АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ:
РОССИЙСКИЙ ОПЫТ
УДК378:[316.74:37] ГСНТИ 14.33
ББК 74.484(2Рос)ж КодВАК22.00.08 DOI: 10.22394/2304-3369-2019-2-170-181
И. А. Корягина Г. В. Королев
Российский экономический Российский экономический
университет им. Г. В. Плеханова, университет им. Г. В. Плеханова,
Москва, Россия Москва, Россия
АиШогШ: 797612 АиШогЮ: 1016311
АННОТАЦИЯ: В период «Индустрии 4.0» международная академическая мобильность студентов способствует активной интеграции российских вузов в международный образовательный процесс, внедрению ведущих мировых образовательных стандартов в учебный процесс наших вузов, значительному повышению качества российского образования, появлению учебных программ, направленных на подготовку специалистов нового формата и так далее. Академическая мобильность - один из основных трендов современной глобальной образовательной системы, который требует изучения в целях его дальнейшего развития. Авторы проанализировали статистические показатели по академической мобильности иностранных студентов в РФ и на их основе выделили базовые проблемы для нашей страны. В статье обосновывается актуальность данной темы для системы российского образования, указываются российские и зарубежные авторы, работы которых посвящены академической мобильности. Подводится промежуточный итог деятельности органов государственной власти Российской Федерации в рамках привлечения иностранных студентов для обучения в российских высших учебных заведениях. Также проанализирована государственная политика СССР в сфере привлечения иностранных студентов, представлено сравнение с аналогичной политикой Российской Федерации. В целом данное исследование вносит свой вклад в разработку тематики мобильности в сфере высшего образования.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: высшее образование, академическая мобильность, иностранные студенты, конкурентоспособность, вузы.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ:
Инга Анатольевна Корягина, кандидат исторических наук, доцент, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова,
111539, Россия, г. Москва, ул. Реутовская, д. 10, 2001inga@mail.ru
Григорий Вячеславович Королев, студент, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова,
111539, Россия, г. Москва, ул. Реутовская, д. 10, queen1511@mail.ru
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Корягина И. А., Королев Г. В. Академическая мобильность в меняющемся
^ мире: российский опыт // Вопросы управления. 2019. № 2 (38). С. 170—181. 0 2
£
¡^ В условиях глобализации мира, когда было немногим больше двух миллионов, то ^ интегрируются и унифицируются полити- есть менее чем за двадцать лет эта цифра ^ ка, экономика и культура разных госу- увеличилась почти на 250 %. С ростом об-^ дарств, происходит перемещение не только щей численности мобильных студентов из-^ капитала, информации, услуг и товаров, но менилось и направление международного и люди начинают свободно перемещаться образования: теперь оно не только составив из страны в страну, а, следовательно, пере- ная часть крупного экспорта, но и важная мещаются их навыки и знания. составляющая дипломатии, торговой поли-X По данным ЮНЕСКО [1] сегодня прибли- тики, а также межкультурных связей между ^ зительно пять миллионов студентов учатся разными странами, что демонстрирует со-^ за пределами своих стран. В 2000 году их
временные тенденции общественного развития.
Начало организованной и целенаправленной миграции студентов было положено в 1999 году на Болонском процессе [2], который поставил цель - создать единое общеевропейское пространство для процесса получения высшего образования (далее -ВО) в любой стране Европы к 2010 году. Постепенно Болонскую декларацию подписали сорок семь европейских стран. Россия примкнула к данному движению в 2003 году. Это повлекло за собой ряд положительных изменений в сфере российского ВО. Во-первых, произошла реформа ВО, в результате которой высшие учебные заведения России перешли на общемировые образовательные стандарты и требования. Во-вторых, значительно повысилась конкурентоспособность российских высших школ, что гарантирует обеспечение устойчивого экономического роста нашей страны, а также безболезненный переход к экономике знаний. В-третьих, способствует распространению и интеграции традиций российской высшей школы, а также элементов культуры в общемировую образовательную и культурную сферы. Таким образом, очевидно положительное воздействие Болонской декларации на процесс развития, модернизации и совершенствования ВО в России.
Актуальность проблемы продиктована необходимостью определения ключевых приоритетных направлений российского ВО применительно к его местоположению в международном академическом сообществе. В связи с тем, что данный вопрос исследован довольно лимитировано, у авторов появилась закономерная потребность провести собственные изыскания, обязывающие содержательно и всесторонне разобраться в вышеобозначенной проблеме. Важность обуславливается ещё и тем, что привилегированность студенческой мобильности была отмечена в качестве первостепенного направления в поступательном развитии нашей страны в Указе № 204 президента России В.В. Путина от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Конкретно в нём сказано, что требуется интенсифицировать численность иностранных граждан, обучающихся в образовательных организа-
циях высшего образования и научных организациях России, не менее чем в два раза, а также реализовать комплекс мер по трудоустройству лучших из них в Российской Федерации [3]. В этом же Указе была сформулирована установка к 2025 году довести число иностранных студентов, обучающихся в вузах России, до семисот десяти тысяч человек. Стоит заметить, что к выполнению задач, обозначенных в названном выше Указе, приступил двадцать один университет - участник проекта Министерства науки и ВО РФ «5/100», направленного на повышение конкурентоспособности российских вузов на международном образовательном рынке, а также значительная часть всех существующих в России школ ВО [4].
Изучением вопросов студенческой мобильности занимаются многие российские учёные. Так, например, значимость академической мобильности отмечают Д. В. Николаев, Т. И. Мясникова, Д. В. Суслова и другие. При этом они указывают на двойственную оценку данной темы многими специалистами. Процесс формирования и продвижения академической мобильности можно проследить по работам В. А. Садовничего, В. В. Зайцева, В. И. Байденко, В. Б. Кириллова, В. Н. Чистохвалова, Т. А. Шириной, В. М. Филиппова и других. Эволюцию педагогических технологий рассматривали М. В. Кларина, В. П. Беспалько, Г. К. Селевко, E. H. Землянская, Е. С. Полат и другие. Академическую мобильность как составную часть социальной активности, саморазвития, самореализации обозначили Н. А. Ани-симова, Е. А. Никитина, М. М. Абдулаева, Т. А. Фугелова, Т. И. Мясникова и другие. Примеры передового зарубежного ВО исследовали В. М. Филиппов, Б. Л. Вульфсон, Н. Д. Никандров, А. Н. Джуринский и другие.
Из зарубежных учёных можно выделить М. Байрема (М. Bayrem), Дж. Колемана (J. Coleman), Ф. Альтбаха (Philip G. Altbach), Э. Николаса (А. Nicholas), С. Миллер-Индриса (S. Miller-Idris), А. Смита (А. Smith), М. Вейра (М. Vaira), Дж. Найта (J. Knight), А. Окаду (А. Okada) и других, которые представили академическую мобильность с точки зрения протекания процессов европейской глобализации интеграции и интернационализации. Мобильность студентов в американских вузах изучили Ф. Финлай (F. Finlay), Р. Пейдж (R. Paige), Ганс де Витте (Hans de Witte), M. Келоу (M. Kelo), Б. Кеплер
(В. Kepler) и другие. Коллаборацию российских и европейских вузов в сфере академической мобильности студентов отметили И. Шмидт (I. Schmidt), М. Байрем (М. Bayrem), Дж. Виерс-Дженсон (J. Wiers-Jenssen), Е. Андерсон (Е. Andersson), П. Най-борг (P. Nyborg), К. Лофгрен (К. Lofgren) и другие.
Основываясь на анализе всевозможных информационных источников по обозначенной теме исследования, были сформулированы нижеприведённые проблемы:
- отсутствует унифицированное определение студенческой мобильности;
- нет конкретного понимания того, как далеко продвинулась Россия в вопросе усиления конкурентных возможностей наших университетов в системе мирового ВО;
- недостаточно чётко сформулированы плюсы и минусы получения ВО студентами-нерезидентами в России;
- не полном объёме обнародованы перспективы вузов РФ, направленные на увеличение академической мобильности студентов-нерезидентов.
Исходя из вышеперечисленного и учитывая актуальность обозначенной проблемы, авторы решили провести собственное исследование по теме: «Современное состояние академической мобильности иностранных студентов в России». Данное исследование вносит свой посильный вклад в дальнейшее изучение темы студенческой мобильности в РФ. Его факты и умозаключения могут быть задействованы при рассмотрении и изучении педагогических, управленческих, а также общекультурных вопросов.
Цель исследования:: выяснить, как далеко продвинулась Россия в вопросе усиления конкурентных возможностей наших университетов в системе мирового ВО; обозначить конкретные плюсы и минусы получения ВО студентами-нерезидентами в России; назвать первостепенные задачи для российских вузов, которые увеличат приток студентов из других стран в РФ.
Объект исследования академическая мобильность студентов-нерезидентов в системе ВО РФ. Предмет исследования: порядок и организация академической мобильности иностранных студентов в системе ВО России. Цель, объект и предмет изучения обнажили необходимость генериро-
вания следующих актуальных задач исследования.
- обозначить плюсы и минусы получения ВО студентами-нерезидентами в России;
- назвать первостепенные задачи для российских вузов, которые увеличат приток студентов из других стран в РФ;
- перечислить пути совершенствования академической мобильности иностранных студентов для вузов России.
Методы исследования: Эмпирический (подбор, зондирование, извлечение и дифференциация первичной информации): авторы обстоятельно проработали подлинное состояние академической мобильности студентов-нерезидентов в России. В качестве итогов были представлены выводы о современном состоянии, тенденциях и ресурсах российских вузов в процессе предоставления возможности получить ВО студентам-иностранцам в России.
Теоретический (сопоставление, оценка и агрегация исследуемой информации): авторы проработали значительный объём актуальной фактической и статистической информации, касающейся вопросов академической мобильности иностранных студентов в России. В итоге были сформулированы основные проблемы, которые могут возникнуть у иностранных студентов в России, названы плюсы и минусы российского ВО для иностранцев, обозначены перспективы подобного обучения.
Описательный: результаты исследования, статистические выкладки, наглядные примеры, выводы и предложения авторы описали в данной работе.
Источники информации: 1) нормативно-правовые государственные акты; 2) информация из периодических изданий; 3) исходные данные из всевозможных ресурсов сети Internet.
Результаты исследования. К сожалению, на сегодняшний день нет единого определения понятия «академическая мобильность», поэтому стоит остановиться на этом вопросе более подробно. Так, в толковом словаре С. И. Ожегова можно найти следующее значение слова «мобильный»: «Подвижный, способный к быстрому передвижению; способный быстро действовать, принимать решения» [5]. Если мы рассмотрим это значение применительно к современным студентам, то увидим, что оно абсолютно верно. Сегодняшние студенты мо-
бильны во всех отношениях: они активно развивают свои личностные навыки, такие как: гибкость, решительность, динамичность, деятельность и при этом обладают объективной возможностью отправиться в любую страну мира с целью обучения.
Наиболее часто для разъяснения понятия «академическая мобильность» используется определение, описанное в Рекомендациях Комитета Министров Совета Европы государствам-членам по академической мобильности (Страсбург, 2 марта 1995 года): «Термин "академическая мобильность" подразумевает период обучения, преподавания и/или исследования в стране другой, чем страна местожительства учащегося или сотрудника академического персонала. Этот период должен иметь ограниченную продолжительность, при этом предусмотрено, что учащийся или сотрудник возвращается в его или её родную страну после завершения обозначенного периода» [6].
Болонская декларация предполагает две категории академической мобильности: «вертикальную» - это прохождение полного курса обучения студента на степень в иностранном вузе и «горизонтальную» -обучение в течение лимитированного периода (мах - один год) [2].
Большинство исследователей началом международной мобильности считают конец ХХ века, то есть период подписания Бо-лонской декларации. Но если обратиться к истории более раннего периода, то можно увидеть, что уже в XI веке в первых средневековых европейских университетах наблюдались признаки студенческой мобильности.
В России до середины XIX века в основном наши студенты уезжали учиться за границу. Но Николай I (1796-1855 года) отменил зарубежные поездки студентов, а в 1865 году Совет при министре народного образования поставил задачу обучать иностранных студентов в русских университетах [7]. Именно тогда многие студенты из Болгарии, Сербии, Боснии и Герцеговины, Албании, получили высшее образование в Санкт-Петербургском, Московском или Одесском университетах.
В 1921 году советское правительство возродило традицию приглашения на учёбу в нашу страну иностранцев. Для этого специально был создан Коммунистический университет трудящихся Востока (КУТВ),
где бесплатно получали ВО студенты из Афганистана, Турции, Монголии, Персии и других восточных стран.
После завершения Второй мировой войны в 1949 году СССР инициирует новый приём иностранцев на обучение. В результате этой инициативы почти шесть тысяч иностранных студентов стали обучаться в десяти городах Советского Союза. Надо отметить, что большинство из них - 53% -получали образование по инженерно-техническим специальностям.
Пик активизации международного сотрудничества в области студенческой мобильности пришёлся на вторую половину ХХ века, когда была достигнута договорённость между советскими и зарубежными университетами об обмене студентами и признании дипломов. В 1960 году в Москве был основан Российский университет дружбы народов (РУДН), ставший самым крупным университетом для иностранных студентов на территории СССР. Подобная государственная политика в области ВО принесла свои плоды, и, по данным ЮНЕСКО, уже в конце 80 - начале 90 годов прошлого столетия СССР по количеству иностранных студентов вышел на третье место в мире. Численность иностранных студентов, получавших ВО в нашей стране в тот период, составляла сто двадцать шесть тысяч пятьсот человек или 10,8 % от общего числа всех иностранных студентов в мире. Впереди были только американские и французские университеты [8].
Большинство иностранных студентов, обучавшихся на тот период в СССР, были представителями Азии - 46 %. На долю африканских граждан пришлось 24 %, европейцы составили 17 %, южноамериканцы и североамериканцы - 10 и 3 % соответственно [9].
Если говорить более детально, то в советских вузах самыми многочисленными были студенты из Монголии - 8 800 человек, Вьетнама - 6 700 студентов, Афганистана и Кубы - по 6 100 студентов и так далее (рис. 1).
Такое представительство иностранных студентов в советских вузах объяснялось политикой нашего государства на тот период времени. Экономическая сторона вопроса не рассматривалась вузами вообще, так как финансирование было полностью государственным.
в период 1990-1991 К (авторе кая диагра мма составлена на основе [9] данн ых)
8,8 9 —
8 7 6,7 6,1 6,1
6 5,4 5,0
5
4 3,6 3,5 3,4
3 2,0
2 1
0 1 ^
/ / / ^ У У & & Л * V
Наибольшей популярностью среди иностранных студентов пользовались инженерно-технические специальности - 53 % от общего числа иностранных студентов. На естественно-научные с социально-гуманитарными специальностями, а также на медицину и фармацевтику приходилось примерно одинаковое количество нерезидентов - 17 и 18 % соответственно. Сельское, лесное, рыбное хозяйства плюс ветеринария интересовали 7 % иностранных студентов. Экономические специальности привлекали 5 % нерезидентов [9].
Произошедший в конце 1991 года распад Советского Союза практически уничтожил имевшуюся на тот период в стране эффективную структуру обучения иностранных студентов. Прервалось большинство научных, технических и экономических связей с бывшими государствами-партнёрами, что серьёзно пошатнуло сотрудничество в сфере культуры в целом, и образования в частности. А последовавшие затем нововведения в государственной политике, как то: псевдорыночные преобразования, неолиберальные реформы и так далее, привели к весьма неблагоприятным последствиям для всей российской науки и системы ВО в том числе. Они значительно ослабили позиции российских вузов в международном рейтинге. Дипломы, полученные в российских вузах, перестали котироваться на мировом рынке труда. В итоге Россия была вытесне-
на из группы фаворитов международного ВО. Количество иностранных студентов в вузах упало более чем в два раза и в 2000 году оно составило пятьдесят четыре тысячи пятьсот человек [9]. Рост наметился лишь после того, как Россия в 2003 году присоединилась к Болонской декларации.
Изначально рост происходил в основном за счёт студентов из постсоветских республик. Но после того, как было принято Постановление Правительства РФ N 803 от 23 декабря 2005 года «О Федеральной целевой программе развития образования на 20062010 годы» [10] российские вузы активизировали борьбу не только за количество иностранных студентов, но и за положение в международном рейтинге. Это произошло не случайно. Международные рейтинги позволяют вузу заявить о себе за пределами своей страны, что стремительно повышает его престиж. Это способствует притоку иностранных студентов, а значит и автоматически увеличивает финансирование: плата за обучение нерезидентов значительно выше. Сегодня в России, наверное, уже нет ни одного вуза, который бы не отмечал в качестве успеха свое местоположение в ранжированном списке лидирующих учебных заведений нашей страны, Европы, мира.
О том, что усилия не прошли даром, и численность иностранных студентов в российских вузах ежегодно увеличивалась, можно проследить по диаграмме (рис. 2).
О 50000 100000 150000 200000 250000
2008/2009 108565
2009/2010 Ю8084
2010/2011 -1 118730
2011/2012 —1 125538
2012/2013 139578
2013/2014 1 156211
2014/2015 1 183065
2015/2016 I >200750
2016/2017 I 229320
2017/2018 —240000
(авторская диаграмма составлена на основе [11] данных)
Таким образом, наглядно доказано, что за десять последних лет, с 2008 по 2018 года, количество иностранных студентов в российских вузах увеличилось более чем в два раза
Если же проследить направления, то можно утверждать, что европейцы чаще всего приезжают обучаться социально-гуманитарным специальностям, студенты из стран Ближнего Востока и Африки больше интересуются медициной и инженерно-техническими направлениями, а представители азиатских стран предпочитают физико-математическое направление, 1Т-специаль-ности, менеджмент, экономику и медицину.
Традиционно наибольшее число иностранных студентов в России - это выходцы из стран СНГ. Далее идут: Азия, Африка и Ближний Восток. Реже всего приезжают студенты из Австралии, Океании и Северной Америки. В последнее время из-за сложных политических взаимоотношений наметилась тенденция снижения числа студентов из Украины. При этом отмечается серьёзное увеличение числа студентов из Китая: в 2 раза за последние 10 лет [11]. Это объясняется добрыми соседскими взаимоотношениями и масштабным политико-экономическим партнёрством наших стран.
Надо отметить, что Россия заинтересована в притоке иностранных студентов не столько по экономическим соображениям, сколько по политическим, именно поэтому
активно продолжает расширять своё сотрудничество с зарубежными странами в том числе и в области ВО. Только за последние годы было достигнуто соглашение о взаимном признании образовательных дипломов, не считая стран СНГ, с Италией, Кубой, Францией, ЮАР, Македонией, Испанией, Перу, Венгрией, Мальтой, Венесуэлой, Сербией, Кипром, Албанией и другими странами [12].
Тем не менее, специалисты «Социоцен-тра» выяснили, что доходы РФ от экспорта образовательных услуг в период с 2005 по 2017 года увеличились в шесть раз. А по информации Института прикладных экономических исследований Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС, каждый иностранный студент вносит в российский бюджет только за счёт своего пребывания (питание, проживание, транспорт, мобильная связь и так далее) примерно двести пятьдесят тысяч рублей в год. Также вузы, как организации, вносят немалые денежные суммы в региональные бюджеты. Исходя из этого становится понятным, почему государство наращивает квоты для иностранных студентов.
А почему же сами иностранные студенты всё чаще стремятся получить ВО в России? Это можно объяснить целым рядом факторов (табл. 1). Но, к сожалению, есть и трудности, которые отрицательно влияют на студенческую мобильность (табл. 2).
Таблица 1
Преимущества, которые способствуют привлечению иностранных студентов в российские вузы (авторская таблица, составленная на основе [13] данных)
Фактор Пояснение
Комплексное образование Возможность получения глубоких, фундаментальных знаний по широкому кругу предметов
Разнообразный круг университетов и широкий диапазон учебных программ 766 вузов в 82 регионах: от Калининграда до Владивостока; 205 научных сфер: от математики и естественных наук до театрального искусства; 657 предметов по программам бакалавриата, магистратуры, специализации и последипломного образования
Оптимальное соотношение цена-качество Плата за обучение в российских вузах значительно дешевле, чем в США, Канаде и Великобритании, а уровень подготовки - наравне с ведущими вузами Запада
Финансирование обучения Правительство РФ ежегодно назначает тысячи квот для иностранных студентов (в 2018 году их было 15 тысяч); есть возможность поступать на бюджетные места вне квот на равных условиях с россиянами; за участие в университетских академических конкурсах предоставляются льготы на оплату обучения
Изучение русского языка Имеются всевозможные программы по изучению/совершенствованию русского языка: курсы, летние школы, on-line обучение и так далее
Получение двойных дипломов Большинство российских вузов выдают выпускникам двойные дипломы: российский и европейский
Легкая адаптация Россия - многонациональная страна, поэтому иностранцы имеют возможность легко адаптироваться к жизни
Разные климатические зоны Россия - огромная страна, поэтому есть возможность выбора наиболее подходящего для иностранца климата
Неповторимое культурное наследие Возможность познакомиться с культурой России
Спорт Возможность заниматься спортом на самом высоком уровне
Студенческие льготы и пособия Существует ряд льгот для студентов: на проезд в общественном транспорте, посещение музеев, библиотек, театров, концертных залов, парков и так далее
Разнообразная и увлекательная студенческая жизнь В вузах имеются собственные студенческие театры, спортивные команды, волонтерские объединения, студенческие строительные отряды и так далее
Таблица 2
Факторы, которые тормозят поток иностранных студентов в Россию (авторская таблица, составленная на основе [13] данных)
Фактор Пояснение
Строгие миграционные требования Для оформления регистрации требуется большое количество документов; оформлять новую регистрацию нужно каждый раз, когда иностранный студент покидает Россию и въезжает вновь
Сложности с проживанием Малое количество достойных общежитий и кампусов
Языковой барьер В случае, если иностранный студент плохо знает русский язык, ему не всегда предоставляется возможность пройти курс обучения на английском языке, а тем более - на родном
Медицинская страховка Медицинские полисы других государств для студентов не подходят. Необходимо сразу по приезду оформить российский полис ДМС, который, к тому же, покрывают не все медицинские услуги
В настоящий момент первое место по численности иностранных студентов среди российских вузов по-прежнему занимает РУДН: более девяти тысяч студентов из ста семидесяти шести стран мира. Далее следуют: Томский политехнический универси-
тет и НИУ ВШЭ - более трёх тысяч нерезидентов из сорока стран мира; Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова - более двух тысяч студентов из семидесяти пяти стран; Новосибирский государственный техниче-
ский университет - порядка двух тысяч студентов из семидесяти двух стран; СПбГУ - почти две тысячи студентов из сорока пяти стран; в нашей alma mater - РЭУ им. Г. В. Плеханова - на сегодняшний день немногим более полутора тысяч студентов из семидесяти стран и так далее.
Конечно же, привлечение иностранных студентов в российские вузы - это вопрос престижа страны. Именно поэтому правительство РФ стремится создать максимально привлекательные условия для студентов-нерезидентов. А президент России В. В. Путин 1 марта 2018 года в своём обращении к Федеральному Собранию сказал: «Предлагаю создать максимально удобные, привлекательные условия для того, чтобы талантливая молодежь из других стран приезжала учиться в наши университеты. Они приезжают, но нам нужно создать условия, чтобы лучшие иностранные выпускники наших вузов оставались работать в России» [14]. В связи с этим уже сегодня МВД РФ разработало ряд кардинальных мер, которые значительно упростят получение российского гражданства иностранным выпускникам наших вузов. Самое главное условие - они должны закончить вуз на отлично.
Кроме того, с 2012 года для иностранных абитуриентов - потенциальных студентов наших вузов - консорциум ключевых российских технических вузов под покровительством Россотрудничества и при содействии Министерства науки и ВО РФ ежегодно стал проводить олимпиаду «Время учиться в России», победители которой получают право обучаться в российских вузах за счёт государственной стипендии, выделяемой в пределах квоты правительством РФ. Существует и ряд других международных олимпиад, которые проводят непосредственно вузы, заинтересованные в притоке иностранных студентов. Так, например, НИУ ВШЭ проводит «Международную олимпиаду молодежи»; НИУ МФТИ при поддержке Россотрудничества - «Физико-математическую олимпиаду Phystech. International» и так далее. Победители и призёры таких олимпиад получают льготы при поступлении [15].
Конечно же, подобные усилия приносят свои плоды. Так, по информации Института статистики ЮНЕСКО, в 2018 году Россия вошла в ТОП-10 в рейтинге наиболее при-
влекательных для иностранных студентов стран, разделив четвёртое-шестое место с Германией и Францией. На долю этих стран пришлось по 5 % студенческой мобильности. Впереди: США - 19 %, Великобритания - 8 % и Австралия - 7 % [16].
Почему же именно сегодня наше государство так заинтересовано в иностранных студентах? Не будут ли ущемлены права российских граждан? Объяснение довольно простое: с начала 90-х годов ХХ века в России из-за сложной экономической обстановки произошёл резкий спад рождаемости. И только с 2009 года начался её постепенный рост. Поэтому в нашей стране сейчас просто недостаточное количество людей, чтобы полноценно загрузить имеющуюся систему ВО. Такая ситуация продлится ещё десять-пятнадцать лет. Следовательно, увеличение количества иностранных студентов выгодно российским вузам ещё и с позиции сохранения рабочих мест для нынешних профессорско-преподавательского, административно-управленческого и вспомогательного составов [17].
Что же предпринимают российские вузы, чтобы увеличить приток иностранных студентов? Кроме названных выше олимпиад, во-первых, это обучение по специальностям будущего уже сегодня. Например, профессии космического технолога или менеджера космического туризма уже сейчас можно получить в НИУ Московский авиационный институт, Сибирском государственном аэрокосмическом университете им. Академика Решетнёва или в СпбГУ аэрокосмического приборостроения; стать сити-фермером или экспертом-экологом можно после окончания Томского политехнического университета, биофака МГУ, аграрного университета им. Тимирязева и так далее. Во-вторых, это открытие инновационных лабораторий на базе вузов для проведения фундаментальных и прикладных исследований, результаты которых могут быть использованы в реальном секторе экономики, что непременно гарантирует активизацию научно-исследовательской деятельности как студентов, так и профессорско-преподавательского состава, а также интеграцию науки и практики. Например, в Самарском государственном университете открылась лаборатория по внедрению 1Т-технологий в медицине; в ИТМО - лаборатория перспективных вычислительных
технологий; в МАИ - лаборатория наноиз-мерений и так далее. В-третьих, грантовые поддержки и двойные дипломы.
Кроме того, в последние годы российские вузы стали активно использовать для привлечения иностранных студентов нетрадиционные методы. Так, например, в ННГУ им. Н. И. Лобачевского проводят мастер-классы по народным промыслам и русской кухне; в СПбГЭТУ «ЛЭТИ» практикуют экскурсионные поездки в пригороды Санкт-Петербурга; в ТГУ организовывают приезд в Россию семьи абитуриента и так далее.
Конечно, это не полный список того, что делается на уровне государства и университетов. Но если мы хотим, чтобы поток студентов-нерезидентов был более значительным, то необходимо более глобально подходить к данной теме. Например, существует предложение, чтобы разрешить постановку на миграционный учёт через Internet. Считаем, что это здравое предложение, и его необходимо воплотить в жизнь на государственном уровне уже в самое ближайшее время. Кроме того, через Internet можно разрешить и оформление полиса ДМС, причём для иностранных студентов он должен быть бесплатным, как и для граждан РФ. Стоит подумать над выпуском проездных билетов на все виды транспорта для иностранных студентов, которые бы оплачивались из федерального/регионального/университетского бюджета.
Самое затратное, но очень важное мероприятие, которое обязательно надо воплотить в самые короткие сроки - это построение/реорганизация общежитий. В Минобр-науке РФ в настоящий момент существует план, по которому они обязуются к 2024 году построить и сдать в эксплуатацию более семидесяти семи тысяч новых мест в общежитиях. Причём планируется строить их в шаговой доступности от вузов, чтобы у студентов была единая среда по принципу кампусов: учебные корпуса, научные лаборатории, библиотеки, клубы-кафе, спортзалы, общежития и так далее - всё в шаговой доступности. Это позволит студентам не тратить время на дорогу, а больше времени уделять учёбе, научной работе, спорту и так далее. Разумеется, что в таких условиях обязательно будет культивироваться креативная атмосфера и насыщенная студенческая жизнь, что непременно станет боль-
шим плюсом при выборе иностранными студентами российских вузов. Это подтверждает опыт китайских университетов: после того, как они инвестировали большие суммы в строительство кампусов, иностранные студенты стали значительно активнее поступать в их вузы [18].
Подводя общие итоги, можно с уверенностью сказать, что в России как большинством вузов, так и государством делается огромная работа по привлечению иностранных студентов в наши университеты. Тем не менее, не надо останавливаться на достигнутом и стоит дальше наращивать темпы.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Официальный сайт ЮНЕСКО [электронный ресурс]. URL: https://ru.unesco.org (дата обращения: 09.02.2019).
2. Болонский процесс. Историческая справка [электронный ресурс]. URL: www.econ.msu.ru (дата обращения: 09.02.2019).
3. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: указ Президента РФ от 07 мая 2018 г. №204 [электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/57 425 (дата обращения: 10.02.2019).
4. Официальный сайт проекта «5/100» [электронный ресурс]. URL: https://5top100.ru/universities/ (дата обращения: 10.02.2019).
5. Толковый словарь Ожегова онлайн [электронный ресурс]. URL: http://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=1464 7 (дата обращения: 12.02.2019).
6. Рекомендация Комитета Министров Совета Европы государствам-членам по академической мобильности (Страсбург, 2 марта 1995 года) [электронный ресурс]. URL: https://nic.gov.ru/ru/docs/foreign/recomendation s/Council_Europe_1995 (дата обращения: 12.02.2019).
7. Отечественная история 1796-1855 года [электронный ресурс]. URL: http://textarchive.ru/c-1856340-pall.html (дата обращения: 12.02.2019).
8. Подготовка специалистов для зарубежных стран в России: состояние и перспективы развития // Материалы к VI заседанию Межведомственной комиссии по международному партнерству в области образования (Часть I). М., 1999. С. 28-29.
9. Российский статистический ежегодник 2016 // Росстат [электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_mai n/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1 135087342078 (дата обращения: 12.02.2019).
10. О Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 год: Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. №803. [электронный ресурс] // СПС Гарант. URL: http://www.garant.ru/ (дата обращения: 14.02.2019).
11. Арефьев А. Л. Экспорт российских образовательных услуг: стат. сб. Вып. №8. М.: ЦСПиМ, 2018.
12. Международные договоры о взаимном признании документов об образовании [электронный ресурс]. URL: https://nic.gov.ru/ru/ docs/foreign/confirmation (дата обращения: 14.02.2019).
13. Advantages of Education in Russia [электронный ресурс]. URL: https://studyinrussia.ru/en/why-russia/ advantages/ (дата обращения: 14.02.2019).
14. Иностранным студентам надо облегчить получение гражданства, заявил Путин [электронный ресурс]. URL:
https://ria.ru/20180301/1515523927.html (дата обращения: 14.02.2019).
15. Study in Russia: Официальный сайт Министерства науки и ВО РФ [электронный ресурс]. URL: https://studyinrussia.ru (дата обращения: 15.02.2019).
16. Россия заняла шестое место по привлекательности для иностранных студентов [электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5c0e78b19a794 73a0a20d801 (дата обращения: 15.02.2019).
17. Вешкурова А. Б., Пономарев М. А., Ко-пылова Н. А. Влияние экономики инновационного типа на занятость населения // Экономика и управление: проблемы, решения. 2017. Т.2. № 8. С.5-11.
18. Краснова Г. А. Стратегия Китая по привлечению иностранных студентов / Г. А. Краснова, А. А. Краснова // Аккредитация в образовании. 2015. №84. С.1-5.
ACADEMIC MOBILITY IN A CHANGING WORLD: RUSSIAN EXPERIENCE
I. A. Koryagina G. V. Korolev
Plekhanov Russian Plekhanov Russian
University of Economics, University of Economics,
Moscow, Russia Moscow, Russia
ABSTRACT:
In the period of "Industry 4.0" international academic mobility of students contributes to active integration of Russian universities in the international educational process, introduction of the world's leading educational standards in the educational process of our universities, a significant improvement in the quality of Russian education, the emergence of training programs aimed at training professionals of a new format and so on. Academic mobility is one of the main trends of the modern global educational system, which requires study for its further development. The authors analyzed the statistical indicators of academic mobility of foreign students in Russia and identified the basic problems for our country. The article substantiates the relevance of this topic for the Russian education system, identifies the Russian and foreign authors whose work is devoted to academic mobility. The intermediate result of activity of public authorities of the Russian Federation within attraction of foreign students for training in the Russian universities is summed up. In addition, the state policy of the USSR in the sphere of attracting foreign students is analyzed; a comparison with the similar policy of the Russian Federation is presented. In general, this study contributes to the development of mobility in higher education.
KEYWORDS: Higher education, academic mobility, foreign students, competitiveness, universities. AUTHORS' INFORMATION:
Inga A. Koryagina, Cand. Sci. (History), Associate Professor, Plekhanov Russian University of Economics, 10, Reutovskaya str., Moscow, 111539, Russia, 2001inga@mail.ru
Grigoriy V. Korolev, Student, Plekhanov Russian University of Economics, 10, Reutovskaya str., Moscow, 111539, Russia, queen1511@mail.ru
FOR CITATION: Koryagina I. A., Korolev G. V. Academic mobility in a changing world: Russian experience // Management Issues. 2019. № 2 (38). P. 170—181.
REFERENCES
1. 2019 UNESCO Official website [e-resource]. - URL: https://ru.unesco.org (access date: 09.02.2019). [Ofitsial'nyy sayt YuNESKO [Elektronnyy resurs]. - URL: https://ru.unesco.org (data obrashcheniya: 09.02.2019)] - (In Rus.)
2. Bologna process. Historical information [e-resource]. - URL: www.econ.msu.ru (access date: 09.02.2019) [Bolonskiy protsess. Istoricheskaya spravka [Elektronnyy resurs]. - URL: www.econ.msu.ru (data obrashcheniya: 09.02.2019)] - (In Rus.)
3. On national goals and strategic objectives of the Russian Federation for the period up to 2024 [Text]: presidential decree No. 204 of May 07, 2018 [e-resource]. - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/57 425 (access date: 10.02.2019) [O natsional'nykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2024 goda [Tekst]: ukaz Prezidenta RF ot 07 maya 2018 g. №204 [Elektronnyy resurs]. - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/57 425 (data obrashcheniya: 10.02.2019)] - (In Rus.)
4. Official site of the project "5/100" [e-resource]. - URL: https://5top100.ru/universities/ (access date:10.02.2019). [Ofitsial'nyy sayt proekta «5/100» [Elektronnyy resurs]. - URL: https://5top100.ru/universities/ (data obrashcheniya: 10.02.2019)] - (In Rus.)
5. The dictionary online [e-resource]. - URL: http://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=1464 7 (access date: 12.02.2019) [Tolkovyy slovar' Ozhegova onlayn [Elektronnyy resurs]. - URL: http://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=1464 7 (data obrashcheniya: 12.02.2019)] - (In Rus.)
6. Recommendation of the Committee of Ministers of the Council of Europe to member States on academic mobility (Strasbourg, 2 March 1995) [e-resource]. - URL: https://nic.gov.ru/ru/docs/foreign/recomendation s/Council_Europe_1995 (access date: 12.02.2019) [Rekomendatsiya Komiteta Ministrov Soveta Evropy gosudarstvam-chlenam po akademicheskoy mobil'nosti (Strasburg, 2 marta 1995 goda) [Elektronnyy resurs]. - URL: https://nic.gov.ru/ru/docs/foreign/recomendation s/Council_Europe_1995 (data obrashcheniya: 12.02.2019)] - (In Rus.)
7. History of Russia 1796-1855 years [e-resource]. - URL: http://textarchive.ru/c-1856340-pall.html (access date: 12.02.2019). [Otechestvennaya istoriya 1796-1855 goda [Elektronnyy resurs]. - URL: http://textarchive.ru/c-1856340-pall.html (data obrashcheniya: 12.02.2019)] - (In Rus.)
8. Training of professionals for foreign countries in Russia: state and prospects of development // Materials for the VI meeting of the Interdepartmental Commission on international partnership in education (Part I). M., 1999. p. 28-29. [Podgotovka spetsialistov dlya zarubezhnykh stran v Rossii: sostoyanie i perspektivy razvitiya // Materialy k VI zasedaniyu Mezhvedomstvennoy komissii po mezhdunarodnomu partnerstvu v oblasti obrazovaniya (Chast' I). M., 1999. s.28-29] - (In Rus.)
9. Russian statistical yearbook 2016 // Rosstat [e-resource]. - URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_mai n/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1 135087342078 (access date: 12.02.2019). [Rossiyskiy statisticheskiy ezhegodnik 2016 // Rosstat [Elektronnyy resurs]. - URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_mai n/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1 135087342078 (data obrashcheniya: 12.02.2019)] - (In Rus.)
10. About the Federal Target Oriented Program of Education Development for 2006-2010: the Order of the Government of the Russian Federation of December 23, 2005 No. 803. Access from Garant. [e-resource] - URL: https://base.garant.ru/189041/ (access date: 13.02.2019) [O Federal'noy tselevoy programme razvitiya obrazovaniya na 2006-2010 god: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 23 dekabrya 2005 g. №803. Dostup iz SPS Garant] - (In Rus.)
11. Arefyev, A. L. Export of Russian educational services / Stat. collection - Iss. No. 8. - M.: Will Cspem, 2018. - 536 p. [Arefev, A.L. Eksport rossiyskikh obrazovatel'nykh uslug / Stat. sb. - Vyp. №8. - M.: TsSPiM, 2018. - 536 s.] - (In Rus.)
12. International agreements on mutual recognition of education documents [e-resource]. -URL:
https://nic.gov.ru/ru/docs/foreign/confirmation (access date: 14.02.2019) [Mezhdunarodnye dogovory o vzaimnom priznanii dokumentov ob obrazovanii [Elektronnyy resurs]. - URL: https://nic.gov.ru/ru/docs/foreign/confirmation (data obrashcheniya: 14.02.2019)] - (In Rus.)
13. Advantages of Education in Russia [e-resource]. - URL: https://studyinrussia.ru/en/why-russia/advantages/ (data of reference 14.02.2019) [Advantages of Education in Russia [Elektronnyy resurs]. - URL: https://studyinrussia.ru/en/why-russia/advantages/ (data obrashcheniya: 14.02.2019)] - (In Rus.)
14. Foreign students need to facilitate the acquisition of citizenship, Putin said [e-resource]. -URL: https://ria.ru/20180301/1515523927.html (access date: 14.02.2019) [Inostrannym studentam
nado oblegchit' poluchenie grazhdanstva, zayavil Putin [Elektronnyy resurs]. - URL: https://ria.ru/20180301/1515523927.html (data obrashcheniya: 14.02.2019)] - (In Rus.)
15. Study in Russia: Official website of the Ministry of Science and Higher Education of the RF -URL: https://studyinrussia.ru (access date: 15.02.2019) [Study in Russia: Ofitsial'nyy sayt Ministerstva nauki i VO RF [Elektronnyy resurs]. -URL: https://studyinrussia.ru (data obrashcheniya: 15.02.2019)] - (In Rus.)
16. Russia ranked the sixth place in terms of attractiveness for foreign students - URL: https://studyinrussia.ru [e-resource] - URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5c0e78b19a794 73a0a20d801 (access date: 15.02.2019) [Rossiya zanyala shestoe mesto po privlekatel'nosti dlya inostrannykh studentov [Elektronnyy resurs]. -URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/
5c0e78b19a79473a0a20d801 (data obrashcheniya: 15.02.2019)] - (In Rus.)
17. Veshkurova A. B., Ponomarev M. A., Kopylova N. A. Influence of economy of innovative type on employment // Economics and management: problems, solutions. 2017. Vol. 2. № 8. P. 511. [Veshkurova A.B., Ponomarev M.A., Kopylova N.A. Vliyanie ekonomiki innovatsionnogo tipa na zanyatost' naseleniya // Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniya. - 2017. - T.2. - № 8. - S.5-11] - (In Rus.)
18. Krasnova, G. A. Strategy of China to attract foreign students / G. A. Krasnova, A. A. Krasnova // Accreditation in education. 2015. №84. P. 1-5. [Krasnova, G.A. Strategiya Kitaya po privlecheniyu inostrannykh studentov / G.A. Krasnova, A.A. Krasnova // Akkreditatsiya v obrazovanii. - 2015. -№ 84. - S.1-5] - (In Rus.)