Научная статья на тему 'Кайда Л. Г. Эссе: стилистический портрет. М. : Флинта; Наука, 2008. 181 с'

Кайда Л. Г. Эссе: стилистический портрет. М. : Флинта; Наука, 2008. 181 с Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
962
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кайда Л. Г. Эссе: стилистический портрет. М. : Флинта; Наука, 2008. 181 с»

В литературоведческой части нам показался очень актуальным разговор о рецепции творчества Андерсена Евгением Шварцем (Н. А. Вишневская. «Понятие тени у Шамиссо, Андерсена, Шварца и индийских романтиков», Е. И. Исаева. «Ханс Кристиан Андерсен и Евгений Шварц»). Драматургия Шварца на протяжении многих десятилетий вызывает очень большой интерес, уже много раз обсуждался диссидентский подтекст его пьес, но почему именно датский сказочник стал для Шварца образцом творца, поэта, воплощением творческой совести, символом сказочного и светлого начала — по-прежнему очень интересно. Характерно, что на протяжении XX в. фигура Андерсена по-своему мифологизировалась, и рецепция его сказок в эпоху рубежа веков (Оскар Уайльд) и первой половины XX в. — тема для отдельного разговора. В статье Н. А. Вишневской поднимается еще одна очень интересная проблема: мотив двойничества в литературе XIX—XX вв. Окрашенный романтической фантастикой, готическим вымыслом, этот мотив вошел в фантастическую литературу всякого рода и благополучно странствует по ней до сих пор. У Шварца этот мотив оказывается (в силу уже его времени) перегруженным многочисленными аллюзиями и коннотациями, но для исследователя важно, что пьеса «Тень» — парафраза именно одноименной сказки Андерсена. Вследствие этого тема статьи нам представляется чрезвычайно интересной, острой и заслуживающей дальнейшей разработки.

В целом сборник производит впечатление хотя и неоднозначного, но интересного. Его статьи порождают массу встречных вопросов. Мы считаем, что для научной книги это, скорее, удача.

О. В. Альбрехт (Москва)

Кайда Л. Г. Эссе: стилистический портрет. М. : Флинта; Наука, 2008. — 181 с.

Книга профессора Мадридского университета Комплутенсе Людмилы Григорьевны Кайда продолжает исследования автора, посвященные стилистике художественного и публицистического текста (монографии и учебники «Композиционная поэтика публицистики», «Композиционный анализ художественного текста», «Композиция художественного текста. Стилистический аспект», «Стиль фельетона» и др.).

Несмотря на то, что в последние годы активно развивается теория публицистических жанров, анализу жанра эссе посвящены единичные работы В. В. Максимова, Н. Б. Руженцевой, М. Н. Эпштейна, О. И. Северской, А. Л. Дмитровского и некоторых других авторов. Книга Л. Г. Кайда — первое монографическое исследование жанра эссе с помощью методики декодирования. Для описания многоликого жанра эссе, используемого в художественной словесности, публицистике, философии, автор удачно избирает нетрадиционную форму, обозначенную в заглавии как «стилистический портрет», а в предисловии — как «со-размышле-

ние автора с читателем над филологической сутью жанровой формы “свободной композиции” и приемами создания эссеистического авторского “я”».

В книге рассматривается история возникновения жанра эссе в зарубежной литературе и в русской словесности; описываются жанровые варианты эссе, анализируются стилистические приемы эссеизации в современной российской публицистике, проводится сопоставительный анализ на материале испанской и русской эссеистики.

Первая глава — «Генеалогическое древо эссе» — содержит анализ эссе М. Монтеня, «прародителя всех нынешних жанров», и размышления о «поэтике культуры» М. Бахтина, роли его исследований для дальнейшего развития филологического анализа текста.

Вторая глава включает краткий обзор исследований по теории эссе, а также описание метода эссеистического мышления, жанровых особенностей эссе (личностное начало и особенности авторского «я»; переключение композиционно-речевых, понятийно-художественных, конкретно-абстрактных и др. планов; подвижность границ жанра; наличие переходных форм документальной и художественной эссеистики; богатые выразительные возможности; иллюзия спонтанности; переплетение образно-понятийных нитей как основа композиционно-речевой структуры и др.).

Третья глава книги посвящена анализу истоков эссе в русской литературе. Вопреки традиционному мнению о том, что жанр эссе зародился в XVI в. во Франции («Essais» М. Монтеня), Л. Г. Кайда относит к истокам мировой эссеис-тики и произведения древнерусской литературы (жанр «слово»: «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, «Слово о погибели русской земли», «Слово о полку Игореве»), и первые русские риторики, и «Слова и речи» Ф. Прокоповича, и «Слова о...» М. Ломоносова, и многие другие произведения русской словесности XI—XVIII вв. Несомненно, стилистически эти произведения близки жанру эссе и могут рассматриваться как источники жанра.

В четвертой главе содержится критический анализ современной российской публицистики, анализируется влияние жанра эссе на авторскую публицистику; стилистические приемы эссеизации рассматриваются с использованием методики декодирования на примере статей В. Лошака, С. Лескова, О. Бакушинской и других журналистов; впервые в научный обиход вводится категория «эссеисти-ческая позиция автора».

Последняя, пятая, глава посвящена анализу черт, общих для жанра эссе в разных лингвокультурах, в частности в испанской эссеистике, активизировавшейся в кризисный период развития общества, отдельные замечания касаются американской газетной эссеистики.

Автор не ставит перед собой задачу дать окончательные ответы на все вопросы, предложить четкую и однозначную характеристику жанра. «Портрет» жанра представляет собой, скорее, набросок, или, по словам Ю. М. Лотмана, «портрет в манере сфумато». Именно так называет Л. Г. Кайда заключение своей книги-размышления. Как раз в этом и состоит основная ценность работы — в побуждении читателя к дальнейшему размышлению, самостоятельным выводам, к продолжению анализа жанра эссе.

Книга Л. Г. Кайда чрезвычайно полезна при подготовке филологов и журналистов, в работе над университетскими курсами «Стилистика», «Литературное редактирование», «Язык и стиль СМИ» и многими другими. Особенно интересен взгляд на современную русскую эссеистику с позиции человека, много лет живущего и преподающего в Испании, взгляд одновременно «изнутри» и «извне». Теоретические размышления сопровождаются глубоким и подробным анализом эссе М. Монтеня, И. А. Бунина, Э. Л. Доктороу, О. Пас, Л. Гойтисоло, К. Х. Селы и многих других авторов, а также произведений, близких к эссе по своим жанровым признакам, например рассказа Л. Н. Толстого «После бала».

К несомненным достоинствам книги можно отнести приложение, включающее эссе И. А. Бунина, современных российских публицистов В. Лошака и С. Лескова, а также переводы эссе англо- и испаноязычных авторов, неизвестных российскому читателю.

Книга «Эссе: стилистический портрет», конечно же, не содержит исчерпывающий анализ этого жанра. Хотелось бы в дальнейшем увидеть созданное на основе этой книги учебное пособие, включающее библиографию работ по теории жанра и исследований эссе в различных аспектах, тексты для анализа, вопросы и задания для самостоятельной работы студентов.

О. В. Фокина (МПГУ, ПСТГУ)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.