УДК 2-725
Иерей Артемий Кирко
ЖИЗНЬ И МИСТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ МИТРОПОЛИТА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО И НОВГОРОДСКОГО МИХАИЛА (ДЕСНИЦКОГО) (1761-1821): ИСТОРИОГРАФИЯ ВОПРОСА
Аннотация: Митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Михаил (Десницкий) в начале XIX ст. занимал должность Первоприсутствующего члена Святейшего Синода, возглавлял столичную кафедру, принимал участие в реформах духовного образования и перевода Священного Писания. Таким образом он являлся одним из самых авторитетных церковных деятелей, сыгравшим ключевую роль в развитии Русской Православной Церкви. Важное значение также имели его религиозные взгляды, богословское творчество, под влиянием которых росло следующее поколение архиереев. Несмотря на такую роль в церковной истории России и множество изданных сочинений, дореволюционные публицисты обходили стороной фигуру митрополита Михаила и его литературное наследие, и только часть из них ограничивалась краткими статьями и панегирическими трафаретными жизнеописаниями. Во второй половине ХК ст. исследователи заговорили о наличии у митрополита Михаила религиозно-мистических взглядов, еще позже появились свидетельства об его участии в масонском движении. Такие открытия показали причину, почему жизнеописатели современники избегали составления подробной биографии бывшего столичного архипастыря. В связи с этим вопрос о крупном и современном исследовании жизни и религиозных взглядов митрополита Михаила становится еще более актуальным. Настоящая публикация на основе собранной различной литературы, в том числе библиографических редкостей, представляет первую систематическую историографию о жизни и мистических взглядах митрополита Михаила (Десницкого).
Ключевые слова: митрополит Михаил (Десницкий), религиозный мистицизм, орден розенкрейцеров, российские масонские общества.
Об авторе: Иерей Артемий Кирко - магистр богословия, аспирант Минской духовной академии, заведующий Отделением заочного обучения Минской духовной семинарии. E-mail: kirkoartemiy@gmail.com ORCID: 0000-0002-5423-3518
Ссылка на статью: Артемий Кирко, иерей. Жизнь и мистические взгляды митрополита Санкт-Петербургского и Новгородского Михаила (Десницкого) (1761-1821): историография вопроса // Труды Минской духовной академии. 2021. № 2 (19). С. 61-89.
Введение
Митрополит Михаил (Десницкий) (1761-1821) является одним из крупнейших российских богословов начала XIX ст., который имел немаловажное значение для формирования богословских взглядов таких иерархов, как, например, митрополита Филарета (Дроздова), также его литературное наследие сыграло значимую роль в последующем появлении славянофильства в середине XIX в. Митрополит Михаил занимал самое высокое место в церковно-административной иерархии: руководил столичной Санкт-Петербургской кафедрой, был Первоприсутствующим членом Святейшего Синода, принимал активное участие в реформировании духовного образования, будучи в «Комиссии духовных училищ», работал главным цензором при переводе Священного Писания на русский язык в «Библейском обществе», составил и издал множество гомилетических и вероучительных произведений. Несмотря на крупное богословские наследие и важную роль в истории Русской Православной Церкви, жизнь, литературные труды и мировоззренческие аспекты митрополита Михаила до сих пор не освещались в отдельной монографии, или в систематическом исследовании. В то же время существует много публикаций, всесторонне рассматривающих современников митрополита Ми-
хаила: святителей Филарета (Дроздова) и Иннокентия (Смирнова), митрополита Серафима (Глаголевского), архимандрита Фотия (Спасского) и др. Дореволюционные писатели многократно поднимали вопрос о необходимости составить полную биографию о митрополите Михаиле, однако задача осталась не выполнена. В современной церковной науке имя митрополита Михаила вовсе является забытым. В связи с этим возникает необходимость активизировать память выдающегося иерарха, который фактически возглавлял Русскую Православную Церковь в начале XIX ст. Настоящее исследование ставит своей задачей выявить библиографические редкости и представить первую историографию о жизни и религиозно-мистических взглядах митрополита Михаила.
Список использованной литературы состоит из дореволюционных жизнеописаний, специальных исследований развития богословской мысли, энциклопедий и справочников, публикаций церковной периодической печати и современных монографий.
Историография проблемы
Первые исследователи жизни и богословского наследия митрополита Санкт-Петербургского и Новгородского Михаила (Десницкого) (1761-1821 гг.) ограничивались только краткими очерками его биографии. В ближайшее время после смерти митрополита Михаила, в 1822-1824 гг., были изданы девять томов его творений. В них содержались «Беседы, разных местах и в разные времена говоренные», «Катехизис» в трех частях, а также в начале девятого тома оказалась помещена первая биография митрополита Михаила, увидевшая свет в 1824 г. - «Некоторые черты жизни Преосвященного Михаила, Митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского» [Беседы 1824, 1-43]. Автор не указан. В предисловии к первому тому творений, из-
данному в 1822 г., пишется, что «Почивший в Бозе Преосвященный Михаил за несколько времени пред своей кончиной вручил немалую часть своих сочинений одному из усердных его почитателей с тем, чтобы их напечатать» [Беседы 1824, 10]. Напрашивается вывод, что этот близкий к нему человек очевидно стал первым биографом митрополита Михаила, однако скудость данных позволяет только предположить фамилию автора. Жизнеописатель называет Десницкого своим «наставником» и пишет, что он намерен «собрать некоторые воспоминания», то есть восстановить коллективную память об ушедшем пастыре [Беседы 1824, 10]. Из контекста видно, что автор тесно соприкасался с митрополитом Михаилом в последний период жизни в Санкт-Петербурге. Исходя из этих слов можно указать на митрополита Филарета (Дроздова), эту версию поддерживает ученный Юрий Евгеньевич Кондаков (об этом ниже). Однако стоит отметить, что, согласно некоторым биографам, отношения митрополита Михаила и тогда еще молодого и амбициозного викария Филарета не всегда были дружными [Дроздов 1885, 577; Чистович 1894, 201].
Объем первой биографии составляет чуть меньше одного авторского листа. Содержание отличается простым и ясным изложением, перечислены основные этапы жизненного пути митрополита Михаила, что позволяет поверхностно познакомиться с биографией иерарха. Тем не менее в статье пропущены многие важные биографические детали, совершенно не раскрыта тема богословских взглядов покойного архипастыря. Некоторые жизненные периоды затронуты лишь одним-двумя абзацами, другим же посвящается несравненно больше текста, также встречается лишнее внимание к второстепенным деталям. В целом автор сосредоточен на подражании жанровому стилю житий святых, поэтому в тексте присутствует панегирика и элементы агиографического стиля. Приступив к завершению биографии событиями после смерти митрополита Михаи-
ла, автор использует обращение «святитель» [Беседы 1824, 42], также автор не сомневается, «что и молитвы блаженного Архипастыря о Держав Благочестивого Государя и о Православной Церкви восходят выну в пренебесный мысленный жертвенник Господень» [Беседы 1824, 43].
В 1827 г. вышло второе дополненное издание «Словаря исторического о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви», автора митрополита Евгения (Бол-ховитинова) [Словарь исторический 1827, 75-79]. В данный словарь вошла очень краткая энциклопедического характера биография о митрополите Михаиле. Несмотря на лаконичное содержание, статья содержит много конкретики, чего не обнаруживается в первой и последующих биографиях. Публикация приводит полный список государственных, церковных наград и званий почетного архиерея, точные даты возведения в иерархические степени, получения указов и переводов в другие епархии. Также приводится список его сочинений, которые были изданы при жизни, что очень помогает при анализе издательской деятельности митрополита Михаила. Следует упомянуть, что исследование данной темы выявило, что список сочинений, приведенный в словаре митрополита Евгения (Болхови-тинова), не является полным.
В 1842 г. в журнале «Москвитянин» вышли две статьи русского поэта и переводчика Николая Дмитриевича Горчакова под названием «Некоторые черты из жизни Михаила, митрополита Новгородского и С. Петербургского [Горчаков 1842 № 1, 193-199]» и «Еще некоторые черты из жизни Михаила, митрополита Новгородского и С. Петербургского» [Горчаков 1842 № 2, 525-528]. В том же году несколько расширенный материал этого автора вышел в качестве отдельной брошюры «Некоторые черты из жизни Михаила, митрополита Новгородского и С. Петербургского и избранные мысли из последних пастырских бесед его об освященном храме и молитве, о
святых иконах и об алтаре» [Горчаков 1842]. Биография митрополита Михаила посвящалась государственному деятелю, бывшему министру духовных дел и народного просвещения князю Александру Николаевичу Голицыну. Трудно до конца понять мотивацию такого решения. Митрополит Михаил, как и ряд других иерархов, находился в конфронтации к А. Н. Голицыну. Данное противостояние, правда уже после смерти Десницкого, закончилось увольнением Александра Николаевича с поста министра. Остается только предполагать, что труд Н. Д. Горчакова является попыткой показать А. Н. Голицыну митрополита Михаила как простого, искреннего и любвеобильного пастыря, таким образом примирить князя с покойным иерархом. Данное обстоятельство определяет панегирический стиль жизнеописания, оно фактически лишено критического подхода. Как признается Н. Д. Горчаков, он уделяет больше внимания московскому периоду жизни митрополита Михаила, так как в первом жизнеописании 1824 г. акцент поставлен на период архиерейского служения. В целом, по словам автора, его книга представляет лишь некоторые черты из жизни митрополита Михаила, они должны послужить материалом для полной его биографии [Горчаков 1842, 7-8]. По поводу последнего автор оставляет загадочную фразу: «Все просвещенные и любознательные почитатели памяти Михаила желали бы видеть полную биографию его, написанную искусным пером знаменитого автора Истории Российской Церкви, первых пяти веков Христианства и проч. Его примерная ревность, увлекательный живой слог и обширные познания могут ручаться, что этот труд, посвященный памяти незабвенного иерарха, был бы явлением самым любопытным и полезным в духовной литературе, достойным нашего времени, и, вероятно, его в переводах скоро бы увидели и просвещенная Англия и ученая Германия - государства, в которых имя Михаила давно уже известно и высоко уважаемо» [Горчаков 1842, 8-9]. Однако определить имя «зна-
менитого» историка не удалось. Среди видных ученных того времени не значатся такие, которые исследовали обе темы и выпускали монографии одновременно по истории Русской Православной Церкви и периода Вселенских соборов. В другом месте Н. Д. Горчаков пишет, что «полной его биографии... все любознательные почитатели памяти его, ожидают от достойнейшего писателя [Горчаков 1842, 32]» - очевидно, что надежды не оправдались, так как полная биография митрополита Михаила в итоге не появилась.
Следующая биография митрополита Михаила (Десниц-кого) была опубликована в 1857 г. в брошюре под названием «Очерк жизни Михаила, митрополита С.-Петербургскаго, Новгородскаго, Эстляндскаго и Финляндскаго» [Очерк жизни 1857]. Жизнеописание увидело свет в следующем году после вышедшего последнего тома собрания сочинений митрополита Михаила - «Беседы, в разных местах и в разные времена го-воренные», поэтому биография была представлена в качестве приложения к корпусу богословских трудов митрополита Михаила. Автор не указан. По мнению профессора Юрия Евгеньевича Кондакова, существуют основания полагать, что биография написана митрополитом Филаретом (Дроздовым) [Кондаков 2016, 87]. Во всяком случае внимательное чтение текста показывает, что автор был очень близкий к митрополиту Михаилу человек и хорошо знал его характер. В описании жизненного пути элементы агиографического жанра становятся более развитыми по сравнению с предыдущими биографиями: в младенчестве Михаил как избранник Божий чудесным образом избавлен от смертной болезни, проявлял равнодушие к играм сверстников, предпочитая пение молитв; обеты, данные им Богу в молодости, соблюдались на протяжении всей жизни, всегда проявлял склонность к монашеской уединенной жизни. Перечисленные моменты биография 1857 г. акцентирует ярче, чем остальные.
В 1860 г. в «Трудах Киевской духовной академии» вышла статья «Черниговские архиереи», где в семи страницах изложена биография митрополита Михаила [Гумилевский 1860, 273280], без указания автора. Маленькая заметка в конце статьи указывает, что материал взят из приготовленного к изданию сочинения «Историко-статистическое описание Черниговской епархии». Действительно, в 1873 г. данное издание увидело свет с полностью перепечатанным текстом биографии митрополита Михаила [Гумилевский 1873, 104-111]. Автором «исто-рико-статистического описания» является архиепископ Филарет (Гумилевский), поэтому очевидно, что именно он издал статью 1860 г. в трудах Киевской духовной академии. Текст представляет собой перифраз прежних биографий, преимущественно останавливаясь на периоде его деятельности в сане архиепископа Черниговской епархии, где автор открывает новые исторические детали. Жизнеописание в целом повторяет стиль предшественников, архиепископ изображается с исключительно положительной стороны и многократно именуется «святителем».
В 1884 г. был издан восьмой том «Историко-статистиче-ских сведений С. Петербургской епархии [Историко-статисти-ческие сведения 1884, 25-32]» в котором семь страниц посвящены биографии митрополита Михаила. Уточнены некоторые детали, например приведен более правдоподобный период обучения в Троицкой семинарии, который ошибочно указывался в первых жизнеописаниях. Примечательно то, что только по прошествии более полувека в маленькой статье данного издания первый раз затрагивается вопрос мистических воззрений митрополита Михаила. Главную причину развития «мистического характера» автор видит в учебе в Филологической семинарии и подражании в молодые годы ее основателям Новикову и Шварцу. Впоследствии религиозный мистицизм и забота о «внутреннем» человеке стали господствующими чертами в бо-
гословии митрополита Михаила. Этим характером запечатлены его проповеди и письма. Тем же стремлением к внутреннему самоусовершенствованию отчасти объясняется и его стремление к монашеской жизни. Автор также дал очень краткую характеристику литературному наследию Михаила - по его мнению проповеди не отличаются высоким ораторским искусством, но они простые и назидательные для широких масс слушателей, как образованных и преуспевших в духовном развитии, так и нет. Отдельные сочинения Михаила выделены как содержащие элементы мистицизма: «Изображение ветхого, внешнего, плотского и нового внутреннего Духовного человека», «Труд, пища и покой духа человеческого», «О внутреннем состоянии человека», «Пастырские наставления, как простолюдинам молиться Богу». Также, по мнению автора, для выявления религиозно-мистических воззрений Михаила очень важны его письма, в них регулярно мелькают упоминания о «внутреннем человеке», о «внутренней молитве», о стремлении к самоусовершенствованию в духе Христовом.
В 1884 г. вышла статья архиепископа Филарета (Гумилев-ского) в сборнике «Обзор русской духовной литературы» [Гу-милевский 1884, 426-428], в которой кратко охарактеризовалась жизнь митрополита Михаила, но, в отличие от предшественников, автор основное внимание уделил литературному наследию архипастыря. Статья разделяет творчество митрополита Михаила на четыре части: вероучительные произведения, духовно-нравственные наставления, комментарии о богослужении и храмовом пространстве и участие в переводе Нового Завета на русский язык. Анализ творчества достаточно критичен. Во-первых, замечается, что не все изданные «беседы» корректно называть таковыми по своему содержанию, во-вторых, автор полагает, что поучения митрополита Михаила не имеют значения высоких ораторских сочинений, они утомительные по растянутости слога, содержат множество синонимических
выражений и оборотов речи, которые вовсе не нужны. Встречаются места, где писатель ведет одну мысль на протяжении 20-30 печатных строк, что архиепископ Филарет называет «наказание чтецу». С другой стороны, проповеди митрополита Михаила по содержанию глубоко христианские, назидательные, драгоценны и важны для общества. Например, его слово «О том, что есть воскресение мертвых» следует признать как одно из лучших пастырских поучений. В итоге автор соглашается, что Десницкий справедливо признан почетным доктором богословия Санкт-Петербургской духовной академии за свою литературную деятельность.
В этой связи можно упомянуть публикацию Н. Сушкова, изданную еще в 1867 г., где автор высказывает созвучное с архиепископом Филаретом мнение - митрополит говорил проповеди звучно, ясно, выразительно, тем самым увлекал слушателей. «Но в чтении речь его не всегда стройна, порой темна, даже непонятна и тяжеловата» [Сушков 1867, 165]. Кроме этого, Н. Сушков отличается откровенной критикой в адрес государственных и церковных деятелей. Он единственный пишет, что митрополита можно упрекнуть в человекоугодии, но потом приводит пример, как иерарх выслушал критическое замечание от священника и не оправдывался. «Это черта честного характера. Не легко сознаваться в ошибках» [Сушков 1867, 166].
В 1894 г. появилась монография Илариона Алексеевича Чистовича под названием «Руководящие деятели духовного просвещения в России в первой половине текущего столетия» [Чистович 1894]. Крупное исследование рассматривает историю учреждения и деятельности «Комиссии духовных училищ», историю «Библейского общества», также уделено много внимания различным персоналиям, принявшим участие в организации духовного образования в России. Труд открывает много новых данных, связанных с образовательной и перевод-
ческой деятельностью митрополита Михаила, однако главное преимущество монографии заключается в целостной характеристике тех непростых обстоятельств, в которых приходилось работать в комиссии духовных училищ и в Библейском обществе. В особенности это касается периода возглавления митрополитом Санкт-Петербургской кафедры, где среди высших чинов, в том числе между церковными и государственными властями, происходила жестокая конфронтация. Книга Ила-риона Алексеевича также полезна тем, что автор написал очерк мистического течения в России, показал его корни, пришедшие из стран Западной Европы, дал характеристику выдающимся популяризаторам мистических взглядов при Александре I, в частности, касается и взглядов митрополита Михаила. Автор признает - несомненно Десницкий во время учебы в Филологической семинарии был подвержен влиянию мистических идей. Это явствует из его творений, в тексте присутствует стремление к таинственности, отыскивание сокровенного внутреннего смысла в явлениях человеческой жизни и природы, аллегорическое толкование книг Св. Писания, сосредоточенная заботливость об очищении сердца и обновлении «внутреннего человека». Тем не менее, по мнению Илари-она Алексеевича, митрополит Михаил усвоил лучшие стороны данного направления, не принял его крайностей, в особенности развития мистицизма после 1812 г. Как одно из доказательств тому приводится напряженная борьба с обер-прокурором Голицыным. В целом, труд Н. А. Чистовича, хотя и не посвященный напрямую жизни митрополита Михаила, но играет важную роль в историографии вопроса, так как является единственным дореволюционным трудом, написанным в научном стиле, стремящемся к объективному изображению истории, позволяет увидеть митрополита Михаила не только со стороны панегирических произведений. Однако важно, что это не помешало автору увидеть в митрополите Михаиле вли-
ятельного, авторитетного, пользующегося всеобщей симпатией человека.
Стоит отметить, что анализ деятельности Библейского общества производился И. А. Чистовичем еще раньше, что нашло отображение в большой публикации 1872 г. [Чистов ич 1872, 385-470]. Впоследствии сокращенный ее материал вошел в книгу «Руководящие деятели духовного просвещения». Статья 1872 г. освещает данный эпизод намного шире и позволяет узнать о некоторых аспектах работы в Библейском обществе митрополита Михаила, также дает широкое представление о подоплеке всех противоречий вокруг переводческой инициативы общества, приведших к ее закрытию.
В кон. XIX ст. церковная периодическая печать также принялась за задачу восстановления памяти митрополита Михаила посредством биографических очерков. «Новгородские епархиальные ведомости» писали об архипастыре в 1894 г. [Замечательный случай 1894, 191-193] и в 1896 г. [Иерархи 1896, 889897]. Публикации добавляют немало новых деталей, конкретизируют некоторые даты. Важно, что опять затрагивается вопрос о мистических воззрениях. Автор, имя которого газета не указывает, пишет, что митрополит Михаил по своей природе был склонен к мистицизму, это устремление особенно развилось в годы учебы в Филологической семинарии масонского общества. Однако его мистицизм следует понимать лишь как особое устремление верующей души к Богу, соединенное с тихим религиозным созерцанием. Автор противопоставляет мистицизм Михаила с мистицизмом, распространившимся в эпоху Александра I, последнее стало превращаться в некую оккультную религию. Также указывается интересная деталь, что только в результате категорических просьб князя А. Н. Голицына митрополит Михаил во избежание конфликта произносил проповеди в «мистическом духе». По всей видимости, этим автор хочет оправдать Десницкого за имеющиеся мистические погрешно-
сти в его изданных проповедях, одновременно такой фразой он признает их наличие. Хотя статья и не указывает конкретные проповеди или их редакции, тем не менее важно, что такой факт признан несколькими церковными писателями XIX ст.
«Черниговские епархиальные ведомости» в материалах 1893-1894 гг. [Доброгаев 1896] издавали исторический материал об «одном из самых выдающихся архипастырей Черниговских». Автор - Михаил Адрианович Доброгаев, смотритель Черниговского духовного училища, выпускник Черниговской духовной семинарии. Вступительная статья в 1893 г. повторила слова Н. Д. Горчакова, что имя митрополита Михаила широко известно в России и даже заграничным ученным, однако как и в 1842 г., так и через 50 лет никто не написал полной его биографии. По этой причине автор публикации представляет некоторые биографические сведения «из жизни этого святителя», подразумевая свой вклад в будущий объемный труд. В целом, труд М. А. Доброгаева добавляет немало новых сведений, касающихся Черниговского периода деятельности митрополита Михаила, расширяет биографию и помогает лучше понять характер его пастырской деятельности. Вместе с этим публикация не лишена недостатков. После неоднократного и однозначного установления прежними биографами факта, что отец митрополита Михаила умер вскоре после родов ребенка, Михаил Адрианович утверждает, что Матвей рос с отцом. Присутствует путаница в фамилиях, например митрополит Серафим (Гла-голевский) именуется «Гололевским» и т. п., встречаются регулярные ошибки в сносках, ссылки на несуществующие источники. Бросается в глаза частое отвлечение автора на второстепенные задачи, увлечение мелкими деталями, не представляющими исторической значимости, например, подробным раскладом финансовых отчетов. Перечисленные факторы бросают тень на достоверность остальных сведений о митрополите Михаиле, которые встречаются впервые в публикации автора.
18 декабря 1903 г. исполнилось столетие со времени назначения епископа Михаила на Черниговскую епархию, в связи с этим в период 1904-1905 гг. в «Черниговских епархиальных ведомостях» вышел новый материал о бывшем архипастыре, жизнь и деятельность которого анализировались «немногими исследователями» [С.К.К. 1904]. По замечанию неизвестного автора (инициалы - С.К.К.), публикация составлена «на основании новых архивных данных», что «послужит дополнением к обстоятельному исследованию жизни и деятельности Преосвященного Михаила», напечатанному в 1893-1894 гг. Здесь автор явно преувеличивает, называя материалы прошлых лет «обстоятельным исследованием жизни и деятельности». Статья рассматривает случаи злоупотребления священниками Черниговской епархии финансами приходского бюджета, превышения должностных обязанностей и другие нарушения. На основе таких частных случаев архиепископ Михаил издавал общеепархиальные указы для предотвращения своеволия настоятелей. В целом, такой материал, перечисляющий отдельные резолюции правящего архиерея, больше подходит для истории Черниговской епархии, чем для анализа жизни и мировоззренческих взглядов иерарха. Из статьи напрашивается только один вывод - архиепископ Михаил, возглавлявший Черниговскую епархию, относился весьма ревностного к соблюдению закона, например, постановлений Святейшего Синода, Духовного регламента и других законодательных актов.
В 1901 г. вышла книга протоиерея Матвея Поторжинского «История русской церковной проповеди в биографиях и образцах пастырей-проповедников 1Х-Х1Х вв.» [Поторжинский 1901, 565-609], в которой кроме краткой биографии митрополита Михаила приведен подробный анализ гомилетического наследия. Объем, посвященный данному вопросу, составляет почти шесть страниц и к тому времени не имел аналогов. Автор разделяет творчество митрополита Михаила на три части:
катехизическое учение, проповеди на воскресные, праздничные дни и на особые случаи, проповеди о разных предметах христианской веры и нравственности. Данная систематизация несколько отличается от предложенной архиепископом Филаретом (Гумилевским). Протоиерей Матвей Поторжинский единственный останавливался над отдельными тематическими блоками проповедей и даже отдельными беседами митрополита Михаила и их кратко охарактеризовал как положительные и образцовые примеры для священников своего времени.
Степан Григорьевич Рункевич в своей монографии, вышедшей в 1901 г. - «Русская Церковь в XIX веке» [Рункевич 1901, 5759], посвятил несколько абзацев для митрополита Михаила. Автор пишет, что Десницкий оказался идеальным учеником дружеского ученого общества, ставившего своей целью стремление к распространению просвещения и евангельской любви, так как после его рукоположения вся пастырская деятельность направилась именно по данному вектору. Проповеди также отличались мистическими элементами, были прочувствованы христианской простотой и лишены ораторского красноречия. Несомненно, что после увольнения митрополита Амвросия (Подобедова) с Санкт-Петербургской кафедры в 1818 г. А. Н. Голицын надеялся найти опору в своем мистическом настроении у митрополита Михаила, поэтому посодействовал его назначению. Как показало время, он ошибся, так как мистическое настроение митрополита не выходило за пределы церковного вероучения.
В 1913 г. Стефан Григорьевич в своей другой книге «Алек-сандро-Невская Лавра: 1713-1913» [Рункевич 1913, 847-852] привел краткое жизнеописание митрополита Михаила, где уточнил до того не встречавшиеся некоторые биографические сведения, также он открыто называет некоторые произведения архипастыря «религиозно-мистическими трактатами».
К завершению дореволюционного периода можно добавить пару энциклопедических статей, вышедших в нач. XX в.:
«Биографический словарь студентов первых ХХУШ-ми курсов С. Петербургской духовной академии: 1814-1869 гг.» (1907 г.) -автор Алексей Родосский [Биографический словарь 1907, 11], «Полный православный богословско-энциклопедический словарь» Петра Петровича Сойкина [Полный словарь, 1578] и энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона [Энциклопедический словарь 1890, 478-479]. Перечисленные краткие публикации не претендуют на раскрытие новых деталей и лишь повторяют известную фактологию.
После перерыва в советское время, в начале XXI ст. возобновилось исследование жизни и богословского наследия митрополита Михаила.
В 2003 г. появилась небольшая энциклопедическая статья, посвященная митрополиту Михаилу, в трехтомнике митрополита Мануила (Лемешовского) «Русские православные иерархи: 992-1892» [Лемешевский 2003, 325-328]. В 2017 г. соответствующая статья появилась в 45-м томе Православной энциклопедии [Галкин 2017, 624-629]. Обе публикации, с одной стороны, не открывают новые факты, но, с другой стороны, приводят многочисленные дореволюционные исследования и источники, связанные с именем митрополита Михаила, что можно расценивать как первую попытку создать историографию данной темы.
Среди остальных немногочисленных исследований в современной историографии можно увидеть лишь краткое упоминание имени митрополита Михаила (Десницкого) вокруг церковно-государственных событий его времени. В этом плане ярко выделяются исследования доктора исторических наук, профессора Российского государственного педагогического университета Юрия Евгеньевича Кондакова. Главное место занимает его монография - «Розенкрейцеры, мартинисты и "внутренние христиане" в России в конце ХУШ - первой трети Х1Х века» [Кондаков 2011], также представляют ценность такие
книги, как «Архимандрит Фотий (1792-1838) и его время» [Кондаков 2000], «Государство и Православная Церковь в России: эволюция отношений в первой половине XIX века» [Кондаков 2003], «Либеральное и консервативное направления в религиозных движениях в России первой четверти XIX века» [Кондаков 2005], «Орден золотого и розового креста в России. Теоретический градус соломоновых наук» [Кондаков 2012], «"Русская симфония" - четыре века испытания на прочность (Государственная власть и церковные реформы в России XVI-XIX веков)» [Кондаков 2006], «Автобиография архимандрита Фотия (Спасского) (1792-1838)» [Автобиография 2013].
Пожалуй, в перечисленных трудах содержится единственная серьезная попытка за постсоветское время раскрыть биографию и мировоззрение митрополита Михаила. При этом Юрий Евгеньевич вынес анализ богословских взглядов митрополита Михаила в совершенную иную плоскость - как неотъемлемую часть течения масонства и религиозного мистицизма. Во-первых, автор считает не случайным тот факт, что такой крупный российский богослов своего времени остался в забвении и несмотря на обещания дореволюционных писателей, не получил широко освещения. Опираясь на исследования Н. С. Лескова, А. И. Серкова, Т. О. Соколовской, свидетельство Г. Далтона, профессор утверждает, что митрополит Михаил принадлежал к одному из самых закрытых направлений масонства - ордену злато-розового креста. Юрий Евгеньевич приводит до того не встречающееся подробное перечисление сочинений митрополита Михаила, сравнивает изменения в различных редакциях, выдвигает гипотезу, согласно которой за посмертными изданиями трудов Всероссийского иерарха, а также обеими приложениями-биографиями (1824 и 1857 гг.) стоит митрополит Филарет (Дроздов). Гипотеза подкреплена достаточно вескими аргументами. Также предлагается весьма интересный скрупулезный анализ гомилетических трудов, где
автор показывает несомненную зараженность митрополита Михаила масонскими религиозно-философскими взглядами, что отражается в терминологии, стиле изложения и религиозно-мистической направленности. Иногда Ю. Е. Кондаков указывает конкретное место, где митрополит Михаил позаимствовал мысль от западного религиозного мыслителя. Тем не менее он выделяет два отдельных и различающихся периода произнесения проповедей: «московский и петербургский», в последнем влияние масонской лексики сведено до нуля. Исследователь показывает, что данные объективные причины привели к тому, что широкое раскрытие биографии Десницкого стало невозможным или опасным, особенно вскоре после его смерти, в Николаевскую эпоху. Юрий Евгеньевич также написал биографию митрополита Михаила, однако в отличие от предшественников во многом опирался на литературу исследователей русского масонства и саму жизнь Десницкого показал через призму деятельности ордена розенкрейцеров. В целом, исследователь не сомневается в принадлежности митрополита Михаила к ордену розенкрейцеров, он признает, что документальных свидетельств не существует, но считает, что можно доверять показаниям свидетелей современников митрополита Михаила. Следует заметить, что Юрий Евгеньевич строит причинно-следственные связи вокруг данной версии, часто используя только предположения, косвенные свидетельства, поэтому данная версия очень нуждается в дополнительных источниках.
Разумеется, монографии Ю. Е. Кондакова носят исключительный характер в историографии жизни и деятельности митрополита Михаила. Широкий охват источников и литературы, объективный научный подход, глубокие познания религиозных движений в среде элиты российского общества ХУШ-Х1Х вв., все перечисленное позволяет увидеть противоречия вокруг фигуры митрополита Михаила намного глубже, чем это представляется в дореволюционных исследованиях.
Заключение
Таким образом, анализ историографии жизни и мистических воззрений митрополита Михаила (Десницкого) выявил наличие десяток небольших дореволюционных жизнеописаний и лаконичных обзоров литературного наследия и богословских взглядов митрополита. Отдельное место в историографии занимают современные исследования Ю. Е. Кондакова, который доказывает и подробно характеризует мистические взгляды митрополита Михаила. Однако монографии данного автора не посвящены напрямую митрополиту и лишь затрагивают его фигуру при рассмотрении масонских движений в России. В итоге не существует комплексного исследования в виде отдельной научной монографии, главным предметом которой стали бы жизнь, деятельность и богословские взгляды митрополита Михаила.
Задачу составить объективную картину в противоречиях вокруг митрополита Михаила усложняет панегирический характер абсолютного большинства дореволюционных жизнеописаний. Немаловажно, что все биографы используют разные даты, путаница происходит также в хронологической последовательности некоторых событий или их причинно-следственной связи, по той причине, что данные собирались из многочисленных посмертных воспоминаний людей, которые порой не были близкими к митрополиту Михаилу. Тоже самое касается и литературно наследия - остается загадкой время написания многих проповедей и их хронологическая последовательность. В этой связи монография нужна для привлечения архивных данных и окончательного ответа на трудные вопросы биографии. Где такое невозможно - по крайней мере, для отображения нескольких противоречивых версий и попытки выявить самые объективные ответы. Поиск архивных документов и библиографических редкостей также необходима для бесспорного подтверждения участия митрополита Михаила в масонском движении.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
Источники
1. Автобиография (2013) — Автобиография архимандрита Фотия (Спасского) (1792-1838) / сост. В. В. Улыбин, Ю. Е. Кондаков. СПб., 2013. 376 с.
2. Беседы (1824) — Беседы, в разных местах и в разные времена говоренные Членом Святейшего Синода и Комиссии Духовных Училищ, покойным Михаилом, Митрополитом Новгородским, Санкт-Петербургским, Эстляндским и Финляндским, и Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры Архимандритом и Кавалером. СПб., 1824. Т. 9. 446 с.
Литература
3. Биографический словарь (1907) — Биографический словарь студентов первых ХХУШ-ми курсов С. Петербургской духовной академии: 1814-1869 гг. / сост. Алексей Родосский. СПб., 1907. 552 с.
4. Галкин (2017) — Галкин А. К. Михаил (Десницкий Матвей Михайлович) // Православная Энциклопедия. М., 2017. Т. Х1У С. 624-629.
5. Горчаков (1842) — Горчаков Н. Д. Некоторые черты из жизни Михаила, митрополита Новгородского и С. Петербургского и избранные мысли из последних пастырских бесед его об освященном храме и молитве, о святых иконах и об алтаре / Николай Дмитриевич Горчаков. М., 1842. 59 с.
6. Горчаков (1842, № 1) — Горчаков Н. Некоторые черты из жизни Михаила, митрополита Новгородского и С. Петербургского // Москвитянин. 1842. № 1. С. 193-199.
7. Горчаков (1842, № 2) — Горчаков Н. Некоторые черты из жизни Михаила, митрополита Новгородского и С. Петер-
бургского // Москвитянин. 1842. Ч. 1. № 2. С. 525-528.
8. Гумилевский (1860) — [Филарет (Гумилевский), архиепископ]. Черниговские иерархи // Труды Киевской духовной академии. 1860. Ч. 2. С. 169-281.
9. Гумилевский (1873) — Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историко-статистическое описание Черниговской епахии. Чернигов. 1873. Кн. 1. С. 104-111.
10. Гумилевский (1884) — Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы (862-1863). СПб., 1884. Кн. 2. 511 с.
11. Доброгаев (1893) — Доброгаев М. А. Михаил (Десниц-кий), Митрополит С. Петербургский и Новгородский, бывший архиепископ Черниговский // Прибавление к Черниговским епархиальным известиям. 1893. № 23. С. 912-925; 1893. № 24. С. 981-989; 1894. № 1. С. 1-14; 1894. № 2. С. 67-77; 1894. № 3. С. 117-136; 1894. № 4. С. 162-170; 1894. № 5. С. 203-216.
12. Дроздов (1885) — Филарет Дроздов, митрополит Московский, по материалам, собранным ред. «Русской Старины» // Русская старина. 1885. Т. 46. С. 559-590.
13. Замечательный случай (1894) — Замечательный случай из жизни преосвященного Михаила (Десницкого), бывшего митрополита Новгородского и С. Петербургского // Новгородские епархиальные ведомости. 1894. № 5. С. 191-193.
14. Иерархи (1896) — Иерархи Новгородской епархии // Новгородские епархиальные ведомости. 1896. № 14. С. 889-897.
15. Историко-статистические сведения (1884) - Истори-ко-статистические сведения о С. Петербургской епархии. СПб. Вып. 8. 1884. 513 с.
16. Кондаков (2000) — Кондаков Ю. Е. Архимандрит Фо-тий (1792-1838) и его время. СПб., 2000. 312 с.
17. Кондаков (2003) — Кондаков Ю. Е. Государство и Православная Церковь в России: эволюция отношений в первой половине Х1Х века. СПб., 2003. 360 с.
18. Кондаков (2005) — Кондаков Ю. Е. Либеральное и консервативное направления в религиозных движениях в России первой четверти XIX века. СПб., 2005. 344 с.
19. Кондаков (2006) — Кондаков Ю. Е. «Русская симфония» -четыре века испытания на прочность (Государственная власть и церковные реформы в России XVI-XIX веков). СПб., 2006. 218 с.
20. Кондаков (2011) — Кондаков Ю. Е. Розенкрейцеры, мартинисты и «внутренние христиане» в России в конце XVIII -первой трети XIX века. СПб., 2011. 499 с.
21. Кондаков (2012) — Кондаков Ю. Е. Орден золотого и розового креста в России. Теоретический градус соломоновых наук. СПб., 2012. 616 с.
22. Кондаков (2016) — Кондаков Ю. Е. Митрополит Михаил (М. М. Десницкий): историческая память и реальность // Международный общественный оккультно-религиоведческий журнал «Апокриф». 2016. № 8 (104). С. 87-90.
23. Лемешевский (2003) — Мануил (Лемешевский), митрополит. Русские православные иерархи: 992-1892. М., 2003. Т. 2. 606 с.
24. Очерк жизни (1857) — Очерк жизни Михаила, митрополита С.-Петербургскаго, Новгородскаго, Эстляндскаго и Фин-ляндскаго. М., 1857. 47 с.
25. Полный словарь — Полный православный богословский энциклопедический словарь. СПб., [без года]. Т. 2. 2464 с.
26. Поторжинский (1901) — Поторжинский М., протоиерей. История русской церковной проповеди в биографиях и образцах пастырей-проповедников IX-XIX вв. К.,1901. 672 с.
27. Рункевич (1901) — Рункевич С. Г. Русская Церковь в XIX веке. СПб., 1901. 232 с.
28. Рункевич (1913) — Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра, 1713-1913. СПб., 1913. 1151 с.
29. С.К.К. (1904) — С. К. К. К биографии Преосвященного Михаила Десницкого, Архиепископа Черниговского // Прибав-
ление к Черниговским епархиальным известиям. 1904. № 17. С. 583-590; 1904. № 18. С. 617-623; 1904. № 23. С. 828-835; 1905. № 2. С. 56-59; 1905. № 3. С. 89-95.
30. Словарь исторический (1827) — Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви. СПб., 1827. Т. 2. 333 с.
31. Сушков (1867) — Сушков Н. Три митрополита, Амвросий, Михаил и Серафим (из Записок) // Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских в Московском университете. 1867. Кн. 1. Ч. 5. С. 156-173.
32. Чистович (1872) — Чистович И. А. История перевода Библии на русский язык // Христианское чтение. 1872. № 3. С. 385-470.
33. Чистович (1894) — Чистович И. А. Руководящие деятели духовного просвещения в России в первой половине текущего столетия. СПб. 1894. 383 с.
34. Энциклопедический словарь (1890) — Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб., 1896. Т. 19-а (Кн. 38). 960 с.
BIOGRAPHY AND MYSTICAL VIEWS OF METROPOLITAN OF ST. PETERSBURG AND NOVGOROD MIKHAIL (DESNITSKY) (1761-1821): THE HISTORIOGRAPHY OF THE SUBJECT
Рriest Artemiy Kirko
Аnnotation: Metropolitan of St. Petersburg and Novgorod Mikhail (Des-nitsky) at the beginning of the 19th century served as the First-Present member of the Holy Synod, headed the metropolitan department, and took part in the reforms of theological education and the translation of Holy Scripture. Thus, he was one of the most authoritative church figures who played a key role in the development of the Russian Orthodox Church. His religious views and theological legacy were also of great importance,
under the influence of which the next generation of bishops grew up. Despite such a role in the church history of Russia and many published works, pre-soviet publicists bypassed the figure of Metropolitan Mikhail and his literary heritage, only some of them were limited to short articles and panegyric stereotyped biographies. In the second half of the 19th century, researchers started talking about the presence of religious and mystical views of Metropolitan Michael, and even later evidence appeared of his participation in the Masonic movement. Such discoveries showed the reason why biographers avoided compiling a detailed biography of the former Saint Peterburg's metropolitan. In this regard, the question of a large and modern research of the life and religious views of Metropolitan Michael becomes even more relevant. This publication, based on various literature collected, including bibliographic rarities, represents the first systematic historiography about the life and mystical views of Metropolitan Mikhail (Desnitsky).
Keywords: Metropolitan Mikhail (Desnitsky), religious mysticism, Rosi-crucian order, Russian Masonic societies.
About the author: Priest Artemiy Kirko - Master of Theology, graduate student of Minsk Theological Academy, Head of the Department of the Distance learning at Minsk Theological Seminary. E-mail: Kirkoartemiy@gmail.com ORCID: 0000-0002-5423-3518
Article link: Kirko Artemiy, priest. Biography and mystical views of Metropolitan of St. Petersburg and Novgorod Mikhail (Desnitsky) (1761-1821): the historiography of the subject. Scientific works of Minsk Theological Academy, 2021, no. 2 (19):61-89. (In Russian).
SOURCES AND REFERENCES
Sources
1. Besedy, v raznykh mestakh i v raznye vremena govorennye Chlenom Svyateyshego Sinoda i Komissii Dukhovnykh Uchilishch,
pokoynym Mikhailom, Mitropolitom Novgorodskim, Sankt-Peterburg-skim, Estlyandskim i Finlyandskim, i Svyato- Troitskoy Aleksandro-Nevskoy Lavry Arkhimandritom i Kavalerom [Conversations in different places and at different times spoken by the Member of the Holy Synod and the Commission of Theological Schools, Mikhail, Metropolitan of Novgorod, St. Petersburg, Estland and Finland, and the Holy Trinity Alexander Nevsky Lavra Archimandrite and Cavalier]. Saint-Peterburg: Tipografiya Ios. Ioannesova. 1824. (In Russian).
2. Chistovich, I. A. 1872. „Istoriya perevoda Biblii na russkiy yazyk" [„The history of the translation of the Bible into modern Russian"]. Khristianskoe chtenie, 1872, no. 4:385-470. (In Russian).
References
3. Chistovich, I. A. 1894. Rukovodyashchie deyateli dukhovnogo prosveshcheniya v Rossii v pervoy polovine tekushchego stoletiya [Leading figures of theological education in Russia in the first half of the current century]. Saint-Peterburg: Sinodal'naya tipografiya. (In Russian).
4. Dobrogaev, M. A. 1893-1894. Mikhail (Desnitskiy), Mitro-polit S. Peterburgskiy i Novgorodskiy, byvshiy arkhiepiskop Cher-nigovskiy" ["Mikhail (Desnitsky), Metropolitan of St. Petersburg and Novgorod, former Archbishop of Chernigov"]. Pribavlenie k Chernigovskim eparkhialnym izvestiyam, 1893, no. 23: 912-925; 1893, no. 24: 981-989; 1894, no. 1: 1-14; 1894, no. 2: 67-77; 1894, no. 3: 117-136; 1894, no. 4: 162-170; 1894, no. 5: 203-216. (In Russian).
5. Entsiklopedicheskiy slovar Brokgauza i Efrona. Tom 19 [Encyclopedic Dictionary of Brockhaus and Efron. Vol. 19]. Saint-Pe-terburg: Tipo-Litografiya I. A, Efrona 1896. Chapter 38. (In Russian).
6. Filaret Drozdov, mitropolit Moskovskiy po materialam, sobrannym red. Russkoy Stariny" ["Filaret Drozdov, Metropolitan of Moscow based on materials collected by the editors of Rus-
sian Antiquity"]. Russkaya starina, 1885, Vol. 46: 559-590. (In Russian).
7. Galkin, Aleksandr Konstantinovich. 2017. "Mikhail (Des-nitskiy Matvey Mikhaylovich)" ["Michael (Desnitsky Matvey Mik-hailovich)"]. Pravoslavnaya Entsiklopediya, no. 45: 624-629. (In Russian).
8. Gorchakov, Nikolay Dmitrievich, 1842. "Nekotorye cherty iz zhizni Mikhaila, mitropolita Novgorodskogo i S. Peterburgskogo" [„Some features from the life of Mikhail, Metropolitan of Novgorod and St. Petersburg"]. Moskvityanin, no. 1: 193-199; no. 2: 525-528. (In Russian).
9. Gorchakov, Nikolay Dmitrievich, 1842. "Nekotorye cherty iz zhizni Mikhaila, mitropolita Novgorodskogo i S. Peterburgskogo" [„Some features from the life of Mikhail, Metropolitan of Novgorod and St. Petersburg"]. Moskvityanin, no. 2: 525-528. (In Russian).
10. Gorchakov, Nikolay Dmitrievich. 1842. Nekotorye cherty iz zhizni Mikhaila, mitropolita Novgorodskogo i S. Peterburgskogo i izbrannye mysli izposlednikhpastyrskikh besed ego ob osvyashchennom khrame i molitve, o svyatykh ikonakh i ob altare [Some features from the life of Mikhail, Metropolitan of Novgorod and St. Petersburg and selected thoughts from his last pastoral conversations about the consecrated church and prayer, about holy icons and about the altar]. Moscow: Tipografiya Avgusta Semena pri Imperatorskoy mediko-khirurgicheskoy akademii. (In Russian).
11. Gumilevskiy, (archbishop Filaret). 1860. „Chernigovskie ierar-khi" [„Chernihiv hierarchs"]. Trudy Kievskoy dukhovnoy akademii, no. 2: 169-281. (In Russian).
12. Gumilevskiy, (archbishop Filaret). 1873. Istoriko-statis-ticheskoe opisanie Chernigovskoy eparkhii. Kn. 1 [Historical and statistical description of the Chernihiv diocese. Vol 1 ]. Chernigov: Tipografiya G.L Shapiry. (In Russian).
13. Gumilevskiy, (archbishop Filaret). 1884. Obzor russkoy dukhovnoy literatury. Kn. 2 (862-1863) [Review of Russian Theo-
logical Literature. Vol. 2 (862-1863)]. Saint-Peterburg: izdanie kni-goprodavtsa I. L. Tuzova. (In Russian).
14. "Ierarkhi Novgorodskoy eparkhii" ["Hierarchs of the Novgorod diocese"]. Novgorodskie eparkhialnye vedomosti, 1896, no. 14: 889-897. (In Russian).
15. Istoriko-statisticheskie svedeniya o S. Peterburgskoy eparkhii. Vypusk 8 [Historical and statistical information about the St. Petersburg diocese. Vol. 8]. Saint-Peterburg: Izdanie S. Peterburgskogo eparkhial'nogo istoriko-statisticheskogo komiteta. 1884. (In Russian).
16. Kondakov, Yu. E. 2000. Arkhimandrit Fotiy (1792-1838) i ego vremya [Archimandrite Photius (1792-1838) and his time]. Saint-Peterburg: Izdatel'stvo Rossiyskoy natsional'noy biblioteki. (In Russian).
17. Kondakov, Yu. E. 2003. Gosudarstvo i Pravoslavnaya Tser-kov' v Rossii: evolyutsiya otnosheniy vpervoy polovine XIX veka. [The state and the Orthodox Church in Russia: the evolution of relations in the first half of the 19th century]. Saint-Peterburg: Izdatel'stvo Ros-siyskoy natsional'noy biblioteki. (In Russian).
18. Kondakov, Yu. E. 2005. Liberalnoe i konservativnoe na-pravleniya v religioznykh dvizheniyakh v Rossii pervoy chetverti XIX veka [Liberal and conservative trends in religious movements in Russia in the first quarter of the 19th century]. Saint-Peterburg: Izdatel'stvo Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo uni-versiteta imeni A. I. Gertsena. (In Russian).
19. Kondakov, Yu. E. 2006. «Russkaya simfoniya» - chetyre veka ispytaniya na prochnost' (Gosudarstvennaya vlast' i tserkovnye reformy v Rossii XVI-XIX vekov) ["Russian Symphony" - Four Centuries of Strength Testing (State Power and Church Reforms in Russia in the 16th-19th Centuries)]. Saint-Peterburg: Izdatel'stvo Ros-siyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni A. I. Gertsena. (In Russian).
20. Kondakov, Yu. E. 2011. Rozenkreytsery, martinisty i «vnu-trennie khristiane» v Rossii v kontse XVIII - pervoy treti XIX veka
[Rosicrucians, Martinists and "internal Christians" in Russia at the end of the 18th - the first third of the 19th century]. Saint-Peterburg: Izdatel'stvo Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo uni-versiteta imeni A. I. Gertsena. (In Russian).
21. Kondakov, Yu. E. 2012. Orden zolotogo i rozovogo kresta v Rossii. Teoreticheskiy gradus solomonovykh nauk [Order of the Gold and Rose Cross in Russia. Theoretical degree of Solomonic sciences]. Saint-Peterburg: Asterion. (In Russian).
22. Kondakov, Yu. E. 2016. „Mitropolit Mikhail (M. M. Des-nitskiy): istoricheskaya pamyat' i real'nost" [„Metropolitan Michael (M. M. Desnitsky): historical memory and reality"]. Mezhdunarodnyy obshchestvennyy okkul'tno-religiovedcheskiy zhurnal «Apokrif», no. 8 (104):87-90. (In Russian).
23. Kondakov, Yuriy. 2013. Avtobiografiya arkhimandrita Fo-tiya (Spasskogo) [Autobiography of Archimandrite Photius (Spassky)]. Saint-Peterburg: Aleteyya. (In Russian).
24. Lemeshevskiy, (mitropolit Manuil). 2003. Russkie pra-voslavnye ierarkhi: 992-1892. Tom 2 [Russian Orthodox Hierarchs: 992-1892. Vol. 2]. Moscow: Izdanie Sretenskogo monastyrya. (In Russian).
25. Ocherk zhizni Mikhaila, mitropolita S.-Peterburgskago, Nov-gorodskago, Estlyandskago i Finlyandskago [Essay on the life of Mikhail, Metropolitan of St. Petersburg, Novgorod, Estonia and Finland]. Moscow: v Tipografii Vedomostey Moskovskovskoy Go-rodskoy Politsii. 1857. (In Russian).
26. Polnyy pravoslavnyy bogoslovskiy entsiklopedicheskiy slovar. Tom 2 [Complete Orthodox Theological Encyclopedic Dictionary. Vol. 2]. Saint-Peterburg: Izdatel'stvo P. P. Soykina, [bez goda]. (In Russian).
27. Potorzhinskiy, M., protoierey. 1901. Istoriya russkoy tser-kovnoypropovedi v biografiyakh i obraztsakh pastyrey-propovednikov IX-XIX vv. [The history of Russian church preaching in the biographies and examples of pastors-preachers of the 9th-19th centuries]. Kiyv: Tipografiya R. K. Lubkovskogo. (In Russian).
28. Rodosskiy, Aleksey. 1907. Biograficheskiy slovar' studentov pervykh XXVIII-mi kursov S. Peterburgskoy dukhovnoy akademii: 1814-1869 gg. [Biographical dictionary of students of the first XXVIII courses of the St. Petersburg Theological Academy: 1814-1869]. Saint-Peterburg: Tipografiya I. V. Leont'eva. (In Russian).
29. Runkevich, S. G. 1901. Russkaya Tserkov' v XIX veke [The Russian Orthodox Church in the 19th century]. Saint-Peterburg: Tipografiya A. P. Lopukhina. (In Russian).
30. Runkevich, S. G. 1913. Aleksandro-Nevskaya lavra [Alexander Nevsky Lavra]. Saint-Peterburg. (In Russian).
31. S.K.K. 1904-1905. „K biografii Preosvyashchennogo Mi-khaila Desnitskogo, Arkhiepiskopa Chernigovskogo" [„To the biography of His Grace Michael Desnitsky, Archbishop of Chernigov"]. Pribavlenie k Chernigovskim eparkhialnym izvestiyam, 1904, no. 17: 583-590; 1904, no. 18: 617-623; 1904, no. 23: 828-835; 1905, no. 2: 56-59; 1905, no. 3: 89-95. (In Russian).
32. Slovar' istoricheskiy o byvshikh v Rossii pisatelyakh duk-hovnogo china Greko-Rossiyskoy Tserkvi [Historical Dictionary about writers of the theological rank of the Greek-Russian Church who were in Russia]. Saint-Peterburg: Tipografiya Ivana Glazunova. 1827. (In Russian).
33. Sushkov, N. 1867. „Tri mitropolita, Amvrosiy, Mikhail i Serafim (iz Zapisok). Kn. 1." [„Three Metropolitans, Ambrose, Michael and Seraphim (from Notes). Vol. 1"]. Chteniya v Im-peratorskom obshchestve istorii i drevnostey rossiyskikh v Moskovskom universitete, Chapter 5 (smes'): 156-173. (In Russian).
34. "Zamechatel'nyy sluchay iz zhizni preosvyashchennogo Mikhaila (Desnitskogo), byvshego mitropolita Novgorodskogo i S. Peterburgskogo" [„A Remarkable Case from the Life of His Grace Michael (Desnitsky), Former Metropolitan of Novgorod and St. Petersburg"]. Novgorodskie eparkhialnye vedomosti, 1894, no. 5: 191-193. (In Russian).