Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН ЭМПАТИИ В КОНТЕКСТЕ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ'

ФЕНОМЕН ЭМПАТИИ В КОНТЕКСТЕ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
148
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ДАО-ДЭ ЦЗИН" ЛАО- ЦЗЫ / ДАОСИЗМ / ВЕЛИКИЙ ПРЕДЕЛ (ТАЙ-ЦЗИ) / "ЧЖУАНЦЗЫ" ЧЖУАН ЦЗЫ / "ГЛАВЫ О ПРОЗРЕНИИ ИСТИНЫ" ЧЖАН БО-ДУАНЬ / БУДДИЗМ / ФИЛОСОФИЯ ЭМПАТИИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пятков Фёдор Фёдорович, Старчеус Татьяна Андреевна

Статья посвящена исследованию проявлений феномена эмпатии в контексте китайской философии на примере литературных памятников Китая: «Луньюй. Изречения» - Конфуций, «Дао-Дэ Цзин» - Лао цзы, «Чжуанцзы» - Чжуан цзы, «Главы о прозрении истины» - Чжан Бо-Дуань

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHENOMENON OF EMPATHY IN THE CONTEXT OF CHINESE PHILOSOPHY

The article is devoted to the phenomenon of empathy in the context of Chinese philosophy on the example of the literary monuments of China: «Луньюй.Изречения» - Confucius, «Tao Te Ching» by Lao Tzu, «Чжуанцзы» - Chuang Tzu, «the Head of the Epiphany that truth» - Zhang Bo-Duan.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН ЭМПАТИИ В КОНТЕКСТЕ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ»

Показатели жизнедеятельности города Уровни проектирования

стратегический тактический оперативный*

исторического наследия и улучшение внешнего облика города

мобильность мобильный город создание условий для свободного, предсказуемого и комфортного перемещения по городу пешеходов, велосипедистов, пассажиров общественного транспорта и автомобилистов. Соблюдение нормативных требований и правил поведения в транспортной среде

Литература

1. Жихаревич, Б.С. Распространение практики стратегического планирования в городах России: 19972013 годы / Б.С. Жихаревич, Т.К. Прибышин - режим доступа к изд.: http://www.gosbook.ru/ document/79959/80000/preview

2. Пищик А.М. Научно-исследовательская программа Нижегородского философского клуба // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, № 1(3). - С. 244-250 - режим доступа к изд.: http://www.unn.ru/pages/issues /vestnik /99999999_West_2012_1(3)/31.pdf

3. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития РФ) - режим доступа к изд.: http://base.garant.ru /70309010/#ixzz3K4Sjv84l

4. Программа развития Москвы «Москва - город удобный для жизни». Проект Правительства Москвы для обсуждения /03.06.2013 - режим доступа к изд.: http://www.slideshare.net /darialevchenko96/moscow-programm-2

5. Проект «Стратегия социально-экономического развития города Нижнего Новгорода на период до 2030 года» - режим доступа к изд.: http:/ /www.pandia.ru/text/78/077/90783.php

6. Пырин А.Г. Обсуждение итогов XXIII Всемирного философского конгресса // Вестник Российского философского общества, - №4. 2013 - режим доступа к изд.: http://www.intelros.ru /readroom /vestnik-rossijskogo-filosofskogo-obshhestva/68-2013/22870-obsuzhdenie-itogov-xxiii-vsemirnogo-filosofskogo-kongressa.html

7. Стратегия экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года - режим доступа к изд.: http://spbstrategy2030.ru/

8. Федеральный закон РФ от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» - режим доступа к изд.: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1648 41/

_ФЕНОМЕН ЭМПАТИИ В КОНТЕКСТЕ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Пятков Фёдор Фёдорович

магистр педагогики, Амурский педагогический колледж, г. Благовещенск

Старчеус Татьяна Андреевна

магистр педагогики, Амурский государственный университет, г. Благовещенск

THE PHENOMENON OF EMPATHY IN THE CONTEXT OF CHINESE PHILOSOPHY Fedor Fedorovich Pyatkov, M.Ed., Amur Teachers College, Blagoveshchensk Starcheus Tatiana Andreevna, M.Ed., Amur State University, Blagoveshchensk

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена исследованию проявлений феномена эмпатии в контексте китайской философии на примере литературных памятников Китая: «Луньюй. Изречения» - Конфуций, «Дао-Дэ Цзин» - Лао цзы, «Чжуанцзы» -Чжуан цзы, «Главы о прозрении истины» - Чжан Бо-Дуань.

ABSTRACT

The article is devoted to the phenomenon of empathy in the context of Chinese philosophy on the example of the literary monuments of China: «Луньюй.Изречения» - Confucius, «Tao Te Ching» by Lao Tzu, «Чжуанцзы» - Chuang Tzu, «the Head of the Epiphany that truth» - Zhang Bo-Duan.

Ключевые слова: Конфуций, конфуцианство, «Дао-Дэ Цзин» Лао- цзы, даосизм, Дао-Путь, Великий предел (тай-цзи), «Чжуанцзы» Чжуан цзы, «Главы о прозрении истины» Чжан Бо-Дуань, буддизм, философия эмпатии.

Keywords: Confucius and Confucianism, «Tao Te Ching» by Lao - Tzu, Taoism, Dao-Way, Great limit (tai-Chi), «Чжуанцзы» Chuang Tzu, «the Head of the Epiphany that truth» Zhang Bo-Duan, Buddhism, philosophy empathy.

Китай - одно из древнейших цивилизованных государств мира. Его письменная история составляет почти пять тысячелетий. Сильнейшее влияние на развитие китайской философии оказала изолированность Китая от

остального мира и на протяжении тысячелетий китайская культура сохраняла свою целостность, создав уникальную модель сосуществования людей, в то время как Запад развивал рациональное начало, а Индия - духовное начало.

В настоящее время ученые-востоковеды, наблюдая прорыв Китая в области экономики и политики, обращают внимание на исследования, направленные на установление источников, причин и условий своеобразного феномена успешного экономического развития Китая. Постигая прошлое, раздвигая границы духовного мира, интеллектуальных ценностей и наследия человечества, учёные определяют тенденции развития современного общества.

Цель исследования: - выявление феномена эмпа-тии в контексте китайской философии на примере литературных памятников Китая: «Луньюй.Изречения» Конфуций, «Дао-Дэ - Цзин» Лао цзы, «Чжуанцзы» Чжуан цзы, «Главы о прозрении истины» Чжан Бо-Дуань.

Гипотеза - китайская философия как философия эм-

патии.

Первоначальное определение эмпатии, как вчув-ствование или постижение внутреннего мира другого является неполным, частично отражая суть этого явления. Пытаясь найти определение, Карл Роджерс в своих первых трудах, назвал эмпатию состоянием, в котором внутренний мир другого человека воспринимается с сохранением всех эмоциональных оттенков. Далее, К. Роджерс пришёл к выводу, что эмпатия - это процесс. Такое определение, по мнению современных учёных, более точно отражает суть эмпатии.

В данном исследовании мы предлагаем проследить проявления феномена эмпатии на примере литературных памятников Китая: «Луньюй. Изречения» Конфуция, «Дао-Дэ - Цзин» Лао цзы, «Чжуанцзы» Чжуан Чжоу, «Главы о прозрении истины» Чжан Бо-Дуань.

Цель исследования:-

выявление феномена эмпатии в контексте китайской философии на примере литературных памятников Китая

ЧЖУЛ1 II П1Л

4акЬ-цш

1мм

ф ЯМ<Зф«НИ»1

меняны

Чжуан цзы Рис. 1 Литературные памятники Китая

Чжан Бо-Дуань

Конфуциий - 551-479гг. до н.э. Значение Конфуция для китайской культуры равнозначно значению Сократа для западной культуры. Разработал проблемы морали и этики, считая основными принципами отношений между людьми — человеколюбие и справедливость, а основой порядка в семье и государстве — чёткое определение места каждого человека в структуре семейных и общественных отношений. Конфуций напоминал, что государство -это большая семья, а семья - малое государство. «Уважать всякого человека, как самого себя, и поступать с ним, как мы желаем, чтобы с нами поступали, выше этого нет ничего». Эта мудрость стала золотым правилом морали [3]. Идеально воспитанный человек, по Конфуцию, должен обладать высокими качествами: благородством, стремлением к истине, правдивостью, почтительностью, богатой духовной культурой. По сути, философу принадлежит едва ли не первая в истории человечества идея всестороннего развития личности.

Жень - центральная категория учения Конфуция, переводиться как «человеческое начало», «милосердие», «человеколюбие», «гуманность», душа человеческого общения, взаимность. Сам же Конфуций на вопрос, что такое «жень», отвечал: «Это значит любить людей». Надо больше интересоваться не политикой или экономикой, а

состоянием души человека. «Почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям - это основа человеколюбия». [4] Быть почтительным сыном обязан каждый.

ЛАО ЦЗЫ (он же - Ли Эр, Ли Дань, Ли Бо-Янь) - философ, живший в VI в. до н. э. Основал учение даосизма, разработал проблемы мироздания, считая основой мироздания — «ДАО». "Дао-дэ-цзин" (IV-III в. до н. э.) - основополагающий трактат философии даосизма, состоит из 5000 иероглифов. Содержит в себе 81 главу (чжан). В центре доктрины - учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао не имеет вида, не издает звуков, не обладает формой, и «смотришь на него, но не видишь, слушаешь его, но не слышишь, ловишь его, но не можешь поймать» [2]. Дао - это «пустота» или «небытие» (ши). Согласно концепции даосизма, нет абсолютного добра и абсолютного зла, нет абсолютной истины и абсолютной лжи - все понятия и ценности относительны. "Великое дао растекается повсюду. Оно может находиться и вправо и

влево.....Обширное-обширное оно все в себе объемлет"

[6]. "Человек следует законам земли. Земля следует законам неба. Небо следует законам дао, а дао следует самому себе" [1].

Люди постигшие Дао, обретают долгую жизнь либо бессмертие, не горят в огне, не тонут в воде.

Таблица 1

Анализ учения Конфуция «Луньюй» Изречения и эмпатии

Литературные памятники Китая Цитаты Эмпатия

Конфуций 551-479гг. до н.э. «...уважать всякого как самого себя и поступать с ним, как мы желаем, чтобы с нами поступали, выше этого нет ничего». «Жень», Конфуций отвечал: «Это значит любить людей». Эмпатия составляет основу общения интересоваться не политикой или экономикой, а состоянием души человека

Таблица 2

Анализ учения Лао-цзы «Дао-Дэ Цзин» и эмпатии

Литературные памятники Китая Цитаты Эмпатия

Лао-цзы «Дао-Дэ Цзин» « .слабое, мягкое преодолевает сильное и твёрдое» «Инь переходит в Ян, Ян переходит в Инь» «Один раз Инь. Один раз Ян. Это и есть Дао-Путь» перевоплощение, способность вжиться в любой объект или событие вчувствование перевоплощение

В ходе исторического развития, когда у власти стояла та или иная династия, преобладал либо даосизм, либо конфуцианство. Эти две тенденции существуют и сейчас. Идея гармонии этих взаимодополняющих и коренящихся друг в друге противоположностей была закреплена в даосизме в понятии Тай Цзи ("Великий Предел") или «Высший Абсолют», воплощающий в себе две полярные силы инь (-) и ян (+).

Великий предел (тай-цзи) Тай Цзи - важнейшая категория китайской философии, обозначающая предельное состояние бытия, его начало. Этимологически иероглиф «цзи» значит «край», а также «центр». Впервые Тай Цзи упоминается в комментариях к «И цзин» («Книге перемен») (4 в. до н.э.). Это вечный Корень и Источник всего сущего, дополняющий все силой и энергией. Инь - это отрицательное начало. Ян - это положительное начало «Один раз инь, один раз ян - это и есть Дао-Путь» [2].

Рисунок 1. Великий предел (тай-цзи)

Чжуан-цзы (Чжуан Чжоу) ок. 369-286 до н. э. Другой даосский источник "Чжуан-цзы". Время написания - IV- II вв. до н.э. Если в "Дао-дэ-цзин" - это строгость, метафизика, то "Чжуан-цзы" - это притчи. Идеи: Учение о личности, об относительности истины, о жизни тела и души, о смерти и бессмертии. Смысл человеческой жизни: с точки зрения Чжуан-цзы, и заключается «Надо отбросить все

различия и раствориться в мире. Дао - это и есть я, и по этой причине все существующее является мной. Перед смертью я существую, и после смерти я также существую. Все является дао, все является мной. Это и значит, что «Небо и Земля рождаются со мной, а все вещи составляют единство с «я». («Чжуан-цзы», гл. «Циулунь»).

Таблица 3

Анализ учения Чжуан Чжоу «Чжуан-цзы» и эмпатии

Литературные памятники Китая Цитаты Эмпатия

Чжуан Чжоу «Чжуан-цзы» «Небо и Земля рождаются со мной, а все вещи составляют единство с «я» «Надо отбросить все различия и раствориться в мире. Дао - это и есть я» Постижение внутреннего мира другого, вчувствование перевоплощение

Чжан Бо-Дуань «Главы о прозрении истины» представляют собой фундаментальный текст XI в., трактат в стихах, посвященный методологии, теории и практике даосской «внутренней алхимии» (нэй дань), называемая даосской йогой, направленной на достижение конечной

Анализ учения Чжан Бо-Дуань «

цели - бессмертия, совершенства и единения со всем сущим. «Одно в другом», «Всё во всём», нет разделения мира на мир природы и социума, естественный и сверхъестественный.

Таблица 4

Главы о прозрении истины» и эмпатии

Литературные памятники Китая Цитаты Эмпатия

Чжан Бо-Дуань «Главы о прозрении истины» «Одно в другом» «Всё во всём» Единения со всем сущим Взаимопонимание

В 1-11вв. из Центральной Азии и Индии в Китай проникает буддизм, во все слои общества, определяя их облик на долгие века. Эффект, произведенный буддизмом на китайскую мысль, сравним с воздействием христианства на западные народы. Именно буддизм оказался катализатором взлета всех творческих сил страны. Его появление заставило людей вновь обратиться к истинным основам человеческого существования. Идеи даосизма были очищены и звучали с новой силой. Мир представляет собой не застывшее бытие, а живой, движущийся космос. «Все во мне и я - во всем».

Инь Чжаоэнь, даос, предпринимает попытку соединить три основные религиозные течения (конфуцианство, даосизм, буддизм) воедино: "Когда великий передел разделился, то образовалось три первоначала (сань цай), Небо, Земля и Человек. Человек также имеет три первоосновы (сань цзун)". Конфуцианство - учение о совершенной мудрости, учение Дао цзы - о сокровенном, учение Буд-дыдхояне. Целью всех трех является постижение Дао и делятся они функционально: конфуцианство способствует

_Сравнительный анализ фи

"заложению основы", учение Лао цзы - "вхождению в ворота" и буддизм - "достижению высшего образца". [5] Взаимовлияние буддизма, конфуцианства и даосизма привело к появлению особого, китаизированного, варианта буддизма, значительные элементы которого сохранились в Китае и в настоящее время.

Вывод.

Все китайские мыслители утверждали, что принципы общества совпадают с принципами Вселенной. Совместное существование конфуцианства, даосизма и буддизма на протяжении многих веков привело к чёткому распределению функций в китайском средневековом обществе: конфуцианство господствовало в сфере морали, этики, семейных и государственных отношений; даосизм стал основой для науки и искусства; буддизм в области о загробной жизни и о спасении души.

Развитие китайской философии рассматривается как диалектическое, где конфуцианство представляет тезис, даосизм и буддизм - антитезис, а неоконфуцианство - синтез. Синтез трёх философских учений - это синтез всех граней феномена эмпатии

Таблица 5

софских учений и эмпатии_

Литературные памятники Китая Цитаты Эмпатия

Конфуций 551-479гг. «...уважать всякого как самого себя и поступать с Эмпатия составляет основу общения

до н.э. «Луньюй» ним, как мы желаем, чтобы с нами поступали,

Изречения выше этого нет ничего».

Лао-цзы « .слабое, мягкое преодолевает сильное перевоплощение, способность

и твёрдое» вжиться в любой объект или собы-

«Дао-Дэ Цзин» «Инь переходит в Ян, Ян переходит в Инь.» тие

«Один раз Инь. Один раз Ян. Это и есть Дао- вчувствование перевоплощение

Путь»

Чжуан Чжоу «Небо и Земля рождаются со мной, а все вещи Постижение внутреннего

«Чжуан-цзы» составляют единство с «я» мира другого,

«Надо отбросить все различия и раствориться в вчувствование

мире. Дао - это и есть я» перевоплощение

Чжан Бо-Дуань «Одно в другом» Единения со всем сущим

«Главы о прозрении «Всё во всём» Взаимопонимание

истины»

ГЛАВА XLII Путь рождает Одно, Одно рождает Два, Два рождает Три, А Три рождает всю тьму вещей.

Все вещи несут в себе Инь и обнимают Ян, Пустотное дыхание приводит их к согласию [1].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Главный вывод:

Согласие приводит к пониманию, сочувствию, состраданию, а значит к успеху. Эмпатия - это сложное, многогранное свойство, имеющее ряд психологических характеристик и играющее базовую роль в структуре личности, определяя ее личностную чуткость и сбалансированность межличностных отношений. Высоко развитая эмпатия особенно значима в структуре личности, соприкасаясь с тонким миром души другой личности умение ставить себя на место другого, сочувствовать, сопереживать, приводит к тому, что между людьми царит гармония, а в обществе - сотрудничество, созидание и расцвет. Гипотеза -китайская философия как философия эмпатии - подтвердилась.

Вобрав в себя самое лучшее, китайская философия, создала условия для своеобразного феномена успешного экономического развития Китая и страны Дальнего Востока и Юго-Западной Азии, конфуциански ориентированные, стали одна за другой поражать мир своими успехами. [3] Но это гипотеза следующего исследования, которое потребует хорошие, глубокие экономические знания в области экономического развития Китая и мирового сообщества в целом.

Литература

1. Васильев Л. С. Дао и даосизм в Китае. - «Издательство Наука», 1982. - 289 с.

2. "Дао - Дэ цзин. Лао-цзы. Гуань-цзы: Даосские каноны" М.: "Издательство «Астрель":"Издательство АСТ", 2002. Малявин В.В., перевод, 2002 ООО "Издательство Астрель", 2002.

3. Конфуций. Изречения (Луньюй). Перевод И. И. Се-мененко. - Харьков: Фолио; М.: ООО «Издательство АСТ», 2000. - 448 с.

4. Крывелев И.А. История религий: очерки в 2 томах. - «Издательство Мысль», 1988. - 420 с. (Том 1), 427 с. (Том 2).

5. Лукьянов А. А. Лао-цзы и Конфуций: философия Дао. М.: Восточная литер., 2000. - 324 с.

6. Малявин В.В. Чжуан-Цзы. Серия: Писатели и ученые Востока. М., ГРВЛ, 1985г. - 308 с.

7. Религиоведение. / Под ред. Забияко А.П. - М.: Академический проект, 2006. - 125 с.

8. Чжан Бо-Дуань. Главы о прозрении истины - ИВР РАН (Санкт.www.orientalstudies.ru /гиБ/^ех.рИр ?орйоп=сот_риЫ1са1:1оп$... (У чжэнь пянь) / Пер. с кит., предисл. и коммент. Е.А.Торчинова. СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1994. -346 с.

_ОБ АНАЛИТИЧЕСКОЙ СИЛЛОГИСТИКЕ

Сидоренко Олег Иванович

кандидат физико-математических наук, Главный конструктор, Общество с ограниченной ответственностью Научно-производственное предприятие «Анфас», Россия, г. Саратов

ABOUT ANALYTICAL SYLLOGISTICS

Sidorenko Oleg, Candidate of physico-mathematical Sciences, Chief constructor, Society with Limited Liability, Scientific-production enterprise «Anfas», Russia, Saratov АННОТАЦИЯ

Рассмотрен простой и эффективный аналитический метод формализации традиционной расширенной силлогистики, который сводится к алгебраическим преобразованиям логических выражений для конъюнкции посылок, выраженных через условия их истинности в виде теоретико-множественных отношений между терминами суждения со стороны их объёмов. ABSTRACT

A simple and effective analytical method for the formalization of traditional extended syllogistics is considered, which is reduced to algebraic manipulation of Boolean expressions for the conjunction of the premises, expressed in terms of the conditions of their truth, which are mainly set-theoretic relations between the terms of judgment on the part of their volumes.

Ключевые слова: логика; силлогистика; аналитический метод; разрешимость теории; доказательство правильности; решение силлогизма.

Keywords: logic; syllogistics; analytical method; the solvability theory; the proof of the correctness; the decision of the syllogism.

Введение

Как известно, история логики начинается с великого древнегреческого учёного Аристотеля (Стагирита), который более 2500 лет назад разработал силлогистику как учение об умозаключениях о свойствах предметов. Однако Аристотель не выводил формы умозаключений аналитически, то есть с помощью формул. Он лишь сделал первый, но самый значительный шаг к формализации логики - ввёл буквы вместо конкретных терминов в суждениях.

Известные немецкие учёные братья Герман и Роберт Грассман в своё время фактически поставили магистральную задачу перед логикой, утверждая, что строго научная логика может и должна строиться только с помощью формул. Любая попытка разработать её с помощью слов и проводить словесные умозаключения и доказательства с необходимостью должна была окончиться неудачей [1].

На пути к аналитическому методу

Но впервые идею об аналитическом методе в логике высказал другой немецкий учёный Готфрид Виль-гейм Лейбниц. «Вычислим, чтобы убедиться, кто прав!» -таков его знаменитый призыв. Свой подход он назвал «всеобщей характеристикой», но реализовать проект в полной мере Лейбницу не удалось в связи с тем, что в математике в то время ещё не были разработаны адекватные для этого средства.

Радикальное реформирование методов логики в направлении их алгебраизации началось с работ английского учёного Джорджа Буля и не с исторически первого раздела логики - силлогистики, а с логики высказываний.

На сегодняшний день исчисление Буля известно как алгебра логики. Именно она стала исторически первым разделом символической (математической) логики.

А что же силлогистика? Она так и осталась на обочине развития. Сегодня многие относят её к маргинальному разделу логики, который представляет лишь исторический интерес [2]. И в немаловажной степени этому способствовало появление работ ещё одного немецкого учёного Готлоба Фреге по созданию такого мощного аналитического инструмента, как логика предикатов, который охватывает и силлогистику как свой собственный фрагмент.

Однако оказалось, что логика предикатов неразрешима [А. Чёрч, 1936 г.]. Её неразрешимость связана с отсутствием эффективного отрицательного теста на общезначимость, то есть такой процедуры, которая давала бы ответ «нет», если тестируемая формула не является общезначимой. Что касается положительного теста на общезначимость, то и тут не всё гладко, так как в логике предикатов он носит недетерминированный характер: для всякой общезначимой формулы существует процедура, в ходе которой за конечное число шагов обнаруживается её общезначимость, но при этом не всегда ясно, в каком направлении должна двигаться данная процедура, чтобы достичь желаемого результата [3].

Таким образом оказывается, что мощный аппарат классической логики предикатов неприменим для обоснования неправильных модусов силлогизма, и поэтому его использование для изучения различных силлогистических систем неэффективно и неполноценно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.