Научная статья на тему 'Категория времени в идеях всеединства русского космизма'

Категория времени в идеях всеединства русского космизма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
396
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРЕМЯ / РУССКИЙ КОСМИЗМ / ВСЕЕДИНСТВО ВРЕМЕНИ / МАТЕРИИ И ЭНЕРГИИ / ПРОЯВЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ / ОВЛАДЕНИЕ ВРЕМЕНЕМ / TIME / RUSSIAN COSMISM / UNITY OF TIME / SUBSTANCE AND ENERGY / DEMONSTRATION OF TIME / MASTERING OF TIME

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Савченко В. Н., Золотухина И. И.

Исследуется природа основополагающей в современном естествознании категории времени, представленная в понятиях методологии русского космизма. Показано, что время неразрывно с энергией, образуя потоки энергии-времени, мгновенно связывающие весь космос в единое целое.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Time category in ideas of unity of Russian cosmism

Nature of basics in modern of natural science of time category, presented in methodology of Russian cosmism is researched. It is showed that time is inseparably from energy making time-energy streams and ties together the whole space.

Текст научной работы на тему «Категория времени в идеях всеединства русского космизма»

Вопросы философии

В.Н. САВЧЕНКО,

И.И. ЗОЛОТУХИНА

Категория времени в идеях всеединства русского космизма

Исследуется природа основополагающей в современном естествознании категории времени, представленная в понятиях методологии русского космизма. Показано, что время неразрывно с энергией, образуя потоки энергии-времени, мгновенно связывающие весь космос в единое целое.

Ключевые слова: время; русский космизм; всеединство времени, материи и энергии; проявление времени; овладение временем.

Time category in ideas of unity of Russian cosmism. VN. SAVCHENKO,

I.I. ZOLOTUHINA.

Nature of basics in modern of natural science of time category, presented in methodology of Russian cosmism is researched. It is showed that time is inseparably from energy making time-energy streams and ties together the whole space.

Key words: time; Russian cosmism; unity of time, substance and energy; demonstration of time; mastering of time.

Время - самая неразрешимая категория познания и, как кажется, простейшая, поскольку вслед за Августином Блаженным Аврелеем каждый может сказать: «Если меня не спрашивают о времени, то я знаю...». О времени размышляли все великие мыслители Запада - Платон, Аристотель, Ньютон, Лейбниц, Гегель, Кант, Эйнштейн, Гуссерль, Хайдеггер, Бергсон, Вернадский, Циолковский, Козырев. Последние трое - представители русского космизма (далее - РК). В наше время выдающийся вклад в историю проблемы и онтологию времени внес петербургский философ

А.Г. Черняков [27], который изучил многие ответы на заданный Аристотелем вопрос, следует ли относить время к сущему или не-сущему и какова природа времени. Дополняющую часть ответов можно найти в отечественном сборнике [18] и на сайте Института исследования времени МГУ1. На Востоке знание о времени не персонифицировано, но представление о нем можно получить из работы Тартанг Тулку (http://www.open-hage.ru/tartang.html). Мы отправляем всех заинтересованных в теме к указанным авторам, сами же исследуем время, основываясь на идеях РК, о чем частично писали в работе [13] (значительный пласт литературы РК

1 Сайт Института исследования времени МГУ им. Ломоносова. http:// www.chronos.msu.ru/rindex.html.

о времени представлен в указанной статье). Мы полагаем, что непреодолимые трудности перед современными исследователями проблемы времени возникают в связи с тем, что ответы, данные РК на аристотелев вопрос о времени, большинством из них игнорируются.

Существующая физическая картина мира принципиально неполна, на чем особенно настаивал Эйнштейн. До сих пор никому не удалось удовлетворительным образом вписать в рамки физических представлений феномены психики и сознания, а также связанные с ними аспекты жизни (скорее, духа2), без которых невозможны когнитивные усилия человека. Психика управляет живым физическим телом, а дух лежит в основе жизни, через дух идет восприятие времени. Единство природы, материи и духа - один из основополагающих философских вопросов. Для получения ответов на него мы обратились к РК, в котором часть этих ответов уже дана. Сегодня, в начале второго десятилетия XXI в., глобальная миссия РК заключается в том, чтобы построить систему мировоззренческого знания, направленного на постижение всеединства мира.

Руководствуясь идеями РК, мы считаем, во-первых, что все процессы на Земле связаны с космическими циклами (согласно А.Л. Чижевскому), во-вторых, в одушевленном поле космической эволюции сам космос энергетически воздействует на исторический процесс через подвижническую деятельность и духовное творчество высших сущностей. Русский космизм как бы несет в себе ту волю вселенной, о которой писал К.Э. Циолковский, и реализует эту волю через себя. Уже на первых стадиях своего становления он имел собственный, особенный взгляд на время. Так,

В.И. Вернадский еще в 1885 г., за 20 лет до появления работ по теории относительности, высказывался в том смысле, что и время, и пространство в природе отдельно не встречаются, они нераздельны. Нам не известно ни одно явление, которое не занимало бы части пространства и части времени. Отдельно пространство и отдельно время мы представляем только для логического удобства, в действительности эта отдельность существует только в нашем воображении [9]. Циолковский объяснял: «Ум человеческий так устроен, что он не может обойтись без трех понятий: времени, протяжения и массы... Нельзя себе представить мир или часть его без времени и пространства» [4, с. 7]. Вернадский воспринимал и представлял абсолютное время как время жизни [10, с. 276].

2 Дух - 1. (евр. руах; греч. pneuma; лат. anima; санскр. прана) - дыхание, дух жизни, «нечто газообразное, жизненная сила, движущаяся в теле людей и животных», согласно античным натурфилософам (VI-V вв. до н. э.). У стоиков - тончайшая огненно-эфирная субстанция, которая пронизывает весь космос, объединяет его в целостный организм и сообщает единство как неорганическим телам, так и растениям, животным и человеку. То же, что и «душа», только в низшем ее значении. 2. (лат. mens; санскр. пуруша) - бессмертный Дух у человека, благодаря которому он чувствует, думает и желает, сознательная часть личности, эго. 3. (санкср. атман) - духовное существо, «дух без костей и плоти» (Лк. 24:39), субстанция (греч. ousia), способная существовать и без акциденции (греч. hypostasis), сверхсознательная часть личности, супер-эго. 4. (лат. spiritus; санскр. манас) -духовная сила, сущность, идея, смысл: «рожденное от духа есть дух».

Фундаментальную суть начальных этапов представления РК о времени изложил М.С. Аксенов в книге «Трансцендентально-кинетическая теория времени» (1896 г.), где исследовал законы и принципы непрояв-ленного измерения (небытия) и времени. Философская концепция времени Аксенова позволила ему сделать предположение о реальности одновременного существования прошлого, настоящего и будущего в трансцендентной сфере планеты. Та же концепция, но спроецированная в плоскость науки и потому существенно упрощенная, в 1908 г. была предложена Г. Минковским в качестве пространственно-временной модели физической вселенной и впоследствии использовалась Эйнштейном для построения общей теории относительности. Концепция Аксенова была гораздо шире концепции Минковского, поскольку простиралась не только на четырехмерное пространство-время (бытие), но и на непроявленное небытие. К сожалению, идеи Аксенова не были осознаны в свое время, впрочем, так же как и многие идеи Вернадского, - они были осмеяны коллегами, практически забыты и по сю пору не востребованы3.

Н.Н. Александров, размышляя о ментальности хронотопа (по Бахтину) [3], отметил, что специальная и общая теории относительности Эйнштейна развернули в начале XX в. мысль в реляционную парадигму времени (отвергнув другую парадигму - субстанциальную). Но на самом деле она не возобладала в научном сообществе, зашоренном лапласовс-кой задетерминированностью [21], ужасавшей еще Канта, которому очень хотелось сохранить за человеком свободу (волю) выбора как самое драгоценное, что у него есть. В XX в. ситуация словно бы вывернулась наизнанку, но соотношение между устройством мира и свободой человека стало ведущей проблематикой новых философов. В.А. Шмаков утверждает, что эйнштейнов принцип относительности закрыл все условия и пути к развитию учения о пространственности и протяжении во времени как первичных категориях бытия, а вместе с электромагнитной теорией света Максвелла он окончательно убил гипотезу об эфире. Материя потеряла субстанциональность своего бытия и превратилась лишь в кристаллизированную энергию (по Эйнштейну) через открытие радиоактивности и дематериализацию материи [28].

В философском плане РК исходил и исходит из идеи всеединства бесконечной и вечной вселенной. Космистский принцип монистического всеединства требует рассматривать реальные пространственность и временность в их неразрывном единстве. Так, Н.А. Морозов полагал, что если в каждой точке пространства-времени одновременно присутствуют три ее составляющих (прошлое, настоящее и будущее), и если каждая отдельно взятая точка, являясь настоящим, служит одновременно мостом между прошлым и будущим, и если время имеет свойство проникать за преграду (поглощаться пространством), отражаясь от нее и создавая условия.

3 Стоит вспомнить постановление Президиума Академии наук СССР от 1964 г. о запрете критики теории относительности.

при которых прошлое в этой точке может влиять на будущее, а будущее на прошлое, значит, можно использовать это свойство природы. Этим свойством обладают любые точки пространства-времени по отношению к любым другим, поскольку принцип «все во всем» остается незыблемым везде, и в этом единство природы [20].

Проблема времени и пространства в указанном ключе всеединства конструктивно исследовалась М.М. Бахтиным и А.А. Ухтомским в концепции хронотопа (единство времени и пространства). Ухтомский рассматривал чрезвычайное приобретение для человеческой мысли в таком точном и в то же время ярко конкретном понятии, как «хронотоп», пришедшем на смену старым отвлеченностям «времени» и «пространства», в том, что с точки зрения хронотопа существуют не отвлеченные точки, а живые и неизгладимые из бытия события; те зависимости (функции), в которых мы выражаем законы бытия, уже не отвлеченные кривые линии в пространстве, а «мировые линии», которыми связываются давно прошедшие события с событиями данного мгновения, а через них - с событиями исчезающего вдали будущего [25].

Проявление времени. Очевидно, что мир разнообразен и непрерывно меняется, в нем все движется. Когда мы говорим «время идет, течет», возникают вопросы: как идет время? в результате чего время течет? что производит время? что отвечает за его проявление? Время проявляется в длительности (по Ньютону), одномерности, непрерывности, необратимости, однонаправленности (стреле времени), вечности и т. д. Л.П. Карсавин, исследуя соотношение времени и вечности, установил, что в космически обусловленном социуме временная последовательность «про-шлое-настоящее-будущее» - всего лишь частный случай целостной всеобщности - вечности. По поводу этой давней, с античных времен, проблемы бытия и времени (рис. 1) и о новом ее осмыслении А.Ю. Севальников пишет: «.имеется существенное отличие между подходами Платона и Аристотеля в понимании времени. У Платона время и вечность несоизмеримы. Время у него только движущееся подобие вечности. Аристотель отрицает вечное существование вещей. Одновременно с аристотелевским заключением, что время есть мера бытия, можно сделать вывод, что квантовая механика позволяет, по крайней мере, поставить вопрос о множественности времени... Данное утверждение является некой “метафизической гипотезой”.» [22, с. 236]. Подтверждая это, П. Д. Успенский напоминает, что все уравнения и формулы, используемые в современных теориях «проявленных миров», в явном виде содержат только «проявленное» (ньютоново) время, которое характеризует эволюцию процесса. Существующие теории, в которых время учитывается в явном виде, отражают только его одномерность, характеризуя его «стрелу эволюции» на данном временном интервале [24]. Тогда, дополняет В.П. Визгин, «в мире, где есть одна “действительность”, где “возможности” (по Аристотелю. - Авт.) не существует, не существует и времени, время есть трудно предсказуемое создание и исчезновение, переоформление “пакета возможностей” того или иного существования»[11, с. 157].

Платон Аристотель

Время - движущееся Время - мера становления

Рис. 1. Время и бытие в исторической ретроспективе

В результате «пространство» и «время» служат всего лишь удобным обозначением для связей между тем, где был объект, и тем, когда произошло событие (в мире Минковского), и ничем большим (по Лейбницу).

Весь опыт естествознания показывает, что в реальных процессах практически всегда проявляется необратимость, и взаимодействующие тела могут быть объективно отнесены одно к причине, другое к следствию. Г.П. Аксенов тоже не сомневается в таких свойствах времени, как однонаправленность и необратимость. Непредвзято очевидно, что время течет в одном направлении, никогда не возвращаясь вспять. Оно асимметричное (асимметричность сегодня признается как важнейшее свойство и характеристика мира), аксиальное, осевое по природе, движется от чего-то, что мы условно называем прошлым, через что-то, условно называемое нами настоящим, к тому, что мы именуем будущим. Итак, длительность (ньютонова) времени - имеет направление, а необратимость есть непрерывное становление настоящего, его непрерывное возобновление, неотвратимое обновление [1].

Но вот ускользающий от многих парадокс: следствие всегда наступает позже причины. Козырев первым обращает внимание на то, что в реальных процессах равноправие взаимодействующих тел (согласно Ньютону) и обратимость происходящих процессов, как правило, не имеют места. Для их учета он предполагает, что элементарный акт причинноследственного взаимодействия тел реализуется в ситуации, когда тела оказываются на минимально возможных пространственном и временном расстояниях друг от друга. При этом материальная точка, которой соответствует более ранний момент времени, называется причиной, а материальная точка, которой отвечает более поздний момент времени, - следствием. К положению классической механики «причина и следствие всегда разделяются пространством» Козырев добавляет - «и временем». Он

считает, что отношение пространственных и временных различий может быть конечной величиной. Скорость превращения причины в следствие как раз и может служить мерой хода времени.

П.Д. Успенский парадоксальный вывод Козырева объясняет трехмерностью времени (в священном тексте персов Авесте говорится о шестимерном времени), задавая тем самым его геометричность (все свести к геометрии - мечта и Г алилея, и Эйнштейна, а из современных ученых -Уиллера, Хокинга, Игоря Новикова, Пенроуза). Данная трехмерность вытекает из одного из определений времени как некой формы движения пространства (или: время - пространство в бытии, как в Толковом словаре В. Даля). Успенский провел глубокий анализ целостного понимания пространства-времени в старой и новой физике и обнаружил, что «шестиконечная звезда, изображавшая мир в древней символике, в действительности есть выражение пространства-времени “периода измерений”, т. е. трех измерений пространства и трех измерений времени в их совершенном единстве, где каждая точка пространства связана со всем временем, а каждый момент времени - со всем пространством, когда все находится повсюду и везде» [27, с. 456]. Он показал, что время всегда является дополнительным измерением к пространственным измерениям. П.Я. Сергиенко, занимавшийся поисками связи идей исторических цивилизаций, тоже убежден, что шестиконечная звезда («звезда Давида») в древней, мистической, западной философии являет собой символ всеобщей меры для кругового и прямолинейного движения. Это символ абсолютной симметрии триединого бытия, фрактальной вложенности меньших пространств в большие, единой сущности пространства и времени [23].

Теперь обратимся к гипотезе о многомерии времени. Успенский, давая определение идее четвертого измерения, указал, что, если оно существует, это значит, что кроме трех известных нам перпендикуляров должен существовать и четвертый. А это, в свою очередь, означает, что из любой точки нашего пространства может быть проведена линия в таком направлении, которого мы не знаем и не можем знать. Более того, совсем близко, возле нас, но в некотором неизвестном направлении находится какое-то иное пространство, которое мы не в силах увидеть и в которое не в состоянии проникнуть [24].

М.С. Аксенов много раньше придерживался такого же взгляда, полагая, что бытие представляется движением воспринимающего начала по линии времени, ортогональной пространству, т. е. по «четвертому» измерению. Важнейшая основа его концепции - изменение плотности и геометрии тел, движущихся относительно наблюдателя, что позволило ему в книге «Нет времени» (1913 г.) утверждать, что движения времени самого по себе не существует. Такое представление об изолированном времени - всего лишь иллюзия, а в действительности имеется не течение времени, а единовременное единство настоящего, прошедшего и будущего: «они - не фикция, а реальнейшая реальность» [2] - этот вывод Аксенова объединяет всех русских космистов.

Н.А. Козырев, двигаясь своим путем исследования времени, заявил, опираясь на собственные эксперименты, что пространство-время Минков-ского материально. Такое заявление было встречено ученым сообществом с удивлением и понято не было (как время может быть материальным?), хотя этому не противоречит ни аристотелево утверждение, что время есть мера бытия - число движения, ни утверждение Фейербаха, что время есть «коренное условие бытия» и наличествует только у тварного мира.

Отличие современной картины мира от классической в том, что каждая фундаментальная частица материи воспринимается как воплощение всех остальных частиц из-за возможности взаимопревращений - тогда единичное и есть триединое, как единое и целое. Единичное в нашем мире -это трехмерное пространство и все объекты в нем. Пространство характеризует структуру вещества и стабильность мира. Время - категория изменчивости этого мира. Идея триединства реальности (времени, пространства, энергии) может составить ядро новой парадигмы мировидения -вследствие эволюции сознания и в соответствии со сменой космического прецессиального цикла, происходящего сейчас на планете и в галактике.

Единую реальность (через энергию) можно понять, если принять теорию Козырева, который считал время самостоятельной материальной субстанцией, лежащей в основе мироздания и обусловливающей все остальные физические закономерности. Он открыл, что истинная природа и проявление времени - это спиралевидная энергия. Козырев подчеркивал, что речь идет о возможности взаимодействия принципиально новой, несиловой, природы, свойства которого изначально ориентированы не на свойства окружающего пространства, а связаны со свойствами времени, с его ролью в мироздании. Сознание человека и «поток времени» (торсионные волны, или волны кручения, как принято считать сегодня) -это идентичные проявления разумной спиралевидной энергии [15, с. 333334]. Опыты доказывают существование воздействия одной материальной системы на другую через время. Это воздействие не передает импульса, значит, не распространяется, а появляется мгновенно в другой материальной системе. Иными словами, в принципе возможны мгновенная связь и мгновенная передача информации. Время осуществляет связь между всеми явлениями природы и в них активно участвует, оно обладает разнообразными свойствами, которые можно изучить опытами, и несет в себе целый мир еще неизведанных явлений [16].

Козырев в 1960-х гг. описывает и подтверждает противоречивый эффект в астрофизических наблюдениях (регистрацию положения далекой звезды именно в том месте, где она находится сейчас) [17]. На основании этих регистраций он делает вывод о том, что в пространстве энергии-времени скорость света бесконечна (беспредельна)! Это, казалось бы, нонсенс, но эффект был подтвержден измерениями акад. М.М. Лаврентьева, В.Л. Дятлова, А.Н. Дмитриева, В.П. Казначеева [14] и другими исследованиями. Рассказывая о том, как возникла мысль о таком эксперименте, Козырев говорит, что давно задумывался над источниками звездной энергии, поскольку известные закономерности несовместимы с ны-

нешними воззрениями на этот предмет. Считается, что звезды - это гигантские ядерные котлы (по Бете и Вейцзеккеру. - Авт.), в которых постоянно происходят термоядерные реакции. Опираясь на данные астрофизических наблюдений, Козырев сделал вывод: источником звездной знергии являются не ядерные реакции, а само время, которое в силу своей направленности может совершать работу и производить энергию. По его мнению, звезда черпает энергию из хода времени (курсив наш. - Авт.) [15]. Вспомним Платона, у которого время зависит не от движения тел, а от божества, т. е. отражает вечность. Платон не поддался соблазну отнести «устроение» времени за счет небесных тел. Звезды у него служат только для счета, для вычисления различных соотношений времени, но не для его «производства». Козырев именно это и доказал.

Открытие Козырева, по мнению В.П. Казначеева [14], соответствует в истории науки открытию Николая Коперника. Козырев открыл неизведанное, непроявленное пространство (еще один не проявленный пока для нас параллельный мир) энергии-времени. В этом параллельном (наряду с пространством Эйнштейна-Минковского) мире происходят противоречивые события, с которыми сегодня сталкиваются и религия, и наука. Козырев установил, что время не движется в пространстве, а проявляется сразу во всей вселенной (иначе вселенная не существовала бы как пространство, время показывает пространство. - Авт.). Характеризуя время, он ввел понятие «плотности», или «интенсивности времени», полагая как физик, что необратимые природные процессы, вызывающие рост энтропии (это классика науки), непременно увеличивают плотность времени. Эти процессы должны проявляться в воздействиях времени на ход событий в материальных системах. Время не только пассивно отмечает моменты событий, но и активно участвует в их развитии. Значит, не исключается и воздействие одного процесса на ход другого - через время. Эти возможности дополняют хорошо знакомую картину воздействия одного тела на другое через пространство с помощью силовых полей. Но, повторяем, время не движется в пространстве, а проявляется сразу во всей вселенной, в этом существенное отличие от прежних представлений [15]. И тогда мы можем от себя утверждать: никогда не было Большого взрыва и первых трех или сотен секунд творения. Вселенная вечна, природа бесконечна во времени и пространстве. Мы просто наблюдаем, как одна форма движения сменяет собой другую. Последний вывод подтверждается открытием темных компонент космоса [26] (предсказанных еще в 1933 г. Фрицем Цвики), обусловливающих смену доминирования первоначально излучения; затем материи барионного вещества, включая вещество темной материи; затем темной энергии, через пространство которой мгновенно, с беспредельной скоростью, проносятся импульсные потоки энергии-времени Козырева. Этот процесс изменений не начинался никогда, так было всегда, таким и будет вечная его циркуляция.

Иначе понимает проявления времени А.И. Вейник, который счел необходимым связать изучение времени с изучением всех форм движения с универсальных энергетических позиций. «Согласно парадигме об-

щей теории, “все существующее”, то есть вселенная, состоит из вещества и его поведения. Следовательно, если время и пространство существуют, то они неизбежно должны охватываться этими двумя категориями и их нельзя, как за скобки, вынести за пределы вселенной...» [6, с. 230]. Время у него не только течет, оно еще и излучается. Для характеристики времени он вводит термин «хроносфера»: «Помимо воздушной сферы (атмосферы), окружающей Землю, существует также еще вторая - хрононная сфера (хроносфера). Условно выражаясь, хроносфера - это “туман” из хрононов, который пронизывает не только все вокруг, планету, людей, атмосферу и пр., но этим самым “все вокруг” еще и аккумулируется. Некоторые биоорганизмы (не только люди) способны “считывать” информацию, “хранящуюся” в окружающих телах. Хроносфера имеет чрезвычайное значение для всего живого и неживого. Она непрерывно пополняется из космоса. Солнце непрерывно посылает на Землю целый комплекс ортогональных хрональных сеток дифракционного типа; во время вспышек на Солнце вся поверхность Земли дополнительно покрывается сплошным потоком действующих излучений» [6, с. 329]. Все потоки пришедших излучений классифицируются в понятии сетки Хартмана - геобиологического отклика на космические излучения (рис. 2).

С 1970-х гг. известна гипотеза, что ядро Земли представляет собой растущий кристалл железа, который наводит во всех оболочках планеты симметрию двух правильных платоновых многогранников - икосаэдра и додекаэдра, т. е. фигуры, состоящей из 12 правильных пятиугольников и 20 треугольников (рис. 2). Таким образом, хроносфера Вейника - не что иное, как воплощение геометрических и физических свойств пространства-времени Земли как части Солнечной системы [7].

Рис. 2. Энергетическая решетка Земли: А - решетчатая структура - икоса-эдро-додекаэдрическая решетка (а - додекаэдр над Землей, б - икосаэдр в ядре Земли); Б - геобиологический отклик на космическое излучение - сетка Хартмана (физическая суть ее формирования)

/

Б

Силовые линии магнитного поля

і

Все планеты Солнечной системы демонстрируют признаки восхождения энергии в конкретных геометрических точках, определяемых такими формами, как икосаэдр, додекаэдр и тетраэдр. Энергетические потоки, втекающие и вытекающие из полюсов в виде двух полей, вращающихся в противоположных направлениях, соединяются для формирования геометрических паттернов на поверхности планеты.

В точках геометрических узлов (в вершинах платоновых тел) планет находятся межпространственные вихри энергии. Сейчас, когда стало известно, что геометрия тетраэдра, икосаэдра и других форм присуща всей Солнечной системе, следует ожидать, что все планеты создаются гравитационными и межпространственными вихрями пространства и времени.

Восприятие времени. Время субъективно и объективно. Это значит, что время есть продукт объективизации, происходящей с субъектом. А.Г. Дугин знакомит нас с тем, как арии представляли пространство и время. Для ариев год4 - это символ всего времени, его полного цикла. Поэтому логика года, его этапы, сезоны, его качество, его течение заключают в себе краткое повествование о всех уровнях Бытия. По аналогии с годом можно судить и о веке, и о самом Бытии. Для ариев год - это краткий курс метафизики, преподанный Богом Субъекту через космос. Год является наложением и проявлением двух фундаментальных категорий телесной реальности - пространства и времени. В нем пространство и время открываются друг через друга, обнаруживая свою качественную онтологическую структуру [12].

Поскольку человек представляет собой триединство - разума, души и тела, то можно предположить, что восприятие времени человеком будет зависеть от того, где конкретно поляризовано его внимание. Если в разуме - разум работает для будущего, его функцией является накопление информации для будущего («которое невидимо и неосязаемо, зато мыслимо») - и если принять точку зрения Платона, что идеи вечны и принадлежат импликативному порядку, тогда время будет восприниматься многомерным. Если в душе - чувства («душа как аппарат для измерения времени», по Августину) обеспечивают нам реакцию на настоящее (экспликативный порядок), а психическая энергия есть основание для актуальной деятельности в пространстве, - тогда время будет восприни-

4 Год - круг человеческой жизни, вращение. Г. Вирт отмечает, что славянский корень слова «вертеть» родствен немецкому «^^Меи» («становление»). От того же древнего корня произошло и русское «время», родственное в свою очередь древнеиндийскому «уаг1та» («колея»). Сюда же следует отнести важнейшее для русской традиции слово «род», этимологически сходное со словом «расти». Видна близость концепций: Время, становление, рост... Время в традиции понимается циклически, а следовательно, понятие Рода в славянской ментальности означало не просто горизонтальное движение наследственной, семейной цепи в истории, а некую единую, сверхисторическую реальность, как бы заведомо замкнутую саму на себя, подобно кругу. Род - не просто культ предков, но и культ потомков, а также культ этнического настоящего, осуществляющего таинство соединения двух полюсов бытия.

маться четырехмерным. Если в теле - тело (сома) есть продукт прошлого, оно возникло благодаря генной программе, происходит из прошлого развития рода (память, свернутая спираль ДНК), оно вещественно, - тогда время будет восприниматься трехмерным.

Следует признать, что проявление времени и ментальное восприятие времени (и пространства) зависит от эволюции сознания как самого человека, так и вселенной, с его и ее меняющимися ментальными планами - это естественно-исторический процесс, который может быть назван физикой духа. П.Д. Успенский, развивая космизм, утверждает, что в эволюционной трансформации вселенной каждое вновь возникающее более тонкое состояние материи является более энергоемким, энергонасыщенным, т. е. в нем как бы меньше материи и больше движения (обратим внимание: в противоречие с эйнштейновой формулой E=mc2!). Если же материю противопоставить времени, то тогда чем тоньше состояние материи, тем больше в нем времени и меньше материи: в жидкости - больше, чем в твердом теле; в газе - больше, чем в воде. Если мы допустим существование еще более тонких состояний материи, они должны быть более энергоемкими, чем признаваемые физикой. Согласно вышесказанному в них должно быть больше времени и меньше пространства, больше движения и меньше материи.

Логически необходимость разнообразных энергетических и энергоемких состояний материи давно уже принята в физике [25]. Во вселенной все тела состоят из энергий вращения (так мыслил еще Декарт), постоянно находясь в неравномерном движении, и не существует ни абсолютных точек отсчета, ни абсолютного времени. Все измерения времени относительны. Этот принцип, будучи применен в психологии, изменяет наше понимание реальности.

А.Т. Манн соединил концепцию биологического времени и философскую систему П. Успенского. Результатом этого явилась логарифмическая шкала времени, связанная с тем, что по мере старения человека меняется его восприятие времени. Данная концепция изложена в книге «Life Time Astrology». С рождением человека в плотной материи голограмма копирует в клетке весь эволюционный путь человека. Завернутая в спирали, она представляет собой заряд энергий, который эволюционирует (раскручивается, раскрывается) здесь в проявленной жизни. В это время голограмма выделяет огромное количество энергии, спрессованной в ней за века воплощений, которая под разными зарядами идет большим потоком во вселенную. Но если из ядра атома человек получает в клетку голограмму космического звучания, то с ростом эмбриона в него закладывается информация эволюции всей Земли (продвижение сознания от неорганической до органической природы и до осознания его самим собой). Эта информация уже вторичного плана, поэтому сила его звучания иного рода - психическая. Затем на самом поверхностном уровне этих спиралей человек получает ДНК своего физического тела и наследственность от родителей, которые являются проводниками прихода человека в материю.

Научно доказано, что ДНК существует практически неограниченное время (только на Земле около 4 млрд лет), а также то, что она является источником эмиссии фотонов (света) и радиоволн. Другими словами. ДНК генерирует и эманирует в пространство излучения разных длин волн: от электромагнитных (радио- и микроволн) до торсионно-нейтринных. Волновые характеристики ДНК человечества формируют неоднородный и постоянно изменяющийся энергоинформационный портрет, причем со строго определенным порогом вибраций. А.Т. Манн считает, что передача информации между движением Солнечной системы во времени и генетическим кодом ДНК внутри каждой живой клетки на Земле происходит посредством резонанса. Информация о жизни, закодированная в спиралевидной структуре ДНК, отражается в спиралевидной галактической модели [19]. ТИ. Ьа^асИек писал, что вселенная так же хорошо организована и функционирует так же точно, как молекула ДНК в ядре клетки. А поскольку человек преуспел в открытии генетического кода, он может найти и астрономический код. Обмен информацией не ограничивается живыми организмами - это такая же всеобщая часть вселенной, как материя или энергия [29].

Итак, как молекула ДНК несет в себе историю всей эволюции, обратная проекция спиралевидной Солнечной системы повторяет ДНК по структуре и информации.

Н.А. Морозов - гениальный русский космист - занимался вопросами галактических воздействий на человека и обратимости времени. Он одним из первых дал подробную и беспристрастную естественно-научную картину неизбежных астрономических, физических, химических и биологических процессов, которые неотвратимо должны произойти, если время вдруг потечет вспять. Н.А. Морозов считал, что реально существует только прошлое и будущее, а настоящего нет, оно - чистая фикция, «щель в вечности» между прошлым и будущим (еще один нетривиальный подход РК в понимании времени!). И все это связано с «всеобщей психической космо-кинемагографичностью» - беспрестанным круговоротом вселенной. Его концепция опиралась на представления о волнообразной природе времени. Он писал: «Время - целиком налегает на пространство» [20].

Овладение временем. Эта одна из многих проблем, поставленных РК. Решению проблемы в таком аспекте посвящены исследования В.Н. Муравьева, изложенные им в книге «Овладение временем». Овладение временем - это древняя идея подчинения времени человеку. Вопрос в том, какое время имеется в виду. Разнообразие времен велико - время может быть физическим, мифологическим, психологическим, субъективным, реальным и виртуальным. В первую очередь речь идет о физиологическом времени и о возможности или невозможности овладения им.

Каждый человек является носителем определенного объема пространства и времени и представляет собой живую капсулу с собственными характеристиками этих категорий. Человек как объект пропускает энергию времени через себя. Внешнее время он преобразует в свое психологическое время и совершает действие в пространстве. Исследования фи-

зиолога Н.Е. Введенского показали, что живая система изменяется не только под воздействием раздражителей, но и в процессе самой деятельности, во времени. Тем самым он впервые ввел в физиологию понятие фактора времени. Наше восприятие времени может быть измерено только нашими внутренними биологическими и психологическими часами. Мы также оцениваем ход времени количеством образов, которое получает наш мозг через сетчатку глаза, слух, обоняние, осязание и вкус. Память - это другой фактор, психологический, который воздействует на ускорение времени.

И. Пригожин полагал, что при необратимых процессах появляется совершенно новое внутренне время, отличное от астрономического. А.М. Бич в книге «Природа времени (гипотеза о происхождении и физической сущности времени)» это опровергает. В соответствии с его гипотезой локально-когерентного времени появляется не «новое внутреннее время», а всего лишь меняется темп времени в той локальности, в которой происходит изменение (рассеяние, диссипация) внутренней энергии. Внутренняя энергия тел - это единственный фактор, формирующий их собственное время. Таким образом, реальному физическому времени (как он полагает) присуща двойственная природа: гравитационная и энергетическая.

Для космоса время - тот важнейший параметр, который определяет срок существования любого космического тела. Согласно Козыреву, именно время подпитывает и обновляет данный мир галактик, планет, организмов. Вернадский писал, что поскольку космос - живой, постольку ключ к пониманию его глубинных закономерностей лежит в постижении сути фундаментальных понятий времени и пространства, неотделимых друг от друга. Он много размышлял над смыслом временных процессов, и прежде всего связанных с живым веществом, эволюцией биосферы. Опираясь на понятие «жизненное время», он выдвинул ряд чрезвычайно продуктивных и перспективных идей, которые пока еще не нашли достойного места в системе теоретического осмысления действительности.

Идея о собственном, внутреннем, времени эволюции системы возникла и в других областях физики при исследовании самоорганизации сложных диссипативных структур. В таких открытых и эволюционирующих системах прежде всего следует ввести направление времени, по образному выражению Пригожина, стрелу времени. Решая «великую загадку вчера-сегодня-завтра» как целостного всеобъемлющего и всепрони-зывающего явления, Вернадский совершенно закономерно увязывал ее с решением другой, не менее важной, загадки «пространства, охваченного жизнью». Сквозь призму такого целостного видения единого субстрата мира время вообще определяется как динамическое текучее пространство, что подтверждает известное нам древнее знание [8].

В любой планетарной системе можно предположить существование двух видов времени: экстерналъное (внешнее) и интерналъное (внутреннее). Экстерналъное время привязано и отражает физические особенности планетарного расположения, например характеризует движение вокруг Солнца и оборот вокруг собственной оси. Интерналъное время -то, по которому живут населяющие планету разумные биологические су-

щества. Векторы этих двух видов времени противонаправлены. Экстер-нальное время - дезинтегрирующий фактор, стремящийся к хаосу посредством износа физической материи, интернальное - созидающий, стремящийся к упорядоченности и нивелированию влияния на материю, т. е. к вечности. Данный феномен отражает суть противоположного дуализма, по которому построено все мироздание. Плотность и циркуляция энергий времени и пространства на Земле не одинакова. Циркуляция времени осуществляется по меридианам, пространства - по параллелям планеты.

К идеям РК близко примыкает учение Д. Бома [5], что позволяет нам изложить в заключение ряд его революционных предположений. Прежде всего его мысль состоит в том, что наша осязаемая повседневная реальность на самом деле всего лить иллюзия наподобие голографического изображения. Под ней находится более глубокий порядок бытия - беспредельный и изначальный уровень реальности, - из которого рождаются все объекты, в том числе видимость нашего физического мира, аналогично тому, как из кусочка голографической пленки рождается голограмма. Согласно Бому, поток времени - это продукт постоянного свертывания и развертывания вселенной, из чего вытекает, что настоящее свертывается и становится частью прошлого, но оно не перестает существовать, а просто возвращается в космическое хранилище импликативного порядка, или, как говорит Д. Бом: «Прошлое действует в настоящем в виде импликативного порядка» [5, с. 19]. Таким образом, все состояния бытия у Бома (как и в РК) единовременно существуют в вечном настоящем. Если, как полагает упомянутый исследователь, сознание также имеет свой источник в импликативном, то это означает, что человеческая психика и голографическая запись прошлого и будущего существуют в одной области и являются соседями (принцип фрактального подобия или голограммы - в бесконечности многого всегда пребывает единый).

Эти идеи поддерживает «теория физического вакуума» Г.И. Шипова, продолжателя идей РК, в которой математически описано, как возникают левое и правое поля кручения пространства и формируются будущее и прошлое, формируются мир и антимир (рис. 3).

Выпуклость , Белая дыра”

Левое Правое

вращение вращение

Зеркальный

мир

Реальный

мир

“Черная дыра” Антивещество Вещество (антимир) (мир)

Рис.3. Графическое представление различий мира (а) и антимира (б)

Вогнутость “Черная дыра;

Образуются такие пространство и время, которые постоянно сворачиваются в точку и разворачиваются из нее - проявленный мир. Бом использует для этого уровня термин «экспликативный», или раскрытый, порядок, потому что видит проявление всех форм во вселенной как результат бесконечного процесса свертывания и развертывания между двумя порядками.

В голографической вселенной, там, где все вещи - лишь призрачные блестки энергии, наши представления должны радикально измениться.

Методика овладения и управления течением времени (которую предсказывает Вейник [6, с. 228]), позволит, по-видимому, уже в недалеком будущем научиться регулировать временную меру человека таким образом, что, когда совпадут момент смерти и момент воскресения к новой жизни, наступит и преображение человеческой личности. Возможно, именно это имел в виду в своих посланиях нам великий русский космист Н.Ф. Федоров.

Литература

1. Аксенов Г.П. Причина времени. - М.: Эдиториал УРСС, 2000.

2. Аксенов М.С. Нет времени. Популярное изложение основных начал метагеометрической философии. - М., 1913.

3. Александров Н.Н. Эволюция ментального хронотопа. - Тольятти: Акцент, 1996. - 434 с.

4. Белгородский М.Н. Предисловие // Циолковский К.Э. Причина космоса. Воля Вселенной. Научная этика. - М.: Космополис, 1991.

5. Бом Д. Скрытый порядок: новый подход к реальности / пер. с англ. М. Немцова. - М.: Лавка языков, 1992. - 54 с.

6. Вейник А.И. Термодинамика реальных процессов. - Минск: Навука і тэхнка, 1991. - Режим доступа: http://www.veinik.ru/science/phil/article/ 430.html [Дата обращения 12.09.2011 г.].

7. Вейник В.А. Хронон - квант физического времени. 2009. - Режим доступа: http://www.veinik.ru/science/fizmat/article/818.html [Дата обращения 12.09.2011 г.].

8. Вернадский В.И. Кант и естествознание. - М., 1981. -214 с. (Избранные труды по истории науки).

9. Вернадский В.И. Пространство и время в неживой и живой природе. Философские мысли натуралиста. - М.: Наука, 1988.

10. Вернадский В.И. Проблемы биогеохимии. - М.: Наука, 1980. - 320 с. (Тр. Биогеохим. лаб.; т. 16).

11. Визгин В.П. Этюд времени // Филос. исслед. 1999. № 3.

12. Дугин А.Г. Пути Абсолюта. - М.: Арктогея, 1991.

13. Золотухина И.И., Савченко В.Н. Антропный принцип в современной научной картине мира и в свете идей русского космизма // Вестник ТГЭУ 2011. № 1. С. 102-115.

14. Казначеев В.П., Трофимов А.В. Очерки о природе живого вещества и интеллекта на планете Земля: Проблемы космопланетарной антропоэкологии. - Новосибирск: Наука, 2004. - 312 с.

15. Козырев Н.А. Путь в Космос // Избранные труды. Л.: Изд-во ЛГУ. 1991.

16. Козырев Н.А. О возможности экспериментального исследования свойств времени // Избранные труды. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Козырев Н.А., Насонов В.В. Проявление космических факторов на Земле и звездах. - М.; Л.: Всесоюз. астрон.-геодез. об-во АН СССР. 1980. - 260 с.

18. Конструкции времени в естествознании: на пути к пониманию феномена времени. 4.1. Междисциплинарное исследование: сб. науч. тр. / под ред. Б.В. Гнеденко. - М.: Изд-во МГУ, 1996. - 304 с.

19. Манн А.Т. Астрология. Жизнь во времени / пер с англ. К. Мелик-Ах-назрова. - М., 1997.

20. Морозов Н.А. Принцип относительности в природе и математике. -Пг., 1922.

21. Савченко В.Н., Ковешников Е.В. Метаморфозы концепций детерминизма и индетерминизма в современном мире // Вестник ТГЭУ 2011. № 2. С. 103-118.

22. Севальников А.Ю. Квант и время в современной физической парадигме // Философия науки. 2000. Вып. 7. С. 226-236.

23. Сергиенко П.Я. Триалектика. Новое понимание мира. - Пущино, 1995.

24. Успенский П.Д. Новая модель вселенной / пер. Н.В. фон Бока. - СПб.: Изд-во 4ернышева, 1993.

25. Ухтомский А.А. Пути в незнаемое // Письма. Сб. 10. - М.,1973. - 375 с.

26. 4ернин А.Д. Темная энергия и всемирное антитяготение // Успехи физ. наук. 2008. Т. 178, № 3. С. 267-300.

27. 4ерняков А.Г. Онтология времени. Бытие и время в философии Аристотеля, Гуссерля и Хайдеггера. - СПб.: Высш. религиоз.-филос. школа, 2001. - 460 с.

28. Шмаков В.А. Священная книга Тота. Великие Арканы Таро. - Киев: София, 1993.

29. Landacheit Th. Cosmic Cybernetics. - Baaen: Bbartin Verlae,1979.

© Савченко В.Н., Золотухина И.И., 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.