Электронное периодическое издание «Вестник Дальневосточного государственного технического университета» 2011 № 2 (7)
09.00.00 Философские науки
УДК 102.01.07
И. И. Золотухина
Золотухина Инна Иннокентьевна - аспирант кафедры философии и истории ТГЭУ, г. Владивосток. E-mail: zolinna_@mail.ru
ОТ ФИЛОСОФИИ ОБЩЕГО ДЕЛА ФЕДОРОВА К ФИЛОСОФИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
В статье говорится о необходимости философской интерпретации многих известных явлений, о соотношении философии и психологии. Показана преемственность философии общего дела Федорова как пути домой сквозь звезды и философии физической психологии, приближающей нас к осуществлению его идеи.
Ключевые слова: троица общего дела, идея, образ, интуиция, творчество, инфо-психология, уровни сознания, физическая психология.
Inna I. Zolotukhina,
Pacific State University of Economics, Vladivostok, Russia
FROM THE PHILOSOPHY OF COMMON CAUSE FEDOROV TO THE PHILOSOPHY OF PHYSICAL PSYCHOLOGY
The article refers to the need of philosophical interpretation of many well-known phenomena, the relationship between philosophy and psychology. The continuity of the philosophy of «common cause» Fedorov as the way home through the stars and the philosophy of physical psychology, bringing us closer to implementing his ideas.
Key words: rarity of common cause, idea, image, intuition, creativity, info-psychology, the levels of consciousness, physical psychology.
Ясновидение - идеал ученого, изучающего процессы физического мира, - произрастает лишь из того факта, что мир есть не что иное, как образ реального мира, сотворенный человеческим умом.
М. Планк
Воистину, нет пророков в родном отечестве. Николай Федорович Федоров был пророком, в нем современники даже видели нового Мельхиседека! Н.Ф. Федоров, основоположник философии русского космизма, поставил зада-
чу перехода от Абсолютной Идеи к общему делу и выдвинул идею регуляции природы. Он считал, что космологию нельзя «отделять от психологии, ибо объединение в регуляции обратило бы слепую силу первой в управляемую разумом и чувством последней» [14, с. 265]. Вершина же «регуляции» - победа над смертью, воскрешение предков («отцов» или Мир Душ. - Прим. авт.).
Н.Ф. Федоров считал, что на пути домой первый этап - это «небесные миры - будущие обители отцов» и, если бы не были порваны традиции, то все исследования небесного пространства имели бы значение исследования путей; если же такие экспедиции в исследуемые миры невозможны, то наука лишена всякой доказательности; не говоря уже о пустоте такой науки, низведенной на степень праздного любопытства, мы даже не имеем права утверждать, что небесное пространство имеет три, а не два измерения [15].
Для современников Н.Ф. Федорова это было фантастикой и мистикой. У Н.Ф. Федорова немало так называемых «мистических» идей, но он призывает как раз к дерзкому прорыву за эти пределы, чтобы противоречия, считающиеся мистическими, были разрешены при помощи научного знания. По Н.Ф. Федорову, «ограничиваться "позитивным" - значит принять средства за цель; ограничиваться мистическим - значит принять цель за средства» [16, с. 124]. Но жизнь исследователя завершилась до того времени, когда открытия в области ядерной энергии сделали возможным миграцию с планеты и биологическое продление жизни и когда стало известно о замедлении течения времени при движении с большими скоростями.
Друнвало Мельхиседек в книге «Древняя тайна Цветка Жизни» писал: «.. .частью моей цели является стремление помочь людям в осознании определенных событий, на этой планете произошедших, или в настоящее время происходящих, или событий, на пороге которых мы находимся и которые коренным образом влияют на наше сознание и образ жизни сегодня. Понимая наше настоящее положение, мы можем открыться возможности появления на Земле нового сознания, нового человечества. В дополнение к этому, пожалуй, моей самой сокровенной целью является стремление воодушевить вас на воспомина-
ние того, кто вы есть на самом деле, и придать вам смелости принести свой дар этому миру. Ведь Господь дал каждому из нас уникальный талант, который при истинном проживании изменяет мир физический в мир чистого света. Путь домой сквозь звезды становится очевиден по мере того, как проявляется светокопия творения. Мы сокровенно связаны с Источником всей Жизни» [11, с. 5].
Н.Ф. Федоров, не боясь публичного осуждения, настойчиво и последовательно высказывался о Третьей Ипостаси, осознавая, что «очень многие, вероятно, смутятся учением о Дочери-Духе, хотя и не смущаются учением о Сыне-Слове; но последнее относится к Троице миссионерской, дело же миссионеров-апостолов приходит к концу. Учение о Дочери-Духе относится к троице общего дела, которое есть воскрешение и для которого теперь только наступает время» [15, с. 129]. Таким образом, Н.Ф. Федоров провозгласил начало новой эпохи деятельно-творческого осуществления веры, названной Н.А. Бердяевым «эпохой Третьего Завета».
Р. Генон в книге «Основные символы священной науки» говорит, что «вселенская возможность» ничего не творит, а лишь последовательно проявляется в своих двух аспектах - бытии и небытии. В основе всего лежит традиция. Традиция - совокупность «нечеловеческих» знаний, передаваемая из поколения в поколение [4]. Только человек, которого Н.Ф. Федоров называет «сыном человеческим», творит на земле, изменяя прежде всего себя и все вокруг через изменение сознания.
Э. Гуссерль писал: «Вместе с ростом и постоянным совершенствованием власти познания над Вселенной человек обретает все большее, бесконечно растущее господство над окружающим его практическим миром. Оно включает и господство над реальной средой, окружающей человечество, и власть над самим собой и над другими людьми, и все возрастающую власть над своей судьбой, и достижение максимально полного, рационально мыслимого для людей "счастья"... Итак, человек действительно уподобляется Богу. Аналогично тому, как математик говорит о бесконечно удаленной точке, прямой и т.д., можно сказать: "Бог - это человек, перенесенный в бесконечную даль". Вместе с математизаци-
ей мира и самой философии философ в какой-то степени математически идеализирует и самого себя, и одновременно - Бога». Далее он задает вопрос: «Существует ли в мировой истории предмет, более достойный для философского восхищения, чем открытие множественности бесконечных Вселенных истин, достижимых либо в бесконечном прогрессе (например, чистой математики), либо аппроксимативным образом (например, в индуктивной науке)? И не есть ли чудо все то, что создано и продолжает создаваться творчеством? Если чудом является теоретическо-техническая деятельность, то не меньшим чудом является научная деятельность, заключающаяся в изменении смысла. Можно иначе поставить вопрос: сколь далеко может распространяться парадигмальность этих наук и достаточны ли те философские размышления, которым мы обязаны новыми концепциями мира и мировой науки?..» [5, с. 136].
Согласно утверждениям физиков В.Ю. Ирхина и М.И. Кацнельсона, современная физика приблизилась к тому порогу, когда практически завершено накопление экспериментальных фактов. В то же время, вопрос о философской интерпретации многих известных явлений остается открытым. Современная наука столкнулась с необходимостью рассматривать вопросы, ранее целиком находившиеся в компетенции философии и теологии. Когда физика (в лице квантовой механики) углубилась до познания вакуума (физических полей), она объяснила химические явления; когда физика откроет сущность действительного пространства и времени, она придет к исследованию сущности Жизни и биологических явлений (а возможно, и психологических) [6].
Мы можем добавить, что психологические явления связаны с торсионными полями («поток времени» 1), открытыми Н.А. Козыревым еще в 1957 г. [9] и теоретически обоснованными Г.И. Шиповым в 1994 г. [19], которые до сих пор не признаны. Современная официальная наука по существу все еще не замечает психической энергии, этого высшего понятия, а отдельные инстанции и ученые,
1 Мы считаем, что вопросы, связанные с физической сущностью времени, необходимо изучать совместно с проблемой психофизических феноменов. Мы убеждены, что необходимо междисциплинарное исследование с обязательным привлечением в число его участников, наряду с учеными (физиками, философами, медиками, биологами, психологами), также и людей с выдающимися экстрасенсорными способностями.
касающиеся его, не проявляют истинного понимания, поэтому и не пытаются глубже заняться его исследованием. Очевидно, бессознательное сопротивление оригинальным идеям и научным открытиям - стандартный процесс в эволюции человеческого знания. До сих пор считается, что в человеческом знании существуют две противоборствующие философские школы: эволюционисты («ученые») и креационисты («теологи»). Но на самом деле все не так просто: наука и теология тесно связаны, многие ученые втайне или явно исповедуют креационизм, а многие богословы - эволюционизм. В современных научных кругах не принято говорить о Боге, о религии. А. Эйнштейн в письме Морису Соловину писал: «Мне вполне понятно Ваше упорное нежелание пользоваться словом "религия" в тех случаях, когда речь идет о некотором эмоционально-психическом складе, наиболее отчетливо проявившемся у Спинозы. Однако я не могу найти выражения лучше, чем "религия", для обозначения веры в рациональную природу реальности, по крайней мере, той ее части, которая доступна человеческому сознанию. Там, где отсутствует это чувство, наука вырождается в бесплодную эмпирию» [20, с. 567]. Относительно вопроса о психологии научного творчества А. Эйнштейн писал: «Я утверждаю, что космическое религиозное чувство является сильнейшим и благороднейшим из пружин научного исследования... В наш материалистический век серьезными учеными могут быть только глубоко религиозные люди» [20, с. 126]. «Самое прекрасное и глубокое переживание, выпадающее на долю человека, - это ощущение таинственности. Оно лежит в основе религии и всех наиболее глубоких тенденций в искусстве и науке.< >. Тот, кто не испытал этого ощущения, кажется мне если не мертвецом, то во всяком случае слепым» [20, с. 175].
В учебниках не упоминают, что многие из основателей современной физики считали свои работы вполне совместимыми с мистическим мировоззрением и что в науке разум не может быть универсальным, а иррациональное не исключить полностью. Н.И. Бердяев писал: «.нельзя отделить жизнь интеллектуальную от жизни эмоциональной и волевой. Разум. автономен вовне. Но он не автономен внутри, не автономен в отношении к целостной жизни познающе-
го философа, не отрезан от его эмоциональной и волевой жизни... Разум имеет свою онтологическую основу в бытии самого философа, в его внутреннем существовании, он зависит от веры или неверия философа» [3, с. 57].
Вообще, психология стандартной научной работы в рамках каких-то сложившихся представлений и психология открытия, приводящего к радикальному пересмотру этих представлений, в корне различны. Возможно, что через некоторое время люди станут, с одной стороны, очень умными, с другой - мистиками. Возможно, уже и сегодня наша мораль распадается на две составные части - на науку и мистику. Мы понимаем, что «подлинная наука» должна быть отделена от источника, считаемого психическим. Но для исследования Реальности необходимо использовать одновременно как науку, так и психические возможности.
Н.Ф. Федоровым был поставлен вопрос, над разрешением которого после него трудились многие представители русской космической религиозной и нерелигиозной философии: как направить развитие науки (занявшей доминирующее место в культуре), ее прогресс, не в ущерб человеку? Н.Ф. Федоров дал на этот вопрос ответ: наука должна быть средством религии. Под словом религия он имел в виду философскую веру. К. Ясперс писал, что признаком философской веры, веры мыслящего человека, служит всегда то, что она существует лишь в союзе со знанием. Она хочет знать то, что доступно знанию, и понять самое себя [23]. М.В. Ломоносов говорил, что наука и религия суть родные сестры, а П.А. Флоренский выражал надежду на восхождение через науку к богочеловеку. П.А. Флоренский объединил в «точку сборки» все три элемента треугольника: эзотеризм, философию, религию.
Слово - за наукой, если она осознает, наконец, свое назначение и то, что в основе всякого научного знания лежит мудрость, имманентная миру. Знание (la science) - абсолютное и полное обладание истиной. Поэтому мудрецы всех веков не присваивали себе первую привилегию божества, приписав себе знание, и удовлетворялись, вместо глагола «знать», словом, обозначающим познание, «гнозис» (la gnose), выражающим собой только идею интуитивного познания.
Мы же задаем вопрос: «Чем вера отличается от познания бога?» - и отвечаем, что приблизительно тем же, чем гипотеза отличается от теории. Вера - не что иное как уверенность в единстве разума и универсальности Вселенной и ее многомерности. Верить - значит соглашаться с тем, чего мы пока еще не знаем, но относительно чего разум уверяет нас, что мы уже знаем это или, по крайней мере, узнаем со временем. Нужно верить в причины, существование которых заставляет нас признать разум, на основании известных и рассмотренных наукой следствий наличия того или иного параллельного Мира.
Н.Ф. Федоров писал, что постепенно, веками образовывавшийся предрассудок о недоступности небесного простора не может быть, однако, назван изначальным. Только переворот, порвавший всякие предания, отделивший резкою гранью людей мысли от людей дела, действия, может считаться началом этого предрассудка [15]. Джордано Бруно был сожжен на костре именно за свои космологические идеи и нескромные вопросы относительно будущего, изложенные в его труде «О бесконечной Вселенной и мирах», где часто цитируется Николай Кузанский, первый предложивший отказаться от идеи конечной Вселенной и рассматривать каждую звезду как отдельный мир, населенный собственными жителями. Именно идея «инопланетян» привела Николая Кузанского и Джордано Бруно к неизвестной даже античным атомистам - Демокриту, Эпикуру и Лукрецию - идее, что каждая звезда является тем отдельным миром, о бесчисленном множестве которых говорили атомисты. У Демокрита идея множества миров сводилась к идее множества Вселенных, так или иначе напоминавших нашу.
Задача ученого сегодня - открывать новые способы для выражения старых истин и представлять древние формулы духовного развития так, чтобы они обрели новую и яркую жизнь. Исследователи в области науки пытались найти истину через познание формы и действительно дали нам обширную информацию. Сейчас мы знаем, что все формы - суть аспекты энергии; что существует взаимодействие энергий и их влияние на нашу планету; что сама планета есть единица энергии, состоящая из множества энергетических единиц, и что сам человек также есть совокупность сил и движется в мире сил. Вот куда наука за-
вела нас, и вот где встречаются ученый, идеалист и мистик, свидетельствуя о скрытом божестве, о высшем разуме. Через изучение истории, философии и сравнение религий мы видим, как план божества становится все более очевидным. Только в XX в. ученые открыли тот факт, что Вселенная является инфо-структурой, которая должна быть исследована и освоена разумом. Тем самым, была разрушена наша психологическая привязанность к твердым структурам и показано наше существование в инфомирах. Величайшее преимущество нового мировоззрения - в его бесконечной способности творческого саморазвития во взаимодействии с разумом Вселенной. Каждый человек - это огромный, бесконечный мир, имеющий выход на космический суперкомпьютер.
Теперь, в XXI в., объективное и субъективное, наконец, так тесно переплелись и сплавились, что почти невозможно сказать, где кончается одно и начинается другое. Исследователям во всех областях уже ясно, что внутри всех форм существует тяга к разумному выражению и определенной жизненности, которую мы называем сознанием и которая в человеческом семействе принимает форму самосознания. Когда это самосознание по-настоящему развито, оно дает человеку способность понять, что скрытая божественность во Вселенной идентична по своей природе скрытой божественности в нем самом, хотя первая несравнимо выше по уровню и сознанию. Новое понимание требует идентифицировать себя с Душой. Тогда происходит переориентация и предпринимаются новые усилия, направленные на самого себя.
Тимоти Лири предложил создать новую науку - инфопсихологию - новый взгляд на теорию эволюции. Ключ к научному пониманию законов Природы, на любом уровне сложности, - персонализировать события и пережить их. Нервная система - инструмент для переживания. Прародителями инфопсихоло-гии являются следующие науки: нейрология, этология, нейрохимия, квантовая психология2. Все перечисленные науки подтверждают тот факт, что основным
2 Квантовая психология связана с аксиомой «неопределенности» Вернера Гейзенберга, которая гласит, что реальность не дана нам свыше, а создается нашими наблюдениями информационной Вселенной. Смысл уравнений квантовой физики заключается в том, что все в этой Вселенной состоит из элементарных единиц
инструментом восприятия, наблюдения, записи, накопления, синтезирования и передачи информации во всех областях знания и всех областях человеческой деятельности является нервная система. Таким образом, инфопсихология -наука, изучающая эволюцию нервной системы, т.е. сознания. Инфопсихология исходит из предположения, что жизнь имеет внеземные корни, что она посеяна на этой планете и предварительно запрограммирована на прохождение четырех циклов (двенадцати стадий) [10].
Мысль о том, что все есть информация и энергия, уже принята современной наукой, а концепция видения стала частью учения современной философии. Могущество мысли - есть энергия, а процесс мышления автоматически генерирует энергию, производящую объективные формы, приводит к соответственному действию и поэтому является источником всего, что возникает или проявляется. Сегодня человечество становится все более осведомленным о субъективном могуществе мысли и его следствии - объективной реализации.
Физическая психология объясняет сущность Жизни через эволюцию сознания, эволюцию человека-мыслителя, который есть Душа, т.е. Психэ. Когда наша психика эволюционирует, то есть мы начнем мыслить как высший Разум, мы поймем, что современное положение человека является промежуточной фазой в эволюции нервной системы. Философия физической психологии состоит в осознании идеи высших уровней разума как еще не активизированных потенций собственной нервной системы.
Базовый закон физической психологии заключен в словах А. Бейли: «энергия следует за мыслью», а последовательность действий описывается следующим образом: мыслитель на своем собственном плане формулирует Мысль, воплощающую некую цель или некое желание. Ум вибрирует в ответ на эту Идею, одновременно вызывая соответствующую реакцию в эмоциональном теле. Энергетическое тело (эфирная оболочка) вибрирует синхронно, мозг отзывается и энергетизирует нервную систему во всем плотном физическом теле,
информации - битов. Слово «квант» относится к биту. Слово «квантовый» указывает на то, что субъект может определяться при помощи единиц информации.
таким образом, импульс мыслителя активизирует энергии физического плана. Физическая психология постулирует, что во Вселенной есть только энергия и силы, управляющие этой энергией, и изучает две базовые идеи - образ и обусловливание. Образы - это всего лишь типы энергии, пытающиеся найти материальное выражение. Они производят изменения типов, новые формы и явления. Образы являются буквально проявленными Идеями, поступающими из субъективного группового сознания (коллективного бессознательного по Юнгу. - Прим. авт.) и принимающими ментальные формы, которые могут оцениваться и усваиваться умом и мозгом человека. Можно, следовательно, полагать, что образы или фундаментальные идеи, которые принимают очертания и кажутся направляющими «стезю человека на земле», производят упомянутое обусловливание. Образ вызывает, пробуждает отклик, и обусловливаемая им активность определяется качеством аппарата отклика, т.е. сознанием. Благодаря отклику человечество может познать Абсолютный План [1] (Идеи по Платону. - Прим. авт.).
Противоположение человеческого божественному в корне, по Н.Ф. Федорову, неверно - не потому, что нет вообще божественного, а потому, что ныне нам открыта возможность и способность сделаться орудием божественного Плана. Своими идеями сакрализации образования и вместе с тем сближения его с естествоиспытательством и с природой Н.Ф. Федоров предварил многие идеи современного «ноосферного образования». Современное образование призвано развивать воображение и интуицию, дабы обусловить креативность [8]. Мы призываем включить воображение (видение). Воображение есть семя интуиции, поскольку невозможно вообразить то, чего не существует в нашей планетарной системе.
Н.И. Бердяев считал, что творчество - это переход от одного мира к другому: «.Необходимо вызвать образ, вообразить иной мир, новый по сравнению с этой мировой действительностью. Творческий акт есть наступление конца этого мира, начало иного мира» [2, с. 205]. Соотношение творчества личности и окружающего мира философ раскрывает следующим образом: «Творец
одинок и творчество носит не коллективно-общий, а индивидуально-личный характер. Но творческий акт направлен к тому, что имеет мировой, общечеловеческий, космический и социальный характер. Творчество менее всего есть поглощенность собой, оно всегда есть выход из себя» [2, с. 197].
К.Г. Юнг писал о том, что сила воображения открывает для нас мир символической Мудрости. В нем мы встречаемся с архетипами, отражающими наше внутреннее знание. Мысли в образах и цвете - это язык Души. Если мы обратим свой ум внутрь и прислушаемся, из глубин подсознания поднимутся образы, четко соответствующие нашему состоянию. Эти образы несут послание нашего внутреннего мира, которое нередко архетипично по характеру и потому глубочайшим образом значимо. Эти образы могут высвободить энергию, которая изменит наше отношение к своей жизни. Ибо, только возродив и актуализировав свои переживания, мы можем впоследствии изменить их влияние на нас. Таков фундаментальный закон человеческой природы [21]. К.Г. Юнг утверждал, что существует некий нематериальный мир, смысловое поле. «И в этом поле существуют идеи, мысли, знание прошлого-настоящего-будущего. Это поле не подчиняется пространственно-временным законам, т.е. существует вне времени и пространства. Оно связано с материальным миром через Психе. Психе частично существует в материальном теле, частично сливается с этим смысловым полем через бессознательное» [22, с. 7].
Иными словами, сознание - это порождение нематериального пространства в материально-причинном мире, а смысловое поле - проект развития Вселенной. План (Абсолютная идея) изначально пытался пробудить в человеке следующие отклики: правильное желание (интеллект), правильное видение (интуиция) и правильную творческую активность (воля) на основе правильной интерпретации идеалов. Идеал - базовая причина и импульс, который в конечном итоге приведет к явлению более высокого, чем человеческое царство природы, чистого царства Душ, приведет к проявлению на Земле «сверхчеловека» (богочеловека), эволюционно превосходящего современного человека.
Согласно Мельхиседеку, на Земле возможны пять различных уровней человеческого сознания. Это люди, имеющие различные ДНК, совершенно различные тела и различные способы восприятия этой Реальности. Каждый уровень сознания вырастает из предыдущего, пока, наконец, на пятом уровне, человечество не научается переходу к совершенно новому способу выражения Жизни и навсегда покидает эту Землю - переходит в четвертое измерение, т.е. в мир Душ. И произойдет то, о чем говорил Н.Ф. Федоров, - воскресение человечества и воскрешение Жизни.
В качестве пояснения: возвращение к нашему первоначальному состоянию есть процесс естественный, который может быть легким или сложным в соответствии с нашими верованиями. Мы должны испытывать и выражать безусловную Любовь для того, чтобы выйти за предел определенного измерения, и именно к такому высшему месту сейчас быстро направляется наш мир. Пятый уровень сознания, как и все предыдущие, является просто очередной эволюционной мутацией, необходимой нам в нашем продвижении на более сложный социальный уровень. «Это совсем как обычная жизнь, только ты всегда паришь в футе от земли», - гласит старинное дзэнское изречение. Этот «парящий» аспект пятого уровня сознания готовит нас к внеземной миграции.
Таким образом, четвертое человеческое царство природы (макрокосм по отношению к остальным царствам - животным, растениям, минералам) занимает уникальное место, и непосредственной целью его эволюционного процесса является обеспечение на Земле контроля Души (пятое царство). В нисходящем и восходящем потоке Жизни, выражаемой в инволюционной и эволюционной дуге, человечество образует один из фундаментальных «самобытных центров силы», который может сформировать и формирует аванпост сознания и выражения Психэ, в конечном итоге проявив три выдающиеся психологические характеристики Мироздания: Свет, Энергию и Магнетизм. В человеческом существе - микроскопическом отражении Макрокосма - эти качества выражаются словами: Просветление или Мудрость, Познавательная активность, Притягательность или Любовь [1]. Все это может быть сведено к гносеологическому те-
зису: «Идея не субъективна, но и не объективна - она проективна». Это понимание познания заходило у Н.Ф. Федорова так далеко, что он считал, что раз нам дано познавать Вселенную, то, значит, дано и владеть ею - нам предстоит не только посетить, но и населить все миры Вселенной: «Сего ради и создан человек». Свое «проективное», т.е. творческое отношение и к истории, и к природе, Н.Ф. Федоров называет «эстетическим толкованием бытия и создания».
Понимание эволюции сознания позволяет нам достичь реальности Жизни, контроля Души над ощущениями - это кульминационный пункт на пути человека к гармонии и бессмертию, пробуждению его способностей. Поясним. Когда мозг полностью использует свой потенциал (сейчас человек использует только 9 % клеток мозга), у человека появляется новое мировоззрение, контроль над эмоциями и телесными симптомами. Этот этап эволюционно необходим и предшествует возникновению эволюционного сознания и физического бессмертия - шестого уровня сознания. Четвертый уровень сознания - уровень современного человека - приводит к разобщенности, которую Н.Ф. Федоров называл «небратством». Н.Ф. Федоров считал, что острое ощущение «небратства» в мире определяет его суровое отношение к современности, причем современная неустранимость небратского состояния является коренным догматом ученых и только любовь приводит к братству [17]. «Жить нужно, - писал Н.Ф. Федоров, - не для себя (эгоизм) и не для других (альтруизм), а со всеми и для всех» [12, с. 118]. Космизм Н.Ф. Федорова не есть просто научная догадка, очевидно, он обладал пятым уровнем сознания. Шестой уровень сознания приведет не только к объединению человечества, но и к «одухотворению» Вселенной через подчинение ее разуму Человека, который генетически запрограммирован на достижение биологического бессмертия, эмиграцию с материнской планеты, становление гражданином Галактики и слияние с высшими межзвездными сущностями (по Н.Ф. Федорову).
Вспомним, что Монада (это зерно Духа) проявляется в Мироздании в результате выделения Логосом части из самого себя. Монада любого разумного объекта Вселенной состоит из аспектов, эти основные аспекты подразделяются
на 7 подклассов. Задача Монады - собрать и интегрировать все свои аспекты . Это есть также цель и смысл эволюции Разума. Все существование Космоса построено на принципе постоянного непрекращающегося энергоинформационного обмена между всеми его аспектами. Человек в процессе своего существования постоянно взаимодействует с Космосом, происходит непрерывный обмен (отдача и получение) энергии и информации. Постоянный энергоинформационный обмен между аспектами происходит через центральный диспетчерский пункт - высшее «Я». Этот процесс недоступен земному трехмерному сознанию. Однако Богочеловек шестой расы, с раскрытыми шестью, а затем двенадцатью спиралями ДНК4 (сейчас раскрыты только две) сможет сознательно контролировать и управлять своими аспектами во всех мирах, безмерно содействуя тем самым эволюции всего Космоса. Во всем, с чем мы взаимодействуем мысленно, эмоционально или физически, мы оставляем часть себя, а оно - в нас! Именно в этом заключается смысл древнего афоризма Агафона: «Во всем заключается часть всего». Смотря на звезды, мы передаем им свои аспекты, а они нам -свои. Поскольку звездные аспекты более высокоразвиты, чем человеческие, духовный рост человека ускоряется.
Выстраивая цепочку Вселенная - ДНК - Сознание, Т. Лири сформулировал постулат инфопсихологии, отводящий человеку существенную роль в структуре инфоКосмоса, в которой разум ДНК, используя нашу планету в каче-
3 Теория «предустановленной гармонии» гениального Лейбница (монадология) является философским предшественником «скрытого порядка» Дэвида Бома. По Д. Бому, согласно голографической аналогии, вся известная нам Вселенная может быть представлена неким сверхкомпактным фрактальным многомерным объектом, реагирующим на изменение «несущей частоты» (т.е. положение наблюдателя уже «классической» теории относительности) проявлением различных ее аспектов, принимаемых нами за «действительную» картину реальности - Матрицу. Матрица (лат. Matrix - матка, плацента) - итог всех работ всех людей, все, что вообще только может быть.
4 В ДНК человека (homo sapiens) содержится проект следующих мутационных стадий - сверхчеловеческих. Мутации, направленные в будущее, известны в биологии как предварение признаков (преформация), а также преадаптация. Если животные и растения биологически явно превосходят человека («на их эволюцию было затрачено больше времени»), то этим природа показывает, что человеческая форма является переходной к чему-то иному. Большие объемы мозга (например, лобные доли) современного человека пока практически не задействованы, что указывает на их возможное значение в будущем. «Футация» (future - будущее) - будущая мутация. Футичный - противоположный античному (древнему), направленный в будущее, носящий признаки будущего. Футации имеют обыкновение проявляться на рубежах крупных эволюционных преобразований, и элементы футичности во все эпохи проникали в творения наиболее выдающихся творческих личностей (что ставит их как бы над временем). И, наконец, «эсхатология» - теория окончаний, индивидуальных и коллективно-социальных. Любая эсхатология и особенно личная - хранится в собственной природе сознания.
стве временного «гнезда» в космическом информационном поле, должен мутировать и выйти на новый уровень квантово-физической сознательности. Т. Лири считает, что логично связать нашу психологию с законами и структурами ядерной физики и астрономии и мыслить о себе как об «атомах» или «звездах», воспринимающих и передающих информацию, резонирующих и движущихся сквозь энергетические сети Вселенной. Человеку в этом мире должно стать не гостем, изгоем, покорителем или сторонним наблюдателем, но занять в Космосе место, уготованное ему эволюцией - новое обетование. Если Космос уподобить «Государству ангелов» (как видели Августин и Фома небесную иерархию), то высшая ступень его целостности есть Сверхорганизм [10].
В физической психологии дается рабочая модель, объясняющая происхождение и смысл жизни, основанная на теории панспермии, или заселения нашей планеты извне из космоса. Тогда весь процесс эволюции есть процесс поэтапной разблокировки спирали ДНК, запущенной в первичный океан примерно три миллиарда лет назад. Эта модель космологическая и предсказывающая будущий ход эволюции человека на основе типов психической организации, поскольку не только человеческий организм повторяет всю цепочку биологической эволюции, но и его нервная система проходит те же этапы.
Физическая психология синтезирует революционные научные открытия XXI в. - от космологии и единой теории поля до космонавтики, кибернетики и молекулярной биологии. Физическая психология генетически связана с учением о ноосфере. Учения о биосфере (глобальной среде Жизни) и ноосфере (среде Разума) были сформулированы В.И. Вернадским. Биосфера нашей планеты Земля (Гея, код ДНК), пережив все, что с ней происходило в течение почти 4 млрд лет, со временем становится все более разумной - ноосферой. Сегодня мы видим, как глобальная компьютерная информационная сеть врастает в тело ноосферы - зачаточную «нервную систему» нового сверхорганизма - и продолжает инфоструктуры природы, как они следуют из квантовой физики и генетики. Но пока разумная Жизнь на нашей планете еще не развилась до конца, хотя приблизилась к достижению бессмертия и может определять направления
своего развития эффективнее, чем когда-либо в прошлом. Она готовится оставить эту планету и распространиться во Вселенной.
Итак, мы устремляемся прочь из места разобщенности, где мы воспринимаем себя находящимися внутри тела и выглядывающими наружу. Это восприятие скоро исчезнет, с тем чтобы быть замененным иным восприятием Реальности, в котором мы будем обладать чувством и знанием абсолютного единства со всей Жизнью, и это чувство будет становиться все больше и больше по мере нашего продвижения вверх, сквозь каждый уровень сознания на нашем пути домой. Здесь уместно вспомнить М. Хайдеггера, который в первой лекции своего курса «Основные понятия метафизики», последовательно рассмотрев взаимоотношения философии с наукой, мировоззренческой проповедью, искусством и религией, предложил сущностное определение философии: «Философия есть, собственно, ностальгия, тяга повсюду быть дома» [18, с. 327].
Н.Ф. Федоров считал, что для того, чтобы сделаться знанием конкретным и живым, философия должна стать знанием не только того, что есть, но и того, что должно быть, т.е. она должна из пассивного умозрительного объяснения сущего стать активным проектом долженствующего быть, проектом всеобщего дела. Н.Ф. Федоров строил «философию общего дела», т.е. философию «действия», братства и любви, а не конкуренции.
В заключение можно сказать, что сегодня ученые ставят задачи объединения ускоренно дифференцирующегося знания, выработки способов продления и воссоздания жизни, освоения новых космических пространств. Р. Рудзи-тис считает, что из синтеза ветвей познания должна вырасти новая наука - наука о человеке, ибо при сведении всех энергий к одной основной энергии возникнет новая наука о мощной всеначальной энергии, заключенной в человеке и в космосе - психической. И, наконец, все принципы и законы будущего необходимо отнести к единому основному принципу, и тогда утвердится наука о высших принципах эволюции [13].
Физическая психология позволяет объяснить многие аспекты жизни и получить ответы на основные генетические вопросы: «Откуда мы пришли?»,
«Почему мы здесь?», «Куда мы идем?», «Как туда попасть?». В «век информатики» более чем когда-либо делается очевидным, что люди сами творят «факты окружающего мира». Именно эти черты связывают философию физической психологии с философией общего дела и системой «проективной» философии Н.Ф. Федорова. Э. Тоффлер считал, что возникновение информационного (постиндустриального) общества является центральным событием - ключом к пониманию будущего. Мы - дети следующих перемен, Третьей Волны [14].
Мы живем в век квантовой физики и нам пора познакомиться с квантовой психологией, квантовым сознанием5, квантовым переходом - точкой бифуркации. Как утверждают авторы одной из работ по синергетике С.П. Капица, С.П. Курдюмов, Г.Г. Малинецкий, именно «в точках бифуркации есть социальный заказ на выдающихся деятелей». Иначе говоря, в открытом нестабильном мире, где будущее не может быть с точностью предопределено, а настоящее имеет несколько потенциальных линий развития, человек находится в ситуации постоянного выбора, поиска оптимального решения в соответствии с изменяющимися условиями. И вот (когда единичные флуктуации готовы «слиться» в крупномасштабное движение) оказывается, что индивидуальная активность отнюдь не обречена на поражение или бессмысленность» [7, с. 69].
Мы полагаем, что физическая психология поможет сформировать в личности индивидуальную активность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бейли А.А. Эзотерическая психология. Трактат о Семи Лучах. В 3 т. Т. 2. М. : Нав-на-3, 2001. 680 с.
5 Квантовое сознание - синергийное единство потока сознания (обретающего ряд свойств, приписываемых квантовому компьютеру), когда наблюдатель переходит из «дискретного состояния сознания» в «волновое», способное поставить нас напрямую перед реальностью вещи и светом все-сознания. Квантовая психология вытекает из сложившейся в физике ХХ в. ситуации, утверждающей влияние процесса наблюдения на результаты опыта или участие субъекта в создании реальности. Наука XXI в. дала отважным исследователям возможность заглянуть в глубинные процессы мозга, найдя там подтверждение самых смелых космологических моделей и эсхатологических обетований. См.: «Космическое сознание» Д. Бекка, «Йога» М. Элиаде; «Многообразие религиозного опыта» У. Джеймса, а также работы по «интегральной теории сознания» К. Уилбера, где тезис «плюрализма индивидуальных сознаний», постулируемый философским материализмом, оказывается противоречащим опыту.
2. Бердяев Н.А. Самопознание : (опыт философской автобиографии). М. : Международные отношения, 1990. 336 с.
3. Бердяев Н.А. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения. Париж : Изд-во УМСЛ-РгеББ, 1934. 192 с.
4. Генон Р. Символы священной науки. М. : Беловодье, 1997. 496 с.
5. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Введение в феноменологическую философию // Вопросы философии. 1992. № 7. С. 136-176.
6. Ирхин В.Ю., Кацнельсон М.И. Уставы небес. Екатеринбург : У-Фактория, 2000. 512 с.
7. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. М. : Наука, 1997. 356 с.
8. Катречко С.Л. Как возможно творческое воображение? // Воображение как познавательная способность. М. : Фонд «Центр гуманитарных исследований», 2001. С. 35-44.
9. Козырев Н.А. Избранные труды. Л. : Изд-во ЛГУ, 1991. 448 с.
10. Лири Т. История будущего. СПб. : Экслибрис, 2002. 288 с.
11. Мельхиседек Д. Древняя тайна Цветка Жизни. В 2 т. Т. 2. М. : София, Гелиос, 2001.
256 с.
12. Ни эгоизм, ни альтруизм, а родство. Живое и мертвое восприятие истории: из последних рукописей Н.Ф. Федорова // Север. 1989. № 2. С.118.
13. Рудзитис Р. Психическая энергия - путеводная звезда человечества. Минск : Звезды гор, 2006. 420 с.
14. Тоффлер Э. Третья Волна. М. : АСТ, 2004. 784 с.
15. Федоров Н.Ф. Философия общего дела. М. : Мысль, 1982. 711 с.
16. Федоров Н.Ф. Позитивистический момент в развитии Ницше // Собр. соч. В 4 т. Т. 2. М. : Прогресс-Традиция, 1995. 424 с.
17. Федоров Н.Ф. Вопрос о братстве // Собр. соч. В 4 т. Т. 1. М. : Прогресс-Традиция, 1995. 416 с.
18. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Время и бытие. М. : Республика, 1993. С. 327-345.
19. Шипов Г.И. Явления психофизики и теория Физического Вакуума // Сознание и физический мир. М. : Изд-во «Яхтсмен», 1995. С. 85-103.
20. Эйнштейн А. Религия и наука // Собр. науч. трудов. В 4 т. Т. 4. М. : Наука, 1966.
621 с.
21. Юнг К.-Г. Психология бессознательного. М. : Когито-Центр, 2006. 352 с.
22. Юнг К.-Г. Синхрония: аказуальный объединяющий принцип. М. : АСТ, 2010. 320 с.
23. Ясперс К. Введение в философию. Минск : Звезды Гор, 2000. 164 с.