УДК 34:339.543
Категория «таможенная стоимость» в отечественном
законодательстве
С.М. НИКИТЮК - начальник Пермского института ФСИН России, кандидат юридических наук
В статье дается анализ понятия «таможенная стоимость», рассматривается система определения таможенной стоимости как правовой категории, актуальной в контексте решения задач противодействия преступности в сфере внешнеэкономической деятельности и квалификации соответствующих противоправных деяний.
Ключевые слова: таможенная стоимость; таможенный контроль; таможенные платежи; добавленная стоимость.
Category «customs value» in the domestic legislation
S.M. NIKITYUK - Head of the Perm Institute of the Federal Penal Service of Russia, PhD. in Law
The article gives analysis of the term «customs value», it considers the system of determining the customs value as a legal category. The scientific analysis of the category «customs value» is of current interest in the context of solving the problems of counteraction of criminality in sphere of foreign trade activities and the expertise of the illegal acts.
Key words: customs value; customs control; customs duties; added value.
Юридические науки
67
Одна из ключевых задач таможенных органов - защита экономических интересов страны, осуществление таможенного контроля и оформления, мер тарифного и нетарифного регулирования. Без терминологического аппарата возникают сложности с соблюдением законодательства Российской Федерации по вопросам таможенного дела, а также с решением задач противодействия преступности в сфере внешнеэкономической (внешнеторговой) деятельности, квалификацией соответствующих противоправных деяний. Особенно это относится к таможенной стоимости товаров как важнейшей категории таможенного контроля и оформления, основы для начисления и взыскания таможенных платежей (пошлины, налога на добавленную стоимость, акцизного сбора и др.).
Сегодня существуют две международные системы по определению таможенной стоимости, предусмотренные: 1) Брюссельской конвенцией по оценке товаров в таможенных целях (подписана 15 декабря 1950 г., вступила в силу 28 июля 1953 г.); 2) Соглашением по применению ст. VII Генерального соглашения по тарифам и торговле (1994 г.). Базисом для обеих систем выступает ст. VII Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ)1, подразумевающая отсутствие принципиальных разногласий между ними. Однако понятийный аппарат документов различен.
Так, в Брюссельской конвенции основой для определения стоимости товаров выступает нормальная цена, то есть цена товара в условиях свободной конкуренции между независимым продавцом и покупателем. Источник нормальной цены - рыночная константа, на которую не оказывают влияние никакие коммерческие, финансовые и иные отношения. Соглашение 1994 г. отличается большей обстоятельностью в разработке данного вопроса, поэтому декларации Всемирной таможенной организации призывают государства присоединиться к данному соглашению.
Любая расчетная база требует создания некоего порядка исчисления таможенного налогообложения. Поэтому методика определения таможенной стоимости, с одной стороны, должна быть общенациональной, увязанной (скоординированной) с общей налоговой системой, порядком ведения бухучета и другими отраслями национального законодательства, а с другой - соответствовать международным нормам.
Однако понятие «таможенная стоимость» не имеет однозначного толкования и по-
рождает немало споров. Российское законодательство заимствовало методы таможенной оценки, выработанные в рамках ГАТТ, что нашло отражение в нормах Закона Российской Федерации от 21.05.1993 г. № 5003-1 (ред. от 28.11.2015 г.) «О таможенном тарифе»2. В то же время ряд ключевых положений, в частности определение и расчет таможенной стоимости товаров, исключены из новой редакции закона.
В настоящее время вопросы, связанные с определением страны происхождения товаров, произведенных в государствах, не являющихся членами Таможенного союза, при их ввозе в Российскую Федерацию регулируются гл. 10 Федерального закона от 27.11.2010 г. № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации», гл. 7 Таможенного кодекса Таможенного союза, а также Соглашением об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза (заключено между правительствами Российской Федерации, республик Беларусь и Казахстан), которое подготовлено с учетом принципов и положений по оценке товаров для таможенных целей Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г. В целом нормы соглашения повторяют положения закона о таможенном тарифе. Однако есть ряд отличий, которые могут существенно отразиться на участниках внешнеэкономической деятельности.
Таможенной стоимостью оцениваемых (вывозимых) товаров, согласно ст. 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 г. № 191 (ред. от 12.08.2015 г.) «Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации»3, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на вывоз из Российской Федерации в страну назначения.
Система определения стоимости (оценки) товаров основывается на общих принципах таможенной оценки, принятых в международной практике. Ее расчет - одна из наиболее сложных таможенных процедур. Таможенная стоимость товара используется, в частности, для обложения товара пошлиной.
Федеральный закон от 27.11.2010 г. № 311-ФЗ (ред. от 13.07.2015 г.) «О таможенном регулировании в Российской Федера-ции»4 определяет декларирование, контроль и корректировку таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную
ПРЕСТУПЛЕНИЕ • НАКАЗАНИЕ • ИСПРАВЛЕНИЕ
границу Таможенного союза при ввозе в Российскую Федерацию, ссылаясь на гл. 8 Таможенного кодекса Таможенного союза.
В соответствии с данным кодексом таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, определяется согласно международному договору государств - членов Таможенного союза. Таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории Таможенного союза, определяется в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, таможенному органу которого производится декларирование товаров5.
Долгое время методы расчета рассматриваемой стоимости в разных государствах значительно отличались друг от друга. В одних странах ввозные таможенные пошлины взимались с цены FOB, в других - с цены CIF (в последнем случае размер пошлины увеличивался примерно на 5%)6. Таможенные пошлины могли исчисляться как с цены, указанной экспортером в товаросопроводительных документах, так и с цены аналогичного товара на мировом рынке. Особое неудобство для экспортеров составляло то, что они не знали точно, какой метод определения таможенной стоимости будет применен и, следовательно, какова будет конечная цена продаваемого товара, от которой зависит эффективность внешнеторговой операции.
Стоимость товара должна иметь объективный характер и зависеть от уровня развития производительных сил, науки и техники, организационных и производственных отношений.
Таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу, - это их цена, которая была фактически уплачена или подлежит уплате за эти товары, исчисленная в соответствии с положениями Таможенного кодекса7. Основой для расчета является цена договора.
Таможенная стоимость - это некоторая часть товарной цены, исчисляемая по установленным государством правилам и предназначенная:
- для обложения пошлинами или другими сборами;
- применения импортных и экспортных ограничений, обусловленных свойствами перемещаемых через государственную границу товаров.
Из этого следует, что таможенная стоимость представляет собой часть прибыли, уступаемой агентом рынка государству в форме таможенных платежей (это подтверждается и методами их расчета)8. Исходной базой для определения таможенной стоимости ввозимых (вывозимых) товаров является заявленная цена товара.
В связи с участием Российской Федерации в Таможенном союзе, интеграцией во Всемирную торговую организацию и мировое хозяйство, необходимостью противодействия различного рода правонарушениям в сфере внешнеэкономической (внешнеторговой) деятельности система национальных нормативно-правовых актов подлежит корректировке, а в некоторых случаях и полной замене.
■ ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 г (rATT/GATT) (заключено в г Марракеше 15 апреля 1994 г.) // СЗ РФ. 2012. № 37 (приложение, ч. VI). С. 2524-2538.
2 См.: Российская газета. 1993. 5 июня.
3 См.: Там же. 2012. 14 марта.
4 См.: Там же. 2010. 29 нояб.
5 См.: Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 г. № 17) // СЗ РФ. 2010. № 50. Ст. 6615.
6 См. подр.: Навроцкая H.A., Сопилко Н.Ю. Трансформация инвестиционно-производственного пространства как условие экономической интеграции // Вопросы региональной экономики. 2013. Т. 15. № 2. С. 63-69.
7 См.: Андреев А.Ф. О стоимости вообще и таможенной стоимости в частности // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Сер. 1. Экономика и управление. 2012. № 1. С. 115-117.
8 См. подр.: Максимов Ю.А. Развитие системы национального законодательства Российской Федерации в сфере регулирования внешнеэкономической деятельности // Ученые записки Санкт-Петербургского им. В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2012. № 4 (44). С. 51-60.
1 Sm.: General'noe soglashenie po tarifam i torgovle 1994 g. (GATT/GATT) (zakljucheno v g. Marrakeshe 15 aprelja 1994 g.) // SZ RF. 2012. № 37 (prilozhenie, ch. VI). S. 2524-2538.
2 Sm.: Rossijskaja gazeta. 1993. 5 ijunja.
3 Sm.: Tam zhe. 2012. 14 marta.
4 Sm.: Tam zhe. 2010. 29 nojab.
5 Sm.: Tamozhennyj kodeks Tamozhennogo sojuza (prilozhenie k Dogovoru o Tamozhennom kodekse Tamozhennogo sojuza, prinjatomu Resheniem Mezhgosudarstvennogo soveta EvrAzJeS na urovne glav gosudarstv ot 27.11.2009 g. № 17) // SZ RF. 2010. № 50. St. 6615.
6 Sm. podr.: Navrockaja N.A., Sopilko N.Ju. Transformacija investicionno-proizvodstvennogo prostranstva kak uslovie jekonomicheskoj integracii // Voprosy regional'noj jekonomiki. 2013. T. 15. № 2. S. 63-69.
7 Sm.: Andreev A.F. O stoimosti voobshhe i tamozhennoj stoimosti v chastnosti // Vestnik Moskovskogo universiteta im. S.Ju. Vitte. Ser. 1. Jekonomika i upravlenie. 2012. № 1. S. 115-117.
8 Sm. podr.: Maksimov Ju.A. Razvitie sistemy nacional'nogo zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii v sfere regulirovanija vneshnejekonomicheskoj dejatel'nosti // Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo im. V.B. Bobkova filiala Rossijskoj tamozhennoj akademii. 2012. № 4 (44). S. 51-60. _