Научная статья на тему 'КАТЕХИЗИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ МИТРОПОЛИТА МИХАИЛА (ДЕСНИЦКОГО): СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ'

КАТЕХИЗИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ МИТРОПОЛИТА МИХАИЛА (ДЕСНИЦКОГО): СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Митрополит Михаил (Десницкий) / катехизис / труды / состав и содержание / Metropolitan Michael (Desnitsky) / Catechism / works / composition and content

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Артемий Сергеевич Кирко

Целью настоящей статьи является изучение катехизического учения митрополита Михаила (Десницкого) (1761–1821). Актуальность исследования обусловлена тем, что, несмотря на крупное богословские наследие и важную роль в истории Русской Православной Церкви, катехизическое учение митрополита Михаила не подвергалось систематическому изучению со стороны Православной Церкви. Объектом исследования является катехизическое учение Православной Церкви, а предметом исследования — катехизическое учение митрополита Михаила (Десницкого). Методология данного исследования выстраивается в соответствии с поставленными задачами. В качестве основных методов исследования заявлены общенаучные методы: описание и анализ. Посредством вышеуказанных методов описывается катехизическое учение митрополита Михаила и анализируется его состав. В результате исследования выделены и охарактеризованы особенности катехизического учения митрополита Михаила.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Артемий Сергеевич Кирко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CATECHETICAL TEACHING OF METROPOLITAN MICHAEL (DESNITSKY): COMPOSITION AND CONTENT

The aim of this work is to study the catechetical teaching of Metropolitan Mikhail (Desnitsky) (1761–1821). The relevance of the study depends on the fact that despite the large theological heritage and an important role in the history of the Russian Orthodox Church, the catechetical teaching of Metropolitan Michael has not been systematically studied by the Orthodox Church. The object of the study is the catechetical teaching of the Orthodox Church, and the subject of the study is the catechetical teaching of Metropolitan Michael (Desnitsky). The methodology of this study is built in accordance with the objectives. As the main research methods, general scientific methods are required: description and analysis. By the methods mentioned above, the catechetical teaching of Metropolitan Michael is described and its composition is analyzed. As a result of the study, the features of the catechetical teaching of Metropolitan Mikhail are identified and characterized.

Текст научной работы на тему «КАТЕХИЗИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ МИТРОПОЛИТА МИХАИЛА (ДЕСНИЦКОГО): СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ»

Ипатьевский вестник. 2024. №1 (25). С. 40-47 Ipatievsky vestnik. 2024. №1 (25). Р. 40-47

БОГОСЛОВСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Научная статья ТРУДЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

УДК 252

DOI: 10.24412/2309-5164-2024-1-40-47

Катехизическое учение митрополита Михаила (Десницкого):

состав и содержание

Артемий Сергеевич Кирко, Минская духовная академия, Минск, Беларусь, kirkoartemiy@gmail.com

Аннотация. Целью настоящей статьи является изучение катехизического учения митрополита Михаила (Десницкого) (1761-1821). Актуальность исследования обусловлена тем, что, несмотря на крупное богословские наследие и важную роль в истории Русской Православной Церкви, катехизическое учение митрополита Михаила не подвергалось систематическому изучению со стороны Православной Церкви. Объектом исследования является катехизическое учение Православной Церкви, а предметом исследования — катехизическое учение митрополита Михаила (Десницкого). Методология данного исследования выстраивается в соответствии с поставленными задачами. В качестве основных методов исследования заявлены общенаучные методы: описание и анализ. Посредством вышеуказанных методов описывается катехизическое учение митрополита Михаила и анализируется его состав. В результате исследования выделены и охарактеризованы особенности катехизического учения митрополита Михаила.

Ключевые слова: Митрополит Михаил (Десницкий); катехизис; труды; состав и содержание

Для цитирования: Кирко А. С., свящ. Катехизическое учение митрополита Михаила (Десницкого): состав и содержание // Ипатьевский вестник. 2024. № 1. С. 40-47 Ь«рБ:// doi.org/10.24412/2309-5164-2024-1-40-47

Иерей Артемий Кирко, магистр богословия, аспирант Минской духовной академии, заведующий Отделением заочного обучения Минской духовной академии /

Priest Artemy Kirko, Master of Theology, postgraduate student of the Minsk Theological Academy, head of the Department of Correspondence Studies of the Minsk Theological Academy

© Кирко А. С., 2024. 40

THEOLOGICAL STUDIES

Scientific article

Catechetical teaching of Metropolitan Michael (Desnitsky):

composition and content

Artemy Sergeevich Kirko, Minsk Theological Academy, Minsk, Belarus, kirkoartemiy@gmail.com

Abstract. The aim of this work is to study the catechetical teaching of Metropolitan Mikhail (Desnitsky) (1761-1821). The relevance of the study depends on the fact that despite the large theological heritage and an important role in the history of the Russian Orthodox Church, the catechetical teaching of Metropolitan Michael has not been systematically studied by the Orthodox Church. The object of the study is the catechetical teaching of the Orthodox Church, and the subject of the study is the catechetical teaching of Metropolitan Michael (Desnitsky). The methodology of this study is built in accordance with the objectives. As the main research methods, general scientific methods are required: description and analysis. By the methods mentioned above, the catechetical teaching of Metropolitan Michael is described and its composition is analyzed. As a result of the study, the features of the catechetical teaching of Metropolitan Mikhail are identified and characterized.

Keywords: Metropolitan Michael (Desnitsky); Catechism; works; composition and content

For citation: Kirko A. S., priest. Catechetical teaching of Metropolitan Michael (Desnitsky): composition and content // Ipatievsky vestnik. 2024. № . 1. Р. 40-47 (In Russian). https:// doi.org/10.24412/2309-5164-2024-1-40-47

МИТРОПОЛИТ Михаил (Десницкий) (1761-1821) является одним из крупнейших российских богословов начала XIX столетия. Его творчество оказало влияние на формирование богословских взглядов таких иерархов, как, например, святитель Филарет (Дроздов). Митрополит Михаил руководил столичной Санкт-Петербургской кафедрой, был Первоприсутствующим членом Святейшего Синода1, принимал активное участие в реформировании духовного образования, будучи в «Комиссии духовных училищ», выступал главным цензором при переводе Священного Писания на русский язык в «Библейском обществе»2. Актуальность работы обусловлена необходимостью введения в научный оборот богословского наследия митрополита Михаила (Десницкого) ввиду отсутствия системных исследований по указанной теме. Большинство публикаций посвящено жизни и творчеству современников митрополита Ми-

1 Горчаков Н. Д. Некоторые черты из жизни Михаила, митрополита Новгородского и С.- Петербургского и избранные мысли из последних пастырских бесед его об освященном храме и молитве, о святых иконах и об алтаре. М.: Типография Августа Семена, при Императорской Медико-Хирургической Академии, 1842. С. 34-35.

2 Гордеев Г., священник. Деятельность митрополита Филарета (Дроздова) по переводу Библии на русский язык. Л.: Ленинградская Православная Духовная Академия, 1977. С. 11-12.

хаила: святителям Филарету (Дроздову), Иннокентию (Смирнову) митрополиту Серафиму (Глаголевскому), архимандриту Фотию (Спасскому) и др. В связи с этим становится очевидно, что фигура митрополита Михаила и его творческое наследие остаются на периферии в современной церковно-исторической науке. Целью исследования является изучение катехизического учения митрополита Михаила (Десницкого) (1761-1821). Данная статья представляет собой самостоятельное исследование, подготовленное на основании изучения источников и литературы по теме. Научная новизна заключается в том, что по теме «Катехизическое учение митрополита Михаила (Десницкого): состав и содержание» не проведено ни одного исследования. В качестве основных методов исследования заявлены общенаучные методы: описание и анализ. Посредством вышеуказанных методов описывается катехизическое учение митрополита Михаила и анализируется его состав.

Митрополит Михаил был талантливым оратором и плодовитым писателем. Труды владыки издавались как при его жизни, так и после смерти1. Однако «Катехизис» был издан только один раз с разрешения императора Александра I после смерти митрополита. В период с 1822 по 1824 год было выпущено девять томов трудов митрополита Михаила. В первых шести содержались различные беседы, а в последних трех — «Катехизис»2.

«Катехизис» митрополита Михаила состоит из трех частей и включает в себя 50 бесед, или отделений3. Первая часть «Катехизиса» открывается «Вступлением». В нем говорится о том, что такое «катехизис», чем он отличается от обыкновенных проповедей, какая польза от его изучения, как нужно упражняться в этом учении. Владыка Михаил дал такое определение катехизиса: «...это есть православное Христианское учение как о Триипостасном Боге, так и о состоянии ангелов, человеков и всего мира, в сотворении, искуплении и прославлении»4. Митрополит Михаил называл катехизис «сокращенным вариантом богословия», так как в нем христианское учение раскрывается в том порядке, в котором оно открывалось людям от Бога. Владыка советовал изучать катехизис не частями и отрывками, а целостно и последовательно, чтобы лучше его усвоить5. Сам он преподавал катехизическое учение перед литургией

1 Галник А. М. Михаил (Десницкий), митр. // Православная энциклопедия / Под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Т. XLV. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2017. С. 625-626.

2 Михаил (Десницкий), митр. Беседы в разных местах и в разное время говоренные / митрополит Михаил (Десницкий). Т. VII, Ч. 1. СПб.: В типографии Иос. Иоаннесова, 1823. 502 с.; Михаил (Десницкий), митрополит. Беседы в разных местах и в разное время говоренные / митрополит Михаил (Десницкий). Т. VIII, Ч. 2. СПб.: В типографии Иос. Иоаннесова, 1824. 594 с.; Михаил (Десницкий), митрополит. Беседы в разных местах и в разное время говоренные / митрополит Михаил (Десницкий). Т. IX, Ч. 3. СПб.: В типографии Иос. Иоаннесова, 1824. 446 с.

3 Доброгаев М. Михаил (Десницкий), митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский, бывший архиепископ Черниговский (Окончание) / М. Доброгаев // Черниговские епархиальные ведомости (неофициальная часть). 1894. № 5. С. 215.

4 Михаил (Десницкий), митр. Беседы в разных местах и в разное время говоренные / митрополит Михаил (Десницкий). Т. VII, Ч. 1. СПб.: В типографии Иос. Иоаннесова, 1823. С. VIII.

5 Михаил (Десницкий), митр. Беседы в разных местах и в разное время говоренные / митрополит Михаил (Десницкий). Т. VII, Ч. 1. СПб.: В типографии Иос. Иоаннесова, 1823. С. IX.

по примеру Древней Церкви и апостола Иоанна, о чем можно узнать во введении «Катехизиса».

Первая часть «Катехизиса» состоит из 19-ти глав, или, как они подписаны в самом произведении, отделений: 1. О Боге, о Единосущии Его и свойствах Его. 2. О Триипостасии Божии и различие лиц Его. 3. О сотворении невидимого мира и Ангелов. 4. О седми главных духах и девяти чинах в трех иерархиях. 5. О блаженном состоянии Ангелов и падении некоторых из них. 6. О сотворении мира в шесть дней. 7. О сотворении человека по образу и по подобию Божию. 8. О состоянии первого человека в раю. 9. О падении человека и о несчастных следствиях онаго. 10. О добре и зле, о законе естественном, бывшем в человеке во время непорочности его, потерянном в падении, и восстановленном несколько спасительным обетованием Божиим. 11. О Божественном обетовании искупления. 12. О древности истинной веры и Богослужения, и о языческом идо-лослужении. 13. О сынах Божьих, просвещенных светом Слова и веры, и сынах человеческих, во тьме идолослужения рожденных и живших. 14. О всеобщем потопе, последовавшем за нечестием сынов человеческих. 15. О повторении благодатного обетования Божия Аврааму. 16. О египетском рабстве, и о исходе Сынов Израилевых из Египта. 17. О законе, данном Моисею от Бога на горе Синайской. 18. О сущности закона Моисеева, т.е., в чем состоял Закон Божий. 19. О том, могли ли Закон, Пророки и жертвы спасти человеков? И для чего оне установлены и даны были от Бога1?

Вторая часть «Катехизиса» состоит из 15-ти глав, в которых дается обзор событий начиная от Рождества Христова и до основания Христианской Церкви. Заканчивается вторая часть главами о благодати Божией и учением о семи Таинствах Церкви. Название отделений следующее: 1. О нужде искупления рода человеческого через Сына Божия, и о воплощении Его. 2. О рождении, обрезании, наречении имени, и жизни Искупителя прежде вступления в должность Его звания. 3. О вступлении Иисуса Христа в Посланническую должность Свою, о крещении Его, об искушении, наносимом Ему от диавола, и о святейшем учении Его. 4. О звании апостолов и должности их. 5. О великих чудесах Христовых. 6. О неверии и неблагодарности иудеев, о гонении и намерении убить Иисуса Христа, о предречении Его Самого о Своей смерти, и о славном Преображении Его. 7. О входе во Иерусалим. О тайной вечери, о предании, осуждении, страдании, смерти крестной и погребении Иисуса Христа. 8. О Воскресении Господа нашего Иисуса Христа из мертвых. 9. О Вознесении Господа нашего Иисуса Христа на небо, и о седении Его одесную Отца. 10. О сошествии Святого Духа на Апостолов и о силе и действиях Его. 11. О благодати Божией. 12. О действиях благодати Божией, как-то звании, покаянии, возрождении, просвещении, освящении, прославлении и соединении с Богом. 13. О истинной Церкви Христовой, об основании и утверждении ее, о начале и конце ее, и о свойствах членов ее. 14. О средствах, которыми управляется Церковь Христова и ведется к блаженному своему концу, и именно, о Слове Божием в Законе и Евангелии содержимом, о вере и о таинствах как Ветхого, так и Нового Завета вообще.15. О седми Таинствах Нового За-

1 Там же. С. XXV-XXVI.

вета, и именно, о крещении, миропомазании покаянии, причащении, священстве, браке и елеосвящении1.

Третья часть «Катехизиса» состоит из 16-ти глав и находится в девятом томе «Беседы в разных местах и в разные времена говоренные». Начинается этот том анонимным очерком жизни Михаила, митрополита Санкт-Петербургского, Новгородского, Эстляндского и Финляндского. Вторая половина тома озаглавлена «Катехизическое отделение учения». Туда вошли следующие части: 1. О Догматах, преданиях и обрядах истинной Церкви. 2. О существенности святейшего Христианства, или о возрождении внутреннего человека через Слово, веру и таинства. 3. О том, что совершенное возрождение истинным крестом совершается. 4. О делах тьмы, коих не должно быть в возрожденных человеках. 5. О делах света, в кои должны быть облечены возрожденные. 6. О спасении возрожденных и погибели невозрожденных. 7. О предопределении ко спасению и погибели, взятом в собственном оного смысле. 8. О временной смерти всех человеков. 9. О почитании святых и поминовении усопших. 10. О признаках второго Христова пришествия, и именно — о отложении человеков от всякой власти, о проповедании Евангелия всей твари, о антихристе и муках его. 11. О втором Христовом пришествии, и о воскресении мертвых. 12. О последнем суде Господнем и о разрушении видимого мира. 13. О аде и вечной смерти. 14. О Царстве Божии, и блаженств разумных тварей в Боге. 15. Сокращение всего Катехизического учения. 16. Благодарение Триединому Бог, и увещание слушателям, чтобы не слышателями токмо быть, но и творцами Христианского учения2.

В конце третьей части издатель указывал, что митрополит Михаил (Дес-ницкий), еще будучи священником, впервые прочитал катехизические наставления в храме святого великомученика Иоанна Воина в Москве в 1792 году3. В течение трех лет, по воскресеньям, он читал продолжающийся цикл «Катехизиса», так при его жизни не изданный. «Катехизис» митрополита Михаила во многом пересекается с его произведением «Труд, пища и покой человеческого духа (проповеди о разных предметах христианской веры и нравственности)» в семи книгах4.

В каждой части Катехизиса нумерация глав сквозная. Отделения в первой части Катехизиса начинается с эпиграфа, цитатой из Священного Писания, в которой митрополит Михаил призывает благословение Божией на всех христиан. Хорошее знание Священного Писания Нового и Ветхого Заветов помогает митрополиту Михаилу строить свои рассуждения на твердом основании, каждую свою мысль автор подтверждает цитатой из Священного Писания. Объясняя те или иные вероучительные истины, митрополит Михаил пишет

1 Михаил (Десницкий), митр. Беседы в разных местах и в разное время говоренные / митрополит Михаил (Десницкий). Т. VIII, Ч. 2. СПб.: В типографии Иос. Иоаннесова, 1824. С. 1-111.

2 Михаил (Десницкий), митр. Беседы в разных местах и в разное время говоренные / митрополит Михаил (Десницкий). Т. IX, Ч. 3. СПб.: В типографии Иос. Иоаннесова, 1824. С. I—III.

3 Михаил (Десницкий), митр. Беседы в разных местах и в разное время говоренные / митрополит Михаил (Десницкий). Т. IX, Ч. 3. СПб.: В типографии Иос. Иоаннесова, 1824. С. 446.

4 Очерк жизни Михаила, митрополита С.- Петербургского, Новгородского, Эстляндского и Финляндского. М.: Типография Ведомостей Московской Городской Полиции, 1857.С. 17.

о них часто в вопросо-ответной форме, сам задает вопросы и сам же на них отвечает. Рассматриваемые темы владыка освящает глубоко и всесторонне, что подтверждает объем Катехизиса, каждая из частей которого состоит из более чем четырехсот страниц. В конце каждой главы владыка Михаил делает вывод, часто выводы имеют призыв к исправлению и нравственное наставление для духовной жизни христианина.

В первой части митрополит Михаил особое внимание уделяет 18 главе, где очень подробно объясняет десять заповедей Божиих, которые Бог открыл пророку Моисею на Синайской горе в пятидесятый день после исхода избранного народа из Египта. Во второй части митрополит Михаил больше внимания уделяет 34 главе, где подробно описывает учение Церкви о таинствах: Крещении, Миропомазании, Покаянии, Причащении, Священстве, Браке и Елеосвящении. В самом начале третьей части катехизиса находится биография митрополита Михаила, которая озаглавлена как «Некоторые черты жизни Преосвященней-шего Михаила, Митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского». Автор биографии не указан, скорее всего, первым биографом стал близкий к митрополиту Михаилу человек, который называет владыку своим наставником. Больше всего внимания в третьей части митрополит Михаил уделяет 35 главе, где подробно пишет о догматах, преданиях и обрядах Церкви. Если первую и третью части катехизиса можно охарактеризовать как вероучительные, так как в них большей частью объясняется и описывается вероучение Церкви, то во второй части большое внимание уделяется описанию земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Заканчивается катехизис благодарением Богу и увещанием к исполнению христианского учения.

Существенно повлиял на формирование религиозно-философских взглядов, а также сыграл большую роль в жизни митрополита Михаила Московский митрополит Платон (Левшин). Митрополит Платон сам написал несколько катехизисов, например: «Катехизис», «Краткий катехизис ради обучения малолетних детей христианскому закону», «Сокращенный катехизис для обучения отроков с присовокуплением молитв и христианского нравоучения», «Сокращенный катехизис для священнослужителей», «Православное учение, или Сокращенное христианское богословие». Европейские критики называли эти «Катехизисы» «целой эпохой в истории Церкви»1. Они были переведены на латинский, греческий, армянский, грузинский, немецкий, английский и голландский языки. Несомненно, некоторые положения «Катехизиса» были заимствованы его учеником, митрополитом Михаилом (Десницким).

Некоторые исследователи жизни и трудов митрополита Михаила (Десницкого), например Ю. Е. Кондаков2, усматривали масонское влияние на его труды, особенно ранние, но этот вопрос нуждается в дополнительном исследовании.

1 Розанов Н. П. Митрополит Московский Платон (1737-1812) / Н. П. Розанов. СПб.: Общество ревнителей русского исторического просвещения, 1913. С. 60.

2 Кондакова Ю. Е. Розенкрейцеры, мартинисты и «внутренние христиане» в России конца XVIII — первой четверти XIX века / Ю. Е. Кондаков. СПб: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. С. 476.

Заключение

В данной статье было рассмотрено катехизическое учение митрополита Михаила (Десницкого), его состав и содержание. Было выявлено, что «Катехизис» митрополита Михаила не был отработан детально и был слишком обширен. Основой катехизического учения стало Священное Писание Ветхого и Нового Заветов, но имеются и ссылки на святых отцов и учителей Церкви (святого Григория Неокесарийского, Оригена, святителя Иоанна Златоуста, блаженного Августина Иппонского, святителя Тихоня Задонского и др.), также есть ссылки на Четьи-Минеи святителя Дмитрия Ростовского, Правила Вселенских Соборов, текст Литургии Преждеосвященных Даров. Разъяснения митрополита Михаила логичны, последовательны и убедительны. Он обращал внимание на те аспекты вероучения, к которым нечасто обращались проповедники.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Горчаков Н. Д. Некоторые черты из жизни Михаила, митрополита Новгородского и С. Петербургского и избранные мысли из последних пастырских бесед его об освященном храме и молитве, о святых иконах и об алтаре / Н. Д. Горчаков. — Москва: Типография Августа Семена, при Императорской Медико-Хирургической Академии, 1842. — 59 с.

2. Гордеев Г., свящ. Деятельность митрополита Филарета (Дроздова) по переводу Библии на русский язык / священник Геннадий Гордеев. Л.: Ленинградская Православная Духовная Академия, 1977. 38 с.

3. Галкин А. К. Михаил (Десницкий), митрополит. // Православная энциклопедия / Под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Т. XLV. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2017. С. 624-629.

4. Кондакова Ю. Е. Розенкрейцеры, мартинисты и «внутренние христиане» в России конца XVIII - первой четверти XIX века / Ю. Е. Кондаков. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. 499 с.

5. Доброгаев М. Михаил (Десницкий), митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский, бывший архиепископ Черниговский (Окончание) / М. Доброгаев // Черниговские епархиальные ведомости (неофициальная часть). 1894. № 5. С. 203-216.

6. Михаил (Десницкий), митр. Беседы в разных местах и в разное время говоренные / митрополит Михаил (Десницкий). Т. VII, Ч. 1. СПб.: В типографии Иос. Иоаннесова, 1823. 502 с.

7. Михаил (Десницкий), митрополит. Беседы в разных местах и в разное время говоренные / митрополит Михаил (Десницкий). Т. VIII, Ч. 2. СПб.: В типографии Иос. Иоаннесова, 1824. 594 с.

8. Михаил (Десницкий), митр. Беседы в разных местах и в разное время говоренные / митрополит Михаил (Десницкий). Т. IX, Ч. 3. СПБ.: В типографии Иос. Иоаннесова, 1824. — 446 с.

9. Очерк жизни Михаила, митрополита С.- Петербургского, Новгородского, Эстляндского и Финляндского. М.: Типография Ведомостей Московской Городской Полиции, 1857. 47 с.

10. Розанов, Н. П. Митрополит Московский Платон (1737-1812) / Н. П. Розанов. СПб.: Общество ревнителей русского исторического просвещения, 1913. 93 с.

REFERENCES

1. Gorchakov, N. D. Some features from the life of Mikhail, Metropolitan of Novgorod and St. Petersburg and selected thoughts from his last pastoral conversations about the consecrated church and prayer, about holy icons and about the altar / N. D. Gorchakov. — Moscow: Printing house of August Semyon, at the Imperial Medical-Surgical Academy, 1842. — 59 p.

2. Gordeev, Gennady, priest. The activity of Metropolitan Philaret (Drozdov) in translating the Bible into Russian / Priest Gennady Gordeev. — Leningrad: Leningrad Orthodox Theological Academy, 1977. — 38 p.

3. Orthodox Encyclopedia // Under the editorship of the Patriarch of Moscow and All Rus' Kirill. — T. XLV. — Michael (Desnitsky), Metropolitan. — Moscow: Church-Scientific Center "Orthodox Encyclopedia", 2017. — S. 624-629.

4. Kondakova Yu. E. Rosicrucians, Martinists and "internal Christians" in Russia in the late 18th — first quarter of the 19th century / Yu. E. Kondakov. — St. Petersburg: Publishing house of the Russian State Pedagogical University named after. A. I. Herzen, 2011. — 499 p.

5. Dobrogaev, M. Mikhail (Desnitsky), Metropolitan of St. Petersburg and Novgorod, former Archbishop of Chernigov (End) / M. Dobrogaev // Chernigov Diocesan Gazette (unofficial part). — 1894. — No. 5. — S. 203-216.

6. Michael (Desnitsky), Metropolitan Conversations in different places and at different times spoken / Metropolitan Michael (Desnitsky). -T. VII, Part 1. — St. Petersburg: In the printing house of Ios. Ioannesova, 1823. — 502 p.

7. Michael (Desnitsky), Metropolitan Conversations in different places and at different times spoken / Metropolitan Michael (Desnitsky). T. VIII, Part 2. — St. Petersburg: In the printing house of Ios. Ioannesova, 1824. — 594 p.

8. Michael (Desnitsky), Metropolitan Conversations in different places and at different times spoken / Metropolitan Michael (Desnitsky). T. IX, Part 3. — St. Petersburg: In the printing house of Ios. Ioannesova, 1824. — 446 p.

9. B.a. Essay on the life of Mikhail, Metropolitan of St. Petersburg, Novgorod, Estland and Finland / B.a. — Moscow: Printing house of Vedomosti of the Moscow City Police, 1857. — 47 p.

10. Rozanov, N. P. Metropolitan Platon of Moscow (1737-1812) / N. P. Rozanov. — St. Petersburg: Society of Zealots of Russian Historical Education, 1913. -V, 93 p.

Статья поступила в редакцию 11.10.2023; одобрена после рецензирования: 21.11.2023; принята к публикации 5.12.2023.

The article was submitted 11.10.2023; approved after reviewing: 21.11.2023; accepted for publication 5.12.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.