Научная статья на тему 'КАТЕГОРИЯ «ДАО» В ИНТЕРПРЕТАЦИИ «ЧЖУАН−ЦЗЫ»'

КАТЕГОРИЯ «ДАО» В ИНТЕРПРЕТАЦИИ «ЧЖУАН−ЦЗЫ» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
27
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
даосизм / Дао / Чжуан-цзы / путь / духовная культура Китая / мировоззрение / Taoism / Tao / Zhuang-tzu / path / spiritual culture of China / worldview

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Караев Э. Т.

Данная статья посвящена анализу категории дао в интерпретации второго по величине представителя даоской философской школы. Конституирующим основанием главного трактата Чжуан-цзы, названного по имени автора является идея о великом «дао», «Высшего Абсолюта», недоступного чувственному восприятию, чуждого реальному миру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CATEGORY OF "DAO" IN THE INTERPRETATION OF "ZHUANG-TZU"

Article is devoted to the analysis of the category of Dao in the interpretation of the second greatest representative of the Daoist philosophical school. The constitutive basis of the main treatise by Chzhuang-tzu, named after the author, is the idea of the great "Dao", the "Supreme Absolute", inaccessible to sensual perception, alien to the real world.

Текст научной работы на тему «КАТЕГОРИЯ «ДАО» В ИНТЕРПРЕТАЦИИ «ЧЖУАН−ЦЗЫ»»

УДК 1

Караев Э.Т.

канд. полит. наук, ассистент кафедры гуманитарных дисциплин СУНЦ

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

(г. Москва, Россия)

КАТЕГОРИЯ «ДАО» В ИНТЕРПРЕТАЦИИ «ЧЖУАН-ЦЗЫ»

Аннотация: данная статья посвящена анализу категории дао в интерпретации второго по величине представителя даоской философской школы. Конституирующим основанием главного трактата Чжуан-цзы, названного по имени автора является идея о великом «дао», «Высшего Абсолюта», недоступного чувственному восприятию, чуждого реальному миру.

Ключевые слова: даосизм, Дао, Чжуан-цзы, путь, духовная культура Китая, мировоззрение.

Дао, в понимании Чжуан-цзы, относится к сфере взглядов на природу и является источником происхождения мира. Дао беспредельно, оно вечно, оно порождает все сущее. Чжуан-цзы в шестой главе своего сочинения пишет:

«Путь существует доподлинно и внушает доверие, даром что не действует и не имеет облика. Его можно воспринять, но нельзя передать, можно постичь, но нельзя увидеть. Он сам себе ствол и сам себе корень. Еще до появления Неба и Земли он существовал с незапамятных времен. Он одухотворил божества и царей, породил Небо и Землю. Он выше верхнего края вселенной, а не высок. Он ниже нижнего края вселенной, а не низок. Он родился прежде Земли, а век его не долгий. Он старше самой седой древности, а возраст его не старый» [4, с. 97].

В общем, «дао» - мистическая духовная субстанция, обладающая чувствами и пользующаяся доверием, бесформенная и бездействующая. В теории познания «дао» выступает как абсолютное «Одно», не имеющее

различий. Во второй главе «Чжуан-цзы» «О том, как вещи друг друга уравновешивают» говорится:

«Но уж коли мы заговорили об одном, то можно ли обойтись без слов? Единое и слова о нем составляют два, а два и одно составляют три. Начиная отсюда, даже искуснейший математик не доберется до конца чисел, что уж говорить об обыкновенном человеке! Даже идя от несуществующего к существующему, мы должны считать до трех. Что уж говорить, когда мы пойдем от существующего к существующему! Но не будем делать этого. Будем следовать данному, и не более того. Путь изначально не имеет пределов, слова изначально не имеют установленного смысла. Только когда мы держимся за свои придуманные истины, появляются разграничения» [4, с. 69].

Чжуан-цзы убежден, что все существующие в реальном мире противоречия и различия, связанные с истинным и ложным, большим и малым, высоким и низким положением, жизнью и смертью, богатством и нищетой, красивым и безобразным, превратятся в ничто - и будет достигнуто состояние, при котором все вещи и «Я» будут составлять одно целое. Другими словами, подлинный облик «дао» характеризуется отсутствием истинного и ложного, возникновения и распада.

Плывущее по просторному руслу реки судно нельзя назвать свободным, поскольку движение его зависит от воды, и в силу недостаточности ее толщи путь судна может прерваться. Так же птица вздымается в небо и начинает свой обманчиво кажущийся свободным полет, ибо он всецело зависит от воздушного потока. И поэтому Чжуан-цзы убежден, что приверженность принципам «дао» - это своеобразная инструкция для любого пребывающего в путешествии в беспредельном пространстве. Инструкция «дао» (принцип Неба и Земли) призывает опираться на смену шести элементов природы, то есть светлого и темного начала, ветра, дождя, света и мрака.

Спрятать, никуда не пряча, - известный прием Чжуан-цзы. Это касается и цели «пути». Чжуан-цзы в тексте своего сочинения часто говорит о «Небесном равновесии» («тянь цзюнь»), которое французский синолог Франсуа

Жюльен предлагает переводить как «Природное равновесие» [1, с. 299]. Указывая на цель «пути», надо делать, с одной стороны, акцент на равновесие и гармонию, с другой стороны, на сиюминутность и процессуальность. И в-третьих, несомненно, надо указать именно то, что цель долгого «пути» - это и сама природа, и естественность, спонтанность.

До настоящего времени в синологии продолжаются довольно оживленные дискуссии относительно того, следует ли «дао» естественности, какой-то еще иной природе или вообще самому себе? В «Чжуан-цзы» «путем» часто обозначается и сам «путь», и то, к чему надо прийти. И то, к чему надо прийти, неназываемо и неопределяемо. Однако здесь не ведется речь о каком-либо трансцендентом «абсолюте», к которому нужно стремиться, поэтому «путь» - это путь к цели. А цель - это природа.

Но здесь необходимо уточнить, о какой природе идет речь. В европейской философской традиции используются два обозначения: natura naturata и natura naturans. Первое из них обозначает сотворенный мир, «природу оприроденную». Подобная завершенность не имеет ничего общего с «природой» даосизма. Второе же обозначение делает акцент на процессе становления, на динамике развития и подчеркивает спонтанность. Второе обозначение правильнее переводить как «природа природствующая». Именно такая природа признается недоступной, трансцендентной в западной философии. Достижение становящегося мира, природствующей природы -важная цель даосского канона.

Весьма интересно привести еще одно сопоставление «дао» китайских мудрецов и понимания «абсолюта» на Западе. Известный отечественный китаевед В. Ф. Феоктистов сравнивает «дао» и понимание «самое само» А. Ф. Лосевым. То, что А.Ф. Лосев определил как «самое само», указывает на сущность мира и суть жизни, что максимально приближено к тому, что обозначается как «дао». «Самое само» - это самопроизвольное становление, порождающее само себя. «...самое само, не будучи ни понятием, ни категорией, ни идеей, лежит в основе и всякого понятия, и всякой категории, и

всякой идеи. Это абсолютный первый принцип всего сущего и не - сущего, и в том числе и себя самого» [2, с. 340]. Другими словами, «самое само» есть самовозникающая в каждый, даже мельчайший момент новость, поскольку оно есть оно само, то есть абсолютная индивидуальность. (Это перекликается с идеей вечных метаморфоз в даосизме.) Природой «самое само» является то, что оно свободно, даже от самого себя, и ничем абсолютно не ограничивается, даже от самого себя. Как отмечал А.Ф. Лосев в своей работе «Миф, число, сущность», «...нельзя сказать даже и того, что самое само происходит из себя самого. Оно вообще ниоткуда не происходит, ибо само «происхож- дение» есть какая-то категория, а самое само - надкатегориально» [2, с. 343].

В целом стоит отметить многообразность, иносказательность, аллегоричность, метафоричность, которыми наполнен «Чжуан-цзы». Можно вспомнить вопрос Ричарда Рорти: «Язык, который был бы сплошной метафорой, был бы языком без применения, то есть не языком, а просто журчанием?» [3, с. 122]. Однако такое журчание, по- видимому, польстило бы даосским мудрецам, ведь это означало бы, что они все-таки смогли уподобиться воде, а в конечном итоге природе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Жюльен Ф. Путь и цели: в обход или напрямик. Стратегия смысла в Китае и Греции. М., 2001. С. 299;

2. Лосев А.Ф. Миф, число, сущность. М., Мысль, 1994;

3. Рорти Р. Случайность, ирония, солидарность. М., Русское феноменологическое общество, 1996;

4. Чжуан-цзы. Ле-цзы / Пер. с кит., вступ. ст. и примеч. В.В. Малявина. - М., Мысль, 1995

Karaev E.T.

Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia)

THE CATEGORY OF "DAO" IN THE INTERPRETATION OF "ZHUANG-TZU"

Abstract: article is devoted to the analysis of the category of Dao in the interpretation of the second greatest representative of the Daoist philosophical school. The constitutive basis of the main treatise by Chzhuang-tzu, named after the author, is the idea of the great "Dao", the "Supreme Absolute", inaccessible to sensual perception, alien to the real world.

Keywords: Taoism, Tao, Zhuang-tzu, path, spiritual culture of China, worldview.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.