Ханин Сергей Владимирович Khanin Sergey Vladimirovich
кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Нижегородская академия МВД России (603144, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)
сапсНсЫе of sciences (history), assistant professor, chair of the theory and history of state and law Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603144)
E-mail: [email protected]
Использование кейс-метода как метода интерактивного обучения в преподавании курса «История органов внутренних дел»
The possibility of use of the case method in teaching the course «History of the bodies of internal affairs»
Анализируются интерактивные методы обучения и необходимость их использования в процессе образования. Рассматривается сущность кейс-метода как одной из форм интерактивного обучения. Описывается классификация и структура кейсов. Рассматривается возможность использования кейс-метода в процессе преподавания курса «История органов внутренних дел».
Ключевые слова: методика, интерактивные методы обучения, кейс-метод.
The article analyses the role of interactive methods in the educational process. The essence of case-method, as one of the forms of interactive learning. Describes the classification and structure of the cases. Possibility of using of case method in the process of teaching the course «History of the bodies of internal affairs».
Keywords: technique, interactive methods of teaching, case-study.
Стратегической целью государственной политики в области образования, согласно Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011—2015 годы [1], является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Исходя из заявленной цели, одной из приоритетных задач является обеспечение инновационного характера образования и модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития.
Современная система технологий профессионально ориентированного обучения рассматривает формирование компетенций у обучающихся как главенствующее направление педагогических и предметно- методических усилий [2].
На сегодняшний день активизация и оптимизация учебно-воспитательного процесса студентов учреждений профессионального образования является одной из важнейших проблем, а разработка новых технологий образовательного процесса выступает в качестве приоритетного направления.
Необходимость внедрения компетентностно-ориентированного подхода в практику образования требует от преподавателя индивидуализации процесса обучения и использования личностно-ориентированных методов обучения. Категория «компетентность» нашла отражение в государственных
образовательных стандартах, так как по своей сути она относится к показателям труда и напрямую связано с теми факторами, которые влияют на уровень индивидуальных результатов работы. Именно поэтому в процессе обучения необходимо поставить учащегося не в позицию обучения, когда материал преподносится в готовой форме, а в позицию поиска, творческого осмысления знаний.
В последнее время интерес педагогов направлен на освоение интерактивных форм и методов обучения, основанных на деятельностных и диалоговых (внутри- и межгрупповых) формах познания [3, с. 3].
Анализ источников свидетельствует о том, что на сегодняшний день отсутствует однозначный подход к определению понятия «интерактивное обучение», наиболее часто употребляемые в педагогической науке формулировки: «обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта» [4, с. 107]; «обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий» [5, с. 74]; «обучение, понимаемое как совместный процесс познания, где знание добывается в совместной деятельности через диалог, полилог учащихся между собой и учителем» [6, с. 102]; «система приемов преподавания, которая направлена не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение обучаемым, а на побуждение и развитие его познаватель-
Ханин С.В. Использование кейс-метода как метода интерактивного обучения в преподавании курса «История органов внутренних дел»
Ханин С. В. Использование кейс-метода как метода интерактивного обучения в преподавании курса «История органов внутренних дел»
ной активности, способности к самостоятельному и профессиональному анализу» [7, с. 191]; «виды деятельности, требующие творческого подхода к материалу, самостоятельного принятия решений, обеспечивающие условия для раскрытия каждого учащегося» [8, с. 152]; «процесс общения «на равных», при котором все участники готовы обмениваться друг с другом информацией, высказывать свои идеи, отстаивать свою точку зрения в видении проблемы» [9, с. 56].
Таким образом, интерактивное обучение представляет собой технологию сотрудничества обучающихся и педагога, имеющую принципиальное отличие от традиционной методики образовательного процесса (передача обучающимся и усвоение ими как можно большего объема знаний), заключающийся в тесном взаимодействии всех участников дискуссии, обмене мнениями и идеями по обсуждаемой проблеме, приобретающими необходимые навыки (практические, коммуникативные, социальные, аналитические, рефлексивные).
Схема, предложенная авторами С.В. Щербатых и И.В. Китаевой, наглядно показывает специфику интерактивного обучения, которая заключается в том, что в процессе обучения преподаватель устанавливает не прямой контакт с каждым участником процесса индивидуально либо со всей группой сразу, а опосредованно с каждым обучающимся через учебную группу, в результате чего происходит не только усвоение нового материала, личностный рост слушателей, но и взаимодействие личностей, при этом каждый из них имеет возможность высказаться, отстаивать свою точку зрения [10, с. 107—108] (см. схему). Развитие проблемно-деятельностной основы образовательного процесса определяет новую логику в его диалектике. Отличие от сложившейся технологии образования проявляется в движении не от теории к практике, а от приобретаемого опыта к его теоретическому осмыслению. При этом источником взаимообучения и взаимообогащения служат опыт и знания участников образовательного процесса.
Среди методических принципов интерактивного обучения целесообразно выделить следующие:
— альтернативность — предоставление возможности участникам максимальной самостоятельности выбора собственной позиции;
— сотрудничество — совместная деятельность, характеризующаяся взаимодействием учащихся и преподавателя;
— демократизм — изменение традиционной роли преподавателя в учебном процессе, переход к демократическому стилю общения;
— рефлективность обучения, сознательное и критическое осмысление действия, его мотивов, качества и результатов как со стороны преподавателя, так и учащихся;
— индивидуализация — учет индивидуальных особенностей;
— обратная связь — регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы об-
ратной связи: подводить итоги дня, оценивать проведение занятия, вводить в обучение возможность вопроса обсуждения самого процесса обучения;
— проблемность (как при организации учебных материалов, так и самого учебного процесса).
Схема
Взаимодействие субъектов в процессе обучения с использованием активных и интерактивных методов
Слушатель
Слушатель
Слушатель
4>
Слушатель
Л л
с; с;
0 0
|— |—
03 03
CÛ CÛ
03 03
d q
о о
с с
0 0
Q. Q.
П. П.
Слушатель
Слушатель
Слушатель
t t і '
Слушатель
Активные методы обучения (традиционные)
Интерактивные методы обучения(инновационные)
Педагогическая общественность подразделяет методы и формы активизации познавательной деятельности на: дискуссионные, тренинговые и игровые [3; 11; 12].
Особый интерес сегодня вызывает метод кейсов, являющийся одним из основных методов интерактивного обучения.
Кейс (с англ. — случай, ситуация) — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра.
Рассматривая сущность этого метода, авторы конкретизируют, что он может быть назван технологией анализа конкретных ситуаций, «частного случая» [13], выступать наиболее «близким к игровым методам: к деловой, ролевой и имитационной играм» [14, с. 13—16], являть собой «сложное образование, характеризующееся проблемным, конфликтогенным, ролевым, событийным, деятельностным и временным аспектами. По своей сути он наиболее близок методам игровым и проблемному обучению» [11, с. 32], обеспечивает «диалогическое взаимодействие, работу в малых группах на основе кооперации и сотрудничества, активно-ролевую (игровую) и тренинговую организацию обучения» [3, с. 12], «студенту или группе студентов предлагается проблемная ситуация, из которой он или они должны найти выход самостоятельно» [15].
Выделяют следующие виды кейсов:
— иллюстративные учебные ситуации — это кейсы, цель которых — на конкретном практическом примере обучить алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации;
— учебные ситуации с формированием проблемы — это кейсы, описывающие ситуацию в конкретный период времени, где выявляются и четко формулируются проблемы; цель данных кейсов — диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;
— учебные ситуации без формирования проблемы — это кейсы, описывающие более сложную, чем в предыдущем варианте, ситуацию, где проблема четко не выявлена, а представлена в статистических данных, оценках общественного мнения; цель — самостоятельное выявление проблемы, указание альтернативных путей ее решения с анализом наличных ресурсов;
— прикладные упражнения — это кейсы, описывающие конкретную сложившуюся ситуацию, требующую поиска выхода из нее; цель — поиск путей решения проблемы[16, с. 64].
Метод кейсов широко применим в преподавании любых дисциплин, данный метод может быть применен и в процессе преподавания дисциплины «История органов внутренних дел».
Кейс-метод позволяет обучать курсантов на реальных проблемных ситуациях, формировать такие общекультурные и профессиональные компетенции, как:
— способность ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах, использовать знания и методы гуманитарных, экономических и социальных наук при решении социальных и профессиональных задач;
— способность понимать социальную значимость своей будущей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета;
— способность креативно мыслить и творчески решать профессиональные задачи, проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, принимать оптимальные организационно-управленческие решения повседневной деятельности и нестандартных ситуаций, нести за них ответственность;
— способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, не допускать и пресекать любые проявления произвола, принимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав.
Так, значительно активизирует процесс обучения при постижении роли и места полиции как элемента системы государственного управления в самодержавной России кейс: «Роль и место полиции в предупреждении российских революций в начале XX века» при изучении темы «Россия в конце XIX — начале XX века»
Дидактическими целями кейса являются: изучение завершающего этапа эволюции полиции самодержавной России, результат организационно-управленческой деятельности Министерства внутренних дел как базовой опоры монархической власти в России, систематизация знаний по первому разделу программы курса «История ОВД».
Содержание программной карты кейса:
1. Социально-экономические и политические факторы, определившие обстановку в стране.
2. Организационные изменения в полиции России на рубеже XIX—XX века.
3. Правовые основы, регламентирующие деятельность полиции в указанный период.
4. Кадровый состав полиции.
5. Альтернативы методов взаимодействия полиции и общества на рубеже столетий.
6. Анализ роли и места МВД в условиях политики контрреформ и перехода к парламентаризму.
7. Сравнительный анализ деятельности МВД в условиях первой (1905—1907 гг.) и второй российских революций (февраль 1917 г.).
Для раскрытия элементов карты кейса слушателям необходимо использовать библиографические издания, справочно-энциклопедическую литературу и электронные ресурсы по курсу «История ОВД» (УМК).
Для продуктивной работы при обсуждении программы кейса (пункты 5—7) учебная группа делится на подгруппы:
— подгруппа экспертов — с целью определения оптимального варианта решения проблемной ситуации и активизации диалога;
— подгруппа сторонников официальной (консервативной) позиции, подгруппа сторонников либеральной позиции — с целью анализа организационных мероприятий и направлений деятельности в решении конкретного вопроса.
В ходе дискуссии целесообразно использование подготовленных презентаций и видеоматериалов, обеспечивающих принцип визуализации.
Данный кейс является сюжетным, ибо в основу его положен диалог о революционных событиях в России и о роли в них царской полиции. Обсуждая материалы кейса в режиме от прошлого к настоящему, дискуссия обеспечит выявление причинноследственных связей, извлечение уроков прошлого для настоящего.
Эффективность использования кейса будет заключаться в логическом выводе о результатах деятельности полиции в обеспечении безопасности и стабильности монархии в России, выявлении противоречий в деятельности сотрудников в условиях социально-политического кризиса в стране.
Кейс-метод способствует развитию у слушателей навыков работы в составе команды, умения воспринимать альтернативные позиции и находить самостоятельные решения.
Итоговый сценарий кейса включает в себя текстовой материал, а также презентации и видеофрагменты, обеспечивающие принцип визуализации.
Эффективность решения предложенных задач на занятии будет зависеть от умения курсантов и слушателей опираться не только на свой теоретический багаж, но и применять свой практический опыт, генерировать нестандартные идеи, аргументированно высказывать свою позицию. Основой сотрудничества в рамках учебного занятия высту-
Ханин С.В. Использование кейс-метода как метода интерактивного обучения в преподавании курса «История органов внутренних дел»
Ханин С. В. Использование кейс-метода как метода интерактивного обучения в преподавании курса «История органов внутренних дел»
интЕГРация правовой науки и высшего юридического ОБРазования
(ДИДАКТИЧЕСКИЙ аСПЕКТ)
пают работа в малых группах, перераспределение части обучающих функций преподавателя на участников семинара (наиболее подготовленный из участников выступает в роли модератора), способствует совершенствованию мотивационной основы деятельности, а также креативности обучающихся и высокой продуктивности занятий.
Использование кейса требует и от преподавателя особых усилий и творчества, готовности работать на базе этого метода:
умения устанавливать контакт со студентами, наличия общей эрудиции;
всестороннего знания материала кейса;
способности к формированию организационноуправленческой деятельности;
умения формировать партнерские отношения и формулировать выводы.
Это обусловлено прежде всего качеством подготовки выпускников школ, у которых недостаточно развиты навыки устного выступления, работы в составе группы.
Использование кейс-метода вызывает потребность в деятельности преподавателя замены методов, обеспечивающих традиционную передачу знаний курсантам, на методы, стимулирующие процесс управления их обучением, активного внедрения в учебный процесс принципов и методов интерактивного обучения.
Примечания
1. О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011—2015 годы: распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 года № 163-р // Собрание законодательства РФ. 2011. № 9, ст. 1255.
2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12 декабря 2012 года // Российская газета. 2012. 13 декабря.
3.Панина Т.С., ВавиловаЛ.Н. Современные способы активизации обучения: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Т.С. Паниной. 4-е изд., стер. М., 2008.
4. Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б.М. Бим-Бад. М., 2009.
5. Бадмаев БД. Методика преподавания психологии: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.
6. Коротаева Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение. М., 1997.
7. Интерактивное обучение по управленческим специальностям: особенности, основные формы, примеры // Государственное управление. Электронный вестник. 2013. Выпуск № 37. Апрель.
8. Терских М.В. Интерактивные методы обучения бакалавров по направлению подготовки «реклама и связи с общественностью» // Педагогическое образование в России. 2013. № 1.
9. Крутилин В.А. Интерактивные методы в практике преподавания маркетинга: методическое пособие. М., 2003.
10. Китаева И.В., Щербатых С.В. Интерактивные методы в обучении стохастике учащихся основной школы (на примере кейс-метода и метода проектов) // Вектор науки ТГУ. 2013. № 1 (12).
11. Ситуационный анализ, или Анатомия Кейс-метода / под ред. Ю.П. Сурмина. Киев, 2002.
12. Красикова Е.Н. Кейс-метод в структуре и содержании методической компетенции лингвиста-преподавате-ля: дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2009.
13. Андюсев Б.Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей // Директор школы. 2010. № 4.
14. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: учебник. М., 1991.
15. Качанова А.А. (Лютая) Инновационные методы обучения в педагогическом вузе // Вестник МГПУ. Серия: Филологическое образование. 2010. № 1.
16. Стрельникова Т.Д. Обучение с помощью кейс-технологий // Справочник заместителя директора школы. 2009. № 4.
Notes
1. The Concept of the Federal target program of education development for 2011 —2015: order of the Government of the Russian Federation 07.02.2011 № 163-r // Collection of legislative acts of the RF. 2011. № 9, ст. 1255.
2. The Message of the President RF to the Federal Assembly 12.12.2012 // Rossiyskaya gazeta. 2012. December 13.
3. Panina T.S., Vavilova L.N. Modern methods of activiza-tion of training: textbook. Handbook for students. the high. textbook. institutions / ed. by forging T.S. Panina. 4-e Izd., erased. Moscow, 2008.
4. Pedagogical encyclopaedic dictionary / ed. by B.M. Bim-Bad. Moscow, 2009.
5. BadmaevB.D. Methods of teaching psychology: handbook for students the high. textbook institutions. Moscow, 2001.
6. Korotaeva E.V. I want to, I can, I know how! Learning, immersed in communication. Moscow, 1997.
7. Interactive training in managerial specialities: features, the basic forms, examples // State governance. Electronic newsletter. 2013. Edition № 37. April.
8. Terskikh M.V. Interactive methods of training of bachelors in the speciality «advertising and public relations» // Pedagogical education in Russia. 2013. № 1.
9. Крутилин V.A. Interactive methods in teaching practice marketing: methodical manual. Moscow, 2003.
10. Kitaeva I.V., Sherbatih S.V. Interactive methods in teaching stochastic basic schools (on the example of the case method and the method of projects) // Vector of science TSU. 2013. № 1 (12).
11. Situational analysis, or a Anatomy of Case-method / ed. by Y.P Surmin. Kiev, 2002.
12. Krasicova E.N. Case-method in structure and content of methodical competence of a linguist-teacher: dissertation... candidate of legal sciences. Stavropol, 2009.
13. Andusev B.E. Case study method as a tool of formation of competences // Director of the school. 2010. № 4.
14. PlatovV.Ya. Business games: development, organization and conduct: textbook. Moscow, 1991.
15. Kachanova A.A. (Bitter) Innovative methods of training in the pedagogical institutions of higher education // Vestnik of MSPU. Series: Philological education. 2010. № 1.
16. Strelnikova T.D. So on training with the help of case-technologies // Handbook of the deputy director of the school. 2009. № 4.