2008.03.011. КАЙДА Л.Г. ЭССЕ: СТИЛИСТИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ. -М.: Флинта: Наука, 2008. - 184 с.
В монографии доктора филол. наук Л.Г. Кайда (заслуженный проф. Мадридского университета Комплутенсе) «стилистический портрет» эссе составлен по материалам древнерусской, русской классической и иностранной литературы. Пытаясь воссоздать общую концепцию жанра, автор отметила его универсальность, основанную на пограничном состоянии между художественным и нехудожественным типом словесности. Эссе принимает литературную или документальную формы в зависимости от авторского «я»1.
«Отцовство» жанра принадлежит французскому мыслителю XVI в. М. Монтеню, который в книге «Essais» (в переводе на русский - попытка, проба, очерк) заявил: «Содержание моей книги - я сам»2. Ломая утвердившиеся каноны творчества писателей Возрождения, Монтень впервые направил мысль в собственные глубины, исследуя зарождение, формирование и движение суждений. Как элементы текста он использовал философские и физиологические наблюдения, заметку из дневника, художественный образ, практический совет, комментарий к высказываниям других авторов, нравоучение, афористическое обобщение и многое другое.
Л.Г. Кайда приводит мнение современного исследователя М. Эпштейна, считающего, что именно переход из образного ряда в понятийный, из отвлеченного - в бытовой позволяют эссе сохранять целостность. Если один из способов миропостижения (образный или понятийный, сюжетный или аналитический, исповедальный или нравоописательный) начнет преобладать, то «эссе сразу разрушится как жанр, превратится в одну из своих составляющих:
1 См.: Кайда Л.Г. Авторская позиция в публицистике: (функционально-стилистич. исслед. газетных жанров): Дис. ... д-ра филол. наук. - М., 1992; Кайда Л.Г. Декодирование эссе - жанра без возраста и границ // Стилистика текста: От теории композиции - к декодированию: Учеб. пособие. - М.: Флинта: Наука, 2004; То же. - 2-е изд., испр. и доп. - 2005.
2 Монтень М. Опыты: В 3 кн. - М.: Голос, 1992. - Кн. 1. - С. 5.
в беллетристическое повествование или философское рассуждение, в интимный дневник или исторический очерк»1.
Несмотря на то, что в классические поэтики эссе не входит, раздумья о его сути длятся несколько столетий. Изучение жанра в историко-культурном плане позволило французским ученым понять природу его появления. Салонное коммуникативное пространство, существенно отличающееся от академического, требовало нового, раскованного и непринужденного стиля общения, в котором происходил бы активный обмен мнениями. Выдвижение в центр внимания салонного человеческого «я» нашло прямое отражение в эссе, где «автор через все говорит о себе, взятом в приватном, частном модусе»2. По мнению Л.Г. Кайда, в этот момент произошло соединение опыта общения и опыта научного осмысления. «Генетическим кодом» родившегося жанра исследовательница считает фразу М. Монтеня: «Я рисую не кого-либо, а самого себя»3. Однако только неординарная личность, пропустив мир через свое восприятие, становится выразителем своей эпохи и национальной культуры. В.В. Розанов, вступая в «явный диалог с Монтенем», выделял «в эссеистическом чтении возможность понять не только себя, но и мир» (с. 53).
Самым ранним ростком эссеистики в отечественной культуре было «Слово» - оригинальный жанр древнерусской литературы (XI в.). Внешнюю близость исследовательница отмечает в манере древнерусских авторов размышлять над проблемами философии, религии, бытия; внутреннюю - в композиционно-речевой модели спонтанного развития мысли, семантическим центром которой является заголовок «Слово о...»
В «Слове о законе и благодати», написанном первым митрополитом Илларионом, «древний мир являет нам свой лик через личность автора, а патриотическая причастность к судьбе русской земли - через его философские помыслы» (с. 68-69). Еще ближе к
1 Эпштейн М. Все эссе: В 2 кн. - Екатеринбург: У-Фактория, 2005. - Кн. 1: В России. - С. 490.
2
Соломеин А.Ю. Французская национальная гуманитарная традиция: Специфика и генезис // Credo new: Теоретич. журнал. - СПб., 2003. - № 3. - Режим доступа: http://orenburg.ri/culture/credo/03_2003/14.html
3 Монтень М. Опыты: В 3 кн. - М.: Голос, 1992. - Кн. 1. - С. 5.
жанру эссе «Слово о погибели русской земли», в основе которого не портретные зарисовки, но «внутренний мир автора, сопричастность и со-переживание, гордость за со-отечество (Великую Русь)» (с. 70).
Л.Г. Кайда рассматривает проявление эссеистического «я» в разных жанрах. В «Житии протопопа Аввакума» присутствуют стихи как «поэтический опыт рефлексии, столь напоминающий эссеистическое откровение» (с. 72). С текстом «Духовного регламента» Феофана Прокоповича традиционно связывают зарождение публицистического эссе, в котором выражены духовные и нравственные мотивы возрождения наук. М.В. Ломоносов в эссеистиче-ских философско-литературных статьях задумывался о судьбах русского языка, о путях развития науки, о литературном труде. М.М. Сперанский в «Правилах высшего красноречия» (1792) «поставил в один ряд науку о красивой речи с умением развить в себе эссеистическое мышление» (с. 76).
Особый интерес для исследователя представляют художественные и документальные эссе А.С. Пушкина. В литературных портретах-биографиях - «Ломоносов», «Александр Радищев», «Дельвиг» - есть движение мысли, разнообразие тем, полемически заостренные размышления, что позволяет рассматривать их в ряду примеров художественной эссеистики. Однако «придирчивый исследователь никогда бы не отнес эти работы к жанру эссе, а посчитал бы их литературными заметками с элементами эссе» (с. 77), - отмечает Л.Г. Кайда. Сами названия пушкинских работ -«О поэтическом слоге», «О смелости выражений», «О "Ромео и Джюльете" Шекспира», «О журнальной критике», «О народной драме и драме "Марфа Посадница"», «Наброски статей о Баратынском» и др. - свидетельствуют об их художественно-эссеистической форме. К документальной эссеистике тяготеют «Отрывки из писем», «Мысли», «Замечания», в которых «искрометная пушкинская мысль» соответствует «композиционно-речевой схеме документального текста» (с. 79).
Близким к жанру эссе по всем признакам (в первую очередь, по игре ума в подтексте) автор монографии считает рассказ Л. Толстого «После бала», основанный на философско-художест-венном осмыслении одного социально-нравственного явления. Сам заголовок подсказывает читателю координаты поиска ответа на
главный вопрос произведения: случай или среда изменили человеческую жизнь? Упоминая о том, что позиция Толстого по отношению к правительственному насилию, выраженная в публицистических статьях, была активной и бескомпромиссной, исследовательница проводит анализ композиции рассказа по методике декодирования. Сравнивая и сопоставляя эксплицитный и имплицитный планы текста, декодируя подтекст во всех его звеньях, Л.Г. Кайда выявляет глубину психологической катастрофы и духовной метаморфозы героя, философскую концепцию Л. Толстого. Автор приходит к выводу о чисто эссеистической форме рассказа «После бала», главной темой которого считает взаимодействие и противостояние личности и среды. Рефлексия входит в художественную ткань произведения, обогащая образы героев и одновременно проявляя авторское «я», поэтому разделить философское и художественное начало в романах, повестях и рассказах Толстого невозможно: «Это прочный сплав, характеризующий творческую манеру, которую сегодня принято называть эссеизацией художественного текста» (с. 65).
Своеобразие эссеистического почерка И.А. Бунина автор монографии видит в персонификации лирического «я», происходящей на всех стилистических уровнях текста; при этом акцент смещается в область мыслей и чувств. В результате свободная и бессюжетная форма приближает бунинские короткие рассказы к эссе: например, «Поздней ночью», «Un petit accident» («Маленькое происшествие»). Анализируя эти рассказы-эссе, Л.Г. Кайда обращает внимание на систему художественных образов и деталей, обнажающих психологическую ауру пишущего: «Вот уж поистине тот самый случай, когда все доведено до такого совершенства, что приходится всматриваться в каждую деталь, когда всякая нелогичность, странность проявляется в ином смысле, только в соотнесении с целым, т.е. в художественном единстве эссеистического текста» (с. 89).
Для русской литературы более позднего периода характерно двойственное отношение к рассматриваемому жанру: «С одной стороны, это объясняется традиционно сложившимся мнением об эссе как о вершине профессиональной творческой работы, с другой -скептическим отношением к нему как к ненужному умствованию и философствованию» (с. 80).
Множество определений, предложенных на протяжении всей истории существования эссе, не обозначили теоретических параметров жанровой системы, а только коснулись ее контуров. По мнению исследовательницы, даже в «Энциклопедическом словаре терминов»1 дана «вольная» характеристика этого жанра (с. 92). Л.Г. Кайда сетует: «Эссеистика сегодня - это в большой степени "благородная" болезнь: комплексом эссеиста заражены все, и пишут они обо всем в стиле "ну, так сказать, как бы типа эссе". Преобладание таких текстов в современном медиапростран-стве несомненно. Их тысячи, названных эссе, выложенных на разных сайтах в Интернете. На "Yahoo!" на запрос "эссе как жанр" открылось 85 700 документов (декабрь 2006 г.). Сколько их сегодня -даже не интересно. Здесь и "эссе об эссе", и статьи о том, что такое эссе и как научиться его писать, и сами эссе на любые темы - от "Любимой книги" до... "Что было бы с бабушкой, если бы у нее было все как у дедушки." Ученик 5 класса общеобразовательной школы пишет эссе о том, как провел летние каникулы. Студент 3-го курса Высшей школы экономики - о "Капитале" К. Маркса. Есть эссе "О палочках", "О знаменитой водке", "О сексуальной ориентации..." Медиапространство стонет от боли, от "эссемании"» (с. 95).
Напоминая о том, что М. Монтень, пытался уберечь жанр от бессмысленного экскурса в никуда и ввел понятие личного «опыта», который должен быть «взвешен» (сопоставлен с опытом человечества), Л.Г. Кайда замечает: «Он, конечно, тогда и подумать не мог о том, что когда-нибудь появится Интернет, а в нем - блоги, где любой желающий, иногда - откровенный графоман, свою писанину станет называть модным ныне словом "эссе"» (с. 96).
Кроме эссеистики, блуждающей между художественной и нехудожественной словесностью, в журнально-газетной публицистике существует тип текста, тяготеющий к эссе и названный «экспресс-эссе» за краткость, афористичность, насыщенную философичность. Современный испанский автор «экспресс-эссе» «Диагноз: "дебатит"» Кармен Рико Годой, сталкивая нейтральное понятие «дебаты» с его этимологией, производит неологизм от
1 Борев Ю.Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедия. словарь терминов. - М.: Астрель: АСТ, 2003. - С. 427.
медицинского диагноза схожих по звучанию болезней и тем самым подчеркивает абсурдную страсть к дебатам ни о чем. Этот текст исследовательница сравнивает с классическим эссе М. Монтеня «Об искусстве беседы», в котором даны психологические портреты спорящих и как бы предугадывается ситуация, описанная испанским автором спустя несколько столетий (с. 140). «Сквозная» тема прослежена в эссе через сопоставление трех участников спора, по-разному отражающих предмет дискуссии, а также «индивидуальность» ее воплощения.
Л.Г. Кайда провидит ряд сравнений однотемных текстов. Нобелевский лауреат Октавио Пас и его ессе «О критике» анализируются в сопоставлении с американским журналистом А. О. Скоттом и его статьей «Критики ходят в кино ради нас»: «Авторский взгляд проявлен в разных тональностях текстов - эссеистической и публицистической, лингвистический механизм создания каждой из которых определяет жанр» (с. 141). Работа А. Макарова «Чем богатые отличаются от бедных?» («Известия», 16 августа 2006 г.) рассматриваются в контексте эссе М. Монтеня «О существующем среди нас неравенстве». По мнению Л.Г. Кайда, «открыто выраженная позиция авторского "я", свойственная документальной газетной публицистике... и является самой характерной дефиницией трансформации жанра.» (с. 147).
В заключение исследовательница пишет: «Можно утверждать, что главное в обучении написанию эссе - не следование плану, который предлагают практически все авторы статей о том, как его писать, а глубокое погружение в процесс осмысления явления, события, чьего-то мнения о чем-то и т.д. Эссе - жанр спонтанный, неожиданный, значит, и оригинальный» (с. 150-151). Он не поддается классификации, так как все попытки дать схемы и инструкции написания убивают творческое начало автора.
К.А. Жулькова