Л. В. Зновенко
КАТЕГОРИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ РОССИИ
Работа представлена кафедрой педагогики Омского государственного педагогического университета.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, доктор химических наук,
профессор А. А. Макареня
Академическая мобильность студентов рассматривается в контексте развития системы непрерывного образования, что отвечает современным международным тенденциям реформирования высшей школы. Сравнительный анализ систем высшего образования России и различных стран Европы показывает, что российская образовательная система имеет значительный потенциал для развития академической мобильности студентов.
Students’ mobility is considered in the context of the system of continuous formation development that answers modern international tendencies of the higher school reforming. The comparative analysis of the systems of higher education of Russia and the various countries of Europe shows that Russian educational system has significant potential for development of students’ mobility.
Образование рассматривается сегодня как важнейшая ценность современной мировой культуры. Это проявляется прежде всего в отношении к человеку как к свободной и творческой личности, реализующей себя на протяжении всей жизни. Человеческий фактор имеет первостепенное значение в социально-культурном и социально-экономическом развитии общества. В образовании утверждаются и развиваются демократические ценности, что проявляется в индивидуализации обучения, создании различных форм образования, в том числе и для взрослых. Главная же идея современного образования состоит в создании такой системы, которая обеспечит каждому человеку возможность получения и пополнения знаний, развитие, совершенствование, самореализацию на протяжении всей жизни. Характеризуя новую, отвечающую современным и будущим требованиям систему образования, специалисты разных стран используют термины «продолжающееся», «дальнейшее», «перманентное», «непрерывное», «пожизненное» образование.
Проводя морфологический анализ понятия «непрерывное образование», мы обратились к иностранным источникам. Так, во французской литературе вышеназванное понятие трактуется как éducation permanente, что в дословном переводе означает «непрерывное, постоянное развитие». Это находит отражение и в трактовке понятия «непрерывное образование» в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг. Непрерывное образование - это процесс роста образовательного (общего и профессионального)
потенциала личности в течение всей жизни на основе использования системы государственных и общественных институтов и в соответствии с потребностями личности и общества1. С нашей точки зрения, именно понятия «роста» и «непрерывного, постоянного развития» личности в условиях новой эпохи и нового общества являются основополагающими, своеобразной точкой отсчета в построении жизненной и профессиональной стратегии современного поколения.
Как подчеркивает И. Э. Ярмакеев, «с позиций новой социокультурной парадигмы личность рассматривается как активный субъект, способный воздействовать на социальное развитие, создавать новое пространство жизни, духовный мир науки, религии, культуры, нравственные нормы, задавать новые направления общественного развития»2.
Поскольку личность является активной, непрерывно развивающейся, ее деятельность должна быть направлена на созидание, на поиски новых нестандартных решений возникающих проблем, в том числе профессионального характера. Таким образом, развитие человека в системе непрерыв -ного образования предполагает прежде всего движение, а значит, и мобильность.
При характеристике понятия мобильности, в том числе академической, мы опирались на анализ категории социально-профессиональной мобильности П. Сорокина. Он выделяет два вектора социально-профессиональной мобильности3:
• вертикальная, т. е. совокупность взаимодействий, способствующих переходу
индивида из одного социального слоя в другой;
• горизонтальная, т. е. совершенствование профессионального мастерства, повышение компетентности и эффективное использование личностных качеств в профессиональном развитии; гибкость профессиональных взглядов и действий, способность личности к самовыражению в конкретных изменяющихся профессиональных условиях.
Мы считаем, что академическая мобильность имеет те же характеристики, что и социально-профессиональная мобильность, если они будут спроецированы на процесс обучения студентов. Так, можно утверждать, что академическая мобильность студентов, так же как и социально-профессиональная мобильность специалиста, имеет два вектора - горизонтальное развитие академической мобильности, т. е. переход студента на более высокий образовательный уровень (например, с первого цикла обучения (бакалавриат) на второй (магистратура) и т. д.); вертикальное развитие академической мобильности, т. е. становление и развитие в процессе обучения базовых, ключевых и специальных компетентностей, личностное развитие студента (в том числе его интерес к структурам дополнительного профессионального образования), развитие творчества, гибкость взглядов, формирование умения выбора собственного образовательного маршрута и т. д.
Если рассматривать академическую мобильность как образовательный обмен студентов, преподавателей, исследователей и администраторов университетов, хотелось бы подчеркнуть следующее: в современных условиях существования мирового образовательного пространства явление академической мобильности направлено на получение «обратной связи». Иными словами, речь сегодня идет о процессе, прямо противоположном по значению «утечке умов». Это так называемый процесс «привлечения умов» из других стран, целью которого является не «присвоение», а обмен опытом, знаниями, культурными традициями, науч-
ными достижениями ИТ. д. С этой целью разрабатываются такие программы академической мобильности студентов, преподавателей, исследователей и администраторов, которые делают для них привлекательными применение накопленного опыта в собственной профессиональной или учебной деятельности в своей стране.
По данным ЮНЕСКО, свои образовательные услуги для иностранцев предлагают тысячи вузов из 129 стран, хотя основная конкуренция развернулась между Западной Европой, США, Австралией и Японией, где обучаются свыше 4/5 всех иностранных студентов. Уровень международной мобильности студентов вырос за последние 25 лет на 300%. По мнению экспертов, к 2010 г. число студентов, обучающихся за рубежом, составит 2,8 млн, а к 2025 г. -4,9 млн.
Место, которое занимает на международном рынке образовательных услуг Рос -сия, к сожалению, не соответствует ее значительному образовательному потенциалу. Однако количество иностранцев, обучающихся в России, значительно выросло за последние шесть лет - от 3,8 до 8% от общемировой численности студентов, стажеров, аспирантов. В настоящее время в российских вузах обучается свыше 80 тыс. иностранцев. Около 20 тыс. российских студентов учится за рубежом. Свыше 6 тыс. российских граждан ежегодно проходят обучение в более чем 30 странах за счет средств федерального бюджета.
Академическая мобильность - это возможность для студентов (прежде всего), преподавателей, административно-управленческого персонала вузов «перемещаться» из одного вуза в другой с целью обмена опытом, получения тех возможностей, которые почему-либо недоступны в «своем» вузе, преодоления национальной замкнутости и приобретения общеевропейской перспективы. Согласно рекомендациям Болонской декларации, каждому студенту желательно проводить семестр в некотором другом вузе, предпочтительно зарубежном.
Ценность такого рода контактов и обменов трудно переоценить, особенно в условиях малой доступности современной литературы, нередко ограниченности и устарелости лабораторной базы, как это имеет место во многих вузах России. Понятно, что высокая степень академической мобильности предполагает развитую инфраструктуру (общежития, медицинское страхование и т. п.) и доступность источников финансирования (грантов на поездки и т. п.), что, к сожалению, не всегда реально. В настоящее время в России даже внутри страны мобильность достаточно ограничена. Тем более не приходится говорить пока о массовых командировках студентов в европейские или иные зарубежные вузы. Но задача эта - на перспективу - не должна выпадать из поля зрения вузов и органов управления образованием. В Западной Европе она охватывает около 5-10? от общего числа студентов. Некоторые страны дальше продвинулись по этому пути; так в Финляндии программы академической мобильности охватывают уже 30? студентов и планируется довести этот показатель до 50-60%4.
Говоря о развитии академической мобильности в России, следует подчеркнуть, что российское образование опирается в данном случае не только на документы Болонского процесса. Напомним, что в настоящее время в нашей стране реализуется второй этап Модернизации российского образования. Ее основной документ, Концепция Модернизации российского образования на период до 2010 года, предусматривает, помимо решения внутренних (национальных) вопросов реформирования российской системы образования, рассмотрение места и роли России в мировом образовательном пространстве. Так, согласно Концепции, российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка проводимой образова-тельной политики со стороны общественности, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере,
глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования. На современном этапе развития России образование, в его неразрывной, органичной связи с наукой, становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина.
Анализ отдельных положений Концепции модернизации российского образования показывает, что основными категориями, составляющими перспективную область развития российской системы образования, являются те же позиции, что лежат в основе категории мобильности, в том числе академической. К ним относятся:
• категория выбора, т. е. наличие многообразия перспектив собственного личного и в дальнейшем профессионального развития субъекта образовательного процесса;
• факторы коммуникабельности и толерантности, которые, по нашему мнению, являются неотъемлемой характеристикой любой развивающейся личности в условиях общемирового образовательного пространства;
• категория сотрудничества, в том числе в рамках международного сообщества;
• категория непрерывного, постоянного роста, что, на наш взгляд, может являться обобщающим понятием при характеристике феномена мобильности (как академической , так и профессиональной, социальной и др.). Понятие роста подразумевается нами как постоянное движение (как по горизонтали, так и по вертикали), что отождествляется с понятием мобильности;
• опережающий характер развития образования, направленный на прогнозирование национальных и общемировых тенденций развития образовательного пространства и рынка труда, а также на предвиде-
29 1
ние и проектирование путей собственного личностного развития.
Следует отметить, что понятие академической мобильности в условиях российского образования приобретает новый смысл и новое, соответствующее российским реалиям значение. Смысл данного понятия расширяется. Оно приобретает, помимо чисто академического, психологопедагогическое толкование. Академическая мобильность - это неотъемлемая форма существования интеллектуального потенциала, отражающая реализацию внутренней потребности этого потенциала
в движении в пространстве социальных, экономических, культурных, политических взаимоотношений и взаимосвязей. Академическая мобильность - это возможность самим формировать свою образовательную траекторию. Иными словами, в рамках образовательных стандартов выбирать предметы, курсы, учебные заведения в соответствии со своими склонностями и устремлениями. Мы считаем, что академическая мобильность может явиться инструментом успешной подготовки компетентного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы от 03.09.2005 № 1340-р.
2 Ярмакеев И. Э. Развитие профессионально-смыслового потенциала личности будущего учителя // Педагогика. 2006. № 2. С. 43.
3 Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Издательство политической литературы, 1992. С. 377-392.
4 Болонский процесс в вопросах и ответах / В. Б. Карасевич, Р. В. Светлов, А. В. Петров, А. В. Цыб. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2004. С. 12-15.