Научная статья на тему 'КАЗАХСТАНСКИЙ ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМУ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

КАЗАХСТАНСКИЙ ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМУ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
непрерывное образование / медиаобразовательные технологии / профессиональная подготовка / будущий педагог. / uzluksiz ta'lim / media-ta'lim texnologiyalari / kasbiy tayyorgarlik / bo'lajak o'qituvchi.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Ш Ж. Колумбаева

В статье раскрыто современное состояние и возможности применения медиаобразовательных технологий в профессиональной подготовке будущих педагогов как одно из условий эффективного функционирования системы непрерывного образования. Обобщены результаты анкетирования, проведенного с педагогами и студентами по их подготовленности к использованию медиаобразовательных технологий в учебном процессе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Maqolada uzluksiz ta’lim tizimining samarali faoliyat ko‘rsatish shartlaridan biri sifatida bo‘lajak o‘qituvchilarni kasbiy tayyorlashda media-ta’lim texnologiyalaridan foydalanishning hozirgi holati va imkoniyatlari ochib berilgan. O‘qituvchilar va talabalar o‘rtasida ta’lim jarayonida media-ta’lim texnologiyalaridan foydalanishga tayyorligi yuzasidan o‘tkazilgan so‘rov natijalari umumlashtirild

Текст научной работы на тему «КАЗАХСТАНСКИЙ ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМУ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

O'zbekiston Milliy Universiteti O'zbekistonda mediata'lim:muammolar, yechimlar va istiqbollar

^ationalUniversity^fUzbekista^^^^^^^^^Media^dHii

КАЗАХСТАНСКИЙ ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМУ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ш. Ж. Колумбаева

Заведующая кафедры педагогики КазНПУ им.Абая, к.п.н., профессор;

Б. Б. Атабекова

PhD доктор, старший преподаватель кафедры педагогики КазНПУ им.Абая

АННОТАЦИЯ:

В статье раскрыто современное состояние и возможности применения медиаобразовательных технологий в профессиональной подготовке будущих педагогов как одно из условий эффективного функционирования системы непрерывного образования. Обобщены результаты анкетирования, проведенного с педагогами и студентами по их подготовленности к использованию медиаобразовательных технологий в учебном процессе.

Ключевые слова: непрерывное образование, медиаобразовательные технологии, профессиональная подготовка, будущий педагог.

ANNOTATSIYA:

Maqolada uzluksiz ta'lim tizimining samarali faoliyat ko'rsatish shartlaridan biri sifatida bo'lajak o'qituvchilarni kasbiy tayyorlashda media-ta'lim texnologiyalaridan foydalanishning hozirgi holati va imkoniyatlari ochib berilgan. O'qituvchilar va talabalar o'rtasida ta'lim jarayonida media-ta'lim texnologiyalaridan foydalanishga tayyorligi yuzasidan o'tkazilgan so'rov natijalari umumlashtirildi.

Kalit so'zlar: uzluksiz ta'lim, media-ta'lim texnologiyalari, kasbiy tayyorgarlik, bo'lajak o'qituvchi.

ANNOTATION:

The article deals with the current state and potential of media education technologies in the training of future teachers as one of the conditions for the efficient functioning of continuous education system. The results of the survey conducted with teachers and students according to their readiness to use media educational technologies in educational process are presented.

Keywords: continuous education, media education technology, training, future teachers.

249

May 2024

Современные медиатехнологии требуют высокого уровня абстрактного мышления, скорости реакции, готовности к постоянному повышению уровня образования [1]. Это требует общего усовершенствования профессиональной подготовки будущих педагогов. В научном дискурсе второй половины XX века укрепилась медиаобразовательная парадигма, включающая в себя совокупность ценностей, методов, технических средств, направленных на формирование личности, способной адаптироваться в информационном обществе и выполнять ряд необходимых функций. По соображениям А.В. Литвина, «для того, чтобы ученики научились отличать реальность от той информации, которая подается телевидением или другими масс-медиа, педагоги должны использовать средства коммуникации в учебном процессе в дидактически целесообразных, дифференцированных соотношениях с объектами предметного мира (материальными средствами обучения), ИКТ и другими дидактическими средствами, монтируя новые технологии (в нашем случае медиаобразовательные) в традиционные дидактические приемы и технические средства обучения ...». Задача педагогов - научить самостоятельной обработке, дифференциации, оценке и систематизации информации [2, с. 333]. Основным в профессиональной подготовке учителя являются не сами медиаобразовательные технологии, а способность к их использованию, умение критически их воспринимать, анализировать, знать особенности применения в учебно-воспитательном процессе на протяжении всей жизни. Это должно побуждать к глубинному изучению и эффективному применению в будущей профессионально-педагогической деятельности средств массовой информации. Педагог, как считает Г. П. Васянович, несет морально-правовую ответственность за внедрение в практику обучения и воспитания технологий, направленных прежде всего на гуманизацию жизнедеятельности человека, осознание будущим специалистом настоящего и будущего развития нации и человечества [3, с. 20, 21]. Медиаграмотный будущий педагог должен владеть комплексом медиазнаний, умений и навыков, иметь сформированные медиаценности с целью формирования медиакультуры у школьников и их родителей в условиях развития современного информационного общества.

С целью выявления современного состояния подготовки будущих педагогов к применению информационных, компьютерных и медиаобразовательных технологий мы, еще в 2022году, проанализировали учебные планы и программы педагогических вузов. В одном из экспериментальных вузов не предусматривается изучение дисциплин медиаобразования, ключевых понятий, связанных с медиаобразованием. Проведенные со студентами беседы позволяют констатировать низкий уровень

May 2024

250

знаний в области информационных, компьютерных и медиаобразовательных технологий. Это связано с тем, что на изучение информационных дисциплин отводится незначительное количество часов, к тому же не всегда к ведению курсов привлекаются специалисты из этой области знаний. По нашему мнению, важнейшим фактором успешности медиаобразования является ее кадровый потенциал. Без организационного решения проблемы подготовки профессиональных медиапедагогов дальнейший прогресс в этой области невозможен. На сегодня ни в одном из вузов на факультетах подготовки журналистов не открыто специальности медиапедагог. Актуальной становится эта проблемы и на законодательном уровне: необходимо принять законопроект, который предусматривал бы внедрение медиаобразования на всех уровнях обучения начиная с дошкольного образования и заканчивая самообразованием. Фрагментарное применение медиаобразовательных технологий в высшей школе связано с низким уровнем информационной грамотности преподавателей, нежеланием изучать информационные технологии, осваивать возможности их применения на занятиях, отсутствием разработанной методики, программного и методического обеспечения, методических рекомендаций, факультативов, спецкурсов, медиаобразовательного учебной среды. Согласно исследованию «Инновации в образовании» [4], проведенному в 2011 г. по инициативе Мюгшой, 61 % преподавателей назвали собственную недостаточную техническую подготовку серьезным препятствием для внедрения информационных технологий в образование [5]. Беседы, наблюдение, анкетирование, проведенные нами с учителями и студентами, позволяют утверждать, что значительная их часть (66 %) вообще не изучала информационные технологии и возможности их применения в профессиональной деятельности, поэтому не подготовлена к использованию медиаобразовательных технологий в учебном процессе и повседневной жизни. Указанное частично связано с нежеланием педагогов изучать компьютерные и медиаобразовательные технологии, чрезвычайной их занятостью учебной, воспитательной, методической, организационной и документальной работой, недостаточным материально-техническим обеспечением школ и вузов (недостаточное количество компьютеров, проблемы доступа к сети Интернет) и др. Большинство педагогов (62 %) не готовы объяснить сущность и содержание терминов «медиаобразование», «технология», иногда лишь интуитивно высказывают мнения, частично приближенные к правильному их пониманию. Большинство педагогов (72 %) не понимают, что такое «медиаобразование», для чего оно нужно, не проявляют желания углублять знания в этой области. Интеграция медиаобразования в учебные планы вузов, по словам А.А.Франчук,

May 2024

251

O'zbekiston Milliy Universiteti O'zbekistonda mediata'lim:muammolar, yechimlar va istiqbollar

^ationalUniversity^fUzbekista^^^^^^^^^Media^dHii

заключается в том, чтобы находить как можно больше точек соприкосновения учебной информации и информационных потоков, с которыми сталкивается студент ежедневно вне учебного заведения [6, с. 45]. Согласно социально-педагогической классификации, современные медиа делятся: по типу основного средства (пресса, радио, кино, телевидения, видео, компьютерные сети и др.); по каналу восприятия (аудио, видео, аудиовизуальные, знаковые, текстовые, графические) по месту использования (индивидуальные, групповые, массовые, домашние, рабочие, транспортные и др.), по содержанию информации, направлением социализации (идеологические, политические, морально-воспитательные, познавательно-обучающие, эстетические, экологические) [7]. Наличие большого количества негативной информации в современных средствах массовой информации побуждает не только к обучению учащихся и студентов восприятию информации с медиа, но и к созданию специальных медиаобразовательных проектов, применению учебно-познавательной информации из периодических источников, программ радио, кино, телевидения, сайтов сети Интернет при преподавании лекционных, семинарских занятий, самостоятельной работы студентов, а также работы с современными средствами массовой информации с целью выявления фальсификации, способов манипуляции, негативного воздействия на подсознание детей и взрослых. Это способствует формированию критического мышления, собственных мыслей, взглядов, убеждений, что положительно влияет на развитие лидерских качеств студентов. По мнению А. В. Куценко, «... идеальная форма медиаобразования - это система, выстроенная от начальной школы до выпускных классов, а это, в свою очередь, повлечет за собой и изменение подготовки будущих педагогов всех школьных предметов, активно привлекая их к основам медиаграмотности» [8]. Указанное побуждает к анализу имеющихся в современном медиапространстве медиаобразовательных технологий с целью разработки методики их применения в профессиональной подготовке будущих педагогов и повседневной жизни и как следствие усовершенствование системы непрерывного образования.

REFERENCES:

1. Вартова Е. Л. Информационное общество в стратегии Европейского Союза [Електронний ресурс] // Законодательство и практика средств массовой информации. - 1998. - URL : http://istina.msu.ru/publications/article/1087434/. -Назва з екрану.

252

May 2024

O'zbekiston МПИу Universiteti О^ЬеИ^о^а mediata'lim:muammolar, уесМт1аг га 1нй^Ьо11аг

2. Литвин А. В. 1нформатизащя професiйно-технiчних навчальних закладiв будiвельного профiлю : монографiя. - Львiв : Компартiя "Манускрипт", 2011. -498 с.

3. Васянович Г. П. Морально-правова вщповщальшсть педагога (теоретикометодолопчний аспект) : монографiя. - К.; Львiв : Армiя Украши, 1997. - 163 с.

4. Недостатня комп'ютеризащя украшських шкш перешкоджае розвитку iнновацiйноi освiти [Електронний ресурс] // Новини середньо!' освгги. - Режим доступу : http://osvita.ua/school/news/18790/. - Назва з титул. екрану.

5. Новини середньоi школи. До кшця цього року вчителi мають оволодiти комп'ютером [Електронний ресурс] // Мшютерство освiти i науки. - Режим доступу : http://osvita.ua/school/news/19598/ - Назва з екрану.

6. Франчук О. А. Використання медiаосвiтнiх технологш у навчальному закладi як один з ефективних шляхiв соцiологiзацii учшв // Медiа-атака : матерiали мiжнародноi конференцii "Медiаосвiтаяк частина громадсько!' освгги". - Львiв : Нова журналютика, 2002. - 56 с.

7. Онкович Г. В. Медiаосвiта (загальний курс) : програма навчального курсу для студенлв вищих навчальних заклащв / Г. В. Онкович. - К. : 1ВО НАПН Украши, 2010. - 24 с.

8. Куценко Е. В. Интеграция основ медиаграмотности в школьную систему образования : матерiали науково-практичного семшару "Медiапсихологiя i медiаосвiта в сучасному украшському просторi" [Електронний ресурс]. - 25 травня 2011 року. - Режим доступу : http://ispp.org.ua/podiy_30_publ.htm - Назва з екрану.

253

May 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.