ВАГАПОВА Фирдаус Гумаровнаа УДК 004.91:338.48
НУРИЕВА Регина Василовна6 DOI: 10.24411/1995-0411-2018-10110
ПАРШУКОВА Анастасия Вячеславовна8
Казанский (Приволжский) федеральный университет (Казань, Респ. Татарстан, РФ);
акандидат искусствоведения; e-mail: vagap.art@mail.ru бмагистрант; e-mail: rega.n.15@mail.ru вмагистрант; e-mail: anastasia.parshuckova@yandex.ru
МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА
В статье на примере Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан (ГМИИ РТ) рассматриваются возможности развития культурно-познавательного туризма региона. Авторами на основе конкретных данных анализируются предпосылки, позволившие открыть в Казани музей изобразительного искусства, исследуется генезис развития музея, выявляются наиболее значимые факты из истории его функционирования. Важным фактором, влияющим на интерес к музею, является его представление как уникального памятника зодчества, построенного в начале XX века. ГМИИ РТ является хранилищем уникальных произведений мирового (русского, европейского) изобразительного искусства, а также искусства тюркских и других народов, проживающих на территории Республики Татарстан. В статье дается анализ мероприятий, организуемых музеем (выставки, лектории, образовательный центр, музыкальные фестивали), которые влияют на туристскую привлекательность музея. Авторами обозначены некоторые проблемы, препятствующие развитию музея как объекта культурно-познавательного туризма.
Теоретико-методологическую основу работы составили труды по теории развития туристских дестинаций, исследования по истории Казани, путеводители по историческим памятникам зодчества, сохранившимся на территории города Казани, а также труды по истории татарского изобразительного искусства, публикации, посвящённые творчеству отдельных художников и др. Сделан вывод о роли и вкладе ГМИИ РТ в развитие туристско-экскурсионной сферы столицы Республики Татарстан - тысячелетней Казани.
Ключевые слова: архитектура, достопримечательность, культурно-познавательный туризм, музей, Казань, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.
Культурно-познавательный туризм является одним из самых приоритетных и популярных видов туризма. Культурно-познавательный туризм включает в себя знакомство со всеми достопримечательностями, но в большей степени связан с художественным наследием [1,6], включающим знакомство с особенностями градостроительного искусства, памятниками зодчества, произведениями искусства, что предполагает, в том числе, и посещение музеев. Необходимо отметить, что картинные галереи, музеи могут являться объектами познавательного туризма и в силу того, что нередко располагаются на территории исторически значимых для города архитектурных памят-
ников. В этом случае они «вовлекаются в туристскую производственную деятельность» и как «культурно-исторические объекты становятся туристскими достопримечательностями»1. Музей может рассматриваться как туристская достопримечательность [4, 10].
Центрами развития познавательного туризма являются, прежде всего, регионы и города с богатым историческим прошлым [9, 10], предоставляющие возможность познакомиться с памятниками материального и нематериального культурного наследия. Казань по праву является одним из старейших городов России, где сложились все
1 Официальный сайт ГМИИ РТ. URL: http://izo-museum.ru/kvc.
предпосылки для развития культурно-познавательного туризма. Этому способствует древняя история города, который в 2005 году отметил тысячелетний юбилей. Подлинным украшением городского пространства являются сохранившиеся древнейшие памятники архитектуры разных периодов. В Казани переплелись традиции тюрко-татар-ского, русского и европейского зодчества. Многочисленные музеи дают возможность познакомиться с бытом, традициями народов, проживающих на территории Республики Татарстан и городе Казани. Одним из духовных центров города является Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан (ГМИИ РТ).
Музей в широком смысле это «учреждение, предоставляющее музейные услуги, удовлетворяющие культурно-познавательные, научные, эстетические, творческие и иные (развлечение, отдых) потребности посетителей» [3]. Актуальность исследования определяется тем, что в последние годы исследователи все чаще говорят об исчезновении художественных музеев и превращения их, как отмечает Т.П. Калугина, «в хранилище электронных изображений» [5]. Предлагаемое исследование, на примере изучения истории и опыта работы Государственного музея изобразительных искусств РТ, показывает возможности художественных музеев в развитии культурно-познавательного туризма. Музей обладает рядом преимуществ перед другими туристскими дестинациями, способствующих развитию культурно-познавательного туризма - он может активно использоваться потребителями в любой климатический сезон независимо от погоды и природных аномалий.
Прежде всего, интересна история основания музея изобразительных искусств Республики Татарстан, которая богата обилием интересных фактов и связана с деятельностью выдающихся деятелей отечественной культуры. Уже к концу XIX века в Казани сложились предпосылки для основания в городе центра выставочной деятельности для художников и хранилища произведений изобразительного искусства. В этот период в городе были открыты и функционировали крупные учебные заведения: мужская гимназия (основана в 1759 г.),
Казанский университет (открыт в 1804 г.), Родионовский институт благородных девиц (1841 г.), при поддержке Академии художеств открылась художественная школа (1895 г.). В соответствии в программой обучения, во всех перечисленных учебных заведениях обязательным было преподавание дисциплин по искусству. Следовательно, в Казань приезжали, в качестве преподавателей, профессиональные художники из Москвы, Санкт-Петербурга (график Ф.И. Чекиев преподавал в мужской гимназии, живописец В.С. Турин - в Казанском народном училище, А.Н. Ракович - в Казанском Императорском университете и др.) и других городов (Л.Д. Крюков - из Самары, преподавал живопись и рисование в Казанском Императорском университете2) [7, 8]. В художественной школе устраивались выставки работ известных русских художников: И.К. Айвазовского, И.Е. Репина, И.И. Шишкина. Таким образом, было совершенно очевидным, что городу нужен музей, дающий возможность для знакомства с отечественным и мировым изобразительным искусством.
В апреле 1895 года в Казани открылся научно-промышленный музей, фонды которого состояли из экспонатов научно-промышленной выставки, прошедшей в Казани в 1890 году, а также из переданных в дар городу в 1891 году вице-адмиралом российского флота И.Ф. Лихачевым собрания картин и гравюр, коллекции фарфора и книг, принадлежавших его брату А.Ф. Лихачеву - дворянину, выпускнику Казанского Императорского университета, служащего в канцелярии казанского губернатора. Открывшийся музей состоял из нескольких отделов: естественно-исторического, исто-рико-этнографического, промышленного и учебного, здесь же были выставлены произведения изобразительного искусства и проходили выставки художников. В 1919 году музей преобразован в Казанский губернский музей, с выделением художественного отдела. В 1920 году получил статус Центрального музея Татарской республики. В 1959 году картинную галерею Государственного музея ТАССР по приказу Министерства
2 Дульский П.М. Лев Крюков. (Материалы к
истории миниатюры в России). Казань, 1923.
культуры России преобразовали в Музей изобразительных искусств [2].
Как самостоятельное учреждение музей в 1967 году переехал в красивейшее архитектурное сооружение Казани - особняк, построенный для командующего Казанским военным округом генерала А.Г. Сандецкого. Таким образом, это здание в центре города привлекательно для туристов как памятник архитектуры начала XX века, в котором прослеживается столь характерный для зодчества начала столетия стиль модерн. Как отмечают исследователи, постройка близка «к загородным дворцам-особнякам того времени». Передний фасад (здесь располагается парадный подъезд) декорирован лепниной (рис. 1). Задний фасад (он обращен к саду) украшает большой балкон (рис. 2). Интересно и внутреннее убранство особняка, в котором залы расположены по принципу анфилады (рис. 3). Впечатление роскоши и богатства достигались такими деталями, как: пышная парадная лестница, ведущая на второй этаж, устланные паркетом полы, лепнина в декоре стен и потолков, особую теплоту и уют придают сохранившиеся в залах отопительные печи (рис. 3), отделанные живописными изразцами. Следует отметить, что одни исследователи автором проекта здания называют имя известного архитектора К.Л. Мюфке3, другие называют имя Ф.Р. Амлонга [2, с. 9]. Данный факт еще подлежит исследованию, необходимо лишь сказать, что оба мастера были известными российскими архитекторами, часть творчества которых связана с Казанью. К сожалению, лепнина стен до наших дней не сохранилась, так как в 1924-м году в бывшем особняке была организована туберкулезная клиника и в целях безопасности, после закрытия клиники, штукатурку со стен сбили.
Кроме главного здания в структуру ГМИИ РТ входят национальная художественная галерея «Хазине» и галерея современного искусства. В 2005 году, в год празднования 1000-летия основания Казани, для музея было предоставлено помещение (здесь находится галерея «Хазине»), кото-
3 Путеводители по Казани: Казань / автор-сост.
С.В. Хворостухина (М.: Вече, 2003. С. 126.); Кузьмин В.В. Казань: путеводитель (Казань: Татарское кн. изд-во, 1977. С. 128).
рое также является исторически значимым сооружением города - здание бывшего Юнкерского училища, расположенное на территории Казанского Кремля. В XVN-XVШ вв. в Кремле находился пушечный двор, где хранили вооружение. Двор состоял из нескольких помещений, главный его корпус сохранился, он был реконструирован на рубеже XVШ-XIX вв. В 1825 году литейные школы были переданы Юнкерскому училищу. В 2005 году бывшее здание Юнкерского училища перешло в ведение ГМИИ РТ, здесь была открыта галерея «Хазине». В галерее представлены произведения мастеров татарского декоративно-прикладного искусства, живописи, графики, скульптуры, созданные народными и профессиональными художниками Казани, Казанской губернии и Республики Татарстан. Третьим зданием в структуре музея является галерея современного искусства (рис. 4), где проходят фотовыставки и выставки произведений современных художников.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан - это одно из значительнейших в Поволжье по богатству коллекции учреждение подобного типа. Здесь собраны произведения как русского, так и западноевропейского искусства. В залах и запасниках музея хранятся произведения, позволяющие проследить развитие школы русской иконописи, произведения русских художников XVII - нач. XX вв. Особой ценностью музея являются шедевры татарского декоративно-прикладного и изобразительного искусства, представленные произведениями известных художников разных национальностей, творчество которых связано с Казанью. Предметом особой гордости является коллекция произведений Н.И. Фешина, художника многогранного дарования, ставшего гордостью мирового изобразительного искусства.
Коллекция музея пополняется постоянно. В основе её, как уже отмечалось, лежит «Лихачевская» коллекция и экспонаты с промышленной выставки 1890 года. Значительно пополнилось собрание благодаря тому, что на рубеже 1910-1920-х гг. музей приобрел у казанского художника, издателя и коллекционера А.Ф. Мантеля произведения графических и живописных работ чле-
Рис. 1 - Фасад главногоздания ГМИИРТ (усадьба Сандецкого)4
Fig. 1 - The facade ofthemain builHina ^PusESt State M use um of Fine A rts of Та tars tan Republic (Sandetsky Estate)
Puc. 3- Один иззаловглавного здания (усадьба Сандецкого) ГМИИ РТ. В антеньзне-печи, отделанные из/лазинми4
Fiu.3 — 3itaoU tha iallr of the raainbuilPing dtaet/etsOy hsfafeO of the Pushkin State Museum of Fine Arts of Tatarstan. In the interior - ovens decorated with tiles
нов организации «Мир искусства» (работы А.Н. Бенуа, И.Я. Билибина, А.Ф. Гаунга, Б.М. Кустодиава и др.). Пополуиниаь фон-дымузаа и лвоиивауей картин, пуинад-нижавшиу изпинино й ииаанской благу-луунутеиваице О.Б. Але кибидаивой-Иейии (-нна носатого казанскним чаеторговца С.Е. Апекспдднита, >оич1а гиунрлд-гуБурнако-Лд Казаоп А.К. Ве^йнп). Ее удлфнуонб пивдсиав-лнна иинирведениями лугаких хуус)ЖУеков ишка (В.Е. Мбидаский, И.К. Айоазбвскийл Х-И. И.н аепиб и оу.)• в аинБгофи
Тосудхоственин^й I^^c^okий музей индорило Казани произведения русских художников XIX-XX веков. Большую работу по пополнению фондов музея в сер. XX в. провели известные
4 ФотограииЛф соденжа щаеся в сскгьл, гиом-стсивины с oфиLJ,еезьнйга сайта ГМУУРе.иХУ http://izo-museum.ru
Puc. 2 - 3ad Huufacad My3en, yKpaiueHHbiu 6a/iK0H0M, ebixodum ecaaUKH (UoHmaHuy
Fig. 2 - The rear facade of the museum, decorated with a balcony, opens into a garden with a fountain
4е
Рин.Н - Галерея современного искусства ГМИИ РТ
Fig. 4 - Gallery of contuHitraM prtopthe PurhHia Stata Museum of Fine Arts
российские искусствоведы, работавшие в Казани - П.М. Дульский (1879-1956), П.Е. Корнилов (1896-1981) К В.В. ЕгКрев (У88Кк1956), кроме того, ков всследовкли и аирибузрро-уали ир входящие в иобранил
ГМХИ (ИТ. К пвярысоеуныесоды посоокиние пиу-изрсыс-св в ояиовнрм герро иксуаси культоовв Рс^с^сиа и Ввп
сп ублики Та вврстан.
НеоЕводизр отметииа, что КМИИ РЫ веу уекваиовуую выставочную ирактику: кыоме постояниой уксвозиции зурик кжрмесяввр оикрыуикрся лыставки гкдожникоу Уиоал-стана, позволяющие познакомиться миллионам посетителей с их творчеством. Традицией музея стала организация выставок, посвященных искусству народов, проживающих на территории РФ. Например, в 2012 год° в рамкси проевта ,<л8оуссово народок
Поволжья» были организованы выставки, посвященные искусству чувашского народа и мордвы; в 2013 - искусству крымских татар5. Выставки позволили посетителям познакомиться с самобытным искусством этих народов, творчеством народных мастеров и профессиональных художников Чувашии, Мордвы и Крыма. Выставки, организуемые в стенах ГМИИ РТ, позволяют познакомиться с творчеством русских (2016 - выставка «Карл Брюллов», 2017 - «Русский импрессионист Константин Коровин») и современных российских художников (например, в 2011 году состоялась выставка Даши Намда-кова), а также европейских художников (например, С. Дали в 2015 г.) и другие.
Давнее сотрудничество с Государственным Русским музеем способствует тому, что на базе ГМИИ РТ открылся первый в России Культурно-выставочный центр Русского музея. Это дало возможность на площадке ГМИИ РТ проводить выставки картин из собрания Русского музея (например, в 2016, 2017 гг.), в Казани с лекциями выступают специалисты-искусствоведы из Санкт-Петербурга, здесь организован информационно-образовательный центр «Русский музей - виртуальный филиал». Ресурсный центр предлагает посетителям образовательные и просветительские программы. Привлекает посетителей и ставший ежегодным летний музыкальный фестиваль под открытым небом «Jazz в усадьбе Сан-децкого», который проводится с 2007 года в садике музея. Фестиваль притягивает профессиональных музыкантов из России и зарубежья. Важным является тот факт, что на фестиваль в «садик Сандецкого» съезжаются истинные ценители джаза из всех регионов России.
В рамках нашего исследования необходимо обозначить и некоторые проблемы в работе ГМИИ РТ, которые отрицательно сказываются в процессе интеграции музейного дела и туризма. Например, огромную проблему создает отдаленность друг от друга основного здания музея (усадьба Сан-
децкого) и галереи «Хазине». Это приводит к тому, что, познакомившись с экспозицией (выставкой) в «усадьбе», где представлено русское и европейское искусство, посетитель чаще всего без внимания оставляет галерею (здесь в основном представлено национальное искусство). Препятствует успешному вовлечению музея в туристскую индустрию и рабочий режим музея: кассы музея закрываются уже в 17.00 и посетителей в музей не пускают. Необходимо воспользоваться опытом музеев Москвы и Санкт-Петербурга и продлить режим работы ГМИИ РТ. Значительно выиграл бы музей в деле привлечения посетителей при введении в практику проведения экскурсий возможности аудиогида. Данная практика помогла бы разгрузить занятость сотрудников-экскурсоводов по выставке, которых часто не хватает, и приходится бронировать время проведения экскурсии за несколько дней. Это тем более создает неудобства для туристов, приехавших в Казань, в музей изобразительных искусств из других регионов.
Несмотря на некоторые проблемы, Государственный музей изобразительных искусств РТ сегодня является одним из центров духовной жизни Казани. Во-первых, он привлекает жителей и гостей города как уникальный памятник зодчества. Во-вторых, с этим зданием и музеем связаны судьбы многих деятелей Казани, исторических личностей, принесших славу нашему городу, среди них: архитекторы, построившие одно из самых красивый сооружений в центре города; генерал Сандецкий, командовавший Казанским военным округом с 1907 по 1912 годы; искусствоведы П.М. Дульский и П.Е. Корнилов, исследовавшие коллекции музея. В третьих, ГМИИ РТ - это хранилище величайших произведений отечественной и мировой культуры, это центр культурной жизни города. Все это ставит музей в ряд ценнейших достопримечательностей города и привлекает туристов, способствуя развитию культурно-познавательного туризма республики.
5 Каталоги выставок: Искусство крымских татар (Казань: Заман, 2013); в рамках проекта «Искусство народов Поволжья» - Искусство мордовского народа (Казань: Заман, 2012); Искусство чувашского народа (Казань: Заман, 2012).
Список источников:
1. Гордин В.Э., Матецкая М.В. Культурный туризм как стратегия развития города: поиск компромиссов между интересами местного населения и туристов // В сб.: Санкт-Петербург: Многомерность культурного пространства: сб. мат. науч.-практ. форума. Вып. 2. СПб.: Левша-Санкт-Петербург, 2009. С. 1-10.
2. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан. Русская живопись XVIII - начала XX века / сост.: Н. Фешин, Б. Урманче. М.: СканруС, 2005. 80 с.
3. Давлет-Кильдеева Н.Г. Развитие музейного сервиса в России // Гуманитарные, социально-экономические науки. 2012. №3. URL: http://www.online-science.rU/m/products/cultyrology/gid130/ pg0/ (дата обращения: 10.12.2017).
4. Казакова С.А. К вопросу о формировании базы данных частных и корпоративных музеев России // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. Т.10. №2. С. 47-50. DOI: 10.12737/19503.
5. Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры. СПб.: ООО «Изд-во «Петрополис», 2001. 224 с.
6. Сазыкин А.М., Глушко А.А. К вопросу о понятии «туристская достопримечательность» // Современные проблемы сервиса и туризма. 2017. Т.11. №2. С. 7-16. DOI: 10.22412/1995-0411-2017-112-7-16.
7. Червонная С.М. Изобразительное искусство Советской Татарии. Альбом. М.: Сов. худ., 1983. 225 с.
8. Червонная С.М. Искусство Татарии. М.: Искусство, 1987. 352 с.
9. Lew A.A. A framework of tourist attraction research // Annals of Tourism Research. 1987. Vol.14. №4. Pp. 553-575. DOI: 10.1016/0160-7383(87)90071-5.
10. Shoval N., Raveh A. Categorization of tourist attractions and the modeling of tourist cities: based on the co-plot method of multivariate analysis // Tourism Management. 2004. Vol.25. No.6. С. 741-750. DOI: 10.1016/j.tourman.2003.09.005.
Firdaus G. VAGAPOVA", Regina V. NURIYEVAb, Anastasia V. PARSHUKOVAC
a-cKazan (Privolzhsky) Federal University (Kazan, Rep. of Tatarstan, Russia); aPhD in PhD in Art criticism; e-mail: vagap.art@mail.ru; bMaster's Degree student; e-mail: rega.n.15@mail.ru; cMaster's Degree student; e-mail: anastasia.parshuckova@yandex.ru
THE STATE MUSEUM OF FINE ARTS OF TATARSTAN REPUBLIC AND ITS ROLE IN THE DEVELOPMENT OF CULTURAL AND EDUCATIONAL TOURISM
The article considers through the example of The State Museum of Fine Arts of Tatarstan Republic, the museum's possibilities in the development of cultural and educational tourism of the region. The authors, on the basis of concrete data, analyze the prerequisites that made it possible to open an art museum in Kazan, investigate the genesis of the museum's development, reveal the most significant facts from the history of its functioning. An important factor influencing the interest in the museum is its representation as a unique monument of architecture, built in the early XX century. The State Museum of Fine Arts of Tatarstan Republic is the repository of unique works of world (Russian, European) arts, as well as the art of Turkic and other peoples living on the territory of the Republic of Tatarstan. The article analyzes the events organized by the museum (exhibitions, lectures, educational center, music festivals) that influence the tourist attraction of the museum. The authors outline some problems that hinder the development of the museum as an object of cultural and educational tourism.
The object of research is the The State Museum of Fine Arts of Tatarstan Republic. The subject of the study is its activity as a destination, contributing to the development of cultural and educational tourism.
The theoretical and methodological basis of the work is composed of works on the theory of the tourist destinations development, studies on the history of Kazan, guidebooks on historical monuments of architecture preserved in the city of Kazan, as well as works on the history of Tatar art, publications about masterpieces of individual artists. The authors draw the conclusion on the role and contribution of State Museum of Fine Arts of Tatarstan Republic in the development of the tourist and excursion sphere of the capital of the Republic of Tatarstan - the thousand-year-old Kazan. Keywords: architecture, exhibition, attraction, cultural tourism, museum, Kazan, State Museum of Fine Arts of Tatarstan Republic.
References
1. Gordin, V. E., & Mateckaja, M. V. (2009). Kul'turnyj turizm kak strategija razvitija goroda: poisk kompromissov mezhdu interesami mestnogo naselenija i turistov [Cultural tourism as a development strategy for the city: Finding compromises between the interests of the local population and tourists]. In coll.: Sankt-Peterburg: Mnogomernost' kul'turnogo prostranstva [St. Petersburg: The Multidimensionality of the Cultural Space]: Coll. of mat. scientific-practical. forum. Vol. 2. St. Petersburg: Levsha-Saint-Petersburg, 1-10. (In Russ.).
2. Feshin, N., & Urmanche, B. (Ed.). (2005). Gosudarstvennyj muzej izobrazitel'nyh iskusstv Respubliki Tatarstan. Russkaja zhivopis' XVIII - nachala XX veka [, State Museum of Fine Arts of Tatarstan Republic Russian painting of the XVIII - early XX century]. Moscow: SkanruS. (In Russ.).
3. Davlet-Kildeeva, N. G. (2012). Razvitie muzejnogo servisa v Rossii [Development of museum service in Russia]. Gumanitarnye, socia'no-ekonomicheskie nauki [Humanities, Social-economic and Social Sciences], 3. URL: http:// www.online-science.ru/rn/products/cultyrology/gid130/pg0/ (Accessed on December 10, 2017). (In Russ.).
4. Kazakova, S. A. (2016). K voprosu o formirovanii bazy dannyh chastnyh i korporativnyh muzeev Rossii [On the formation of the private and corporate museums database]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 10(2), 47-50. doi: 10.12737/19503. (In Russ.).
5. Kalugina, T. P. (2001). Hudozhestvennyj muzej kak fenomen kul'tury [Art museum as a phenomenon of culture]. St. Petersburg: Petropolis Publ. LTD. (In Russ.).
6. Sazykin, A. M., & Glushko, A. A. (2017). K voprosu o ponjatii "Turistskaja dostoprimechatel'nost'" [On the issue of the concept of "Tourist attraction"]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 11(2), 7-16. doi: 10.22412/1995-0411-2017-11-2-7-16. (In Russ.).
7. Chervonnaja, S. M. (1983). Izobrazitel'noe iskusstvo Sovetskoj Tatarii. Al'bom [The fine arts of Soviet Tatarstan. Album]. Moscow: Sovetskij hudozhnik. (In Russ.).
8. Chervonnaja, S. M. (1987). Iskusstvo Tatarii [The Art of Tatarstan]. Moscow: Iskusstvo. (In Russ.).
9. Lew, A. A. (1987). A framework of tourist attraction research. Annals of Tourism Research, 14(4), 553-575. doi: 10.1016/0160-7383(87)90071-5.
10. Shoval, N., & Raveh, A. (2004). Categorization of tourist attractions and the modeling of tourist cities: based on the co-plot method of multivariate analysis. Tourism Management, 25(6), 741-750. doi: 10.1016/j.tour-man.2003.09.005.
Вагапова Ф.Г., Нуриева Р.В., Паршукова А.В. Музей изобразительных искусств Республики Татарстан и его роль в развитии культурно-познавательного туризма // Современные проблемы сервиса и туризма. 2018. Т.12. №1. С. 102-108. DOI: 10.24411/1995-0411-2018-10110.
Дата поступления статьи: 27 ноября 2017 г.
Vagapova, F. G., Nuriyeva, R. V., & Parshukova, A. V. (2018). State Museum of Fine Arts of Tatarstan Republic and its role in the development of cultural and educational tourism. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 12(1), 102-108. doi: 10.24411/1995-0411-201810110. (In Russ.). Received November 27, 2017
ТУРДАЙДЖЕСТ
TOURDIGEST
КУЛЬТУРА РФ ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ ПО МУЗЕЯМ
РОССИИ НА ПОРТАЛЕ «КУЛЬТУРА.РФ»
Портал культурного наследия и традиций России «Культура.РФ» - гуманитарный просветительский проект, посвящённыйкультуре Роесьи. На портале рассказывается еЬ интересньIX и зночамых событеях и оюдях в тстории литервауты, архитяктрее!, муьыки, еино, театны, и, конечно же, музеев нашей страны в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
Пхртаи подлатает совиршииь ви^ароеынпрогулкипо многим мрзиям °орстр, ароелу-штть аорролиды лш мроионым акспопицеям. Это чиекпасеый чеосоО лыбртты тот или иной музей для личного посещения, ведь никакие аудиовизуальные интернет-технологии никогда не смогут дать тех ощущений, которые можно получить от непосредственного личного при-овщения в уезеваи1м киллек^им и общения с уваеч.ттымисвоим тхертеспим делом^Сют-тикамо муреев.Ыортав «Киеьриса.иФ» првгиишает пхыхтииь ыамые интерысныепизеи Росеии и ьиетиальнем фзриаот постыесе ПИр5:Иа\и\лллхси11:ире.ги/тисеиФс/.