философ И. Бентам поднял вопрос о развитии науки деонтологии. Философ устанавливает определенный набор требований (владение профессиональными знаниями, умениями и качествами), предъявляемых к тем или иным специалистам.

Отметим, что сегодня вопросы теории и практики развития профессиональной компетентности отражены в научных трудах В.И. Байденко, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, В.А. Хуторского и др. Однако возможности развития профессиональной компетентности курсантов, её структура представляются недостаточно изученными. Анализ трудов вышеуказанных ученых позволяет сделать вывод, что профессиональная компетентность включает совокупность следующих взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга качеств: личности курсанта (знаний, умений, навыков, более того, способов деятельности), применяемых по отношению к определенным учебным дисциплинам, достаточных и необходимых для качественной и продуктивной профессиональной деятельности [1-3].

В данном контексте интересным представляется провести анализ основных требований к результатам освоения основных образовательных программ с точки зрения реализуемого сегодня ФГОС последнего поколения на примере направления подготовки 030900 «Юриспруденция» и 031001 «Правоохранительная деятельность» (табл. 1).

Рассмотрим некоторые из требований.

Итак, из табл. 1 следует, что сегодня государство предъявляет достаточно серьезные требования к профессиональной подготовке курсантов и к уровню сформированности их профессиональной компетенции. Также мы видим, что в состав данной компетентности входят требования из области педагогической, научно-исследовательской, организационно-управленческой, оперативно-служебной, экспертно-консультационной, а также правоприменительной и правотворческой деятельности.

Перед педагогами встаёт проблема поиска наиболее эффективного метода преподавания, нацеленного на всестороннее развитие профессиональной компетентности курсантов. Наиболее эффективным методом обучения в данном контексте нами признается метод кейсов. Практика показывает, что процессу подготовки курсантов в специализированных вузах в настоящее время свойственен ряд противоречий, в частности: увеличение объема преподаваемой информации при сохранении небольшого количества аудиторной нагрузки, более того, уменьшение аудиторного времени на изучение определенного объема информации и т.д. Преодолеть указанные противоречия позволяет применение кейс-метода, который позволит качественно увеличить объем знаний курсантов, не увеличивая при этом отводимое тематическим планированием время на изучение темы. Следует отметить, что это весьма трудоемкий метод, требующий от педагога достаточно серьёзной подготовки и педагогического мастерства, однако его применение способствует развитию учебной мотивации [4].

Отметим, что данный метод начал применяться педагогами в начале XX в. Возникает вопрос, что представляет собой сам кейс? Кейс не следует понимать как правдивое описание определенных событий, это прежде всего определенный информационный комплекс, позволяющий курсантам понять некую практико-ориентированную ситуацию. К неоспоримым преимуществам метода педагоги-практики справедливо относят то, что его применение в образовательном процессе провоцирует организацию дискуссии и моделирует реальные проблемы из ожидаемой профессиональной деятельности.

К основателям данного метода можно отнести педагогов Гарвардской школы бизнеса. Они считали, что это метод обучения, когда все участники образовательного процесса (студенты и преподаватели) активно участвуют в обсуждении заданных деловых (практико-ориентированных) ситуаций, проблем и задач. Данные кейсы традиционно представляются в письменной форме и составлены с учетом опыта, уровня подготовки людей, работающих в определенной сфере производства.

Мы согласны с профессором Р. Мери, который под методом кейсов понимал изучение любого учебного предмета в ходе рассмотрения большого количества практико-ориентированных кейсов в определённых, логически выстроенных комбинациях.

Практика подготовки курсантов в данном ключе показывает, что подобное обучение развивает практическое понимание теоретически изученного материала, а также мышление, воображение, коммуникативные навыки, умение преодолевать ситуации, с которыми сталкивается сотрудник в профессиональной сфере деятельности.

При создании самого кейса следует помнить о следующих требованиях. Каждый кейс должен: отвечать поставленной практико-ориентированной цели; иметь адекватный (по отношению к степени теоретической и практической подготовленности курсантов) уровень трудности; иллюстрировать разнообразные аспекты реальной трудовой деятельности; не устаревать (морально) слишком быстро; иметь национальную, территориальную, региональную окраску; включать типичные профессионально-ориентированные ситуации, более того, развивать аналитическое и логическое мышление курсантов, наконец, провоцировать активную дискуссию.

Необходимо помнить, что создание самого кейса состоит из следующих пяти этапов: собственно поиск источника кейса; сбор необходимой информации для кейса; макетирование предлагаемого содержания формируемого кейса и апробация данного кейса на практическом занятии.

Напомним, что традиционно выделяются следующие типы кейсов:

- полевые, основанные на реальных фактах профессиональной деятельности (случаи из служебной практики, копии отчетов, данные с официальных ведомственных сайтов, судебная практика и т.д.);

- кресельные, основанные на вымысле автора-преподавателя (автор придумывает практико-ориентированную проблемную ситуацию на основе действующих правовых актов, приказов, инструкций и пр.);

- американские, или «длинные». Могут быть полевыми или кресельными, на их выполнение требуется много учебного аудиторного времени (до семестра или в отдельных случаях больше), им свойственно наличие межпредметных связей.

- западно-европейские, или «короткие». Могут быть полевыми или кресельными, на их выполнение не требуется много аудиторного времени (одна-две пары), наличие четких межпредметных связей не обязательно.

Анализ трудов педагогов, а также собственного педагогического опыта позволяет прийти к пониманию следующих преимуществ использования кейс-метода в преподавании дисциплин:

- демонстрация имеющихся теоретических знаний с точки зрения реальных практических событий с учётом направления подготовки курсантов;

- мотивация курсанта на изучение дисциплины;

- способствует активному и достаточно глубокому усвоению новых знаний и совершенствованию навыков сбора, обработки и анализа информации.

Необходимо добавить, что при обучении с применением кейс-метода происходит формирование и совершенствование следующих навыков курсантов:

- аналитические навыки - отличать имеющиеся в кейсе данные от самой информации, классифицировать ее, выделять главную информацию и т.д.;

- практические навыки - практическое использование теоретических знаний, современных методов и принципов;

- творческие навыки - генерация альтернативных и нестандартных решений имеющейся в кейсе проблемы (развитие дивергентного мышления);

- коммуникативные навыки - вести дискуссию по теме, убеждать и переубеждать собеседников. Использовать имеющийся наглядный материал и другие информационно-коммуникационные средства, работать в группе, отстаивать свою точку зрения, составлять краткие отчеты и доклады;

- социальные навыки - адекватная оценка поведения партнера и т. д.;

- самоанализ - анализировать собственную деятельность, ее результаты и эффективность.

Ожидаемые результаты обучения на основе кейс-метода можно разделить на следующие

группы учебных целей:

- оценка: сформировать определенные критерии, понять вопрос, найти ошибки, оценить что-либо или принять решение;

- синтез: получить ранее неизвестные курсантам сведения;

- анализ: определить составные или ключевые элементы чего-либо и пр.;

- применение: применять имеющиеся знания для решения новых практико-ориентированных задач в новых ситуациях, когда не даны указания или методы решения;

- понимание: перерабатывать информацию, пояснять и объяснять ее, вносить предположения, делать выводы и т.д.;

- знания: излагать и пояснять термины, рабочие понятия, определённые данные и категории, а также способы действий (курсант репродуцирует изученную информацию).

При создании кейса педагогу следует помнить ряд правил. Прежде всего следует подумать о разработке практико-ориентированной идеи создаваемого кейса. После этого следует составление собственно схемы кейса, что включает определение профессионально-ориентированного действия и действующих лиц (роли), описание проблемы или ситуации и всех внешних факторов. Далее происходит постановка методической цели данного кейса. К задачам кейса можно отнести: формирование и совершенствование навыков принятия правильного решения, способность мыслить логически, развитие умения предоставлять анализ и т.д.

В процессе реализации кейса главной задачей ставится максимальная активизация каждого курсанта и вовлечение его в процесс анализа как имеющейся ситуации, так и принятия решений. Желательно группу курсантов разделить на малые группы по 3-5 человек, после чего среди них из числа желающих выбирается модератор (руководитель). Модератор организовывает работу своей команды, распределяет не только вопросы, но и задания, позже он делает доклад на 10-15 минут о результатах проделанной работы своей группы.

Необходимо уточнить, что непосредственно работу с кейсом на занятии можно организовывать следующими способами.

Первый способ. Каждая подгруппа работает с одной темой во время всех практических занятий. В данном случае взвод курсантов (учебная группа, класс) является единой командой, разбитой на подгруппы (малые группы). Здесь необходимо, чтобы каждая малая группа четко понимала, за какие решения, задачи она несет ответственность перед другими малыми группами.

Второй способ. Все подгруппы во взводе одновременно работают с одним кейсом. В данном случае возникает конкуренция в процессе поиска наиболее эффективного решения. Уточним, что

Педагогика

при подобной работе с кейсом требуется большее количество практических занятий для того, чтобы каждая малая группа смогла последовательно пройти все темы изучаемой дисциплины.

Практика показывает, что зачастую у преподавателя не хватает учебного времени для качественной работы с самим кейсом. В данных случаях нами рекомендуется применение метода модерации, который направлен на обучение курсантов не только работать в единой команде, но и оперативно принимать верное решение в условиях ограниченного количества как информации, так и времени. Принятие подобных решений в группе основывается на представленной в кейсе информации с использованием нижеприведенных методов исследования:

- экспертных оценок (на основе знаний, интуиции, а также опыта участников группы);

- анализ (предполагающий использование различных математических формул, вычислений для проведения анализа представленной в кейсе проблемы);

- эксперимент (подразумевает проведение опытно-экспериментальной работы).

Считаем важным уточнить, что использование данного метода предполагает не только обмен мнениями между участниками кейса, но и дает возможность каждому члены группы побыть в роли эксперта, аналитика, даже экспериментатора, что в конечном счете способствует развитию профессиональной компетентности курсантов и учебной мотивации. Уточним, что этот процесс непосредственно состоит из: обсуждения имеющейся в кейсе вводной или первоначальной информации; поиска и выделения релевантной по отношению к данной проблеме информации; обмена мнениями всеми членами группы и составлением плана совместной работы над поставленной проблемой; работы по решению проблемы и ее разрешения, а также организации с последующим принятием финального решения; подготовки и представления краткого, но аргументированного доклада.

Далее хотелось бы вкратце охарактеризовать еще один метод работы с кейсами - «мозговой штурм», который, как показывает практика, является достаточно эффективным в процессе развития заявленной в компетенции. Отметим, что при использовании мозгового штурма следует соблюдать ряд правил. Прежде всего, любая идея каждого члена группы должна быть внимательно выслушана, при этом количество идей не ограничивается, а остальные участники должны воздержаться от критических замечаний в адрес автора идеи (так формируется толерантность, уважение и пр.). Только после заслушивания всех идей всех членов группы проводится их обсуждение и принятие общего (единого) решения. Если будут несогласные с общим решением, то они имеют право высказать свое мнение.

Таким образом, в педагогической науке сегодня существует достаточно большое количество вариантов работы с кейс-методами, однако каждый из них включает следующие ключевых пять этапов.

Первый этап - ознакомление с ситуацией, ее содержанием и спецификой. Второй этап -выявление ключевой проблемы, фактов. Третий этап - поиск решений проблемы или вопросов для «мозгового штурма». Четвертый этап - анализ последствий принятия того или иного решения. Пятый этап - непосредственно решение кейса.

Добавим, что анализ кейсов может быть специализированным, т.е. сосредоточенным на одном конкретном вопросе (проблеме), и всесторонним или подробным, что включает глубокое изучение ключевых вопросов данного кейса.

Необходимо помнить, что деятельность педагога при использовании метода кейсов включает в себя две ключевые фазы:

1) трудоемкая и требующая много времени внеаудиторная творческая работа по созданию составляющей компоненты кейса и основных вопросов для его разрешения и анализа. Особого внимания педагога требует создание соответствующего методического обеспечения самостоятельной работы курсантов по анализу данного кейса и подготовке к его дальнейшему обсуждению, а также методического обеспечения для проведения занятия с использованием кейса;

2) работа преподавателя в процессе проведения занятия в ходе обсуждения кейса. Педагог только организует вводную часть и подводит итоги, организует дискуссию, рефлексию и поддерживает работоспособность курсантов. Способствует созданию ситуации успеха.

Итак, анализ теории и практики показал достаточно широкие возможности использования кейс-метода в развитии профессиональной компетенции курсантов ведомственных вузов. На основании вышеизложенного можно сформулировать следующие возможные варианты внедрения кейс-метода в образовательное пространство ведомственных вузов.

1. Метод кейсов необходимо внедрить в программы профессиональной подготовки курсантов по дисциплинам профильного цикла и специализации, в которых доминирует практико-ориентированное ситуационное знание и элементы профессиональной деятельности.

2. Активизировать применение метода кейсов в рамках повышения квалификации сотрудников и дополнительного профессионального образования, в частности, при реализации различных программ профессиональной переподготовки сотрудников.

3. Метод кейсов рекомендуется использовать в комплексе с другими взаимодополняющими традиционными и инновационными методами обучения. Уточним, что традиционные методы обучения направлены на формирование у курсантов базового знания, а инновационные методы, как правило, практико-ориентированные на основе определенной ситуации, учат курсантов поиску и использованию того или иного знания в условиях перманентно меняющейся ситуации, что способствует развитию гибкости, толерантности, диалектичность мышления и пр.

Смирнов Ю.В. Развитие самостоятельности в профессиональной деятельности у курсантов.

4. Практическое применение кейс-метода должно быть методически обосновано, выверено и обеспечено. Необходимо продумать, на каких предметах, темах, разделах применение указанного метода даст оптимальный эффект в области развития заявленной компетенции. Указанные вопросы практического применения кейс-метода, нацеленного на развитие профессиональной компетенции курсантов ведомственных вузов, должны быть предметом регулярного обсуждения на предметно-методических секциях, заседаниях кафедры и пр.

Список литературы

1. Морозова, А. Л. Генезис понятия профессиональная компетентность // Образование и Наука. Известия. - 2007. - № 11 - С. 14-21.

2.Морозова, А. Л. Профессионально-ориентированная педагогическая технология формирования иноязычной коммуникативной компетентности педагога // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - № 2 (80). - С. 64-68.

3. Морозова, А. Л. Генезис понятия профессиональная коммуникативная компетентность будущего учителя // Педагогика: семья-школа-общество : коллективная монография. - Воронеж: ВГПУ, 2008. - С. 27-36.

4. Долгоруков, А.М. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения. [Электронный ресурс] // Сайт «vshu.ru» - 2015. - 1 апр. - Режим доступа: http://www.vshu.ru/lections.php?tab_id=3&a=info&id=2600 (дата обращения: 07.05.2015).

УДК- 378 Ю.В. Смирнов*

Развитие самостоятельности в профессиональной деятельности у курсантов в образовательном процессе

В данной статье рассматривается развитие самостоятельности в профессиональной деятельности у курсантов образовательных организаций МВД России в образовательном процессе.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, самостоятельность в профессиональной деятельности, саморазвивающаяся личность.

Y.V. Smirnov*. Development of independence in professional work at cadets in the educational process. This article discusses the development of independence in their professional activities to the students of educational institutions Ministry of Internal Affairs of Russia, in the educational process.

Keywords: training, independence in their professional activities, self-developing personality.

Признание уникальности, индивидуальности, безусловной ценности каждой личности для гуманистической философии и психологии выступает важнейшим условием её самореализации в обществе, профессии и в личной жизни, в осуществлении своего профессионального выбора как механизма обретения человеком свободы, в возложении на себя ответственности за этот выбор. При этом личностный рост и становление человека происходят в партнерстве с другими, в процессе установления гуманных межличностных отношений, основанных на доверии, открытости, любви.

В современном мире человек все сильнее и сильнее ощущает потребность в профессионализме, саморазвитии, в связи с чем возникает необходимость постоянного самоопределения в разных жизненных ситуациях, повышается его самостоятельность и ответственность. Перед ним стоит множество проблем, решить которые он не в состоянии простым накоплением знаний, умений, навыков, норм поведения. Поэтому значительно повышается роль профессиональной подготовки в становлении человека как профессионала, в развитии его самостоятельности в профессиональной деятельности. С этой целью в образовательных организациях МВД России необходимо организовать процесс профессиональной подготовки таким образом, чтобы курсанты ясно и четко осознавали формируемые у них общекультурные, профессиональные и профессионально-специализированные компетенции специалиста. На основе глубоко осознанных компетенций они обрели бы способность в экстремальных условиях, связанных с риском для личной жизни и жизни других граждан, самостоятельно, без посторонней помощи, принимать верные решения и были готовы нести за них персональную ответственность.

* Смирнов, Юри Витальевич, старший преподаватель кафедры оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, дом 1. Тел. (812)744-96-37. E-mail: mail@univermvd.

* Smirnov, Yuri Vitalievich, Senior Lecturer, Department of operational and investigative activities of the internal affairs of the St. Petersburg University of the Ministry of Interior of Russia. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Tel. (812) 744-96-37. E-mail: mail @ univermvd.

© Смирнов Ю.В., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.