Публикации
Специальная тема номера: История регионального искусства
УДК 377.5+069
казанская художественная школа и её наследие в собрании государственного музея изобразительных искусств республики татарстан
И. Ф. Лобашева
Казанский государственный институт культуры
Казань, Российская Федерация
irinafl@yandex.ru
Казанская художественная школа - знаменитое отечественное учебное заведение, сыгравшее ключевую роль в эволюции искусства на территории Казанского края и ставшее художественным образовательным центром в Волжско-Камском регионе и Зауралье. В 2020 г. школа, традиции которой лежат в основе деятельности Казанского художественного училища имени Н.И. Фешина, отмечает свой 125-летний юбилей. Она открылась под опекой Императорской академии художеств (1895 г.) по инициативе выпускников Академии, выходцев казанского края -Н.Н. Бельковича, Г. А. Медведева, Х.Н. Скорнякова, И. А. Денисова, Ю.И. Тиссена -и при содействии городских властей. Исторические стены школы ознаменованы обучением и педагогической работой таких легендарных личностей, как Н.И. Фе-шин, П.П. Беньков, Б.И. Урманче, А.М. Родченко, П.А. Радимов, П.М. Дульский, Д. Д. Бурлюк, В.К. Тимофееев и других мастеров искусства России.
В собрании Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан хранится основное художественное наследие школы дореволюционного периода и первых лет советской истории (1895-1920 гг.), анализу которого посвящена настоящая статья. Выделяются три основные, логически связанные друг с другом части этого наследия.
Ключевые слова: Казанская художественная школа, педагоги, ученики, произведения искусства, музейная коллекция, Академия художеств, Н.И. Фешин
Для цитирования: Лобашева И.Ф. Казанская художественная школа и её наследие в собрании Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан // Историческая этнология. 2020. Т. 5, № 3. С. 362-372. https://doi.org/10.22378/he.2020-5-3.362-372
Казанская художественная школа - знаменитое отечественное учебное заведение, ставшее исключительным явлением и сыгравшее ключевую роль в истории развития изобразительного искусства на территории Казанского края и в целом Поволжского региона страны. Художественно-образовательные традиции школы, сложившиеся в дореволюционное время, оказали огромное влияние на развитие искусства республики на протяжении всего советского периода. Несомненно, они лежат и в основе современного искусства Татарстана. В 2020 г. школа, преемником которой является Казанское художественное училище имени Н.И. Фешина, отмечает свой 125-летний юбилей. Однако, несмотря на такой солидный возраст, ее наследие уникально и остается постоянно востребованным молодым поколением художников.
Художественная школа в Казани была открыта как среднее специальное учебное заведение под непосредственной опекой Императорской академии художеств, отводившей ей особую роль художественного образовательного центра в Волжско-Камском регионе и в Зауралье. Богатейшая история Казанской художественной школы, феномен ее небывалого расцвета в 1900-1920-е годы всегда привлекали пристальное внимание исследователей (Лобашева 2003, Ключевская 2009, Ключевская 2010). Исторические стены школы ознаменованы обучением и педагогической работой таких легендарных личностей, как Н.И. Фешин, П.П. Беньков, Б.И. Ур-манче, А.М. Родченко, П.А. Радимов, П.М. Дульский, Д.Д. Бурлюк, В.К. Тимофееев и других известных мастеров изобразительного искусства России. Все последующие десятилетия и до наших дней деятельность школы не прерывалась, менялись лишь ее наименования.
Школа создавалась в непростой для самой Академии художеств обстановке. Известная реформа Академии 1893 г., получившая наименование передвижнической, носила прогрессивный характер и была направлена на изменение и активизацию академической жизни. С другой стороны, на фоне появления многочисленных альтернативных частных художественных школ и студий для Академии было важно укрепить свои позиции в провинции России.
В течение XIX в. в Казани, помимо преподавания основ художественной грамоты в Казанском университете, ставшим культурным центром города, открывались частные художественные школы. Это школы В. С. Турина (1830-е годы), Ф.П. Травкина (с 1879 г.), В.Г. Федорова (1893-1895), Е.С. Пор (конец XIX в.), позже, в 1910-е годы возникла студия Н.М. Сапож-никовой, в них рисованию могли обучаться все желающие.
Именно в этот период шли подготовительные мероприятия по организации Казанской художественной школы, которая была учреждена в 1895 г. по инициативе выпускников Академии, выходцев из казанского края Н.Н. Бельковича, Г.А. Медведева, Х.Н. Скорнякова, И.А. Денисова, Ю.И. Тиссена и при содействии казанских городских властей. Примечателен тот факт, что на фоне происходящих в академии событий Казанская школа стала первой, максимально отвечающей всем академическим требованиям. Она создавалась одновременно с такими знаменитыми первыми провинциальными школами как Одесская, Пензенская, Смоленская, Харьковская, Рижская, но именно ей отводилась роль образца, эталона в создании и реорганизации подобных художественных школ России. Этот особый статус школа поддерживала вплоть до революционных событий 1917 г., известного водораздела в истории самой Академии художеств, которая в то время была реорганизована и прекратила курирование провинциальных школ.
В соответствии с уставом в школе были открыты четыре специальных отделения: живописное (с 1895 г.), граверное (1896-1908), архитектурное (с 1897 г.), скульптурное (с 1904 г.). Должность заведующего школой была выборной (на три года) и в разное время ее занимали известные художники-педагоги Н.Н. Белькович (1895-1898), К.Л. Мюфке (1898-1901), Г.А. Медведев (1901-1904, 1908-1916), Ю.И. Тиссен (1904-1908), И.А. Денисов (1917) (Ключевская 2009: 64).
Опираясь на устойчивые академические принципы, в этом учебном заведении уже на раннем этапе сложилась стройная система обучения, которая базировалась, прежде всего, на тщательном изучении натуры и на четкой методической основе всех учебных курсов. В основе художественной грамоты школы лежал рисунок, ему отводилось ведущее место в обучении. Большое внимание обращалось на тон в живописи. Этот подход внимательного отношения к общехудожественной подготовке стал одним из основополагающих для всех отделений школы и определил одну из её главных традиций. Другой сложившейся традицией школы стала общая демократичность обучения, где главным условием являлась равная ответственность сторон - и педагогов, пользовавшихся безграничным авторитетом, и учеников, вступавших в эту особую атмосферу школы, где культивировалось серьезнейшее отношение к профессии, осознание высокой миссии художника, прививалось чувство важности каждодневной самостоятельной работы. Благодаря такой подготовке из стен школы вышли сотни мастеров отечественного искусства, всецело, искренне посвятившие себя искусству, многие из них стали известными педагогами, а влияние школы распространилось далеко за пределами Казани.
В собрании Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан находятся произведения основателей, педагогов и учеников Казанской художественной школы. Это довольно обширная коллекция, насчитывающая несколько сотен живописных и графических произведений, а также небольшое число скульптурных экспонатов, поначалу
была включена в состав произведений местного искусства. Позже, при расширении экспозиционных площадей музея и образовании Национальной художественной галереи (2005 г.), в её нескольких залах была создана отдельная постоянная экспозиция, демонстрирующая лучшие произведения ярких представителей школы.
В музейной коллекции представлены типичные образцы творческой манеры основателей школы (Г. А. Медведев, Ю.И. Тиссен, И. А. Денисов, Х.Н. Скорняков), а также таких выдающихся художников-педагогов и учеников как П.П. Беньков, Д. Д. Бурлюк, П.И. Котов, П. А. Радимов, В.К. Тимофеев, П.М. Дульский, скульптора В.С. Богатырева и многих других. Всем им свойственна особая выразительная индивидуальность изобразительного языка, наполненная духом времени, но ряд таких разных произведений незримо объединяется общей культурой видения, крепким техническим решением и свободной динамичной подачей - все то, на чем делался акцент, что считалось приоритетом в стенах школы. И потому, несмотря порой на кардинальные стилевые различия, эти произведения читаемы как круг одной общей художественной школы, созданной в Казани.
Помимо этих произведений, составляющих в музейной коллекции «золотой фонд» Казанской школы, большую часть этого значительного художественного материала, хранящегося в фондах музея, составляют многочисленные эскизы и этюды, учебные работы, подготовительные рисунки, зарисовки разного времени - всё то, что обычно остается «за кулисами», не участвует в выставочных показах. Между тем, именно этот рабочий материал позволяет весьма полно оценить того или иного мастера с точки зрения причастности к школе, воочию почувствовать каждодневный труд, выработанную еще во время учебы привычку постоянно работать, проследить воплощение традиций школы в их творчестве, а также раскрыть самостоятельную глубину творческих исканий каждого из них. Коллекция особо ценна тем, что в ней представлены редкие известные примеры творчества в произведениях Ю.И. Тиссена, Л.Ф. Овсянникова, Ф.П. Гаврилова, Н.И. Михайлова и других.
Произведения коллекции Казанской художественной школы поступали в музей в разные годы и от разных лиц и учреждений. Ее фонд стал складываться с 1919 г., когда в большинстве у самих художников были закуплены работы Г.К. Астапова, П.П. Бенькова, В.Д. Воронова, А.М. Кокорева, Н.М. Сапожниковой, Н.И. Фешина, А.И. Фомина, отражавшие различные стилистические решения начала XX в. Основная часть коллекции формировалась позже, прежде всего, благодаря таким выпускникам Казанской школы как Т.И. Виноградова, О.Д. Лепилова-Агафонова, О.П. Яковлева-Приклонская, передавшим в дар свои произведения и работы своих соучеников. Кроме того, музей целенаправленно занимался поиском художественного наследия школы, выявляя имена выпускников, налаживая контакты с их родственниками. Другим важным источником комплектования этого собрания стали монографические выставки про-
изведений художников, учившихся или преподававших в школе: П.П. Бенькова, А.М. Кокорева, Г.А. Мелентьева, П.А. Радимова, А.М. Соловьева, К.К. Чеботарева и А.Г. Платуновой, Н.И. Фешина.
Дореволюционная часть коллекции в полном объеме отражена в Генеральном каталоге русского искусства Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, составленном Г.А. Могильнико-вой, первым директором музея, которая внесла значительную лепту в её формирование (Могильникова 2005). Таким образом, музей является обладателем самой крупной уникальной коллекции произведений школы. Необходимо указать, что кроме этого собрания фонды произведений школы имеются в Национальном музее Республики Татарстан и в музее здания Казанской художественной школы, которое специально было построено К.Л. Мюфке и открыто в 1903 г. После долгих десятилетий советской истории, когда здание перешло в ведение Казанского авиационного института, оно возвращено художникам, и ныне в нем находится Казанское художественное училище имени Н.И. Фешина.
Дары Императорской Академии художеств Казанской художественной школе. Одним из важнейших факторов в ряду слагаемых успешного развития школы стала возможность обширного ознакомления учащихся с лучшими образцами изобразительного искусства. С этой целью она развернула активную выставочную деятельность и вскоре стала центром всей художественной жизни Казани. В парадном актовом зале и просторных прилегающих помещениях проходили отчетные выставки учащихся, ежегодные периодические выставки казанских художников, а также выставки, на которые школа при весомой поддержке Академии художеств приглашала к участию иногородних художников из Петербурга, Москвы, городов Поволжья, учеников академии. Популярность подобных показов была безусловной, многочисленные приобретения с них украшали богатые казанские дома. Местные власти закупали произведения для городских музеев, сами художники часто делали дары с этих выставок в городской музей и непосредственно в школу. Выставки оставили заметный след не только в развитии мастерства учеников школы, но и в культурной жизни города, способствовали воспитанию эстетических вкусов казанцев, подъему их общего культурного уровня.
Кроме выставок при школе действовал художественный музей, который создавался еще в период её становления при активном содействии Академии художеств1 (Журналы заседаний 1896: 47). В его собрание вхо-
1 На 13 заседании 17 апреля 1895 г. был рассмотрен проект положения Казанской художественной школы, в котором отдельные пункты посвящены организации музея в школе: «30 пункт. Для развития вкуса среди местного населения при школе должен быть художественный музей, состоящий из всех родов искусства, а также из предметов художественно-промышленного производства края, как современного, так и исторического прошлого» (Журналы заседаний 1896: 47-48).
дили картины, рисунки, гравюры, скульптура крупнейших русских и зарубежных художников, и оно, несомненно, сыграло положительную роль в образовании художественной молодежи. В славной истории создания музея как в частном отражении, на ближайших параллелях находит зримое воплощение история тесных контактов Казанской школы с Академией художеств, которая считала рассылку произведений искусства в качестве оригинальных наглядных образцов для провинциальных школ одним из главных направлений своей деятельности.
В настоящий момент в коллекции Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан находится основная часть ключевых живописных произведений и печатной графики этого собрания, дающая ясное представление о масштабе деятельности Академии художеств по поддержке школы пожертвованными произведениями. В музей они попали в результате неоднократных передач: сначала из расформированного музея школы в конце 1920-х - начале 1930-х годов в Казанский городской музей, затем при выделении художественной галереи городского музея в самостоятельный музей изобразительных искусств в конце 1950-х годов. Всего их на сегодняшний день около 80; в том числе более 50 живописных произведений, около 20 графических, 6 скульптур. Произведения очень интересны и разнообразны как по выбранной тематике, так и по их трактовке, по манере исполнения. Имена многих авторов произведений хорошо известны в истории русской живописи и графики: И.Е. Репин, И.И. Шишкин, А.П. Боголюбов, К.Е. Маковский, В.В. Матэ, А.И. Мещерский, А.Ф. Гауш, Ф.С. Журавлев, А.А. Киселев, Р.Ф. Френц и многие другие. В 2003 г. в музее была устроена масштабная выставка, представившая в максимально полном объеме состав этой коллекции (Лобашева 2003).
Поступление произведений из Академии в школу началось еще до начала первого учебного года в школе. Уже в августе 1895 г. к открытию школы по ее ходатайству из академии были присланы слепки с классических произведений античных мастеров, скульпторов эпохи Возрождения, известных русских мастеров (Клодт, Гальберг, Фальконе, Пименов), гравюрные листы и учебные рисунки - постановки натурщиков, натюрморты, а также ценные книги и наглядные пособия. Были получены материалы, так необходимые для начальных ступеней обучения в школе, «... дав классические образцы для рисования углем и карандашом и для познания формы вещей» (Корнилов 1927: 58). Основные крупные передачи из академии в школу были сделаны в дальнейшем в 1902, в 1905 и в 1911 гг. В эти годы были отправлены в основном живописные и акварельные произведения. Среди живописных произведений были посланы как большеформатные программные холсты, за которые авторы получали звание художника, так и небольшие по размеру, но весьма высокого художественного уровня произведения кисти А.А. Киселева, Ф.А. Рубо, Е.И. Столицы, Л.В. Туржанского.
Излишне говорить о степени важности этих поступлений для школы, ученики которой приобрели возможность пользования наглядными образ-
цами живописи, скульптуры, графики, имели под рукой ценные учебные пособия, книги, таблицы. Успех развития школы во многом зависел от наличия этого богатого фонда. Неустанная попечительская деятельность Академии художеств, ее забота о подопечных ей школах приносила свои положительные плоды - школы имели благоприятные условия для самостоятельного развития, давая хорошую основу знаний своим ученикам, подготавливая их как для дальнейшего обучения в Академии художеств, так и для профессиональной работы.
В настоящее время музей школы продолжает функционировать, но уже на базе собственного художественного фонда Казанского художественного училища. В нем создана небольшая экспозиция, представляющая лучшие произведения учащихся школы со времен преподавания Н.И. Фешина и до 1980-х годов. Для студентов - будущих художников - это особое место, здесь в непосредственном контакте, изучая работы выпускников старших поколений, ребята впитывают традиции знаменитой школы, происходит единение звеньев общей культурно-художественной цепочки образования.
Важно отметить, что в коллекции Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан представлены единичные произведения отечественных живописцев и графиков, что особенно ценно для полного научного изучения фонда произведений русского искусства.
Произведения Н.И. Фешина в коллекции Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан. Самый знаменитый ученик Казанской художественной школы - Николай Иванович Фешин (1881-1955) - был известным педагогом школы. Легендарная личность художника будто магически действовала на окружавших его учащихся своей творческой устремленностью, высоким художественным мастерством, свободной виртуозностью письма и мощной энергетикой всей его экспрессивной натуры, способной всецело увлечь за собой молодое поколение.
Н.И. Фешин вернулся в родную школу вместе с П.П. Беньковым после успешного завершения обучения в Академии художеств. С 1909 г. они, первые выпускники школы (1895-1901), стали преподавать на живописном отделении, открыв один из самых интересных периодов в жизни школы и захватив предреволюционный и ранний советский период ее истории. Заведующим школы в эти годы был Г.А. Медведев.
Обучаясь в Академии художеств у крупных мастеров реалистической школы, Н.И. Фешин - у И.Е. Репина, а П.П. Беньков - у Д.Н. Кардовского, и следуя в дальнейшем примеру своих академических наставников, каждый из них привнес в развитие школы свое видение образовательного процесса. Фешин делал акцент на личном творческом методе и увлекал собственным примером, Беньков опирался на четкую методику и стремился заложить основы методической системы. Но главным для них оставался приоритет профессионализма в творчестве, самостоятельности и оригинальности мышления, твердого знания основ художественного мастерства.
Именно это объединяло двух мастеров. Непосредственно в этот период школа окончательно сформировалась как особое явление, обрела свое лицо, яркие, конкретные индивидуальные черты, и неслучайно Казанская школа часто именуется еще фешинской - так сильно повлияла личность художника на её развитие.
В эти же годы Фешин начинает активно участвовать в выставках Европы и США, в качестве пенсионера Академии художеств совершает поездку по странам Западной Европы (1910 г.). В 1923 г. он эмигрировал в США, где жил в Нью-Йорке (1923-1926), затем в Таосе, штат Нью-Мексико (1927-1933) и Калифорнии (Лос-Анжелес, Санта Моника, 1935-1955). По завещанию прах художника был привезен его дочерью в Казань и захоронен на Арском кладбище (в 1976 г.). Жизнь художника оказалась связанной с двумя континентами. Заслуженную гордость казанцев вызывает тот факт, что российский период жизни художника неразрывно связан с Казанью. Деятельность знаменитого художника-земляка всегда находится в поле зрения художественной общественности: в Казани регулярно проводятся выставки его произведений, последняя из которых стала историческим событием, объединив русский и американский периоды творчества мастера (2011 г.). Память о художнике бережно хранится в стенах самой школы, с 2006 г. Казанское художественное училище носит имя Н.И. Фешина.
В Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан собрана самая большая в России коллекция произведений Феши-на, включающая произведения живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства (более 180 произведений, в том числе 90 живописных произведений). В собрании есть и дары дочери художника, Ии Николаевны Фешиной, дающие представление об американском периоде творчества художника. Огромную лепту в формирование этой коллекции внесли первые сотрудники и организаторы музея Г. А. Могильни-кова и А.И. Новицкий. В Национальной художественной галереи имеются специальные залы фешинской экспозиции, где экспонируются наиболее известные работы художника.
На сегодняшний день издано довольно много разнообразных трудов о жизни и творчестве этого выдающегося мастера русского и американского искусства - от буклетов и каталогов различных выставок, посвященных художнику до солидных монографий и альбомов, где впервые показана единая творческая эволюция двух периодов жизни Николая Фешина (Дульский 1921, Фешин 1975, Тулузакова 2007). Прекрасный портретист, мастер жанровой живописи, пейзажа и натюрморта, он наполнял свои полотна динамичной, экспрессивной манерой письма, тонкой градацией колорита, сочетанием пластических проработок с широким нервным мазком, оригинальностью и эффектностью композиционных решений. Свободная импровизация в сочетании с сильным техническим решением в произведениях Фешина неизменно вызывают восхищение и профессионалов, и любителей искусства.
ИСТОЧНИКИ И МАТЕРИАЛЫ
Журналы заседаний 1896 - Журналы заседаний и отчет Собрания Императорской Академии художеств за 1895 г. СПб.: Тип. Главного Упр. Уделов, 1896. -XI.
Дары Императорской Академии художеств Казанской художественной школе: Каталог выставки, посвященной 300-летию Санкт-Петербурга. ГМИИ РТ, Казань / Составитель и автор вступительной статьи И.Ф. Лобашева. Казань: Казань, 2003.
НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Дульский П. Николай Иванович Фешин: Библиотека иллюстрированных монографий отдела изобразительных искусств Казанского народного комиссариата по просвещению. Выпуск 1. Казань: Казанское отделение государственного издательства, 1921.
Ключевская Е.П. Казанская художественная школа. 1895-1917. СПб.: Сла-вия, 2009.
Ключевская Е.П. Казанская художественная школа // Татарская энциклопедия: в 6 т. / Гл. ред. М.Х. Хасанов, ответ. ред. Г.С. Сабирзянов. Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 2010. Т. 3: К-Л.
Корнилов П.Е. Собрание художественных произведений Казанских мастерских // Памяти Ф.П. Гаврилова. Казань: Полиграфшкола им. А.В. Луначарского, 1927.
Н.И. Фешин: Документы, письма, воспоминания о художнике / Составитель и автор комментариев Г. Могильникова. М.: Художник РСФСР, 1975.
Русское искусство XVII - начала XX вв. Живопись: Каталог. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан / Автор-составитель и автор вст. статей Г.А. Могильникова. Казань: Изд-во Кжал-Казань, 2005.
Тулузакова Г.П. Николай Фешин: Альбом. СПб.: Золотой век, 2007.
Сведения об авторе: Лобашева Ирина Фаековна - кандидат искусствоведения, доцент факультета художественной культуры и изобразительного искусства Казанского государственного института культуры; преподаватель истории искусства Казанского художественного училища имени Н.И. Фешина (420059, Оренбургский тракт, 3, Казань, Российская Федерация); info@kazgik.ru
Поступила 17.05.2020 Принята к публикации 27.10.2020
Опубликована 27.11.2020
KAZAN ART SCHOOL AND ITS HERITAGE IN THE COLLECTION OF THE STATE MUSEUM OF FINE ARTS OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN
I.F. Lobasheva
Kazan State Institute of Culture
Kazan, Russian Federation
irinafl@yandex.ru
Kazan Art School is a famous Russian educational institution that became an art educational center in the Volga-Kama Region and the Trans-Urals. In 2020, the school represented by N.I. Feshin Kazan Art College celebrates its 125th anniversary. It was opened under the direct tutelage of the Imperial Academy of Arts (1895) on the initiative of the Academy graduates, natives of the Kazan Region N.N. Belkovich, G.A. Medvedev, H.N. Skornyakov, I.A. Denisov, and Yu.I. Thyssen with the assistance of the city authorities. The historical walls of the school are marked by the teaching and pedagogical contribution of such legendary personalities as N.I. Feshin, P.P. Benkov and B.I. Urmanche, A.M. Rodchenko, P.A. Radimov, P.M. Dulsky, D.D. Burliuk, V.K. Timofeyev and other famous masters of the Russian art.
The collection of the State Museum of Fine Arts of the Republic of Tatarstan contains the main artistic heritage of the school of the pre-revolutionary period and the first years of Soviet history (1895-1920s), which is considered in the given article. Conventionally, this legacy consists of three main parts.
The main part includes works by the founders, teachers and students of the Kazan Art School. It is a fairly extensive collection of several hundred paintings and graphic works, as well as a small number of sculptural exhibits. The collection gives an opportunity to get acquainted with typical examples of the creative manner of the main representatives of the school. All of them are characterized by a special individuality of the visual language, but a diverse visual range is united by a common culture of vision. The collection is also particularly valuable due to the fact that it presents rare famous examples of the work of such artists as Yu.I. Thyssen, L.F. Ovsyannikov, F.P. Gavrilov, N.I. Mikhailov and others.
An art museum operated at the Kazan school, which was created with the active involvement of the Academy of Arts.The museum operates at the school in a transformed form up to the present day. The collection of the Fine Arts Museum of the republic contains the bulk of the works of this collection, which gives an idea of the scale of the Academy of Arts activities to support the school with donated works. There are about 80 of them in total. The names of many are well known in the history of Russian art: I.E. Repin, I.I. Shishkin, A.P. Bogolyubov, K.E. Makovsky, V.V. Mate, A.F. Gausch, F.S. Zhuravlev, A.A. Kiselev, R.F. Franz and others.
The museum collection also contains works by the most famous student of the Kazan Art School - Nikolai Ivanovich Feshin (1881-1955), who later was an equally famous school teacher (since 1909). The largest collection of Feshin's works in Russia, including painting, graphics, sculpture, decorative and applied art of the master (over 180 works) is kept in Kazan.
Keywords: Kazan Art School, teachers, students, works of art, museum collection, Academy of Arts, N.I. Feshin
For citation: Lobasheva I.F. Kazanskaya khudozhestvennaya shkola i ee nasledie v sobranii Gosudarstvennogo muzeya izobrazitel'nykh iskusstv Respubliki Tatarstan [Kazan art school and its heritage in the collection of the State museum of fine arts of the Republic of Tatarstan]. Istoricheskaya etnologiya, 2020, vol. 5, no. 3, pp. 362-372. https://doi.org/10.22378/he.2020-5-3.362-372
REFERENCES
Dul'skiy P. Nikolay Ivanovich Feshin: Biblioteka illyustrirovannykh monografiy otdela izobrazitel 'nykh iskusstv Kazanskogo narodnogo komissariata po pro-sveshcheniyu. Vypusk 1 [Nikolay Ivanovich Feshin: The Library of Illustrated Monographies of the Fine Arts Department of the Kazan People's Comissariat for Enlightenment. Issue 1]. Kazan: Kazan Division of the State Publishing House, 1921. (In Russian)
Klyuchevskaya E.P. Kazanskaya khudozhestvennaya shkola [Kazan Art School]. Tatarskaya entsiklopediya: v 61. Gl. red. M.Kh. Khasanov, otvet. red. G.S. Sabirzyanov. Kazan, 2010, vol. 3: K-L. (In Russian)
Klyuchevskaya E.P. Kazanskaya khudozhestvennaya shkola. 1895-1917 [Kazan Art School. 1895-1917]. Saint Petersburg: Slavia Publ., 2009. (In Russian)
Kornilov P.E. Sobraniye khudozhestvennykh proizvedeniy kazanskikh masterskih [Collection of Artistic Works of Kazan Workshops]. Pamyati F.P. Gavrilova. Kazan: A.V. Lunacharsky Poligrafschool Publ., 1927. (In Russian)
N.I. Feshin: Dokumenty, vospominaniya o khudozhnike. Sost. i kom, G. Mo-gil'nikova [N.I. Feshin: Documents, Letters, Memories about the Artist. Compiled and commentary by G. Mogilnikova]. Moscow: RSFSR Khudozhnik Publ., 1975.
Russkoye iskusstvo XVII - nachala XX veka. Zhivopis': Katalog. Gosudarstvennyy muzey izobrazitel'nykh iskusstv Respubliki Tatarstan [The Russian Art of the 17th - early 20th centuries. Painting: Catalog. The Republic of Tatarstan State Museum of Fine Arts]. Author-compiler and author of com. articles by G.A. Mogilnikova. Kazan: Kazan Publishing House, 2005. (In Russian)
Tuluzakova G.P. Nikolay Feshin: Al'bom. [Nikolay Feshin: Album]. St. Petersburg: Zolotoy Vek Publ., 2007. (In Russian)
About the author: Irina F. Lobasheva is Cand. Sc. (Art History), Associate Professor of the Faculty of Artistic Culture and Fine Arts at Kazan State Institute of Culture; teacher of art history at N.I. Feshin Kazan Art School (3 Orenburg tract, Kazan 420059, Russian Federation); info@kazgik.ru
Received May 17, 2020 Accepted for publication October 27, 2020
Published November 27, 2020