Научная статья на тему 'Казаки и проблема казачьей республики'

Казаки и проблема казачьей республики Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
468
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Граждан Валерий Дмитриевич

Казаки как определенный этнос формировались в то же самое время, когда формировались славянские племена, носившие название «россы», «руссы» (V в. до н. э. VIII в. н. э.). Они жили по восточным берегам Черного, Каспийского и Мраморного морей, всему Приазовью, а также господствовали на восточном и южном берегах Балтийского моря (варяги-руссы). Именно из варягов-руссов новгородцы в 862 г. избрали себе князя Рюрика, положившего начало династии Рюриковичей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Казаки и проблема казачьей республики»

ф

52

ВЛАСТЬ

04’2008

Валерий ГРАЖДАН

КАЗАКИ И ПРОБЛЕМА КАЗАЧЬЕЙ РЕСПУБЛИКИ

Казаки как определенный этнос формировались в то же самое время, когда формировались славянские племена, носившие название «россы», «руссы»

(V в. до н. э. - VIII в. н. э.). Они жили по восточным берегам Черного, Каспийского и Мраморного морей, всему Приазовью, а также господствовали на восточном и южном берегах Балтийского моря (варяги-руссы). Именно из варягов-руссов новгородцы в 862 г. избрали себе князя Рюрика, положившего начало династии Рюриковичей.

граждан

Валерий Дмитриевич — доктор философских наук, профессор Российской академии государственной службы при президенте Российской Федерации

Возникновение казачества

Слово «казак» имеет не тюрское, а древнеиранское происхождение, а корень «ас» («яз», «аз») означает «свободный» или «вольный человек». На этом языке говорили скифы и сарматы, жившие в это время на вышеназванных территориях. Военное сословие скифско-сарматских племен называлось гетами или готами, а по берегам перечисленных морей — азами, казами, косогами, казахами или казаками. Предводители этих племен именовались «атаманами» и «гетманами», что означало «отец-витязь» и «отец-полководец». Гербом начальников гетов был двуглавый орел. Они были весьма свободолюбивым этносом, развивали торговлю и ремесла, основывали новые общины во главе с «викингами» или «князьями» (по-нормански — «начальниками», «властелинами»)1.

Таким образом, казаки — это коренные жители данных местностей. От скифско-сарматских племен в русский язык пришли многие названия этих мест: Азов, Казбек, Кавказ, Азия, Астрахань, Черкассы. Названия протекающих здесь рек также взяты из древнеиранского, поскольку «дан» — это вода, река. Отсюда Дон, Днепр (Данапр), Днестр (Данастр), Дунай (Данувий).

Первоначально казаки занимались скотоводством (игнорируя земледелие) и служили в качестве воинов у различных «государей». Например, под именем варягов (варягов-руссов) они составили личную гвардию византийских императоров и участвовали почти во всех их походах. Начиная с XI в. казаки оказывали воинские услуги русским князьям, а затем и московским царям, став со временем надежной защитой царской (императорской) власти. Поэтому, имея самобытную историю до X в. н. э., в дальнейшем казаки, как украинцы и белорусы, формировались в русле становления великорусской нации. Однако казаки в отличие от украинцев и белорусов ни в Советском Союзе, ни в Российской Федерации не получили своей национальной государственности.

На протяжении веков российское казачество прошло все формы социальной общности людей: было родами, племенами, народностями, наконец нацией. Народность сформировалась в условиях становления российского феодального общества, нация — при капитализме. Но наряду с этим казачество как военно-служилая общность было вынуждено принять специфические черты классового общества — оно стало сословием. Сословие — это социальная общность антагонистических формаций, обладающая закрепленными в законах и обычаях наследственными правами и обязанностями. Казачество было военно-служивым сословием. Казаки

1 Савельев Е. П. Древняя история казачества. М., 2007. Шамбаров В.Е. Казачество: история вольной Руси. М., 2007

#

04’2008__________________ВЛАСТЬ_________________________53

защищали границы Российской империи и поддерживали в ней должный порядок.

Революция 1917 г. разрушила социальный статус казаков и как сословия, и как нации. Длительный процесс «расказачивания», то есть утрата значительной частью лиц признаков своего сословия и нации, начавшийся еще в середине XIX в. и завершившийся в конце XX в., сделал казаков весьма специфической социальной общностью, которая теперь зовется «социумом» (лат. socium — общее, совместное). Что это такое? Социум — это большая устойчивая социальная общность, которая характеризуется единством условий жизнедеятельности людей и вследствие этого общностью их языка и этнической культуры. В отличие от нации, складывающейся на основе общности территории, экономических связей, языка, некоторых особенностей культуры и национального самосознания, социум не имеет общей территории и устойчивых экономических связей, что делает данную общность весьма подвижной, склонной ко всяким социальным трансформациям. В рамках данного социума деятельность составляющих его групп и индивидов регулируется социальными нормами, закрепленными в обычаях, традициях и обрядах. Обычно они имеют силу морального долженствования, но иногда подкрепляются и юридическими установлениями.

возрождение казачества

Начало возрождения казачества относится к концу 80-х — началу 90-х годов XX в. В это время появляются романы В. Семинихина «Новочеркасск», А. Знаменского «Красные дни», Е. Лосева «Миронов», на эстраде начинают петь казачьи песни, создаются казачьи ансамбли песни и пляски. В казачьих областях возрастает интерес к своему недавнему прошлому. Журналисты местных газет публикуют заметки по истории казачества.

Общественное признание казачества стимулировало создание казачьих братств, общин, землячеств, союзов, фондов, попыток организации традиционных и новых казачьих войск. На этой волне 28— 30 июня 1990 г. в Москве в клубе завода «Серп и молот» состоялся Учредительный Большой круг, на который съехались 263 делегата от разных организаций, представляющих более 80 тысяч казаков. На

нем был создан Союз казаков России, атаманом которого был выбран донской казак А. Г. Мартынов. Естественно, что именно это событие можно считать точкой отсчета нового казачества.

Возрождение казачества как военнослужилого сословия не инициировалось никакими государственными или политическими силами. Оно шло не «сверху», а «снизу» и не из одного или нескольких центров, а повсюду, где были исторические центры казачества или куда забросила казаков судьба. В 1991 г. казаков включили в закон «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 г. № 1761-1, а позже вышел указ о «государственной поддержке казачества». Ряду воинских частей, погранзастав, кораблей присвоили наименование казачьих. В серии войн и конфликтов, сопровождавших распад СССР в начале 90-х годов, казаки, как и прежде, проявили себя доблестными воинами.

Возрождались традиционные для ряда мест России казачьи войска: донское, кубанское, терское, астраханское, уральское, оренбургское, сибирское, забайкальское, амурское, уссурийское. Появились и новые войска: центральное (в Москве), ставропольское, волжское, енисейское, калмыцкое. Создание казачьих войск затронуло и некоторые республики СНГ стали формироваться украинское, запорожское, крымское, белорусское, семире-ченское (в Казахстане), приднестровское (черноморское) казачьи войска.

Государственная власть поначалу достаточно лояльно отнеслась к инициативам многомиллионного казачьего населения. Во времена Ельцина было издано более 70 законов, указов президента, постановлений правительства, касающихся казачества. При администрации президента возник Совет по делам казачества, а позже — Главное управление казачьих войск. В 1995 г. вышел указ «О государственном реестре казачьих обществ». Казачьи организации вырабатывали и утверждали уставы, чтобы попасть в этот реестр. Казаки заполняли декларации о своем имуществе. Однако примерно из 5 млн. казаков в реестр попали только 647 тыс. Для них стали приниматься новые указы и постановления о целевом земельном фонде, финансировании, казачьей форме и чинах. В результате подобных действий властей казачество

ф

54 ВЛАсть 04’2008

раскололось на «реестровых» и «общественных». Но ни один из этих нормативных документов не был выполнен.

Закон о казачестве

Большие надежды казаки возлагали на принятие специального закона о казачестве, работа над которым началась еще в середине 90-х годов. Предлагались разные проекты, четырежды они принимались Государственной думой, но отвергались Советом Федерации, годами утрясались разночтения1. Наконец 5 декабря 2005 г. был принят федеральный закон № 154 «О государственной службе российского казачества», предложенный Президентом РФ. Несомненно, это очень важный для казачества закон, который может ускорить юридическую нормализацию вопроса. Главное, что предписано данным законом — казаки в установленном порядке принимают на себя обязательства «по несению государственной или иной службы» на постоянной основе.

Естественно, у разных людей складывалось разное отношение к этому закону. Большая часть казачьих руководителей не поняли, что этот закон не прямого действия, а носит рамочный характер. Он только определяет основные направления, на основе которых будут вырабатываться и приниматься последующие подзаконные акты. Некоторые авторы посчитали, что данный закон всего лишь узаконил «то, что казаки имеют право нести службу... на общих основаниях с другими гражданами. И даже пункт о направлении их в сохранившиеся «казачьи» части дополнился оговоркой «по возможности»2.

Данное заявление достаточно неверно по содержанию и потому требует пояснений в двух моментах. Во-первых, казаки — это обычные граждане нашей страны, которые не имеют никаких преимуществ по сравнению с другими гражданами. Поэтому они не могут претендовать на какую-то исключительность и должны подчиняться всем действующим законодательным нормам. Кстати, аналогичное положение у них было и в царской России. Другое дело, что у казаков, как и у людей любых

1 Кочетов В. Н. Воры в законе. А казаки? Преображение. 2004, № 11

2 Шамбаров В. Е. Казачество: история вольной Руси. М., 2007, стр 646

профессий, должны быть определенная профессиональная гордость, убежденность в необходимости и социальной значимости своей профессии, но не больше. Спецификой казачества, если оно станет военно-служилым сословием, будет, как и раньше, пожизненный найм на государственную службу.

Казаки пока несут службу «по призыву», в основном военную и частично правоохранительную. Однако по закону № 154 должны нести все виды государственной службы: гражданскую, военную и службу в правоохранительных органах (ст. 5). Следует также сказать, что при несении военной службы в казачьи части направляются не «по возможности», а «как правило» (ст. 5, п. 2), что весьма существенно. Армии нужны граждане, которые согласятся на постоянную службу государству. Казаки как раз тот народ, который добровольно принимает на себя эту обязанность.

В настоящее время казаки начинают перерастать границы «социума». После принятия ряда государственных норм в отношении казаков в начале 90-х годов и особенно после принятия закона № 154, в котором дается характеристика ряда казачьих структур, в том числе и казачьего общества, эта социальная группа получила наконец надежду на реальное возрождение. В федеральном законе «казачье общество» определяется как «добровольное объединение граждан Российской Федерации в форме некоммерческой организации. внесенное в государственный реестр казачьих обществ. члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы» (ст. 2, п. 3).

Подводя итоги, отмечу: казачество из нынешнего состояния в виде «социума» должно в перспективе стать новым социальным «сословием», отличительной особенностью которого будет служение государству и обществу в различных формах: гражданской, военной, правоохранительной и муниципальной. В современной России все больше начинают утверждаться такие социальнополитические условия, которые делают возможным формирование казачества как особой военно-служилой общности. Казаки — это субэтнос в этнологическом смысле слова, но сейчас создаются

#

04’2008 ВЛАсть 55

соответствующие предпосылки для превращения их опять в сословие и нацию в социально-классовом смысле.

В литературе оживленно дискутируется вопрос о том, кого можно и нужно принимать в казаки и казачки? После советского «расказачивания» многие мужчины и женщины, юноши и девушки даже не знают своих исторических казацких корней, но по духу и убеждениям хотят быть казаками и казачками. Таких людей следует принимать в казачье сообщество. В казаки и казачки может быть принят любой человек, если согласен с моралью и государственными законами, регулирующими деятельность этого сообщества.

Естественно, человек, родившийся в казачьей семье (по отцу или матери) — это вполне полноценный казак. Если казачье происхождение человека не очевидно, то прием, видимо, будет происходить на основе рекомендаций. Социальная практика показывает, что достаточно двух рекомендаций — от людей, хорошо знающих претендента в течение не менее трех лет: одного казака и одной казачки или двух казаков. Причем эти люди будут нести ответственность за рекомендуемого в течение трех лет. Данное время они должны использовать для приобщения прозелита (гр. пришельца) к основам казачьей жизни, их морали и быта. Эти вопросы должны решаться сначала на войсковых казачьих кругах, а уж затем на общероссийском казачьем круге.

казаки и казачья демократия

Каковы отношения казачьего общества с неказаками, то есть с населением данного села (поселка) или города? В прошлом казачье общество совпадало с жителями конкретной казачьей станицы и возглавлялось казачьим атаманом. В настоящее время такое совпадение встречается нечасто. Если казаков в селении большинство, они ставят своего представителя (атамана), если меньшинство — функционируют отдельной структурой в рамках данного поселения. Однако это не всегда сказывается положительно на общественных делах, поскольку в селе (городе) оказываются две власти, которые нередко если и не враждуют, то относятся друг к другу с нескрываемым подозрением. Именно это

порождает у нынешних казаков несвойственный им негативизм в отношении друг друга (казаков одного войска с казаками другого войска), так и прочим миром.

Почему так происходит? Да потому, что войсковыми атаманами игнорируются другие, не подчиняющиеся им, казачьи войска, а также хуторские, станичные, городские и окружные (отдельские) казачьи общества. Поэтому реально на «войсковой круг» собираются не представители всех окружных (отдельских) казачьих обществ, а лишь приближенные к войсковому атаману люди, «казачий синклит». Поэтому войсковые атаманы уже длительное время «царствуют» в казачьих поселениях.

Чтобы преодолеть подобную негодную практику, необходимо на хуторском, станичном или городском казачьем кругу избирать не только местного атамана и его помощников, но и делегатов на окружной (отдельский) круг. Делегаты избирают окружного (отдельского) атамана и необходимых для него руководителей аппарата, а также делегатов на войсковой казачий круг. Именно окружные (или отдельские) делегаты смогут действительно демократично избрать общероссийского войскового атамана и соответствующих руководителей центрального войскового аппарата. Без подобной демократической процедуры не следует признавать ни одного войскового и даже окружного атамана.

Что касается формирования казачьей национальной республики, то нормативы, воплощенные в Конституции РФ, вполне позволяют это сделать. Российский федерализм, как известно, имеет асимметричные формы. Для казачества как особой нации чрезвычайно важно выделиться в самостоятельную республику. Естественно, чтобы это произошло, казачество должно самоорганизоваться и, в частности, создать свою казачью партию. Именно она позволит представлять интересы казаков на всех уровнях управления. Уже говорилось, что всего казаков в России насчитываются порядка 5 млн. человек. Они живут во многих субъектах Федерации. Поэтому вполне уместно ее именовать Партия казаков России (Российская казачья партия), которая сможет начать борьбу за более действенное возрождение казачества и создание самостоятельной казачьей республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.