5. "Интеграция в общество", Федеральная целевая программа "Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005. "Научно-популярное издание. РОИ "Перспектива", М., 2000.
6. Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья: Федер. закон [принят Гос. Думой 02. 06. 1999] // Проект постановление Государственной Думы Российской Федерации. № 4019 Ст. 1
7. Pevzner M.N. Historical stages and the modern models of children and adults territorial communities/Pevzner M.N., Sheraizina R.M., Petriakov P.A., Donina I.A., Migunova E.V., Shirin A.G.// Review of European Studies. 2015. Т. 7. № 9. С. 97-111.
8. Pevzner M.N. Intergenerational relationships in contemporary models of territorial communities of children and adults/Pevzner M.N., Sherayzina R.M., Petryakov P.A., Donina I.A., Migunova E.V.//Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. 2016. Т. 7. № 3. С. 2242-2254.
УДК 378.147
КЕЙС-МЕТОД КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Кошкина Н.А., 2018 Вятский государственный университет, кандидат биологических наук, доцент кафедры медико-биологических дисциплин, Киров
Аннотация: в последние годы модернизация российского образования ориентирована на поиск новых эффективных методов обучения. Новые образовательные стандарты Высшего образования сконцентрированы на реализации компетентностного подхода, основу которого составляет деятельностный характер обучения. Педагогу необходимо ориентироваться на личностную и профессиональную индивидуальность каждого студента, используя в процессе обучения дифференцированный подход, вариативные формы и методы подготовки. Реализовать это традиционными педагогическими методами практически невозможно, а это значит, что преподавателю необходимо научиться проектировать учебные занятия, отдавая предпочтение современным активным и интерактивным методам и технологиям обучения, среди которых - кейс-метод. Внедрение в образовательный процесс кейс-технологий способствует формированию у студентов умения предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности.
Ключевые слова: кейс-технология, кейс-метод, безопасность жизнедеятельности, методика обучения.
THE CASE STUDY METHOD AS A PEDAGOGICAL TECHNOLOGY IN THE STUDY OF
DISCIPLINE "LIFE SAFETY» Koshkina N. A., 2018 Of the "Vyatka state University", Ph.D. in Biology Science associate Professor Department of medical and biological disciplines, Kirov
Abstract: in recent years, the modernization of Russian education is focused on the search for new effective teaching methods. The new educational standards of Higher education are focused on the implementation of the competence-based approach, which is based on the activity nature of training. The teacher needs to focus on the personal and professional individuality of each student, using in the learning process a differentiated approach, variable forms and methods of training. It is almost impossible to implement this by traditional pedagogical methods, which means that the teacher needs to learn how to design training sessions, giving preference to modern active and interactive methods and technologies of training, including case - method. The introduction of case-technologies into the educational process contributes to the formation of students ' ability to take constructive and competent actions in various forms of life.
Key words: a case technology, the case study method, life safety, methods of teaching.68-72
В условиях реформирования Российского образования и введения новых образовательных стандартов современные образовательные учреждения решают одну из главных задач - вывести
систему образования на качественно новый уровень, соответствующий требованиям времени. Изменения диктует сама жизнь, в частности, тот социальный заказ, который предъявляет современное общество к общеобразовательной подготовке молодежи - сформировать социально-активную, инициативную и творческую личность.
Модернизация Российского образования ориентирована не только на изменение содержания изучаемых предметных дисциплин, но и на разнообразие подходов к методике преподавания, расширение арсенала методических приёмов, активизацию самостоятельной деятельности учащихся, формирование умений поиска, критического осмысления, применение необходимой информации в практической деятельности, обретение ценностных ориентиров [1].
Новые образовательные стандарты Высшего образования сконцентрированы на реализации компетентностного подхода, основу которого составляет деятельностный характер обучения, при этом организация учебного процесса направлена не столько на усвоение суммы информации, сколько на способность обучаемого самостоятельно принимать решение и действовать в различных ситуациях, используя имеющиеся знания и накапливая новые.
В связи с этим в процессе обучения педагоги высших учебных заведений решают следующие задачи:
1. ориентировать студента на четкую, логическую структуру предмета;
2. мотивировать его на изучение проблемы, вызвав интерес;
3. представить и объяснить материал, используя примеры и необходимые пояснения,
4. развить (предоставить возможность для более обстоятельного ознакомления с вопросом);
5. закрепить (проверить усвоение учебного материала);
6. подтвердить соответствие достигнутого уровня знания требуемому образовательному уровню.
Для достижения таких результатов требуются новые современные подходы к построению образовательного (учебного) процесса. Педагогу необходимо ориентироваться на личностную и профессиональную индивидуальность каждого студента, использовать в процессе обучения дифференцированный и творческий подход, вариативные формы и методы подготовки. Кроме того, проявлять активность, инициативу и нести ответственность за организацию учебно-воспитательного процесса.
Реализовать это традиционными педагогическими методами практически невозможно, а это значит, что преподавателю необходимо пересмотреть всю систему своей деятельности; научиться проектировать учебные занятия в логике учебной продуктивной деятельности, отдавая предпочтение активным и интерактивным методам и технологиям обучения. Данные методы позволяют активизировать деятельность студентов при освоении содержания учебной дисциплины [2, 3].
Термин «педагогическая технология» в переводе означает учение о педагогическом искусстве (от греческих слов «techne» - искусство, мастерство и «logos» - учение).
В настоящее время педагогическую технологию рассматривают как целенаправленное построение целей обучения в соответствии с целями организации всего хода процесса обучения, учитывая проверку и оценку эффективности выбранных форм, методов, средств, оценки текущих результатов, внесение коррекционных мероприятий [4].
На сегодняшний день, среди современных технологий и методов особое место в образовательном и учебном процессах занимает обучение кейс - методом.
Кейс-метод определяют как метод активного проблемно-ситуационного анализа, основой которого является обучение решения конкретных задач - ситуаций [5]. Данный метод активно применяется в педагогическом учебном процессе, позволяет ориентироваться на самостоятельную индивидуальную и групповую деятельность обучающихся при изучении учебных дисциплин [6].
Проблемная ситуация, содержащаяся в кейсе, как правило, не предполагает однозначного решения, что требует от учащихся ее определить, разработать собственные критерии выбора из множества различных вариантов, и на их основе прийти к наиболее правильному решению, составив алгоритм действий. Кроме того, возможность выступить перед всем коллективом с обоснованием своей точки зрения нацеливает студента на логически грамотно выстроенный план ответа,
актуализирует определенный комплекс знаний и умений, необходимый для решения данной ситуационной задачи.
Наиболее результативна и полезна на таких учебных занятиях совместная деятельность учащихся, при которой решение одной общей задачи позволяет всем наиболее полно осмыслить и понять учебный материал, собрать дополнительную информацию, выдвинуть гипотезу и сделать определенные выводы, и главное - научиться работать совместно и самостоятельно [7].
Использование данной технологии в процессе обучения способствует развитию коммуникабельности, социальной активности, умения грамотно представить свою точку зрения и выслушать мнение другого человека.
Рассмотрим применение данного метода на практических занятиях при преподавании дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».
Необходимость использования кейс-технологии (кейс-метода) на таких учебных занятиях обусловлено следующими причинами:
Во-первых, компетентностный подход, где особое внимание уделяется владению культурой мышления, умению работать с информацией, применяя методы анализа и обобщения; умению действовать в различных ситуациях, в том числе чрезвычайных ситуациях [8];
Во-вторых, качество подготовленности выпускников педагогических вузов, обладающих способностью грамотного поведения в ситуациях различного характера;
В-третьих, мотивация к усвоению учебного материала, направленная более осознанное изучение и закрепление теоретических знаний;
В-четвертых, применение кейс-метода способствует профессиональной подготовке к предстоящей педагогической деятельности студентов в образовательных учреждениях.
Кроме того, для того чтобы применить данную технологию в учебном процессе необходимо выполнить ряд условий: обеспечить наличие комплекта учебных кейсовых ситуаций и разработать методику их применения на практических семинарских занятиях.
Учебные кейсы по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» - это ситуации, содержание которых показывает действия или деятельность педагога и обучающихся на занятии и взаимоотношения между ними [3].
Разработка подобных учебных кейсов для практических занятий по «Безопасности жизнедеятельности» предполагает выполнение следующих этапов:
1. подобрать объект для написания кейса, собрать информацию (интернет-ресурсы, печатные издания, публикации, данные статистических исследований) с учетом возможных допускаемых ошибок или неверных действий учащихся при ее анализе и обсуждении;
2. структурировать и конкретизировать тематику полученной информации, представить ее в текстовой форме, дополнив ее рисунками, графиками, персонажами, специальной обстановкой и т. д.;
3. апробировать кейсы в учебном кабинете во время проведения практических и семинарских занятий;
4. исходя из сложившейся ситуации, внести коррективы и необходимые изменения в содержание кейса [9].
Методика проведения каждого этапа практического занятия с применением кейс-технологии включает:
Подготовительную работу. Основная задача на данном этапе для преподавателя - логически грамотно подобрать учебный материал, сформулировать проблему (ситуационную задачу). При подборе материала необходимо учитывать его объем и сложность большого объема информации при запоминании. Материал учебных занятий, подобранный в определенной системе и последовательности значительно облегчает восприятие информации. Кроме того, выделение в обучаемом материале наиболее значимых вопросов способствует более эффективному запоминанию.
Следующим этапом является индивидуальная самостоятельная работа студентов с учебным кейсом (ситуационной задачей). Учащиеся работают с учебной литературой и дополнительной информацией, проводят анализ предложенных проблемных ситуаций. Чтобы активизировать учебную деятельность обучающихся к самостоятельной работе, педагогу необходимо стимулировать их стремление к саморазвитию и самовоспитанию, создавать условия для самосовершенствования, что
требует большого искусства от преподавателя. В процессе самостоятельной работы учащихся необходимо использовать разнообразные современные методы и приемы обучения, в том числе и традиционные.
Этап проверки усвоения изученного материала. Поскольку студенты в основном изучают материал учебного кейса самостоятельно, следовательно, появляется необходимость в постоянном контроле и проверке его освоения. Среди способов проверки можно использовать как традиционные (устный фронтальный опрос, взаимопроверка, индивидуальные задания или карточки-задания) и нетрадиционные (тестирование, «круглый стол», диспут, имитационные игры и т.д.) методы проверки и контроль знаний.
Одним из важнейших этапов применения кейс-метода на практическом занятии является работа студентов в микрогруппах. Это один из достаточно эффективных методов изучения и обмена опытом. После разделения обучающихся на малые группы (5 человек) для совместной деятельности, студенты приступают к самостоятельной работе.
При планировании и организации самостоятельной групповой работы необходимо учитывать следующее: совместная и индивидуальная деятельность учащихся; степень самостоятельной внеаудиторной работы и непосредственно на учебных занятиях; умение работать в коллективе; индивидуальное участие каждого; ответственное отношение по отношению к однокурсникам, при изложении подготовленного материла.
Наиболее эффективный результат работы в малых группах достигается при соблюдении следующих критериев:
1) предъявление одинаковых требований для каждой группы;
2) общая для всех участников постановка проблемной ситуации;
3) для наиболее эффективного результата число участников в группе не должно превышать пяти человек;
4) определение руководителя группы;
5) обязательное коллективное обсуждение ситуационной задачи;
6) подбор ситуационных задач, учитывая реальные возможности группы.
Соблюдение данных критериев позволяет организовать развивающийся процесс с учетом мнения и способов решения каждого участника. Наибольшее предпочтение при работе в малых группах уделяется дискуссии.
Применение дискуссии на практических занятиях по «Безопасности жизнедеятельности» способствует формированию у учащихся рефлексивного мышления, актуализации их личного опыта, активной диалоговой деятельности, направленной на совместное решение проблемной ситуационной задачи. Студенты учатся культуре партнерского общения, умению отстаивать свою точку зрения и в тоже время умению выслушать собеседника. Дискуссии можно посвятить такие темы практических занятий по «Безопасности жизнедеятельности» как «Человек в экстремальной ситуации», «Влияние вредных привычек на здоровье человека», «Опасные факторы среды и здоровье нации», «Человек, среда обитания и безопасность», «Транспорт и его опасности», «Криминогенные ситуации», «Экологическая ситуация России» и ряд других тем.
Для проверки усвоения учебного материала (ситуационной задачи) можно использовать различные приемы и методы. Например, составить «синквейн» - предложить участникам сочинить «стихотворение» из пяти строк, где выразить общее мнение группы по отношению к проблемной ситуации. Также можно включить составление «синквейна» в качестве домашнего задания, что позволит получить общее представление о результативности усвоенного учебного материала.
Таким образом, применение в образовательном процессе кейс-технологий, в том числе при преподавании дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» способствует профессиональному становлению компетентного человека, обладающего соответствующими знаниями и способностями, умеющего предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности. Преподавателю необходимо учитывать цели и задачи каждого практического занятия, характер материала, возможности каждого ученика, а это возможно только при разумном сочетании традиционных и современных интерактивных технологий обучения, взаимосвязанных и дополняющих друг друга.
Список литературы:
1. Судиловская Н.Н., Никульникова М.В. Применение технологии кейс-метода в преподавании предмета БЖД // Фундаментальные исследования. 2009. № 5. С. 114-115.
2. Карпачёва T.B. Компетентностный подход как основа проектирования занятий по дисциплине «Методика обучения безопасности жизнедеятельности» в условиях реализации Новых образовательных стандартов // Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК -продукты здорового питания. 2016. № 6. С. 88-94.
3. Шабанова И.А., Ковалева С.В. Кейсовые ситуации при обучении студентов методике преподавании химии // Преподавание естественных наук в вузе и школе: сб. статей. Томск: изд-во Томского гос. пед. ун-та. 2014. С. 98-100.
4. Михайлов Л.А., Киселева Э.М. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности / М. : Издательский центр «Академия», 2009. 288 с.
5. Mikhaylova E.A. Keys i keys-metod: obshchiye ponyatiya [Case and the case-method: general concepts] // Marketing. 1999. no. 1, pp. 109-117. (in Russian).
6. Курбатова А.И. Применение метода конкретных учебных ситуаций (кейс-технологий) в образовательном процессе средней школы на примере урока экологии // Вестник РУДН серия экология и безопасность жизнедеятельности. 2012. № 5. С. 70-73.
7. Айкина Т.Ю. Метод кейсов в формировании коммуникативной компетенции студентов // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2013. № 1 (129). С. 58-61.
8. Сурмина Ю.П. Ситуационный анализ, или Анатомия кейс-метода. Киев. Центр инновации и развития, 2002. 228 с.
УДК 811.1
МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА
ОСНОВЕ ЮМОРИСТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ
Збандут Я.В., 2018 Московский городской педагогический университет, магистрант, Москва
Аннотация: в статье представлена разработка методической системы обучения студентов иностранному языку посредством юмористических текстов, которая включает в себя цель, подходы, принципы, методы, содержание, условия, средства, этапы и результат. Обобщенные данные позволили сконструировать практико-ориентированную систему на примере обучения студентов вуза. Схематичное отображение всех элементов системы наглядно демонстрирует полученные результаты и может служить средством наглядности при подготовке к такой работе.
Ключевые слова: методическая система, юмористический текст, условия, этапы.
THE METHODICAL SYSTEM OF TEACHING STUDENTS TO A FOREIGN LANGUAGE
THROUGH HUMOROUS TEXTS
Zbandut Y.V., 2018 Moscow City University, master s programme student, Moscow
Annotation: the article describes the methodical system of teaching students to a foreign language through humorous texts, which includes the purpose, approaches, principles, methods, content, conditions, means, stages and results. The generalized data made it possible to construct a practice-oriented system on the example of university students. Schematic representation of all elements of the system clearly demonstrates the results and can serve as a means of clarity in preparation for such work. Key words: methodical system, humorous text, conditions, stages.
В настоящее время наблюдается неуклонный интерес к новым разработкам в методике преподавания иностранного языка, направленным на формирование иноязычной коммуникативной компетенции. Причем формирование данной компетенции у студентов может обеспечиваться за счет создания благоприятных условий для саморазвития, самореализации, активизации интеллектуального